Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / военный вуз / иностранный язык / педагогическая диагностика / курсант / преподаватель / higher education / military university / foreign language / pedagogical diagnostics / cadet / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Мария Александровна, Гусева Наталья Валентиновна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с педагогической диагностикой уровня знаний по иностранному языку курсантов военных вузов. Результаты исследования показывают, что применяемые методы позволяют более точно и объективно оценить уровень владения иностранным языком, а также выявить слабые места и направления дальнейшего развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих офицеров. Представленный материал может быть полезен для преподавателей, которые занимаются организацией процесса развития профессиональных компетенций у курсантов военных вузов средствами совершенствования педагогическое диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues related to pedagogical diagnostics of the level of knowledge in a foreign language of cadets of military universities. The results of the study show that the methods used make it possible to more accurately and objectively assess the level of foreign language proficiency, as well as to identify weaknesses and directions for further development of the foreign language professionally oriented communicative competence of future officers. The presented material can be useful for teachers who are engaged in organizing the process of developing professional competencies in cadets of military universities by means of improving pedagogical diagnostics.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

13. Camilleri, V. Social interactive learning in multiplayer games / V. Camilleri, L. Busuttil, M. Montebello 11 Serious games and edutainment applications / Eds. by M. Ma, A. Oikonomou, L.C. Jain. - London: Springer London, 2011. - P. 481-501

14. Coman, C. Online teaching and learning in higher education during the Coronavirus pandemic: Students' perspective / C. Coman, L.G. TIru, L. Mesesan-Schmitz et al. // Sustainability. - 2020. - Vol. 12. - № 24. - P. 10367.

15. Deterding,S. Gamification: Toward a definition / S. Deterding, R. Khaled, L. Nacke et al. II CHI 2011 Gamification workshop proceedings. -2011. -P. 12-15

16. Deterding, S. Gamification. using game-design elements in non-gaming contexts / S. Deterding, M. Sicart, L. Nacke et al. II CHI'l 1 Extended abstracts on human factors in computing systems. - Vancouver BC Canada: ACM, 2011. - P. 2425-2428

17. Di Giacomo, D.K. The benefits of belonging: Students' perceptions of their online learning experiences / D.K. DiGiacomo, E.L. Usher, J. Han et al. // Distance education. - 2023. - Vol. 44. - №1.- P. 24-39

18. Gren, L. A flipped classroom approach to teaching empirical software engineering / L. Gren II IEEE Transactions on education.-2020. - Vol. 63. -№ 3. - P. 155-163

19. Hamari, J. Does gamification work? A literature review of empirical studies on gamification / J. Hamari, J. Koivisto, H. Sarsa / 47th Hawaii international conference on system sciences. - Waikoloa: IEEE, 2014. - P. 3025-3034

20. Hamari, J. Why do teachers use game-based learning technologies? The role of individual and institutional ICT readiness / J. Hamari, T. Nousiainen //2015 48thHawaii international conference on system sciences. - Waikoloa: IEEE, 2015. - P. 682-691

21. Kapp, K.M. The gamification of learning and instruction: game-based methods and strategies for training and education / K.M. Kapp. - San Francisco: Pfeiffer, 2012. - 302 p.

22. Landers, R.N. Gamification science, its history and future: Definitions and a research agenda / R.N. Landers, E.M. Auer, A.B. Collmus et al. // Simulation and gaming.-2018. - Vol. 49. -№ 3. - P. 315-337

23. Landers,R.N. Developing a theory of gamified learning: Linking serious games and gamification of learning / R.N. Landers // Simulation and gaming. - 2014. - Vol. 45. - № 6. - P. 752-768.

24. Ngandu, M.R. Capturing student interest in software engineering through gamification: a systematic literature review / M.R. Ngandu, D. Risinamhodzi, G.P. Dzvapatsva et al. II Discover education. - 2023. - Vol. 2. - № 1. - P. 47.

