Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта'

Развитие коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / BRANCH OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARDS / PROFESSIONAL COMPETENCES / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клестова Оксана Александровна, Ишимова Ирина Николаевна

Авторами обращается внимание на проблему недостаточного владения будущими специалистами отрасли физической культуры коммуникативной компетентностью и значимостью данной категории в профессиональной деятельности. Проведённое исследование уровня владения коммуникативной компетентностью будущих специалистов отрасли физической культуры и спорта показало, что негативные установки в профессиональном общении не корректируются социальной средой и опытом испытуемых. Это в свою очередь требует внесения изменений в образовательный процесс подготовки кадрового ресурса отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клестова Оксана Александровна, Ишимова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Communicative Competence of Future Specialistsof Physical Culture and Sports

The article deals with the problem of insufficient possession ability of using communicative competence by physical education professionals. The relevance of the study lies in the requirements introduced in professional standards for specialists in the field of physical education in terms of the ability and willingness to establish and maintain the necessary contacts with other people in the process of professional activity. At the same time, the insufficient level of communicative competence of both existing and future industry specialists is the main problem that does not allow them to perform their professional functions at a high level. The aim of the study is to find ways to increase the communicative competence of specialists in the physical education industry. Finding the optimal tools for identifying the real level of communication skills of future industry experts, as well as analyzing the regulatory framework to solve the stated problem, became the objectives of this study. The materials for the study were the work on this problem, the results of testing future bachelors of physical education, as well as professional and federal state educational standards and exemplary educational professional programs in the areas of training. A research work carried out on the base of the Ural State University of Physical Culture showed that negative settings in professional communication are not corrected by the social environment and the subjects’ experience. This fact, in its turn, requires making necessary adjustments for educational process for training the human resources of the physical education and sports industry.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта»

ПЕРЕДОВАЯ_

ADVANCED

УДК 796:378 DOI: 10.24411/2500-0365-2020-15201

ББК 75:74.48

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

О. А. Клестова, И. Н. Ишимова

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия

Авторами обращается внимание на проблему недостаточного владения будущими специалистами отрасли физической культуры коммуникативной компетентностью и значимостью данной категории в профессиональной деятельности. Проведённое исследование уровня владения коммуникативной компетентностью будущих специалистов отрасли физической культуры и спорта показало, что негативные установки в профессиональном общении не корректируются социальной средой и опытом испытуемых. Это в свою очередь требует внесения изменений в образовательный процесс подготовки кадрового ресурса отрасли.

Ключевые слова: отрасль физической культуры и спорта, подготовка будущих специалистов, федеральный образовательный стандарт, профессиональные стандарты, профессиональные ком-

петенции, коммуникативная компетентность.

Актуальность. Специалист отрасли физической культуры и спорта (тренер, инструктор-методист, руководитель физкультурно-спортивной организации и др.) как субъект деятельности реализует профессиональную деятельность в предметной системе «человек — человек» (по типологии Е. А. Климова). В профессиях этого типа, наряду с другими профессиональными компетенциями, очень важную роль играют коммуникативные компетенции. В самом общем виде под коммуникативной компетентностью будем понимать способность и готовность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [3].

В последние годы появилось достаточное количество исследований, посвящённых анализу коммуникативной компетентности спортсменов, тренеров, руководителей физкультурно-спортив-ных организаций, влиянию стиля их общения на спортивные результаты обучающихся [1; 2; 4], на эффективность взаимодействия со СМИ [6].

Так, исследование П. А. Волкова было посвящено определению умений специалистов отрасли, востребованных на рынке труда, но не получивших должного развития в образовательном процессе [2]. Среди исследованных автором умений

нас интересовали именно умения коммуникации. Обработка результатов проведённого социологического опроса руководителей физкультурно-спортивных организаций и тренеров показала, что компетенции в области коммуникаций считаются важными и необходимыми.

