Federacii ot 29 dek. 2014 g. № 2765-r. URL: http://sta tic.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (data obrashcheniya: 18.08.2019).
5. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (data obrashcheniya: 18.08.2019).
6. Mezhdunarodnye issledovaniya kachestva shkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/mezhdu-narod nye-issledovaniya-kachestva-shkolnogo-obrazovaniya/ (data obrashcheniya: 18.08.2019).
7. Nacional'nye issledovaniya kachestva obra-zovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. eduniko.ru/ (data obrashcheniya: 18.08.2019).
8. ESOKO - Edinaya sistema ocenki kachestva obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Rosobrnad-zor. URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/ news/infomaterial/ESOCO_rus_Print.pdf (data obrashcheniya: 12.08.2019).
9. Metodicheskie rekomendacii po sozdaniyu i obespecheniyu funkcionirovaniya centrov ocenki professional'nogo masterstva i kvalifikacij pedagogov, centrov nepreryvnogo povysheniya professional'nogo masterstva pedagogicheskih rabotnikov v ramkah realizacii federal'nogo proekta «Uchitel' budushchego» nacional'nogo proekta «Obrazovanie» [Elektronnyj resurs]. URL: http://togirro.ru/assets/files/2019/pips/ met_rek_Uchitel_budushego.pdf (data obrashcheniya: 18.08.2019).
Education quality
in the period of global informational transformations
The article deals with the analysis of the concept of education quality. There are considered the new challenges and changes in the ideas of education quality in the conditions of active digitalization in all the spheres of modern society functioning. There are described the basic kinds of international researches of education quality, the results of the Russian experience of the participation in them and the basic directions in the development of the native practice in the evaluation of education quality at the level of general and professional education.
Key words: education quality, digitalization, informational transformation, international comparative researches of quality of general and professional pedagogical education.
(Статья поступила в редакцию 15.10.2019)
О Зайцев В.В., 2019
в.в. зайцев
(волгоград)
ОПЫТ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ*
Рассматриваются становление и развитие национальной системы тестирования в начальной школе Великобритании. Представлена характеристика организационных форм и содержания (на примере математики) тестовых заданий для первой (7 лет) и второй (11 лет) ключевых стадий. Выделены социальные и профессиональные проблемы внедрения национального тестирования в Великобритании. Данный опыт может быть полезен в рамках разработки системы тестовых заданий Всероссийских проверочных работ в начальной школе России.
Ключевые слова: тест, тестирование в начальной школе, Всероссийские проверочные работы, национальное тестирование в Великобритании.
Одно из стратегических направлений развития российского образования на современном этапе связано с реализацией национального проекта «Образование», который направлен на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [2]. Оценка качества образования опирается на выработку объективных критериев, которые позволяют сделать полученные результаты сравнимыми.
На протяжении более тридцати лет (с 1988 г.) Россия принимает активное участие в международных исследованиях по сравнительной оценке качества образования, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В настоящее время координатором в проведении данных исследований является Центр оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», ко-
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
торый не только проводит фундаментальные и прикладные исследования в области оценки качества образования, но и разрабатывает научно-методическое обеспечение исследований по оценке качества образования [11]. Это позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования.
В числе наиболее известных международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Российская Федерация участвует на регулярной основе, относятся PIRLS, направленное на изучение качества чтения и понимания текста обучающимися начальной школы, TIMSS - исследование качества математического и естественно-научного образования в начальной и основной школе, PISA - оценка способности 15-летних обучающихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Аналитический материал о содержании, требованиях и формах оценки учебных достижений школьников в других странах дает возможность принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании образовательных стандартов в России [8].
