Научная статья на тему 'Особенности подготовки студентов естественно-географического факультета для региональной системы образования'

Особенности подготовки студентов естественно-географического факультета для региональной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЧЕРЕЗ ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAM / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / HIGHLY SKILLED PEDAGOGICAL SHOTS / WAYS OF REALISATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAM THROUGH THE GENERAL ACTIONS AND DESIGN ACTIVITY / PEDAGOGICAL THE COMPETENCE / QUALITY OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старчакова Ирина Викторовна

Статья раскрывает особенности системы подготовки студентов естественно-географического факультета. В соответствии с поставленными задачами подготовки разработана и апробируется инновационная образовательная программа. Она включает в себя общие мероприятия и три взаимосвязанных проекта, внутри каждого из которых выделены конкретные задачи, раскрывающие различные аспекты подготовки высококвалифицированных кадров образования для региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старчакова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of preparation of students Of is natural-geographical faculty for a regional education system

Article opens features of system of preparation of students Of natural-geographical faculty. According to preparation tasks in view it is developed and innovative educational program is approved. It includes the general actions and three interconnected projects, in each of which the specific targets opening various aspects of preparation of highly-skilled personnel of formation for region are allocated.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки студентов естественно-географического факультета для региональной системы образования»

УДК 378.147:5 ББК Ч 486.43

И.В. Старчакова

особенности подготовки студентов естественно-географического факультета для региональной системы образования

Статья раскрывает особенности системы подготовки студентов естественногеографического факультета. В соответствии с поставленными задачами подготовки разработана и апробируется инновационная образовательная программа. Она включает в себя общие мероприятия и три взаимосвязанных проекта, внутри каждого из которых выделены конкретные задачи, раскрывающие различные аспекты подготовки высококвалифицированных кадров образования для региона.

Ключевые слова: инновационная образовательная программа, педагогические технологии, высококвалифицированные педагогические кадры, пути реализации инновационной образовательной программы через общие мероприятия и проектную деятельность, педагогические компетенции, качество образования.

I.V. Starchakova

Features of preparation of students

of is natural-geographical faculty for a regional education system.

Article opens features of system of preparation of students Of natural-geographical faculty. According to preparation tasks in view it is developed and innovative educational program is approved. It includes the general actions and three interconnected projects, in each of which the specific targets opening various aspects of preparation of highly-skilled personnel of formation for region are allocated.

Кеу words: innovative educational program, pedagogical technologies, highly

skilled pedagogical shots, ways of realisation of innovative educational program through the general actions and design activity, pedagogical the competence, quality of formation.

Естественно-географический факультет является одним из старейших в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского.

Факультет готовит педагогические кадры, прежде всего, для региона, поэтому изменения в обществе, в образовательной политике, естественно, заставляют педагогов пересматривать образовательный процесс, сохраняя традиции, вводить инновации.

Учитывая запросы общества на подготовку кадров, факультет разработал и внедряет инновационную образовательную программу (далее ИОП), цель которой - подготовить на базе Естественногеографического факультета ЗабГГПУ высококвалифицированные кадры нового поколения в области образования, востребованные системой образования региона и мотивированные к профессиональной деятельности в условиях ее реформирования.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

• углубить фундаментальные научные основы подготовки педагогов, способствующие развитию базовых профессиональных компетенций учителя-исследователя;

• сформировать актуальные компетенции педагогов, определяемые приоритетными направлениями развития образовательной системы региона и процессами вхождения России в единое мировое образовательное пространство;

• создать современную информационную среду факультета как технологическую базу, обеспечивающую переход его в режим инновационного развития и формирующую условия для каче-

ственного обновления образовательной системы Забайкальского края;

• обновить воспитывающую среду факультета в целях усиления мотивации к деятельности в профессиональной сфере и общекультурной подготовки выпускников.

Таким образом, современная стратегия факультета основана на понимании решающей роли образования и педагогических кадров в создании фундамента для инновационного образовательного прорыва не только Забайкальского края, но и страны.

Обеспечение всех уровней и ступеней образования высококвалифицированными педагогическими кадрами, способными к активной инновационной деятельности, является основным направлением деятельности ЕГФ. Подготовленные в университете специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и преумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

Свою миссию лидера образования факультет осуществляет путем:

• подготовки российских и иностранных (студенты КНР) специалистов по востребованным рынком труда, основным и дополнительным образовательным программам высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, позволяющим реализовать концепцию непрерывного образования;

• подготовки научных и научнопедагогических кадров высшей квалификации для образования, науки;

• развития фундаментальных и прикладных научных исследований и внедрение их результатов в образовательную деятельность;

• участия в разработке и реализации стратегии развития отечественной педагогической высшей и средней школы с учетом вызовов XXI века;

• разработки, обновления и научнометодического сопровождение содержа-

ния среднего, высшего, послевузовского и дополнительного педагогического образования в целях обеспечения соответствующего мировым стандартам качества подготовки кадров образования;

• взаимодействия с образовательными учреждениями, профессиональными сообществами и объединениями работодателей, органами управления образованием, научными и общественными организациями, СМИ, всеми заинтересованными в развитии образования лицами.

