Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Ф. Борисенко, И.И. Слепушкина, А.Г. Глущенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

моделирования этих влияний в биологическом эксперименте, возможности и условия использования отдельных методов исследования, принципы нормирования, место гигиены среди отдельных профилактических дисциплин.

Так, оценить влияние факторов окружающей среды на здоровье можно на основе изучения динамики отдельных функциональных биохимических или морфологических тестов, по изменениям показателей заболеваемости, инвалидности, смертности и др. Эти показатели характеризуют разные уровни здоровья: молекулярный, клеточный, органный, организменный, популяционный. Прямая корреляция между ними иногда отсутствует, что затрудняет сопоставление данных, полученных в отдельных работах. Неидентифицированность подходов в выборе показателей здоровья отрицательно сказывается в наибольшей степени при сопоставлении факторов с разными механизмами действия или одного фактора, но действующего с разной интенсивностью, или ритмом, при воздействии его на различные возрастно-половые группы и т. д.

В ряде случаев исследователь не может ответить на вопросы, как оценить выявленные им изменения показателей, можно ли их считать вариантами нормы, проявлением адаптации или признаком неадекватной реакции. Общепринятый, но не всегда обоснованный методический прием — сравнение опытной и контрольной групп — приводит к тому, что данные разных ученых оказываются несопоставимы вследствие существенных различии этого эталона (контроля).

Общеизвестно, что биологический эксперимент лишь частично моделирует реальные условия воздействия исследуемого фактора на человека. Поэтому можно выработать единые взгляды на усло-

вия моделирования. Принятое в санитарной токсикологии воспроизведение концентрации испытуемых агентов в воздухе или других средах в ряде случаев оказалось неприемлемым для радиотоксикологии. Например, при оценке биологического действия долгоживущих. радионуклидов, накапливающихся в организме в течение всей жизни, приходится учитывать длительность поступления и суммарное поступление за жизнь (или период тру- ^ доспособности). В самой же токсикологии показано значение ритма введения, разовых концентраций и др.

Мы не считаем целесообразным рассматривать в данной статье все нерешенные проблемы и пытаться дать какие-то рецепты, рекомендации к их решению, так как для этого необходимо более обстоятельное рассмотрение каждой проблемы. В то же время анализ тенденций развития гйгиенической науки свидетельствует о необходимости вернуться, к рассмотрению ее фундаментальных и теоретических основ с целью создания базиса для комплекси-рования узкопрофильных гигиенических дисциплин при решении общих -задач. Такой анализ невозможен силами одной науки или нескольких узкопрофильных наук.

Очевидно, что ни одна из современных гигиенических дисциплин, включая социальную гигиену и так называемую гигиену окружающей среды, не охватывает все аспекты профилактики как части образа жизни.

В связи с этим назрел вопрос о возрождении в новом качестве общей гигиены — широкой, ин-тегративной профилактической дисциплины, охватывающей все аспекты предупреждения заболева- | ний и оздоровления условий жизни человека.

Поступнлз 26.10.82

УДК 378.661:1614.37:613.95

Н. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, А. Г. Глущенко

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

Квалификационная характеристика врача ги-гнениста-эпидемиолога определяет круг требований к его подготовке. В частности, выпускники санитарно-гигиенического факультета медицинского института должны уметь организовывать и проводить текущий санитарный надзор. А это значит, что они должны уметь планировать, организовывать и выполнять санитарно-гигиенические обследования объектов, анализировать й давать гигиеническую оценку результатов лабораторных и инструментальных исследований и др.1 Поэтому при организации практических занятий студентов ка-

1 Министерство высшего и среднего специального образования СССР. М., 1981.

федра гигиены детей и подростков максимально приближает преподавание к условиям практической деятельности врача. С этой целью практическая подготовка студентов осуществляется на базе детских учебно-воспитательных учреждений различных типов, где они осваивают методику комплексного санитарного обследования объекта.

Многолетний опыт кафедры свидетельствует о высокой эффективности такой подготовки санитарных врачей по разделу гигиены детей и подростков. Поэтому считаем целесообразным сообщить о некоторых методических решениях.