25. Nobre, A. Gamification and mobile learning: New pedagogical strategies / A. Nobre, V. Nobre 11 Advances in Game-Based Learning / Ed. by C.-A. Lane. - IGI Global, 2022. - P. 630-645

26. Obaid, I. Gamification for recruitment and job training: Model, taxonomy, and challenges /1. Obaid, M.S. Farooq, A. Abid //IEEEAccess.-2020. - Vol. 8. - P. 65164-65178

27. Pandey, D. A research into the implications of e-learning on higher education / D. Pandey, A. Kulshestra 11 Elementary education online. - 2021,- Vol. 20,- № 3. - P. 2003-2003

28. Rezaei, F. Designing and evaluating the ICT-based learning model / F. Rezaei // 7th National conference on e-learning and e-teaching (ICeLeT). - Tehran, Iran: IEEE, 2022. - P. 1-15

29. Rodrigues, P. Games and gamification in software engineering education: A survey with educators / P. Rodrigues, M. Souza, E. Figueiredo 112018 IEEE Frontiers in education conference (FIE). - San Jose, USA: IEEE, 2018. - P. 1-9

30. Ryan, R.M. Intrinsic and extrinsic motivations: classic definitions and new directions / R.M. Ryan, E.L. Deci 11 Contemporary educational psychology. - 2000. - Vol. 25. -№ 1. - P. 54-67

31. Sailer, M. Fostering development of work competencies and motivation via gamification / M. Sailer, J. Hense, M. Klevers et al. II Competence-based vocational and professional education: technical and vocational education and training: issues, concerns and prospects / Ed. by M. Mulder. - Cham: Springer, 2017. - Vol. 23. - P. 795-818

32. Sailer, M. The gamification of learning: A meta-analysis / M. Sailer, L. Homner 11 Educational psychology review. - 2020. -Vol. 32. -№ 1. - P. 77-112

33. Saleem,A.N. Gamification applications in e-learning: A literature review / A.N. Saleem, N.M. Noori, F. Ozdamli 11 Technology, knowledge and learning. -2022. - Vol. 27. -№ 1. -P. 139-159

34. Seaborn, K. Gamification in theory and action: A survey / K. Seaborn, D.I. Fels 11 International journal of human-computer studies.-2015.-Vol. 74.-P. 14-31

35. Shpakova, A. Changing the game: a case for gamifying knowledge management / A. Shpakova, V. Dörfler, J. MacBryde 11 World journal of science, technology and sustainable development. -2017. - Vol. 14. - № 2/3. - P. 143-154

36. Stojanovic, J. Application of distance learning in mathematics through adaptive neuro-fuzzy learning method / J. Stojanovic, D. Petkovic, I. Alarifi et al. II Computers and electrical engineering. - 2021. - Vol. 93. - P. 107270.

37. Thurston, T.N. Design case: Implementing gamification with ARCS to engage digital natives / T.N. Thurston 11 Journal on empowering teaching excellence. - 2018. - Vol. 2. - № 1. - P. 23-52

38. Tudela, P.A.G. Theoretical overview of the game in education and an innovative proposal in higher education / P.A.G. Tudela 11 Advances in game-based learning / Eds. by I. Rivera-Trigueros [et al.]. - IGI Global, 2022. - P. 87-106

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, заведующая кафедрой романских языков Смирнова Мария Александровна

ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства Обороны РФ имени князя Александра Невского» (г. Москва); доцент, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гусева Наталья Валентиновна

ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства Обороны РФ имени князя Александра Невского» (г. Москва); ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва)

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У

КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с педагогической диагностикой уровня знаний по иностранному языку курсантов военных вузов. Результаты исследования показывают, что применяемые методы позволяют более точно и объективно оценить уровень владения иностранным языком, а также выявить слабые места и направления дальнейшего развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих офицеров. Представленный материал может быть полезен для преподавателей, которые занимаются организацией процесса развития профессиональных компетенций у курсантов военных вузов средствами совершенствования педагогическое диагностики.

Ключевые слова: высшее образование, военный вуз, иностранный язык, педагогическая диагностика, курсант, преподаватель.

