Научная статья на тему 'Региональные аспекты кризиса в йеменской Республике'

Региональные аспекты кризиса в йеменской Республике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
700
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЙЕМЕН / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / КРИЗИС / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА / ВНЕШНЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / YEMEN / "THE ARAB SPRING" / CRISIS / TERRORIST THREAT / EXTERNAL INTERVENTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Насер Али Бакил Хасан, Тахер Аль Махди Алаа

В статье анализируется влияние кризиса в Йеменской Республике, начавшегося в ходе «арабской весны» в 2011 г. и продолжающегося по сей день, на ситуацию во всем регионе Ближнего Востока. Особое внимание уделяется позиции региональных игроков, таких как Саудовская Аравия и Иран, и их отношениям с внутренними йеменскими акторами. Теоретико-методологической основой для статьи стали такие общенаучные и специальные методы, как критический дискурс-анализ, при помощи которого становится возможным осмыслить политику различных стран региона по отношению к событиям в Йемене, и метод кейс-стади, дающий возможность исследовать реальный фактический материал. Авторы раскрывают суть кризиса, его причины и влияние на безопасность в ближневосточном регионе. Основной вывод работы заключается в том, что йеменский кризис имеет непосредственное влияние на безопасность в регионе. Разрешение кризиса должно исходить от йеменского народа, без вмешательства политически заинтересованных региональных и мировых акторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF THE CRISIS IN THE REPUBLIC OF YEMEN

The articLe anaLyzes the impact of the crisis in the RepubLic of Yemen, which began during the “Arab spring” in 2011 and continues to this day, on the situation in the entire region of the MiddLe East. SpeciaL attention is paid to the position of regionaL pLayers, such as Saudi Arabia and Iran, and their reLations with domestic Yemeni actors. TheoreticaL and methodoLogicaL basis for the articLe are such general scientific and speciaL methods as criticaL discourse anaLysis, which makes it possibLe to understand the poLicies of different countries in the region in reLation to the events in Yemen, and the method of case study, which makes it possibLe to expLore the reaL factuaL materiaL. The authors reveaL the essence of the crisis, its causes and impact on security in the middLe East region. The main concLusion of the articLe is that the Yemeni crisis has a direct impact on security in the region. The soLution to the crisis must come from the Yemeni peopLe, without the intervention of poLiticaLLy interested regionaL and worLd actors.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты кризиса в йеменской Республике»

УДК 327.8

Али Бакил Хасан Насер, Аль Махди Алаа Тахер

(Йемен)

аспиранты Российского университета дружбы народов, г. Москва; е-таЛ: bakiL2018@hotmaiL.com

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСА В ЙЕМЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В статье анализируется влияние кризиса в Йеменской Республике, начавшегося в ходе «арабской весны» в 2011 г. и продолжающегося по сей день, на ситуацию во всем регионе Ближнего Востока. Особое внимание уделяется позиции региональных игроков, таких как Саудовская Аравия и Иран, и их отношениям с внутренними йеменскими акторами. Теоретико-методологической основой для статьи стали такие общенаучные и специальные методы, как критический дискурс-анализ, при помощи которого становится возможным осмыслить политику различных стран региона по отношению к событиям в Йемене, и метод кейс-стади, дающий возможность исследовать реальный фактический материал. Авторы раскрывают суть кризиса, его причины и влияние на безопасность в ближневосточном регионе. Основной вывод работы заключается в том, что йеменский кризис имеет непосредственное влияние на безопасность в регионе. Разрешение кризиса должно исходить от йеменского народа, без вмешательства политически заинтересованных региональных и мировых акторов.

Ключевые слова: Йемен; «арабская весна»; кризис; террористическая угроза; внешнее вмешательство.

Ali Bakil Hasan Naser, Al Mahdi Alaa Taher

Postgraduate students (Yemen), PeopLes Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow; e-maiL: bakiL2018@hotmaiL.com

REGIONAL ASPECTS OF THE CRISIS IN THE REPUBLIC OF YEMEN

The articLe anaLyzes the impact of the crisis in the RepubLic of Yemen, which began during the "Arab spring" in 2011 and continues to this day, on the situation in the entire region of the MiddLe East. SpeciaL attention is paid to the position of regionaL pLayers, such as Saudi Arabia and Iran, and their reLations with domestic Yemeni actors. TheoreticaL and methodoLogicaL basis for the articLe are such generaL scientific and speciaL methods as criticaL discourse anaLysis, which makes it possibLe to understand the poLicies of different countries in the region in reLation to the events in Yemen, and the method of case study, which makes it possibLe to expLore the reaL factuaL materiaL. The authors reveaL the essence of the crisis, its causes and impact on security in the middLe East region. The main concLusion of the articLe is

that the Yemeni crisis has a direct impact on security in the region. The soLution to the crisis must come from the Yemeni peopLe, without the intervention of poLiticaLLy interested regionaL and worLd actors.

