Сравнительная оценка возможностей систем компьютерного тестирования TestMaker и UniTest
System
Шахов Ярослав Владиславович Студент группы 4407 института компьютерных технологий и защиты информации Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), ул. К. Маркса, 10, г. Казань, 420111, (987)7219111, [email protected]
Дёмкин Дмитрий Владимирович Студент группы 4407 института компьютерных технологий и защиты информации Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), ул. К. Маркса, 10, г. Казань, 420111, (903)3446563, effectik1@mail. ru
Аннотация
Работа посвящена сравнению возможностей двух систем компьютерного тестирования TestMaker и UniTest System. Данные программы предназначены для составления тестовых заданий и проведения контрольно-оценочных мероприятий для учащихся. TestMaker - это комплекс для создания и проведения электронного тестирования. Удобный интерфейс располагает все необходимое для быстрого создания вопросов на всевозможные темы. UniTest System - программа для создания и проведения тестирования, а также анализ результатов тестирования. В данной работе рассматривается функционал программ, возможности конструирование тестовых заданий, с учетом инструментов, которые представлены в системе. The work is devoted to comparing the capabilities of two computer testing systems TestMaker and UniTest System. These programs are designed to create test tasks and conduct monitoring and evaluation activities for students. TestMaker - is a complex for the creation and conduct of electronic testing. A user-friendly interface has everything you need to quickly create questions on all sorts of topics. UniTest System - a program for creating and conducting testing, as well as analysis of test results. In this paper we consider the functional of programs, the possibility of constructing test tasks, taking into account the tools that are presented in the system.
Ключевые слова
электронный учебный курс, конструирование тестов, система тестирования, система дистанционного обучения, обучающая система, локальные системы, учебный контент, тестовые задания, сравнение, оценка возможностей, компьютерное тестирование
electronic training course, test design, testing system, remote training system, training system, learning system, local systems, learning content, tests, comparison, Computer testing, TestMaker, UniTest System
Введение
В настоящее время во всем мире стремительно развиваются информационные технологии, сфера обучения так же не стоит на месте. Контрольно-оценочная проверка знаний у учащихся является одним из важных элементов процесса обучения. И не секрет, что различные его стороны привлекают внимание специалистов и учителей. В современной системе образование имеется потребность в нововведениях для контроля знаний учащихся в учебном процессе. На какие системы ориентироваться, чтобы сконструировать и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний, который необходим при любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.
Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Один из путей разрешения проблем индивидуального разноуровневого обучения, а также оперативной оценки знаний учащихся — применение индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
Представление возможностей систем TestMaker и UniTest System
TestMaker представляет локальную программу для создания и проведения тестирования учащихся. Она позволяет тестировать целую группу испытуемых, что удобно для учебных заведений, так же можно создавать тесты, которые можно рассылать всем испытуемым. После прохождения теста система генерирует отчет для последующей проверки преподавателем.
UniTest System - это мощный, но простой в использовании продукт для автоматизации всего процесса проведения тестирований. Используя UniTest System, можно создавать ваши тесты за считанные минуты, просто используя текстовый, графический редактор или специализированные программы (например, AutoCAD).
Рис.1. Официальный сайт продукта для автоматизации проведения процесса
тестирований UniTest System
На рис.2 и рис.3 представлены интерфейсы программных комплексов TestMaker и UniTest System.___
Я Il а X
аава «an - к t
= гэ ЗЧЙ ► х ? А
Рис.2. Интерфейс программного комплекса TestMaker
Ц] UniTest System: Editor -Sample Tests — □ X
Файл Редактирование Вид Вопрос Поле Навигация Окно Помощь
l D(FB|B iВ 1 хъа,«*.г1|*|«|в и «МШЮ |! В I *■ ■* lh ml" ! н С
1 : 4 : 770 :|1J3 ; ПХ|^ЗЧЗ|а®|>»| - 1-МЛ»»кЕ»ег4И. -
I v| || |i Hlliii: 1 mo :
1:15 Изменен Полныйдоступ Вопрос
Рис. 3. Интерфейс программного комплекса UniTest System
Функциональные возможности программного комплекса TestMaker:
• Создание тестов с настраиваемым оформлением (выбор шрифта, размер и выравнивание текста, цвет элементов и т.д.);
• Моментальное переключение в режим просмотра создаваемого теста в режиме обучаемого.
