тальное обоснование гигиенических нормативов химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, исследованы механизмы трансформации химических загрязнений в атмосферном воздухе.
Только за годы одиннадцатой пятилетки по проблемам охраны окружающей среды на кафедре общей гигиены защищено 6 кандидатских диссертаций, выполнено хоздоговорных работ на сумму 440 тыс. руб.
Следует отметить еще одну характерную черту в деятельности гигиенических кафедр — это тесный контакт с санитарно-эпидемиологической службой Перми, широкое привлечение к практической деятельности научных работников.
Для целенаправленного планирования оздоровительной работы необходимо располагать материалами о здоровье населения. Всестороннее изучение здоровья населения Пермской области в 1939 г. начал заведующий кафедрой социальной гигиены проф. Г. Ф. Ершов. Полученные при этом материалы обобщались в виде санитарных обзоров по области. Глубокие исследования проводились в годы Великой Отечественной войны и в последующие годы. Всего на кафедре по изучению здоровья населения выполнены 2 докторские и 11 кандидатских диссертаций (М. Я- Под-лужная, П. П. Воронова, Л. Я- Обрег, Л. Д. Ара-сланова, С. П. Шилова, О. А. Шишко и др.).
Изучены закономерности демографических про-
цессов в Пермской области, состояние здоровья детского населения, женщин фертильного возраста, пожилых людей. Материалы этих исследований широко используются партийными, советскими органами и органами практического здравоохранения. Работа продолжается и в настоящее время.
Кроме того, ученые института принимали непосредственное участие в организации борьбы с трахомой, сифилисом, туберкулезом; значительный вклад внесли они в организацию борьбы с травматизмом, детской заболеваемостью и смертностью и др.
За последние годы в Пермской области удалось добиться значительного улучшения показателей здоровья населения. По сравнению с дореволюционным периодом детская смертность снизилась в 19 раз, а общая смертность — в 3 раза. За годы одиннадцатой пятилетки снизились заболеваемость с временной утратой трудоспособности, показатель профессиональных отравлений, производственный травматизм, а также инфекционная заболеваемость.
Опираясь на приобретенный опыт, научные работники института совместно с органами и учреждениями здравоохранения продолжают решать задачи по оздоровлению населения с учетом указаний XXVII съезда КПСС.
Поступила 02.06.87
УДК 613/.614:378.661]:001.614.2
С. В. Алексеев
ОПЫТ ЛЕНИНГРАДСКОГО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ПО СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С ОРГАНАМИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Ленинградский санитарно-гигиеиическнй медицинский институт
В решениях XXVII съезда КПСС и январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС первостепенное значение придается ускорению научно-техниче-ского прогресса, укреплению союза науки и практики, совершенствованию организационных форм их интеграции. В связи с этим развитие медицинской науки должно соответствовать насущным задачам здравоохранения по кардинальному повышению качества оказания медицинской помощи, укреплению здоровья советских людей, увеличению продолжительности их активной жизни.
На выполнении этих задач, а также постановлений партии и правительства «О дополнительных мерах по улучшению здоровья населения» (1982 г.), «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985 г.), соответствующих приказов минздравов СССР и РСФСР и приказа Минздрава РСФСР от 31.01 «О мерах по дальнейшему совершенствованию совместной работы высших и средних специальных учебных заведений,
научно-исследовательских институтов, органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации в деле повышения качества медицинской помощи населению и улучшению профессиональной подготовки специалистов здравоохранения» Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (ЛСГМИ) сосредоточил все свои усилия, что нашло отражение в совместной деятельности ЛСГМИ и органов здравоохране-ни Ленинграда, Ленинградской и Новгородской областей.
В настоящее время институт принимает участие в 10 подпрограммах региональной Комплексной программы совершенствования профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения Ленинграда и Ленинградской области, комплексной программе развития здравоохранения на 1985—1990 гг. Совместная работа предусматривает анализ показателей и на их основе разработку научно обоснованных ежегодных и перспективных (на 5 лет) планов по улучшению ка-
чества профилактики заболеваний и медицинской помощи населению. Перспективные планы корректируются в зависимости от конкретных запросов практического здравоохранения.
Совместную работу ЛСГМИ с органами практического здравоохранения мы рассматриваем как основную составную часть деятельности вуза. Она органически входит не только в лечебную и профилактическую работу, но и в учебный процесс.
