Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития системы образования Йемен в мировом культурно-образовательном пространстве'

Актуальные проблемы развития системы образования Йемен в мировом культурно-образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / НЕГРАМОТНОСТЬ / ДЕТИ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / TEACHING / TEACHER / ILLITERACY / CHILDREN / TRAINING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кекеева Зинаида Очировна, Мохаммед Саид Редван Радман

Рассматриваются актуальные проблемы развития современного образования Йеменской Республики в мировом образовательном пространстве. На основе анализа обобщена и систематизирована работа по ликвидации неграмотности среди детей. Дается структурное представление о системе школьного образования, университетского образования в Йемене. Проанализировано современное состояние и проблемы подготовки педагогических кадров в Йемене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers topical issues of the development of modern education in the Republic of Yemen in the world educational space. The authors describe the activities aimed at the elimination of illiteracy among children and give a structural idea of the school system and university education in Yemen. The current state and problems of training teachers in Yemen are analyzed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития системы образования Йемен в мировом культурно-образовательном пространстве»

8. Gilmour John South African education reform demands South African solutions. M & S Dell foundation blog [Electronic resource]. URL: https://www.ms df.org/blog/2013/03/ (дата обращения: 18.06.2019).

9. Goetze D. Modernisierung // Dieter Nohlen (Hrsg.): Lexikon der Politik, Bd. 4: Die östlichen und die südlichen Länder. Directmedia, Berlin, 2004. S. 380.

10. Has Brazil Taken the Right Approach to Education Reforms? By Emily Gustafsson-Wright and Barbara Bruns, Broockings, July 23, 2014.

11. Hillenbrand Christoph Energie für Modernisierung von Schulen, Kindertagesstätten und Verwaltungsgebäuden. München, 2012.

12. Improving Schools in Sweden: An Perspective // OECD, 2015. P. 55-58.

13. Innes Joanna Reform in English Public Life: the fortunes of a word. Cambridge University Press, 2003.

14. Modernisation des services publics et management social en France et en Allemagne. Sous la direction de Leo KIBLER, Rene LASSERRE et MarieHelene PAUTRAT. CIRAC, 2007.

15. Modernization [Electronic resource] // Encyclopedia Britannica. URL: http://global.britannica.com/ topic/modernization (дата обращения: 26.05.2019).

16. Modernization [Electronic resource] // Merri-am-Webster. URL: http://www.merriam-webster.com/ dictionary/modernization (дата обращения: 26.05.2019).

17. Sahlberg P. Finland's school reforms won't scrap subjects altogether // The Conversation, 25 March, 2015.

18. School Modernization [Electronic resource]. URL: http://www2.ed.gov/policy/gen/leg/recovery/moder nization/index.html (дата обращения: 24.05.2019).

19. Shikha D. The country's new voucher provisions won't increase choice [Electronic resource] // India's Mangled SchoolReforms Journal, Summer 2011. URL: http://www.city-journal.org/html/india-13 408.html (дата обращения: 18.05.2019).

20. Siurala Lasse Modernization, youth and educational policy issues: a Finnish perspective // Journal of Education Policy. 2006. Vol. 8. Is. 1. P. 17.

21. The Importance of Teaching Presented to Parliament by the Secretary of State for Education by Command of Her Majesty, November 2010. London, Her Majesty's Stationery Office, 2010.

22. Torbj0rn R0e Isaksen Skole og videregâende opplœring [Electronic resource]. URL: https://www. regjeringen.no/no/tema/utdanning/grunnopplaring/id1 408/ (дата обращения: 16.05.2019).

23. Vallaud-Belkacem Najat Année scolaire 2015-2016. Paris, Ministère de l'Education Nationale, 2015.

24. We don't need education reform - we need a whole new system. By Martin Stephen, former High Master, St Paul's School // Telegraph, 11 Dec. 2014.

© Кекеева З.О., Саид Редван Радман Мохаммед, 2019

Correlation of modernization and education reform in foreign countries: general review

The article compares the processes of modernization and educational reformation by examining schools in the USA, Great Britain, France, Germany, Sweden, Norway, Finland, Brazil, India, China, and South Africa. The understanding of the terms "modernization of education" and "reform of education" in various national educational systems is analyzed. Various participants of modernization and education reform are considered.

Key words: education, modernization, reform, high school, national educational system.