Очевидно, что реформирование методов оценки знаний крайне необходимо для реализации любых системных изменений в сфере образования, причем сегодня нужны не просто изменения, а преобразования глобального характера. Среди российских мониторинговых форм оценки учебных достижений школьников, которые имеют статус государственной итоговой аттестации и могут рассматриваться как национальные системы оценки качества школьного образования, наиболее известны ЕГЭ (Единый государственный экзамен) в 11-х классах и ОГЭ (Основной государственный экзамен) в 9-х классах.
Опыт государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах привел к идее проведения всероссийских проверочных работ (ВПР) с едиными стандартизированными заданиями и в других классах школы. Если раньше с помощью годовых контрольных работ школы сами проверяли степень освоения конкретных учебных предметов, то в рамках ВПР предусмотрен единый стандартный подход к использованию контрольно-измерительных материалов и способам оценки учебных достижений.
В российских школах ВПР начали внедряться с декабря 2015 г. (4-й класс, русский
язык и математика) и в дальнейшем ежегодно распространялись на более старшие классы. Единая критериальная основа системы оценки ВПР позволяет оценить качество обучения младших школьников не только в рамках одной школы, но и в каждом регионе и в стране в целом. Следует отметить, что ВПР не относится к государственной итоговой аттестации и не влияет на итоговые оценки. ВПР призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС начального общего образования за счет предоставления образовательным учреждениям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
В 2019 г. ВПР проводились в режиме апробации или штатном режиме в 4-7-х, 10-11-х классах российских школ [5]. Остановимся более подробно на реализации ВПР в начальной школе.
В 4-м классе ВПР проводились по русскому языку (1-я и 2-я части), математике и окружающему миру. Для проведения ВПР по русскому языку школы выбирали любые два дня в течение одной недели. Работа состояла из двух частей и включала суммарно 15 заданий. По математике и окружающему миру ВПР проводились также в два дня по выбору школы в течение другой недели. На выполнение каждой из четырех работ выделялось 45 минут.
При разработке содержания и форм оценки учебных достижений младших школьников в рамках ВПР в России важно использовать имеющийся зарубежный опыт. Интересной в этом плане представляется многолетняя практика проведения национального тестирования в начальных классах Великобритании.
Известно, что Великобритания была одной из первых стран, которая начиная со второй половины XIX в. ввела национальные экзамены в систему школьного образования. Эти единые экзамены использовались для отбора студентов в ведущие университеты страны (Оксфорд, Кембридж и др.). На протяжении многих лет Англия считалась одной из самых тестируемых стран [10]. Образовательная и экзаменационная системы, а также учебные планы Великобритании прошли долгий эволюционный путь развития.
В конце 80-х гг. XX в. Великобритания провела серию реформ в образовании, которые стали следствием неудовлетворенности качеством школьного образования. В ходе этих реформ в 1988 г. правительство Великобритании представило Национальный учебный план (National Curriculum), который стал обязательным для всех учащихся в возрасте от
Key stage 2 statutory test timetable 2002
Monday 13 May Tuesday 14 May Wednesday 15 May Thursday 16 May Friday 17 May
Mathematics Test A 45 minutes Mathematics Test B 45 minutes Reading Test 45 minutes plus 15 minutes reading time Writing Test 45 minutes plus 15 minutes reading time Science Test В 35 minutes
Mental Arithmetic Test 20 minutes Science Test A 35 minutes Spelling and Handwriting Test ' 10 minutes and 5 minutes English Extension Test 60 minutes Science Extension Test С 30 minutes
Mathematics Extension Test C 30 minutes
5 до 16 лет. Он состоит из четырех ключевых стадий: 1) 5-7 лет; 2) 7-11 лет; 3) 11-14 лет; 4) 14-16 лет. Первая и вторая ключевые стадии относятся к начальной школе.
Национальный учебный план устанавливал единые стандарты образования для Соединенного Королевства и вводил обязательное проведение экзаменов (национальную систему оценки) для детей в возрасте 7, 11, 14, 16 лет по английскому языку, математике и естествознанию. Если вначале тесты использовались только на уровне школ для оценки прогресса детей, то в дальнейшем они стали использоваться для оценки результатов работы начальных школ. Результаты тестов публиковались, и на их основе составлялся рейтинг школ [4].
