11
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Г лобальность интернет-пространства, скорость передачи информации позволяет осуществлять коммуникацию на всей планете без существенных задержек во времени. Все это повышает для специалиста по физической культуре востребованность таких дисциплин, как информатика, компьютерные и информационные технологии, иностранные языки, а также заставляет включать в традиционные речеведческие дисциплины разделы обучения общению он-лайн (в Интернете).
Колоссальное количество текстов (в том числе медиатекстов), которые циркулируют сегодня в глобальном интернет-пространстве благодаря средствам массовой коммуникации делает чрезвычайно востребованной еще одну область гуманитарной компоненты образовательного процесса - медиаобразование. Медиаграмотность как совокупность навыков и умений поиска информации, адекватной оценки, критического анализа и объективной интерпретации информации в медиа является обязательной сегодня для любого специалиста с высшим образованием; не является исключением и сфера физической культуры и спорта. И хотя попытки преподавать медиаобразование в России предпринимались с 20-х годов XX в., сегодня оно не только наиболее востребовано, оно должно быть серьезно реформировано с учетом трансформации реальности. Основной целью работы с медиатекстами должно стать формирование максимально объективной медиакартины мира, места в ней физической культуры и спорта как социокультурного феномена, позитивного гуманистического образа данной сферы. Медиатексты о спорте как неразрывной части культуры несут в себе некие культурологические коды и символы, позволяющие не только воспринимать определенные знания, но и осмыслять происходящее в этой сфере на уровне ценностных ориентаций, идеологических установок, моделей развития событий и интерпретации ситуаций.
Учитывая глобальность инфраструктуры сферы спорта, ее планетарный масштаб и ее взаимодействие с важнейшими социальными сферами (такими, как политика, экономика, культура), значимость критически мыслящего медиаграмотного
специалиста, способного использовать медийное пространство для решения профессиональных задач, неоднократно возрастает.
В целом, можно говорить о том, что гуманитарная компонента образовательного процесса не только востребована сегодня с учетом тенденций развития информационного общества, именно она обеспечивает фундаментальность образования, так как формирует универсальные компетенции, практически не меняющиеся с развитием науки, не требующие использования справочных пособий, но при этом помогающие сформировать философскоэтическую картину мира, мировоззренческие и нравственные установки выпускника.
Список литературы:
1. Балицкий А. Гуманизация и гуманитаризация образования // Высшее образование в России. - № 2. - 2007. - С. 108-113.
2. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры: Учеб. пособие для вузов. -М.: Наука, 1994.- 191 с.
3. Рождественский Ю.В. Современная риторика: Становление и проблемы. - М.: Высшая школа, 1988.- 221 с.
4. Хазова С.А. Показатели
конкурентоспособности как критерии
профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту. - режим доступа [htth://www.adygnet.ru/konfer/konfifk2006/soob/3/3Hazo va.htm]
5. Черняев В. В. Образование по физической культуре в высшей школе как гуманитарный феномен. // Педагогическое образование и наука. - № 11 - 2010. - C. 11-16.
ОПЫТ ПЛАНИРОВАНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Добророднова Оксана Владимировна,
ст. преподаватель кафедры теории и технологий дошкольного образования ФГБОУ ВПО «ОГУ»,
г. Орёл
АННОТАЦИЯ. В статье представлен опыт взаимодействия педагогов в процессе непосредственно образовательной деятельности со здоровьесберегающим сопровождением в дошкольной образовательной организации. Раскрываются ключевые моменты тематического здоровьсберегающего взаимодействия педагогов, показаны основные направления планирования такого взаимодействия, его основные изменения в связи с введением ФГОС ДО.
ABSTRACT. The article presents the experience of teachers in the process of direct educational activities with zdorov'esberegausim accompaniment in preschool educational organization. Reveals the key points of the thematic zdorov’sberegausego the interaction of teachers, showing the main directions of such interaction, planning his major changes in connection with the introduction to Federal State educational standard of pre-school education.
Ключевые слова: планирование, взаимодействие, тематическое здоровьесберегающее взаимодействие, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Keywords: planning, engagement, thematic zdorov'esberegausee interaction, Federal State educational standard of pre-school education.