(Статья поступила в редакцию 09.06.2019)

З.О. КЕКЕЕВА,

САИД РЕДВАН РАДМАН МОХАММЕД (Элиста)

актуальные проблемы развития системы образования йемена в мировом культурно-образовательном пространстве

Рассматриваются актуальные проблемы развития современного образования Йеменской Республики в мировом образовательном пространстве. На основе анализа обобщена и систематизирована работа по ликвидации неграмотности среди детей. Дается структурное представление о системе школьного образования, университетского образования в Йемене. Проанализированы современное состояние и проблемы подготовки педагогических кадров в Йемене.

Ключевые слова: образование, учитель, неграмотность, дети, обучение, воспитание, культура, традиции.

В современном мире происходит активный процесс развития информационных технологий, что оказывает существенное влияние на опережающее развитие образовательной системы в обществе. Проблема развития систе-

педагогические науки

мы образования в мире является наиболее актуальной в формировании современного человека, который может внести заметный вклад в экономическое, социальное и культурное развитие своей страны. В странах Аравийского полуострова вопросам обучения и воспитания детей, роли учителя в обществе всегда придавалось большое значение. Образовательный процесс в этих странах находится под контролем государства и общества. По мнению исследователя А.В. Торкунова, в условиях глобализации и информации современного мира любое государство, желающее занять достойное место на международной арене, должно осознавать, что это невозможно без «опережающего развития человеческого потенциала -основы формирования новой экономики знаний информационного общества» [11, с. 86].

Однако сегодня в Йемене наблюдается гуманитарная катастрофа в системе образования. Из-за непрекращающейся в регионе войны в стране наблюдается существенное снижение качества образования. За время военного конфликта в Йеменской Республике разрушено не менее 2 тыс. школ, более 6 млн йеменских школьников не имеют возможности продолжить обучение, более 60% учителей страны осталось без работы. В XXI в. в Йеменской республике уровень грамотности среди населения все еще остается очень низким. Из-за политической нестабильности в регионе до сих пор не решены такие первоочередные задачи, как ликвидация неграмотности среди взрослого населения, предоставление равных прав для женщин в получении образования, развитие сети школ в сельской местности. Уровень образования девочек в Йемене является самым низким по сравнению со странами Ближнего Востока. Все еще остается острой проблема образования женщин и сельских жителей, в стране умеют читать около 70% мужчин и 30% женщин [1; 2].

Исследователь A.M. Вартанян отмечает, что Йемен на сегодня охвачен крупнейшим гуманитарным кризисом в мире, в котором дети оказались в наиболее тяжелой ситуации и нуждаются в гуманитарной помощи [3]. По данным Всемирной организации здравоохранения, 56% населения Йемена составляют (почти 400 тыс. чел.) дети и подростки возрастом до 15 лет. Так, в 2016 г. в Йемене в начальной школе обучалось более 3,9 млн детей, а в 2013 г. было охвачено начальным образованием около 3,87 млн детей [3; 5].

В связи с ростом рождаемости серьезную озабоченность в стране вызывает ситуация ликвидации неграмотности среди детей. Исследо-

ватель Аль Хадж Гиба Набил Кассем отмечает, что уровень неграмотности среди населения Йемена в сельской местности составляет около 70%, а в городах - 38% . В 2017 г. благодаря Детскому фонду ООН (ЮНИСЕФ) лишь более 500 тыс. детей из Йемена смогли получить образование [8; 12].

Сегодня национальной комиссией Йемена при ЮНЕСКО активно проводится работа по включению участия учителей в электронном обучении, созданию электронных библиотек, предоставление обучающимся из неимущих семей школьной формы и портфелей, предоставление семьям информации и рекомендации о здоровом сбалансированном питании, ранних браках и ВИЧ / СПИД [6; 7; 12].

К социально-экономическим барьерам, которые препятствуют развитию образования, в Йеменской Республике относятся также недостаточное количество школ, перенаселенность. В стране наблюдается постоянный и значительный прирост населения, что негативно отражается на обеспеченности детей начальным образованием и является одним из высоких показателей неграмотности в стране. Исследователь Номан Самира Абдульвасеа Мухаммед отмечает, что из общего числа детей, поступающих на обучение в школу, заканчивают полный учебный курс, включая старшие классы, не более 5% учащихся [7].

Система школьного образования в Йемене состоит из трех ступеней: начальной, подготовительной средней и средней школы второй ступени. В стране существуют как светские, так и религиозные учебные заведения. Обучение в начальной шестилетней школе бесплатное. Закон об образовании в Йемене предусматривает всеобщее, обязательное и бесплатное образование для детей в возрасте от 6 до 14 лет. В начальные школы поступают дети в возрасте 6 лет. В средней школе второй ступени арабский язык является основным языком преподавания. В Йемене дети обучаются в школе двенадцать лет. По окончании этой ступени образования учащиеся сдают экзамены на получение документа Al Thanawiya (General Secondary Education Certificate) [1; 4].