Большой вклад в разработку системы тестирования Великобритании внес профессор Дэвид Хокер, который в 1990-х гг. был назначен руководителем национальной системы школьного тестирования детей 7, 11 и 14 лет департамента программ обучения и тестирования Правительства Великобритании. С 1998 г. он работал над рядом проектов в сфере образовательных реформ в россии, в том числе - в совместном проекте по качеству образования с Волгоградским государственным педагогическим университетом.
Если в россии национальное тестирование в форме ВПР осуществляется 1 раз за весь период обучения в начальной школе (в конце 4-го класса), то в Великобритании оно проходит дважды: в конце первой ключевой стадии (дети в возрасте 7 лет) и в конце второй ключевой стадии (дети в возрасте 11 лет).
В конце первой ключевой стадии (7 лет) тестирование проводилось по двум основным предметам: математике и английскому языку (2001 г.). Объем тестовых материалов до-
вольно значительный. Тест по математике включает 35 заданий, которые ориентированы на фиксацию не только предметных, но и метапредметных результатов обучения (Mathematics booklet. Key stage 1. Qualifications and curriculum authority, 2001). Многие задания теста носят практико-ориентированный характер.
тестирование в конце второй ключевой стадии (11 лет) проходит в середине мая. Предварительно в школы направляются подробные инструкции для проведения тестовых испытаний. таблицы пороговых значений для каждого уровня размещаются на веб-сайте Qualifications and Curriculum Authority (QCA). В дальнейшем в школы направляется буклет с результатами тестирования, подтверждающий пороговые значения уровней для каждого предмета.
Если в российском варианте ВПР дни проведения тестирования в пределах выделенной недели выбирает школа, то в Великобритании график проведения тестов более жесткий (тестовые испытания расписаны строго по пяти дням недели, школа может сдвигать только время начала тестирования в течение дня). В таблице выше в качестве примера представлен график тестовых испытаний по результатам второй ключевой стадии (English, mathematics and science tests. Teacher's guide. Department for education and skills. Qualifications and Curriculum Authority, London).
В соответствии с регламентом тестовые пакеты в школе могут быть вскрыты за час до начала теста только в административных целях. Перед тестированием директор школы должен убедиться, что в классе, где проводятся тесты, отсутствуют материалы, которые могут быть использованы детьми, сдаю-
щими тест (таблицы умножения, квадраты чисел, орфографические правила и т. д.). Учителя должны обеспечить необходимые условия для спокойной, индивидуальной работы детей без доступа к несанкционированным материалам (тексты, учебники и др.). Детям напоминают, что работа над тестами должна быть их собственной, они не должны обсуждать вопросы или списывать ответы.
Если в российских школах ВПР в 4-м классе проводятся в течение двух недель и включают 4 испытания (две части по русскому языку, математика, окружающий мир), то в Великобритании график тестовых испытаний более напряженный и включает 11 тестов в течение одной недели.
В Великобритании степень достижения конечных учебных целей по каждому предмету начальной школы определяется описанием пяти уровней возрастающей сложности. Описание уровней характеризует типы и степень успеваемости, которые учащиеся должны продемонстрировать при прохождении тестовых испытаний.
На первой ключевой стадии ученики могут достичь от 1-го до 3-го уровня (ожидаемое усвоение для большинства учеников - 2-й уровень), на второй стадии - от 2-го до 5-го уровня (ожидаемое усвоение для большинства учеников - 4-й уровень) [4].
Для достижения 3, 4 и 5-го уровней достаточно выполнить восемь тестов: три по математике, три по английскому языку и два по естествознанию. Дополнительные расширенные тесты (Mathematics extensión, English extensión и Science extensión) предназначены для детей, претендующих на 6-й уровень достижения учебных целей. Эти тесты предлагаются детям, которые выполнили все предыдущие тесты по предмету не ниже 5-го уровня. Дети, работающие ниже 3-го уровня, оцениваются только оценкой учителя.
