О.Н. МАЧЕХИНА (Москва)
соотношение модернизации и реформ образования в зарубежных странах
(общий обзор)
На примере школ в США, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Бразилии, Индии, Китая, ЮАР проводится сравнение процессов модернизации и реформирования образования. Анализируется понимание терминов «модернизация образования» и «реформа образования» в различных национальных образовательных системах, рассматриваются различные акторы модернизации и реформирования образования.
Ключевые слова: образование, модернизация, реформа, средняя школа, национальная образовательная система.
Вопрос развития национальной средней школы имеет непроходящую важность практически для всех стран в современном мире. Наиболее часто эта проблема решается сегодня путем модернизации и реформирования образования в целом и школы в частности. в различных странах отношение к этим процессам неодинаковое. Оно вытекает как из дифференциации понимания модернизации и реформирования как феноменов вообще, так и зависит, с одной стороны, от традиций развития национальной школы, так и от той социально-экономической ситуации, в которой находится конкретная страна.
При этом необходимо отметить, что протекающие сегодня процессы глобализации, объективно воздействуя на развитие образования в мировом масштабе, применительно к национальным школам разных стран не являются до конца определяющими. очевидно, что в отношении модернизации и развития образования реализуется скорее модель глокализации, объединяющая в себе черты как глобальных, так и локальных процессов. Исходя из этого, можно констатировать, что направление движения по пути прогресса у всех национальных школ одно, но пойдет по нему каждая своим путем.
В таких условиях весьма интересно рассмотреть наиболее яркие примеры модернизации и реформирования образования в ряде стран по всему миру, которые имеют различные образовательные традиции и находятся в
кие науки -
неодинаковом социокультурном и политико-экономическом положении. При этом геополитическая привязка, по нашему мнению, находится на втором плане, т. к. страны, даже входящие в единые континентальные геополитические образования, например Евросоюз, реформируют и модернизируют свою среднюю школу по-разному. Именно такой общий обзор может дать материалы и основания для формулировки выводов относительно общих и особенных тенденций модернизации и реформирования школьного образования в мире в целом в ближайшее время.
Рассматривая вопрос соотношения модернизации и реформ образования, необходимо отметить, что его теоретическим истоком будет собственно соотношение понятий «модернизация» и «реформа» как таковых. Первое понятие вошло в научный и общественный дискурс сравнительно недавно. Оно происходит из английского языка и, по данным английских лингвистов, его употребление началось с 1770 г. Широко использовалось оно, прежде всего, в публицистике и речах политических деятелей [16]. Следует констатировать, что практически с того времени за термином сохраняется именно политическая направленность трактовки во всех ключевых национальных научных школах международного уровня [9; 15]. Надо отметить, что модернизация почти во всех из них понимается как обновление общественной системы или той или иной ее части посредством полной или частичной реконструкции с целью ускорения развития.
В свою очередь, понятие «реформа» вошло в научный дискурс существенно позже и перешло также из политического лексикона. Его первое широкое использование в привычном нам виде отмечено в Англии в 30-х гг. XIX в., когда был принят закон об избирательной реформе 1832 г. Широкое использование этого понятия в публицистическом дискурсе относится к 40-50-м гг. XIX в., а переход его в научный дискурс - к последующему десятилетию [13, р. 315]. По сути, понятие «реформа» связывают сегодня с улучшением или изменением того, что является неправильным, функционирует неудовлетворительно, не дает желаемого эффекта и т. д.
Таким образом, понятия «реформа» и «модернизация» объективно связаны, но не сводимы друг к другу. Исходя из этого, необходимо отметить, что модернизация обязательно включает в себя реформу, а вот реформы
О Мачехина О.Н., 2019
могут производиться вне модернизационной составляющей. Рассмотрим их более подробно в сфере образования на примере зарубежных стран.
