Научная статья на тему 'О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ДЛЯ ВРАЧЕЙ ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ ОТРАСЛЕВЫХ САНЭПИДСТАНЦИЙ'

О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ДЛЯ ВРАЧЕЙ ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ ОТРАСЛЕВЫХ САНЭПИДСТАНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В.И. Усольцев, Л.Ф. Конкина, В.И. Шишенина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ДЛЯ ВРАЧЕЙ ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ ОТРАСЛЕВЫХ САНЭПИДСТАНЦИЙ»

онных и городских СЭС района должен решаться с учетом особенностей конкретного региона. Это объясняется тем, что в регионах с небольшой численностью населения имеются практически только одни медицинские рентгеновские кабинеты. Радиологические учреждения в таких регионах единичны.

Исследования Ленинградского НИИ радиационной гигиены выявили, что основное рабочее время (до 60—70 %) специалистами радиологических подразделений затрачивается на проведение плановых санитарных обследований радиологических учреждений. Особенно много рабочего времени уходит на обследование сложных и чрезвычайно сложных в отношении санитарного обслуживания учреждений. Есть среди них такие, на полное санитарное обследование которых следует выделять до 10—15 и даже 20 рабочих дней, что почти не реально. В крупных радиологических учреждениях, как правило, имеется объектовая служба радиационной безопасности, которая согласно санитарному законодательству, должна обеспечить систематическое проведение контроля за санитарными условиями использования источников радиации. В связи с этим задачей радиологических подразделений при плановом санитарном обследовании, по нашему мнению, должны явиться развернутое исследование деятельности служб радиационной безопасности, проверка достоверности имеющейся в ее распоряжении информации о радиационной обстановке в учреждении и выборочное санитарно-дози-метрическое обследование отдельных . участков работы. Качественная работа объектовых и ведомственных служб радиационной безопасности, таким образом, служит залогом повышения эффективности государственного санитарного надзора по радиационной гигиене.

До настоящего времени еще отсутствуют официально утвержденные статистические формы планов и отчетов о работе СЭС по радиационной гигиене, что сказывается на эффективности их работы. Не определены также официальные критерии оценки деятельности СЭС по радиацион-

ной гигиене. Изучение возможных дозиметрических и медико-биологических критериев показывает, что дозы облучения персонала как в целом, так и по отдельным профессиям в 3—10 раз ниже предельно допустимых нормативов. При анализе здоровья персонала во время периодических медицинских осмотров за последние 10—15 лет не выявлено ни одного случая лучевой патологии. В качестве критериев эффективности работы радиологических подразделений и их специалистов можно предложить показатели загруженности персонала тем или иным видом работы, учтенные в рабочих днях. Средний объем работ, осуществляемых одним специалистом радиологического подразделения, в значительной степени колеблется в разных регионах. Существенные колебания отмечены и в таких показателях, как количество радиологических учреждений, источников ионизирующего излучения, численность персонала на одного специалиста. Получение таких материалов очень важно не только для повышения эффективности работы радиологических подразделений СЭС, но и для обоснования нормативов радиационно-гигиенического обслуживания населения, оптимальных организационных форм деятельности и штатного расписания радиологических подразделений. В свою очередь это необходимо для определения перспектив деятельности СЭС по радиационной гигиене и направлений исследований по изучению научных основ их работы.

Литература

1. Ионизирующее излучение; источники и биологические эффекты: Науч. комитет по действию атомной радиации ООН: Докл. за 1982 год Генеральной Ассамблее: Пер. с англ. —М„ 1983.— Т. 1.

2. Макарова Т. В.. Поплавский К. К. 11 Радиационная гигиена.—Л., 1983, —С. 150—156.

3. Поплавский К. К. /Радиационная гигиена.—Л., 1978.— Вып. 7, —С. 26—34.

4. Поплавский К■ К.// Радиационная гигиена. — Л., 1985.— С. 10—20.

5. Санитарные правила устройства и эксплуатации радиоизотопных приборов № 1946—78. — М, 1980.