В приведенном выше графике тестирования выпускники начальной школы Великобритании по каждому из трех предметов (математика, английский язык, естествознание) в 2002 г. сдавали тесты двух видов: тест А и тест В. Рассмотрим основные функции этих тестов на примере математики.
успешное выполнение тестов А и В позволяет набрать по 40 баллов (выполнение каждого задания оценивается одним или двумя баллами) (Mathematics. Key stage 2. Test A, Test B. Qualifications and Curriculum Authority, London). При выполнении теста А и умственного ариф-
метического теста использовать калькулятор запрещено. Тест А во многом ориентирован на оценку сформированное™ у детей вычислительных навыков. Калькуляторы могут быть доступны при тестировании В.
Каждый письменный тест начинается с самых простых вопросов, которые становятся все более трудными. Некоторые вопросы в тестах по математике включают специальные математические термины (например, зеркальная симметрия), другие могут потребовать использования конкретных математических терминов в ответе. Владение правильной математической лексикой становится важным для учащихся на четвертом и более высоких уровнях. Задания тестов А и В, в которых дети должны показать не только результат, но и способ его получения, указаны в тестовых работах графикой: «покажи свою работу» или «покажи свой метод». Особенно это характерно для теста в. Некоторые вопросы могут включать формулировку «Не использовать линейку» или «Не использовать транспортир». Дети должны получить ответы на эти вопросы с помощью расчетов, а не измерений. Измерение приведет к неправильному ответу с последующей потерей баллов.
Калькулятор доступен для каждого ребенка, сдающегося тест В, и тех детей, которые выполняют расширенный тест С. При использовании калькулятора дети должны продемонстрировать, какие расчеты они выполняли, или показать шаги, которые помогли им прийти к правильному ответу.
для умственного арифметического теста дети должны иметь только ручки или карандаши. запрещено иметь резинки, линейки, калькуляторы или любое другое математическое оборудование. доступ к дополнительной бумаге для работы над умственным арифметическим тестом не допускается.
В инструкции для педагогов особое внимание обращается на то, что учитель может оказывать только дозированную помощь детям при проведении тестирования, например в разъяснении непонятных слов. Пояснения учителя не должны давать дополнительной информации. Приведем примеры приемлемых форм поддержки детей:
Ребенок. Что это за слово?
Учитель. Это слово «четырехсторонний».
Ребенок. Что оно означает?
Учитель. Я не могу этого сказать, подумай и вспомни. Мы можем об этом поговорить после теста.
Среди трех основных тестов по математике следует выделить Mental arithmetic test (Умственный арифметический тест), аналог которого отсутствует в тестовых заданиях ВПР в 4-х классах российских школ (Mental arithmetic test audiotape transcript. Qualifications and Curriculum Authority, London). умственный арифметический тест предназначен для оценки сформированности у детей навыков устных вычислений.
для проведения умственного арифметического теста используется аудиокассета (сейчас в этих целях можно применять цифровые носители), на которую надиктовано 20 заданий, разбитых на три группы в зависимости от степени сложности (по 5, 10 и 5 вопросов). Временные интервалы между заданиями первой группы - 5 секунд, второй - 10, третьей - 15. Каждое задание на аудиокассете повторяется дважды с небольшим интервалом. Общее время на выполнение умственного арифметического теста - 20 минут. Для записи ответов каждый ученик получает лист с печатной основой. Если задание содержит несколько числовых данных, то одно из чисел предварительно вносится в печатную основу. Например, напротив задания «Вычти 105 из 200» вписано число 105. Визуальная поддержка вербальной информации позволяет более успешно выполнять задания аудиотеста.