Говоря о модернизации образования в США, необходимо отметить, что в полный голос о ней заговорили в 2009 г., когда обязанность по модернизации американской школы была возложена на Министерство образования США (англ. U.S. Education Department). Источником модернизации образования стал принятый в 2009 г. американский закон об оздоровлении американской экономики и реинвестировании, который установил, что средства, полученные от Государственного фонда финансовой стабилизации, в разделе А закона (ARRA) могут быть использованы для модернизации, реконструкции или ремонта школьных помещений общественных и учреждений высших учебных заведений. Эти средства и льготы, устанавливаемые Налоговым законом об оздоровлении американской экономики и реинвестировании 2009 г. (англ. ARRTA), могут быть также направлены на строительство, восстановление или ремонт общественного школьного учреждения или для приобретения земельного участка, на котором такой объект должен быть построен [18].
В свою очередь, образовательная реформа в США на протяжении последних 30 лет является прерогативой властей штатов, находящихся в составе США. Обобщая направления реформы американской средней школы, перечислим их:
1) дальнейшее развитие государственных стандартов образования путем принятия общей основы международных стандартов тестирования в области математики и родного языка, чтобы гарантировать учащимся конкурентоспособность на рынке;
2) совместная деятельность участников системы образования по внедрению наиболее успешных моделей и практик образования в национальное образование США;
3) реализация активных мероприятий для привлечения, подготовки и поддержки учителей и руководителей школ как формы развития и стабилизации человеческого капитала в средней школе;
4) четкий и объективный контроль за функционированием школ с помощью мониторинга в целях поддержки национальной системы школьного образования для обеспечения ее стабильно высокой эффективности с опорой на передовые международные практики;
5) измерение эффективности образования на национальном уровне путем изучения до-
стижений учащихся в международном контексте (конкурсы, олимпиады и пр.), чтобы гарантировать в течение долгого времени, что учащиеся получают конкурентоспособное образование в условиях экономики XXI в. [3, p. 23].
Рассматривая британскую школу, необходимо отметить, что она развивается в условиях борьбы и поисков согласия в рамках национальной политической системы, между двумя парламентскими партиями - консерваторов и либералов. Эти конкурирующие партии, приходя к власти, пытались внедрить свое видение функционирования национальной средней школы, что при условии периодической смены правящей партии в Великобритании вносило в ее функционирование серьезную неустойчивость. Перелом в этой ситуации наступил только в 2010 г., когда в правительстве была образована единая консервативно-либеральная коалиция, выработавшая усредненную модель реформ британской средней школы. Она была изложена в Законе об образовании Великобритании 2011 г. (англ. Education act 2011) [6]. Сегодня собственно реформа британской средней школы протекает в соответствии с ним и на его основах.
созданный на принципах и предложениях, изложенных в докладе («Белой книге», The White book) Министерства образования, подготовленном в ноябре 2010 г., закон преследует следующие цели: повысить важность обучения и авторитет учителей, дисциплинировать учеников и обеспечить их хорошее поведение [21, p. 92]. Закон также предоставляет большую свободу местным органам управления образованием и самим школам в решении практических вопросов осуществления своих функций. Вместе с тем закон меняет подотчетность школ, переводя контрольную систему с целевых и точечных проверок на более широкие, по сути, фронтальные.
В этих условиях вопросы модернизации образования в Великобритании разрабатываются в основном образовательным сообществом, в которое входят педагоги, школьная администрация, родители и иные заинтересованные акторы. Источником концепций модернизации школы выступает критика ее современного положения. одну из последних таких концепций предложил в конце 2014 г. Мартин Стефен - экс-руководитель Школы Св. Павла [24]. Жестко критикуя современную ему систему британских средних общеобразовательных школ, он вместе с тем предлагает и программу ее модернизации. Среди ключевых моментов последней - отказ от традиционной процедуры экзамена школьников 11+ и пере-
педагогические науки
вод национального тестирования на возраст 14 лет; изменение процесса формирования педагогических кадров (отказ от использования в качестве школьных учителей аспирантов, готовящих PhD); формирование больших школ-комплексов, которые должны охватывать районы досягаемости автотранспортом, а не быть в пешеходной досягаемости; оказаться от устарелых идеальных моделей школы (классическая гимназия периода Первой мировой войны) и начать формировать новые идеальные (примерные) модели школ, более отвечающие изменившемуся обществу.
