Научная статья на тему 'Развитие профессиональных коммуникативных умений у студентов факультетов физической культуры в процессе обучения иностранному языку'

Развитие профессиональных коммуникативных умений у студентов факультетов физической культуры в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / СТУДЕНТЫ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATIVE SKILLS / STUDENTS OF FACULTIES OF PHYSICAL CULTURE / TRAINING IN A FOREIGN LANGUAGE / PROFESSIONAL SPEECH / EDUCATIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова Лейла Ракаевна, Петьков Валерий Анатольевич

В статье изложены взгляды авторов на построение процесса развития профессиональных коммуникативных умений у студентов факультетов физической культуры при обучении иностранному языку в вузе. Профессиональные коммуникативные умения рассматриваются в рамках общей характеристики профессиональной речи педагога физической культуры и спорта, выступающей как средство эмоционального, коммуникативного и интеллектуального развития студента. Показаны пути целенаправленного формирования профессиональных коммуникативных умений у будущих педагогов физической культуры и спорта средствами иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урусова Лейла Ракаевна, Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE SKILLS IN STUDENTS OF FACULTIES OF PHYSICAL CULTURE IN THE COURSE OF LEARNING THE FOREIGN LANGUAGE

The paper presents the opinions of authors related to development of professional communicative skills at students of faculties of physical culture when training in a foreign language in higher education institution. Professional communicative skills are considered within a total characteristic of the professional speech of the teacher of physical culture and sport acting as means of emotional, communicative and intellectual development of the student. The authors show the ways of targeted formation of professional communicative skills at future teachers of physical culture and sport by means of a foreign language.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных коммуникативных умений у студентов факультетов физической культуры в процессе обучения иностранному языку»

УДК 796.01:811 ББК 75. 14 У 30

JI.P. Урусова

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Карачаево-Черкесского государственного университета им. УД. Алиева; E-mail: [email protected]

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье изложены взгляды авторов на построение процесса развития профессиональных коммуникативных умений у студентов факультетов физической культуры при обучении иностранному языку в вузе. Профессиональные коммуникативные умения рассматриваются в рамках общей характеристики профессиональной речи педагога физической культуры и спорта, выступающей как средство эмоционального, коммуникативного и интеллектуального развития студента. Показаны пути целенаправленного формирования профессиональных коммуникативных умений у будущих педагогов физической культуры и спорта средствами иностранного языка.

Ключевые слова: коммуникативные умения, студенты факультетов физической культуры, обучение иностранному языку, профессиональная речь, образовательная коммуникация.

L.R. Urusova

Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, the Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev; E-mail: [email protected]

V.A. Petkov

Doctor of Education, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, the Kuban State University; E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE SKILLS IN STUDENTS OF FACULTIES OF PHYSICAL CULTURE IN THE COURSE OF LEARNING THE FOREIGN LANGUAGE

Abstract. The paper presents the opinions of authors related to development of professional communicative skills at students of faculties of physical culture when training in a foreign language in higher education institution. Professional communicative skills are considered within a total characteristic of the professional speech of the teacher of physical culture and sport acting as means of emotional, communicative and intellectual development of the student. The authors show the ways of targeted formation of professional

communicative skills at future teachers of physical culture and sport by means of a foreign language.

Keywords: communicative skills, students of faculties of physical culture, training in a foreign language, professional speech, educational communication.

Проектирование процесса развития профессиональных коммуникативных умений у студентов является одним из актуальных направлений исследования в современной педагогике высшей школы (С.И. Вульфсон, Е.В. Глухих, B.C. Грехнев, E.H. Ильин, В.А. Кан-Калик, В.В. Сериков, A.M. Сохор, Т.В. Татьянина и др.). Это явление рассматривается учёными в различных аспектах, но прежде всего в контексте обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности и становления личностных особенностей педагога [4; 8; 9]. При этом понятийно-категориальный тезаурус включает в себя следующие понятия: «педагогическое общение», «профессиональное поведение», «профессиональная коммуникация», «коммуникативные умения», «коммуникативная культура» и др. Данные понятия отражают определенный уровень коммуникативной активности педагога в процессе профессиональной деятельности [3].

Профессиональные коммуникативные умения рассматриваются нами в рамках общей характеристики профессиональной речи педагога физической культуры и спорта, выступающей как средство эмоционального, коммуникативного, интеллектуального развития студента и как условия профессионального роста конкурентоспособного специалиста [1; 5; 7].

Профессиональная речь педагога физической культуры и спорта - категория, имеющая общие и специальные профессиональные характеристики. К специальным профессиональным характеристикам речи педагога физической культуры и спорта следует отнести возможность реализации в процессе

коммуникативного взаимодействия специфических профессиональных речевых умений:

- умения учитывать возрастные особенности восприятия учебного материала школьниками (умение при организации и проведении физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий эффективно использовать средства речи);

- умения организовывать коммуникативное взаимодействие ориентирующее освоение накопленного опыта в сфере физической культуры и спорта, представленного в системе знаний различных уровней;

- умения в ходе коммуникации выявить интересы и потребности учащегося, заложенные в этом опыте;

- умения осуществлять коммуникативную деятельность в определенном профессионально значимом контексте (адаптировать иностранные тексты и методическую литературу по организации физической культуры к учебному общению со школьниками).

