Научная статья на тему 'О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РЯЗАНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА им. акад. И.П. ПАВЛОВА (К 25-летию факультета)'

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РЯЗАНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА им. акад. И.П. ПАВЛОВА (К 25-летию факультета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РЯЗАНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА им. акад. И.П. ПАВЛОВА (К 25-летию факультета)»

дач: осуществление государственного санитарного контроля за объектами, применяющими методы гамма-дефектоскспии, государственного санитарного надзора за геофизическими работами с использованием ИИИ, рентгеновскими кабинетами и т. п.

Под формами деятельности понимаются отдельные действия, совокупность которых обеспечивает выполнение каждой частной задачи. Для осуществления этих форм деятельности врач-ги-гиеннст должен владеть определенными умениями (должен уметь) и знаниями (должен знать). При составлении ПДТ для отраслевых санитарных врачей по радиационной гигиене выделяются три основные задачи.

1. Государственный санитарный надзор за проведением санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, обеспечение радиационной безопасности населения, за выполнением предприятиями и учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР требований санитарных правил и норм, законодательства СССР, союзных и автономных республик, решений Советов народных депутатов в области радиационной гигиены.

2. Организационно-методическая работа по разделу «радиационная гигиена».

3. Работа в области медицинской службы гражданской обороны в соответствии с действующими положениями [1].

Эти задачи определены «Инструктивно-методическими указаниями по работе СЭС в области радиационной гигиены». Они одинаковы как для СЭС, имеющих радиологические подразделения,

так и для СЭС, не имеющих таковых, однако объем выполняемой работы существенно различается.

Из общей задачи по осуществлению предупредительного санитарного надзора по радиационной гигиене вытекает ряд частных задач: осуществление предупредительного санитарного надзора за проведением мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда персонала на предприятиях, в учреждениях, организациях, где либо добываются и производятся, либо применяются, хранятся и перевозятся радионуклиды и другие ИИИ и т. д.

Далее по каждой частной задаче определяются формы деятельности врача и формируются умения, необходимые для выполнения задачи.

Построенные таким образом ПДТ позволят правильно разработать программу обучения по радиационной гигиене санитарных врачей СЭС, не имеющих радиологических подразделений. Такая программа даст возможность более целенаправленно совершенствовать знания этой кгтего-рии врачей-гигиенистов в области радиационной гигиены.

Литература

1. Голиков В. Я-, Коренков И. П. Организация работы радиологических групп СЭС. — М., 1977.

2. Инструкция о работе санитарно-эпидемиологической станции по разделу радиационной гигиены: приложение к приказу Минздрава СССР № 846 от 13 сентября 1978. —№ 1900—78.

3. Нормы радиационной безопасности НРБ-76 и основные санитарные правила ОСП-72/80. — М., 1981.

Поступила 03.02.87

УДК 613+614):378.661(470.313-25)

П. Г. Ткачев, Б. А. Замотин, Н. Г. Миролюбов (Рязань)

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РЯЗАНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА им. акад. И. П. ПАВЛОВА (К 25-летию факультета)

Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова — это бывший III Московский медицинский институт, переведенный в Рязань в 1950 г. За годы своего существования он вырос в крупное многопрофильное учебное и научное учреждение. Большой вклад в организацию санитарно-гигиенического факультета внес бывший ректор проф. А. А. Никулин.

Первые 150 студентов были приняты на санитарно-гигиенический факультет в сентябре 1962 г. С этого времени и начался сложный процесс формирования и становления факультета. Первым деканом факультета до 1979 г. был доктор мед. наук К. Н. Челиканов, а затем проф. Б. А. Замотин.

В настоящее время в составе факультета работает 18 кафедр и курсов. На кафедрах успешно трудятся свыше 100 работников научно-педагогического профиля, среди них 10 докторов и 79 кандидатов наук. За прошедшие годы 12 человек защитили докторские и 90 — кандидатские диссертации. Проводится подготовка высококвалифицированных кадров и для других медицинских вузов страны. Ректоратом при активном участии коллективов кафедр проведена большая работа по расширению и укреплению материально-технической базы факультета. Только за последние годы были построены 4-этажный гигиенический корпус, студенческое общежитие на 1080 мест, библиотека на 500 тыс. томов и вива-

рий. В результате были созданы хорошие условия для учебной и научно-исследовательской работы студентов, занятий физической культурой и спортом, художественной самодеятельностью. В гигиеническом корпусе размещены кафедральные лаборатории и экспериментальные блоки, а также центральная научно-исследовательская лаборатория, оснащенная современным оборудованием. Практически все кафедры в оптимальном количестве имеют рабочие и вспомогательные помещения, тематические учебно-лабораторные комнаты с оборудованием и приборами для работы преподавателей и студентов. Просторные рекреационные помещения оформлены комбинированными стендами, планшетами, галереями портретов выдающихся ученых-медиков, гигиенистов и эпидемиологов. В корпусе находятся две лекционные аудитории на 240 человек каждая и конференц-зал на 600 мест.