Во Франции модернизация и реформирование средней школы сконцентрированы в руках Министерства национального образования Французской Республики. После вступления в должность министра национального образования 25 августа 2014 г. Наджад Валло-Белкасем практически с 2015 г. начались активные реформы и модернизация французской школы [2]. В этих условиях модернизация средней школы понимается министерством как построение национальной школы, которая бы отвечала требованиям общества и государства, обеспечивала бы процветание учащихся, была бы более справедливой, не оставляя учащихся на обочине «социальной дороги» и которая бы с гордостью и решимостью прививала молодежи ценности Французской Республики.
Для этого, прежде всего, пересматривается национальный бюджет школьного образования, который в 2015 г., после резкого сокращения расходов на образование в 20112014 гг., достиг 65 млрд евро, т. е. возрос практически на 11%. Увеличивается количество рабочих мест для учителей. За 2015 г. было открыто 5 061 новое рабочее место для педагогических работников и 687 мест для обслуживающего персонала в государственных школах. Эти динамичные мероприятия по набору новых кадров и их первоначальная подготовка призваны обеспечить эффективное обучение учащихся. Более того, эти мероприятия должны сделать работу в школе и профессию учителя конкурентно привлекательными на рынке труда, что гарантирует высокое качество кадров [23, p. 3].
В свою очередь, реформа национального образования, проводимая тем же министерством, по сути, предполагает создание образовательной системы и школьной среды, где все учащиеся приобретают ключевые знания и компетенции. При этом упор традиционно делается на французский язык и математику. По мнению министерства, в последнее время национальная школа столкнулась с проблемами
неуспеваемости и деградацией национальной модели образования на протяжении последних 10 лет. Поэтому действующий кабинет сделал выбор в пользу образовательных реформ в «глубину», которые отдают приоритет начальной школе и обучению в раннем возрасте.
Здесь также отражается и мультикуль-турная специфика современной французской школы, где сегодня для половины (а иногда и более) учащихся начальной и средней школы французский язык не является родным языком. В свою очередь, изучение математики традиционно, со времен исследований Ж. Пиаже, во французской школе полагается наиболее эффективным средством развития мышления и логики, равно как и фундаментом для последующего успешного изучения других школьных дисциплин.
Германская средняя школа находится в состоянии интенсивного развития на протяжении последних пятнадцати лет. Толчок к наиболее активным преобразованиям был положен Э. Бульман, в 1998-2005 г. бундесмини-стром образования и научных исследований. Практически сразу же с назначением данного министра в рамках предлагаемой бундеспра-вительством парадигмы преобразований выявилась идентичная американской тенденция развития.
Модернизация концентрирует в себе изменение государственной политики финансирования средней школы, для чего упоминавшаяся Э. Бульман сразу запросила 4 млрд евро дополнительно к выделенному для бундесми-нистерства на 2003 г. бюджету, оптимизацию материально-технического обеспечения процесса функционирования школ (постройка новых и ремонт уже имеющихся зданий и сооружений, обновление оборудования и инвентаря), а также введение системы контроля за расходованием на местах средств, полученных по программе модернизации [11, р. 23].
В свою очередь, реформа образования включила в себя, прежде всего, усилия по созданию национальных стандартов и системы параметров на основе тестов для учащихся в третьем и восьмом классах. Внешне это выглядит идентично американскому подходу, но, в отличие от США, Германия не штрафует школы за недостаточность результатов их работы, а также не публикует результаты тестов школьного уровня. Эксперты утверждают, что вместо этого школьное сообщество смогло сосредоточиться на поддержке школам, мониторинге и помощи учащимся, оказавшимся в наиболее неблагоприятном положении, что позволило существенно повысить эффектив-
ность функционирования школ. Вместе с тем в наши дни немецкий социум испытывает невиданное давление со стороны сотен тысяч беженцев, прибывших в Германию с Ближнего Востока. В этих потоках достаточно много детей и подростков, которым необходимо обеспечить школьное образование. Поэтому, как справедливо констатировала Карли Бервик, аналитик «Атлантического обозрения», в ближайшей перспективе немецкой школе придется интегрировать в свою среду громадное количество новичков, не имеющих знаний немецкого языка, что выводит на передний план развитие преподавания немецкого языка как иностранного [4].