Формы совместной работы с органами здравоохранения многообразны. Большое внимание уделяется выполнению комплексно-целевых исследований по проблемам народнохозяйственного значения: охраны среды, повышения качества диспансеризации, первичной и вторичной профилактики. Важнейшим разделом совместной работы остается внедрение в практику здравоохранения достижений медицинской науки, в том числе результатов собственных научно-исследователь-ских разработок института.
Дальнейшее развитие получает специализированная медицинская помощь, расширяются консультативные приемы населения профессорско-преподавательским составом в поликлиниках не только в областных центрах и городах, но и в сельских районах курируемых областей.
Выполняется ряд конкретных мероприятий, направленных- на гигиеническое обучение и воспитание населения, пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками, и прежде всего с пьянством и алкоголизмом.
Развивается система мероприятий по повышению квалификации медицинских работников.
Особая роль принадлежит участию в совместной работе с органами практического здравоохранения студентов института в период производственной практики, во время обучения в субординатуре и интернатуре, а также в составе круглогодичных студенческих медицинских отрядов.
В план организационно-методической работы ежегодно включаются выездные заседания совета ЛСГМИ и коллегий подшефных областей, на которых подводятся итоги совместной работы, принимаются и координируются планы, определяются ведущие направления деятельности. К выездам приурочивается проведение научно-практических конференций, семинаров, показательных операций, консультаций наиболее сложных больных ведущими специалистами института, работы по профориентации молодежи и отбору абитуриентов на I курс и подготовительное отделение.
Ученые института выполняют обязанности главных специалистов Главного управления здравоохранения Ленгорисполкома и районных управлений здравоохранения, главных консультантов областных и районных здравотделов, председателей и членов общественных советов санэпидстанций (СЭС).
Важным разделом деятельности ЛСГМИ является совместная с практическими учреждениями научно-исследовательская работа. Это, как правило, долгосрочные (на 5 лет и более) плановые исследования, которые заканчиваются разработкой гигиенических рекомендаций, противоэпидемических мероприятий, новых методов диагностики, рациональной терапии и т.д.
В качестве примера можно привести работу Ленинградской областной СЭС и СЭС Приозер-ска и кафедры общей гигиены института «Санитарно-гигиеническая оценка влияния сточных вод Приозерского целлюлозного завода на прилежащую акваторию Ладожского озера», которая привлекла широкое внимание общественности; исследование врачей Тихвинской районной СЭС и сотрудников кафедры гигиены труда «Гигиеническая оценка шумовибрационного фактора в основных цехах машиностроительного производства и разработка профилактических мероприятий». Работа эпидемиологического отдела Ленинградской областной СЭС и кафедры эпидемиологии посвящена эпидемиологии вирусного гепатита, а в условиях сельской местности — и разработке профилактических и противоэпидемических мероприятий; сотрудниками станции скорой помощи и кафедры внутренних болезней лечебного факультета выполняется работа «Диагностика и лечение недостаточности кровообращения в острой стадии инфаркта миокарда». В текущем пятилетии будет закончено совместное исследование врачей родильного дома № 15 Ленинграда и преподавателей кафедры акушерства и гинекологии «Отдаленные результаты реабилитации позднего токсикоза, разрешенного путем кесарева сечения».
Наиболее ценные и глубокие исследования практических врачей представляются в качестве кандидатских диссертаций, в результате практическое здравоохранение, а также вуз получают опытных высококвалифицированных специалистов.
Качественным показателем совместной работы института с органами практического здравоохранения является внедрение результатов научно-исследовательских работ в практику здравоохранения.
Как уже отмечалось, научные исследования ученых ЛСГМИ выполняются в рамках региональной Комплексной программы совершенствования профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения Ленинграда и Ленинградской области, что позволит комплексно решать проблемы сохранения и укрепления здоровья населения с широких социальных позиций, с учетом условий труда, быта и благосостояния, повышать качество и эффективность работы лечебно-профилактических учреждений за счет внедрения новейших методов профилактики, диагностики и лечения с использованием современной техники и эффективных лекарственных
средств, а также новых форм организации медицинской помощи различным группам населения.
Только за последних 2 года учеными ЛСГМИ по результатам завершенных научных исследований внедрено 182 предложения путем издания методических документов, нормативов, приказов Минздрава РСФСР и актов внедрения учреждений практического здравоохранения Ленинграда, Ленинградской, Новгородской и других областей.
