М. и, БАДАНОВ (Харьков)-
Опыт обеззараживания транспортных
средств
Различные виды транспортных средств (санитарные автомобили ш кареты, такси, легковые и грузовые машины, экипажи, повозки и т. .п.), постоянно или случайно используемые для перевозки заразных больных, инвентаря либо людей из очагов инфекции, а также персонала, -обслуживающего эти очаги, инфицируются и, стало быть,, и одл ежат обезз ар ажив анию.
Дезинфекция средств передвижения камерным способом (пар, газ, горячий воздух) применяется очень редко, потому что она чрезвычайно сложна, длительна, дорога и часто сопряжена с порчей таких материалов, как резина, кожа, клеенка, лак, краска. Поэтому транспортные средства обычно обеззараживаются влажным путем, при помощи механической обмывки и чистки с применением химических препаратов.
На Харьковской дезстанции санитарные автомобили и т. п. обеззараживаются в специально-построенном и соответствующим образом оборудованном шлюзе, расположенном на грани между «грязным» и «чистым» дворами. Шлюз представляет собой отдельное одноэтажное кирпично.е зда'ние, обеспеченное холодной и горячей водой, паром, канализацией и паровым отоплением. Здесь расположены дезинфекционный зал с двумя тамбурами, отдельный вход со стороны «чистого» двора с вестибюлем для обслуживающего персонала, уборная, дежурная комната и кладовая (рис. 1). Пол дезинфекционного зала—цементный, с трапом; стены и потолок окрашены масляной краской. Площадь шлюза—83,9 м2, общая кубатура з ания—175 м3.
Оборудование дезинфекционного зала заключается в следующем. У одной из стен по длине помещения расположены два одинаковых набора дезинфекционной аппаратуры (рис. 2)—один для дезинфекции, другой—для дезинсекции. В состав каждого набора входят следующие части:
1. Резервуар для маточных дезрастворов / (рис. 3), представляющий соб-ой вертикальный бачок, снаружи и изнутри омедненный. Он установлен на высоте 1 250 -мм от пола. Диаметр бачка — 400 мм, высота — 500 мм, емкость — свыше 50 л.. Бачок снабжен крышкой,
-6.22 Разрез по А. 5
Рис. 1.
водомерным -стеклом со шкалой 2 и подводом; горячей воды 3 и холодной 4.
2. Смесительный резервуар 5 в виде горизонтального бачка из того же биметалла, установленный на высоте 800 мм от пола, емкостью около 150 л. Он имеет в диаметре 450 мм и в высоту 1 000 мм. Съемное днище 6 резервуара) облегчает производство текущего ремонта. Внутри его установлены медный змеевик 7 для подогрева раствора паром и лопасть 8 для перемешивания раствора, приводимая
\
3. Трубопровод 16 диаметром1 38 мм для соединения обоих резервуаров снабжен вентилем 17 и спускным краном 13.
4. Центробежный насос 9 с гидростатическим давлением1 15 м, приводимый в действие электромотором 20. мощностью 2,7 л. с. Рабочий напор в насосе — 1—1,5 ат, расход раствора двумя, струями—• 2 л/сек; число оборотов — 2 000 в минуту.
5. Разводящая сеть с двумя отводами ?/, к которым присоединены шланги с брандспойтами и распылителями.
6. Трубопровод '2.!, соединяющий смесительный резервуар с центробежным насосом, снабженный вентилем 23.
Рис. 2
•в движение наружной ручкой 9. Резервуар снабжен подводами горячей 10 и холодной 11 воды и пара 12, водомерным стеклом 13 •со шкалой, термометром 14 и воздухоотводом 15 для удаления воздуха при заполнении резервуара жидкостью.
Рис. 3
7. Система трубопроводов 24, подводящих к аппаратам пар, горячую и холодную воду.
На 'противоположной стене по длине дезинфекционного зала, уложена сеть трубопроводов (рис. 4), подводящих пар, горячую и холодную воду к 8 точкам (по 4 точки на каждой стороне стены: 2— для горячей воды, 1—>для холодной и 1—для пара) для непосредственной обработки горячей водой или паром1 транспортных средств.