Рассматривая реформы и модернизацию образования в Швеции, необходимо отметить, что их самый поздний акт приходится на 2011 г. В сути этой последней волны модернизации находится вопрос финансирования среднего общего образования, которое шведское правительство стремится поместить в рыночную среду, что планируется достичь за счет введения так называемых школьных ваучеров, которые выдаются учащимся в возрасте 15 лет. После этого они уже сами решают вопрос о том, в какой школе им продолжать обучение. Сторонники этого эксперимента (который, к слову, ведется с 1992-1994 гг.) утверждают, что ваучеры предоставляют учащимся и родителям возможность не только закончить среднюю школу по собственному выбору, но и повысить качество всего образования путем создания большей конкуренции между школами. В свою очередь, критики обращают внимание на то, что эти субсидии отвлекают необходимые ресурсы от государственных школ и редко покрывают полную стоимость частного образования. Тем не менее ваучеризация шведского общего школьного образования продолжает сохраняться [1].
В свою очередь, реформа шведской средней школы только обсуждается гражданским сообществом. Предпосылкой к ней выступает снижение успеваемости шведских учащихся по сравнению с мировым рейтингом стран. У этого есть несколько причин, которые, как считают аналитики, должны стать профилями образовательной реформы. Во-первых, «дисциплинарный климат», который в шведских классах оставляет желать лучшего, когда учителя имеют мало контроля над нарушителями дисциплины. Во-вторых, у Швеции самый высокий процент учащихся, которые опаздывают в школу, среди всех стран-членов ОЭСР. В-третьих, школьники изучают все меньше и меньше учебного материала, чем их сверст-
ники из других стран. В-четвертых, типичный 15-летний школьник в Швеции получает 741 час учебного времени в школе в год, тогда как средний учащийся стран в ОЭСР получает 942 часа. Изменение в 2011 г. национальных учебных программ не смогло решить этих проблем, поэтому их разрешение - это дело будущей реформы [12].
В Норвегии последняя реформа средней школы произошла в середине последнего десятилетия XX в. - в 1994 г. До этого в неизменном состоянии школа существовала с 1976 г., когда произошла предыдущая реформа. При этом необходимо отметить, что в наши дни понятия «реформа» и «модернизация» в образовании норвегия связывает исключительно с высшим образованием, где главным застрельщиком становится Министерство образования и исследований норвегии (норв. Kunnskapsdepartementet).
Если обратиться, тем не менее, к прошедшей около четверти века назад образовательной реформе норвежской средней образовательной школы, по словам нынешнего министра образования и исследований норвегии Торбьерна Ре Исаксона, на современном этапе цель реформ заключается в том, чтобы норвегия имела высококачественные школы, призванные передавать личности и обеспечивать обществу все необходимое для развития позитивных ценностей и постройки благополучного и устойчивого будущего. Идейную основу норвежской системы школьного обучения составляют принципы равенства и стремления адаптировать обучение для каждого в инклюзивной среде. Исходя из этого, все учащиеся должны развивать ключевые навыки, а учителя в процессе образования ставить перед ними проблемы, решение которых будет обеспечивать положительные эмоции, способствующие личностному росту учеников [22].
В этих условиях образовательный процесс в средней школе норвегии по результатам реформы 1994-1996 гг. состоит из двух частей: обязательных предметов и предметов по выбору. Они объединены в следующие компоненты:
а) основной учебный план (математика, норвежский язык (Ьокта1 и пупогек), иностранные языки (английский и шведский) и т. д.);
б) широкий спектр дополнительных курсов по выбору (театр, живопись, лепка, спорт и физическое здоровье, народные танцы и т. п.).