В то же время респонденты признают, что эти компетенции в ряду других (в сфере экономики, информационно-аналитической и организационно-методической работы) оказываются сформированными после окончания вуза в недостаточном объёме и в значительной мере прививаются уже в процессе работы. Аналогичный вывод о том, что «в процессе обучения в вузе освоению организационно-коммуникативных умений уделялось недостаточно внимания», сформулирован при исследовании основных профессиональных трудностей тренеров ДЮСШ по баскетболу [4. С. 125]. Справедливости ради следует отметить, что недостаточную коммуникативную компетентность молодых специалистов отмечают руководители организаций самых разных сфер деятельности [5].

Среди проблем в работе тренера исследователи выделяют трудности выстраивания грамотной коммуникации с родителями юных спортсменов.

Одним из решений указанной проблемы может стать включение материалов по формированию коммуникативных навыков тренеров в содержание курсов повышения квалификации. В. С. Макеева предлагает включать тренинги, специальные упражнения по развитию организационно-коммуникативных качеств в методические занятия с тренерами спортивных школ [4. С. 128].

К особенностям работы тренера в рассматриваемом нами аспекте относится также полисубъектный характер взаимодействия участников учебно-тренировочного процесса, то есть тренеру часто приходится работать с группой занимающихся, которые различаются по психофизическим особенностям, имеют разный уровень притязаний и возможностей.

Кроме того, тренер, помимо обучающихся, взаимодействует с их родителями (законными представителями), инструкторами-методистами и руководством своей организации, с коллегами других спортивных организаций, со специалистами отрасли (врачами, аналитиками, специалистами по антидопинговому обеспечению и пр.). На этом основании одной из целей образовательного процесса при подготовке бакалавров направления 49.03.01 Физическая культура является «формирование умений, реализация которых обеспечит эффективность полисубъектного взаимодействия в учебно-тренировочном процессе» [7]. Иными словами, подготовка будущих специалистов отрасли физической культуры должна включать в себя дисциплины, направленные на формирование коммуникативной компетентности.

Цель и задачи. Целью проведённого нами исследования являлось определение места коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности специалистов отрасли физической культуры и спорта, а также построение на этой основе программы подготовки будущих бакалавров физической культуры.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- определён инструментарий для проведения практического исследования уровня сформиро-ванности коммуникативной компетентности будущих специалистов отрасли физической культуры и спорта;

- проведено исследование уровня сформирован-ности коммуникативной компетентности будущих бакалавров физической культуры;

- проанализированы нормативные документы, определяющие степень значимости данной категории в профессиональной деятельности специалистов отрасли (профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты направлений подготовки, примерные образовательные программы);

- предложены пути решения выявленных проблем.

Материалы и методы исследования. С целью определения коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений в Уральском государственном университете физической культуры» (далее — УралГУФК) было проведено тестирование студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Им был предложен тест коммуникативных умений (автор Л. Михельсон, перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха). Этот тест относится к тестам достижений, то есть для каждой ситуации представлено несколько вариантов ответов, один из которых соответствует партнёрскому стилю общения (эталонный вариант поведения).

Выбор респондентом других вариантов говорит о предпочтительном агрессивном или зависимом поведении. 27 вопросов теста охватывают пять типов коммуникативных ситуаций, требующих реакции на положительные и отрицательные высказывания собеседника, проявления эмпатии, обращение с просьбой и ситуации беседы. В каждой ситуации можно выбрать только один ответ (вариант поведения).

Результаты исследования и их обсуждение. В проведённом нами исследовании приняли участие 100 студентов 3-го курса факультетов летних и зимних видов спорта (профиль подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»). В процентном выражении количество ответов, соответствующих компетентному поведению в ситуациях общения, по выборке составило 62+14 %, медиана — 63 %, то есть более чем в половине случаев студенты грамотно оценивали ситуацию общения и выбирали вариант правильного поведения. Табл. 1 иллюстрируют распределение правильных ответов.

Как следует из табл. 1, только четверть всех респондентов владеет коммуникативными компетенциями на достаточно высоком уровне (более 70 % правильных ответов). С другой стороны, 21 человек из 100 демонстрируют невысокий уровень

Таблица 1

Распределение правильных ответов в выборке

Количество правильных ответов, %

Интервал 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90

Количество респондентов 3 5 13 26 28 18 7

развития коммуникативных навыков (менее 50 % правильных ответов).

