УДК 613.95:061.62.055.1(439.1)
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В БУДАПЕШТЕ
Кандидаты мед. наук Д. Хегедюш и Б. Рона, научные сотрудники К■ Меретеи и П. Сабо
Государственный институт здравоохранения, Будапешт
Корифеи школьной медицины Венгрии, начиная с середины XIX столетия, немало усилий направляли на улучшение медицинского обслуживания детского населения страны. Их усилия, однако, не увенчались продолжительным успехом. Особенно заметен застой в этой области после смерти Йожефа Фодора, имя которого известно и в СССР. Научно-исследовательская работа, связанная с гигиеной детей и подростков, не велась до освобождения страны. Но для того чтобы организовать ее по-настоящему, потребовалось несколько лет. Начало ей было положено в 1959 г. в Государственном институте здравоохранения. С 1962 г. эта работа проводится в рамках самостоятельного отдела, в штате которого состоит 11 человек, среди них 3 врача и 1 психолог.
При анализе нашей научной деятельности мы хотим прежде всего сопоставить ее с задачами, решаемыми в той же области советскими специалистами. По нашим сведениям, советские гигиенисты, чьи достижения признаны в международном масштабе, в последние десятилетия разрабатывают следующие темы: состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков; гигиена учебно-воспитательного процесса, в том числе режим дня и внешкольная деятельность; гигиенические вопросы строительства, оборудования и оснащения детских учреждений; гигиена политехнического и производственного обучения; физическое воспитание детей и подростков.
Мы изучали в основном физическое развитие детей школьного возраста. Что касается детей 0—3 и 3—6 лет, то в настоящее время нами проводится антропометрическое обследование их (по каждой возрастной группе) в яслях и детских садах. При изучении физического развития школьников мы не только опирались на достижения венгерской антропологии, но и использовали чрезвычайно богатый опыт наших советских коллег, описанный в литературе. Так постепенно, шаг за шагом мы от описания результатов обследований дошли до вскрытия определенных закономерностей.
В ряде случаев проводилось комплексное исследование физического состояния и заболеваемости учащихся школ, дополненное изучением их умственного развития, еще слабо освещенного в гигиенической литературе, а также выяснением роли средовых и социальных факторов. Этим вопросам посвящены 13 работ, из которых до сих пор вышли 11.
Гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня детей представляет собой, по нашему мнению, проблемы, близкие друг к другу. Школьные занятия учащихся и приготовление ими домашних заданий, например, трудно рассматривать вне зависимости от распределения всего времени их бодрствования. Другой вопрос — разумное использование свободного времени. Это мы относим к внешкольной деятельности детей.
Наш отдел в 1966 г. начал исследовать физиологические функции детей одинакового возраста в школах с различными нормами обучения. Одновременно изучается режим дня детей, занимающихся в разных сменах, а также режим дня школьников, живущих в различных социальных условиях. На ближайшие годы планируется дальнейшая разработка вопросов гигиены учебно-воспитательного процесса. Большинство из 13 наших работ на эти темы выйдет из печати в текущем году.
Гигиеническое обоснование и санитарные условия политехнического и производственного обучения тесно связаны с развитием педагогического фона. Нами проведены эксперименты в школах как при промышленной, так и при сельскохозяйственной форме политехнического обучения. В последнее время параллельно с урегулированием организационных вопросов возрос интерес органов просвещения к гигиеническим аспектам политехнического и производственного обучения. До сих пор нами написаны 9 соответствующих работ (опубликованы 7).
Внешкольная деятельность детей изучается сотрудниками отдела с 1964 г. Наибольшее внимание уделялось до сих пор гигиеническим условиям пребывания детей в пионерских (несколько меньше в комсомольских) лагерях. В последние годы в Будапеште и некоторых областных центрах создается все больше детских игровых площадок. По просьбе местных органов наш отдел регулярно участвует в экспертизе проектов таких площадок и в контроле за эксплуатацией действующих площадок.
Правильное использование детьми свободного времени является многосторонней проблемой. В разработке ее по все более широкой программе мы принимаем деятельное участие, применяя современные методы исследований. По этим вопросам опубликованы 8 наших работ, печатаются 5.
Вопросами психогигиены детей и подростков занимаются в отделе с 1963 г., когда было обследовано умственное развитие школьников в разных областях страны. С 1965 г. у нас в качестве научного сотрудника работает психолог, изучающий самостоятельную тему и участвующий совместно с .врачами в разработке комплексных тем. Психогигиене посвящены 8 научных работ.
Гигиенические вопросы строительства, оборудования и оснащения детских учреждений очень слабо освещались в прежней венгерской литературе. Статьи, опубликованные в периодических изданиях в начале нашего столетия и в 30-е годы, содержали в основном описание неудовлетворительного санитарного состояния школ. Предложения и рекомендации авторов этих статей едва ли могут учитываться при современных экономических и технических условиях.