В средней школе в Йемене используют стобалльную процентную шкалу оценок результатов обучения: 90-100% - отлично; 8089% - очень хорошо; 70-79% - хорошо; 5069% - проходная оценка; 0-49% - слабо, неудовлетворительно. По окончании учебного года школьники сдают экзамены по всем дисциплинам. В конце каждого года ученики сдают экзамены по всем предметам. В целом по стране

на одну школу приходится 3 800 детей школьного возраста. По окончании школы только 2025% выпускников имеют возможность поступить в высшее учебное заведение из-за отсутствия финансовых средств на оплату единовременного взноса за обучение [2; 7; 9].

В стране существует раздельное обучение, школы для мальчиков и девочек. Непосещение школ детьми в Йемене определяется такими факторами семейного воспитания, как низкий социально-экономический статус и нищета семьи, доминирование религиозного сознания в воспитании, привлечение детей к труду взрослых, высокая рождаемость, слабое медицинское обеспечение, консервативное отношение родителей к образованию детей. Родители разрешают детям обучаться недалеко от дома. Однако родители не позволяют девочкам посещать школу, где учителями являются мужчины.

низкий уровень грамотности среди девочек объясняется тем, что в йеменской семье девочки очень рано приобщаются к домашнему труду и выходят замуж. Существующие в стране религиозные традиции мусульманского общества не позволяют женщине одной находиться в общественных местах, передвигаться самостоятельно без сопровождения.

В настоящее время в стране в связи со сложной военно-политической и социально-экономической ситуацией семьям не выдаются субсидии и не оказывается поддержка в обеспечении детей образованием, особенно это касается женского образования. Многие дети не посещают школу, они вынуждены работать и помогать своим семьям. остается актуальной проблема обеспечения детей специальным помещением для школы, школьными принадлежностями и оборудованием, предоставлением транспорта для проезда детей в школу и обратно, организация обучающимся горячего питания [2; 8].

В Йемене образование для мальчиков -привилегия для человека, ответственного за финансовое и социальное положение семьи. Это связано также с тем, что в современных условиях в странах Востока с мусульманским вероисповеданием традиции семьи и образ жизни все же остаются основополагающими в образовании и культуре народов [2; 3; 7; 8].

Республика Йемен является одной из арабских стран, где население исповедует ислам. При этом ислам исповедует практически все население страны. По Конституции Йеменской Республики ислам является государственной религией и основой для местного законода-

тельства: законы шариата - это фундамент всех судебных решений в стране.

Однако, несмотря на политическую нестабильность в стране, Йемен в последнее время становится все более востребованным и популярным в получении исламского образования для многих стран. Страна активно развивает на рынке образовательных услуг экспорт исламского образования. В современной Йеменской Республике исламское образование осуществляется прежде всего на основе исламского вероучения, йеменских законов, арабо-мусульманского культурного и духовного наследия.

В XXI в. профессиональное становление системы подготовки педагогов в Йеменской Республике осуществляется в сложных социально-экономических условиях. Профессиональную подготовку учителей для начальных школ в основном осуществляют в учительском колледже в сане, на курсах по подготовке учителей, которые функционируют на средства ЮНЕСКО. Подготовка преподавателей для средних школ осуществляется на педагогических факультетах университетов.

Вместе с тем на сегодня в Йеменской Республике наиболее актуальной проблемой является качество подготовки педагогических кадров. не имеют высшего образования около 45% учителей в школах, у 18% отсутствует педагогическое образование. Университетскую степень (Hasalon) имеют 13,8% педагогов. В подготовке педагогических кадров приоритет отдается учителям-мужчинам. А.А. Кашнун отмечает, что из 12 336 квалифицированных преподавателей в стране 9 998 являются мужчинами и только 1 338 составляют женщины-педагоги [5].

Правительство Йемена особое внимание уделяет вопросам подготовки и переподготовки преподавателей для средней и высшей школы. В двадцати вузах Йемена осуществляется подготовка педагогов для средней и начальной школы. В вузах также осуществляется подготовка специалистов в области воспитания: педагоги с ориентацией на исламский подход к воспитанию. Теоретический аспект подготовки педагогов в области воспитания опирается на исламскую доктрину Корана и Сунны, на этнические традиции и обычаи. Высшее педагогическое образование в университетах Йеменской Республики сочетает в себе культуру арабского мира и традиции европейского высшего образования.

