Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНЭПИДСТАНЦИЙ ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ'

ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНЭПИДСТАНЦИЙ ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНЭПИДСТАНЦИЙ ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 614.73+614.876) :614.3/.4

К. К. Поплавский

ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНЭПИДСТАНЦИЙ ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ

Ленинградский НИИ радиационной гигиены Минздрава РСФСР

Государственный санитарный надзор по радиационной гигиене возложен на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Советского Союза. В целях обеспечения квалифицированного и специализированного надзора в 1958 г. при республиканских, краевых, областных, некоторых городских и районных санэпидстанциях (СЭС) созданы специализированные подразделения — радиологические группы (отделения, отделы радиационной гигиены).

За время существования радиологических подразделений значительно расширилось использование атомной энергии и разнообразных источников ионизирующего излучения в народном хозяйстве, медицине и науке. Появились новые источники излучения, которые способствуют повышению производительности труда, снижению потерь материальных ценностей. Достаточно успешно они применяются при диагностике и лечении различных заболеваний.

Важнейшими мерами по повышению эффективности работы радиологических подразделений являются научное обоснование ее задач, направлений и методов, оптимальное использование специалистов, приборов, рабочих помещений.

Для оптимизации деятельности СЭС по государственному надзору за использованием источников радиации необходимо уточнение объектов надзора. До настоящего времени остается актуальным надзор практически за всеми этапами создания, внедрения, применения радиоактивных веществ и других источников, а также за утилизацией радиоактивных отходов. Однако опыт работы СЭС показывает, что содержание, методы и периодичность надзора, участие в его осуществлении специалистов СЭС могут существенно зависеть от категории облучаемых лиц, радиационных характеристик источника радиации, его конструкторских решений и особенностей использования.

В соответствии с Нормами радиационной безопасности НРБ — 76 и Основными санитарными правилами ОСП 72/80 [1] все виды работ с источниками радиации в зависимости от категории облучаемых лиц можно разделить на 4 группы (категории, класса) [2,3].

К IV категории должны быть отнесены работы (контакты) с источниками радиации, которые не требуют санитарных ограничений и при исполнении которых участвует категория облучаемых лиц «население». •

Для III категории работ требуется проведение защитных мероприятий, в первую очередь технического плана. Так, при создании источников радиации следует предусмотреть элементы конструктивной защиты с учетом действующих санитарных нормативов облучения. Лица, работающие с такими источниками радиации, дслжны быть отнесены к категории «ограниченная часть населения». Это обусловлено тем, что при неисправности источника радиации возможно облучение этих лиц сверх санитарных нормативов.

При работе с источниками радиации по II категории необходимы защитные мероприятия, связанные как с решением вопросов конструктивной защиты источника, так и с использованием средств индивидуальной и коллективной защиты специально подготовленного и отобранного по медицинским показаниям персонала, а также с осуществлением радиационного и медицинского наблюдения.

При проведении работ, относящихся к I категории, следует предусмотреть принятие дополнительных мер, обеспечивающих защиту пространством персонала, окружающей среды, населения, которое проживает на территории, прилегающей к радиологическому учреждению (создание са-нитарно-защитных зон, устройство спецканализации, спецвентиляции и т. п.).

В настоящее время очень остро должен стоять вопрос о целесообразности проведения текущего санитарного надзора за всеми радиоизотопными приборами, особенно отнесенными, согласно санитарному законодательству, к 3-й группе [5]. Количество использующих такие приборы учреждений в отдельных регионах достигает 60 % от общего числа радиологических учреждений.

Остается также актуальным вопрос об учете работающих с источниками радиации. Определение понятия «персонал (профессиональные работники, категория А)», которое дается в Нормах радиационной безопасности НРБ—76 и Ос-

новных санитарных правилах ОСП 72/80, с нашей точки зрения, уже не полностью соответствуют современным требованиям радиационно-гигиенической науки и практики. Правильное решение этого вопроса необходимо для оптимизации медицинского наблюдения за состоянием здоровья таких работников.

