Научная статья на тему 'Компетентностный подход в подготовке учителя географии в условиях двухуровневого обучения'

Компетентностный подход в подготовке учителя географии в условиях двухуровневого обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечепуренко Галина Яковлевна

В статье раскрывается позитивный опыт модернизации вузовского географического образования в направлении осуществления компетентностного подхода в методической подготовке студентов-географов педагогического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечепуренко Галина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в подготовке учителя географии в условиях двухуровневого обучения»

УДК 372.016:91

Нечепуренко Галина Яковлевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической географии и регионоведения Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДхОД В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛя

географии в условиях двухуровневого обучения

Аннотация. В статье раскрывается позитивный опыт модернизации вузовского географического образования в направлении осуществления компетентностного подхода в методической подготовке студентов-географов педагогического университета

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, методическая компетентность учителя географии.

Nechepurenko Galina Yakovlevna

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of economic geography and regional studies at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk

COMPETENCE-BASED APPROACH IN PREPARATION TEACHERS OF GEOGRAPHY IN THE CONDITIONS OF TWO-LEVEL TRAINING

Abstract. The positive experience of modernization of high school geographical education in the direction of implementation of competence-based approach in methodical preparation of students geographers of pedagogical university is revealed

Keywords: competence-based approach, professional competences, methodical competence of the teacher of geography.

Научные идеи стратегического развития региональной системы педагогического образования, разработанные П. В. Лепиным [1], касающиеся, в том числе, и развития географического образования, реализованы в Новосибирском государственном педагогическом университете, ставшем в XXI веке центром подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Сибирского федерального округа: «Являясь неотъемлемой частью регионального образовательного кластера, ФГБОУ ВПО «НГПУ» эффективно выполняет свою миссию, которая заключается в сохранении и приумножении нравственных, культурных и научных ценностей общества через формирование и развитие кадрового потенциала системы образования Сибирского федерального округа» [4, с. 3]. Совершенствование профессиональной подготовки педагогических кадров является приоритетной задачей Программы стратегического развития НГПУ на 2012-2016 гг. Особую актуальность приобретает проблема подготовки учителя-

предметника для работы по новым ФГОС общего образования.

В настоящее время подготовка будущего учителя географии осуществляется посредством реализации компетентностно-го подхода в уровневой системе обучения бакалавров и магистров. Под реализацией компетентностного подхода в подготовке учителя географии подразумевается способ обучения, ориентированный на овладение студентами компетенциями, заложенными во ФГОСе, являющимися универсальными для различных видов деятельности, а также для овладения видами деятельности, характерными для учителя географии [3, с. 8].

Методическую компетентность можно рассматривать как личностную характеристику учителя географии, который усвоил необходимый набор компонентов содержания географического образования и в условиях реальной практики способен интегрировать приобретенные компетенции при решении методических задач, связанных с проектированием и организацией учебно-

го процесса и внеурочной деятельности по географии. Мы разделяем позицию исследователей, которые в понятии «методическая компетентность» выделяют теоретическую составляющую - методическое мышление и практический аспект - методические компетенции. На наш взгляд, в условиях двухуровневого обучения для бакалавров-географов доминирующим признаком методической компетентности является готовность к осуществлению профессиональной деятельности, то есть методическое мышление. Методическая компетентность магистра-географа должна проявляться в способности проявлять общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) и профильные (ПрК) компетенции в сфере практической профессиональной деятельности.

При разработке компетентностной модели выпускника, в соответствии с ФГОС по направлению «Педагогическое образование», профиль «География» на географических кафедрах ИЕСЭН НГПУ эти особенности нашли свое отражение в учебных планах бакалавриата и магистратуры. Так, в учебном плане магистерской программы «Географическое образование» по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование предусмотрены 3 вида профессиональной практики: педагогическая практика (8 недель, 12 зачетных единиц), научно-педагогическая практика (6 недель, 9 зачетных единиц) и научно-исследовательская практика, направленная на проведение исследования в области методики обучения географии (8 недель, 12 зачетных единиц). Кроме того, формирование методических компетенций осуществляется в процессе научно-исследовательской работы, которую магистранты проводят в лаборатории. «Региональный компонент в географическом образовании» кафедры экономической географии и регионоведения, в ресурсном центре методики обучения географии ИЕСЭН, Центре тестирования и мониторинга качества образования НГПУ.

Процесс формирования методической компетентности педагога-географа организуется поэтапно и предусматривает освоение учебных дисциплин бакалавриата («Методика обучения и воспитания (география)») и магистратуры («Теория и методика обуче-

ния географии в дифференцированной школе», «Мониторинг качества географического образования», «Методика предпрофильной подготовки школьников в системе географического образования», «Педагогические технологии в обучении географии», «Модуль педагогических технологий»). Сопоставительный анализ формируемых компетенций позволил выявить наиболее значимые для методической деятельности «сквозные» профессиональные компетенции:

- способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовность применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

Рассматривая данные компетенции как критерии состояния профессиональной компетентности учителя географии, можно выявить различия в содержимом «коктейля из профессиональных действий» в зависимости от ступени обучения. Различия в уровне владения профессиональными компетенциями выпускника бакалавриата и магистратуры на примере одной из компетенций отражает таблица 1.

Компетентностный подход придает подготовке учителя географии практико-ориен-тированную и исследовательскую направленность. Для примера приведем фрагмент технологической карты самостоятельной работы студентов II курса магистратуры, осваивающих программу научно-педагогической практики (таблица 2).