Пользование дезинфекционной аппаратурой производится следующим образом. В вертикальный бачок наливается маточный дезинфекционный или дезинсекционный раствор. Через соответствующий' трубопровод этот раствор подается в смесительный резервуар', разбавляется горячей водой до требуемой концентрации (по водомер,ному
Рис. 4
стеклу со шкалой), путем пуска пара в змеевик подогревается до необходимой температуры и перемешивается! лопастью, вращаемой за ручку.
Полученный однородный горячий рабочий раствор подается требуемой концентрации посредством электромотора к центробежному насосу, а затем поступает к месту расхода жидкости и к шлангу с брандспойтом и распылителем.
Для целей дезинсекции мы применяем нагретый до 50—60'° Ш% раствор лизола на воде и, для дезинфекции—1% водный раствор щелочи (зеленое мыло, «глориа»), нагретой 'до -70>—80ю. В случае отсутствия лизола его можно заменить антипаразитом, скипидаром либо другим инсектицидом.
От растворов сулемы и хлорных препаратов мы отказались, так к ак омедненные ч асти- дез аппаратуры от них портились.
Профилактическая дезинсекция транспортных •средств, служащих для перевозки предметов , питания (хлебный фургон, машина для транспортировки овощей) или тары из-под пищи, производится: с помощью воды или пара из шланга.
Дезинфекционный процесс протекает следующим; образом:
1) зараженная машина, экипаж и т. п. въезжают в шлюз с «грязного» двора при закрытых дверях со стороны «чистого» двора;
2') производится предварительное увлажнение дезраствором из.
шланга внутренней поверхности карет'ы, экипажа, подводы и их оборудования;
3) из дезинфицируемого объекта удаляется движимый инвентарь, (носилки, постельные принадлежности и т. д.) и обеззараживается соответствующим образом: носилки протираются дезраствором, мягкий инвентарь сдается; в камеру, в дезбучильник;
4) внутреннюю поверхность кареты (сидение, пол, стены, ¡потолок) и поверхность подводы или экипажа обильно орошают из шланга горячим дезраствором, предварительно спустив холодный раствор;
5) чистой ветошью, смоченной в том: же растворе и затем отжатой, тщательно протирают увлажненные поверхности;
6) если перевозочное средство поступило в сильно загрязненном виде, оно после предварительного увлажнения дезраствором механически очищается (веником, лопатой или скребком) и потом уже обрабатывается указанными в пп. 4 и 5 способами;
7) ветошь после ее применения дезинфицируется, стирается и поступает на хранение в кладовую.
Дезинфекционная обработка- перевозочного средства длится 5— 7 минут. Водитель перевозочного -средства по окончании дезинфекции получает -отрывную квитанцию, где отмечаются порядковый номер, номер ¡машины или экипажа, причины, дезинфекции и время окончания ее, фамилия дезинфектора и дата производства дезинфекции. Помимо этого, дезинфектор транспортного шлюза -ведет учет каждой дезинфекции в особом журнале, где проставляет дату, тип транспортного -средства и его номер, время прибытия объекта и окончания дезинфекции его, повод и способ дезинфекции, фамилию дезинфектора. Шлюз обслуживается -одним дезинфектором.
Обработка транспортных средств таким методом дает должный эффект. Это наглядно подтверждается контрольными -посевами материала, снятого с внутренней поверхности -санитарной машины (пол. стены и пр.) до и после дезинфекции: обильный роет -при невозможности подсчета числа колоний на контрольной чашке до дезинфекции и единичные колонии на подопытной.
Однако подобные результаты получаются при -обеззараживании карет с гладкими поверхностями (клеенка, фанера, хорошо -отструганные и крашеные доски); при шероховатых же и щелистых поверхностях эффект значительно снижается. -В этих случаях требуется^ самая тщательная, кропотливая ¡механическая очистка ¡поверхностей, проводимая перед окончательной дезинфекцией.
Г. л. БЕРНШТЕЙН (Одесса)
Опыт работы газоуловительной установки на суперфосфатном заводе
Из Одесской областной промышленно-санитарной станции (зав.—д-р И. Б. Шерман)
Получение суперфосфата путем -обработки апатита или иных фосфатов серной кислотой сопровождается выделением значительного количества фтористого водорода и фтористого кремни®, .представляющих собой побочные продукты основного процесса, образуемые взаимодействием- находящихся в сырье фтора и кремии» -с серной кислотой. Фтористый водород и фтористый кремний относятся, к числу газов с значительным, ядовитым действием.
На Одесском суперфосфатном, заводе концентрация- фтори-
4-7