В пропедевтическом курсе в X семестре студенты осваивают методики выполнения отдельных фрагментов комплексного санитарного обследования ос-

новных детских учебно-воспитательных учреждений. Эти занятия проводятся в базовых детских учреждениях, соответствующих современным гигиеническим требованиям. Ассистент показывает студентам, как должен врач обследовать земельный участок детского учреждения, изучать уче'б-ный распорядок и расписание занятий в различных классах с учетом изменений работоспособности под влиянием занятий, постановку физического воспитания, организацию воздушного режима и качество воздушной среды, соответствие естественного освещения гигиеническим требованиям, обеспечение детей мебелью в соответствии с их ростом, организацию и качество школьных завтраков, трудовое обучение школьников младших, средних и старших классов, гигиеническое воспитание учащихся. На показ и усвоение каждого из перечисленных фрагментов отводится одно или два 3-ча-совых занятия либо на одном занятии рассматривается методика санитарного обследования двух разделов, например, таких, как гигиеническая оценка школьных завтраков и гигиеническое воспита-• ние. Эти темы в известной мере взаимосвязаны по содержанию и не требуют много времени для показа методики и выполнения задания студентами.

Перед занятием на базе студенты предварительно знакомятся с литературой по теме предстоящего занятия. В методической разработке темы определяются ориентировочные вопросы для целенаправленной подготовки и приводится комплекс учебных пособий (схемы, таблицы, инструменты, приборы и др.), указывается адрес школы, в которой будут проведены показ и разбор методики. В начале занятия преподаватель проверяет подготовленность студентов с использованием программированного контроля, а затем показывает группе студентов, как санитарный врач выполняет тот или иной фрагмент работы при комплексном обследовании детского учреждения с применением лабораторных и инструментальных методов, например, показывает, как нужно проверять соответствие парт росту учащихся. В классе, в этот момент свободном от учащихся (урок физкультуры, урок труда), ассистент объясняет студентам принцип устройства и методику пользования партомером. На 2—3 учащихся он показывает, как можно выяснить, какие парты в соответствии с ростом нужны этим учащимся и за какими фактически они сидят. Объясняет и показывает, как оценить позу учеников за партой во время урока, а затем вместе со студентами оценивает обеспеченность мебелью в соответствии с ростом в одном классе. При этом особое внимание уделяется характеристике нарушений состояния здоровья (зрения, состояния опорно-двигательного аппарата и др.), после чего каждый студент получает задание определить в одном классе обеспеченность учащихся мебелью в соответствии с их ростом.

Для выполнения задания используется перемена (определение номеров парт, за которыми сидят дети, и требующийся им в соответствии с ростом номер

парты). Во время урока студенты оценивают позу учащихся за партой путем наблюдения за работой школьников в течение 15—20 мин урока. По документации, имеющейся у школьного врача, студенты выясняют изменение в состоянии зрения и осанки за весь период обучения учащихся в данной школе, заполняют соответствующие графы полученных заранее макетов таблиц, оценивают собранный материал и пишут заключение. В конце каждого занятия каждый студент очень кратко докладывает материалы обследования с обоснованными предложениями по устранению выявленных недочетов. Результаты выполненной работы студенты оформляют в виде актк санитарного обследования. Часть заданий, не связанная с пребыванием в классной комнате, выполняется, как правило, в кабинете врача.

При проведении аналогичных по направленности занятий в яслях-садах преподаватель показывает студентам методику обследования комплектования интернатных групп, организацию противоэпидемического режима, санитарного контроля за проведением занятий, соблюдением режима дня, постановку физического воспитания и закаливания детей, режима и качества питания, обеспеченность мебелью в соответствии с ростом детей, организацию двигательного режима, условия воспитания и обучения, постановку гигиенического воспитания и др.

Для закрепления полученных навыков работы выделяется одно занятие (3 ч), на котором ассистент распределяет отдельные фрагменты комплексного обследования школы или яслей-садов между студентами группы для самостоятельного выполнения. Затем каждый студент докладывает свой фрагмент. В результате такой работы и совместного обсуждения формируется полное представление о методике комплексного обследования детского учреждения.

В программу практических занятий студентов XI семестра включена самостоятельная работа по санитарному обследованию детских учебно-воспитательных учреждений. Учитывая пропедев-Гнче-скую подготовку, преподаватель проверяет уровень готовности студентов к самостоятельному выполнению работы. Затем подробно излагает программу и объем самостоятельной работы. В частности, подчеркивается, за какой период следует изучить инфекционную заболеваемость и по каким нозологическим формам для суждения о правильности комплектования интернатных групп, у какого числа детей следует изучить поведенческую реакцию на различных этапах проведения занятия, у скольких оцениваются показатели работоспособности по корректурной методике, за какой период следует изучить заболеваемость острыми респираторными заболеваниями, сколько меню-раскладок следует оценить и по каким показателям для суждения о качестве питания, за какой период изучается снабжение молоком и др. Кроме того, ассистент указывает объем лабораторных и инструмен-

тальных исследований, которые должен выполнить каждый студент.

