Научная статья на тему 'Опыт подготовки студентов факультета физической культуры и спорта к профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке'

Опыт подготовки студентов факультета физической культуры и спорта к профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ / STUDENTS OF THE FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / "PROFESSIONAL PORTRAIT" OF A SPECIALIST IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / PROFESSIONAL COMMUNICATION SKILLS IN A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Александр Васильевич, Майорова Наталья Владимировна

Статья посвящена рассмотрению проблемы сопровождения процесса формирования навыков академической коммуникации; описывается важность изучения иностранного языка для студентов нелингвистических вузов. Авторы рассматривают профессионально ориентированное общение на иностранном языке как один из наиболее значимых аспектов академической коммуникации в современном университете. Сегодня академическая коммуникация, а в особенности профессионально ориентированное общение как ее часть, становится предметом изучения исследователей - теоретиков и практиков. Владение иностранным языком является профессионально значимым свойством любого человека, который готовится к работе в глобальном обществе. Академическое взаимодействие на международном уровне уже считается обязательным компонентом жизнедеятельности современного студента. Авторы опытным путем показывают, какие профессионально значимые характеристики могут быть развиты на основе специально организованной программы обучения иностранному языку на факультете физической культуры. Так, общение на английском языке в студенческой интернациональной среде и участие в академических обменах выступают основными видами учебно-воспитательного процесса и рассматриваются в содержании «профессионального портрета» специалиста по физической культуре и спорту как системообразующие. Описывается содержание и дается определение понятия «профессиональный портрет» по отношению к специалисту по физической культуре и спорту, в котором особую роль играет профессионально ориентированная коммуникация на иностранном языке. На основе анализа опыта подготовки студентов - будущих спортсменов доказывается значимость роли владения иностранным языком как основного требования для успешной учебной и эффективной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко Александр Васильевич, Майорова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional communication skills training for students of faculty of Physical Education and Sports

The article is devoted to the problem of the academic communication skills development and describes the importance of studying a foreign language for students of non-linguistic universities. Today, academic communication, and in particular professional communication skills, as part of it, is becoming the subject of study of theorists and practitioners. Proficiency in a foreign language is a professionally significant property of any person who is preparing to work in a global society. Academic interaction at the international level is already considered as a mandatory component of the life of a modern student.Thus, communication in English in the student international environment and the participation in academic exchange programs are the main types of studying and are considered in the content of the “professional portrait” of a specialist in physical education and sports as system forming. The authors experimentally show the characteristics which can be developed on the basis of a significant program for teaching a foreign language at the faculty of physical education. The definition of the concept of “professional portrait” of a specialist in physical education and sports is given, in which professional communication skills in a foreign language plays a special role.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки студентов факультета физической культуры и спорта к профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке»

УДК 378

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.3.6

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

A.B. Левченко1, Н.В. Майорова2

^Самарский государственный социально-педагогический университет Россия, 443099, г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67 'E-mail: a.levchenko@pgsga.ru 2E-mail: majorova@pgsga.ru

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы сопровождения процесса формирования навыков академической коммуникации; описывается важность изучения иностранного языка для студентов нелингвистических вузов. Авторы рассматривают профессионально ориентированное общение на иностранном языке как один из наиболее значимых аспектов академической коммуникации в современномуниверситете. Сегодня академическая коммуникация, а в особенности профессионально ориентированное общение как ее часть, становится предметом изучения исследователей - теоретиков и практиков. Владение иностранным языком является профессионально значимым свойством любого человека, который готовится к работе в глобальном обществе. Академическое взаимодействие на международном уровне уже считается обязательным компонентом жизнедеятельности современного студента. Авторы опытным путем показывают, какие профессионально значимые характеристики могут быть развиты на основе специально организованной программы обучения иностранному языку на факультете физической культуры. Так, общение на английском языке в студенческой интернациональной среде и участие в академических обменах выступают основными видами учебно-воспитательного процесса и рассматриваются в содержании «профессионального портрета» специалиста по физической культуре и спорту как системообразующие. Описывается содержание и дается определение понятия «профессиональный портрет» по отношению к специалисту по физической культуре и спорту, в котором особую роль играет профессионально ориентированная коммуникация на иностранном языке. На основе анализа опыта подготовки студентов - будущих спортсменов доказывается значимость роли владения иностранным языком как основного требования дляуспешной учебной и эффективной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенты факультета физической культуры и спорта, профессиональный портрет специалиста по физической культуре и спорту, профессионально ориентированная коммуникация на иностранном языке.