Поступила 13.03.S7

УДК 613.648 + 6Ы.73 + 614.876]-07:614.3М

В. И. Усольцев, Л. Ф. Конкина, В. И. Шишенина

О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ДЛЯ ВРАЧЕЙ ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ ОТРАСЛЕВЫХ САНЭПИДСТАНЦИЙ

Ленинградский институт для усовершенствования врачей им. С. М. Кирова

В настоящее время контроль за работой с источниками ионизирующего излучения (ИИИ) осуществляют специалисты радиологических подразделений санэпидстанций (СЭС). Однако количество объектов и участков, где используются ИИИ, очень быстро растет, и радиологические

подразделения зачастую не в состоянии осуществлять контроль за ними в требуемом объеме. Поэтому часть функций по контролю за такими объектами возлагается на СЭС, не имеющие в своем составе радиологических подразделений. В соответствии с действующей инструкцией [2]

такие СЭС проводят работу по текущему санитарному надзору в объеме, согласованном с СЭС, имеющей радиологическое подразделение. Эта работа, как минимум включает:

— проведение простейших измерений с целью выявления ИИИ;

— контроль за ведением в учреждениях, предприятиях, организациях соответствующей документации, установленной действующими санитарными правилами и нормами, а также другими нормативными актами;

— выполнение учреждениями и другими объектами предложений и предписании, данных при обследовании вышестоящей СЭС;

— контроль за проведением предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, относящихся к категории А согласно НРБ—76 [3]. Кроме того, на СЭС, не имеющие радиологических подразделений, могут возлагаться и отдельные задачи по предупредительному надзору, проведению гигиенических мероприятий по противоатомной защите, ликвидации последствий аварий и т. д.

Все это свидетельствует о том, что санитарные врачи различных специальностей, работающие в СЭС, должны обладать определенными знаниями по радиационной гигиене. В связи с этим возникает необходимость подготовки сотрудников СЭС по указанному разделу.

Главный вопрос, который встает в процессе любого обучения — это вопрос о том, что должен знать и уметь обучаемый по окончании обучения. Для его решения необходимо четко представлять, с какими задачами столкнется обучаемый в своей производственной деятельности и каким запасом знаний и умений он должен владеть, чтобы выполнять их, т. е. необходима так называемая модель специалиста. Эта модель должна быть отражением объема и структуры его профессиональных и социально-политических знаний. По нашему мнению, модель специалиста включает две части: первая — это модель личности специалиста, т. е. его профессиональные качества, куда входят профессионально-должностные требования (ПДТ); вторая часть — модель подготовки специалиста, охватывающая программу обучения, методические разработки, учебные пособия, систему контроля знаний и т. п. Кроме того, в структуру модели входят социально-психологические свойства специалиста.

ПДТ представляют собой описание содержания деятельности врача и определяют, что должен знать и что должен уметь врач, находясь на конкретной должности для того, чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности. ПДТ отраслевого санитарного врача по разделу «радиационная гигиена» являются только частью модели санитарного врача по гигиене труда, коммунальной гигиене и т. д. Они определяют минимум профессиональных знаний и умений по радиационной гигиене, которыми должен обладать

специалист, чтобы обслуживать тот или иной объект, где используются ИИИ. Ие ограничивая профессиональную квалификацию, которая может быть беспредельно высокой, ПДТ же ограничивают лишь нижний предел знаний и умений: если уровень последних ниже этого предела, то санитарный врач не сможет обеспечить качественный контроль за объектами, использующими ИИИ.

В ПДТ входят как общие требования к личности врача, уровню его специальных и профессиональных знаний, так и частные требования к умениям, навыкам и знаниям уже применительно к конкретной ситуации. Исходя из общих требований к личности санитарного врача, уровню его специальных знаний и умений, следует указать, что, как любой врач-гигиенист, специалист по радиационной гигиене должен быть высокообразованным, всесторонне развитым, быть активным строителем коммунистического общества, владеющим марксистско-ленинской теорией, иметь навыки политико-массовой и воспитательной работы.

Врач-гигиенист должен в своей деятельности руководствоваться требованиями социалистической законности, проводить в жизнь решения партии и правительства, направленные на улучшение состояния здоровья населения. Он должен действовать таким образом, чтобы способствовать улучшению условий радиационной безопасности и показателей здоровья персонала и населения. Однако его деятельность не должна служить тормозом в дальнейшем использовании ИИИ в народном хозяйстве и наносить ущерб благосостоянию народа и в конечном счете здоровью населения. Действуя твердо и принципиально, требуя строгого и четкого выполнения правил санитарного законодательства, специалист должен обладать рядом качеств и умений, позволяющих ему успешно работать с представителями партийных и советских органов, а также с администрацией предприятий и учреждений.

Отраслевой санитарный врач по разделу «радиационная гигиена» должен знать принципы деонтологии, задачи и функции органов и учреждений СЭС в области радиационной гигиены, правовые основы радиационной безопасности. Ему необходимо сочетать деятельность в области радиационной гигиены с работой по своей основной специальности. Для этого специалист должен четко представлять основную задачу, поставленную перед ним, цель своей деятельности, а также ее задачи и формы.