После этой части занятия каждый студент получает походную лабораторию, с помощью которой он может проверить степень загрязнения рук учащихся, посуды, полотенец и других объектов, оценить качество воздуха в групповой, измерить освещенность рабочих мест,, определить соответствие мебели росту детей, изучить динамику работоспособности и др.

Набор учебных пособий для самостоятельного комплексного санитарного обследования содержит схемы- обследования, таблицы и т. п., удостоверение на право посещения и обследования, выданное городской или районной санэпидстанцией, и адрес детского учреждения. На выполнение задания по обследованию школы и яслей-сада выделяется по 15 ч. Это время студенты самостоятельно работают в детских учебно-воспитательных учреждениях, а ассистент группы по заранее составленному графику посещает детские учреждения, в которых работают студенты, оказывает им консультативную помощь на месте, проверяет добросовестность выполнения задания, качество собранных материалов и др.

Выполнив задание, студенты оформляют акт углубленного санитарного обследования и сдают его на проверку преподавателю.

Следующий этап работы — доклады студентов о результатах комплексного обследования детских учреждений, для чего выделяется специальное занятие. На это занятие, которое проводится по типу производственного совещания и обычно в помещении методического кабинета по дошкольному воспитанию при гороно, приглашаются врачи отделений гигиены детей и подростков городской и районной санэпидстанций, инспектор по дошкольному воспитанию гороно, заведующие детскими садами, врачи яслей-садов, в которых проводятся исследования. Как правило, такие занятия охотно посещают представители администрации как органов просвещения, так и здравоохранения, поскольку они получают полное представление о состоянии медико-санитарного обеспечения детских дошкольных учреждений. Узнают об основных недочетах в организации воспитательной работы, получают конкретные предложения, основанные на анализе показателей здоровья детей, данных соответствующих лабораторных и инструментальных исследований.

На этих занятиях 1—2 студента, получивших наиболее интересные материалы, полностью докладывают результаты, оформленные в виде санитарного акта, отмечая как положительные, так и отрицательные стороны медико-санитарного обеспечения. После доклада присутствующие, включая студентов, задают докладчику вопросы, выступают в прениях по спорным положениям. Остальные студенты, докладывая свои материалы, останавливаются лишь на недочетах обследованных ими объектов.

Общению студентов с педагогами и практическими работниками здравоохранения кафедра придает

большое значение, так как это дает возможность студентам познакомиться с опытом работы квалифицированных специалистов, заставляет студентов добросовестно выполнять задания, хорошо готовиться к предстоящему выступлению. Ведь для ответов на вопросы и участия в дискуссии необходимо иметь достаточно прочные знания в вопросах как гигиены детей дошкольного возраста, так и смежных дисциплин (гигиена питания, коммунальная гигиена, физиология, психология и др.).

Присутствующий на занятии заведующий кафедрой или доцент (на итоговом занятии параллельные группы объединяются) подводит итоги проведенного совещания, особо останавливаясь на правильном решении спорных вопросов.

Аналогично проводится итоговое занятие и после комплексного обследования школы.

В этом совещании участвуют инспектора школ районо, медицинские работники и представители администрации школ, врачи отделений гигиены детей и подростков санэпидстанций, представители дома санитарного просвещения. Структура проведения занятия такая же.

В XII семестре, в период субординатуры, студенты осваивают методику комплексного санитарного обследования внешкольных учреждений (станции юных натуралистов и юных техников, дома пионеров, фабрики игрушек, комнаты матери и ребенка на вокзалах, пристанях и-в аэропортах, палаты новорожденных, детской библиотеки и др.), специальных детских учреждений (школы для слабовидящих и слепых детей, школы для детей, страдающих ревматизмом, с остаточным явлением полиомиелита, санаторно-лесные школы и для детей с нервно-психическими отклонениями), знакомятся с методикой обследования интернатных детских учреждений (школ-интернатов, спортивных детских школ, санаторных детских садов), ПТУ, СПТУ, ТУ. Для наибблее эффективного освоения методики санитарного обследования этих объектов кафедра использует следующий прием. Все объекты такого профиля распределяются среди студентов-субординаторов, которым поручается самостоятельно, используя консультации преподавателя, освоить методику обследования полученного детского учреждения и затем показать методику санитарного обследования всей группе.

Студент изучает имеющуюся литературу, самостоятельно составляет схему обследования объекта и после ее одобрения и утверждения преподавателем обследует детское учреждение и оформляет акт санитарного обследования. Затем субординатор показывает всей группе, как санитарный врач отделения гигиены детей и подростков санэпидстанций должен обследовать такое учреждение. Методика демонстрируется в присутствии ассистента группы, который вносит при необходимости соответствующие коррективы. Эти занятия вызывают большой интерес у студентов и позволяют приобрести опыт комплексного санитарного обследования детских учреждений различных типов.