В учебном процессе используются комплектные лаборатории, технические средства обучения, наборы типографских и оригинальных таблиц, слайды и учебные кинофильмы. С целью совершенствования учебно-воспитательного процесса коллективы многих кафедр уделяют большое внимание разработке методов по усилению самостоятельной подготовки студентов. Для этого на кафедрах эпидемиологии, коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков и других составлены методические пособия: «Учебные задания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям», «Библиографические указатели литературы по предмету», «Методические указания по проведению летней производственной практики студентов V курса санитарно-гигиенического факультета», «Методические указания к проведению первичной специализации студентов VI курса санитарно-гигиенического факультета» и др.

На факультете внедрен и широко используется в учебно-воспитательном процессе ряд нетрадиционных педагогических приемов и методических разработок. В настоящее время накоплен определенный опыт стажировки, проводимой в Тульской, Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Липецкой областях и Мордовской АССР. В 1982 г. на базе института совместно с Республиканской санэпидстанцией РСФСР была проведена региональная научно-методическая конференция руководителей санэпидслужб областей Центрального Нечерноземья по обмену опытом стажировки. Всеми выпускающими кафедрами составлены и изданы методические рекомендации по организации и проведению стажировки по каждому предмету, а также разработаны и «Методические указания по стажировке врачей— выпускников санитарно-гигиенических факультетов медицинских вузов».

Учеными факультета исследованы этикодеон-тологические аспекты деятельности врача. Анализ этой важной проблемы позволил дать опре-

деление, впервые сформулировать основные принципы деонтологии врача гигиениста-эпидемиолога. На факультете уже в течение 6 лет читаются проблемные лекции по этике и деонтологии врачей-гигиенистов разного профиля и эпидемиологов для субординаторов в XII семестре. Вопросы по этике и деонтологии врача включены в билеты государственных экзаменов. На основании имеющегося опыта считаем, что эта форма обучения способствует более глубокому осмыслению принципов коммунистической морали и государственного подхода к решению практических задач здравоохранения. В итоге были составлены и внедрены в учебный процесс «Методические рекомендации по комплексному преподаванию этики и деонтологии на санитарно-гигиеническом факультете».

На факультете была впервые разработана новая организационная форма обучения субординаторов в XII семестре. На всех базовых районных санэпидстанциях (СЭС) города были созданы студенческие СЭС, что способствует формированию самостоятельности, ответственности и творческого отношения субординаторов к своим служебным и общественным обязанностям. Статус этих организаций определяется Положением, разработанным сотрудниками кафедр и практической санэпидслужбы. Наш трехлетний опыт свидетельствует, что студенческие СЭС способствуют сплочению субординаторов в единый рабочий коллектив, решающий совместно с базовой СЭС общие задачи.

На базе Рязанского медицинского института был проведен ряд учебно-методических и научно-практических мероприятий, в том числе конференция «Ускоренные методы выявления отдаленных патологических изменений, возникающих при воздействии химических веществ на организм» (1982 г.), расширенное заседание Центральной проблемной учебно-методической комиссии по гигиене (1986 г.), пленум Научного совета по социальной гигиене и организации здравоохранения АМН СССР (1983 г.) и др. Важным событием для гигиенической общественности Рязанской области явилось проведение в 1985 г. в Рязани VI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей.

На всех кафедрах постоянно работают научные студенческие кружки численностью до 60 человек. Студенческие работы ежегодно заслушиваются на научно-практических, итоговых конференциях. Лучшие работы поощряются дипломами и почетными грамотами, выдвигаются на межвузовские конференции. Только в течение последних лет доклады наших студентов были представлены и получили грамоты в Москве, Виннице, Каунасе, Минске, Ярославле и др.

В качестве учебных баз систематически используются все подразделения районных СЭС Рязани и Рязанской области, строящиеся и действующие промышленные, коммунальные, пище-

2*

— 35 —

вые, школьные и другие объекты. Учебно-воспитательную и научно-практическую профилактическую деятельность гигиенисты кафедр проводят совместно с работниками учреждении санитарно-эпидемиологической службы.