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
12
На протяжении нескольких лет МДБОУ «Центр развития ребёнка -детский сад № 68 «Айболит» г.Орла является инновационной площадкой регионального эксперимента по теме «Вариативность здоровьесберегающей деятельности. дошкольных образовательных учреждений с учётом их самобытности и региональных условий» (рук. Н.И. Бочарова, канд. пед. наук, профессор). Одной из задач, поставленных перед учреждением, является разработка и внедрение в образовательный процесс дошкольной образовательной организации технологий, основанных на интеграции деятельности специалистов. Введение Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) (далее - ФГОС ДО) внесло коррективы в систему дошкольного образования в РФ, а также коснулся и апробируемого нами на протяжении нескольких лет планирования взаимодействия педагогов в процессе непосредственно образовательной деятельности со здоровьесберегающим сопровождением.
Планирование - творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) во многом зависит от его качества.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации - одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
Обозначим ключевые моменты предлагаемого нами планирования:
1) Во взаимодействии педагогов и медицинского персонала Центра развития ребёнка -детский сад № 68 «Айболит» выделяем несколько составляющих:
■ самоподготовка по вопросам оздоровления детей, заполнение планов самообразования, постоянный обмен соответствующей информацией;
■ совместное проведение оценки
психофизического развития детей разных возрастных групп и обсуждение результатов, оценка степени их «продвижения»;
■ обмен профессиональной информацией;
■ совместное обсуждение основных планируемых задач;
■ специальный подбор и адаптация методов и приёмов образовательной и оздоровительной работы;
■ включение в свою деятельность адаптированных методов и технологий работы своих коллег;
■ совместное обсуждение и составление конспектов интегрированных занятий со здоровьесберегащим сопровождением;
■ оценка эффективности совместной деятельности педагогов и медперсонала в процессе реализации планов взаимодействия с использованием здоровьесберегающих технологий (в начале, в середине и в конце года) и оформление отчёта по самообразованию.
2) Педагогами Центра реализуется тематическое здоровьесберегающее взаимодействие (система взаимосвязанной деятельности специалистов
по определенной теме программного материала с использованием здоровьесберегающих технологий).
3) Алгоритм работы при тематическом взаимодействии следующий: в начале учебного года (начиная со средней группы) специалисты (или воспитатели) разрабатывают планы взаимодействия с педагогами и медицинским персоналом, направленные на формирование у детей осознанной потребности в здоровье, понимание основ здорового образа жизни, обеспечение практического освоения навыков сохранения, укрепления и формирования физического, психического и духовного здоровья. Задачи профилактики заболеваний, физического, психического, интеллектуального развития, обозначенные в планах, интегрируются в работе всего педагогического коллектива. В логопедических группах основные задачи на каждый квартал определяют учителя - логопеды, в общеобразовательных - воспитатели, затем каждый специалист, принимающий участие во взаимодействии, дополнительно предлагает свои намеченные задачи в работе с детьми. Работа со всеми специалистами планируется на квартал и связана с основной лексической темой каждого месяца в логопедических группах и определённой темой (в основном - по программе) - в общеобразовательной.
Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольной организации.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями.
Совместными усилиями анализируется ход реализации как оздоровительных, так и общеобразовательных, коррекционно - развивающих задач.
Содержательный компонент предлагаемого планирования отвечает программным требованиям и оптимизирует комплексный подход в оздоровлении детей.
План представлен в виде таблицы, которая предусматривает перспективное планирование на год с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца.
Тематика, отобранная педагогами,
распределена по неделям. При выборе и планировании тем педагоги учитывают реальные события, происходящие в окружающем и
13
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники).
Обозначим изменения, происшедшие с введением ФГОС ДО.
Первый момент, наиболее важный: особое внимание при планировании работы обращаем на непосредственно образовательную деятельность (НОД).
Непосредственно образовательная
деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
В соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной
деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса рекомендуется учитывать следующие параметры:
■S общий объем непосредственной
образовательной деятельности в неделю;
■S продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
■S количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня;
S распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);
■S перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
■S основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование;
S образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
■S формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность.
Второй момент: если ранее работа в
общеобразовательной группе со всеми специалистами планировалась на квартал и связана была с определённой темой (в основном, предложенной воспитателями), то сейчас с выходом программы «От рождения до школы» опираемся на предложенное для каждой возрастной группы комплексно-тематическое планирование, которое следует рассматривать как примерное. Учитываем, что ДОО для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.
Третий момент: форма написания плана, предлагаемая нами ранее, претерпела некоторые изменения.
Термин «занятия» заменен на «НОД».