Однако средние показатели в данном случае не являются достаточно информативными, поскольку отражают обобщённую характеристику выборки, а не показатели поведения в ситуации общения каждого отдельного студента. В табл. 2 показано распределение выборов студентов по блокам сформированных коммуникативных умений.

Из данных таблицы следует, что в наибольшей степени у респондентов сформированы умения обратиться к сверстнику с просьбой и оказать поддержку другому человеку. Студенты не умеют правильно вести себя в конфликтных ситуациях (справедливая и несправедливая критика со стороны собеседника), особенно в ситуациях провоцирующего поведения со стороны собеседника.

Респондентам также было предложено ответить на вопросы теста «Ваша коммуникативная

установка», позволяющего выявить признаки негативной установки в ситуациях общения. К показателям негативной коммуникативной установки относятся завуалированная и открытая жёсткость в общении с другими людьми, обоснованный негативизм, брюзжание и негативный опыт общения. Авторы этого теста общим средним баллом показателей негативной коммуникативной установки предлагают суммарное значение, равное 33. По нашим данным, только 15 % респондентов показали такой результат. Ответы 44 % студентов существенно превысили это значение (в 1,5 раза и более). Негативные установки в общении отрицательно сказываются на эффективности профессиональных коммуникаций.

Таким образом, стихийного формирования коммуникативных умений, обусловленного социальной средой и житейским опытом молодых людей, недостаточно для профессионального общения специалиста отрасли физической культуры.

Таблица 2

Выборы вариантов поведения в различных ситуациях общения

Блок коммуникативных умений Выбор варианта поведения

К, % З, % А, % КЗ, % КА, % ЗА, % КЗА, %

Умение оказывать и принимать знаки внимания 33 - - 45 11 - 11

Реагирование на справедливую критику 21 18 4 34 15 8 -

Реагирование на несправедливую критику 26 7 - 30 30 7 -

Реагирование на провоцирующее поведение со стороны собеседника 7 7 4 18 22 5 37

Умение обратиться к сверстнику с просьбой 52 - - 33 15 - -

Умение ответить отказом на чужую просьбу 41 - - 26 11 - 22

Умение самому оказать сочувствие, поддержку 52 15 - 26 - 7 -

Умение самому принимать сочувствие и поддержку от сверстников 26 4 - 55 15 - -

Умение вступить в контакт с другим человеком 41 15 - - 44 - -

Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт 21 21 - 54 - 4 -

Условные обозначения: К — компетентное поведение в предлагаемой ситуации общения, З — зависимое поведение, А — агрессивное поведение.

Требование владения коммуникативными компетенциями специалистами по физической культуре и спорту нашло своё отражение не только в образовательных стандартах, но и в первую очередь в профессиональных стандартах отрасли. На сегодняшний момент группа профессиональных стандартов «05 Физическая культура и спорт» содержит 11 профессиональных стандартов, ориентированных на основные специальности отрасли. Одним из основных стандартов, в соответствии с которым будет осуществляться подготовка будущих специалистов отрасли, является стандарт «05.003 Тренер» (зарегистрирован в Минюсте России 25 апреля 2019 г. № 54519) (далее — ПС «Тренер»).

Наиболее полно требования к коммуникативным умениям представлены в характеристиках для тренеров 5-го уровня квалификации. В соответствии с ними коммуникативная компетентность тренера обусловлена знаниями методов убеждения и аргументации, а также методов установления контактов с обучающимися с учётом их возраста.

На платформе этих знаний формируются и совершенствуются умения тренера мотивировать обучающихся к серьёзным занятиям физической культурой и спортом; убеждать в ценности личного здоровья, важности привычек здорового образа жизни; разъяснять правила спортивных игр, видов спорта, особенности выполнения двигательных действий, проведения соревнований и т. п.

Для тренеров 6-го уровня квалификации требования к необходимым знаниям по выстраиванию коммуникаций ограничиваются формулировкой «.. .пояснять занимающимся физиологическую задачу тренировок... мотивировать занимающихся на достижение прироста спортивных результатов.» (код D), а также «соблюдать нравственные и этические нормы в процессе коммуникации» (код Е, F).

