Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектное обучение / обучение иностранному языку / мотивация / профессиональная ориентация / project-based learning / foreign language teaching / motivation / occupational guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.В. Кузнецова

Данная статья рассматривает внедрение метода проектов в процесс обучения иностранному языку студентов, специализирующихся в области информационных технологий. Основное внимание направлено на оценку эффективности применения проектного обучения как с точки зрения развития языковой компетенции, формирования положительного отношения студентов к занятиям, повышения их мотивации, так и с точки зрения профессиональной ориентации. В качестве метода исследования был выбран качественный в виде опросов и интервью. По результатам проведенного исследования делается вывод, что внедрение метода проектов на занятиях английским языком не только способствует лучшему усвоению языка, повышению мотивации к обучению, но и развивает важные компетенции, такие как умение работать в команде и критическое мышление, а также навыки публичного выступления. Кроме того, исследование показало, что студенты, работающие над проектами, получили ценный опыт и знания для дальнейшей профессиональной специализации. Таким образом, эффективность внедрения проектного обучения в учебный процесс оказалась высокой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.В. Кузнецова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT BASED APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to implementation of the project-based learning in the process of teaching a foreign language to students specializing in information technology. It focuses on evaluating the effectiveness of project-based learning in the context of developing language competence, forming a positive students’ attitude to classes, increasing their motivation, as well as in the context of occupational guidance. The qualitative method in the form of surveys and interviews is chosen as a research method. Based on the results of the study, it is concluded that the introduction of the project method into teaching English not only contributes to better language acquisition, increased motivation to study, but also develops important competencies such as teamwork ability and critical thinking, as well as public speaking skills. The study also shows that students working on projects gained valuable experience and knowledge for further professional specialization. Thus, the effectiveness of the implementation of project-based learning in the educational process turns out to be high.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

3. Мельничук М.В., Грузина Ю.М., Фирсова И.А. Формирование научно-образовательных ценностей в системе мотивации молодежи. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019; Т. 12, № 6: 260-275.

4. Fredricks J.A., Blumenfeld PC., Paris A.H. School engagement: Potential of the concept, state of the evidence. Review of educational research. 2004; Т. 74, № 1: 59-109.

5. Мельничук М.В., Калугина О.А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 8: 2627-2632.

6. Appleton J.J., Christenson S.L., Furlong M.J. Student engagement with school: Critical conceptual and methodological issues of the construct. Psychology in the Schools. 2008; Т. 45, № 5: 369-386.

7. Finn J.D., Zimmer K.S. Student engagement: What is it? Why does it matter? Handbook of research on student engagement. Boston, MA: Springer US, 2012: 97-131.

8. Kapp K.M. The gamification of learning and instruction: game-based methods and strategies for training and education. John Wiley & Sons, 2012.

9. Mekler E.D. et al. Disassembling gamification: the effects of points and meaning on user motivation and performance. CHI'13 extended abstracts on human factors in computing systems. 2013: 1137-1142.

10. Landers R.N., Callan R.C. Casual social games as serious games: The psychology of gamification in undergraduate education and employee training. Serious games and edutainment applications. 2011: 399-423.

11. Hamari J., Koivisto J., Sarsa H. Does gamification work? - a literature review of empirical studies on gamification. 2014 47th Hawaii international conference on system sciences. leee, 2014: 3025-3034.

12. Denny P. The effect of virtual achievements on student engagement. Proceedings of the SIGCHI conference on human factors in computing systems. 2013: 763-772.

13. Nacke L.E., Bateman C., Mandryk R.L. Brain Hex: A neurobiological gamer typology survey. Entertainment computing. 2014; Т. 5, № 1: 55-62.

14. Zhang Q., Yu L., Yu Z. A content analysis and meta-analysis on the effects of classcraft on gamification learning experiences in terms of learning achievement and motivation. Education Research International. 2021; Т. 2021: 1-21.

15. Landers R.N. Developing a theory of gamified learning: Linking serious games and gamification of learning. Simulation & gaming. 2014; Т. 45, № 6: 752-768.

16. Sailer M. et al. How gamification motivates: An experimental study of the effects of specific game design elements on psychological need satisfaction. Computers in human behavior. 2017; Т. 69: 371-380.

17. Vathanalaoha K. Effects of Gamification in English Language Learning: The Implementation of' Winner English" in Secondary Education in Thailand. LEARN Journal: Language Education and Acquisition Research Network. 2022; Т. 15, № 2: 830-857.