Annotation. The article discusses issues related to pedagogical diagnostics of the level of knowledge in a foreign language of cadets of military universities. The results of the study show that the methods used make it possible to more accurately and objectively assess the level of foreign language proficiency, as well as to identify weaknesses and directions for further development of the foreign language professionally oriented communicative competence of future officers. The presented material can be useful for teachers who are engaged in organizing the process of developing professional competencies in cadets of military universities by means of improving pedagogical diagnostics.

Key words: higher education, military university, foreign language, pedagogical diagnostics, cadet, teacher.

Введение. Важные структурные и содержательные реформы в российской системе образования определили пути повышения качества образования по новым критериям, которые требуют разработки и принятия инновационных решений по изменению подхода к обучению с учетом направленности на современные и перспективные методы подготовки будущих специалистов, в том числе в образовательных учреждениях военного профиля.

На современном этапе социокультурного развития России очевидным представляется факт охвата цифровыми технологиями всех сфер жизни. При этом необходимым на сегодняшний день условием модернизации образовательного процесса в военных вузах является внедрение элементов информационно-коммуникационных технологий.

Изложение основного материала статьи. В целях исследования уровня подготовленности курсантов и динамики их продвижения в изучении иностранных языков следует применять различные методы педагогической диагностики [4; 8; 10; 12].

Педагогическая диагностика предполагает применение разнообразных методов контроля, в том числе, тестового, в том числе на основе цифровых технологий. Тем самым педагогическая диагностика - это более широкое понятие чем, просто контроль знаний. Её задача - помочь преподавателям и обучаемым выявить пробелы в знаниях и. наоборот, закрепить какие - то знания на основе выполнения разноплановых заданий [3].

Педагогическая диагностика проводится на всех этапах военно-педагогического процесса. Она предполагаетполучениеи использование в педагогических целях достоверной информации о его условиях, участниках, результативности и содержании [6; 7].

Тем самым педагогическая диагностика, в целом, может рассматриваться как распознавание, анализ и оценка уровня обученности, воспитанности, личностного развития военнослужащих, а также их подготовки [10].

Процесс педагогической диагностики в военном вузе включает в себя следующие компоненты (рис. 1):

Рисунок 1. Компоненты педагогической диагностики в военном вузе

В целях эффективной педагогической диагностики усвоения курсантами иностранного языка представляется целесообразным создание банка тестовых компьютерных заданий.

Данные задания должны существенно повысить эффективность процесс контроля знаний иностранного языка курсантами, унифицировать сам его процесс и исключить субъективизм в процессе оценки [2, С. 150]. Могут быть выделены несколько видов банка тестовых заданий (Табл. 1) (по B.C. Аванесову [1]).

Основные виды тестовых заданий, применяемых в процессе педагогической диагностики знаний, умений и

навыков курсантов по иностранному языку

Виды тестовых заданий Краткая характеристика

1. Подстановочные задания Задания на заполнение пропущенных фрагментов в словосочетании, фразе или предложении.

2. Семантические задания Задания на перевод слова, его толкование, подбор синонимов или антонимов.

3. Имитационные задания Задания на воспроизведение предъявленного слова или предложения, прочтение и написание текста.

4. Комбинационные задания Задания на составление словосочетаний, фраз, предложений по определенным моделям и синтаксическим конструкциям.

5. Трансформационные задания Задания на порождение фраз по предлагаемым моделям.

6. Задания на соотнесение Тестируемому предлагается выбрать слово, соответствующее картинке или значению.

7. Задания закрытой формы Предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.

8. Задания открытой формы Задания на дополнение предложения или фразы.

9. Задания на установление правильной последовательности Предлагается расположить фразы или слова в корректном порядке.

На основе анализа материала, полученного на основе изучения опыта проведения диагностики знаний курсантов, студентов по английскому языку [2; 11; 12], приведём некоторые примеры использования различных диагностических методик на занятиях по изучению английского языка.

Пример 1. Подстановочные задания (заполнить пропущенные фрагменты в словосочетании, фразе или предложении):

Task.