Требования к коммуникативным умениям и знаниям специалистов более высоких уровней ква-

лификации неконкретны. Так, например, старший тренер по резерву спортивной сборной команды Российской Федерации должен уметь «соблюдать нравственные и этические нормы в процессе коммуникации. Использовать меры стимулирования перспективных спортсменов» (код G). По нашему мнению, такие формулировки являются значительным упрощением.

В то же время вступающие в силу стандарты нового поколения (федеральные образовательные стандарты, ориентированные на профессиональные стандарты — ФГОС ВО 3++), предполагают формирование коммуникативных умений только в рамках двух компетенций (табл. 3).

Формирование указанных компетенций (в соответствии с примерной основной профессиональной образовательной программой) предполагается в рамках дисциплин «Русский язык и культура речи» (УК-4), «Иностранный язык» (УК-4), «Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта» (УК-4), «Педагогика физической культуры» (ОПК-10), «Психология физической культуры и спорта» (ОПК-10), «Менеджмент физической культуры и спорта» (ОПК-10).

Однако, предложенные в примерной основной образовательной программе по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (вне зависимости от профиля подготовки), индикаторы достижения компетенций обеспечивают их усвоение на достаточном уровне (табл. 4).

Опираясь на данные табл. 4, стоит обратить внимание на то, что только одна трудовая функция 5-го уровня обеспечивает формирование компетентности этического профессионального поведения, тогда как на более высоком квалификационном уровне эта компетентность является одним из основных трудовых умений.

Заключение. Таким образом, в результате нашего исследования приходим к выводу, что коммуникативная компетентность является одной

Таблица 3

Компетенции ФГОС ВО 49.03.01 Физическая культура, направленные на формирование коммуникативных компетенций специалистов

Категория компетенций Код и наименование компетенции

Комму никация УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

Про фессиональное взаимодействие ОПК-10. Способен организовать совместную деятельность и взаимодействие участников деятельности в области физической культуры и спорта

Таблица 4

Индикаторы достижения компетенций коммуникации и профессионального взаимодействия в соответствии с трудовыми действиями ПС «Тренер»

Код Индикаторы достижения умений

А/02.5 правильно и аргументированно формулировать свою мысль в устной и письменной форме; вести беседу, целенаправленно обмениваться информацией профессионального характера по определённой теме; вовлекать в мероприятия активного отдыха обучающихся

А/03.5 правильно и аргументированно формулировать свою мысль в устной и письменной форме; вести беседу, целенаправленно обмениваться информацией профессионального характера по определённой теме

В/01.5 выражать различные коммуникативные намерения (запрос/сообщение информации); правильно и аргументированно формулировать свою мысль в устной и письменной форме; вести беседу, целенаправленно обмениваться информацией профессионального характера по определённой теме; вовлекать в мероприятия активного отдыха обучающихся

В/03.5 выражать различные коммуникативные намерения (запрос/сообщение информации); правильно и аргументированно формулировать свою мысль в устной и письменной форме; вести беседу, целенаправленно обмениваться информацией профессионального характера по определённой теме; корректно общаться и взаимодействовать с другими субъектами физкультурно-спортивной деятельности в профессиональных (и более широко — жизненных) ситуациях

С/01.6 выражать различные коммуникативные намерения (запрос/сообщение информации); правильно и аргументированно формулировать свою мысль в устной и письменной форме; вести беседу, целенаправленно обмениваться информацией профессионального характера по определённой теме; предупреждать типичные психологические проблемы занимающихся физической культурой и спортом; учитывать принципы и условия их психологического сопровождения при построении учебно-воспитательного, учебно-тренировочного процесса и занятий по двигательной рекреации; применять психологические приёмы: постановка цели, сочетание видов оценки, психолого-педагогическая поддержка, психотехнические упражнения, групповые нормы

