Научная статья на тему 'Особенности стандартизации начального школьного образования в США и Великобритании'

Особенности стандартизации начального школьного образования в США и Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1276
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / НАЧАЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЕЛИКОБРИТАНИИ / АКТ NCLB В США / ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / STANDARDIZATION / PRIMARY SCHOOL EDUCATION / CONTENTS OF EDUCATION / THE NATIONAL CURRICULUM OF THE UK / NCLB ACT OF THE US / CENTRALIZED AND DECENTRALIZED MODELS OF SCHOOL ORGANIZATION / SCHOOL MANAGEMENT AND FINANCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носова Екатерина Андреевна

Целью данной статьи является сравнительная характеристика стандартизации содержания образования в США и Великобритании в современных условиях модернизации начального/элементарного (primary/elementary) школьного образования. В различных странах образовательные стандарты имеют различный состав, структуру и цель. Автор стремился выявить тенденции модернизации образовательной стандартизации, связанные с современными организационно-управленческими условиями формирования содержания начального образования в рассматриваемых странах. В статье рассматриваются компоненты образовательных стандартов, факторы и условия их формирования и модернизации, а также анализируется методология стандартизации на примере начальных школ в США и Великобритании. Автор проанализировал содержательную и законодательную базу образовательных стандартов на основе рассмотренных аутентичных научноисследовательских материалов, опираясь на которые автор определил общие и отличительные характеристики стандартизации американского и британского начального школьного образования. Данная статья носит обзорный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristics of standardization of Primary education in the US and the UK

The purpose of this article is to give general characteristics of standardization of contents of education in the US in comparison with the UK in current conditions of modernization in primary education. In different countries, educational standards have different contents, structure and purpose. The author sought to identify trends of modernization of educational standardization associated with modern organizational and management conditions for primary education organization in given countries. The article examines the components of educational standards, factors and conditions of their formation and modernization, as well as analyzes the methodology of standardization on the example of primary schools in the US and the UK. The author analyzes the substantive and legislative framework of educational standards based on the authentic research papers. Finally the author identified common and distinctive characteristics of the standardization of British and American primary schooling. This article is of survey character.

Текст научной работы на тему «Особенности стандартизации начального школьного образования в США и Великобритании»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014 ББК 74.04(3)

ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

THE CHARACTERISTICS OF STANDARDIZATION OF PRIMARY EDUCATION IN THE US AND THE UK

Носова Екатерина Андреевна

Аспирант института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (13.00.01), учитель высшей категории средней общеобразовательной школы московского городского педагогического университета, выпускник магистратуры Walden University, Minnesota, USA E-mail: [email protected]

Аннотация. Целью данной статьи является сравнительная характеристика стандартизации содержания образования в США и Великобритании в современных условиях модернизации начального/элементарного (primary/elementary) школьного образования. В различных странах образовательные стандарты имеют различный состав, структуру и цель. Автор стремился выявить тенденции модернизации образовательной стандартизации, связанные с современными организационно-управленческими условиями формирования содержания начального образования в рассматриваемых странах. В статье рассматриваются компоненты образовательных стандартов, факторы и условия их формирования и модернизации, а также

Nosova Ekaterina A.

Post-graduate student at the Institute for Pedagogic and Psychology of Education, Moscow City University (13.00.01), top-rank teacher at Moscow City University School, a Master degree from Walden University, Minnesota, USA

E-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of this article is to give general characteristics of standardization of contents of education in the US in comparison with the UK in current conditions of modernization in primary education. In different countries, educational standards have different contents, structure and purpose. The author sought to identify trends of modernization of educational standardization associated with modern organizational and management conditions for primary education organization in given countries. The article examines the components of educational standards, factors and conditions of their formation and modernization, as well as analyzes the methodology of standardization on the example of primary schools in the US and the UK. The

анализируется методология стандартизации на примере начальных школ в США и Великобритании. Автор проанализировал содержательную и законодательную базу образовательных стандартов на основе рассмотренных аутентичных научно-исследовательских материалов, опираясь на которые автор определил общие и отличительные характеристики стандартизации американского и британского начального школьного образования. Данная статья носит обзорный характер.

Ключевые слова: стандартизация, начальное школьное образование, содержание образования, национальная образовательная программа Великобритании, акт NCLB в США, централизованная и децентрализованная модели организации, управление и финансирование школьного образования.

Стандартизация является неотъемлемым и основополагающим фактором формирования и модернизации содержания образования. П. Бейли (P. Baley), Н. Борг (N. Borg), К. Джонс (K. Johns), М. А. Дуда (M. A. Duda), К. Ингрэм (K. Ingramm), Л. К. Ирвин (L. K. Ir-vin), К. Лейн (K. Lane), М. Миллер (M. Miller), В. А. Мясников, Н. Н. Найденова, Н. К. Сэмпсон (N. K. Sampson), И. А. Тагунова, Д. Филлипс (D. Phillips), К. Хесс (K. Hess), Л. Холт (L. Holt), Р. А. Хорнер (R. A. Horner) в своих работах отмечают, что международные исследования играют одну из важнейших ролей в организации образовательных стандартов. Такие исследования проводятся регулярно с целью выявления особенностей и уникальности в образовании иных развитых стран и поддержании конкурентоспособности самого государства. В настоящее время серьезные изменения в образовательных стандартах осуществляют такие страны, как США и Великобритания.

Основополагающей целью современной стандартизации мирового школьного образования является стимулирование развития учебных технологий, совершенствование содержания обучения, создание возможных условий для творческого подхода учителей и разработчиков образовательных программ, технологий и средств обучения, формирование проблемного критического мышления обучающихся на всех этапах обучения, развитие способностей школьников применять полученные знания, умения и навыки на практическом уровне в условиях реальных жизненных ситуаций, а также развитие коммуникативных навыков и гражданской ответственности и гражданского права обучающихся.

В своих работах В. А. Мясников называет США страной рыночного регулирования об -разования и прагматичного ориентирования собственного содержания и стандартизации,

author analyzes the substantive and legislative framework of educational standards based on the authentic research papers. Finally the author identified common and distinctive characteristics of the standardization of British and American primary schooling. This article is of survey character.

Keywords: standardization, primary school education, contents of education, the National curriculum of the UK, NCLB act of the US, centralized and decentralized models of school organization, school management and financing.