• Использование индивидуальных вопросов, для составления теста по типу: "заполните пропуски в тексте"; (Рис. 4.)
Рис. 4. Реализация индивидуальных вопросов в тесте
Функциональные возможности программного комплекса UniTest System:
• Возможность использовать любые OLE объекты в ваших вопросах.
• В каждом вопросе можно задавать сколько угодно правильных и частично правильных ответов. В качестве ответа могут быть как простые ответы, упорядоченные или нет наборы ответов, так и установление соответствия.
• Возможность включать любой из OLE объектов во время тестирования.
• Подтексты дают возможность Вам выделять в тесте разделы и накапливать базу данных вопросов. Например, у вас в тесте 3 логических раздела: легкие, средние и сложные задания. База легких вопросов составляет 200 вопросов, средних - 150 и сложных - 170, а при каждом тестировании из базы легких вопросов произвольно выбираются 15 вопросов, из средних - 10 и из сложных - 5 вопросов; (Рис. 5,6.)
Рис. 5. Настройки разделов тестирования
Рис. 6. Выбор разделов тестирования
• Все, что вы создаете "на лету" шифруется мировым стандартом шифрования, BlowFish 448 бит!
• Вы можете создавать свои собственные профессиональные отчеты или использовать уже готовые отчеты.
Сравнение типов вопросов комплексов TestMaker и UniTest System
1. Выбор одного правильного ответа. • ТеБЖакег
Закрытый однозначный вопрос - это набор различных вариантов ответа, только один из которых является правильным, а остальные неправильные, неточные или неполные. Также есть возможность указать любое число вариантов (сколько
поместится на экран). (рис. 7.)
зз а ача р- х {
Кякла сеть мowe- рчЬотч_ь как угтрг .V-ro ассмщатшнол гямяпа*> С Многослойный пэрцегтрон
С Сети Холсигда
С Элементарный лерцелтрои
С Ol . Ч;ммин ;i
Редактор закрытого однозначного вопроса
Лево |35 И Ширина |425 [%] Заголовок
Верк [20 Высота |31Б |Какад сеть может работа
[Сеть Хопфилдз С Элеме^арный перцетрон Г" СетьХемминга
Многослойный перцетрон Сеть Хопфилаа
Удалить | Добавить | |
Рис. 7. Закрытый однозначный вопрос в TestMaker
• UniTest System
В программе UniTest System закрытый вопрос так же, как и в TestMaker представлен множественным выбором (один ответ) позволяет выбрать один правильный ответ из набора вариантов ответов. Можно указать любое число вариантов (сколько поместится на экран), (рис. 8.)
(" I ИШ^^ГШТИ ■ Ш К ■ Ьг --I ■. , .... -ж ш 1
какая сеть иоиет работать к&к ytTp&itiw вссицмтквчон лачет*
Рис. 8. Закрытый однозначный вопрос в UniTest System
2. Выбор нескольких правильных ответов.
• TestMaker
Закрытый многозначный вопрос отличается от закрытого тем, что количество правильных ответов может быть больше одного (или ни одного). То есть имеется возможность указать несколько вариантов ответа, и любые из них могут быть правильными. (Рис. 9)
Рис. 9. Выбор нескольких правильных ответов в TestMaker
• UniTest System
В программе UniTest System выбор нескольких правильных ответов разделяется на "Неупорядоченный набор" и "Упорядоченный набор". В первым случае, можно выбрать несколько вариантов ответов в любом порядке. Во втором можно выбрать несколько вариантов, но только в том порядке, в котором указал составитель теста. (рис. 10.)
Рис. 10. Выбор нескольких правильных ответов в UniTest System
3. Поиск соответствия.