Fill in the gaps:

It is often said that the North Atlantic ... Organization was founded in ... to the threat posed by the ... Union. This is only partially true. In fact, the Alliance's creation was part of a broader effort to serve three ...: deterring Soviet ..., forbidding the ... of nationalist militarism in Europe through a strong ... American presence on the continent, and encouraging European political .... Accordingly, after much discussion and debate, the North Atlantic Treaty was signed on... April, 1949.

1. Civilian Structure consists of NATO Headquarters,_, and International Staff.

2. Military Structure consists of_, Allied Command Operations,_(ACT), other NATO Command

& Staff Organisations.

3. Organisations and Agencies include Support, _ , Science and Technology, Programme Offices, Air Defence,

Airborne Early Warning, Electronic Warfare, Meteorology, Military Oceanography, NATO centres of Excellence and

Пример 2. Трансформационные задания (порождение фраз или предложений по предложенным моделям): Task. Rewrite these sentences in the passive according to the model. Translate them into Russian.

Задание. Перепишите данные предложения по образцу, используя пассивный залог. Переведите на русский язык. Model:

e.g. Thisplan was suggested to us by him.

1. He suggested this plan to us.

2. Here is the letter of guarantee which they submitted to us.

3. They will deliver the goods to our agents at the end of the week.

4. - What did the Chief Accountant explain to you at the last meeting? - He explained the use of the company's return on sales

5. They will announce to us the information on the company's stock, namely the number of shares outstanding and issued, at the annual meeting.

Пример 3. Задания на соотнесение (выберите слово, соответствующее картинке или значению):

Task. Choose the best word to complete the sentences:

Match the country name and its flag.

Hint: all these countriesjoined NATO in 1949

I. France 2. Italy

3. Belgium the United Kingdom 5. Luxembourg . the United States

7. Norway I. the Netherlands

9. Portugal

10. Canada

II. Iceland 12. Denmark

Рисунок 1. Зарубежные страны и флаги, которые являются государственными в этих странах

В результате курсанты должны заполнить таблицу 2 (каждой стране написать букву, под которой расположен её флаг в рисунке 1).

Таблица 2

Зарубежные страны и флаги, которые являются государственными в этих странах

№ Country Flag

1. France

2. Italy

3. Belgium

4. the United Kingdom

5. Luxembourg

6. the United States

7. Norway

8. the Netherlands

9. Portugal

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Canada

11. Iceland

12. Denmark

Следующее задание - написать соответствие страны и её столицы. Match countries and their capitals:

Country Capital

A. Belgium A. London

B. Canada B. Brussels

C. Denmark C. Lisbon

D. Portugal D. Madrid

E. The United Kingdom E. Ottawa

F. Spain F. Budapest

G. Bulgaria G. Sofia

H. Hungary H. Copenhagen

I. Luxembourg I. Ankara

J. Turkey J. Luxembourg

Пример 4. Задания на установление правильной последовательности (расположите слова в правильном/ логическом порядке):

Task. Arrange the phrases (A-F) in the order (46-50) in which they should appear in the text. One of the phrases is not needed. Задание. Расположите фразы (A-F) в логическом порядке (1-5), в котором они должны встречаться в тексте. Одна из фраз не нужна.

Таблица 4

A a mortgage

В a high rate of interest

С a bank loan

D invest money

E a savings account

F a deposit account

People may also save up money. They open ... (1) ... where they deposit any extra money that they have and only take it out when they intend to spend it on something special. When they ... (2) ... in a deposit account (U.S. time account), the customers receive ... (3) ... but withdrawals require prior notice. If they want to buy their own house, which is a big investment, they may take ... (4) ... for which they must leave a pledge. If the bank grants them this loan, they have ... (5) ....

Пример 5. Задания на сопоставление.