что является своего рода бегством от свободы [1, с. 24]. К концу 1990-х гг. «реструктуризация», «системная реформа» и «цели» образования сменились новым понятием «стандарты». Данный технико-юридический термин имел большее практическое значение, чем предыдущие, по причине того, что он действительно определял, чему именно учителя должны учить детей и чему те должны учиться [2, с. 110].

Таким образом, образовательные стандарты в США сменили раннюю образовательную стратегию, разработанную Уильямом Спейди (William Spady), которая называется "The OBE" (Outcomes-based Education - Образование, ориентированное на результат). Отличительная черта предыдущей образовательной стратегии состоит в недостаточно определенных критериях оценки и контроля результатов обучения.

Многими авторами отмечается, что стратегия "The OBE" до сих пор применяется во многих странах, например в Австралии, на Филиппинах, в Малайзии, Пакистане и Южной Африке. Нововведение предусматривало наличие стандартизированного тестирования, по результатам которого определялось дальнейшее продолжение дифференцированного обучения в школе и общий уровень качества образования класса, школы, города и штата в целом, что являлось своего рода определением уровня образованности в рейтинге мирового образования [3, с. 12].

Отметим, что в настоящее время в США не существует единого общенационального содержания школьного образования, в связи с этим законодатели каждого из 50 штатов имеют свободу в выборе модели общеобразовательной школы, которая в конечном итоге определяется школьными советами (School boards) на уровне школьных округов. Рассматривая законодательную сторону образования, каждый штат самостоятельно устанавливает и реализует закон на своей территории, как результат, законы штатов существенно отличаются друг от друга, поэтому можно отметить, что в США функционируют 50 самостоятельных систем образования, с различными требованиями к качеству подготовки и оценочными критериями.

Таким образом, американская организационно-управленческая модель является децентрализованной, что определяется диверсификацией содержания школьного образования в США и затрудняет сопоставление качества школьного образования по штатам. Вследствие чего образовательные стандарты, установленные штатами, вызвали беспокойство и многочисленные дискуссии, поскольку были отмечены огромные различия между уровнем обученности школьников по штатам. Так, например, Шанкер считал внедрение стандартов в образовательную среду положительным внедрением, которое способно эффективно изменить образование в целом путем его унификации. Иным мнением обладал Хау, который опасался, что в результате распространения стандартов «детей лишат возможности познать предмет, а потом еще и накажут за это» [2, с. 214]. Стандарты определяются как некая сумма знаний, умений и навыков обучающихся ("What students know and are able to do"), а измеряются при помощи тестов, что в свою очередь является важным, но ограниченным средством оценки достижений обучающихся.

Таким образом, в настоящее время на территории США стратегия образования основывается на стандартах, которые называются "The Common Core State Standards" (Общие Базовые Государственные Стандарты). Государственные стандарты были апробированы и

реализованы в 45 штатах и округе Колумбия в 2009 г. Как следствие их внедрения, в большинстве штатов были на основе установленных базовых стандартов разработаны региональные стандарты, исходящие из местных особенностей и условий региона, округа или штата.

В ходе исследования были отмечены различия между содержательной стороной образовательных стандартов в различных штатах США в результате процесса их диверсификации. Так, например, в штате Техас образовательные стандарты так и не приняты и местное законодательство самостоятельно устанавливает и определяет ряд конкретных критериев, к которым относятся следующие элементы [4]:

1) количество академического времени, отводящееся на изучение и преподавание конкретных учебных дисциплин, тематических разделов, модулей в элементарной школе;

2) определенное содержание образовательных курсов, секций, занятий и дополнительных предметных дисциплин;

3) набор контрольно-измерительного материала, необходимого для оценки качества успеваемости обучающихся младшего и среднего школьного возраста.

В другом штате США, Теннесси, образовательные стандарты были приняты и адаптированы в июле 2010 г. Местное законодательство определило ряд проблемных аспектов в сфере школьного образования, характерные территории и типы общества штата, что повлияло на определение и формирование содержания элементарного школьного образования, обусловленного локальными потребностями и особенностями школьников и социума. Так, например, образовательные программы по учебным предметам содержат минимальный перечень обязательных знаний, навыков и умений, необходимых для учебной и послеучебной деятельности обучающихся в предметных областях, а также предусматривают обязательное освоение компьютерными и мобильными технологиями и, как результат, получение в процессе общего обучения элементарного уровня грамотности в области ИКТ [5].

Обратим внимание на то, что образовательный стандарт на территории США выстраивается в логике обсуждения и разрабатывается союзом национальных организаций (Union of national organizations). В основе данных стандартов заложена детализированная информация, необходимая для ознакомления и освоения всеми участниками образовательного процесса, а именно: чиновниками различных уровней, администрацией школ, обучающимися, родителями.

Таким образом, американские образовательные стандарты (Common Core State Standards) предполагают:

• выдвижение на первый план наиболее важных проблем образования, которые серьезно сказываются на качестве общего национального школьного образования;

• определение необходимых качеств личности обучающегося и уровень его достижений в целях успешного продвижения по жизни, получения дальнейшего образования (профессионального, высшего), эффективной трудовой деятельности и гражданской ответственности;

• способы решения всех вышеизложенных задач.

Рассматривая стандартизацию американского образования, отметим, что современные образовательные стандарты страны включают в себя развитие, модернизацию и

корректирование содержания начального школьного образования. Д. Берлинер в своих работах характеризует современные образовательные стандарты страны как «феномен, имеющий негативное влияние на развитие и воспитании нации страны в целом» [6]. Дело в том, что современные стандарты элементарной американской школы (Elementary Common Core State Standards - ECCSS) определяют время, отведенное на изучение основных дисциплин учебного плана: английский язык, литературное чтение, математика и естественнонаучные предметы. Согласно статистическим данным, государственные американские школы в среднем определяют 68% от общего школьного времени на предметы учебного плана, то есть 22 академических часа в неделю, а 32% - на различные школьные мероприятия, время отдыха, перемены.

В частных школах учебный план школы занимает 58% школьного времени, то есть 19 академических часов в неделю, а на иную школьную деятельность обучающихся отводится оставшиеся 42%. Как отмечается данными Центра Грамотности при государственном университете в Луизиане (Cain Center for STEM Literacy at Louisiana State University), половина учебного времени в элементарной школе отводится на изучение языковых и математических дисциплин.