• TestMaker
Данный тип вопроса состоит из формы с тремя списками. От вас требуется обнаружить соответствие между элементами правого и левого списков. При этом ответ переносится в верхний список. Чтобы удалить правильный ответ из верхнего списка необходимо щёлкнуть по нему двойным щелчком. Каждый элемент любого списка может иметь несколько соответствий из другого или не иметь ни одного. Ответ на вопрос будет считаться правильным в том случае, когда указаны все правильные соответствия и не указаны ложные. Количество вариантов, как в правом, так и в левом списках может быть любым. (Рис. 11.)
И Рвдчгар tHii-ü/JMkbAVfbnen',iÉClHPOBAHHi: .iHAHOV.Lil Фыл Правка Вопрос* Настронк* Помощь
ьчч №Ч»0 г.. к Зга QICi« »-X?
Расставьте соответсвие
Сома лвмораиа 1- "ai .i IRW деопочка яенрома
Вшодны* каналы нейрона
PbWKJLip 1-iAÍHI
Л№Л |Э0 tfcfuu ЩП Рдддомпт,
ibj ЛоОаяяь| Г"
J
flrirunwA iif
1b| Лойдвить] [
Ü
Рис. 11. Поиск соответствия в TestMaker
• UniTest System
Выбрав тип вопроса на соответствие, составителю предполагается введение два столбика в качестве ответов. Необходимо заполнить оба столбца и сопоставить их. Ответ считается верным, если все варианты сопоставлены верно. При составлении тестирования в конструкторе нужно выбрать сначала правильный ответ в первом столбце и сопоставить его с ответом в втором столбце. На панели быстрого доступа будет отображаться какой ответ из первого столбца сопоставлен с ответом из второго столбца. (Рис. 12.1)
При прохождении теста выбранные соответствия отображаются одинаковым цветом. (Рис. 12.2)___
у; i : ...» ж... мм им IM : Llíira>B ¿и « : иг ; «s : * : | .3 , QX "3»;i as • • i " «i 0 - Ы # « • >* • • ✓ В «t * i ■ и к
Расставьте соответствие [Тело нейрона
Сома Тело нейрона
Мембрана Оболочка нейрона
Дендрит Входные каналы нейрона
Аксон выходные каналы нейрона
Рис. 12.1 Поиск соответствия в UniTest System
Щ iß^p« t ÍJ сГО1КЮТИГ i-г ^Г* î.
ОС! 41 вопрос! Mil 1 СвО'МТСТвь 1
Расставьте соответствие
Сома Тело нейрона
Мембрана Оболочка нейрона
Дендрит Входные каналы нейрона
Аксон Выходные каналы нейрона
Ответить
Рис. 12.2 Поиск соответствия в UniTest System
4. Открытый вопрос • TestMaker
В данной системе под "открытым вопросом" подразумевается редактор, вы котором указывается ответ на вопрос, а так же можно указать значение, которое будет выводиться тестируемому при прохождении тестирования. В данной программе применяется функция «Допускать опечатку». При выборе данного поля варианты ответа с орфографическими ошибками будут засчитаны. (Рис. 13.)
I Файл При« Вопросы Настрой*« Помощ»
С»"«'* *> «с* о а
|и □ Н ► X ?
Как называется входной канал нейрона?
?
С1ЦГГ
^CflJOtmb <^!-lSTr'J
_J OTHtlHi |
Рис. 13. Открыты вопрос в TastMaker
• UniTest System
Открытый вопрос в программе UniTest System называется "Прямой ввод" и представляет собой поле для вопроса и поле ответа, необходимо заполнить эти поля с помощью редактора.При прохождении теста будет выводится вопрос и поле для ввода ответа. (Рис. 14.) В данной программе нет функции "Допускать опечатку" варианты ответа с орфографическими ошибками засчитываются как не верные. Так же в данной программе нет возможности задать текст, которым поле будет
й х ^J-J: ¡1 ™ ■
Как называется входной канал нейрона?
Дендрит
Рис. 14. Открыты вопрос в UniTest System
6. Расширенный открытый вопрос.
