СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект) [Текст]/Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1977.-256 с.
2. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. педвузов [Текст]/И.П. Подласый. -М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 1999. -B 2 кн.-576 с.
3. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д. Сто-ляренко [и др.]. -Ростов н/Д: Феникс. 2002. -2-е изд., доп. и перераб.-543 с.
4. Гриценко, В.И. Дистанционное обучение: теория и практика [Текст]/В.И. Гриценко, С.П. Кудрявцева, В.В. Колос [и др.]. -Киев: Наукова Думка, 2004. -375 с.
5. Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанционной форме обучения: Метод. рекомендации преподавателям [Текст]/Под ред. И.А. Цикина.-СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000.-90 с.
6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. педвузов и системы повышения квалиф. педагогических кадров [Текст]/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева [и др.]; Под ред. Е.С. Полат.-М.: Издат. центр «Академия», 2002.-272 с.
7. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст]/Т.И. Шамова.-М.: Педагогика, 1982.-209 с.
8. Смолкин, А.М. Методы активного обучения: Научн.-метод. пособие [Текст]/А.М. Смолкин. -М.: Высш. шк., 1991.-176 с.
9. Щукина, Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/ Г.И. Щукина. -М.: Педагогика, 1971.-358 с.
10. Лернер, И.Я. Проблемное обучение [Текст]/ И.Я. Лернер.-М.: Знание, 1974.-64 с.
11. Никитин, А.Б. Групповая работа в сети (Технологии и программные средства Groupware) [Текст]/ А.Б. Никитин, А.А. Поляков, Н.К. Розова [и др.]; Под ред. проф. И.А.Цикина//Сер. Связь и бизнес.-М.: МЦНТИ, ИТЦ «Мобильные коммуникации», 2002.-248 с.
12. Ветринский, Ю.А. Сетевые интерактивные обучающие материалы. Разработка и применение в учебном процессе: Учебно-метод. пособие [Текст]/Ю.А. Ветринский, А.Б. Никитин, С.Н. Поздняков, В.А. Сороцкий, И.А. Цикин; Под ред. проф. И.А. Цикина.-СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.-52 с.
13. Ветринский, Ю.А. Опыт использования технологии смешанного обучения в практике преподавания технических дисциплин [Текст]/ Ю.А. Ветринский//Научно-технические ведомости СПбГПУ-2009.-№ 5 (86).-Сер. Информатика. Телекоммуникации. Управление.-СПб.: Изд-во Политехн. ун-та.-С. 185-190.
УДК 378.4
Ю.А. Ветринский
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одно из объективных препятствий внедрению методов электронного обучения (e-Leammg) в практику преподавания в общеобразовательных учебных заведениях - отсутствие в школах квалифицированных специалистов в области современных компьютерных технологий, способных грамотно организовать процесс e-Leammg и осуществлять его поддержку с использованием специализированных программных средств. Другое препятствие - недостаточное для эффективной организации e-Leammg количество персональных компьютеров. Так, типовая отечественная школа имеет, как правило, один компьютерный
класс, предназначенный для изучения информатики и недоступный учителям других дисциплин в каждодневное пользование.
Перечисленные проблемы могут быть решены на основе расширения сотрудничества школ с местными вузами. Формами такого сотрудничества могут стать повышение квалификации учителей в области e-Leammg, хостинг школьных учебных сайтов на серверах вузов, а также внедрение в практику преподавания общеобразовательных дисциплин современных вузовских методик, предусматривающих работу учащихся с электронными образовательными ресурсами не-
4
Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании^
посредственно из дома, во внеклассное время [1]. При правильной организации такая форма обучения не только позволит в определенной степени решить проблему нехватки компьютеров в российских школах, но и повысит эффективность учебного процесса, активизировав самостоятельную познавательную деятельность учеников.
Организация e-Learning во внеклассное время предусматривает обеспечение удаленного доступа учащихся к сетевым образовательным ресурсам, управление процессом их изучения и постоянный контроль за достигнутыми результатами. Названные функции могут быть эффективно реализованы только на базе специализированных программных средств, к которым относятся системы управления обучением (Learning Management System - LMS) и программы-конструкторы образовательных web-сайтов [2].