С/03.6 выражать различные коммуникативные намерения (запрос/сообщение информации); правильно и аргументированно формулировать свою мысль в устной и письменной форме; вести беседу, целенаправленно обмениваться информацией профессионального характера по определённой теме; предупреждать типичные психологические проблемы занимающихся физической культурой и спортом; учитывать принципы и условия их психологического сопровождения при построении учебно-воспитательного, учебно-тренировочного процесса и занятий по двигательной рекреации; применять общие (классические) психологические рекомендации по общению, оптимизации психических состояний, самооценки, поддержанию мотивации у занимающихся физкультурно-спор-тивной деятельностью; применять психологические приёмы: постановка цели, сочетание видов оценки, психолого-педагогическая поддержка, психотехнические упражнения, групповые нормы

С/04.6 выражать различные коммуникативные намерения (запрос/сообщение информации); учитывать принципы и условия их психологического сопровождения при построении учебно-воспитательного, учебно-тренировочного процесса и занятий по двигательной рекреации; применять общие (классические) психологические рекомендации по общению, оптимизации психических состояний, самооценки, поддержанию мотивации у занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью; применять психологические приёмы: постановка цели, сочетание видов оценки, психолого-педагогическая поддержка, психотехнические упражнения, групповые нормы

из составляющих профессиональной компетенции будущего специалиста отрасли физической культуры и спорта, что отражено как в образовательных, так и в профессиональных стандартах. В то же время результаты тестирования обучающихся показали преобладание негативных установок в общении, что предполагает снижение эффективности их профессионального общения в будущем.

Анализ примерной образовательной программы показал, что только три дисциплины учебного плана направлены на освоение профессиональной компетенции, позволяющей будущему специалисту научиться грамотному профессиональному общению и вовлечению обучающихся в занятия физической культурой, а также возможности решения различных мотивационных и иных психологических проблем занимающихся.

Однако этические аспекты профессиональной деятельности и профессионального общения не нашли в достаточной мере своего воплощения в примерной образовательной программе, что отображено в требованиях ПС «Тренер». Решить данную проблему возможно, добавив в вариативной части обязательных или факультативных дисциплин дисциплину «Этика профессионального общения» или «Профессиональная этика».

Список литературы

1. Власова, Е. В. Технология оптимизации направленности общения тренеров и её социально-психологическая ценность / Е. В. Власова // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Психол.-пед. науки. — 2016. — №2 4.— С. 95-103.

2. Волков, П. А. Анализ необходимости и сфор-мированности профессиональных умений и навыков у работников организаций в сфере физической культуры и спорта / П. А. Волков // Общество: политика, экономика, право. — 2017.— № 12.— С. 74-79.

3. Захарова, Т. В. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики / Т. В. Захарова,

Поступила в редакцию 16 декабря 2019 г.

Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Н. К. Игнатьева, Е. В. Киргизова, Т. А. Бахор // Соврем. проблемы науки и образования.— 2015.— № 4.— URL: http://stience-educatюara/ru/artide/view?id=20413

4. Макеева, В. С. Организационно-коммуникативные умения и навыки, способствующие эффективности профессиональной деятельности тренера по баскетболу / В. С. Макеева // Организационные основы физической культуры, спорта и туризма.— Калиниград : Балтийс. федер. ун-т им. И. Канта, 2016.— С. 118-134.

5. Почему компаниям не нужны выпускники вузов // Executive.ru.— URL: https://www.e-xecutive.ru/ сагеег/Ы-чМюайге/1990395

6. Серова, Л. К. Применение технологии формирования коммуникативной коммуникации у тренеров и спортсменов при взаимодействии со СМИ / Л. К. Серова, А. Л. Штуккерт // Учёные зап. Ун-та им. П. Ф. Лесгафта.— 2018.— № 10 (164).— С. 291-294.

7. Токарева, К. Е. Особенности взаимодействия бакалавра физической культуры с субъектами физкультурно-оздоровительной деятельности / К. Е. Токарева, В. С. Макеева // Мир науки.— 2017.— Т. 5, № 5.— URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN517.pdf.

Для цитирования: Клестова, О. А. Развитие коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта / О. А. Клестова, И. Н. Ишимова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.— 2020.— Т. 5, № 2.—С. 7-13.

Сведения об авторах

Клестова Оксана Александровна — кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебно-методического управления, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия, sahka2004@mail.ru

Ишимова Ирина Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономики в спорте, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия, injsh@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2020, vol. 5, no. 2, pp. 7-13.