Результаты анализа сложившейся практики преподавания иностранного языка на факультетах физической культуры и спорта вузов Юга России, опроса студентов, исследование особенностей профессиональной речи педагогов физической культуры и спорта и студентов позволили выявить следующее:

1. Большинство студентов осознают необходимость совершенствования речевой подготовки для осуществления продуктивного профессионального общения со школьниками.

2. Данные опроса свидетельствуют о низком уровне сформированное™ языковых умений студентов, являющихся составной частью их профессиональной компетенции, что вызывает затруднения для

установления эффективного педагогического общения.

В ходе пилотажного исследования, проведённого на базе образовательных учреждений Карачаево-Черкесской республики, нами установлено, что у педагогов физической культуры и спорта недостаточно развиты следующие профессиональные коммуникативные умения:

- умение чётко формулировать цели и задачи физкультурно-спор-тивной и оздоровительной деятельности школьников;

- умение формулировать понятийно-терминологический тезаурус физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности школьников;

- умение организовывать речевое сопровождение обучения на уроках физической культуры, спортивных тренировках и оздоровительных мероприятиях.

Полученные в результате исследования данные убеждают в необходимости целенаправленного формирования профессиональных коммуникативных умений у будущих педагогов физической культуры и спорта. Этот процесс включает: структурирование знаний студентов о профессиональной речи, о психологических особенностях детей школьного возраста на основе учета специфики учебного общения в сфере физической культуры и спорта, формирования у них умений организации позитивного педагогического взаимодействия и др.

В своей работе мы исходили из предположения, что в процессе обучения иностранному языку студентов возможно обеспечить профессионально-ориентированную направленность занятий, создать условия для эффективной коммуникативной деятельности педагога посредством включения соответствующего материала в содержание занятий и реализации разнообразных внеаудиторных форм организации учебной

деятельности по иностранному языку.

Содержание учебного общения на занятиях по иностранному языку может быть представлено в различных формах (жанрах профессиональной речи), особенности которых определяются спецификой предмета преподавания - физической культуры и спорта.

Опытно-экспериментальная работа, организованная на базе факультета физической культуры и кафедры иностранных языков Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева в 20132016 годах, была ориентирована на реализацию авторской концепции профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов. Основная идея концепции заключалась в том, что ведущим фактором повышения интереса студентов к занятиям иностранным языком является их постоянное участие в речевом профессионально-ориентированном общении на иностранном языке, что и является мотивационной основой его изучения. Мотивацион-ную основу составляют: понимание студентами необходимости знания иностранного языка, интересный учебный материал, благоприятная эмоциональная атмосфера на занятиях, реальная возможность, перспектива усвоения иностранного языка и т.д.

Концепция предполагает последовательное и систематическое моделирование в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности педагога физической культуры и спорта. В экспериментальной работе приняли участие 16 преподавателей иностранных языков и 160 студентов. В ходе эксперимента апробировались на практике основные положения разработанной концепции и определялась эффективность образовательного процесса, построенного на реализации авторской рабочей программы.

Студенты изучали иностранные языки в соответствии с Госстандартом. На 3-4 курсах был предложен спецкурс «Профессионально -ориентированный иностранный язык педагога физической культуры и спорта». Спецкурс выполнял задачу интегрирования полученных знаний развития профессиональных коммуникативных умений в сфере физической культуры и спорта. Содержание спецкурса включает серию занятий, ориентированных на развитие профессиональных коммуникативных умений студента, необходимых для эффективного осуществления учебного общения.

Опытное обучение носило поэтапный характер и включало:

I этап - пропедевтическая работа, имеющая своей целью подготовку теоретической базы для формирования коммуникативных умений;

II этап-основной, заключающийся в непосредственном формировании профессиональных коммуникативных умений студентов факультета физической культуры и спорта средствами иностранного языка.

Выделенные этапы позволили определить логику авторского курса, включающего следующую последовательность учебных тем:

Пропедевтический этап:

1. Особенности профессиональной речи педагога физической культуры и спорта. Понятие и представление.

2. Профессиональная речевая среда педагога физической культуры и спорта. Профессиональное общение.

3. Профессиональные коммуникативные умения в системе дидактических понятий физической культуры и спорта.

Основной этап:

4. Особенности содержания педагогической коммуникации в сфере физической культуры и спорта.

5. Речевые жанры и средства в профессиональной речевой среде

педагога физической культуры и спорта.

6. Профессиональная речь педагога физической культуры и спорта как фактор успешного развития школьников.

7. Дидактические единицы педагогического общения в сфере физической культуры и спорта.