Согласно ФГОС ДО:
1) в планы взаимодействия были внесены
образовательные области и всё здоровьесберегающее содержание НОД (игры, упражнения, логоримические упражнения, зрительные, дыхательные,
артикуляционные гимнастики, комплексы
физминуток и др.) обозначено цифрами, соответствующими порядковому номеру
образовательной области);
2) скорректированы задачи непосредственно образовательной деятельности;
3) добавлены исследовательские методы обучения, которые в плане обозначены значком микроскопа, элементы изо -, музыкотерапии;
4) введены новые образовательные технологии: информационно -коммуникационные (ИКТ). В плане взаимодействия мы их обозначили значком.
В условиях современного развития общества невозможно Д себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Подробно останавливаться на преимуществах использования ИКТ в процессе непосредственно образовательной деятельности не будем. Однако, обратим внимание на то, что насыщая непосредственно образовательную деятельность новым содержанием, увлекаясь творческим
процессом и использованием различных средств ИКТ, педагоги часто забывают о возможностях ребёнка, его физических и психических характеристиках. В результате некорректное педагогическое воздействие может ухудшить здоровье детей.
Использование ИКТ в работе с дошкольниками требует тщательного изучения СанПиНов.
Допускается использование ИКТ не более трёх раз в неделю, в дни наибольшей работоспособности (вторник, среда, четверг). Использование мультимедиа - презентаций во взаимодействии специалистов позволяет им эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную. Фрагментарное включение ИКТ в непосредственно образовательную деятельность способствует предупреждению утомления детей, т.к. переключают их внимание на другое задание, меняет угол зрения (например, прерывая процесс продуктивной деятельности гимнастикой для глаз на
мультимедийном проекционном экране). Обеспечение оптимального характера учебной деятельности с применением ИКТ позволяет сделать детскую деятельность более разнообразной, менее
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
14
утомительной, следовательно, не требующей у детей дополнительных адаптационных усилий.
Презентации могут сопровождать инструкции, объяснения педагога (например, в ходе выполнения артикуляционной, пальчиковой гимнастики), являясь наглядной иллюстрацией материала. Могут быть самостоятельной частью деятельности (например, слайды, которые демонстрируют игры, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений).
Очень удобно использовать ИКТ для аудиовизуальной информации. Так, разрабатывая задания на развитие слухового внимания, учитель-логопед может предложить детям послушать и узнать голоса птиц, животных, звуки насекомых, с последующим их показом. Воспитатель, следуя сюжетной линии и продолжая работу в рамках нужной лексической темы, предложит нарисовать птиц различными техниками, вылепить насекомых, составить о них рассказ или загадку. Вместе с педагогом-психологом дети изобразят с помощью пантомимики кошечку, собаку, лошадку. При взаимодействии с музыкальным руководителем, следующим этапом может быть песня или танец определенной тематики. Инструктор по физкультуре продолжит тему в ходе общеразвивающих упражнений или играх - эстафетах.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
■ объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
■ выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
■ четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
■ выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием является учет специфических особенностей возрастной группы (в данном случае - это речевая группа).
Одно из важных требований реализации плана взаимодействия -планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики: чем старше дошкольники, тем насыщеннее и сложнее предлагаемый речевой материал (подразумевается, что подготовительная к школе группа - это второй год коррекционного обучения).
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Как показывает опыт, методы и технологии работы педагогов и медицинского персонала Центра успешно дополняют друг друга. Это позволяет сократить время на формирование и закрепление полученных знаний и умений; избежать утомляемости, физической и психической нагрузки, интеллектуальной пассивности на занятиях; дублирования учебного материала и реализуемых здоровьесберегающих технологий; добиться успешного их переноса в другие виды деятельности, обеспечить адекватность педагогического взаимодействия между детьми и педагогами.
Список литературы:
1. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы для ДОО. СанПин 2.4.1.3049-13.СанПиН 2.4.1.3147-13.- М.: «Творческий Центр Сфера», 2014.80 с.
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ
ЮРИСТОВ
Зыкина Екатерина Игоревна
Соискатель, ассистент преподавателя, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г.
Ижевск
АННОТАЦИЯ
В предлагаемой статье рассматриваются педагогические условия, которые, по мнению автора, способствуют развитию нравственной устойчивости у студентов по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «Бакалавр», а именно: построение теоретической модели развития нравственной устойчивости, определение критериев развития нравственной устойчивости, определение образовательного потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции».
ABSTRACT
The article reveals the pedagogical conditions which in the author’s opinion provide the development of law students’ moral resistance: creating a theoretical model for the development of moral resistance, revealing of the criteria of moral resistance and defining of educational potential of the discipline “Foreign language in the sphere of jurisprudence ”.