В целях реализации миссии факультета разработана и реализуется стратегическая Программа развития естественно-географического факультета на период с 2007-2012 гг.

ЕГФ сегодня - не только образовательный, но и научный центр. На факультете обучаются свыше 800 студентов (бакалавров, специалистов, магистров). В настоящее время на факультет функционирует аспирантуры по четырем специальностям.

В структуру факультета входят 5 кафедр, 4 научно-исследовательские лаборатории.

Таким образом, успешность и эффективность учебной и научной деятельности университета гарантируется высококвалифицированным кадровым составом. На постоянной основе на ЕГФ работает более 40 преподавателей, из них 38 кандидатов и докторов наук.

К разработке и реализации инновационной программы ЕГФ ЗабГГПу привлечены также партнеры:

• Забайкальский институт повышения квалификации работников образования;

• Институт природных ресурсов, экологии и криологии;

• Краевая администрация, в т.ч. Комитет образования и молодежной политики;

• Муниципальные образовательные учреждения города и края;

• ГНОу «Забайкальский ботанический сад»;

• Детско-юношеский центр.

В соответствии с поставленными задачами инновационная образовательная программа включает в себя общие мероприятия и три взаимосвязанных проекта, внутри каждого из которых выделены конкретные задачи, раскрывающие различные аспекты подготовки высококвалифицированных кадров образования для региона.

К общим мероприятиям относим:

Мероприятия в области содержания образования:

- разработка, экспертиза, экспериментальная апробация инновационных учебных дисциплин, курсов, модулей для бакалавров, специалистов, магистрантов и аспирантов на основе ком-петентностного подхода; экспериментальный набор на инновационные магистерские программы;

- мониторинг хода и результатов эксперимента и подготовка к внедрению в систему педагогического образования новых образовательных программ, специализаций, магистерских, послевузовских (аспирантура) и дополнительных программ.

Мероприятия в области программного и методического обеспечения:

- разработка инновационных учебных пособий и учебно-методических комплексов и подготовка их к изданию,

- издание учебно-методических материалов;

- закупка и создание программного и методического обеспечения на электронных носителях,

- внедрение в учебный процесс инновационных учебно-методических комплексов.

Мероприятия в области образовательных технологий:

- разработка и экспериментальная апробация перспективных образовательных технологий (проектных, тре-

нингов, мастер-классов, ИКТ, тестовых и др.),

- их внедрение в образовательный процесс.

Мероприятия в области организации научного и образовательного процесса:

- создание лабораторий коллективного пользования для реализации инновационных проектов;

- заключение (продление) договоров о совместной деятельности с образовательными учреждениями Забайкальского края по направлениям инновационной образовательной программы;

- разработка и утверждение нормативной документации для обеспечения реализации инновационной образовательной программы;

- внедрение кредитно-модульной структуры обучения и системы зачетных единиц в учебно-воспитательный процесс;

- разработка экспериментальных учебных планов по новым специализациям и магистерским программам в соответствии с кредитно-модульной структурой обучения;

- проведение школьных и студенческих предметных олимпиад, конкурсов научных работ по инновационным направлениям деятельности.

Мероприятия в области гарантии качества образования:

- участие во внутривузовской системе контроля качества образования;

- создание пилотных электронных средств для промежуточного оценивания достижений обучающихся;

- создание пилотных комплексных оценочных и диагностических средств для итоговой государственной аттестации выпускников;

- внедрение разработанных оценочных средств в учебно-воспитательный процесс.

Мероприятия в области влияния на систему образования:

- тиражирование полученных научных и образовательных результатов;

- заключение договоров с образовательными учреждениями региона на совместную экспериментальную деятельность по направлениям инновационной образовательной программы;

- трансляция инновационных разработок на систему общего среднего и педагогического образования через развитие сетевого взаимодействия с научными организациями, аккредитованными школами и другими образовательными учреждениями Забайкальского края.

Представляется возможным сделать вывод о наличии системы мероприятий, обеспечивающих реализацию инновационной программы.

Кроме общих мероприятий, для реализации ИОП были предложены проекты:

- Первый проект «Углубление фундаментальных научных основ подготовки педагогических кадров региона».