По возможностям управления учебной деятельностью, разнообразию форм тестирования учащихся и способов обработки их результатов профессиональные LMS существенно превосходят такие программы, как «Конструктор образовательных сайтов» (www.edu.of.ru) и «Конструктор школьных сайтов» (www.edusite.ru), позиционируемые в ряде источников в качестве
основных инструментальных средств для организации e-Learning в школах [3]. Наиболее предпочтительным вариантом ЬМБ для внедрения методов е^еагтщ в практику изучения школьных дисциплин является ЬМБ открытого кода Moodle, широко используемая в информационно-образовательных средах отечественных вузов. Достоинствами LMS Moodle, выгодно отличающими ее от других ЬМБ открытого кода, являются полная русификация системы и наличие доступных справочных источников как сетевых, так и от издательств местных вузов [4, 5].
Возможности LMS Moodle позволяют обеспечить планомерное изучение домашнего задания, организовав его в стандартном формате «курса-структуры» (рис. 1). Теоретическая часть учебного материала может представлять собой методические разработки школьных педагогов по вопросам, недостаточно хорошо освещенным в учебниках, ссылки на учебные объекты из федеральных и вузовских хранилищ информационных образовательных ресурсов, а также на сетевые интерактивные модели, развивающие пространственное воображение учащихся и активизирующие их самостоятельную учебную деятельность (рис. 2) [6].
Курс: Геометрия - Windows Internet Explorer 0ВВ1
CS 4ÏÙ4 * l1^ http://ios.cde.spbstu.ru/course/view,php?id=14 N Х 1 lí) Pivim поиск 11-°Н
Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка
X Google 1 1V >'] поиск -1 # - J §t) -»■ Çl ВикиКомментарии ' Проверка правописания т |âa| Перевести - >у ( s^, • ( ) Войти •
Избранное | ^ fê Рекомендуемые с< JO Курс: Геометрия
J Бесплатная почта Hotmail jëj Коллекция веб-фрагме... т
i ' Страница ■»• Безопасность ■»■ Сервис »
Геометрия
ИОСПДО СП6ГТ1У Геометрия
Вы зашли под именем Ветринский Юрий Анатольевич (Выход") —
Люди
Заго,
Элементы курса
Q] Ресурсы ^ Тесты Форумы
ловки тем
H:s:стн:ç^'".:
Поиск по форумам
[ Применить I Расширенный поискб
У правл
@ Оценки р[| отчеты m Исключить из Геометрия Ш О пользователе
Мои курсы
Çi Алгебра
ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ И ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ В ПРСТРАНСТВЕ.
^ Т1.0снозные понятия стереометрии - зопросы теории. ^Т2. Аксиомы стереометрии и некоторые следстзия из них. Вариант 1. ^Т2. Аксиомы стереометрии и некоторые следстзия из них. Вариант 2. Параллельность прямых з пространстве - зопросы теории. Параллельность прямой и плоскости - зопросы теории. ^Т2. Взаимное расположение прямых з пространстзе. Параллельность прямых, прямой и плоскости. Вариант 1.
^Т2. Взаимное расположение прямых з пространстзе. Параллельность прямых, прямой и плоскости. Вариант 2.
^ Т1. Параллельность двух плоскостей - зопросы теории. ^Тг. Параллельность плоскостей. Вариант 1. ^Т2. Параллельность плоскостей. Вариант 2.
Угол между прямыми з пространстзе. Перпендикулярность прямых.
- зопросы теории.
^¡Тг. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная
- зопросы теории.
Новостной форум
Добавить новую тему... (Пока новостей нет)
Наступающие события
Не имеется никаких наступающих событий
Перейти к календарю. .. Нозое событие...
Последние действия
Элементы курса с Понедельник 21 Декабрь 2009,16:38
Полный отчет о последних дейстзиях
Обновление курса:
Тест:
Т1. Угол между прямыми з пространстзе.