учебные программы делятся на модули, которые дают учащимся возможность выбора на различных этапах их образования. По ре-
зультатам реформы 1990-х гг. кроме знаний и навыков школьное образование должно также прививать ученикам широкий спектр этических ценностей, личностной и социальной компетентности в профессиональном и социальном плане [7, p. 4].
Рассматривая соотношение реформ и модернизации образования в Финляндии, необходимо отметить, что, по словам Ласси Сю-ралла, модернизация финского образования проходила в общем русле модернизации страны в целом, пришедшейся на последнюю четверть XX - первое десятилетие XXI в. [Ibid., p. 17]. По мнению Л. Сюралла, необычно быстрый процесс индустриализации в Финляндии привел к тому, что тесная связь с традиционными сельскохозяйственными ценностями была существенно трансформирована. Вместе с тем финны по-прежнему традиционно проявляют высокое уважение к труду и образованию, что сохранилось и в новых условиях. На сегодняшний день Финляндия имеет хорошо развитую национальную систему школ и вузов и высокий уровень общественного участия в обсуждении и принятии решений по вопросам образования. в основу такой системы положены принципы благосостояния общества и равенства возможностей в области обучения для всех культурных, социальных и региональных групп. В то же время на рубеже XX-XXI вв. была создана комплексная региональная сеть поставщиков образовательных услуг на всех уровнях. Вместе с тем центральная проблема, обуславливающая необходимость активной модернизации и реформирования финской школы, скорее социальная, нежели чем какая-то иная.
Финская молодежь, как отметил Л. Сю-ралла, продолжает проявлять в своем поведении конформистские тенденции, поэтому модернизация образования и длящаяся образовательная реформа ориентируют учащихся на более индивидуализированный образ жизни и активный «поиск (личной) идентичности». В этих условиях в Финляндии реализуется реформа общего среднего образования. Она запущена в августе 2016 г., когда в действие вступила новая национальная учебная программа (National Core Curriculum For Basic Education). В ее рамках изменения в финской школе предполагаются по двум параметрам. Во-первых, требуется децентрализация управления образованием, когда центральное правительство обеспечивает финансирование школ и рамочную национальную образова-
'кие науки -
тельную программу, остальное - в руках местных властей. Во-вторых, Национальная рамочная учебная программа Финляндии представляет собой свободный общий стандарт, который регулирует формирование учебного плана на уровне муниципалитетов и их школ. Он оставляет свободу педагогам в поиске наилучших способов, призванных обеспечить эффективное преподавание и обучение для всех детей и подростков. Таким образом, практика варьируется от школы к школе и часто определяется с учетом местных потребностей и ситуаций [17].
С конца XX в. система образования Бразилии в целом находится в состоянии перманентной модернизации и реформирования. в наши дни в стране принят новый национальный план в области образования, устанавливающий 20 целей, которых страна стремится достичь на протяжении следующего десятилетия. Эти планы весьма амбициозны: они охватывают всю систему образования, начиная от всеобщего доступа к дошкольному образованию с 2016 г. для расширения контингента учащихся вплоть до послевузовского уровня. Генеральным актором этих преобразований выступает федеральное правительство, обеспокоенное низкими оценками бразильской школы по тестам PISA и большими проблемами доступа к качественному образованию с точки зрения географии проживания, расы и дохода.
собственно модернизация бразильской школы началась в 1998 г., когда центральное правительство серьезно изменило модель финансирования образования для выравнивания расходов на одного учащегося, что быстро принесло свои положительные результаты. в 2005 г. модель финансирования была изменена далее: уже преследовалась цель не тратить средства поровну, а тратить их более эффективно, для чего была введена в действие национальная система мониторинга и гласности в расходах на образование в каждом штате, муниципалитете и школе по всей стране [10].
останавливаясь на реформе образования в Бразилии, необходимо отметить, что в ее сути сегодня инновационность образования на всех уровнях, которая призвана обеспечить устойчивый прогресс на национальном уровне в области доступа к образованию, достижений учащихся и эффективности обучения, что обобщенно можно выразить лозунгом «Эффективное образование для всех!». При этом реформа образования непосредственно свя-
зывается с модернизацией системы расходования денежных средств за счет тщательного отслеживания использования ассигнований и достижения результатов, которые заложены в программах и стратегиях, в пересчете на единицу затрат.