References

1. Deterding S. et al. From game design elements to gamefulness: defining" gamification". Envisioning future media environments: Proceedings of the 15th international academic MindTrek conference. 2011: 9-15.

2. Tancura T.A. Formirovanie sposobnosti studentov vuza k samorazvitiyu. Samoupravlenie. 2020; T. 2, № 2: 538-541.

3. Mel'nichuk M.V., Gruzina Yu.M., Firsova I.A. Formirovanie nauchno-obrazovatel'nyh cennostej v sisteme motivacii molodezhi. 'Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2019; T. 12, № 6: 260-275.

4. Fredricks J.A., Blumenfeld PC., Paris A.H. School engagement: Potential of the concept, state of the evidence. Review of educational research. 2004; T. 74, № 1: 59-109.

5. Mel'nichuk M.V., Kalugina O.A. 'Effektivnost' obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: komponenty 'emocional'nogo i intellektual'nogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 14, № 8: 2627-2632.

6. Appleton J.J., Christenson S.L., Furlong M.J. Student engagement with school: Critical conceptual and methodological issues of the construct. Psychology in the Schools. 2008; T. 45, № 5: 369-386.

7. Finn J.D., Zimmer K.S. Student engagement: What is it? Why does it matter? Handbook of research on student engagement. Boston, MA: Springer US, 2012: 97-131.

8. Kapp K.M. The gamification of learning and instruction: game-based methods and strategies for training and education. John Wiley & Sons, 2012.

9. Mekler E.D. et al. Disassembling gamification: the effects of points and meaning on user motivation and performance. CHI'13 extended abstracts on human factors in computing systems. 2013: 1137-1142.

10. Landers R.N., Callan R.C. Casual social games as serious games: The psychology of gamification in undergraduate education and employee training. Serious games and edutainment applications. 2011: 399-423.

11. Hamari J., Koivisto J., Sarsa H. Does gamification work? - a literature review of empirical studies on gamification. 2014 47th Hawaii international conference on system sciences. leee, 2014: 3025-3034.

12. Denny P. The effect of virtual achievements on student engagement. Proceedings of the SIGCHI conference on human factors in computing systems. 2013: 763-772.

13. Nacke L.E., Bateman C., Mandryk R.L. Brain Hex: A neurobiological gamer typology survey. Entertainment computing. 2014; T. 5, № 1: 55-62.

14. Zhang Q., Yu L., Yu Z. A content analysis and meta-analysis on the effects of classcraft on gamification learning experiences in terms of learning achievement and motivation. Education Research International. 2021; T. 2021: 1-21.

15. Landers R.N. Developing a theory of gamified learning: Linking serious games and gamification of learning. Simulation & gaming. 2014; T. 45, № 6: 752-768.

16. Sailer M. et al. How gamification motivates: An experimental study of the effects of specific game design elements on psychological need satisfaction. Computers in human behavior. 2017; T. 69: 371-380.

17. Vathanalaoha K. Effects of Gamification in English Language Learning: The Implementation of" Winner English" in Secondary Education in Thailand. LEARN Journal: Language Education and Acquisition Research Network. 2022; T. 15, № 2: 830-857.

Статья поступила в редакцию 17.01.24

УДК 378

Kuznetsova Yu.V., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: JuliaKuz@yandex.ru

PROJECT BASED APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. The article is devoted to implementation of the project-based learning in the process of teaching a foreign language to students specializing in information technology. It focuses on evaluating the effectiveness of project-based learning in the context of developing language competence, forming a positive students' attitude to classes, increasing their motivation, as well as in the context of occupational guidance. The qualitative method in the form of surveys and interviews is chosen as a research method. Based on the results of the study, it is concluded that the introduction of the project method into teaching English not only contributes to better language acquisition, increased motivation to study, but also develops important competencies such as teamwork ability and critical thinking, as well as public speaking skills. The study also shows that students working on projects gained valuable experience and knowledge for further professional specialization. Thus, the effectiveness of the implementation of project-based learning in the educational process turns out to be high.