Успешному внедрению результатов научных исследований в значительной мере способствует актуальность изучаемых проблем и учет запросов практического здравоохранения. Так, кафедра травматологии, ортопедии и внутриполостной хирургии предложила более 20 методов оперативного лечения травм, используемых травматологической службой Ленинградской области, в результате чего продолжительность пребывания больного в стационаре уменьшилась на 1,1 % (по сравнению с таковой в Ленинграде). Среди пострадавших с множественными и сочетанными переломами выход на инвалидность сроком до 1 года снизился на 30 %, до 2 лет и более — на 50%. Значительное место занимают исследования, проводимые кафедрой эпидемиологии по лабораторному контролю гнойно-септических инфекций и эпидемиологическому анализу различных инфекционных заболеваний. Кафедрами терапевтического профиля внедрены методы профилактики, диагностики и лечения сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных заболеваний в различных возрастных группах населения.
Кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения разработаны и внедрены усовершенствованные методы медико-санитарной помощи рабочим агропромышленных комплексов (животноводам, рабочим птицефабрик), студентам и др.
Новой формой медицинской помощи населению является работа ученых ЛСГМИ непосредственно в промышленных, транспортных и строительных организациях согласно договору и плану оздоровительных мероприятий. Причем это не только лечебно-консультативный прием трудящихся, но и широкие охранные мероприятия, проводимые производственными коллективами по рекомендациям сотрудников института. С каждым годом эта форма расширяется и углубляется, и к настоящему времени ух<е приступили к диспансеризации трудящихся на двух крупных предприятиях, что позволит поднять медицинскую помощь на качественно новый уровень, а это особенно важно при переходе предприятий на 2- и 3-сменную работу.
Успешное выполнение задач, стоящих перед медицинской наукой и здравоохранением, по полному удовлетворению потребностей жителей города и села во всех видах высококвалифицированной медицинской помощи, кардинальному повышению ее качества во многом определяется
результативностью научных исследований и внедрением разработок в деятельность учреждений практического здравоохранения.
Формы повышения квалификации и обучения специалистов традиционны. Среди них научно-практические конференции, семинары, обучение на рабочих местах, курсы усовершенствования.
Большие возможности в деле повышения квалификации открываются с созданием при институте факультета усовершенствования врачей. Занятия на факультете позволят вскрыть недочеты вузовской подготовки, нацелят весь профессорско-преподавательский состав на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса. Факультет усовершенствования — хорошая школа повышения научно-практической квалификации преподавательского состава. ^
Гигиеническое обучение и воспитание населе- N ния, пропаганда медицинских знаний осуществляются путем публичных выступлений ученых института с лекциями, беседами и пр., при этом используются радио, телевидение, периодическая печать и т. д. Эффективной формой такой работы мы считаем разработку для областных домов санитарного просвещения конспектов лекций для населения (в помощь врачу-лектору) на различные темы, например «Новая редакции Программы КПСС о рациональном использовании природных ресурсов и охране здоровья человека», «Проблемы гигиены труда на новом этапе научно-технического прогресса», «Гигиенические аспекты подготовки детей к обучению с 6-летнего возраста в связи со школьной реформой», «Проблемы формирования здорового образа жизни», «Пьянство и психические болезни».
Совместная работа института с органами практического здравоохранения в период производственной практики студентов дает ощутимые л. взаимовыгодные результаты. Так, например, сту-* дент^ми IV курса во время производственной практики в прошлом учебном году обследовано в стационарах около 20 тыс. больных, принято в поликлиниках свыше 13 тыс. человек. Студенты приняли участие (в качестве ассистентов или самостоятельно) в 1018 хирургических операциях; студентами V курса в период практики обследовано более 5 тыс. объектов в порядке текущего санитарного надзора. Неоценим и первый опыт самостоятельной практической работы студентов.
Мы всячески поощряем прохождение практики наших студентов в студенческих зональных отрядах «Медик», которые находятся под эгидой комитета комсомола при полном студенческом самоуправлении. В прошлом году на объектах здравоохранения Ленинграда (на штатных рабочих местах) работало 12 таких отрядов численностью около 600 человек.
В институте функционируют круглогодичные медицинские отряды, которые обеспечивают медицинское обслуживание в крупнейших лечеб-
ных и профилактических учреждениях города и в которых занято около 350 студентов.
Нами накоплен определенный опыт совместной с органами практического здравоохранения работы по подготовке специалистов в процессе стажировки.