Таким образом, все же в стране остается проблема необходимости общего подъема пре-

педагогические науки

стижа образования в обществе, совершенствование системы повышения квалификации педагогов, развитие заочно-дистанционной формы обучения, обеспечение учителей современными учебно-методическими материалами в работе со школьниками, развитие взаимодействия и сотрудничества семьи и школы / вуза.

Современная действительность в Йеменской Республике показывает осознание значимости общечеловеческих ценностей, признание ценностей образования, науки и нравственного воспитания в жизни человека. B условиях социально-политической нестабильности в регионе правительством Йеменской Республики проводится большая работа по ликвидации неграмотности среди граждан, повышению социального статуса и материального положения учителя, развитию университетского образования в стране. Активное международное сотрудничество Йемена с Россией в области науки и образования стран способствует решению проблемы подготовки кадров для страны.

Список литературы

1. Абдель Гапи Касым Галип. Профессиональная подготовка учителя средней школы в Йеменской Арабской Республике (араб.). Каир, 1983.

2. Аль хадж Гиба Набил Кассем. Формирование системы образования в Йемене // Bестн. Тул. гос. ун-та. Сер.: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2017. Bbm. 1(16). С. 164-166.

3. Bартанян А.М. О гуманитарном положении детей в Йемене [Электронный ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/?p=38639 (дата обращения 14.06.2019).

4. Голубовская Е.К. Политическое развитие Йеменской Арабской Республики (1962-1985 гг.). М., 1989.

5. Кашнун А.А. Состояние образования девочек в Республике Йемен // PEM: Psychology. Educology. Medicine (Online). 2013. № 1-2. P. 43-47.

6. Лукичев Г.А. Развитие высшего образования в арабских странах (аналитический обзор) // Alma mater: Bестник высшей школы. 2008. № 4. С. 48- 52.

7. Номан Самира Абдульвасеа Мухаммед. Опыт борьбы с непосещением учащимися школ и явлением оттока учащихся из начального образовательного звена в Республике Йемен // Bестн. ун-та (Государственный университет управления). Сер.: Социология и управление персоналом. 2008. № 1(39). С. 88-90.

8. Образование в Йемене [Электронный ресурс]. URL: http://ru.knowledgr.com/04109205/0бра-зованиевЙемене (дата обращения: 14.06.2019).

9. Салех Мохсен Али Аль-Шадци. Основные тенденции развития системы образования в Йеменской Республике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2004.

10. Салех Мохсен Али Аль-Шадди. Подготовка учительских кадров в республике Йемен // Научные труды V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. З.Г. Нигматова. Набережные Челны, 1998. С. 71-82.

11. Торкунов АВ. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Bестн. МГИМО-Университета. 2012. № 4(25). С. 86.

12. ЮНЕСКО сообщает об успешной работе программы в интересах устойчивого развития в школах Йемена [Электронный ресурс]. URL: http://

www.ug.ru/news/24305 (дата обращения: 15.06.2019). * * *

1. Abdel' Gapi Kasym Galip. Professional'naya podgotovka uchitelya srednej shkoly v Jemenskoj Arabskoj Respublike (arab.). Kair, 1983.

2. Al' Hadzh Giba Nabil Kassem. Formirovanie sistemy obrazovaniya v Jemene // Vestn. Tul. gos. unta. Ser.: Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v prepodavanii estestvennonauchnyh disciplin. 2017. Vyp. 1(16). S. 164-166.

3. Vartanyan A.M. O gumanitarnom polozhenii detej v Jemene [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. iimes.ru/?p=38639 (data obrashcheniya 14.06.2019).

4. Golubovskaya E.K. Politicheskoe razvitie Jemenskoj Arabskoj Respubliki (1962-1985 gg.). M., 1989.

5. Kashnun A.A. Sostoyanie obrazovaniya devo-chek v Respublike Jemen // PEM: Psychology. Educo-logy. Medicine (Online). 2013. № 1-2. P. 43-47.

6. Lukichev G.A. Razvitie vysshego obrazova-niya v arabskih stranah (analiticheskij obzor) // Alma mater: Vestnik vysshej shkoly. 2008. № 4. S. 48- 52.

7. Noman Samira Abdul'vasea Muhammed. Opyt bor'by s neposeshcheniem uchashchimisya shkol i yavleniem ottoka uchashchihsya iz nachal'nogo ob-razovatel'nogo zvena v Respublike Jemen // Vestn. un-ta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). Ser.: Sociologiya i upravlenie personalom. 2008. № 1(39). S. 88-90.