Сложившаяся на данный момент ситуация определена тем, что обновленные образовательные требования включают расширенный список обязательных навыков и компетенций, которыми обучающиеся должны овладеть к концу обучения ключевых стадий элементарной школы (Stage 1, Stage 2). В дополненной версии образовательных стандартов (2012) от младших школьников требуется демонстрация критического мышления, навыков анализа и рассуждения в разделе письма языковой предметной области.

В математической области акценты сменились таким образом, что изучение меньшего количества учебного материала на гораздо более глубоком уровне стало более первостепенным, чем задача краткого и сверхфункционального охвата учебного материала. Согласно докладу Службы Образовательного Тестирования (The Educational Testing Service), основные вычислительные навыки по-прежнему определены в учебной программе элементарной школы по математике, но теперь практическое использование полученных навыков заключается в применении их на примере прикладных задач, то есть на ином, более содержательном и усложненном уровне. Данный подход приводит к организации так называемого «сбалансированного учебного плана», который в равной степени определяет акцент на развитие беглости, глубокого понимания предмета и прикладного решения проблем. В предыдущей версии образовательных стандартов (2009) были определены следующие временные нормы по предметам языковой и математической областей: английский язык - 105 мин, включая литературное чтение - 35 мин, письмо - 35 мин, английский язык - 35 мин; математика - 60 мин ежедневно.

Стандартизация в штатах Америки определяется неоднозначно, что отражается в исследовательских работах таких авторов, как Д. Берлинер, Н. Кобер, Н. Чудовский и другие. Например, Д. Берлинер называет Америку «страной стандартизированного тестирования, как единственного способа оценки качества обучения». По данной причине каждый город, штат, округ страны определяет для себя ряд минимальных навыков и компетенций, необходимых для прохождения данных тестирований и демонстрации

собственной конкурентоспособности на уровне страны и, соответственно, на уровне мирового образования.

Высокая доля стандартизированного тестирования в американском образовании появилась после легализации законодательного акта «Ни одного ребенка за бортом» (No Child Left Behind Act, NCLB 2001), где все обучающиеся государственных элементарных школ 3-8-го классов были тестированы на владение базовыми знаниями по языковой грамотности и математике. Соответственно, перед государственными школами было определено стандартизированное итоговое тестирование, по результатам которого определялся общий уровень успешности обучающихся школы по окончании 3-8-го классов. Введение данного закона носило исключительно социальный характер, то есть ставило задачу уравнения социальных слоев общества, «полагается, что акт NCLB уменьшит разрыв между бедными и богатыми школьниками» и предоставит возможность всем детям страны получить элементарное и основное общее образование [7].

В образовательных стандартах страны подчеркивается, что школы имеют право самостоятельно проектировать учебный план, определять ряд изучаемых дисциплин, их содержание и временной интервал, опираясь на рекомендованное государством примерное содержание образовательных программ по английскому языку (письмо, чтение) и математике [8].

Таким образом, в ходе пятилетней работы и «натаскивания» школьников к итоговому тестированию по программе NCLB, от результатов которого зависело дальнейшее развитие всей школы, многие образовательные учреждения самостоятельно увеличивали временной период на изучение тестируемых дисциплин (английский язык и математика), что было реализовано за счет уменьшения академического времени на остальные учебные предметы.

Как отмечает Д. Берлинер в своем исследовании, в результате наличия высокой доли тестирования, как единственного и единого средства оценки знаний, достижений обучающихся и тем самым определения конкурентоспособности страны в мировом образовании, в 2010 г. 1/3 американских школ не смогли сдать тест на планируемом уровне (100%), а в 2014 г. 1/4 [9, с. 394].

Отметим мировую статистику, где определяется, что страны с высокой долей тестирования опустились в рейтинге школьной успеваемости по результатам 2012 г.

Однако, например, в Финляндии, стране с абсолютно иной идеологией относительно системы оценивания обучающихся, а также системой отчетности, где нет определенных и рекомендованных стандартов и учителя вправе самостоятельно организовывать учебный процесс (план уроков, формы и средства контроля, продолжительность и содержание разделов изучаемых дисциплин), результат начального образования отвечает всем международным требованиям, что показало независимое тестирование по системе ПИЗА, международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся (Programme for International Student Assessment, PISA). Содержание начального и общего образования в Финляндии ориентировано на развитие взаимной поддержки обучающихся, их самостоятельности и творческого потенциала мыслительной активности.

Согласно образовательной политике, в стране нет обязательных стандартизированных тестирований и экзаменов, что минимизирует тренировочную и механическую работу при подготовке обучающихся к итоговому тестированию. Так, например, в

проанализированной нами элементарной школе в Хельсинки (Финляндия) одаренным детям предоставляется возможность реализовать автономное обучение с наставником (ассистентом), который разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут совместно с учителем, в то время как обучающиеся, нуждающиеся в индивидуализации и дифференциации обучения, учатся согласно их способностям и потребностям [10].

Проанализировав учебные планы элементарных школ в различных штатах США, мы составили сводную таблицу, которая отражает временную разницу между преподаваемыми учебными дисциплинами до и после внедрения акта N^6, в том числе и в настоящее время (табл. 1).

Таблица 1

Временная разница между преподаваемыми предметами в элементарной школе

до и после внедрения акта NCLB

Название предмета Общее академическое время до акта NCLB, мин в неделю Общее академическое время после акта NCLB, мин в неделю Среднее увеличение/ уменьшение академического времени в неделю, мин Среднее увеличение/ уменьшение академического времени в неделю, %

Английский язык (письмо, чтение) 378 (6 ч 18 мин) 520 (8 ч 40 мин) 142 +37,6

Математика 264 (4 ч 24 мин) 352 (5 ч 52 мин) 88 +33,3

Предметы общего цикла (история, география) 239 (3 ч 59 мин) 164 (2 ч 44 мин) 75 -31,4

Наука (естествознание) 226 (3 ч 46 мин) 152 (2 ч 32 мин) 74 -32,7

Физическая культура 115 (1 ч 55 мин) 75 (1 ч 15 мин) 40 -34,8

Искусство и музыка 154 (2 ч 34 мин) 100 (1 ч 40 мин) 54 -35

Данная таблица показывает, что увеличение академического времени произошло исключительно у предметов, входящих в систему тестирования и оценивания полученных знаний (языковая и математическая предметные области). Английский язык и математика являются тестируемыми предметами в 3-8-м и 10-м классах во всех штатах США, согласно законодательному акту, в свою очередь, дисциплины естественнонаучного цикла являются тестируемыми не во всех штатах. Одновременно с этим можем отметить очевидное

снижение академического времени, отводящегося на остальные изучаемые предметы в элементарной школе.