Одиннадцать территорий, закрепленных за ЛСГМИ в качестве баз производственной практики, одновременно являются базами стажировки — это Архангельская, Псковская, Новгородская, Вологодская, Калининская, Костромская, Смоленская, Ярославская, Ленинградская области, Ленинград и Карельская АССР.
Приказом по институту ответственность за подготовку врачей-стажеров по специальностям возложена на заведующих профильных гигиенических кафедр. Из числа преподавателей соответствующих кафедр назначены ответственные руководители за стажировку. Три раза в год силами преподавателей совместно с главными врачами и руководителями-наставниками проводится аттестация стажеров, результаты которой фиксируются в аттестационных листах.
Стажировка выпускников как обязательная первичная форма повышения квалификации введена для санитарных врачей по 4 специальностям: коммунальной гигиене, гигиене труда, гигиене питания, гигиене детей и подростков, а также для врачей-эпидемиологов и проводится согласно типовой программе стажировки выпускников санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов (1978 г.). В практическом здравоохранении в настоящее время возникла острая потребность и в таких специалистах, как главный врач СЭС, санитарный врач по общей гигиене, врач-паразитолог, врач-дезинфекционист, врач-лаборант, врач-бактериолог. При этом стажировка проводится без программ или по программам, разрабатываемым в СЭС. Учитывая важность и неотложность решения вопроса о подготовке указанных специалистов, методический совет по субординатуре и стажировке ЛСГМИ разработал программы подготовки специалистов по микробиологии, организации здравоохранения (для главных врачей СЭС), а также общесанитарных врачей.
Первый год работы молодого специалиста в значительной мере определяет его будущие успехи; в ходе стажирозки выпускники накапливают личный врачебный опыт. Большую помощь в этом им оказывают их непосредственные руководители — высококвалифицированные специалисты. Как известно, во время прохождения интернатуры молодой специалист — выпускник ле-чебно-профилактического факультета попадает в лечебное учреждение, которое является базовым и где имеются высококвалифицированные кадры. В отличие от врачей-интернов врачи-стажеры проходят стажировку в тех СЭС, куда молодой специалист направлен областной СЭС на постоянную работу. Подготовку молодого спе-
циалиста следует вести с учетом перспектив развития службы, определяемых научно-техническим прогрессом. Тогда у молодого врача появится стимул для совершенствования своей деятельности.
Во время итоговой аттестации врач-стажер выступает с докладом по теме научно-практической работы. Успешно пройденной считается стажировка в том случае, когда наряду со всеми необходимыми документами (дневником, индивидуальным планом, оценкой участия в производственной и общественной жизни) врач-стажер представляет результаты своей научно-практической работы. Данная форма проведения итоговой аттестации наиболее полно раскрывает врачебное мышление и способность к анализу молодого специалиста, знание документов и приказов, умение пользоваться ими в своей повседневной работе.
С целью совершенствования совместной работы с органами и учреждениями практического здравоохранения ЛСГМИ вошел с ходатайством в Минздрав РСФСР о создании Ленинградского учебно-научно-производственного объединения "(УНПО) «Гигиена» на базе ЛСГМИ, Ленинградского НИИ гигиены труда и профзаболеваний, НИИ радиационной гигиены, НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, санитарно-гигиенических служб Ленинграда и Ленинградской области.
Роль УНПО в совместной работе института с органами и учреждениями здравоохранения определяется главными направлениями его деятельности, такими, как повышение уровня подготовки студентов (максимальное приближение учебного процесса к реальным условиям практической деятельности), обеспечение оперативного внедрения всех фрагментов научного исследования на этапах его выполнения — от начала разработок до использования результатов на практике, повышение качества и культуры медицинской помощи населению, связанное с влиянием вуза (повышение квалификации практических медицинских работников, использование новейших методов профилактики, диагностики, лечения и т. д.).
Большое значение создания УНПО заключается в том, что они могут обеспечить комплекси-рование вуза с органами здравоохранения, концентрацию и специализацию кадровых и технических резервов, внедрение НОТ, прогрессивных методов, современной техники. Организационные формы УНПО позволяют максимально привлечь сотрудников объединения (врачей, стажеров, курсантов, студентов) к научно-исследовательской работе. Объединение будет способствовать осуществлению качественной подготовки и повышению квалификации научных, научно-педагогических кадров и работников практического здравоохранения.
Поступила 24.02.87