Key words: project-based learning, foreign language teaching, motivation, occupational guidance

Ю.В. Кузнецова, преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: JuliaKuz@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья рассматривает внедрение метода проектов в процесс обучения иностранному языку студентов, специализирующихся в области информационных технологий. Основное внимание направлено на оценку эффективности применения проектного обучения как с точки зрения развития языковой компетенции, формирования положительного отношения студентов к занятиям, повышения их мотивации, так и с точки зрения профессиональной ориентации. В качестве метода исследования был выбран качественный в виде опросов и интервью. По результатам проведенного исследования делается вывод, что внедрение метода проектов на занятиях английским языком не только способствует лучшему усвоению языка, повышению мотивации к обучению, но и развивает важные компетенции, такие как умение работать в команде и критическое мышление, а также навыки публичного выступления. Кроме того, исследование показало, что студенты, работающие над проектами, получили ценный опыт и знания для дальнейшей профессиональной специализации. Таким образом, эффективность внедрения проектного обучения в учебный процесс оказалась высокой.

Ключевые слова: проектное обучение, обучение иностранному языку, мотивация, профессиональная ориентация

Английский язык в настоящее время играет важную роль во многих сферах нашей жизни, поэтому учащимся необходимо уметь эффективно выражать свои мысли или идеи на иностранном языке, правильно выбирая стратегию общения в зависимости от обсуждаемой темы, межличностных отношений или контекста (например, является ли ситуация формальной или неформальной).

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью поиска оригинальных и эффективных подходов к обучению, чтобы в век цифровых технологий поддерживать образование, а также мотивацию студентов на высоком уровне. Для качественного преподавания иностранного языка необходимо найти правильные методы и стратегии обучения для развития у студентов языковой компетенции, навыков творческого решения проблем, сотрудничества, критического мышления, для расширения кругозора.

Одним из таких методов является проектное обучение, которое отличается от традиционного тем, что при таком подходе акцент делается на интегрированном, ориентированном на учащихся обучении в реальных ситуациях [1].

Научная новизна состоит в изучении влияния внедрения метода проектов в образовательный процесс на развитие всех видов речевой деятельности у студентов в контексте профессиональной ориентации. Целью данной статьи является оценка эффективности применения проектного обучения. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- оценить влияние проектного обучения на развитие языковых умений и навыков у студентов,

- проанализировать, как учащиеся воспринимают свое обучение при таком подходе, каков уровень их мотивации и вовлеченности в процесс, меняется ли их отношение к урокам английского языка,

- проанализировать преимущества метода проектов и сложности, с которыми можно столкнуться при его реализации,

- проанализировать, как внедрение проблемно-ориентированного обучения в форме междисциплинарного проекта на уроках английского языка влияет на понимание студентами возможных карьерных перспектив и желаемой специализации.

Практическая ценность исследования состоит в том, что на основе полученных результатов можно сделать выводы о целесообразности дальнейшего использования метода проектов на занятиях с целью повышения эффективности обучения иностранному языку.

Проект определяется как комплексная задача, в основе которой лежит задание или проблема, которую учащиеся должны решить, при этом эта задача должна быть выполнена в определенный период времени, и результатом должен стать реалистичный продукт в форме презентации, видео, выставки, публикации и т. д. [2]. При проектном обучении учащиеся должны сотрудничать в рамках групповой деятельности, сами управлять процессом, используя навыки решения проблем и принимая на себя ответственность за обучение и выполнение заданий [3]. Студенты получают содержательное и интересное обучение в процессе работы над проектом. Как правило, им предоставляется свобода в планировании и управлении своим проектом. При внедрении проектного обучения у студентов есть возможность развивать свои творческие способности и продемонстрировать творческое мышление [4].

Данный подход можно охарактеризовать следующим образом: фокусируется на изучении контента, а не на конкретных языковых моделях; ориентирован на учащихся, поэтому преподаватель выступает в роли координатора; поощряет сотрудничество между учащимися; приводит к интеграции языковых навыков и навыков обработки информации из разных источников; позволяет учащимся продемонстрировать свои знания и видение проблемы с помощью конечного продукта (например, устной презентации, стендового доклада или сценического представления); способствует практике английского языка как в учебной аудитории, так и вне ее [5].

Работая над проектом, у студентов появляется возможность использовать и развивать не только языковые навыки, но и навыки, необходимые для дальнейшей работы, например, способность находить решение проблем, креативность, умение работать в команде [6]. Поскольку метод проектов потенциально мотивирует, расширяет возможности и бросает вызов изучающим язык, это обычно приводит к росту уверенности учащихся, развитию самоуважения и самостоятельности, а также к улучшению языковых навыков, лучшему усвоению материала и развитию когнитивных способностей [5].