• TestMaker
Данный тип задания похож на предыдущий. Основным отличием является формирование поля «Ответ» в котором необходимо сформировать грамматическую конструкцию или слово с определенным алгоритмом проверки. Расширенный открытый вопрос отличается тем, что может быть многострочным. В расширенном открытом вопросе не допускаются ошибки. (Рис. 15.)
Рис. 15. Расширенный открытый вопрос в TestMaker
• UniTest System
В данной программе данный тип вопроса называется "Совпадение ключевых слов". Главным отличаем является то, что нет такого алгоритма заполнения ответа, как в TestMaker. Необходимо просто записать всевозможные варианты ответа через запятую. (Рис. 16.) _
ГЁ1 UmTert System; Editor - Г' рHameVDc:»::ор''мфйфы£о^в.|Ла|
Файл Редактцмвате Biu Запрос Qoie нюгашя Оод Оопош*
а\а BTFS oi uf,T5« ''Л й|Х»В в
: ш : soo : 61
. п х ае
Что представлено на картинке:
/ Л
Устройство Нейрона, устройство нейрона,
[g] UniTest System: Editor
гаека формат Таолииа
□ С* Я 1« |М и и е, I« |Н | 1Г В / и | = |8!3 1 ц Ч< \ ¡Е 1= И §<| * А
Устройство Нейрона, устройство нейрона, Устройство нейрона, устройство Нейрона
Рис. 16. Расширенный открытый вопрос в UniTest System
Основные достоинства и недостатки программных комплексов
1. TestMaker - это система локального тестирования. Для мобильности системы TestMaker необходимо сделать копии на какой-либо носитель, либо в
облачное хранилище данных. Система тестирования UniTestSystem также предполагает организацию локального и сетевого тестирования. При прохождении сетевого тестирования результаты передаются по сети, но для этого необходимо указать IP-адрес компьютера и номер порта. Передача результата возможна по типам сетевого соединения DCOM и Socket.
Для демонстрации мобильности системы TestMaker, задействовали облачное хранилище Cloud Mail.Ru (https://cloud.mail.ru/). Поместив в облако копии программы TestMaker, любой пользователь, у которого имеется логин и пароль от аккаунта Cloud Mail.Ru, на котором находятся файлы, может на любом устройстве с системой Windows запустить и использовать систему TestMaker не устанавливая ее. (Рис. 17.)
Упорядочить »
lit Избранное * Имй
Загрузки О MjiI-Ru рекоменду«1
:Н Недавние места ftj l.tst
Я Рабочий стол ftj EDITORINI
¡Cloud Drive (Ma О Results,txt
Q Cloud Msil.Ru $ RJNER.EXE
- Q_ TESf.CNT
^ библиотеки Э TEST.EXE
9 Видео & Test-GID
Документы & TEST.HLP
* Изображения Testl.tst
gj'' Музыка Testl.tst
Eiper.jpg
Компьютер ф Горное O3epo.jpg
Локальный дно б* Долина рски-jpg
iCIo-ud on 'psf (> 1 Is отдыхе-jpg
^ Home on psf' (Y
RUNER.EXE Дата изменения 110317 3:40
^^^ Приложение PoJ»ep: 391 КБ
ДО Открыть
1i
Пэгкл: [ Ooji Mai.fb Имя J В d; Шт Дата изменения
О Mail.Ru рекомендует 12.03Л7 3:49 П
«¿1-trt 12-03Л7 3:40 Ф
О Testl.tst 12.03J7 3:40 Ф
TeH2-tsl 12ЛЗЛ7 Ш Ф
Имп Файле Тип Файпсв:
Шви "J0
Г ^,.(;«!" Г G
ЮТК
J '! ПСК V
Дата ссддания; UjOJ.17
Рис. 17. Запуск системы TestMaker из облачного хранилища Cloud Mail.Ru
2. Для того чтобы приступить к тестированию с помощью программы UniTest System пользователю необходимо указать полную информацию о себе (Ф.И.О, Адрес, Организация, Преподаватель/тренер). В настройках по умолчанию используются вышеперечисленные поля, но их можно удалить и добавить новые поля, что очень удобно для кастомизации. Данные поля позволяют задокументировать данные пользователя в системе. В системе TestMaker данные возможности урезаны. Выводится только поле для Ф.И.О. и номер группы, нет возможности изменить данные поля.