Выше была описана система национального тестирования в начальной школе Великобритании, сложившаяся на начало XXI в. (2001-2002 гг.). На первой ключевой стадии в этот период проходило тестирование по математике и английскому языку, на второй ключевой стадии - по математике, английскому языку и естествознанию. Кроме того, на обеих стадиях тестирование дополнялось так называемыми оценками учителей, которые служили дополнительной формой оценки качества образования в начальной школе. Однако в дальнейшем эта система трансформировалась с учетом выявленных слабых сторон. Отметим наиболее важные результаты внедрения национальных тестов в Великобритании.
Национальные тесты, которые изначально разрабатывались для отслеживания прогресса детей (так называемое оценивание для обучения), в дальнейшем стали выполнять функцию мониторинга деятельности школ и системы образования. Публикация результатов тестов привела к тому, что учителя стали улучшать результаты тестов не за счет глубокого изучения материала, а за счет натаскивания
'КИЕ нАУКИ -
учеников на их сдачу. Кроме того, при подготовке к тестам много времени на уроках приходилось тратить на изучение техники сдачи теста. В итоге в погоне за лучшими результатами тестов многие аспекты учебной программы игнорировались, глубина и объем изучаемого материала снижались. Дэвид Хокер отмечает, что Англии так и не удалось решить проблему доминирования тестов над обучением [10, с. 48]. Избыточное тестирование, на его взгляд, подрывает учебный процесс [6].
Отмечается ряд негативных факторов, порожденных школьным тестированием.
1. Внедрение школьного тестирования привело к усилению нестабильности в системе образования Великобритании. Вначале многие учителя отказывались проводить эти тесты, что привело к бойкоту тестирования и отставке министра образования. учителя считали, что введение тестирования сужает учебную программу, заставляет концентрироваться только на получении хороших результатов на экзаменах. Они также утверждали, что публикация результатов экзаменов несправедлива по отношению к школам, работающим в неблагополучных районах, т. к. их результаты будут всегда хуже результатов школ, работающих в более благоприятных районах. Учителя предсказывали, что это приведет к возрастанию конкуренции между школами и разделению системы образования между богатыми и бедными. В общественном понимании школы, находящиеся внизу рейтинговой таблицы, воспринимались как неуспешные, им не доверяли, и мотивированные родители искали школы с лучшими результатами для своих детей, что привело к закрытию бедных, неуспешных школ.
2. В ходе тестирования было выявлено, что используемые тесты как инструмент измерения усвоения школьной программы не всегда обеспечивали достаточную валидность и надежность. Было доказано, что невозможно создать надежный тест по творческому письму или пониманию литературы. Сложно также тестировать предметы естественно-научного цикла из-за большого объема учебного материала. Поскольку учителя учат тому, что будет проверяться в тестах, то возникает вопрос, насколько содержание тестов отражает учебную программу. Очевидно, что с помощью предлагаемых тестов невозможно полно оценить степень достижения учащимися начальных классов всех шести ключевых умений национального учебного плана (National Curriculum). С
целью повышения валидности в тесты были включены открытые вопросы, т. к. они в большей степени соответствовали учебной программе. Тем самым надежность тестов сознательно была пожертвована в пользу валидно-сти. Вместе с тем в целях обеспечения стандартизированного проведения тестов в Великобритании разрабатывались детальные инструкции для школьных администраторов и учителей. Следует признать, что по этим техническим вопросам опыт Великобритании является одним из лучших в мире.
3. Одним из ключевых при оценке учебных достижений учащихся стал вопрос о том, как объединить полученные за тест баллы и оценку учителя в один общий результат. В течение нескольких лет для решения этой проблемы применялись различные подходы. Иногда эти две оценки интегрировались различными способами (например, на старших ключевых стадиях). Для 11-летних школьников баллы за тест и оценка учителя выставляются отдельно, т. к. считается, что они оценивают различные вещи.