Введение

В современном обществе владение иностранным языком является престижным и необходимым для представителей любой сферы деятельности, и сферы физической культуры и спорта в частности.

1 Александр Васильевич Левченко, канд. пед. наук, доцент кафедры «Физическое воспитание»

2 Наталья Владимировна Майорова, канд. пед. наук, заведующий кафедрой «Теоретические основы физического воспитания»

В результате мировых глобализационных процессов отмечается бурный рост межкультурных контактов: складываются ситуации межкультурного общения, такие как учеба в школе и вузе по обмену, стажировки ученых, международные конференции, совместные предприятия, туристические поездки, выставки, международные соревнования и т. д. Владение иностранным языком является одним из условий успешной адаптации в социальном пространстве. Большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей, в той или иной мере владеющих иностранным языком. Информационные технологии распространились на все сферы жизни - учебную, производственную, досуг, а знание иностранных языков помогает выстраивать полноценную и грамотную работу в информационном пространстве. Владение иностранным языком - неотъемлемая составляющая образования успешных людей.

В настоящее время иностранный язык (преимущественно английский) как учебная дисциплина учебного плана университета приобретает иной статус и становится средством профессиональной коммуникации, основой академического взаимодействия студентов и преподавателей. Доказано, что изучение иностранного языка способствует формированию общекультурных и универсальных компетенций, развитию личности обучаемых, расширению их кругозора, развивает культуру умственного труда, мышления и речи, формирует умения и навыки, необходимые для успешного овладения учебным материалом по другим дисциплинам. Стандарты современного образования направлены на подготовку образованного, думающего и творчески развитого человека, способного адаптироваться в современном социально-экономическом пространстве. Очевидно, что необходимо целенаправленно использовать средства и возможности иностранного языка в профессиональной подготовке специалиста с целью формирования у него коммуникативной компетентности как необходимой составляющей глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития. Студенты, владеющие иностранным языком на высоком уровне, при построении карьеры с большей вероятностью смогут внедрять новейшие стандарты качества в сфере своей профессиональной деятельности.

1. Обзор литературы

Концепции профессионально-педагогической компетентности и мастерства специалистов в области физической культуры и спорта рассматривались в трудах М.В. Прохорова, С.Д. Неверковича, Г.И. Хозяинова, В.И. Зайченко, А.И. Михеева, В.М. Минбулатова, Кенаревой Л.Ф. и др.

Анализ результатов ряда научных исследований (O.A. Миронова, М.И. Солнышкина, Т.Е. Калинкина, И.Р. Зиганшина, В.В. Левченко, Н.Х. Фролова, Э.В. Масалкова, В.Ю. Старокожева и др.) показывает, что профессиональная коммуникация на иностранном языке чрезвычайно важна для будущих специалистов сферы физической культуры и спорта. Однако студенты-спортсмены испытывают определенные затруднения в иноязычном общении в профессиональной сфере. Необходима разработка специальных методик и подходов к преподаванию иностранного языка на спортивном факультете с учетом специфики подготовки.

Проблемами разработки теоретических основ академической коммуникации на иностранном языке отечественные исследователи (Е.М. Базанова, И.Б. Короткина, Н.Г. Попова, Н.В. Смирнова и др.) занимаются в связи с возникшими новыми требо-

ваниями в части международной деятельности университетов. Так, основные аспекты, связанные с академической мобильностью и публикационной активностью (А.И. Богданов, Т.Д. Бенедиктова), становятся аккредитационными показателями образовательных учреждений. А владение иностранным языком, в частности английским, сегодня является обязательным требованием к преподавателям и обучающимся высшей школы.

Аспекты академической коммуникации, в частности профессионально ориентированное общение на иностранном языке, стали объектом исследования в педагогической науке с начала XX века. Исследователи уделяли внимание теоретическим и методологическим вопросам проблемы академической коммуникации, формированию понимания того, что основа международной деятельности - профессионально ориентированная коммуникация на иностранном языке.

