Научная статья на тему 'Модель содержания профессиональной деятельности учителя географии на основе компетентностного подхода'

Модель содержания профессиональной деятельности учителя географии на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / COMPETENCIES / STRUCTURAL MODEL / MODERNIZATION OF THE RUSSIAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмина Наталья Сергеевна, Щербакова Татьяна Константиновна

В статье рассматриваются показатели профессионально-педагогической компетенции учителя, работающего в условиях модернизации и реформирования системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерёмина Наталья Сергеевна, Щербакова Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional-pedagogical competence indices of a teacher working in the conditions of modernization and reform of the educational system are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Модель содержания профессиональной деятельности учителя географии на основе компетентностного подхода»

Педагогические н ну ки

МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Н. С. Еремина, Т. К. Щербакова

MODEL OF GEOGRAPHY TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY CONTENT BASED ON COMPETENCE APPROACH

Eremina N. S., Scherbakova T. K.

The professional-pedagogical competence indices of a teacher working in the conditions of modernization and reform of the educational system are considered in the article.

Key words: the competence approach, competence, competencies, structural model, modernization of the Russian education.

В статье рассматриваются показатели профессионально-педагогической компетенции учителя, работающего в условиях модернизации и реформирования системы образования.

Нлючевы/е слова: компетентностны!й подход, компетентность, компетенции, структурная модель, модернизация российского образования.

УДК 373.5

Образование рассматривается во всем мире как процесс, сопровождающий человека на протяжении всей жизни и обеспечивающий каждому реализацию в профессиональной, личной и социокультурной сферах. В новой концепции высшего образования России акцент в подготовке специалистов педагогического образования переносится с узкопрофессионального к компетентност-ному подходу.

В числе инструментов, во многом определяющих успехи учебных заведений в решении вопросов модернизации образования, выделяются государственные образовательные стандарты. Следует сказать, что альтернативой доминирующей в стандартах нового поколения предметно-знаниевой модели специалиста является компетентностный подход, который в последнее время завоевывает все большее число сторонников.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результата образования. Цель образования соотносится с формированием ключевых компетенций, что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (5).

т

Еремина Н. С., Щербакова Т. К.

Модель содержания профессиональной деятельности учителя географии на основе.

Формируемый на этой основе компе-тентностный подход к образованию рассматривается в контексте Болонского процесса и ориентирован на результат образования, выраженный в форме компетенций, что позволяет обеспечить общесистемный сдвиг системы педагогического образования в сторону запросов современного общества и экономики:

Для компетентностного подхода в качестве смыслообразующих категорий выступают «компетенция» и «компетентность» в разном соотношении друг с другом. Как свидетельствует анализ литературы, исследователи либо применяют только термин компетенция, считая, что термин «компетентность» используется в тех же значениях, либо разделяют эти понятия, придавая каждому из них разные смыслы.

Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально -технологические составляющие, но и моти-вационную, эстетическую, социальную и поведенческую». Такая трактовка представлена в исследованиях А. В. Хуторского; Ю. В. Фролова, Д. А. Махотина, Ю. Г. Тату-ра и др.

Если в этом контексте представить состав компетентности, то, очевидно, он будет включать такие компоненты, как: а) готовность к проявлению компетентности (т. е. мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизация субъектных сил; б) владение знанием содержания компетентности (т. е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т. е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно- смысловой аспект, выступающий и как мотиваци-онный); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Вторая позиция относится к толкованию понятий «профессиональная», «социальная и ключевая» компетентность. Согласно этой позиции:

— все компетентности социальны так как они вырабатываются, формируются в

социуме; они социальны по своему содержанию; они и проявляются и функционируют в этом социуме;

— ключевые компетентности - это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Наибольшая степень общности и адаптивности формируемых компетентно-стей представлены единой социально-профессиональной компетентностью как целостным результатом профессионального образования;

— профессиональные и учебные компетентности формируются и проявляются в этих видах деятельности человека, т. е. в профессиональной и учебной; учебная может рассматриваться как «образовательная»;

— социальные (в узком смысле) компетентности характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми, с самим собой;

— все, в том числе социальные компетентности, имеют компетентностный состав;

— социальные компетентности имеют возрастную динамику и возрастную специфику (1, 2, 9).

Компетентность прежде всего связывается с определенной областью деятельности. Когда, к примеру, говорят о профессионале, возникает представление о работнике, который делает свое дело компетентно. Таким образом, «профессионал - это специалист на своем месте, стимулирующий интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий роль своей профессии в обществе» (6).

Сами по себе понятия «компетенции» и «компетентность» - системные и многокомпонентные, уже широко используются в разных видах деятельности человека для обозначения ее высокого качества. Такой же смысл этим понятиям придают и в педагогической деятельности специалистов (учителей).

Таким образом, изучение практики использования понятий «компетенция» и «компетентность» свидетельствует, что они значительно шире понятий «знания», «умения», «навыки», так как охватывают еще и

такие свойства личности, как направленность (мотивация, ценностные ориентации и т. п.); способность преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы; проницательность, гибкость мышления; характер (самостоятельность, целеустремленность, волевые качества).

В целом компетентностный подход продолжает в современной педагогике линию личностно-ориентированного и деятельно-стного образования.

В определении структуры профессиональной педагогической компетентности позиции ученых также расходятся. Так, А. К. Маркова выделяет специальную, социальную, личностную, индивидуальную компетенции учителя. В. А. Сластенин в структуру профессиональной компетентности педагога вводит педагогические умения, объединяя их в четыре группы и т. д. (6, 4).