8. Организация игровой познавательной деятельности педагога физической культуры и спорта средствами речи.

Исследовательскими задачами контрольного этапа эксперимента являлись:

1. Раскрыть объективные условия формирования профессиональных коммуникативных умений педагога физической культуры и спорта.

2. Зафиксировать и проанализировать отдельные проявления профессиональных коммуникативных умений (профессиональные речевые умения) у студентов, свидетельствующие о сформированности ее компонентов.

Для решения исследовательских задач была проведена проверочная работа, состоявшая из двух этапов.

Задачей первого этапа являлось выявление умений студентов анализировать предложенные фрагменты занятия: умения определять структуру, тип высказывания, цель, задачи и содержание профессионального общения в процессе обучения школьника физической культуре; умения самостоятельно анализировать основные аспекты функционирования профессиональных терминов, а также умения ориентироваться в ситуациях педагогического общения школьника, целей, места, времени, условий общения, умения анализировать профессиональную речевую деятельность педагога физической культуры и спорта. Для выявления названных умений были разработаны специальные задания аналитико-конструктивного характера, аналогичные заданиям,

которые выполнялись студентами в процессе опытного обучения.

Задачей второго этапа являлось выявление сформированное™ умения структурировать учебную беседу на иностранном языке (формулировать цель и задачи предстоящей деятельности, умения задавать вопросы, выполнять оценочные высказывания, высказывания-определения); умения структурировать организационный монолог (организовать игровую познавательную деятельность средствами речи). На данном этапе студенты самостоятельно составляли фрагменты конспектов занятий (на выбор: по физической культуре, по обучению видам спорта, по организации оздоровительных мероприятий и т.д.).

Анализ результатов пилотажного исследования и опытного обучения позволяет сделать вывод о позитивной динамике в развитии профессиональных речевых умений студентов. Об эффективности разработанной авторской концепции свидетельствует осознание студентами важности коммуникативно-речевой направленности занятий иностранным языком и использование речевых коммуникаций в организации продуктивного учебного общения со школьниками.

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что авторская концепция и методика могут успешно использоваться в условиях вузовской подготовки будущего педагога физической культуры и спорта.

Примечания:

1. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2012. Вып. 1. С. 145.

2. Демкина Е.В. Результаты исследования установок, стереотипов мышления и поведения современного российского студенчества // Вестник Ады-геского государственного унверситета. Сер. Педагогика и психология. 2013. Вып. 3 (123). С. 24-36.

2. Мощанская Е.Ю., Кукушкин Д.А. К вопросу о профессионально-ориентированном обучениии будущих переводчиков // Индустрия перевода. 2015. Т. 1. С. 202-204.

3. Петьков В.А., Филоненко В.А. Мониторинг развития компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 101-104.

5. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентоспособного специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 104-107.

6. Петьков В.А., Чувилова H.A. Педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 9. С. 31-36.

7. Петьков В.А., Чувилова H.A. Проектирование саморазвития физического потенциала студентов вузов// Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 8-11.

8. Стрижакова Н.Е., Петьков В.А., Романов Д.А. Взаимосвязь становления языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности студентов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 177-181.

9. Тамбиева З.Ю., Урусова JI.P., Петьков В.А. Гуманизация педагогического взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения иностранному языку// Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2016. Вып. 1 (173). С. 45-51.

References:

1. Andryuschenko S.I., Petkov V.A. Organization of innovative environment of the educational establishment // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. Iss. 1. P. 145.

2. Demkina E.V. Results of the research of facilities, stereotypes of thinking and behavior of modern Russian students // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2013. Vol. 3 (123). S. 24-36.

2. Moshchanskaya E.Yu., Kukushkin D.A. On the problem of professionally-oriented teaching of future translators // Translation Industry. 2015. Vol. 1. P. 202-204.

3. Petkov V.A., Filonenko V.A. Monitoring of the development of future professionals' competencies in the implementation of educational programs of foreign language training // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of the RSSU. 2014. P. 101-104.

5. Petkov V.A., Filonenko V.A. Self-organization as a condition for professional development of a competitive specialist // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU. 2014. P. 104-107.

6. Petkov V.A., Chuvilova N.A. Pedagogical support of self-determination of students in sports activity // Pedagogical education and science. 2012. No. 9. P. 31-36.

7. Petkov V.A., Chuvilova N.A. Projecting of self-development of the physical potential of students of higher schools // Pedagogical education and science. 2008. No. 8. P. 8-11.

8. Strizhakova N.E., Petkov V.A., Romanov D.A. Relationship of the formation of linguistic competence and socio-professional competence of students // Proceedings of University of P.F. Lesgaft. 2015. No. 5 (123). P. 177-181.

9. Tambieva Z.Yu., Urusova L.R., Petkov V.A. Humanization of pedagogical interaction between the teacher and student in the course of foreign language training // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 1 (173). P. 45-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.