4. Разработка национальных тестов Англии и Уэльса была ориентирована на оценку базовых навыков. Это привело к тому, что более широкий опыт обучения игнорировался и мотивация учеников к обучению снижалась. Для учащихся важно обладать не только техническими навыками, но и желанием учиться. Навыки не повысят качество стандартов без мотивации к обучению. Проблема мотивации школьников обострялась тем, что на протяжении многих лет в Великобритании выражали обеспокоенность относительно того, что избыток тестирования демотивирует наименее способных детей. Эти дети воспринимают себя неудачниками в системе образования, что затем губительно сказывается на их последующей жизни. В любой системе оценки необходимо создать рамку успешности для тех, кто не успевает, чтобы они могли продемонстрировать свой потенциал.
Учитывая ряд отмеченных выше негативных факторов, в начале 2000-х гг. в Великобритании были сделаны попытки пересмотреть государственный учебный план и систему тестирования в сторону их сокращения [1]. Однако в различных административных частях Соединенного Королевства эти процессы протекали неравномерно.
Наиболее решительные шаги в этом направлении были сделаны в Уэльсе. Как только Правительство Уэльса взяло контроль над
системой образования, тесты были отменены. Было принято решение не публиковать таблицы рейтингов, несмотря на давление, которое оказывали некоторые средства массовой информации. Под давлением общественности в Англии также был уменьшен объем сдаваемого на экзаменах материала, экзамены стали меньшим бременем для учителей и учеников. Затем было отменено формальное тестирование для школьников в возрасте 7 лет, потом окончательно были отменены тесты по естественно-научным дисциплинам для школьников в возрасте 11 лет. Единственные обязательные национальные экзамены - это тесты по английскому языку и математике для 11-летних учащихся в Англии. Главная причина их сохранения - необходимость формирования рейтингов начальных школ. Остальные тесты либо отменены, либо являются необязательными [7]. Таким образом, в настоящее время в конце второй ключевой стадии оценка учебных достижений выпускников начальной школы Великобритании происходит по двум направлениям:
1) национальные тесты по английскому языку и математике;
2) оценка учителем прогресса школьников по английскому языку, математике и естествознанию [3].
Проведенный анализ национального тестирования в великобритании позволяет сделать следующие выводы.
1. На протяжении многих лет Великобритания считалась одной из самых тестируемых стран мира в сфере образования. Наиболее активно национальное тестирование стало использоваться в 90-х гг. прошлого века. В сравнении с Всероссийскими проверочными работами национальные тесты Великобритании более объемны по содержанию, интенсивны по времени и разнообразны по форме.
2. Учебные достижения учащихся начальных классов Великобритании определяются уровнем, на котором они выполняют тестовые задания. Тесты А и В ориентированы на уровни 3-5. Школьникам, успешно выполнившим все тестовые испытания по предмету на 5-м уровне, предлагается дополнительный расширенный тест (Test extension). В случае его успешного выполнения присваивается 6-й уровень. Уровневый подход определяет несколько иную методологию оценки учебных достижений школьников Великобритании по сравнению с российской.
3. Было установлено, что результаты тестов полностью не отражают степень сформи-
рованности у школьников всех ключевых умений, определяемых национальным учебным планом (National Curriculum). Для повышения валидности тестов в них необходимо включать задания открытого типа.
4. Широкое внедрение тестовых испытаний школьников имело для системы начального образования Великобритании ряд отрицательных последствий. Публикация результатов тестов и их использование для сравнительной оценки деятельности учителей, школ и региональных образовательных систем приводили к значительным репутационным потерям школ, находящихся в неблагополучных районах. В результате сначала тестирование было полностью отменено для школьников 7 лет, а затем упразднили тесты по естествознанию для школьников 11 лет.