Под профессиональной задачей понимаются частные цели, совокупность которых обеспечивает достижение основной цели. Профессиональные задачи в свою очередь также делятся на общие и частные. Например, ставится общая задача— осуществление текущего санитарного надзора за предприятиями или учреждениями, использующими ИИИ, а из нее вытекает ряд частных за-

2 Гигиена и санитария № 5

— 33 —

дач: осуществление государственного санитарного контроля за объектами, применяющими методы гамма-дефектоскспии, государственного санитарного надзора за геофизическими работами с использованием ИИИ, рентгеновскими кабинетами и т. п.

Под формами деятельности понимаются отдельные действия, совокупность которых обеспечивает выполнение каждой частной задачи. Для осуществления этих форм деятельности врач-ги-гиеннст должен владеть определенными умениями (должен уметь) и знаниями (должен знать). При составлении ПДТ для отраслевых санитарных врачей по радиационной гигиене выделяются три основные задачи.

1. Государственный санитарный надзор за проведением санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, обеспечение радиационной безопасности населения, за выполнением предприятиями и учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР требований санитарных правил и норм, законодательства СССР, союзных и автономных республик, решений Советов народных депутатов в области радиационной гигиены.

2. Организационно-методическая работа по разделу «радиационная гигиена».

3. Работа в области медицинской службы гражданской обороны в соответствии с действующими положениями [1].

Эти задачи определены «Инструктивно-методическими указаниями по работе СЭС в области радиационной гигиены». Они одинаковы как для СЭС, имеющих радиологические подразделения,

так и для СЭС, не имеющих таковых, однако объем выполняемой работы существенно различается.

Из общей задачи по осуществлению предупредительного санитарного надзора по радиационной гигиене вытекает ряд частных задач: осуществление предупредительного санитарного надзора за проведением мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда персонала на предприятиях, в учреждениях, организациях, где либо добываются и производятся, либо применяются, хранятся и перевозятся радионуклиды и другие ИИИ и т. д.

Далее по каждой частной задаче определяются формы деятельности врача и формируются умения, необходимые для выполнения задачи.

Построенные таким образом ПДТ позволят правильно разработать программу обучения по радиационной гигиене санитарных врачей СЭС, не имеющих радиологических подразделений. Такая программа даст возможность более целенаправленно совершенствовать знания этой кгтего-рии врачей-гигиенистов в области радиационной гигиены.

Литература

1. Голиков В. Я-, Коренков И. П. Организация работы радиологических групп СЭС. — М., 1977.

2. Инструкция о работе санитарно-эпидемиологической станции по разделу радиационной гигиены: приложение к приказу Минздрава СССР № 846 от 13 сентября 1978. —№ 1900—78.

3. Нормы радиационной безопасности НРБ-76 и основные санитарные правила ОСП-72/80. — М., 1981.

Поступила 03.02.87

УДК 613+614):378.661(470.313-25)

П. Г. Ткачев, Б. А. Замотин, Н. Г. Миролюбов (Рязань)

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РЯЗАНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА им. акад. И. П. ПАВЛОВА (К 25-летию факультета)

Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова — это бывший III Московский медицинский институт, переведенный в Рязань в 1950 г. За годы своего существования он вырос в крупное многопрофильное учебное и научное учреждение. Большой вклад в организацию санитарно-гигиенического факультета внес бывший ректор проф. А. А. Никулин.

Первые 150 студентов были приняты на санитарно-гигиенический факультет в сентябре 1962 г. С этого времени и начался сложный процесс формирования и становления факультета. Первым деканом факультета до 1979 г. был доктор мед. наук К. Н. Челиканов, а затем проф. Б. А. Замотин.

В настоящее время в составе факультета работает 18 кафедр и курсов. На кафедрах успешно трудятся свыше 100 работников научно-педагогического профиля, среди них 10 докторов и 79 кандидатов наук. За прошедшие годы 12 человек защитили докторские и 90 — кандидатские диссертации. Проводится подготовка высококвалифицированных кадров и для других медицинских вузов страны. Ректоратом при активном участии коллективов кафедр проведена большая работа по расширению и укреплению материально-технической базы факультета. Только за последние годы были построены 4-этажный гигиенический корпус, студенческое общежитие на 1080 мест, библиотека на 500 тыс. томов и вива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.