Ожидание http : //ios. cde. spbstu. ru/mod/quiz/view. php?id=446... ©Интернет ^100% -
1 ''¿ПУСК S» Статья с 78 школой fè Курс: Геометрия -... EN «ИЗ 17:39 1
Рис. 1. Организация учебного материала в формате «курса-структуры»
4
Рис. 2. Работа с сетевой интерактивной моделью через интерфейс ЬЫ8
Рис. 3. Тестирование в «защищенном окне» через интерфейс ЬЫ8
Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании
Рис. 4. Результаты контроля успеваемости учащихся средствами ЬЫБ
Еще одной формой активизации учебной деятельности являются контрольные тесты, под которые может быть отведено до 90 % содержания электронных образовательных материалов. Тесты могут быть разделены на группы: например, тесты на понимание существа заданного материала, в которых не предполагается проведение вычислений; тесты, включающие решение задач и примеров; тесты, соответствующие вопросам ЕГЭ и т. д. Система Moodle предоставляет широкие возможности по разработке тестовых вопросов и управлению процессом тестирования, одна из задач которого - обеспечение самостоятельности выполнения тестовых заданий. Для этого в системе предусмотрено индивидуальное случайное перемешивание вопросов в задании и вариантов ответов в отдельных вопросах, а также работа учеников в «защищенном окне», исключающем возможность обмена мнениями через Интернет при тестировании (рис. 3).
Простейший вариант организации e-Leammg в общеобразовательной школе может выглядеть следующим образом. На период выполнения домашнего задания учащиеся через интерфейс ЬМБ получают доступ к новому блоку учебных материалов, включающему методические указания, теоретическую часть, тесты для самоконтроля и контрольный тест. Доступ к контрольному тесту производится в заданный промежуток времени, после чего он закрывается, а не успевшие получают неудовлетворительные оценки. Такой подход побуждает учащихся к изучению теоретической части и самоконтролю до начала контрольного тестирования. Тесты для самоконтроля не имеют ограничений по времени и количеству попыток.
По завершению каждой попытки учащиеся имеют возможность ознакомиться со своими оценками. При этом правильные ответы им не показываются, что инициирует обсуждение учебных вопросов среди учащихся с использованием средств LMS -электронной почты, форумов и чата. Коллективная работа приводит к лучшему усвоению учебного материала, степень изучения которого проверяется контрольным тестом. Время прохождения контрольного теста и количество попыток его прохождения ограничено (оптимальным вариантом будут две попытки - на случай возможных сбоев в работе сети). Во избежание коллективного обсуждения учащимися вопросов контрольного теста в промежутке между попытками интервал между ними не должен превышать 30 мин.
Эффективность такого подхода подтверждена в ходе эксперимента по организации e-Leammg, проведенного Центром технологий электронного обучения СПбГПУ совместно с 78-й общеобразовательной школой Санкт-Петербурга в 2009/2010 учебном году. На рис. 4 приведены усредненные результаты тестирования учащихся 10 класса 78-й школы по геометрии за три четверти. Видно, что если в начале первой четверти основная часть учеников получала оценку «удовлетворительно», то в третьей четверти большая часть класса стала получать оценки «хорошо» и «отлично».
Таким образом, даже в условиях недостаточного обеспечения общеобразовательных школ персональными компьютерами и Интернет, возможна организация эффективной работы учащихся с электронными образовательными ресурсами, ведущая к заметному росту успеваемости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветринский, Ю.А. Опыт использования технологии смешанного обучения в практике преподавания технических дисциплин [Текст]/Ю.А. Ветринский// Научно-технические ведомости СПбГПУ-2009.-№ 5 (86) Сер. Информатика. Телекоммуникации. Управление. СПб.-Изд-во Политехн. ун-та.-С. 185-190.
2. Ветринский, Ю.А. Программные средства поддержки учебного процесса в информационно-образовательной среде университета [Текст]/Ю.А. Ветринский, А.Б. Никитин, В.А. Сороцкий, И.А. Ци-кин//Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2008. -№ 3 (60) Сер. Информатика. Телекоммуникации. Управление.-СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. -С. 256-264.
3. Осипова, О.П. Создание школьного сайта на основе свободного программного обеспечения.
[Текст]/О.П. Осипова//Справочник руководителя образовательного учреждения. -2010. -№ 3.
4. Ветринский, Ю.А. Работа с информационными ресурсами в типовой информационно-образовательной среде: Учеб.-метод. пособие [Текст]/ Ю.А. Ветринский, А.Б. Никитин, В.А. Сороцкий, И.А. Цикин; Под ред. И.А. Цикина.-СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2008. -44 с.
5. Белозубов, А.В. Система дистанционного обучения Moodle: Учеб.-метод. пособие [Текст]/А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев.-СПб.: Изд-во ИТМО, 2007.-108 с.
6. Никитин, А.Б. Использование сетевых интерактивных моделей при изучении школьной математики: Учеб.-метод. пособие [Текст]/А.Б. Никитин, И.А. Цикин.-СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. -31 с.