При составлении реальных и практически применяемых норм наилучшим источником для нас служил богатейший опыт, накопленный советскими гигиенистами. Опираясь на этот опыт, мы проводили свои эксперименты небезуспешно; заинтересованные органы и учреждения обращаются в институт за экспертизой по поводу планировки и сооружения школьных зданий, создания/предметов оборудования, учебных книг и т. д.
Саниташго-гигиеническим вопросам строительства детских учреждений и использования их оборудования посвящены 2 диссертации и 1 монография, а также 25 статей (из них 18 опубликованы).
Прочие наши публикации (всего 18) представляют собой учебники и обзорные статьи или касаются отдельных актуальных тем.
Практическая деятельность отдела связана в первую очередь с руководством гигиенистами по детству 24 санэпидстанций страны. С целью повышения эффективности их работы мы рекомендуем им включать в годовые планы сверх повседневных обязательных заданий разработку таких тем, которые актуальны в той или иной местности и под силу тому или иному гигиенисту. В разработке этих тем оказываем конкретную помощь. Характерно, что на научных конференциях и заседаниях Общества венгерских гигиенистов все чаще выступают с докладами врачи санэпидстанций.
Нельзя не отметить также участия наших сотрудников в работе разных экспертных комиссий, выдачи заключений по определенным вопросам. Поддерживается деловая связь с рядом органов, учреждений и предприятий. В деятельности нескольких организаций и научных обществ специалисты отдела постоянно участвуют.
Организованы курсы усовершенствования специалистов. Систематически читаются лекции на 6 различных курсах (за последние 7 лет в объеме 143
•часа в год). Наиболее важной мы считаем гигиеническую подготовку педагогов.
Нашими слушателями бывают врачи санэпидстанций, участковые педиатры, школьные врачи и инженеры, работающие над созданием проектов детских учреждений и сооружающие их.
Гигиена детей и подростков как научная дисциплина является в Венгрии относительно молодой. Ее развитие потребует от нас немало труда. В стремлении к дальнейшему совершенствованию нашей работы мы будем •следить и впредь за достижениями наших коллег в странах социализма, распространять их опыт.
Поступила 21/Х 1968 г.
ИЗ ПРАКТИКИ
-
УДК 613.6:725.51(470.23)
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТИПОВЫХ ПРОЕКТОВ БОЛЬНИЦ
Л. А. Швецов
Ленинградская областная санэпидстанция
Изучение планировки лечебно-профилактических учреждений, созданных в Ленинградской области за последние 10 лет, указывает на то, что они строились по 3 основным типам проектов: первый из них был утвержден до 1960 г., второй — в 1960—1961 гг. и третий — в 1964—1965 гг. По типовым проектам, утверженным до 1960 г., построено 25 больниц. Они созданы по централизованной системе и состоят из лечебного, инфекционного и хозяйственного корпусов. Лечебные корпуса расположены в 2—4-этажных зданиях и включают поликлинику, приемный покой и стационар общего типа с лечебно-диагностическим отделением. Приемный покой соответствует санитарно-гигиеническим нормативам как по планировке, так и по площади помещения.
Стационары лечебных корпусов включают терапевтическое, хирургическое, родильное и детское отделения и размещаются в одной или нескольких палатных секциях вместимостью на 25 коек каждая. Положительным в планировке палатных секций является односторонняя застройка коридоров, устройство обособленных столовых и помещений для дневного пребывания больных, удобные графики движения внутри секций, не перекрещивающиеся с путями хозяйственного и вспомогательного значения. В 2—6-коечных палатах на 1 больного приходится площадь, равная 6,5 м2, в однокоечных — 9—12 м2. Однако в планировке палатных секций имеются и недостатки. Так, высота помещений снижена с 3,5 до 3,3 м, что уменьшило кубатуру воздуха на койку с 23 до 21,5 м3\ отсутствуют веранды, палаты имеют большую вместимость.
Размещение родильных отделений в общем корпусе больницы связано с значительными трудностями: в них не запроектирован отдельный вход, нет приемного покоя, изоляция от других отделений недостаточна (больница на 110 коек в Пикалево). Некоторыми проектами родильные отделения не были предусмотрены (больница на 100 коек в Тосно). Операционные блоки в больницах размещены без достаточной изоляции от палат, высота операционной снижена (3,3 м вместо 3,5 м), не оборудованы экстренная операционная, гнойная перевязочная, гипсовая. Пищеблоки в больницах размещены на 1-м этаже главного корпуса и соединяются лифтами с буфетными палатных секций.
При изучении и обобщении опыта проектирования, строительства и эксплуатации новых лечебно-профилактических учреждений были внесены некоторые замечения, с учетом которых проектные организации улучшили качество типовых проектов. Это видно на примере планировки больниц вместимостью от 50 до 480 коек, типовые проекты которых разработаны в 1960—1961 гг.
По ранее действовавшим проектам больниц поликлиника размещалась в составе главных корпусов, что не позволяло изолировать ее от стационара. Новые лечебные комплек-