Характеристика содержания в биосфере естественных и искусственных радиоактивных веществ, знание закономерностей их движения по биологическим цепочкам позволяют вскрыть закономерности формирования и определить величины доз внешнего и внутреннего облучения населения в конкретных регионах [1]. Средние дозы облучения населения в целом, персонала (лиц, профессионально связанных с источниками радиации), подвергавшегося или не подвергавшегося лучевому воздействию при диагностических рентгенологических процедурах, могут составить 4, 10 и 8 мЗв в год соответственно. Для категории лиц, подвергшихся рентгенологическим исследованиям (так называемая группа облучаемых лиц «пациенты»), средняя доза может достигнуть 6 мЗв в год [4].

Существуют еще большие резервы оптимизации деятельности СЭС в области радиационной гигиены. Важным мероприятием в этом плане является паспортизация радиологических учреждений на основе оценки их соответствия санитарным нормам и требованиям.

Санитарные обследования радиологических учреждений организуются и проводятся силами специалистов радиологических подразделений СЭС или отраслевых санитарных районных и городских СЭС региона. По нашему мнению, обследование радиологических учреждений, работающих по III категории, возможно силами отраслевых санитарных врачей, технического или лаборантского состава радиологических подразделений под организационно-методическим контролем санитарного врача по радиационной гигиене. При обследовании учреждений, в которых проводятся работы I и II категории, необходимо участие всех специалистов радиологических подразделений. Частота обследования должна составлять для работ IV и III категорий 0,5 и I посещение в год, для работ II и I категорий — 2 и 4 раза в год соответственно.

Для получения информации о возможном вредном влиянии источников радиации необходим не только надзор за организацией и проведением медицинских осмотров персонала, но и систематический анализ их результатов. Важным является также оценка состояния здоровья и условий труда лиц, которые имеют те или иные, главным образом хронические, заболевания общего характера с целью лечения и разработки эффективных оздоровительных мероприятий.

В современных условиях актуальным является вопрос о государственном санитарном надзоре за медицинскими рентгеновскими кабинетами с

точки зрения обеспечения радиационной безопасности их персонала и пациентов. В связи с тем что в соответствии с действующими положениями контроль за этими медицинскими подразделениями возложен на рентгенорадиологические отделения региональных больниц, СЭС должны осуществлять эту работу выборочно. В течение календарного года СЭС проводят обследование примерно 15—25 % всех имеющихся в регионе медицинских рентгеновских кабинетов. При наличии небольшого количества радиологических учреждений в регионе число обследуемых кабинетов может быть увеличено до 100 %.

Важным элементом оптимизации деятельности СЭС является обоснование необходимости использования тех или иных специалистов, рациональное распределение между ними функциональных обязанностей. В 1970 г. Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава РСФСР были утверждены функциональные обязанности персонала радиологических групп СЭС. С этого времени СЭС накопили большой опыт работы, на основании которого необходимо уточнение этого документа.

Санитарные врачи по радиационной гигиене, их помощники, врачи-лаборанты и лаборанты относятся к категории медицинских работников и пользуются всеми предоставляемыми для этих категорий специалистов правами. Инженеры, техники, которые работают в СЭС по многу лет, такими правами не пользуются. Это обстоятельство создает значительные трудности в укомплектовании штатов. Свидетельство этому — большая текучесть в радиологических подразделениях специалистов инженерно-технического профи, ля.

Важной проблемой является оптимизация использования дозиметрических и радиометрических приборов, лабораторного оборудования и оснащения. Следует отметить, что имеющиеся в радиологических подразделениях переносные приборы чрезвычайно громоздки, имеют большую массу, что затрудняет их применение в практике. В настоящее время настал момент, когда радиологические подразделения должны быть оснащены легкопереносимыми приборами, созданными на базе микроэлектроники.

Государственный санитарный надзор по радиационной гигиене выполняется в основном силами радиологических подразделений региональных СЭС. Как показали исследования Ленинградского НИИ радиационной гигиены, привлечение к работе по радиационной гигиене специалистов из районных и городских СЭС региона с численностью населения до 1 млн неоправданно, поскольку объем надзора за использованием источников ионизирующего излучения и работой медицинских рентгеновских кабинетов успешно осуществляется силами радиологических подразделений СЭС. При большем количестве жителей (свыше 1 млн) вопрос о привлечении специалистов рай-

онных и городских СЭС района должен решаться с учетом особенностей конкретного региона. Это объясняется тем, что в регионах с небольшой численностью населения имеются практически только одни медицинские рентгеновские кабинеты. Радиологические учреждения в таких регионах единичны.

