Научная статья на тему 'Использование средств электронного обучения в общеобразовательной школе'

Использование средств электронного обучения в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветринский Юрий Анатольевич

Обобщен опыт использования программной системы управления обучением Moodleв практике преподавания в старших классах общеобразовательной школы. Предложена концепция дистанционного тестирования учащихся во внеклассное время, рассмотрены способы обеспечения самостоятельности выполнения ими тестовых заданий. Показана эффективность предложенного подхода к электронному обучениюI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветринский Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the experience of use of a learning management system Moodle in practice of teaching in the senior classes of the high school is generalized. The concept of remote testing of pupils during out-of-class time is offered, ways to provide the independent performance of the test tasks by them are considered. Efficiency of the offered approach to e-learning is shown

Текст научной работы на тему «Использование средств электронного обучения в общеобразовательной школе»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект) [Текст]/Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1977.-256 с.

2. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. педвузов [Текст]/И.П. Подласый. -М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 1999. -B 2 кн.-576 с.

3. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д. Сто-ляренко [и др.]. -Ростов н/Д: Феникс. 2002. -2-е изд., доп. и перераб.-543 с.

4. Гриценко, В.И. Дистанционное обучение: теория и практика [Текст]/В.И. Гриценко, С.П. Кудрявцева, В.В. Колос [и др.]. -Киев: Наукова Думка, 2004. -375 с.

5. Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанционной форме обучения: Метод. рекомендации преподавателям [Текст]/Под ред. И.А. Цикина.-СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000.-90 с.

6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. педвузов и системы повышения квалиф. педагогических кадров [Текст]/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева [и др.]; Под ред. Е.С. Полат.-М.: Издат. центр «Академия», 2002.-272 с.

7. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст]/Т.И. Шамова.-М.: Педагогика, 1982.-209 с.

8. Смолкин, А.М. Методы активного обучения: Научн.-метод. пособие [Текст]/А.М. Смолкин. -М.: Высш. шк., 1991.-176 с.

9. Щукина, Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/ Г.И. Щукина. -М.: Педагогика, 1971.-358 с.

10. Лернер, И.Я. Проблемное обучение [Текст]/ И.Я. Лернер.-М.: Знание, 1974.-64 с.

11. Никитин, А.Б. Групповая работа в сети (Технологии и программные средства Groupware) [Текст]/ А.Б. Никитин, А.А. Поляков, Н.К. Розова [и др.]; Под ред. проф. И.А.Цикина//Сер. Связь и бизнес.-М.: МЦНТИ, ИТЦ «Мобильные коммуникации», 2002.-248 с.

12. Ветринский, Ю.А. Сетевые интерактивные обучающие материалы. Разработка и применение в учебном процессе: Учебно-метод. пособие [Текст]/Ю.А. Ветринский, А.Б. Никитин, С.Н. Поздняков, В.А. Сороцкий, И.А. Цикин; Под ред. проф. И.А. Цикина.-СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.-52 с.

13. Ветринский, Ю.А. Опыт использования технологии смешанного обучения в практике преподавания технических дисциплин [Текст]/ Ю.А. Ветринский//Научно-технические ведомости СПбГПУ-2009.-№ 5 (86).-Сер. Информатика. Телекоммуникации. Управление.-СПб.: Изд-во Политехн. ун-та.-С. 185-190.

УДК 378.4

Ю.А. Ветринский

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одно из объективных препятствий внедрению методов электронного обучения (e-Leammg) в практику преподавания в общеобразовательных учебных заведениях - отсутствие в школах квалифицированных специалистов в области современных компьютерных технологий, способных грамотно организовать процесс e-Leammg и осуществлять его поддержку с использованием специализированных программных средств. Другое препятствие - недостаточное для эффективной организации e-Leammg количество персональных компьютеров. Так, типовая отечественная школа имеет, как правило, один компьютерный

класс, предназначенный для изучения информатики и недоступный учителям других дисциплин в каждодневное пользование.

Перечисленные проблемы могут быть решены на основе расширения сотрудничества школ с местными вузами. Формами такого сотрудничества могут стать повышение квалификации учителей в области e-Leammg, хостинг школьных учебных сайтов на серверах вузов, а также внедрение в практику преподавания общеобразовательных дисциплин современных вузовских методик, предусматривающих работу учащихся с электронными образовательными ресурсами не-

4

Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании^

посредственно из дома, во внеклассное время [1]. При правильной организации такая форма обучения не только позволит в определенной степени решить проблему нехватки компьютеров в российских школах, но и повысит эффективность учебного процесса, активизировав самостоятельную познавательную деятельность учеников.