Свыше 3500 молодых специалистов — выпускников санитарно-гигиенического факультета, в том числе 92 получивших дипломы с отличием, трудятся во многих регионах страны. Ряд санитарно-эпидемиологических учреждений административных областей Центра Российской Федерации, таких как Воронежская, Белгородская, Брянская, Владимирская и др., укомплектованы преимущественно нашими выпускниками. Сотрудниками кафедр издано б монографий и учебников, 24 тематических сборника, опубликовано более 2500 научных и учебно-методических работ, из них 1210 в центральной печати; ежегодно выполняется более 10 научно-практических работ по хозяйственным договорам с промышленными предприятиями.

Все гигиенисты кафедр института, учреждений государственной и ведомственных СЭС объединены в Рязанское областное отделение Всесоюзного научного общества гигиенистов, которое в 1984 г. отметило свой 110-летний юбилей. Общество регулярно обсуждает наиболее важные вопросы охраны здоровья населения и окружающей среды. Рекомендации научно-практических конференций направляются в соответствующие организации для их реализации.

Кафедра общей гигиены с курсом радиационной гигиены проводит обучение студентов на всех факультетах с 1950 г. Возглавляли кафедру в разные годы проф. Н. Ф. Емельянов, доц. В. Р. Чевпецов, доц. П. П. Якнмчук, с 1976 г. проф. Н. С. Жаркова. На кафедре разработаны и изданы «Методические указания к лаборатор-но-практическим занятиям для студентов III курса санитарно-гигиенического факультета». Научные исследования осуществляются по целевой программе «Актуальные вопросы применения химических средств защиты растений в сельском хозяйстве Нечерноземья РСФСР». Опубликовано 108 научных работ, из них 85 в центральной печати, издано 10 сборников научных трудов, разработано 13 гигиенических нормативов и рекомендаций, утвержденных Минздравами СССР и РСФСР. Защищены 2 докторские и 10 кандидатских диссертаций.

Кафедра социальной гигиены, организации здравоохранения и истории медицины с курсом советского права осуществляет свою деятельность в составе института также с 1950 г. Ее возглавляли профессора Н. А. Ананьев, В. В. Трей-ман, К. И. Журавлева, а с 1974 г.— проф. J1. В. Анохин. В учебно-методической подготовке студентов используется «Руководство к практическим занятиям», составленное коллективом сотрудников и выпущенное издательством «Медицина». Студенты ведут научно-практические ис-

следования по комплексной теме «Изучение заболеваемости рабочих промышленных предприятий». На кафедре опубликовано 149 работ, защищено 6 кандидатских диссертаций, ведется подготовка клинических ординаторов. Научные исследования кафедры посвящены изучению проблемы «Состояние здоровья населения и разработка мероприятий по профилактике заболеваемости».

Курс гигиены детей и подростков функционирует с 1964 г. под руководством доц. Ё. А. Шапошникова. Учебный процесс на основе проблемного обучения проводится в лабораториях института, СЭС и школах города. В результате многолетних научных поисков были выявлены и сформулированы статистические закономерности физического развития детей и подростков, разработаны единые нормы показателей физического развития. По материалам исследований опубликовано 9 статей.

Кафедра гигиены питания организована в 1965 г. Основателем и первым заведующим ее была доц. Ю. И. Окорокова. С 1978 г. кафедру возглавляет доц. Н. Г. Миролюбов, являющийся в настоящее время и деканом санитарно-гигиенического факультета. На кафедре подготовлены «Руководство к практическим занятиям по гигиене питания» (2 издания), «Учебник по гигиене питания для медучилищ» (3 издания), монография «Значение фактора питания в профилактике эндемического зоба». Научные исследования ведутся в рамках целевой программы гто изучению биологической ценности животных и растительных продуктов, получаемых с применением перспективных биостимуляторов откорма животных, регуляторов роста растений и гербицидов. Совместно с врачами СЭС ежегодно выполняется 8—10 заказных научно-практических работ по оценке фактического питания отдельных групп населения и состояния их здоровья в связи с характером питания.

Кафедра гигиены труда начала свою деятельность в 1966 г. в виде самостоятельного курса, которым заведовал доц. В. И. Акулиннн. Затем курс был преобразован в кафедру, которую возглавил проф. Н. И. Сметанин, а с 1976 г. ее заведующим стал доц. А. В. Смольский. Занятия со студентами проводятся в лабораториях государственной и ведомственной санэпидслужбы, цехах предприятий, изучается опыт работы вра-чебно-инженерных бригад. Сотрудниками кафедры проводятся научные исследования по изучению комбинированного и сочетанного действия пестицидов, гигиеническому нормированию химических веществ в воздухе рабочей зоны и эргономической оценке сельхозмашин. Подготовлено 7 кандидатских диссертаций, утверждено 7 гигиенических нормативов, 10 методических документов, выполнено более 200 научных работ.