рассматривая модернизацию и реформирование среднего общего образования в современной Индии, необходимо отметить, что его последний на сегодняшний день этап начался в 2010 г., когда был принят Закон о праве на образование (англ. Right to Education Act), который предусматривает бесплатное обязательное образование для всех индийских детей в возрасте от 6 до 14 лет и предполагает свободный выбор школы. С принятием этого закона около 30 млн детей из бедных семей будут в конечном итоге получать государственные ваучеры, которые они могли бы потратить на обучение в частной школе. Принятие этого закона встретили с одобрением практически по всему миру. В частности, Wall Street Journal сравнил введение ваучеров в индийской школьной системе с революцией 1947 г., когда Индия получила независимость, а ее народ - право на самоопределение. Индийский журнал «Мир образования» написал, что правительство «запустило один из самых смелых проектов образования в мире». Представитель Института Катона в официальном блоге заявил, что эта схема при полнопрофильной реализации претендует на то, чтобы стать «самой большой системой выбора программы школьного обучения во всем мире» [19].
Такие мощные преобразования в области государственной образовательной политики в индийской школе повлекли серьезные реформы в организации и осуществлении учебного процесса. В соответствии с ними в течение трех лет все школы должны выделить и оборудовать минимальную площадь для детской площадки, поддерживать предписанные отношения «учитель - ученик», принимать на работу дипломированных учителей и платить зарплату, эквивалентную установленной учительским профсоюзом учителей. Все школы вне зависимости от формы собственности (частные, государственные и муниципальные) будут обязаны использовать предписанный правительством учебный план и одобренные правительством тесты [Ibid.].
В кнр о широком реформировании образования было объявлено также в 2010 г. Раскрывая содержание запланированных преобразований, Ван Динхуа (заместитель предсе-
дателя департамента основного образования министерства образования кнР) охарактеризовал их фразой Дэн Сяопина: «Образование должно встать перед модернизацией, миром и будущим». Раскрывая их далее, он, в частности, сказал следующее: «Мы [Китай] должны перейти от нации с большими человеческими ресурсами к нации с сильными человеческими ресурсами». Поэтому применительно к Китаю следует констатировать смыкание понимания модернизации и реформирования образования. Их стратегия включает модель из четырех частей: планы по расширению дошкольного и обязательного образования; обеспечение большей справедливости в отношении доступа к хорошему образованию; повышение качества образования и более качественные данные о состоянии образования и меры их оценки [5].
Одной из ключевых задач министерства в этих условиях является обеспечение того, чтобы городские и сельские школы получали необходимые им ресурсы, чтобы обеспечить наилучшее качество образования для всех учащихся. Для этого образование будет строиться по пятилетним планам, так что даже учащиеся из национальных меньшинств, проживающие в самых отдаленных районах, будут иметь те же возможности для получения образования, что и их сверстники в самых процветающих городах.
Другой основной особенностью стратегии реформ выступает обновление учебных программ для удовлетворения реальных потребностей. Так, в преподавании математики будет сделан акцент на скорость реакции в решении поставленной задачи за счет отхода от необходимости запоминать сложные и редко используемые формулы. Учебная программа будет способствовать поиску и реализации нескольких путей решения проблем, а также более глубокому пониманию концепций, касающихся, например, освоения космоса. В других точных науках демонстрации, наблюдения и расчеты будут заменены учебными экспериментами в реальных приложениях, в том числе с акцентом на поиск новых источников энергии, поддержание здоровья и охрану окружающей среды.