В ходе анализа были рассмотрены элементарные школы в 50 школьных округов. Отметим, что приблизительно 80% округов увеличили время в учебном плане на английский язык в среднем на 75 мин в неделю, а остальные округа увеличили время на 150 мин в неделю, что обусловливает ежедневное добавление времени в размере 30 мин. В то время как 63% округов увеличили академическое время на изучение математики в среднем на 75 мин в неделю, а остальные - на 150 мин в неделю. Интересно, что если школа утвердила увеличение академического времени в учебном плане для двух предметов, то обучающиеся имеют возможность получить 300 мин на изучение данных дисциплин в неделю, что составляет приблизительно 6 ч в неделю.

Проанализировав образовательные стандарты элементарных школ некоторых штатов США, например Нью-Йорк, Алабама, Флорида, Нью-Джерси и Миннесота, мы выделили элементы, которые не отражены, не определены и не регламентируются законодательно стандартами, то есть определяются образовательными учреждениями самостоятельно. К данным составляющим относятся:

• Методические рекомендации для преподавателя, формы организации уроков, различные средства контроля и организации внеурочной деятельности. Стандарты отражают минимальный уровень знаний, навыков и компетенций, которыми школьники должны овладеть в течение курса элементарной школы, а пути, способы и инструменты, необходимые для достижения результата, определяет учитель и школа. Кроме того, Стандарты содержат некоторые конкретные формы содержания учебного процесса, включая ссылки на источники литературы, перечень обязательных литературных произведений, тематических ресурсов по естествознанию, науке, граждановедению, истории, географии, искусству, информатике, музыке и физической культуре, а также материалы по мифологии, религии и культуре [11]. Школа и ее педагогический состав самостоятельно определяют и утверждают учебно-методический комплекс, необходимый для каждого учебного года. Как правило, учитель вправе оставить выбор за собой и не придерживаться единого комплекса учебной литературы, а следовать исключительно тематическим разделам и модулям, утвержденным в учебном плане школы, и собирать материал из различных официальных источников, а затем объединять весь тематически обработанный материал в единый комплекс и включать его в ход урока.

Стандарты не могут содержать все материалы, которыми обучающиеся должны овладеть в ходе обучения в элементарной школе, по этой причине образовательные организации (школы) разрабатывают индивидуальный содержательный учебный план, соответствующий требованиям общих образовательных стандартов и отражающий специфику школьного контингента обучающихся, соответствующий их интересам, социальному уровню и мировоззрению.

Стандарты отображают минимальный (пороговый) уровень полученных знаний, навыков и компетенций, необходимых для обучающихся элементарной школы. Цель стандартов определяется формулированием базовых образовательных основ, а не установлением

исчерпывающего списка ограничений сверх минимального уровня владения знаниями и навыками, отображенного в Стандартах и учебных программах. Таким образом, выделим, что стандартизация исключает конкретизацию навыков и компетенций, необходимых для освоения младшими школьниками по учебным дисциплинам языковой, математической и естественнонаучной областей, что характеризуется обобщенностью и доказывает наличие высокой степени автономии у школ вследствие децентрализации образования на территории США.

• Дополнительный уровень учебной нагрузки для обучающихся элементарной школы (предметная ориентация, дополнительные, факультативные занятия для углубленного изучения дисциплин, не входящие в перечень Стандартов).

• Дифференциация и унификация результатов учебной деятельности в зависимости от специфики учебного заведения и/или особенностей конкретных обучающихся (одаренности). В Стандартах отображен унифицированный минимальный уровень готовности всех обучающихся. Например, для обучающихся с ограниченными возможностями при обучении чтению учитель должен использовать шрифт Брайля, технологии чтения с экрана и другие вспомогательные средства обучения, что не предусмотрено американской стандартизацией.

• Внимание к таким вопросам, как социальное, эмоциональное и физическое развитие обучающихся, а также их историческая и техническая грамотность. Стандарты образования определяют итоговые результаты в языковой и математической областях на высоком уровне, что обусловлено установлением дополнительного времени на изучение этих дисциплин.

• Регламентированный перечень учебной литературы для обучающихся по уровням обучения и методической и педагогической литературы для преподавательского состава.

Таким образом, можно сделать вывод, что элементарные школы США самостоятельно определяют предметные разделы, модули, темы, а также их последовательность, временной период и продолжительность изучения, опираясь на рекомендованные предметные программы по английскому языку, математике и дисциплинам естественнонаучного цикла. Например, образовательный школьный округ Рочестер (The Rochester City School District, или RCSD) в Нью-Йорке, который насчитывает около 32 тыс. младших школьников, стал первым округом, который вступил в программу перераспределения академического времени в элементарных школах (the TIME Collaborative programme), так как власти штата определили большое количество образовательных модулей по преподаваемым дисциплинам без учета временного увеличения.

Анита Мерфи, заместитель начальника управления в сфере образования в Нью-Йорке, заявляет, что «дети, приходящие в школу и начинающие свое обучение с первого года, уже начинают отставать по причине того, что школы не предусматривают дополнительное время на адаптацию и усвоение материала, а лишь соблюдая эти правила можно избежать негативного результата и ожидать, что младшие школьники успешно продвинутся в учебе».

Школы, участвующие в данной программе, определяют один час ежедневно для обеспечения индивидуализации обучающихся. Данный час помогает учителям ассимилировать, адаптировать и индивидуализировать определенную тему, раздел или модуль для конкретного контингента обучающихся, отвечая их способностям и интересам, также повышая собственную методическую грамотность и развивая автономность младших школьников.

Как результат, временной период на изучение дисциплин языковой области составляет 120 мин в день, а математической - 80 мин ежедневно. Более того, в школах Рочесте-ра преподаватели имеют 80 мин школьного времени ежедневно для методических целей, которые включают проведение интегрированных занятий с младшими школьниками, оценивание полученных результатов, обмен планами уроков и совместное определение образовательных потребностей обучающихся [12, с. 38].

Рассмотрев образовательные стандарты современного элементарного образования Соединенных Штатов, далее проанализируем и определим ряд схожих и отличительных характеристик с едиными национальными стандартами начального образования Великобритании.