3. UniTest System является условно-бесплатной программой и распространяется по принципу «DemoVersion». Вы можете использовать эту программу с ограниченным функционалом (составление тестирования не более 12 вопросов). Если вы хотите получить полный функционал, то должны приобрести полную версию. TestMaker является свободно распространяемым программным продуктом, который можно загрузить с сервера.
4. Программа UniTest System работает с шестью типами заданий: множественный выбор, неупорядоченный выбор, упорядоченный выбор, соответствие, прямой ввод. Возможности TestMaker в данном случае совпадают, за исключением создания неупорядоченного и упорядоченного выбора.
6. При создании тестов в TestMaker не возникает трудностей даже у начинающего пользователя. Легкий и не принужденный интерфейс, простота использования. У UniTest System более сложный интерфейс, для работы с которым необходимы начальные навыки.
7. Программа UniTest System требует установки на диск, тогда как TestMaker не требует установки. TestMaker занимает небольшой объем памяти на съемных носителях, либо в облачных хранилищах данных. Объем занимаемой памяти программным комплексом TestMaker зависит от наличия графических объектов и количества вопросов (без учета тестов -1,21 Мб). UniTest System занимает чуть больший объем (8,49 Мб).
8. В программе UniTest System можно поместить предисловие и разъяснение. Предисловие будет появляться перед прохождением теста, а разъяснение можно вызвать во время прохождения теста. В программе TestMaker такой возможности нет.
9.В программе UniTest System в процессе тестирования используется криптование, что обеспечивает защищённость данных. Так же можно установить открытие базы вопросов по паролю. (Рис. 18.) В TestMaker не предоставляется такая возможность.
UniTest System: Введите пароль
Рис. 18. Защита доступа системы UniTest System паролем
Заключение
В данной статье рассматривается сравнительная оценка возможностей систем компьютерного тестирования TestMaker и UniTest System. Система TestMaker является наиболее предпочтительной, т.к. обладает удобным и понятным интерфейсом. Так же может исключить случайный выбор правильного ответа. Система UniTest так же удобная и обладает большим количеством возможностей, но она более сложная в использовании и поэтому пользователь может столкнуться с некоторыми проблемами.
Работа выполнена под научным руководством доцента кафедры АСОИУ КНИТУ-КАИ Галеева И.Х.
Литература
1. UniTest System: the proper way to create your own test, quiz or exam. https://sight2k. com/unitest/
2. Тимкин С.Л. Вводный курс в информационно-образовательную среду открытого образования (ИОС ОО): Учебное пособие. - Омск: Издательство ОмГУ, 2005. -136 с.
3. Галеев И.Х., Храмов Д.Л., Светлаков А.П., Колосов О.В. Адаптивное обучение и тестирование. //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Развитие методов и средств компьютерного адаптивного тестирования», 17-18 апреля 2003 г. - С. 33-35.
4. Галеев И.Х. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно) // И.Х. Галеев, В.Г. Иванов, Д.Л. Храмов, О.В. Колосов; Под ред. И.Х. Галеева. - Казань: Казанский государственный технологический университет, 2005. - 126 с.
5. Галеев И.Х., Колосов О.В., Филяев А.И., Сравнительный анализ систем компьютерного контроля знаний // Материалы Международной научно практической конференции «Информационные технологии в многоуровневой системе образования» - 2005. - Казань: ЗАО "Новое знание" - С. 101-105.
6. Галеев И.Х., Иванов В.Г., Аристова Н.В., Урядов В.Г. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и ACT-Тest // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество
(Баиса1юпа1ТесЬпо^&8ос1е1у)" - 2007-Т.10-Ю.-С.336-360.-18БМ 14364522.иИЬ: http://ifets.ieee.org/russian/periodica1/journa1.htm1