Термин "профессиональная компетентность" начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.) (4).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Когда говорят о педагогической компетентности учителя, имеют в виду его про-

фессиональную компетентность, под которой понимают:

— единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности, его профессионализм (В. А. Сластенин);

— гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения (Л. М. Митина);

— знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н. Ф. Талызина, Р. К. Шакуров);

— характеристику личности педагога с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе, составляющими которой являются преподавательская деятельность, педагогическое общение, личность преподавателя, обучен-ность учащегося и его воспитанность. (И. А. Колесникова, А. К. Маркова, А. И. Панарин, Н. В. Тамарина);

— готовность к выполнению профессиональной деятельности, которой человек овладевает в профессиональном учебном заведении и развивает в процессе профессиональной деятельности (С. Н. Рягин);

— интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (А. П. Тряпи-цына);

— интегральную личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями (И. А. Колесникова) (1, 2, 3, 7, 8).

Сегодня содержание труда учителя представляет собой совокупность разнообразных видов деятельности: обучающей, воспитывающей, организационной, самообразовательной, коммуникативной, компе-

Еремина Н. С., Щербакова Т. К.

Модель содержания профессиональной деятельности учителя географии на основе...

тентностной, рефлексивной и других, которые и определяют разнообразные области профессиональной деятельности.

Изначально можно констатировать, что профессиональная деятельность учителя современной школы очень многофункциональна, нестандартна, требует постоянного творческого подхода в вариативности к ее реализации.

Нам видится, что для успешного функционирования деятельности учителя необходимо овладение как минимум тремя группами компетенций: ключевыми, базовыми (методическими) и специальными (предметными):

1) ключевые компетенции в области профессиональной (педагогической) компетентности;

2) методические компетенции в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;

3) специальные компетенции в области преподаваемой дисциплины.

В связи с этим представляется возможным сформировать функциональную компе-тентностную модель содержания профессиональной деятельности учителя, и учителя географии, в частности.

В качестве модели можно представить схему, которая в специфической форме изобразила строение объекта.

На схеме 1 представлен фрагмент ком-петентностной модели содержания профессиональной деятельности учителя.

Ключевые компетенции характеризуют деятельность любого учителя, независимо от преподаваемого предмета. Так, любому учителю важно формировать знания, проектировать достижение педагогических целей и контролировать учебные результаты.

Структурная модель содержан учителя географии на оснс ия профессиональной деятельности >ве компетентностного подхода

г ^^

Ключевые Базовые Специальные (профессиональные) (методические) (географические)

он т с

он н е Я

е ещ

б

О

о К

ы н н о

и ц

а

м р

о ф

н И

еа мв

ио рд

ё ч

ск

тк

а р

с

а

зи т а м е т

си

о

е

ын н о

и ц

а р

г

ет н И

е ы н ь л а

тн е

ф

а р

г о т

ра аК

г о л о н х е

т -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

И

1-4

с е

е в

о

д

о

ри р

с

Схема 1. Компетентностная модель профессиональной деятельности учителя географии (фрагмент)

Важно также искать информацию, демонстрировать теоретические и практические знания, пользоваться наглядно-графическими средствами (сегодня - ресурсы Интернет, цифровые образовательные ресурсы). Необходимо сотрудничать, сопереживать и лидировать во взаимоотношениях с учащимися. Все это - ключи к успешному преподаванию и воспитанию.

Методические компетенции учителя географии более специфичны. Нужно осуществлять коммуникативную деятельность, применять учебные технологии с оборудованием и без него, тестировать учащихся. Требуется грамотно применять имеющиеся учебно-методические пособия, разрабатывать недостающие материалы и рецензировать разработки коллег. Актуально способствовать успеху учащихся, оптимизировать взаимоотношения между ними и создавать условия для развития каждого способствовать индивидуальному развитию.

Специальные компетенции учителя географии нужны для работы по формированию географических знаний у школьников,

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенский В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. — 2003. — № 4. — С. 21—31.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — №5. — С. 34-42.

3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. — 111 с.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.) // Народное образование. — 2002. — № 4.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 308 с.

что требует владения программой, географическими знаниями (не только в области географического образования, но и области географической науки), активно налаживать межпредметные связи. Специальные компетенции учителя могут в отдельных случаях включать участие в авторских коллективах, для чего нужно создавать материалы, редактировать их и пилотировать на экспериментальных площадках. Специальные компетенции проявляются нередко во внеурочной деятельности в форме «креатива», организации внеклассной работы по предмету и стимулирования учащихся.

На первом этапе разработки было определено, что комепетенстностная модель характеризуется рядом качеств: компонентным составом, структурностью, наличием системообразующего фактора, целостностью, иерархичностью, взаимосвязями между элементами внутри модели и между моделью и внешней средой (в данном случае, с интегральной моделью профессиональной среды учителя), множественностью описания, наличием управляющих элементов.

7. Петров А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Высшая школа. — 2004. — № 10. — С. 6—11.

8. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 3.

9. Хуторской Л. Н. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58—64.

Об авторах

Ерёмина Наталья Сергеевна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», аспирант кафедры экономической, социальной и политической географии. №1:шу.ш@,таП. ги

Щербакова Татьяна Константиновна, ГОУ

ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор педагогических наук, доцент, академик МАН ПО, профессор кафедры экономической, социальной и политической географии. 8сЬегЪакоуа1к@таП. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.