Исследования Ленинградского НИИ радиационной гигиены выявили, что основное рабочее время (до 60—70 %) специалистами радиологических подразделений затрачивается на проведение плановых санитарных обследований радиологических учреждений. Особенно много рабочего времени уходит на обследование сложных и чрезвычайно сложных в отношении санитарного обслуживания учреждений. Есть среди них такие, на полное санитарное обследование которых следует выделять до 10—15 и даже 20 рабочих дней, что почти не реально. В крупных радиологических учреждениях, как правило, имеется объектовая служба радиационной безопасности, которая согласно санитарному законодательству, должна обеспечить систематическое проведение контроля за санитарными условиями использования источников радиации. В связи с этим задачей радиологических подразделений при плановом санитарном обследовании, по нашему мнению, должны явиться развернутое исследование деятельности служб радиационной безопасности, проверка достоверности имеющейся в ее распоряжении информации о радиационной обстановке в учреждении и выборочное санитарно-дози-метрическое обследование отдельных . участков работы. Качественная работа объектовых и ведомственных служб радиационной безопасности, таким образом, служит залогом повышения эффективности государственного санитарного надзора по радиационной гигиене.

До настоящего времени еще отсутствуют официально утвержденные статистические формы планов и отчетов о работе СЭС по радиационной гигиене, что сказывается на эффективности их работы. Не определены также официальные критерии оценки деятельности СЭС по радиацион-

ной гигиене. Изучение возможных дозиметрических и медико-биологических критериев показывает, что дозы облучения персонала как в целом, так и по отдельным профессиям в 3—10 раз ниже предельно допустимых нормативов. При анализе здоровья персонала во время периодических медицинских осмотров за последние 10—15 лет не выявлено ни одного случая лучевой патологии. В качестве критериев эффективности работы радиологических подразделений и их специалистов можно предложить показатели загруженности персонала тем или иным видом работы, учтенные в рабочих днях. Средний объем работ, осуществляемых одним специалистом радиологического подразделения, в значительной степени колеблется в разных регионах. Существенные колебания отмечены и в таких показателях, как количество радиологических учреждений, источников ионизирующего излучения, численность персонала на одного специалиста. Получение таких материалов очень важно не только для повышения эффективности работы радиологических подразделений СЭС, но и для обоснования нормативов радиационно-гигиенического обслуживания населения, оптимальных организационных форм деятельности и штатного расписания радиологических подразделений. В свою очередь это необходимо для определения перспектив деятельности СЭС по радиационной гигиене и направлений исследований по изучению научных основ их работы.

Литература

1. Ионизирующее излучение; источники и биологические эффекты: Науч. комитет по действию атомной радиации ООН: Докл. за 1982 год Генеральной Ассамблее: Пер. с англ. —М„ 1983.— Т. 1.

2. Макарова Т. В.. Поплавский К. К. 11 Радиационная гигиена.—Л., 1983, —С. 150—156.

3. Поплавский К. К. /Радиационная гигиена.—Л., 1978.— Вып. 7, —С. 26—34.

4. Поплавский К■ К.// Радиационная гигиена. — Л., 1985.— С. 10—20.

5. Санитарные правила устройства и эксплуатации радиоизотопных приборов № 1946—78. — М, 1980.

Поступила 13.03.S7

УДК 013.648 + 614.73 + 614.876]-07:614.3М

В. И. Усольцев, Л. Ф. Конкина, В. И. Шишенина

О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ДЛЯ ВРАЧЕЙ ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ ОТРАСЛЕВЫХ САНЭПИДСТАНЦИЙ

Ленинградский институт для усовершенствования врачей им. С. М. Кирова

В настоящее время контроль за работой с источниками ионизирующего излучения (ИИИ) осуществляют специалисты радиологических подразделений санэпидстанций (СЭС). Однако количество объектов и участков, где используются ИИИ, очень быстро растет, и радиологические

подразделения зачастую не в состоянии осуществлять контроль за ними в требуемом объеме. Поэтому часть функций по контролю за такими объектами возлагается на СЭС, не имеющие в своем составе радиологических подразделений. В соответствии с действующей инструкцией [2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.