Наряду с этим субординаторы в качестве врача по гигиене детей и подростков санэпидстанции, а также выполняя тематическое задание, работают в различных детских учреждениях, развивая и углубляя полученные ранее навыки самостоятельной деятельности.

По отзыву молодых специалистов они хорошо подготовлены и не испытывают особых затруднений, приступая к работе после окончания меди-НГ цинского института.

Для дальнейшего улучшения самостоятельной исследовательской работы студентов в детских учреждениях нам представляется целесообразным

следующее: улучшать плановое обеспечение кафедры инструктивно-методической литературой и аппаратурой для гигиенических исследований (люксметром, электротермометром, хронорефлексомет-ром и др.) с тем, чтобы каждый студент мог самостоятельно выполнить все необходимые инструментальные замеры, поручать студентам на основе анализа и обобщения полученного материала составлять проекты докладных записок в партийные, советские органы, а также оформлять научно-прак-тические работы для публикации в журналах, делать сообщения4на^заседаниях научного общества гигиенистов.

Поступила 10.05.82

УДК 6134-6141:92 Хоциноп

Ю. Г. Широков, Н. В. Лебедева, М. Н. Колядич

ГИГИЕНИСТОВ

УЧАСТИЕ Л. К. ХОЦЯНОВА В РАБОТЕ СЪЕЗДОВ

И САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ

НИИ гигиены труда н профзаболеваний АМН СССР, Москва

С именем академика АМН СССР Льва Киприя-новича Хоцянова тесно связано формирование современной гигиены как самостоятельного научного направления медицины, включающего ряд гигиенических дисциплин, объединенных общей целью и методами ее достижения.

Особенно ценный вклад Л. К. Хоцянов внес в становление гигиены труда и организацию прак-. тической санитарной службы в нашей стране. Глав-§ ным его делом была отраслевая гигиена труда. В1 Здоровье и труд людей, занятых в различных отраслях промышленности, всегда были в центре внимания ученого на всех этапах социально-экономического развития страны. Оздоровлению условий и характера труда советского рабочего были подчинены все многообразные аспекты деятельности Л. К. Хоцянова — социолога, гигиениста, физиолога, специалиста в области санитарной техники, педагога. Характерные черты научного творчества Л. К. Хоцянова — широта теоретической мысли, пытливое искание нового, большая научная интуиция и высокая гражданственность.

Нельзя не согласиться с мнением нашего ведущего историка медицины Б. Д. Петрова о том, что Л. К. Хоцянов относится к числу корифеев гигиенической науки, трудовой путь которых заслуживает глубокого и всестороннего изучения. Однако до настоящего времени о выдающейся научной и общественной деятельности Л. К. Хоцянованаписано мало — всего несколько кратких разрозненных статей. Между тем на биографии этого ученого можно ^ проследить основные этапы развития советской гигиены труда, поскольку его научное наследие входит в основы развития современной гигиенической науки. Многоплановые аспекты деятельности Л. К. Хоцянова должны быть подвергнуты детальному анализу.

В данном сообщении делается попытка осветить лишь одну сторону деятельности Л. К. Хоцянова — участие в работе всесоюзных съездов гигиенистов и санитарных врачей. Рассмотрение этой стороны научного наследия Л. К. Хоцянова обусловлено тем, что съезды, являющиеся узловыми этапами становления и развития советской гигиенической науки и практики, сыграли исключительную роль в строительстве санитарно-эпидемиологической службы и здравоохранения в целом.

Выступления Л. К. Хоцянова на съездах, будь то в самом начале его трудового пути в качестве санитарного врача Московской губернии или в зените его творческой деятельности, когда он стал одним из признанных лидеров гигиенической науки, всегда активизировали творческую активность участников съездов, нацеливали их на решение наиболее актуальных задач гигиены.

В процессе непосредственного общения, завязывания научных и личных контактов вокруг Л. К. Хоцянова формировались неформальные объединения специалистов, ученых и практиков — энтузиастов своего дела, что играло большую роль в развитии профилактических дисциплин.

Съезды начали проводиться с первых лет установления Советской власти, в условиях гражданской войны и полного нарушения научных коммуникаций. А. А. Тарасевич — один из организаторов съездов, писал: «В тяжелый период развития пандемий съезды одни давали возможность врачам находить во взаимном общении, хотя и кратковременном, ответ на некоторые научные и научно-практические вопросы».

Шесть первых всероссийских съездов бактериологов и эпидемиологов, в которых активно участвовали и санитарные врачи, в соответствии с обстанов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.