Существует несколько этапов внедрения метода проектов, а именно: обдумывание идеи, разработка проекта, реализация проекта и его оценка.

Первый этап в реализации данного подхода - это обдумывание и выбор идеи. На данном этапе преподаватель предоставляет и обсуждает со студентами темы проектов. Темы должны представлять интерес и актуальность для учащихся.

На этапе разработки проекта обсуждается организация проектной деятельности, которая включает в себя формирование групп, распределение ролей и обязанностей, принятие решения о ключевых аспектах, которые необходимо изучить, об источниках информации и т. д.

Этап реализации проекта является основным. На этой стадии учащиеся работают над проектом, проводят необходимые исследования. После этого им необходимо представить результаты своей работы в форме презентации, видео, публикации и т. д. перед аудиторией, что, в свою очередь, развивает стрессоу-стойчивость и навыки публичного выступления.

На последнем этапе оценивается деятельность участников, обсуждается процесс реализации проекта, конечный продукт, анализируется, были ли достигнуты первоначальные цели. Такой подход к обучению предполагает использование не традиционных подходов к оцениванию, а таких форматов оценки, как коллегиальная оценка (например, студенты одной группы оценивают проекты студентов из других групп) или самоанализ как средство оценки собственного обучения.

При оценивании проекта преподавателю следует уделять больше внимания не языковой компетенции учащихся, а приложенным усилиям для реализации проекта. Таким образом, оценивание проекта может стать проблематичным [4; 7].

Метод проектов ориентирован на учащихся, направлен на то, чтобы помочь им быть более ответственными по отношению к собственному обучению. Высокий уровень самомотивации и личной ответственности за обучение является одним из ключевых факторов успешного внедрения данного подхода [8]. В свою очередь, преподавателю необходимо поддерживать мотивацию учащихся и повышать их уверенность в своих силах. Создание дружелюбной атмосферы, когда студенты могут активно участвовать в содержательном диалоге с преподавателем относительно своей работы, а также предоставление обратной связи и поддержки являются хорошими способами, помогающими повысить мотивацию учащихся к обучению и уверенность в себе, снизить уровень их беспокойства по поводу представления своего проекта на иностранном языке [9].

Внедрение метода проектов в процесс преподавания иностранного языка имеет много преимуществ: такой подход обеспечивает контекстуальное и осмысленное обучение; помогает создать оптимальную среду для практики разговорной речи; мотивирует студентов активно участвовать в проектном обучении; повышает интерес, мотивацию, вовлеченность и удовольствие студентов; способствует социальному обучению, которое может улучшить навыки совместной работы; способствует формированию ответственности и самостоятельности обучающихся; создает наиболее благоприятные условия для улучшения языковых навыков и умений учащихся [7; 10].

Метод проектов применялся на уроках английского языка со студентами трех групп 2 курса факультета информационных технологий и анализа больших данных. Для успешной реализации проектной работы были соблюдены все этапы. В начале обсуждались темы проектов. Была поставлена задача рассмотреть как можно больше профессиональных направлений в сфере информационных технологий: представить описание выбранной профессии, необходимые для этой профессии знания и умения, оценить возможности стажировки, проанализировать карьерные перспективы и т. д. В итоге был составлен общий список профессий в области информационных технологий, которые интересовали студентов. Далее были сформированы подгруппы по 4-5 человек. Подгруппы формировались на добровольной основе, но при этом обязательно в каждой подгруппе были студенты с разным уровнем владения языком. У каждой подгруппы была своя тема. Участники распределяли роли и виды деятельности, разрабатывали план исследования, продумывали ключевые аспекты, которые им необходимо было осветить, и способы сбора и анализа информации. У каждого члена группы были свои обязанности, и каждый мог внести свой вклад в конечный результат проекта. Ребята собирали информацию из различных источников и критически обрабатывали ее. Они работали сообща, чтобы систематизировать, классифицировать и синтезировать информацию, полученную из Интернета, журналов, энциклопедий и т. д. Их попросили делать заметки, обобщать и извлекать ключевую информацию из текстов. Преподаватель регулярно контролировал процесс работы, при необходимости поддерживая студентов и предоставляя им обратную связь. В конце этого этапа были подготовлены конечные продукты проекта - видеопрезентации.