Key words: Yemen; "the Arab spring"; crisis; terrorist threat; externaL intervention.

Республика Йемен - небольшое государство, но его роль в регионе и на международной арене может быть очень значимой по ряду причин. Йемен является важной транзитной страной в регионе Красного моря, Баб-эль-Мандебского пролива и Сомалийского побережья, она обеспечивает мировой транзит в международной торговле, соединяя Средиземное и Красное моря с Индийским океаном. Соответственно утрата стабильности в Йемене крайне негативно сказывается на торговых связях стран Европы со странами Дальнего Востока, а также со странами Африки, Южной и Юго-Восточной Азии и с Австралии. Это наиболее оживленный торговый путь из Европы в Индию, Индокитай, Китай, Японию, Индонезию, Австралию и другие страны. Он является четвертой по объему торговли точкой морской перевалки нефти, ежедневный транзит которой составляет около 3,8 млн баррелей нефти. Эти факторы играют важную роль для Саудовской Аравии, рассматриваются ею как альтернатива Ормузскому каналу, который подконтролен Ирану. Он важен и для самого Ирана как рычаг давления на Саудовскую Аравию и для мировой торговли нефти.

Революция в Йемене в 2011 г., случившаяся в ходе «арабской весны», выявила существующий в государстве кризис политической легитимности, а также конфликт между фракциями элиты. Кризис, политический и экономический, который охватил страну, вынудил молодежь выступить с мирными протестами в январе 2011 г., они выразили свое желание и стремление построить гражданское государство и избавиться от коррумпированной элиты, которая уже не способна была предоставлять какие-либо социальные и общественные услуги. Протесты усилили напряженность между соперничающими элитами, что привело к расколу внутри правящего режима. Опасаясь перерастания кризиса в гражданскую войну, Соединенные Штаты и Саудовская Аравия настаивали на согласованном переходе власти, который привел к тому, что президент Али Абдулла Салех, правивший в 1990-2012 гг. покинул свой пост.

Революция молодежи последовала за фундаментальным кризисом легитимности политических институтов Йемена, в том числе крупных

политических партий. В последние годы правления Салеха, характеризовавшиеся нарастанием хаоса, усилилась вооруженная группировка Хути, или хуситов (военизированная группировка шиитов-зейдитов) в провинции Саада, расширилось южное сепаратистское движение и окрепла АКАП (Аль-Каида на Аравийском полуострове). Всё это свидетельствовало о потере доверия к существующей власти, показавшей неспособность решать проблемы населения законным путем. Фактическая фрагментация государственной власти в Сааде и на юге ускорилась в 2011 и 2012 гг., когда неправительственные вооруженные группы взяли эти территории под свой контроль.

Временное соглашение, спонсируемое странами Персидского залива при международной поддержке, обеспечило проведение Национальной конференции по диалогу, шестимесячной серии всеобъемлющих переговоров. Для групп, которые политически и социально маргинализировались в эпоху Салеха, национальный диалог являлся исторической возможностью добиться новых условий взаимодействия под международным надзором. Рекомендации, достигнутые делегатами на переговорах, повлияли на принятие новой Конституции Йемена. Для стабильного и долгосрочного соглашения переходный процесс должен был снять напряженность в отношениях между центральной властью, южным движением и вооруженными группами, такими как движение Хути. Переходный процесс и переговоры по общенациональному диалогу следует рассматривать в долгосрочной перспективе как один из способов обсуждения и определения будущего Йемена.

Чтобы определить основные направления будущего развития Йемена, была созвана Конференция по национальному диалогу. Дискуссия на ней велась вокруг нескольких принципиальных вопросов: будущее административное деление республики; форма правления -президентская республика либо парламентская; реформирование выборной системы, руководства армией и спецслужбами. Все политические партии отправили на конференцию своих делегатов - всего 550 человек, при этом половина делегатов представляла мятежный юг Йемена. Были определены партийные квоты представительства на конференции. Основные политические партии были представлены следующим образом: Всеобщий народный конгресс получил 112 мест, партия «Ислах» - 50, Йеменская социалистическая партия - 37;

южнойеменские «харакат» - 85; хуситам досталось 37 мест. Для того чтобы снять остроту противостояния север - юг, было решено, что партийные делегации в обязательном порядке будут состоять из равного числа южан и северян [Рябов 2018].