5. Опыт Великобритании показал, что использование национального тестирования для сравнительной оценки деятельности учителей, школ и региональных образовательных систем не должно доминировать над отслеживанием и оценкой учителем прогресса в освоении учебного содержания каждым учеником и его самооценкой. Использование «оценки для обучения», которая фиксирует прогресс каждого ученика в освоении учебного содержания, служит хорошим дополнением к тестовым испытаниям. Баллы за тест и итоговую оценку учителя следует выставлять отдельно, т. к. они оценивают различные стороны ключевых умений.
Обсуждение экспертами проблемы влияния национального тестирования на качество образования показало, что пока остается открытым вопрос влияния сложившихся в разных странах национальных систем тестовых испытаний на качество школьного образования этих стран. Например, международные исследования по сравнительной оценке качества образования (PISA, TIMMS и др.) показывают, что устойчивым лидером в этих рейтингах является Финляндия.
Одну из причин успеха образовательной политики Финляндии профессор в области образовательной политики Великобритании Энтони Селдон видит в том, что Финляндия после реформирования системы образования в течение тридцати лет избегала каких-либо существенных изменений. При этом в Финляндии «нет ни рейтингов школ, ни формализованной учебной программы, ни единой экзаменационной системы, разработанной на национальном уровне» [9].
Список литературы
1. ЕГЭ и новые образовательные стандарты. Мифы и реальность [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20110630/395524529.html/ (дата обращения: 16.08.2019).
2. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Стратегия РФ. URL: https:// strategy24.ru/rf/education/projects/natsional-nyy-pro yekt-obrazovaniye/ (дата обращения: 16.08.2019).
3. Национальный учебный план [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/national-cur riculum/ (дата обращения: 12.08.2019).
4. Национальный учебный план в Великобритании // Вопр. образования. 2006. № 3. С. 196-204.
5. О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в 2019 году: приказ Рособр-надзора от 29 янв. 2019 г. № 84 [Электронный ресурс]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/ doc_list/Prikaz_N84_ot_29.01.2018.pdf/ (дата обращения: 16.08.2019).
6. Пинская М. Тестирование подрывает учебный процесс [Электронный ресурс] // Управление школой. 2009. № 5. URL: https://upr.1sept.ru/view_ar ticle.php?ID=200900515 (дата обращения: 14.08.2019).
7. Системы оценки в Англии и Уэльсе [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/ 78/242/14058.php/ (дата обращения: 16.08.2019).
8. Современные международные системы оценки качества образования [Электронный ресурс]: ме-дианар. URL: https://znanio.ru/medianar/78/ (дата обращения: 10.08.2019).
9. Хокер Д. Образовательная политика: чему Уэльс может научить Англию? [Электронный ресурс] // CICED. 2010. URL: https://docplayer.ru/376 19391-Obrazovatelnaya-politika-chemu-uels-mozhet-nauchit-angliyu-1.html (дата обращения: 13.08.2019).
10. хокер д. Системы оценки в Англии и Уэльсе - четыре вопроса и пять уроков // Журнал руководителя управления образованием. 2011. № 6. C. 47-54.
11. Центр оценки качества образования ИСРО РАО [Электронный ресурс]. URL: http://www.cen
teroko.ru (дата обращения: 16.08.2019).
* * *
1. EGE i novye obrazovatel'nye standarty. Mify i real'nost' [Elektronnyj resurs]. URL: https://ria. ru/20110630/395524529.html/ (data obrashcheniya: 16.08.2019).
2. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» [Elektronnyj resurs] // Strategiya RF. URL: https://strategy24.ru/ rf/education/projects/natsional-nyy-proyekt-obrazova niye/ (data obrashcheniya: 16.08.2019).
3. Nacional'nyj uchebnyj plan [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.gov.uk/national-curriculum/ (data obrashcheniya: 12.08.2019).