Особую важность реформы и модернизация образования имеют в развивающихся странах, особенно находящихся в сложном социокультурном и экономическом положении. Ярким примером здесь может служить ЮжноАфриканская Республика (ЮАР). Фронталь-
ную модернизацию образования она прошла после отмены апартеида и уравнивания в правах черного и белого населения в 1992-1994 гг. Однако на протяжении прошедших 12 лет проблема доступа детей и подростков из небелых семей к качественному образованию в ЮАР продолжает сохраняться. Школьная система по-прежнему основана на привязке адреса проживания ученика к той или иной школе, и поэтому посещать какую-либо другую школу ребенок не имеет права. В связи с этим представители гражданского сообщества ЮАр все более и более громко требуют разработки моделей организации школьного обучения, альтернативных существующей и в первую очередь так называемой общей открытой школы (афр. totale oop skool), которая должна быть доступной для детей из бедных общин, заслуживающих доступа к гарантировано качественному образованию. Какова конечная цель этой работы? Она, по словам Джона Гилмора, члена совета коалиции экстраординарных школ Южной Африки, проявляется в том, чтобы обеспечить всем детям качественное образование, которое гарантирует им доступ в университет [8].
В решении этой проблемы нет простых путей. Одним или двумя законами или указами, как пишет Дж. Гилмор, ее не решить. Потребуются длительная работа и взаимодействие всех общественных сил из разных секторов. В стране появляются так называемые социальные предприниматели, которые ориентируют свой бизнес на поддержку и обеспечение эффективности деятельности школ. Поэтому, по его же словам, пришло время для всех, кто заинтересован в содержательной реформе южноафриканской школы, объединиться и начать работу.
Подводя итог проведенному обзору, следует констатировать, что понимание терминов модернизация образования и реформа образования в ключевых западных странах, а также в Индии, Китае и ЮАР сильно различается. В большинстве рассмотренных национальных образовательных систем модернизацию образования связывают с изменением государственной политики в сфере образования, в данном случае средней общеобразовательной школы. Это изменение в большинстве случаев касается ассигнований на материально-техническое перевооружение образовательного процесса (внедрение информационных технологий и т. п.), перестройки подчиненности и параметров финансирования средних школ и,
'кие науки -
как следствие, обновления национальной средней общеобразовательной школы для повышения степени ее соответствия окружающей социально-политической ситуации. В свою очередь, понятие «реформа образования» связывается с его внутренними изменениями, куда относятся изменение содержание образования (предметы), преобразование дидактики, средств и параметров оценки успеваемости учащихся и т. п.
В этих условиях существенно различаются и акторы модернизации образования и его реформ. Акторами модернизации чаще всего выступают государственные и муниципальные органы власти, тогда как инициаторами и реализаторами образовательных реформ могут стать существенно большее количество социальных субъектов, среди которых негосударственные и неправительственные институты гражданского общества, активные группы педагогов, а нередко и лоббисты.
Поэтому, несмотря на единство парадигмы соотношения модернизации / реформы образования, в разных странах эти процессы имеют различное фактическое наполнение, что также обусловлено различиями в образовательных традициях и социально-экономическом положении страны, которое ставит перед политическим руководством, социумом и национальным профессионально-педагогическим сообществом вопросы, приводящие к необходимости разработки и реализации проектов модернизации и реформирования образования и национальной школы.
Список литературы
1. A good choice? Modernisation of school education in Sweden // The Economist, Oct. 6th 2014.
2. Anne Penketh Najat Vallaud-Belkacem Newly named French education minister // The Guardian, Wednesday, 27 August 2014.
3. Benchmarking for success: Ensuring U.S. students receive a world-class education. Washington, DC, National Governors' Association, 2008.
4. Berwick C. The Great German School Turnaround. The Atlantic revue, Nov. 3 2015 [Electronic resource]. URL: http://www.theatlantic.com/education/ archive/2015/11/413806/ (дата обращения: 18.05.2019).
5. China's 2020 Education Reform Strategy [Electronic resource]. URL: http://asiasociety.org/global-cities-education-network/chinas-2020-education-reform-strategy (дата обращения: 18.05.2019).
6. Education Act 2011. London, Her Majesty's Stationery Office, 2012.
7. Educational Reforms in Norway 1994-1998: The scope and perspectives of the field. Oslo, College of Teacher Education, 1998.
S. Gilmour John South African education reform demands South African solutions. M & S Dell foundation blog [Electronic resource]. URL: https://www.ms df.org/blog/2013/03/ (дата обращения: 1S.06.2019).
