Научная статья на тему 'О реализации магистерской программы «Географическое образование»'

О реализации магистерской программы «Географическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двухуровневая система подготовки специалистов / бакалавр / магистр / магистерские программы / естественнонаучное образование / географическое образование / специальные дисциплины / дисциплины по выбору / исследовательская компетентность студентов / master’s programms / research students’ competence / two-level-system of specialist training / bachelor / master / natural science education / geographical education / special disciplines / elective disciplines

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Г. В.

Статья посвящена проблеме подготовки в КГУ магистров естественнонаучного образования по магистерской программе «Географическое образование». В ней раскрывается содержание образовательной программы, роль специальных дисциплин и дисциплин по выбору в подготовке магистров к научной и педагогической деятельности в области географического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT REALIZATION OF MASTER’S PROGRAMME “GEOGRAPHICAL EDUCATION”

The article is devoted to the problem of training Masters of Science on the master’s programme ―Geographical Education‖ in KSU. There is opened the content of the educational programme, the role of special and elective disciplines when training masters for scientific and pedagogical field of geographical education in this article.

Текст научной работы на тему «О реализации магистерской программы «Географическое образование»»

УДК 378

О РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

© 2008 Г. В. Козлова

Доцент кафедры физической географии и геоэкологии, канд. пед. наук e-mail: fizgeo-KGPU@yandex.ru Курский государственный университет

Статья посвящена проблеме подготовки в КГУ магистров естественнонаучного образования по магистерской программе «Географическое образование». В ней раскрывается содержание образовательной программы, роль специальных дисциплин и дисциплин по выбору в подготовке магистров к научной и педагогической деятельности в области географического образования.

Ключевые слова: двухуровневая система подготовки специалистов, бакалавр, магистр, магистерские программы, естественнонаучное образование, географическое образование, специальные дисциплины, дисциплины по выбору, исследовательская компетентность студентов.

Актуальной задачей современной высшей школы является реализация многоуровневой системы высшего профессионального образования. Её решение связано со значительным изменением структуры и содержания высшего образования. В связи с этим особого внимания заслуживает введение двухуровневой системы подготовки специалистов в вузе, которая предусматривает обучение студентов в бакалавриате и магистратуре.

Курский государственный университет первый и единственный в области осуществляет многоуровневую подготовку специалистов. В настоящее время вуз готовит специалистов, бакалавров и магистров, но количество бакалавров и магистров из года в год растет.

Особое внимание в вузе уделяется подготовке магистров образовательных направлений, это обусловлено потребностью школы в высококвалифицированных учителях, в том числе для профильных классов. На сегодняшний момент университет готовит магистров по 7 образовательным направлениям - 19 магистерским программам.

Естественно-географический факультет осуществляет подготовку магистров естественнонаучного образования по 3 программам специализированной подготовки: «географическое образование», «биологическое образование», «химическое образование».

Среди требований, предъявляемых согласно стандарту ВПО к выпускнику, получившему степень магистра естественнонаучного образования, главными являются: готовность к решению образовательных и исследовательских задач; умение конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения естественнонаучным дисциплинам в различных типах учебных заведений; проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержание учебных предметов; диагностировать уровень обучаемости учащихся и затруднений, возникающих в процессе обучения; определять стратегию индивидуальной коррекции или развития учащихся в учебном процессе и т.д. [1]

Следовательно, по окончанию магистратуры студент должен быть готов к решению многих научных и образовательных задач, то есть быть высоко квалифицированным специалистом, который сейчас так необходим всем образовательным учреждениями и особенно профильной школе.

Магистерская программа «Г еографическое образование» нацелена на подготовку магистра-исследователя, обладающего готовностью к исследованию проблем в системе естественнонаучного образования, способного решать задачи научно-методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса. Через нее на протяжении всего образовательного процесса реализуется одна из главных идей современного образования - свобода проектирования индивидуальной образовательной траектории.

Содержание образовательной программы отражает не только дисциплины федерального компонента профессионального образования, но и национальнорегиональные особенности подготовки магистра естественнонаучного образования, а также индивидуальные образовательные предпочтения студентов. Совокупность учебных дисциплин рассчитана на то, чтобы магистрант в результате их освоения мог решать различные профессиональные задачи в области географического образования.

Особую роль в подготовке магистров играют специальные дисциплины. Их перечень и содержание разрабатывались с учетом потребностей общеобразовательных учреждений г. Курска и Курской области. Программа предполагает изучение следующих дисциплин: «географическая культура и школьное образование», «методы географической науки в школьном образовании», «преподавание географии в зарубежной школе», «педагогические технологии в обучении географии»,

«географическая картина мира», «природные ресурсы мира и рациональное природопользование». Все дисциплины имеют положительную апробацию в КГУ. Они ориентированы на удовлетворение интеллектуальных потребностей студентов, развитие их творческого потенциала, формирование у них исследовательской культуры.