Педагогическое образование университетского типа предполагает интеграцию фундаментальной науки и образовательной практики, организацию процесса обучения через включение студентов в поиск нового знания и внедрение результатов научной деятельности. В условиях перехода образования на инновационный путь развития, динамичного изменения содержания образования и образовательных технологий педагогам необходимо овладеть навыками научного исследования, проектирования нового содержания образования на основной и профильной ступенях школы.

- Второй проект «Формирование актуальных профессиональных компетенций педагогов».

Свойственное педагогическому университетскому образованию сочетание фундаментальной и прикладной (практико-ориентированной) составляющих позволяет оперативно реагировать на актуальные запросы государства, региона, общества и личности. В проекте учтены приоритетные направле-

ния развития образовательной системы, сформулированные в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ, материалах Государственного Совета, документах Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ.

- Третий проект «Формирование современной электронной информационной среды Естественно-географического факультета ЗабГГПу».

В условиях становления информационного общества первостепенное значение приобретает создание единой информационной среды, обеспечивающей повышение качества и эффективности образовательного процесса, возможность получения равного доступа участников образовательного процесса к передовым достижениям науки, образования и культуры за счет внедрения современных компьютерных сетей и дистанционных технологий.

В этой связи формирование ИКТ-компетенций педагогов становится базой для внедрения инновационных образовательных технологий.

В рамках данного проекта предусмотрено системное внедрение в научнообразовательный процесс и управление факультетом новейших электронных технических средств и лицензионного программного обеспечения. Это позволит создать современную корпоративную информационную среду ЕГФ, интегрированную в университетские источники информационных ресурсов. Результатом станет качественный инновационный прорыв в содержании, организации и технологиях образовательного процесса.

Таким образом, видим, что реализация проектов позволяет разработать:

- экспериментальные специализации, магистерские и аспирантские программы в области естественнонаучных дисциплин,

- инновационные модули цикла дисциплин предметной подготовки по

профилям «Биология», «Химия», «География», включающие новейшие научные данные в области информационных технологий, живых систем и др., направленные на подготовку учителей-исследователей Забайкальского края;

- новые программы различных моделей педагогической практики;

- инновационные профессионально ориентированные модульные курсы по актуальным проблемам современного естественнонаучного образования;

- профессионально ориентированные элективные курсы цикла СПД;

- экспериментальные специализации в области естественнонаучного образования для студентов, обучающихся по профилям «Биология», «География», «Химия»;

- программы интегрированной магистерской подготовки для направления «Естественнонаучное образование»;

- элективные курсы в области здоро-вьесбережения, основ медицинских знаний и здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности.

В процессе реализации инновационной программы разрабатываются новые методические и технологические подходы к организации образовательного процесса, позволяющие достичь нового качества образования.

Для достижения нового качества образования разработаны и внедряются:

- перспективные образовательные технологии (проектные, кейсовые, тренинги, мастер-классы, тестовые и т.д.);

- активные формы вовлечения студентов, магистрантов и аспирантов в научно-исследовательскую деятельность;

- активные технологии и методики формирования компетенций;

- ИКТ-технологии;

- технологии комплексного мониторинга состояния здоровья и физического развития;

- инновационные интерактивные и имитационные технологии обучения

педагогов оказанию доврачебной помощи и формирования навыков поведения в чрезвычайных ситуациях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- новые технологии самостоятельной работы на основе мобильной связи;

- новые технологии комплексного оценивания промежуточных и итоговых результатов обучения на основе компе-тентностного подхода;

- широкое использование в учебновоспитательном процессе получат мультимедийные продукты и электронные средства обучения регионального содержания.

Представляется возможным отметить, что важнейшим показателем качества и эффективности образовательной деятельности факультета является востребованность выпускников на рынке труда. Ведется индивидуальная работа со студентами по вопросам трудоустройства, осуществляются консультации по проблемам образовательного права.

По официальным данным, свыше 70% выпускников ЕГФ ежегодно трудоустраивается в образовательную и социальную сферу, что является высоким показателем. Рекламаций на подготовку специалистов не было, по отзывам потребителей подготовка оценивается как хорошая и отличная, в регионе остались работать 97,8% выпускников. Информации о выпускниках, состоящих на учете в региональном отделении Службы занятости, нет.

Основным результатом реализации инновационной образовательной программы ЕГФ становится обновленная подготовка кадров, востребованных системой образования, на основе интеграции фундаментальной науки, практико-ориентированного обучения и современных технологий.

Таким образом, считаем, что подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения на Естественногеографическом факультете, действительно, является фактором развития региональной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.