Студенты вместе с преподавателем оценивали проекты, обсуждали процесс выполнения работы, полученные опыт и знания, данный подход в целом. Критериями оценивания презентаций были содержание и полнота раскрытия темы, языковая компетенция, креативность.

В конце семестра студентам было предложено развернуто ответить на вопросы, касающиеся внедрения метода проектов в процесс обучения в контексте профессиональной ориентации. В качестве примера можно привести следующие.

- Помогает ли данный подход лучше понять карьерные перспективы и дальнейшее желаемое направление для изучения?

- Что понравилось больше всего, что вызывало трудности?

- Повлияло ли внедрение метода проектов на отношение к занятиям английским языком?

- Какие сильные и слабые стороны у этой технологии по сравнению с традиционными методами?

- Помогает ли данный подход развивать языковые навыки и умения?

- Хотели ли бы еще участвовать в подобных проектах?

Основываясь на полученных ответах, можно сделать следующие выводы.

Подавляющее большинство студентов считают, что их языковые навыки улучшились. Было отмечено увеличение словарного запаса благодаря использованию аутентичных материалов. Участие в проекте дало дополнительную возможность поупражняться в чтении, письме и разговорной речи. Некоторые учащиеся отме-

тили возможность попрактиковать перевод с русского языка на английский при использовании источников информации на родном языке.

Больше половины студентов отметили, что было сложно перефразировать и резюмировать информацию на английском языке. Однако при этом считают, что это был очень полезный опыт Также одной из сложностей, с которой столкнулись студенты, можно назвать дефицит времени. Помимо этого, некоторые студенты отмечали сложности при работе в команде. Согласно их ответам, не все члены команды подходили ответственно к выполнению своей части проекта, они могли не уложиться в срок или сделать не все, что было им поручено. Но, несмотря на некоторые сложности командной работы, большинству студентов понравилось сотрудничать со своими одногруппниками.

Также стоит отметить положительное влияние данного проекта на отношение к занятиям английским языком. В результате своих исследований студенты убедились, что в сфере информационных технологий знание английского языка дает большие преимущества. Это осознание и понимание стало для многих побудительным мотивом к совершенствованию своей языковой компетенции, более внимательному отношению к занятиям в университете.

И практически все студенты положительно оценили тот факт, что темы проекта были связаны со сферой их интересов. Им нравилось больше узнавать про интересующие их профессии. Учащиеся отметили, что данный проект помог им получить лучшее представление о профессиях в сфере информационных технологий, о том, какие знания и навыки им еще нужно развивать, чтобы добиться успеха в этой области, о карьерных перспективах. И поскольку специализация начинается с третьего курса, данную информацию многие посчитали очень ценной.

Библиографический список / References

В заключение еще раз подчеркнем положительное влияние, которое оказало внедрение метода проектов в образовательный процесс. Для большинства студентов это был приятный и полезный опыт обучения, который имел ряд преимуществ. Учащиеся не только развивали свои языковые навыки, но и получили необходимую для них информацию о возможностях и перспективах развития в профессиональной сфере. Данный проект стимулировал учащихся и помог им сформировать позитивное отношение к изучению иностранного языка. Студенты, участвовавшие в проекте, чувствовали, что им нравится учиться в рамках проекта, они гордились своим вкладом в конечные продукты проекта и достигнутыми результатами. В итоге многие учащиеся отметили, что чувствуют себя более уверенными, мотивированными, более подготовленными для будущих решений относительно профессиональной специализации, готовыми совершенствовать свои знания и умения как в области иностранного языка, так и в своей профессиональной сфере.

Наблюдая с позиции преподавателя за работой студентов над проектами, отмечая их вовлеченность, энтузиазм, их чувство удовлетворения от своей работы, видя результаты этой работы и слушая выводы, к которым пришли студенты после окончания проекта, можно сказать, что это мотивирует к дальнейшему использованию данного подхода на занятиях. Такой вывод согласуется с мнением других исследователей, которые указали на удовлетворенность преподавателей как на одно из преимуществ применения метода проектов в обучении учащихся навыкам общения [11]. Таким образом, внедрение данного подхода положительно влияет на процесс обучения, имея преимущества как для студентов, так и для преподавателей.