Development of Communicative Competence of Future Specialists of Physical Culture and Sports

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О.А. Klestova1, I.N. Ishimova2

Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk, Russia. 1sahka2004@m ail.ru, 2injsh @mail. ru

The article deals with the problem of insufficient possession ability of using communicative competence by physical education professionals. The relevance of the study lies in the requirements introduced in professional standards for specialists in the field of physical education in terms of the ability and willingness to establish and maintain the necessary contacts with other people in the process of professional activity. At the same time, the insufficient level of communicative competence of both existing and future industry specialists is the main problem that does

not allow them to perform their professional functions at a high level. The aim of the study is to find ways to increase the communicative competence of specialists in the physical education industry. Finding the optimal tools for identifying the real level of communication skills of future industry experts, as well as analyzing the regulatory framework to solve the stated problem, became the objectives of this study. The materials for the study were the work on this problem, the results of testing future bachelors of physical education, as well as professional and federal state educational standards and exemplary educational professional programs in the areas of training. A research work carried out on the base of the Ural State University of Physical Culture showed that negative settings in professional communication are not corrected by the social environment and the subjects' experience. This fact, in its turn, requires making necessary adjustments for educational process for training the human resources of the physical education and sports industry.

Keywords: branch of physical culture and sports, training of future specialists, federal educational standard, professional standards, professional competences, communicative competence

References

1. Vlasova E.V. Tehnologiya optimizatsii naprav-lennosti obscheniya trenerov i ee sotsialno-psiholo-gicheskaya tsennost [Technology of optimization of communication orientation of trainers and its socio-psy-chological value]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Psihologo-pedagogicheskie nauki» [Bulletin of Pskov state University. Series "Psychological and pedagogical Sciences"], 2016, no. 4, pp. 95-103. (In Russ.).

2. Volkov P.A. Analiz neobhodimosti i sformiro-vannosti professionalnyih umeniy i navyikov u rabotnikov organizatsiy v sfere fizicheskoy kulturyi i sporta [Analysis of the necessity and formation of professional skills and abilities of employees of organizations in the field of physical culture and sports]. Obschestvo: politika, eko-nomika, pravo [Society: politics, Economics, law], 2017, no. 12, pp. 74-79. (In Russ.).

3. Zaharova T.V., Basalaeva N.V., Kazakova T.V., Ignat'yeva N.K., Kirgizova E. V., Bahor T.A. Kommu-nikativnaya kompetentnost': ponyatiye, harakteristiki [Communicative competence: concept, characteristics]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20413 (In Russ.).

4. Makeyeva V.S. Organizatsionno-kommunikativ-nyie umeniya i navyiki, sposobstvuyuschie effektivnosti

professionalnoy deyatelnosti trenera po basketbolu [Organizational and communicative skills and skills that contribute to the effectiveness of professional activity of a basketball coach]. Organizatsionnyye osnovy fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma [Organizational foundations of physical culture, sport and tourism]. Kalinigrad, 2016. Pp. 118-134. (In Russ.).

5. Pochemu kompaniyam ne nuzhny vyipuskniki vu-zov [Why companies don't need University graduates]. Executive.ru [Executive.ru]. Available at: https://www.e-xecutive.ru/career/hr-indicators/1990395 (In Russ.).

6. Serova L.K., Shtukkert P.F. Primeneniye tehnolo-gii formirovaniya kommunikativnoy kommunikatsii u trenerov i sportsmenov pri vzaimodeystvii so SMI [Application of the technology of formation of communicative communication in coaches and athletes when interacting with the media]. Uchyonyye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft], 2018, no. 10 (164), pp. 291294. (In Russ.).

7. Tokareva K.E., Makeyeva V.S. Osobennosti vzaimodeystviya bakalavra fizicheskoy kul'tury s sub''yektami fizkulturno-ozdorovitelnoy deyatelnosti [Features of interaction of the bachelor of physical culture with subjects of physical culture and health activities]. Mir nauki [World of science], 2017, vol. 5, no. 5. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN517. pdf. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.