Технологическая карта с рейтинг-планом позволяет организовать четкую работу с первого дня практики и дает возможность преподавателю отслеживать успехи студента в освоении профессиональных компетенций. Студенту технологическая карта дает возможность прогнозировать оценку результата своей деятельности, повышая его ответственность и заинтересованность в освоении программы практики.

_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_

Таблица 1 - Характеристика профессиональных компетенций в условиях двухуровневого обучения

Ступень обучения Код компетенции Содержание компетенции Дескрипторы (уровни) Поведенческие индикаторы (профессиональные действия)

Бакалавриат ■ Реализация учебных программ базовых курсов по географии (5-9 кл.) в общеобразо-ва-тельных учреждениях 1. Знание особенностей учеб-ной программы по геогра-фии для основной школы • ориентируется в компонентах программы; • извлекает необходимую методическую информацию из каждого компонента

2. Умение использовать программу при составлении рабочей программы, тематического планирования • выбирает программу, адекватную реализуемому в образовательном учреждении УМК; • сопоставляет содержание программы с содержанием ГОС (ФГОС); • формулирует результаты обучения географии по каждому курсу; • определяет содержание разделов и тем и последовательность их изучения; • определяет количество уроков по теме, основное содержание, учебные действия учащихся.

3. Владение компонентами программы при проектировании урока географии • определяет объем изучаемого материала для конкретного урока; • устанавливает наличие практических работ и их содержание; • выявляет ресурсы урока; • формулирует требования к результатам освоения темы урока; • формулирует дидактическую цель урока.

Магистратура ПК-1 Реализация профильных и элективных географических курсов в дифференцирован-ной школе 1. Знание места предмета «география» в современной профильной школе • определяет вид профиля; • выбирает программу курса, адекватную профилю обучения в образовательном учреждении; • применяет приемы мотивации учащихся для обучения географии на профильном уровне.

2. Умение использовать программу при подготовке учебных занятий • ориентируется в компонентах программы, извлекая из них необходимую информацию; • адаптирует содержание программы к реальным условиям обучения в образовательном учреждении; • определяет количество и форму проведения учебных занятий; • формулирует требования к результатам освоения темы учебного занятия; • формулирует дидактическую цель занятия.

3. Владение навыками разработки программы элективного курса • осуществляет анализ образовательной среды; • формулирует тему элективного курса, актуального для обучающихся по соответствующему профилю; • обосновывает положение курса в учебном плане соответствующего профиля, формулирует цели и задачи; • составляет текст программы в соответствии с требованиями; • разрабатывает содержание контрольно-измерительных материалов для выявления степени освоения программы курса; • определяет качество ресурсного обеспечения программы в условиях конкретного образовательного учреждения; • формулирует методические рекомендации для учащихся.

Таблица 2 - Фрагмент технологической карты самостоятельной работы студентов

Этап практики

Учебная деятельность, задания для самостоятельной работы в период практики

Формы отчета

Трудоемкость, часы

Коды формируемых компетенций

Рейтинг-план

Минимальный бал

Макси-маль-ный

балл

III семестр

р о

К

Проектирование формирующего этапа педагогического эксперимента

Задание 1. Разработать матрицу методологии исследования (по теме диссертации) Задание 2. Определить индикаторы для диагностики географической компетентности обучаемых в условиях образовательного учреждения Задание 3. Составить технологическую карту системы уроков географии, ориентированных на формирование компонентов географической компетентности

Задание 4. Разработать программу внеурочных мероприятий по формированию УУД в аспекте темы диссертации

Заполненная таблица

Заполненная таблица

Тематическое планирование в форме технологической карты

Программа

20*

ПК-13

ПК-15

ПК-16

ПК-18

10

внеаудиторная самостоятельная работа

6

1

3

6

1

3

5

6

3

5

При текущем и промежуточном контроле эффективными технологиями оценки методической компетентности студентов выступают такие компетентностно-ориентиро-ванные технологии, как обучение проектной деятельности по решению методических проблем и технология портфолио, которая позволяет накапливать профессиональный опыт, осуществлять саморазвитие личности.

Для проверки достигнутых результатов обучения, выраженных в форме компетенции, проведение Итоговой государственной аттестации предусматривает защиту выпускной квалификационной работы студентов при участии внешних экспертов, в том числе работодателей. При этом студент описывает результаты обучения на языке компетенций - «умею делать».

Подготовка учителя географии на основе реализации компетентностного подхода позволяет «выращивать» выпускника, востребованного современным работодателем.

Библиографический список

1. Лепин П. В. Стратегия развития высшего педагогического образования в Сибирском федеральном округе // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №2 - С. 8-14.

2. Материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Географическая наука и образование: современные проблемы и перспективы развития» (1-25 апреля 2012 г.). - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - 325 с.

3. Николина В. В. Современные педагогические технологии как фактор реализации компе-тентностной модели подготовки учителя географии // Современные педагогические технологии в подготовке учителя географии: сб. материалов заседания учебно-методической комиссии по географии учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров (2-4 февраля 2012 г). - Н. Новгород: Изд. НГПУ, 2012. - С. 8-22.

4. Новосибирский государственный педагогический университет: отчет о работе по реализации Программы стратегического развития за 2012 год. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. - 62 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.