В Соединенном Королевстве начальное образование основывается на образовательных стандартах, где аналогично с американскими определены цели, задачи обучения, минимальный уровень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся, а также критерии и методы оценивания обучающихся на каждом этапе обучения. Стандарты Великобритании являются обязательными для реализации всеми государственными школами страны.

Однако отметим, что образовательные стандарты не являются устоявшимися для всей территории островов, так, например, Шотландия имеет самостоятельный национальный учебный план, предполагаемый для реализации во всех государственных образовательных учреждениях.

Здесь мы рассмотрим содержание школьного образования через единый национальный учебный план Великобритании, утвержденный в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии. Данный план изменяется по набору следующих критериев: по набору предметов, например, в основном в сторону сокращения учебного материала и требований, а также предоставлением автономии для образовательного учреждения.

Процедура разработки стандартов и способы их реализации зависят от организационно-управленческих условий в области образования, характерных для государства. В Великобритании с традиционной децентрализованной образовательной системой попытки разработки общенациональных стандартов школьного образования стали принципиально новым явлением. Содержание общего и начального школьного британского образования основывается на Национальной учебной программе (The National Curriculum), что определяется как образовательный стандарт на территории Великобритании.

Отметим, что Стандарты и образовательные программы для общеобразовательных предметов основываются для четырех ключевых стадий (этапов) образования, которые также называются ключевыми стадиями (Key Stages). Первая стадия включает в себя обучающихся 1-2-го классов, вторая - 3-6-го, третья - 7-10-го, четвертая - 11-12-го классов. Для каждой учебной дисциплины, предметной области и на всех ключевых этапах обучения существует свой содержательный стандарт, который называется Национальной Программой или Национальным Куррикулумом (The National Curriculum), определяющий цели обучения и критерии оценки широкого спектра знаний и умений. Они должны быть освоены обучающимися (attainment targets) в контексте научных знаний в сфере конкретного учебного предмета (например, рисование на уроках искусства), свойственных разным дисциплинам

(например, исследовательские навыки в цикле естественнонаучных знаний, включающие в себя элементы научного познания, естествознания, элементарной географии и истории).

В свою очередь, общие навыки коммуникации, творческого и критического мышления, аналитические и исследовательские умения, совершенствование собственных достижений в ситуации действия структурно относятся к универсальным и существенным навыкам и компетенциям обучающихся, необходимым для эффективного познания и обучения [13].

А. Луни (A. Looney) отмечал, что Национальная программа Великобритании может быть представлена в виде сборника рассказов, которым нынешнее поколение хочет поделиться с будущим и передать ему свой накопленный опыт [14]. Соответственно, для того, чтобы воспитать и образовать достойное будущее поколение в культурном, эстетическом, нравственном и умственном плане, необходимо иметь богатый опыт нынешнего поколения и определять ключевые отрасли наук для полноценного изучения и передачи знаний.

Национальная образовательная программа страны имеет определенную единую структуру и общее содержание. В каждой предметной составляющей, согласно уровню обучения, определена программа предметного обучения, включающая:

1) утвержденный перечень минимального уровня знаний, навыков и компетенций, которыми обучающиеся должны овладеть в течение всего начального обучения;

2) полное содержание предметной составляющей, включающее разделы, модули, темы изучаемой дисциплины;

3) примерный перечень контрольно-измерительных материалов, необходимых для контроля и оценки качества обученности школьников при их подготовке к стандартизированному тестированию.

Так же как и в образовательных стандартах США, стандартизация Великобритании предусматривает возможность гибкого и свободного формирования учебного плана образовательного учреждения. В документе Национальной программы предусмотрены два основополагающих временных сектора: инвариантное время обязательной образовательной программы (mínimum state curriculum time) и вариативного компонента (flexible time).

Первый спектр составляет 60% от общего школьного времени и включает в себя все предметные области (языковая грамотность и литературное чтение, математическая область, естественнонаучная область, религиозная область, физическая область, область искусства, область технологии и дизайна) для освоения младшими школьниками. К данному спектру относится освоение обязательного минимума образовательной программы, а именно изучение определенных тем, разделов, областей и предметов, которые определены Министерством образования Великобритании в Национальной программе государства. Количество времени, отведенного на каждый элемент программы, определяется согласно предметной области, с целью обеспечения адекватного и эффективного изучения материала для достижения предметной цели и задач.

Второй спектр составляет 40% от общего школьного времени и включает в себя время факультативных занятий, школьные и спортивные мероприятия, время отдыха, переклички и перемены, что в свою очередь имеет воспитательную функцию и носит рекомендательный характер со стороны государства.

Несмотря на определение Министерством образования Великобритании временного ограничения на изучение каждого предмета, в 2011 г. Департамент образования

Соединенного Королевства (The Department of Education and Skills (DES), 2010) опубликовал документ, дополняющий Национальную образовательную программу.

Он вступил в силу для всех учреждений общего начального образования на территории государства в январе 2012 г. Данный образовательный акт называется «Языковая и вычислительная грамотность в обучении и жизни» (Literacy and Numeracy for Learning and Life). Его национальная стратегия заключается в повышении грамотности детей и молодежи в период 2011-2020 гг. путем реорганизации и определения привилегированной позиции «основных» предметов (родной язык и математика).

В этом документе требовалось своевременно увеличить время на изучение предметов языковой и математической областей в начальной школе до 8,5 и 4,1, а в младшей школе - до 6,5 и 4,1 часов соответственно. Причиной этому явились неоднозначные результаты стандартизированного тестирования, организованного Национальным Советом по Разработке и Оценке Программы (National Council for Curriculum and Assessment) по родному языку и математике, где более чем 40% государственных начальных школ, принимавших участие в тестировании, справились с работами на среднем уровне по стране, 45% - с результатом выше среднего уровня по стране, а 25% - с результатами ниже среднего [15].

В период апробации данного законодательного дополнения образовательные учреждения определяли наиболее подходящий для себя способ увеличения времени на изучение «основных» предметов языковой и математической областей. В документе предложены несколько следующих вариантов, одним из которых школы должны были воспользоваться:

1. Интеграция двух предметных областей в одну единую образовательную программу для конкретного учреждения, что, в свою очередь, определит изучение элементов всех предметов в каждом из них.

2. Использование время вариативной части учебного плана (факультативные, консультативные занятия).