1. Solomon G. Project-based learning: A primer. Technology & Learning. 2003; Vol. 23, № 6: 20-27.

2. Thomas John W. A Review of Research on Project-based Learning. Available at: http://www.bobpearlman.org/BestPractices/PBL_Research.pdf

3. Mergendoller John R., Thomas John W. Managing project based learning: Principles from the field. Available at: https://dr-hatfield.com/science_rules/articles/Managing%20 Project%20Based%20Learning.pdf

4. Simpson J. Integrating project-based learning in an English language tourism classroom in a Thai university. Available at: https://acuresearchbank.acu.edu.au/download/3b2a4e 91aed4fc2fc60c732cee0755cab56d531b892edb14d9f318dd2b424d65/1045234/02whole.pdf

5. Fried-Booth D.L. Project work. Oxford: Oxford University Press, 1997.

6. Brunetti A.J., Petrell R.J., Sawada B. Team project-based learning enhances awareness of sustainability at the University of British Columbia, Canada. International Journal of Sustainability in Higher Education. 2003; Vol. 4, № 3: 210-217.

7. Bell S. Project-based learning for the 21st Century: Skills for the future. The Clearing House. 2010; Vol. 83, № 2: 39-43.

8. Barge S. Principles of problem and project based learning. The Aalborg PBL model. Aalborg: Aalborg University, 2010.

9. Casado M.A., Dereshiwsky M.I. Effect Of educational strategies on anxiety in the second language classroom. College Student Journal. 2004; Vol. 38, № 1: 23-35.

10. Fragoulis I., Tsiplakides I. Project-based learning in the teaching of English as a foreign language in Greek primary schools: from theory to practice. English Language Teaching. 2009; Vol. 2, № 3: 113-119.

11. Vicheanpant T., Ruenglertpanyakul W. Attitude about project-based learning and lecture based for develop communication skill. European Journal of Social Sciences. 2012; Vol. 28, № 4: 465-472.

Статья поступила в редакцию 15.01.24

УДК 378

Mikheeva S.V., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: svm-msou@yandex.ru

Emtseva E.P., senior teacher, Russian University of Cooperation (Mytishchi, Russia), E-mail: Mikheevaeka@rambler.ru

FEEDBACK IN THE CONTEXT OF COMMUNICATION IN THE PROCESS OF TEACHING. In the article the authors consider feedback as a conscious and purposeful response to the words, phrases, and behaviors of a person or a group of people. Special attention is paid to the goals of a feedback, as well as to the difference between criticism and constructive feedback. Constructive communication is impossible without the knowledge of the rules of giving and receiving feedback that leads to success of professional activity in all spheres, that is why the development of communicative skills related to giving and receiving feedback remains one of the main tasks of higher education. The article looks into the problems of giving and receiving feedback during conducting role plays and common discussion of certain topics. It's thanks to skillful implementation of the rules and models of feedback a teacher has a possibility of effective organization of the teaching process taking into account linguistic peculiarities and requirements of his students. It's possible to solve the task of the development of communicative competence by getting acquainted with the models of providing feedback, including the so-called "Sandwich Rule" and "Russian Sandwich Rule".

Key words: communicative and speech competence, feedback, communicative strategy, communicative skills, sandwich rule

C.B. Михеева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: svm-msou@yandex.ru

Е.П. Емцева, ст. преп., Российский университет кооперации, г. Мытищи, E-mail: Mikheevaeka@rambler.ru

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются обратная связь как осознанная и целенаправленная реакция на слова, фразы и поведение человека или группы людей. Особое внимание уделяется целям обратной связи, а также разнице между критикой и конструктивной обратной связью. Эффективная коммуникация невозможна без знания правил предоставления и получения обратной связи, которые являются залогом успешной профессиональной деятельности людей, именно поэтому совершенствованию коммуникативных навыков, связанных с получением и предоставлением обратной связи, следует уделять особое внимание во время обучения в вузе. В статье рассматривается предоставление и получение обратной связи во время проведения ролевых игр и совместного обсуждения различных тем. Именно благодаря умелому использованию правил обратной связи у преподавателя появляется возможность осуществлять более эффективную организацию учебной деятельности с учетом лингвистических особенностей и потребностей обучающихся. Решить задачу развития коммуникативно-речевой компетенции можно, ознакомившись с основными моделями обратной связи, в частности с так называемым «правилом сэндвича» и «правилом русского бутерброда».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: коммуникативно-речевая компетенция, обратная связь, коммуникативная стратегия, коммуникативные навыки, правило сэндвича

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.