2. Материалы и методы исследования

Настоящее исследование проводилось на базе факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет». Был применен комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретический анализ литературы, анализ учебно-методической документации - учебных планов, рабочих программ дисциплин, педагогическое наблюдение, опрос студентов и преподавателей. Выборка исследования -81 человек, из них 75 студентов и 6 преподавателей.

3. Результаты исследования

Студенты факультета физической культуры и спорта Самарского государственного социально-педагогического университета активно участвуют в спортивных со -ревнованиях, международных школах, программах академической мобильности и двойного дипломирования. Следовательно, им необходимы прочные знания иностранного языка, чтобы поддерживать устные и письменные речевые контакты.

Специфика практической деятельности выпускников факультета физической культуры и спорта открывает огромные возможности для использования иностранного языка в профессиональном общении. Постоянные международные контакты в этой области, участие в международных соревнованиях различного уровня, в международных семинарах для тренеров и судей по различным видам спорта, осуществление письменных контактов с целью участия в соревнованиях, а также необходимость изучения постоянных изменений в правилах проведения соревнований по отдельным видам спорта, возможность участия в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях и семинарах по актуальным проблемам развития физкультуры и спорта в мире являются теми факторами, которые способствуют стремлению студентов практически владеть иностранным языком для его использования в профессиональной деятельности.

Педагог по физической культуре должен постоянно совершенствовать свои зна-ния и опыт. Без знания передовых и прогрессивных идей, которые рождаются не только в нашей стране, но и за рубежом, идти в ногу со временем невозможно. Однако в огромном потоке научных и практических сведений порой очень трудно найти новое, необходимое, прогрессивное, особенно если человек не владеет иностранными языками. Поэтому так важно, чтобы специалист знал хотя бы один иностранный язык, тогда он смог бы непосредственно и более оперативно знакомиться с

новыми международными достижениями в области теории и практики физической культуры и спорта.

Таким образом, современный высококвалифицированный специалист в сфере физической культуры и спорта должен обладать навыками иноязычной коммуникации, которые являются одной из важнейших составляющих профессионального портрета специалистов данного профиля.

Анализ данных опроса студентов факультета физической культуры и спорта Самарского государственного социально-педагогического университета, в котором приняло участие 75 студентов 1-го курса, свидетельствует о том, что большинство студентов-первокурсников испытывают определенные трудности при изучении иностранного языка. Так, например, 41 % опрошенных отмечают у себя низкий уровень развития коммуникативных способностей вообще и умения общаться на иностранном языке в частности. Причиной этого, на наш взгляд, является низкий уровень преподавания иностранного языка в школах, особенно в сельских. Опрос преподавателей иностранного языка показал, что наибольшие трудности студенты факультета физической культуры и спорта испытывают при восприятии иностранной речи на слух. Среди причин возникновения данной трудности наиболее существенной преподаватели считают недостаточность речевого контакта с носителями языка. К манере преподавателей говорить на английском языке, их скорости речи, тематической заданности общения студенты очень быстро привыкают, и восприятие другого источника иноязычной речи становится проблематичным.

На факультете физической культуры и спорта ФБГОУ ВО СГСПУ сложилась определенная система преподавания иностранного языка. В учебные планы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» включены следующие дисциплины: «Иностранный язык» (8 з.е.); «Основы иноязычной письменной коммуникации в деятельности педагога» (2 з.е.); «Деловая коммуникация на иностранном языке» (1 з.е.). По направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура»: «Иностранный язык» (8 з.е.); «Основы межкультурной коммуникации в деятельности тренера»; «Основы письменного перевода в деятельности тренера» (3 з.е.); «Деловая коммуникация на иностранном языке» (1 з.е.).

Значительное место отводится подготовке к профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке и на магистерских программах. Так, например, по программе академической магистратуры 44.04.01 «Образование в области физической культуры» предусмотрено изучение следующих дисциплин: «Иностранный язык для профессиональных целей» (5 з.е.) - в базовой части учебного плана; дисциплины по выбору: «Основы иноязычной научной письменной речи в области физической культуры», «Теория и практика профессионально ориентированного перевода в области физической культуры» (3 з.е.).