3. Перераспределение общего времени, отведенного на все остальные предметы, таким образом, чтобы освоение необходимых знаний осуществлялось за меньшее количество часов, а оставшиеся часы включить в программу предметов языковой и математической областей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Перераспределение содержательной стороны предметов естественнонаучной области (истории, географии), что предусматривает изложение основного содержания без вводных разделов в младшей школе, тем самым дает возможность выделить некоторое время на дисциплины родного языка и математики в начальной школе второго этапа (Key Stage 2).

Согласно данным Национального Центра Статистических Исследований (National Foundation for Educational Research), самым используемым и распространенным способом увеличения времени на изучение предметов языковой и математической областей считается вариант интеграции и использования вариантной части учебного плана образовательного учреждения [16].

Далее приведем для примера сравнительно-сопоставительную таблицу школьного времени в неделю в образовательной программе Великобритании, утвержденной в 1999 и 2012 г. (табл. 2).

Таблица 2

Распределение академического времени в образовательной программе Великобритании, утвержденной в 1999 и 2012 гг.

№ Название предметной области Время на освоение в неделю

1999-2011 2012 - настоящее время

1 Языковая область (языковая грамотность и литературное чтение) 4 ч 8 ч 30 мин

2 Иностранный язык

3 Математическая область 3 ч 30 мин 4 ч 10 мин

4 Естественнонаучная область 3 ч 3 ч

5 Религиозная область 2 ч 30 мин 2 ч 30 мин

6 Физическая область 1 ч 1 ч

7 Область искусства 3 ч 3 ч

8 Область технологии и дизайна 30 мин 30 мин

Итого 17 ч 30 мин 22 ч 40 мин

9 Факультативные занятия 4 ч 2 ч

10 Школьные мероприятия 1 ч 40 мин 1 ч 40 мин

11 Перемены 50 мин 50 мин

12 Отдых 2 ч 30 мин 1 час 30 мин

13 Проверка присутствия обучающихся на занятии (перекличка) 50 мин 50 мин

Итого 9 ч 50 мин 6 ч 50 мин

Всего 27 ч 20 мин 29 ч 30 мин

В данной сводной таблице отображены временные рамки, отведенные на освоение предметных областей, согласно предыдущему и обновленному документу Национальной программы с дополнениями (Circular 0056/2011). Также из исходной таблицы видно, что основное увеличение времени приходится на предметы языковой и математической областей без изменения и сокращения времени других дисциплин из программы.

Однако в документе не определены временные ограничения на каждый предмет, то есть школы имеют законное право самостоятельно увеличить время на изучение «основных» предметов, тем самым сократив временные рамки оставшихся учебных предметов до минимума, что негативно сказывается на формировании и развитии младших школьников, которые получают исключительно пороговый уровень знаний по избранным дисциплинам. Например, Р. Александр (R. J. Alexander) отмечает, что в действительности 72% государственных начальных школ Великобритании определяют больше времени на

изучение родного языка и математики за счет времени остальных предметов, например, за счет учебных дисциплин естественнонаучного цикла или искусства. Причиной тому называют значительно превышающую над иными дисциплинами долю стандартизированных тестирований по предметам языковой и математической областей [17, с. 349].

Также из таблицы видны образовательные сферы, на основании которых школы увеличивают академическое время для улучшения качества обучения в предметах родного языка и математики. Отметим, что основное время большинство школ определяют из вариативного компонента, а именно факультативных занятий и времени, отведенного на отдых обучающихся, а также имеют возможность определить дополнительное время из ряда дисциплин в инвариантном спектре. Таким образом, возможность корректировать учебный план школы, согласно способностям и интересам конкретных обучающихся учебного заведения и самого заведения, определяет универсальность и вариативность учебной составляющей содержания образования страны, что имеет единство с американской вариативностью и правомерностью самостоятельного регулирования содержания элементарного школьного образования.

Согласно образовательной программе начальной школы, в Великобритании не существует строгих требований о временной продолжительности каждой из дисциплин. Вследствие чего школа вправе регламентировать количество часов, отведенных на локальном уровне на изучение обучающимися того или иного предмета в рамках образовательной программы начальной школы.

При условии того, что школа имеет некий специализированный образовательный статус, она может увеличить процент времени на изучение ряда доминирующих дисциплин, но не превышая лимит, рекомендованный Министерством образования Соединенного Королевства, который составляет 10% от общего учебного времени [18]. Так, например, религиозные школы или школы при церквях имеют право повысить время на изучение религии народов мира не более чем на 10% за счет сокращения академического времени других дисциплин или интеграции религии в иные предметные области, обосновывая свои действия наличием уникальной спецификации и предметной направленности в содержании.

Бывший главный исследователь английских школ М. Бейкер отмечал, что Национальная образовательная программа государства стала «разрушенной», «сломанной» и вступает в период «тихой» революции, по причине принужденного снижения спектра изучаемых дисциплин на этапе начального образования для своевременного и качественного выполнения стандартизированных тестовых работ по предметам языковой и математической областей [19].

Исследователь констатирует, что внимание правительства ориентировано на формирование языковых и вычислительных навыков обучающихся, тем самым ограничивая предметные программы начальных школ в большом количестве не менее важных дисциплин. Ситуация схожа с современной обстановкой в США, где критики также негативно отзываются о значительной доли тестирования, как единственного и основного средства оценивания младших школьников, что с течением времени превращается в

первостепенную образовательную стратегическую цель государства, достижение которой обеспечивает рейтинговое место в мировом образовании.

Д. Берлинер, преподаватель в государственном университете в штате Аризона, профессор, называет современное количество стандартизированных тестовых материалов необоснованным по причине того, что «появление подобного средства измерения знаний губит творческий потенциал младших школьников, их способность рассуждать, делать умозаключения и выводы, а также искать возможные пути решения поставленных перед ними задач, и автоматизирует обучающихся выполнять исключительно механическую работу и примитивные размышления по выбору правильного ответа или определению узкого спектра научных знаний» [6].

В ходе исследования нами были проанализированы образовательные сайты современных государственных школ Англии, Уэльса и Северной Ирландии, где доля тестовых работ является значительно высокой, и, как результат, далее приведена сводная таблица приблизительного времени, которое школы в среднем тратят на обучение школьников различным предметам в начальной школе, включая еженедельный процент от общего школьного времени (табл. 3).