4. Nacional'nyj uchebnyj plan v Velikobritanii // Vopr. obrazovaniya. 2006. № 3. S. 196-204.
5. O provedenii Federal'noj sluzhboj po nadzo-ru v sfere obrazovaniya i nauki monitoringa kache-stva podgotovki obuchayushchihsya obshcheobrazo-vatel'nyh organizacij v 2019 godu: prikaz Rosobrnad-zora ot 29 yanv. 2019 g. № 84 [Elektronnyj resurs]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_li stfPrikaz_N84_ot_29.01.2018.pdf (data obrashche-niya: 16.08.2019).
6. Pinskaya M. Testirovanie podryvaet uchebnyj process [Elektronnyj resurs] // Upravlenie shkoloj. 2009. № 5. URL: https://upr.1sept.ru/view_article.php?ID =200900515 (data obrashcheniya: 14.08.2019).
7. Sistemy ocenki v Anglii i Uel'se [Elektronnyj resurs]. URL: https://pandia.ru/text/78/242/14058.php/ (data obrashcheniya: 16.08.2019).
8. Sovremennye mezhdunarodnye sistemy ocenki kachestva obrazovaniya [Elektronnyj resurs]: me-dianar. URL: https://znanio.ru/medianar/78/ (data ob-rashcheniya: 10.08.2019).
9. Hoker D. Obrazovatel'naya politika: chemu Uel's mozhet nauchit' Angliyu? [Elektronnyj resurs] // CICED. 2010. URL: https://docplayer.ru/37619391-Obrazovatelnaya-politika-chemu-uels-mozhet-nauchit-angliyu-1.html (data obrashcheniya: 13.08.2019).
10. Hoker D. Sistemy ocenki v Anglii i Uel'se -chetyre voprosa i pyat' urokov // Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazovaniem. 2011. № 6. S. 47-54.
11. Centr ocenki kachestva obrazovaniya ISRO RAO [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.centeroko. ru (data obrashcheniya: 16.08.2019).
Experience of national testing in primary school of Great Britain
The article deals with the establishment and the development of national testing system in primary school of Great Britain. There is presented the characteristics of organizational forms and the content of testing tasks (at the example of mathematics) for the first (the age of 7) and second (the age of 11) key stages. There are revealed the social and professional issues of the implementation of national testing in Great Britain. The experience can be usefulfor the development of the system of testing tasks of the all-Russian testing works in primary school of Russia.
Key words: test, testinginprimaryschool, all-Russian testing woks, national testing in Great Britain.
(Статья поступила в редакцию 09.10.2019)
С.в. куликова
(волгоград)
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИй ВЕКТОР ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ*
Национальная традиция рассматривается как смыслообразующее ядро этнокультурного образования молодежи, построенного на аксиологических основаниях. Выявленные в историко-педагогическом наследии Е.Н. Во-довозовой, В.Я. Стоюнина, С.А. Рачинского, Д.И. Тихомирова, К.Д. Ушинского ценностные установки на семью, родной язык, традиции, фольклор и народную педагогику могут выступать как аксиологический вектор для создания современных образовательных систем, ориентированных на применение национальных традиций в этнокультурном образовании молодежи.
Ключевые слова: национальная традиция, национальная идентичность, национальный образовательный идеал, этнокультурное образование, аксиологический вектор.
Усиливающееся внимание к сохранению и развитию культуры и языка этносов, населяющих Россию, в том числе русского языка как родного, свидетельствует, с одной стороны, о росте национального самосознания населения страны, а с другой - о необходимости этнокультурного образования молодежи на аксио-огических основаниях, смыслообразующим ядром которых должна оставаться национальная традиция.
Цель воспитания молодежи, обозначенная на ближайшие годы государством, направлена на сохранение национальной традиции -формирование российской гражданской идентичности на основе российских традиционных ценностей, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, к культуре, языкам, традициям и обычаям народов России. Вместе с тем в условиях реализации национального проекта «Образование», когда государство и общество ставят перед сферой образования амбициозные задачи, ар-
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
О Куликова С.в., 2019