Match the word from the left column to the translation from the right one: Сопоставьте слово из левой колонки с переводом из правой:

Таблица 5

1 Allied Command Operations A Brunssum, Netherlands; Naples, Italy

2 Allied Command Transformation В Izmir, Turkey

3 Joint Force Commands is (are) located in С Norfolk, United States

4 Air command D Northwood, United Kingdom

5 Land command E Ramstein, Germany

6 Maritime command F Mons, Belgium

Данные задания представлены в электронном учебном пособии C.B. Шермазановой [12], которая разработала его специально для курсантов военных вузов. Элементы электронного пособия можно выводить на занятиях на интерактивную доску и использовать для работы с курсантами.

Как показал опыт, подобные занятия позволяют существенным образом активизировать курсантов и сформировать у них познавательный интерес в английскому языку с учётом военной тематики.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное отметим, что педагогическая диагностика является эффективным инструментом в освоении иностранного языка будущими офицерами. Результаты исследования показывают, что применяемые методы позволяют более точно и объективно оценить уровень владения иностранным языком, а также выявить слабые места и направления дальнейшего развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих офицеров. Данный вывод был сделан на основе анализа успеваемости курсантов тех групп, где активно применялись разнообразные методы педагогической диагностики, в том числе, на цифровой основе.

Значительная часть курсантов положительно оценивают применение электронных учебных материалов, онлайн-курсов и интерактивных платформ на занятиях по иностранному языку. С учётом специфики образовательной среды военного вуза, следует отметить, что, с учётом того, что в военных вузах ограничен доступ на занятиях к Интернету, то наиболее эффективным средством использования цифровых ресурсов в процессе обучения является интерактивная доска. Во многих военных вузах страны, в частности, в Военном университете Министерства Обороны РФ имени князя Александра Невского, большинство аудиторий оборудовано интерактивными досками и разработаны методики их использования в образовательном процессе.

Однако электронное обучение имеет и некоторые недостатки, такие как снижение социальной интеракции и недостаток участия в живом общении с преподавателями и коллегами [4; 5]. Это может понизить мотивацию курсантов и привести к уменьшению результативности обучения. Поэтому для достижения наилучших результатов необходимо продолжать разрабатывать и апробировать новые методики диагностики знаний курсантов.

При этом электронные образовательные ресурсы, электронные учебные курсы могут стать эффективным инструментом в повышении уровня развития профессиональной компетенции будущих офицеров.

Литература:

1. Аванесов, B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний / B.C. Аванесов. - М., 1994. - 339 с.

2. Ахметшина, Ю.В. Использование лингвострановедческого материала в формировании межкультурной компетенции / Ю.В. Ахметшина // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99).

3. Битинас, Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б.П. Битинас, Л.Н. Катаева // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 5.

4. Гадзаова, Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции / Л.П. Гадзаова // Историческая и социально-образовательная мысль. -2014,- № 2. - С. 107-112

5. Гадзаова, Л.П. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе средствами современных технологий / Л.П. Гадзаова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-1. - С. 52-55

6. Герасимова, Т.Н. Организация педагогической диагностики в военных вузах в условиях цифровизации образования / Т.Н. Герасимова, Н.В. Гусева // Kant. - 2020. - № 4 (37). - С. 379-383

7. Гусева, Н.В. Государственная итоговая аттестация: методика подготовки и проведения в военном вузе / Н.В. Гусева, П.С. Тенитилов // Мир науки, культуры, образования. -2023. - № 3 (100). - С. 179-181

8. Рахимова, А.Э. Потенциал цифровой образовательной среды в современном педагогическом процессе / А.Э. Рахимова, Ф.Л. Ратнер // Мир науки, культуры, образования. -2023. - № 1(98) - С. 98-100

9. Ростовцева, П.П. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения / П.П. Ростовцева, Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 314-316

10. Спирина, Ю.П. Диагностика уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих экономистов в условиях электронного обучения / Ю.П. Спирина, С.С. Миронцева // Мир науки, культуры, образования. 2023. -№ 3(100). - С. 188-191

11. Тихомирова, Л.Б. English for Economists. Achievements tests / Л.Б. Тихомирова, Н.И. Князева [Электронный ресурс]: https://zlibrary-asia.se/book/3235452/3df318

12. Шермазанова, С.В. Международные неправительственные организации: Учебное пособие / С.В. Шермазанова. -М.:ВУ, 2019,- 187 с.