Таблица 3

Распределение академического времени в начальной школе Великобритании

Изучаемый предмет % от общего времени в неделю Количество минут в неделю Количество минут в день

1. Английский 29 409 82

2. Математика 22 310 62

3. Естествознание (наука) 10 141 28

4. Дизайн и технология 4 56 11

5. Информатика 4 56 11

6. История 4 56 11

7. География 4 56 11

8. Искусство 4 56 11

9. Музыка 4 56 11

10. Физическая культура 6 85 17

11. Религия 5 71 14

Для примера мы рассмотрели и проанализировали учебный план (2016-2017 учебного года) начальной школы в городе Йоркшир, которая называется Килхэм (Kilham CE Primary School). Общее количество академического времени в неделю в данной школе составляет 25 ч 45 мин, которые распределены следующим образом (табл. 4).

Таблица 4

Распределение академического времени в начальной школе Килхэм в Йоркшире

Предмет Количество часов % от общего времени

в неделю в неделю

Английский (English) 8 30,5

Математика (Maths) 5 20

Естествознание (Наука) (Science) 3 12

Информационная технология (IT) 2 8

Физкультура (PE) 2 8

Религия (Religion and Culture) 3 12

Искусство (Art) 2 8

Проектирование и дизайн (Project and Design) 45 мин 1,5

Итого (Total) 25 ч 45 мин 100

Проанализировав сложившуюся ситуацию в Великобритании, можем отметить, что она схожа с американской образовательной политикой по вопросам использования стандартизированного тестирования, снижения общего учебного времени или его замены с целью подготовить обучающихся начальной школы к международным независимым тестовым работам или стандартизированным тестированиям, которые определяют общий уровень об-ученности младших школьников и уровень подготовки преподавательского состава.

Таким образом, рефлексируя вышеизложенное, отметим, что к общим характеристикам образовательных стандартов американского и британского начального обучения относятся следующие факты.

В рассматриваемых странах отсутствует строгое регламентирование образовательных компонентов, что предоставляет возможность образовательным учреждениям использовать вариативный компонент содержания образования в более расширенном варианте (переориентация академического времени, определение факультативных и элективных курсов, секций и консультаций для младших школьников). Тем самым, в зависимости от выбранного подхода преподавания и предметной специфики учебного заведения, начальная школа в рассматриваемых странах может выбрать и включить необходимые дополнительные дисциплины в вариативную часть базисного учебного плана, пропорционально увеличить академическое время на изучение определенных учебных дисциплин, что является компромиссным подходом для оптимального достижения высоких результатов обучающихся и качества обученности младших школьников.

В настоящее время стратегия развития американского и британского школьного образования определяется государственной образовательной политикой. Содержание

начального школьного образования в рассматриваемых странах делится на унифицированные и специфические территориальные особенности, учитывая культурные и исторические традиции города, штата, округа, региона.

Образовательные стандарты предусматривают самостоятельное регламентирование академического времени, концентрацию учебного материала тематической последовательности разделов и модулей по изучаемым учебным дисциплинам.

Правительство США и Великобритании в образовательных стандартах не предусматривают документального и законодательного утверждения перечня учебно-методического комплексов для каждого учебного предмета на определенный этап обучения, что характеризуется диверсификацией учебно-методического содержания для всех учебных заведений, а также для обучающихся одной школы.

К отличительным характеристикам стандартизации США и Великобритании отнесем следующие факты.

Децентрализация образовательной политики американского государства обусловливает значительное многообразие образовательных моделей внешне единой двенадцатилетней школы, различные модели управления и финансирования на территории одного государства, а также отсутствие единых регламентированных требований к конструированию содержания элементарного образования. В свою очередь, централизация, характерная в области школьного образования на территории Великобритании, обеспечивает единую модель управления, финансирования и условия организации содержания начального образования.

В США отсутствует унифицированная общенациональная образовательная программа по учебным предметам, что обусловливает несоответствие единому уровню подготовки обучающихся элементарных школ и затрудняет организацию контроля обученности и учебных достижений младших школьников. Содержание начального образования Великобритании по школьным учебным дисциплинам организовано согласно единой национальной образовательной программе, что делает ее унифицированной, национально ориентированной и контролируемой на локальном, государственном и международном уровнях.

Критерии оценки качества обучения в начальной школе Британии для письменных работ (эссе, решение поставленной задачи (problem solving), тестирование) по всем учебным предметам не регламентируются государственными стандартами страны, а определяются и утверждаются на локальном уровне (администрацией и преподавательским составом) и документально представлены в учебном плане. В свою очередь, в США критерии оценки качества школьного обучения реализуются и контролируются по государственной программе (NCLB Act).

В штатах США предусматривается конструирование содержания начального образования, определение учебного плана школы и утверждение критериев оценивания уровня освоенных знаний и навыков обучающихся младшего школьного возраста согласно международной программе по оценке образовательных достижений обучающихся (Programme for International Student Assessment, PISA) [1, с. 21]. В свою очередь, организация образовательных стандартов Великобритании осуществляется c ориентацией на международный уровень образования в соответствии с требованиями мирового начального образования, но исключительно с опорой на национальные культурные, исторические,

духовно-нравственные ценности, которые являются основополагающими в развитии личности нации Соединенного Королевства.

В заключение отметим, что модернизация стандартизации начального школьного образования является естественным педагогическим и социальным процессом, однако различие заключается в оказывающих влияние временных и иного рода факторах. Ранее традиционно на содержание школьного образования наибольшее влияние имел объективный фактор, который основывался на произошедших научных, технических и индустриальных изменениях, сопровождающихся разработанными новыми для того времени теоретическими идеями и технологическими усовершенствованиями.

В настоящее время превалирует роль субъективного фактора, который связан с государственной политикой, что предполагает формирование единства в мировом образовательном пространстве, путем приведения в соответствие современным мировым стандартам, что подразумевает поддержку и достижение высокого статуса национального школьного образования и науки, повышение конкурентоспособности каждой из стран. В этой связи страны мира имеют тенденцию к достижению сопоставимости и единства национальных учебных планов и программ с зарубежными аналогами, что позволяет избежать изоляции национального школьного образования и его содержания от мирового пространства в сфере образования, а также дает возможность достичь цели преодоления препятствий в отношении мобильности обучающихся.

Таким образом, стандартизация в школьном образовании является определенным инструментом, попадающим в непосредственную зависимость от образовательной политики стран и имеющим прямое влияние на оказываемые процессы интеграции и глобализации. Однако тем самым страна теряет и постепенно уничтожает собственный научно-педагогический потенциал, традиции, ориентиры индивидуальности и специфики, характерные для ее культуры, истории и общества.