Магистранты, обучающиеся по направлению подготовки 49.04.01 «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», изучают «Иностранный язык для профессиональных целей» (5 з.е.), «Основы иноязычной научной письменной речи в области спортивной подготовки» (4 з.е.).

Кроме того, для проверки сформированное™ компетенций бакалавров и магистров в ходе государственной итоговой аттестации проводится защита выпускной квалификационной работы на иностранном языке.

4.Обсуждение и заключение

Важным условием успешного изучения иностранного языка на спортивном факультете является профессиональная направленность содержания учебного материала. Например, прослушивание фрагментов репортажей спортивного характера, комментариев матчей, инструкций тренеров ит. д.

Живая разговорная речь спортсменов значительно отличается от литературного варианта, который предусмотрен для преподавания федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и высшего образования. Спортивная речь (обозрения, комментарии, репортажи) изобилует специальной терминологией, спортивным сленгом, характеризуется быстрым темпом, эмоциональностью. Но именно эти виды деятельности вызывают интерес у студентов и повышают мотивацию к изучению иностранного языка, основанную на желании общаться с зарубежными сверстниками как во время международных соревнований, так и в туристических поездках, при личных контактах.

Анализ психофизиологических особенностей студентов факультета физической культуры и спорта позволил выявить следующие отличительные черты: студенты психологически более расположены к восприятию коротких, интересных текстов спортивного и бытового содержания, удовлетворяющих их познавательным запросам, а также ввиду подвижного образа жизни они расположены к игровым формам учебной деятельности.

Эти и другие особенности становятся основой при организации учебного процесса по иностранным языкам на факультете физической культуры и спорта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Базанова Е.М. Лаборатория научной коммуникации: российский опыт // Высшее образование в России. - 2015. - № 8/9. - С. 135-143.

2. БогдановА.И. Эволюция идеи университета: прошлое, настоящее, будущее // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 152-156.

3. Кенарева Л.Ф. Вопросы формирования спортивного педагога с позиции компетентност-ного подхода // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: Матер. VI регион. науч.-метод. конф. (22-23 ноября 2012 г.). - Петрозаводск, 2012.

4. Короткта И.Б. Модели обучения академическому письму. Зарубежный опыт и отечественная практика: Монография. - М.: Юрайт, 2018. - 219 с.

5. Левченко В.В., Фролова Н.Х. Изучение эффективности обучения английскому языку в академических целях (EAP) в российских университетах // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2018. - Т. 24. - № 4. С. 95-100.

6. Масалкова Э.В. Обучение общению на английском языке студентов факультета физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э.В. Масалкова. - Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2006. - 20 с.

7. Миронова O.A. Развитие информационно-коммуникационной компетенции учителя и учащихся иностранного языка через применение электронных образовательных ресурсов // Метапредметное содержание языкового образования: школа - вуз: сб. статей Межвуз. науч.-практ. конф. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. - 2016. - С. 200-205.

8. Солнышкина М.И., Калинкина Т.Е., Зиганшина Ч.Р. Конвенции профессиональной ком-

муникации // Филология и культура. Казанский федеральный университет. - 2015. - № 4 (42). - С. 150-156. ISSN: 2074-0239. 9. Старокожева В.Ю. Роль профессионально ориентированного иностранного языка в программе подготовки современного спортсмена в вузе // Сообщество учителей английского языка: Интерактив. науч.-метод. журнал. - Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume7/3719-2015-04-06-15-15-17.

Поступила в редакцию 23.08.2019 В исправленном варианте 18.09.2019

UDC 378

PROFESSIONAL COMMUNICATION SKILLS TRAINING FOR STUDENTS OF FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

A.V. Levchenko1, N.V. Mayorova2 1,2Samara State Socio-Pedagogical University 65/67, Maxim Gorky st., Samara, 443099, Russia :E-mail: a.levchenko@pgsga.ru 2E-mail: majorova@pgsga.ru

Abstract

The article is devoted to the problem of the academic communication skills development and describes the importance of studying a foreign language for students of non-linguistic universities. Today, academic communication, and in particular professional communication skills, as part of it, is becoming the subject of study of theorists and practitioners. Proficiency in a foreign language is a professionally significant property of any person who is preparing to work in a global society. Academic interaction at the international level is already considered as a mandatory component of the life of a modern student.