Примером может служить курс «Методы географической науки в школьном образовании», который интегрирует методологические географические и методические знания, а также знания психолого-педагогических наук и опыт практической деятельности студентов в области преподавания географии, полученные на уровне бакалавриата. Курс призван завершить процесс становления профессиональной специальной компетентности в области географии и методики географического образования, вооружить студентов знаниями и опытом осуществления научноисследовательской и учебно-исследовательской деятельности в области географического образования в школе.

В процессе изучения дисциплины рассматриваются вопросы возникновения и развития методов географической науки, их множественность и основные классификации, дается характеристика отдельных методов географических исследований, раскрываются вопросы о применении методов науки в школьной практике, их образовательно-воспитательное значение методов и роль в обучении географии в основной и профильной школе. Особое место в содержание курса занимает методика организации исследовательской деятельности школьников, основанная на методах географической науки: этапы исследовательской работы, исследовательские умения, исследовательские задания и т.д.

Данная дисциплина позволяет сформировать у магистров целый комплекс знаний о методах географической науки, их роли в современном образовании и возможностях применения для организации собственного исследования и исследовательской работы школьников.

Особенно велика её роль в формировании исследовательской компетентности, которая находит отражение как в теоретической, так и в практической подготовке магистров. В результате студенты учатся оценивать роль конкретного метода в развитии науки, применять географические методы в научных исследованиях; разрабатывать задания с использованием методов географии; организовывать исследовательскую работу учащихся, основанную на методах географической науки на уроке и во внеурочное время.

Такие курсы, как «Преподавание географии в зарубежной школе», «Педагогические технологии в обучении географии», играют важную роль в методической подготовке магистрантов. Они тесно связаны между собой, так как многие педагогические технологии, которые активно используются в обучении географии, сформировались за рубежом.

В мире накоплен богатый педагогический опыт по школьному географическому образованию, который необходимо учитывать и разумно использовать в преподавании географии в российских школах с учетом традиций и особенностей нашей страны и нашей школы. Данные дисциплины позволяют сформировать комплекс знаний и умений, необходимых для организации учебной деятельности школьников по изучению географии в различных образовательных учреждениях.

Практико-ориентированную подготовку магистров к осуществлению образовательной деятельности, особенно в условиях профильной школы, обеспечивают курсы по выбору. Именно они дают возможность магистрантам максимально проявить свои индивидуальные образовательные предпочтения.

Перечень предлагаемых студентам курсов достаточно широк. Их содержание также ориентировано на потребности курских школ. Наиболее интересными из них являются «Методика разработки элективных курсов», «Методика организации

внеклассной работы», «Проектная деятельность и творческая работа», «Интерактивные методы в обучении географии», «Географические экскурсии и полевые исследования школьников». В их основе лежит творческая и исследовательская деятельность студентов, направленная на формирование специальных компетенций.

Дисциплина по выбору «Методика разработки элективных курсов» занимает особое место в подготовке магистра. Это обусловлено введением в старших классах школы профильного обучения, обязательным элементом которого является изучение школьниками элективных курсов. Эти курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, что должно учитываться учителем при их разработке.

Поэтому главная цель курса заключается в знакомстве магистров с особенностями методики моделирования элективных курсов и спецификой организации учебной деятельности школьников в ходе их изучения.

В содержании программы отражены следующие вопросы: место элективных географических курсов в учебных планах основной и профильной школы, типология курсов, их виды и функции, основные подходы к их созданию, алгоритм проектирования элективных курсов по географии, педагогические требования к содержанию и структуре программы курса и т.д.

Приоритетными формами обучения являются практические занятия, которые проводятся в виде практикума с выходом в школу. Задания практикума носят в основном аналитический и проектный характер, что способствует формированию исследовательской компетентности магистрантов.

Курс по выбору «Географические экскурсии и полевые исследования школьников» позволяет студентам не только совершенствовать свои знания и умения по подготовке и проведению экскурсий, но дает возможность научиться организовывать полевые исследования, опираясь на умения, приобретенные ими на полевых практиках в процессе обучения в бакалавриате.

В структуре содержания курса рассматривается роль и место экскурсий в учебной и внеклассной работе, виды экскурсий, раскрывается суть исследовательских экскурсий, выявляются их особенности, а также возможности организации полевых исследований в ходе экскурсий.

Особое внимание уделяется методике подготовки и проведения полевых исследований - как комплексных, так и покомпонентных. В содержание курса включен полевой практикум (12 часов), в ходе которого студенты отрабатывают приобретенные

исследовательские умения и апробируют разработанные ими методические рекомендации.

Реализация магистерской программы обеспечивается высококвалифицированным преподавательским составом. Преподаватели стремятся дать магистрантам такие знания, которые позволили бы им в дальнейшем успешно конкурировать на рынке труда и реализовывать свои творческие способности в различных областях их деятельности.

Библиографический список

1.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Направление (540100) Естественнонаучное образование. М., 2005. 11 с.

2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

// Наука и школа. 2003. № 1. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.