Организация e-Learning во внеклассное время предусматривает обеспечение удаленного доступа учащихся к сетевым образовательным ресурсам, управление процессом их изучения и постоянный контроль за достигнутыми результатами. Названные функции могут быть эффективно реализованы только на базе специализированных программных средств, к которым относятся системы управления обучением (Learning Management System - LMS) и программы-конструкторы образовательных web-сайтов [2].

По возможностям управления учебной деятельностью, разнообразию форм тестирования учащихся и способов обработки их результатов профессиональные LMS существенно превосходят такие программы, как «Конструктор образовательных сайтов» (www.edu.of.ru) и «Конструктор школьных сайтов» (www.edusite.ru), позиционируемые в ряде источников в качестве

основных инструментальных средств для организации e-Learning в школах [3]. Наиболее предпочтительным вариантом ЬМБ для внедрения методов е^еагтщ в практику изучения школьных дисциплин является ЬМБ открытого кода Moodle, широко используемая в информационно-образовательных средах отечественных вузов. Достоинствами LMS Moodle, выгодно отличающими ее от других ЬМБ открытого кода, являются полная русификация системы и наличие доступных справочных источников как сетевых, так и от издательств местных вузов [4, 5].

Возможности LMS Moodle позволяют обеспечить планомерное изучение домашнего задания, организовав его в стандартном формате «курса-структуры» (рис. 1). Теоретическая часть учебного материала может представлять собой методические разработки школьных педагогов по вопросам, недостаточно хорошо освещенным в учебниках, ссылки на учебные объекты из федеральных и вузовских хранилищ информационных образовательных ресурсов, а также на сетевые интерактивные модели, развивающие пространственное воображение учащихся и активизирующие их самостоятельную учебную деятельность (рис. 2) [6].

Курс: Геометрия - Windows Internet Explorer 0ВВ1

CS 4ÏÙ4 * l1^ http://ios.cde.spbstu.ru/course/view,php?id=14 N Х 1 lí) Pivim поиск 11-°Н

Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка

X Google 1 1V >'] поиск -1 # - J §t) -»■ Çl ВикиКомментарии ' Проверка правописания т |âa| Перевести - >у ( s^, • ( ) Войти •

Избранное | ^ fê Рекомендуемые с< JO Курс: Геометрия

J Бесплатная почта Hotmail jëj Коллекция веб-фрагме... т

i ' Страница ■»• Безопасность ■»■ Сервис »

Геометрия

ИОСПДО СП6ГТ1У Геометрия

Вы зашли под именем Ветринский Юрий Анатольевич (Выход") —

Люди

Заго,

Элементы курса

Q] Ресурсы ^ Тесты Форумы

ловки тем

H:s:стн:ç^'".:

Поиск по форумам

[ Применить I Расширенный поискб

У правл

@ Оценки р[| отчеты m Исключить из Геометрия Ш О пользователе

Мои курсы

Çi Алгебра

ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ И ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ В ПРСТРАНСТВЕ.

^ Т1.0снозные понятия стереометрии - зопросы теории. ^Т2. Аксиомы стереометрии и некоторые следстзия из них. Вариант 1. ^Т2. Аксиомы стереометрии и некоторые следстзия из них. Вариант 2. Параллельность прямых з пространстве - зопросы теории. Параллельность прямой и плоскости - зопросы теории. ^Т2. Взаимное расположение прямых з пространстзе. Параллельность прямых, прямой и плоскости. Вариант 1.

^Т2. Взаимное расположение прямых з пространстзе. Параллельность прямых, прямой и плоскости. Вариант 2.

^ Т1. Параллельность двух плоскостей - зопросы теории. ^Тг. Параллельность плоскостей. Вариант 1. ^Т2. Параллельность плоскостей. Вариант 2.

Угол между прямыми з пространстзе. Перпендикулярность прямых.

- зопросы теории.

^¡Тг. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная

- зопросы теории.

Новостной форум

Добавить новую тему... (Пока новостей нет)

Наступающие события

Не имеется никаких наступающих событий

Перейти к календарю. .. Нозое событие...

Последние действия

Элементы курса с Понедельник 21 Декабрь 2009,16:38

Полный отчет о последних дейстзиях

Обновление курса:

Тест:

Т1. Угол между прямыми з пространстзе.