9. Goetze D. Modernisierung // Dieter Nohlen (Hrsg.): Lexikon der Politik, Bd. 4: Die östlichen und die südlichen Länder. Directmedia, Berlin, 2004. S. 3S0.
10. Has Brazil Taken the Right Approach to Education Reforms? By Emily Gustafsson-Wright and Barbara Bruns, Broockings, July 23, 2014.
11. Hillenbrand Christoph Energie für Modernisierung von Schulen, Kindertagesstätten und Verwaltungsgebäuden. München, 2012.
12. Improving Schools in Sweden: An Perspective // OECD, 2015. P. 55-5S.
13. Innes Joanna Reform in English Public Life: the fortunes of a word. Cambridge University Press, 2003.
14. Modernisation des services publics et management social en France et en Allemagne. Sous la direction de Leo KIBLER, Rene LASSERRE et MarieHelene PAUTRAT. CIRAC, 2007.
15. Modernization [Electronic resource] // Encyclopedia Britannica. URL: http://global.britannica.com/ topic/modernization (дата обращения: 26.05.2019).
16. Modernization [Electronic resource] // Merri-am-Webster. URL: http://www.merriam-webster.com/ dictionary/modernization (дата обращения: 26.05.2019).
17. Sahlberg P. Finland's school reforms won't scrap subjects altogether // The Conversation, 25 March, 2015.
1S. School Modernization [Electronic resource]. URL: http://www2. ed. gov/policy/gen/leg/recovery/moder nization/index.html (дата обращения: 24.05.2019).
19. Shikha D. The country's new voucher provisions won't increase choice [Electronic resource] // India's Mangled SchoolReforms Journal, Summer 2011. URL: http://www.city-journal.org/html/india-13 40S.html (дата обращения: 1S.05.2019).
20. Siurala Lasse Modernization, youth and educational policy issues: a Finnish perspective // Journal of Education Policy. 2006. Vol. S. Is. 1. P. 17.
21. The Importance of Teaching Presented to Parliament by the Secretary of State for Education by Command of Her Majesty, November 2010. London, Her Majesty's Stationery Office, 2010.
22. Torbj0rn R0e Isaksen Skole og videregâende opplœring [Electronic resource]. URL: https://www. regjeringen.no/no/tema/utdanning/grunnopplaring/id1 40S/ (дата обращения: 16.05.2019).
23. Vallaud-Belkacem Najat Année scolaire 2015-2016. Paris, Ministère de l'Education Nationale, 2015.
24. We don't need education reform - we need a whole new system. By Martin Stephen, former High Master, St Paul's School // Telegraph, 11 Dec. 2014.
© Кекеева З.О., Саид Редван Радман Мохаммед, 2019
Correlation of modernization and education reform in foreign countries: general review
The article compares the processes of modernization and educational reformation by examining schools in the USA, Great Britain, France, Germany, Sweden, Norway, Finland, Brazil, India, China, and South Africa. The understanding of the terms "modernization of education" and "reform of education" in various national educational systems is analyzed. Various participants of modernization and education reform are considered.
Key words: education, modernization, reform, high school, national educational system.
(Статья поступила в редакцию 09.06.2019)
З.О. КЕКЕЕВА,
САИД РЕДВАН РАДМАН МОХАММЕД (Элиста)
актуальные проблемы развития системы образования йемена в мировом культурно-образовательном пространстве
Рассматриваются актуальные проблемы развития современного образования Йеменской Республики в мировом образовательном пространстве. На основе анализа обобщена и систематизирована работа по ликвидации неграмотности среди детей. Дается структурное представление о системе школьного образования, университетского образования в Йемене. Проанализированы современное состояние и проблемы подготовки педагогических кадров в Йемене.
Ключевые слова: образование, учитель, неграмотность, дети, обучение, воспитание, культура, традиции.
В современном мире происходит активный процесс развития информационных технологий, что оказывает существенное влияние на опережающее развитие образовательной системы в обществе. Проблема развития систе-