8. Obrazovanie v Jemene [Elektronnyj resurs]. URL: http://ru.knowledgr.com/04109205/Obrazova-ni evJemene (data obrashcheniya: 14.06.2019).

9. Salekh Mohsen Ali Al'-Shadci. Osnovnye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya v Jemenskoj Respublike: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2004.

10. Salekh Mohsen Ali Al'-Shaddi. Podgotovka uchitel'skih kadrov v respublike Jemen // Nauchnye trudy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. Z.G. Nig-matova. Naberezhnye CHelny, 1998. S. 71-82.

11. Torkunov A.V. Obrazovanie kak instrument «myagkoj sily» vo vneshnej politike Rossii // Vestn. MGIMO-Universiteta. 2012. № 4(25). S. 86.

известия вгпу

12. YUNESKO soobshchaet ob uspeshnoj rabote programmy v interesah ustojchivogo razvitiya v shkolah Jemena [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.ug.ru/ news/24305 (data obrashcheniya: 15.06.2019).

Actual problems of the development of the Yemen education system in the world cultural and educational space

The article considers topical issues of the development of modern education in the Republic of Yemen in the world educational space. The authors describe the activities aimed at the elimination of illiteracy among children and give a structural idea of the school system and university education in Yemen. The current state and problems of training teachers in Yemen are analyzed.

Key words: teaching, teacher, illiteracy, children, training, education, culture, traditions.

(Статья поступила в редакцию 24.06.2019)

в.И. савченков

(Смоленск)

прагматическое междисциплинарное нравственное воспитание

Проведена экспериментальная проверка гипотезы ряда ведущих психологов (А.В. Юревич) о малой реалистичности культивировавшейся длительное время модели «просоциального альтруизма» и приоритетности прагматического нравственного воспитания - осознания полезности и выгодности соблюдения нравственных норм для успешной жизнедеятельности. Использовались рекомендуемый рядом авторов междисциплинарный подход, тре-нинговые технологии, возможности педагогической команды как аналога малой группы.

Ключевые слова: нравственные нормы, экономика, междисциплинарность, педагогическая команда.

Когнитивный диссонанс, с точки зрения «независимого» исследователя, заключается в несовместимости ума и таланта россиян с уровнем их зарплат и пенсий (отметим, что лю-

О Савченков В.И., 2019

бые неудачи в обеспечении обороноспособности справедливо объясняются недостаточным финансированием и низким уровнем зарплат в соответствующих отраслях). Американские социологи подсчитали, что в США 22% семей с «русскими корнями» имеют капитал в миллион долларов и более [13]. А средний по стране процент миллионеров - 3,5, т. е. выходцы из России в шесть раз чаще осуществляют «американскую мечту», нежели потомки иммигрантов из других стран. многократно экспериментально установлено, что, например, интеллектуальный и креативный потенциал российской молодежи высок в сравнении с потенциалом молодежи из других стран.

обратим внимание на мораль и нравственность, т. к. ведущие отечественные экономисты констатируют, что «чем выше уровень духовно-нравственного развития основной массы населения, тем успешнее развивается экономическая и политическая система страны» [2]. Е.В. Благов и В.А. Проскуряков пишут: «Современная жизнь все больше убеждает, что нравственность становится краеугольным камнем текущих и предстоящих преобразований экономики, всей человеческой деятельности, и что сама экономика из вещественной категории превращается в категорию нравственную» [1].

Ж.Ж. Руссо писал, что самыми нравственными людьми в истории человечества были первобытные люди. Их нравственности была свойственна бивалентность: внутри родов и племен действовали принципы коллективизма, братства, равенства, правдивости, взаимопомощи; за пределами рода и племени - коварства и жестокости. Если воспринимать современные государства как аналог огромных племен, то у стран с максимальными зарплатами (стран Запада) межплеменная мораль близка к первобытной. например, академик РАн Н.Н. Моисеев отмечает: «В 1958 году Латинская Америка была должна МВФ (Международный валютный фонд) 257 миллиардов долларов. она исправно платила проценты по обслуживанию долга и выплатила за последующие 14 лет 417 миллиардов долларов. В результате в 1994 году долг этих стран вырос и составил 547 миллиардов долларов» [8].

Мы, россияне, на «межплеменном» уровне уникальны. В этом убеждают не только отечественные исследователи (В.Г. Чеботарева), но и зарубежные. Например, Т. Мартин пишет:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.