Thus, communication in English in the student international environment and the participation in academic exchange programs are the main types of studying and are considered in the content of the "professional portrait" of a specialist in physical education and sports as system-forming. The authors experimentally show the characteristics which can be developed on the basis of a significant program for teaching a foreign language at the faculty ofphysical education. The definition of the concept of "professional portrait" of a specialist in physical education and sports is given, in which professional communication skills in a foreign language plays a special role.

Key words: students of the faculty of physical education and sports, "professional portrait" of a specialist in physical education and sports, professional communication skills in a foreign language.

REFERENCES

1. Bazanova E.M. Laboratoriya nauchnoy kommunikatsii: rossiyskiy opyt [Science communication laboratory: experience of Russia]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2005. No. 8/9. Pp. 135-143.

2. Bogdanov A.I. Evolyutsiya idei universiteta: proshloye, nastoyashcheye, budushcheye [Uni-

1 Alexander V. Levchenko, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Physical Education Department.

2 Natalia V. Mayorova, Cand. Ped. Sci., Head of Theoretical Bases of Physical Education Department.

versity ideas evolution: past, present, future]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. No. 3. Pp. 152-156.

3. Kenareva L.F. Voprosy formirovaniya sportivnogo pedagoga s pozitsii kompetentnostnogo podkhoda [Competences approach and coach development in sport]. niversitety v obra-zovatel'nom prostranstve regiona: opyt, traditsii i innovatsii: Mater. VI region. nauch.-metod. konf. (22-23 noyabrya 2012 g.). Petrozavodsk, 2012.

4. Korotkina I.B. Modeli obucheniya akademicheskomu pis'mu. Zarubezhnyy opyt i otech-estvennaya praktika [Academic writing teaching models. Other countries experience and practice in Russia]. Moscow: Yurait, 2018. 219 p.

5. Levchenko V.V., Frolova N.KH. Izucheniye effektivnosti obucheniya angliyskomu yazyku v akademicheskikh tselyakh (EAP) v rossiyskikh universitetakh [Exploring efficiency in teaching EAP writing at Russian universities]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogi-ka, filologiya. 2018. Vol. 24. No. 4. Pp. 95-100.

6. Masalkova E.V. Obucheniye obshcheniyu na angliyskom yazyke studentov fakul'teta fizi-cheskoy kul'tury: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Teaching English to students of the Faculty of Physical Education. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Pyatigorsk: Pyatigorskiy gosudar-stvennyy lingvisticheskiy universitet, 2006. 20 p.

7. Mironova O.A. Razvitiye informatsionno-kommunikatsionnoy kompetentsii uchitelya i uchashchikhsya inostrannogo yazyka cherez primeneniye elektronnykh obrazovatel'nykh resursov [Information communicative competence development of a teacher and students through e-learning models and online resources]. Metapredmetnoye soderzhaniye yazykovogo obrazovaniya: shkola - vuz: sb. statey Mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Natsional'nyy issle-dovatel'skiy Nizhegorodskiy gosudarstvennyy universitet im. N.I. Lobachevskogo. 2016. Pp. 200-205.

8. Solnyshkina M.I., Kalinkina T.E., Ziganshina CH.R. Konventsii professional'noy kommu-nikatsii [Conventions of professional communication]. Filologiya i kul'tura. Kazanskiy feder-al'nyy universitet. 2015. No. 4 (42). Pp. 150-156.

9. Starokozheva V.YU. Rol' professional'no oriyentirovannogo inostrannogo yazyka v programme podgotovki sovremennogo sportsmena v vuze [The role of a professionally oriented foreign language in modern athlete training programs at a higher educational establishment]. Interaktiv. nauch.-metod. zhurnal «Soobshchestvo uchiteley angliyskogo yazyka». http://tea4er.ru/home/volume7/3719-2015-04-06-15-15-17 (accessed August 08, 2019).

Original article submitted 23.08.2019 Revision submitted 18.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.