Кафедра коммунальной гигиены организована

в 1967 г. Первым ее заведующим был доктор мед. наук К. Н. Челиканов, в 1980 г. его преемником стал проф. П. Г. Ткачев. В помощь студентам и преподавателям разработаны методические указания по всем темам занятий. Издано 7 учебно-методических разработок, например по этике и деонтологии, стажировке, экологическому воспитанию и др. Научные исследования проводятся по проблеме «Научные основы гигиены окружающей среды» в направлении разработки принципов единого гигиенического нормирования и критериев оценки комбинированного, комплексного и сочетанного действия факторов окружающей среды на организм человека. В результате научное обоснование получили 25 гигиенических нормативов, издана монография «Гигиеническое значение низших алифатических аминов и канцерогенных нитрозаминов в атмосферном воздухе, воде и почве», опубликовано более 200 работ.

Кафедра эпидемиологии с курсом паразитологии создана в 1966 г. Кафедру возглавляли доц. В. А. Быкова, проф. Б. А. Шура-Бура, а с 1974 г. — проф. Б. А. Замотин. Уделяя первостепенное внимание учебно-методическим вопросам, коллектив кафедры составил и издал 7 пособий и рекомендаций для студентов и преподавателей. Среди них «Методические указания к применению программированного контроля в преподавании курса общей и частной эпидемиологии», «Типы эпидемий. Методика эпидемиологического изучения и анализа заболеваний» и др. Сотрудниками кафедры получены авторские свидетельства на два рационализаторских предложения отраслевого уровня. Эти и другие разработки явились результатом выполнения научной тематики по республиканской проблеме «Закономерности эпидемического процесса; научные основы снижения заболеваемости и ликвидации инфекции». Подготовлено и защищено 6 кандидатских диссертаций, опубликовано 214 работ, в том числе 108 в центральной печати.

В последние годы происходит значительное сокращение набора студентов на санитарно-ги-гиенические факультеты. Этот процесс идет и в нашем институте: набор на санитарно-гигиенический факультет уменьшился с 200 до 125 человек. В связи с этим возникла проблема сокращения штатов и объединения отдельных гигиенических кафедр. В таких условиях админи-

страции института удалось сохранить имеющиеся подготовленные квалифицированные кадры профессорско-преподавательского состава путем организации новых гигиенических кафедр факультета усовершенствования врачей (ФУВ),что явилось также определенным вкладом в реализацию важнейшей задачи — усовершенствования врачей-гигиенистов. На вновь организованных кафедрах общей гигиены ФУВ (зав. — доц. В. Ф. Горбич) и кафедре социальной гигиены (зав.— доц. Т. Я. Спицына) за 2 года прошли усовершенствование около 500 врачей санитарно-эпнде-миологической службы страны. Обучение курсантов проводится по вновь разработанным программам и учебным планам с использованием тестового контроля и очно-заочной формы. Для занятий используются школы передового опыта на базах Республиканской СЭС РСФСР, Рязанской и Московской областных СЭС. Сотрудниками кафедр ФУВ разработаны и внедрены в учебный процесс 6 пособий для врачей, 50 тестовых заданий и ситуационных задач, анкеты обратной связи, а также ряд инструктивно-нормативных документов.

Таким образом, на санитарно-гигиеническом факультете Рязанского медицинского института за 25 лет его деятельности сформировался коллектив высококвалифицированных специалистов, имеющих большой опыт научно-педагогической работы. Факультет располагает достаточной и совершенной материально-технической базой, современным оборудованием для проведения учебного процесса и научных исследований. Только за последние годы Минздравом РСФСР выделено на эти цели несколько комплектов специализированных лабораторий стоимостью около 300 тыс. руб. Это позволяет ежегодно готовить 150— 200 врачей гигиенистов-эпидемиологов, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса.

В целях дальнейшего совершенствования учебного процесса и реализации реформы высшей школы на факультете разработан план мероприятий по укреплению связи обучения с практической деятельностью санэпидслужбы, совершенствованию материально-технической, лабораторной базы и широкому привлечению к проведению учебно-воспитательной работы практических работников здравоохранения.

Поступила 22.07.87

УДК 613:378.661}(470.31I ):93

Р. С. Волкова, Л. Е. Горелова (Москва)

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ II МОСКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА им. Н. И. ПИРОГОВА

(К 80-летию кафедры)

Организация кафедры гигиены II ММИ им. сии, развитием медицинского факультета Мо-Н. И. Пнрогова тесно связана с историей выс- сковских Высших женских курсов (МВЖК), от-шего женского медицинского образования в Рос- крытого в 1906 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.