Список литературы

1. Мясников В. А., Найденова Н. Н., Тагунова И. А. Стандартизация общего образования в зарубежной педагогике. - М.: ИТИП РАО, 2008. - 144 с.

2. Грэм П. А. Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 288 с.

3. Lawson M., Askell-Williams H. Outcomes-Based Education. Discussion Paper. - AISSA, 2007. - 20p.

4. Common Core State Standards. Texas. - URL: http://www.corestandards.org/ standards-in-your-state/ (дата обращения: 07.02.2017).

5. Common Core State Standards. Tennessee. - URL: https://www.tn.gov/education/ topic/academic-standards (дата обращения: 12.01.2017).

6. Berliner D. C. New analysis of achievement gap: У x У = 1У // Washington Post. - 2010. - URL: http://voices.washingtonpost.com/answer-sheet/guest-bloggers/new-analysis-of-achievement-ga.html (дата обращения: 02.11.2016).

7. Chudowsky N., Chudowsky, V., Kober, N. State test score trends through 2007-2008: Are achievement gaps closing and is achievement rising for all? - Washington DC: Centre

on Education Policy, 2009. - URL: https://eric.ed.gov/?id=ED507909 (цата обращения: 17.05.2017).

8. The Common Cores State Standards. - URL: http://www.corestandards.org (цата обращения: 24.06.2017).

9. Berliner D. Rational responses to high stakes testing: the case of curriculum narrowing and harm that follows // Cambridge Journal of Education. - September 2015. - Vol. 41, No. 3. - P. 287-302.

10. Международная школа в Хельсинки. ISHelsinki. - URL: http://www.ishelsinki.fi (дата обращения: 01.03.2017).

11. Field Work Education. IPC. Improving Learning. - URL: http://www.greatlearning. com/ipc/the-ipc/units-of-work (дата обращения: 10.08.2017).

12. Эбботт Э., Эбботт, Т., Миронова Г. Л. Система образования США: Современное состояние // Образование. Аграрный вестник Урала. - 2013. № 2 (108). - С. 37-39.

13. The National Curriculum of the UK. - URL: http://www.ncaction.org.uk (дата обращения: 08.03.2017).

14. Looney A. Unpublished presentation at The Ark and Children's Right Alliance, Seen and Heard: 21 Years for Children: 21st anniversary conference. - Dublin, 17 Nov. 2016.

15. National Council for Curriculum and Assessment. Primary School Curriculum: Mapping the developments. - Dublin: NCCA, 2010.

16. National Foundation for Educational Research (NFER). Curriculum Structures and Stages in Primary Education: Audit of Policy Across Jurisdictions. Commissioned by the National Council for Curriculum and Assessment. - 2014.

17. Alexander R. J. Children, their world, their education. - London: Routledge, 2010.

18. Национальная Образовательная Программа Великобритании. Начальная школа. - URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_ data/file/425601/PRIMARY_national_curriculum.pdf (дата обращения: 02.08.2017).

19. Baker M. 'Silent erosion' of school curriculum // BBC news. - 2012. - URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/education/2134135.stm (дата обращения: 01.08.2017).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Myasnikov V. A., Naydenova N. N., Tagunova I. A. Standartizatsiya obschego obrazovani-ya v zarubezhnoy pedagogike. Moscow: ITIP RAO, 2008. 144 p.

2. Grem P. A. Amerika za shkolnoy partoy. Kak srednie shkolyi otvechayut menyayuschimsya potrebnostyam natsii. Moscow: Izd. dom Vyisshey shkolyi ekonomiki, 2011. 88 p.

3. Lawson M., Askell-Williams H. Outcomes-Based Education. Discussion Paper. AISSA, 2007. 20 p.

4. Common Core State Standards. Texas. Available at: http://www.corestandards.org/ standards-in-your-state/ (accessed: 07.02.2017).

5. Common Core State Standards. Tennessee. Available at: https://www.tn.gov/educa-tion/topic/academic-standards (accessed: 12.01.2017).

6. Berliner D.C. New analysis of achievement gap: У x У = 1У. Washington Post. 2010. Available at: http://voices.washingtonpost.com/answer-sheet/guest-bloggers/new-analysis-of-achievement-ga.html (accessed: 02.11.2016).

7. Chudowsky N. Chudowsky V., Kober. N. State test score trends through 2007-2008: Are achievement gaps closing and is achievement rising for all? Washington DC: Centre on Education Policy, 2009. Available at: https://eric.ed.gov/?id=ED507909 (accessed: 17.05.2017).

8. The Common Cores State Standards. Available at: http://www.corestandards.org (accessed: 24.06.2017).

9. Berliner D. Rational responses to high stakes testing: the case of curriculum narrowing and harm that follows. Cambridge Journal of Education. September 2015. Vol. 41, No. 3, pp. 287-302.

10. Mezhdunarodnaya shkola v Khelsinki. ISHelsinki. Available at: http://www.ishelsin-ki.fi (accessed: 01.03.2017).

11. Field Work Education. IPC. Improving Learning. Available at: http://www.greatlearn-ing.com/ipc/the-ipc/units-of-work (accessed: 10.08.2017).

12. Ebbott E., Ebbott. T. Mironova G. L. Sistema obrazovaniya SShA: Sovremennoye sos-toyaniye. Obrazovaniye. Agrarnyy vestnik Urala. 2013, No. 2 (108), pp. 37-39.

13. The National Curriculum of the UK. Available at: http://www.ncaction.org.uk (accessed: 08.03.2017).

14. Looney A. Unpublished presentation at The Ark and Children's Right Alliance. Seen and Heard: 21 Years for Children. 21st anniversary conference. Dublin, 17 Nov. 2016.

15. National Council for Curriculum and Assessment. Primary School Curriculum: Map -ping the developments. Dublin: NCCA, 2010.

16. National Foundation for Educational Research (NFER). Curriculum Structures and Stages in Primary Education: Audit of Policy Across Jurisdictions. Commissioned by the National Council for Curriculum and Assessment. 2014.

17. Alexander R. J. Children, their world, their education. London: Routledge, 2010. 580 p.

18. Natsionalnaya Obrazovatelnaya Programma Velikobritanii. Nachalnaya shkola. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_ data/file/425601/PRIMARY_national_curriculum.pdf (accessed: 02.08.2017).

19. Baker M. 'Silent erosion' of school curriculum. BBC news. 2012. Available at: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/education/2134135.stm (accessed: 01.08.2017).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.