Ожидание http : //ios. cde. spbstu. ru/mod/quiz/view. php?id=446... ©Интернет ^100% -

1 ''¿ПУСК S» Статья с 78 школой fè Курс: Геометрия -... EN «ИЗ 17:39 1

Рис. 1. Организация учебного материала в формате «курса-структуры»

4

Рис. 2. Работа с сетевой интерактивной моделью через интерфейс ЬЫ8

Рис. 3. Тестирование в «защищенном окне» через интерфейс ЬЫ8

Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании

Рис. 4. Результаты контроля успеваемости учащихся средствами ЬЫБ

Еще одной формой активизации учебной деятельности являются контрольные тесты, под которые может быть отведено до 90 % содержания электронных образовательных материалов. Тесты могут быть разделены на группы: например, тесты на понимание существа заданного материала, в которых не предполагается проведение вычислений; тесты, включающие решение задач и примеров; тесты, соответствующие вопросам ЕГЭ и т. д. Система Moodle предоставляет широкие возможности по разработке тестовых вопросов и управлению процессом тестирования, одна из задач которого - обеспечение самостоятельности выполнения тестовых заданий. Для этого в системе предусмотрено индивидуальное случайное перемешивание вопросов в задании и вариантов ответов в отдельных вопросах, а также работа учеников в «защищенном окне», исключающем возможность обмена мнениями через Интернет при тестировании (рис. 3).

Простейший вариант организации e-Leammg в общеобразовательной школе может выглядеть следующим образом. На период выполнения домашнего задания учащиеся через интерфейс ЬМБ получают доступ к новому блоку учебных материалов, включающему методические указания, теоретическую часть, тесты для самоконтроля и контрольный тест. Доступ к контрольному тесту производится в заданный промежуток времени, после чего он закрывается, а не успевшие получают неудовлетворительные оценки. Такой подход побуждает учащихся к изучению теоретической части и самоконтролю до начала контрольного тестирования. Тесты для самоконтроля не имеют ограничений по времени и количеству попыток.

По завершению каждой попытки учащиеся имеют возможность ознакомиться со своими оценками. При этом правильные ответы им не показываются, что инициирует обсуждение учебных вопросов среди учащихся с использованием средств LMS -электронной почты, форумов и чата. Коллективная работа приводит к лучшему усвоению учебного материала, степень изучения которого проверяется контрольным тестом. Время прохождения контрольного теста и количество попыток его прохождения ограничено (оптимальным вариантом будут две попытки - на случай возможных сбоев в работе сети). Во избежание коллективного обсуждения учащимися вопросов контрольного теста в промежутке между попытками интервал между ними не должен превышать 30 мин.

Эффективность такого подхода подтверждена в ходе эксперимента по организации e-Leammg, проведенного Центром технологий электронного обучения СПбГПУ совместно с 78-й общеобразовательной школой Санкт-Петербурга в 2009/2010 учебном году. На рис. 4 приведены усредненные результаты тестирования учащихся 10 класса 78-й школы по геометрии за три четверти. Видно, что если в начале первой четверти основная часть учеников получала оценку «удовлетворительно», то в третьей четверти большая часть класса стала получать оценки «хорошо» и «отлично».

Таким образом, даже в условиях недостаточного обеспечения общеобразовательных школ персональными компьютерами и Интернет, возможна организация эффективной работы учащихся с электронными образовательными ресурсами, ведущая к заметному росту успеваемости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ветринский, Ю.А. Опыт использования технологии смешанного обучения в практике преподавания технических дисциплин [Текст]/Ю.А. Ветринский// Научно-технические ведомости СПбГПУ-2009.-№ 5 (86) Сер. Информатика. Телекоммуникации. Управление. СПб.-Изд-во Политехн. ун-та.-С. 185-190.

2. Ветринский, Ю.А. Программные средства поддержки учебного процесса в информационно-образовательной среде университета [Текст]/Ю.А. Ветринский, А.Б. Никитин, В.А. Сороцкий, И.А. Ци-кин//Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2008. -№ 3 (60) Сер. Информатика. Телекоммуникации. Управление.-СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. -С. 256-264.

3. Осипова, О.П. Создание школьного сайта на основе свободного программного обеспечения.

[Текст]/О.П. Осипова//Справочник руководителя образовательного учреждения. -2010. -№ 3.

4. Ветринский, Ю.А. Работа с информационными ресурсами в типовой информационно-образовательной среде: Учеб.-метод. пособие [Текст]/ Ю.А. Ветринский, А.Б. Никитин, В.А. Сороцкий, И.А. Цикин; Под ред. И.А. Цикина.-СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2008. -44 с.

5. Белозубов, А.В. Система дистанционного обучения Moodle: Учеб.-метод. пособие [Текст]/А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев.-СПб.: Изд-во ИТМО, 2007.-108 с.

6. Никитин, А.Б. Использование сетевых интерактивных моделей при изучении школьной математики: Учеб.-метод. пособие [Текст]/А.Б. Никитин, И.А. Цикин.-СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. -31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.