Педагогика

37.012.85

кандидат педагогических наук, доцент Соловьёва Татьяна Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПРОФЕССИНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ, РАЗРАБОТАННЫЙ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРСАЙТ-СЕССИЙ

Аннотация. В статье на основе анализа литературы описаны современные тренды образования. К ним автор относит цифровизацию, геймификацию, экологизацию и др. Такая многоплановость трендов ставит вопрос о ценностных основаниях этих глобальных изменений в образовании. В информационном обществе ценностями становится информация, высокоспециализированные знания специалистов, интеллектуальный капитал, творчество как возможность самореализации. При этом неизменными ценностями педагогической профессии философы, педагоги, психологии называют ценности творчества, ориентацию на другого, уважение личности ребенка, ценность детства, педагогическое знание, стремление к развитию ребенка и самосовершенствованию. Методы прогнозирования позволяют получить опережающую информацию об изменениях профессионально-ценностных ориентаций и, как следствие, спрогнозировать изменения в профессиональной подготовке будущих педагогов. В исследованиях таких феноменов как профессионально-ценностные ориентации большое значение приобретают качественные методы перспективного анализа. В статье описаны результаты форсайт-сессии студентов бакалавриата и магистратуры ОмГПУ и приглашенных молодых специалистов. В результате форсайт-сессии были определены тренды образования, технологии подготовки будущих педагогов на каждом горизонте. Так же участники отметили, что неизменными останутся такие ценности педагогической деятельности как отношение к детству; гуманистическая культура педагога; высокие нравственные качества педагога.

Ключевые слова: форсайт-сессия, тренды образования, ценности педагогической деятельности, профессионально-ценностные ориентации будущих педагогов, изменения в профессиональной подготовке.

Annotation. Based on an analysis of the literature, the article describes modern trends in education. The author includes digitalization, gamification, greening, etc. among them. Such diversity of trends raises the question of the value foundations of these global changes in education. In the information society, information, highly specialized knowledge of specialists, intellectual capital, and creativity as an opportunity for self-realization become values. At the same time, philosophers, teachers, and psychologists call the unchangeable values of the teaching profession the values of creativity, orientation towards others, respect for the child's personality, the value of childhood, pedagogical knowledge, the desire for the child's development and self-improvement. Forecasting methods make it possible to obtain advanced information about changes in professional and value orientations and, as a result, to predict changes in the professional training of future teachers. In studies of such phenomena as professional and value orientations, qualitative methods of prospective analysis become of great importance. The article describes the results of a foresight session of undergraduate and graduate students of Omsk State Pedagogical University and invited young specialists. As a result of the foresight session, educational trends and technologies for training future teachers at every horizon were identified. The participants also noted that the following values of pedagogical activity will remain unchanged: attitude towards childhood; humanistic culture of the teacher; high moral qualities of the teacher.

Key words: foresight session, educational trends, values of teaching activity, professional and value orientations of future teachers, changes in professional training.

Работа выполнена в рамках государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Формирование ценностных ориентаций будущих -учителей в процессе профессиональной подготовки» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» №073-03-2023-018/7 от 09.11.2023 г.)

Введение. Черты образования будущего формируется уже сегодня. В разного рода исследованиях, выступлениях политиков, бизнес-проектах, форсайт-проектах прогнозируется будущее российского образования. Прогноз изменений в образовании фиксируется достаточно большим количеством трендов. Ключевые тренды информационного общества в школьном образовании эксперты связывают с цифровизацией, геймификацией, экологизацией, с сетевыми моделями школ вне школы; с обучением в группах, связанных нейросетью. [11, 7]). В ежегодном докладе Horizon Report ассоциации Educause [6] в тренды высшего образования эксперты включают такие технологии как: искусственный интеллект, открытые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.