К началу переходного периода экономика Йемена находилась в руках узкой элиты, к которой относились представители армии, вожди племен, политический класс и частный сектор. Система фаворитизма в эпоху Салеха основывалась несправедливом распределении доходов от экспорта углеводородов и привилегиям, которые даровала близость к власти. Около десятка семей и торговых групп, тесно связанных с Салехом, контролировали более 80 % импорта, производства, переработки, банковского дела, связи и транспортировки товаров [Chatham House 2012-2013]. В течение первого десятилетия нового тысячелетия в элите стало появляться новое поколение «наследников», и конкуренция росла по мере снижения темпов добычи нефти. Ахмед Али, старший сын Салеха, оказывал поддержку группе молодых технократов, которые призывали к скромным реформам, таким как сокращение государственных служащих, сокращение субсидий на топливо и введение публичного налога с продаж для облегчения перехода к постнефтяной экономике. Но эти реформы были отвергнуты, так как противоречили установленным интересам существующих элит, и интересам соперников Ахмеда Али Салеха. Структура экономики эпохи Салеха в течение переходного периода оставалась практически неизменной. Принятие соперничающими элитами условий временного соглашения в постреволюционный период показало их общую заинтересованность в защите их личного богатства и достижении соглашения, которое, вероятно, сохранит их общие преимущества.

Будущее экономики Йемена зависит от выбора элит, они должны решить: чьи интересы будут учитываться в первую очередь - элит или народа, который продемонстрировал в ходе революции свой гнев, вызванный узким распределением ресурсов. Национальный диалог может заложить основу для более всеобъемлющей и подотчетной политической структуры. Тем не менее степень, в которой рекомендации диалога будут реализованы, остается неясной, и представляется, что старые политические партии будут доминировать в следующей Палате представителей, что затруднит продвижение новых сил. Сил, которые бы могли стать основой для реальной парламентской конкуренции.

Учитывая стратегическое расположение Йемена, соседство с Саудовской Аравией, крупнейшим в мире экспортером нефти, и контроль пролива Баб аль-Мандаб, являющемся международным нефтяным портом, соединяющим Красное море и Аденский залив, международное сообщество продолжает играть важную роль в осуществлении нынешнего переходного процесса. Соединенные Штаты особенно обеспокоены деятельностью в регионе «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове (АКАП) и стремятся повлиять на ситуацию. В ноябре 2011 г., спустя почти год уличных протестов и эскалации насилия, Са-лех передал власть своему заместителю Абеду Раббо Мансуру Хади. Он стал президентом в феврале 2012 г. Международная поддержка предоставила Хади возможность убрать родственников и союзников Салеха с ключевых руководящих должностей. Он также предпринял усилия по демонтажу конкурирующих военных патронажных сетей и расширению полномочий Министерства обороны, а также проведению реформ во всех государственных учреждениях [Hill 2018].

Президент Салех правил Йеменом на протяжении 34 лет. Ему удавалось соблюдать баланс и находить подход к интересам различных слоев населения и удовлетворять запросы вождей различных племен. Созданный однажды статус-кво не менялся десятилетиями. Новый президент Йемена М. Хади не обладал дипломатическим талантом прежнего лидера, и еще в самом начале правления открыто стал опираться только на одну силу - влиятельную и богатую семью Аль Ахмар, которая, получив власть, принялась открыто игнорировать интересы всех других политических игроков на йеменской политической сцене. Столь резкое нарушение баланса сил вызвало всеобщее возмущение и не могло продолжаться долго. Это было начало конца президентства М. Хади. Тем более, что он и семья Аль Ахмар делали ставку на усиление исламистских сил Йемена: партии «Ислах», йеменской ячейки «Братьев-мусульман» и салафитской партии «Нусра».

К началу 2014 г. политическая ситуация в Йемене накалилась из-за того, что основные политические силы в Йемене раскололись на два противостоящих лагеря. Первый возглавляла партия «Всеобщий народный конгресс» (ВНК) во главе со смещенным в ходе «арабской весны» экс-президентом Али Абдаллой Салехом. Второй лагерь опирался на клан аль-Ахмаров во главе с Садыком аль-Ахмаром. Эти две силы оказались на противоположных политических полюсах,

к ним примкнули и другие политические игроки Йемена: вокруг аль-Ахмаров сплотились партия «Ислах» и «Братья-мусульмане», в то время как «Всеобщий народный конгресс» вступил в альянс с движением «Ансар Аллах», т. е. с хуситами [Исаев 2015, с. 79-80].

Недолгое президентство М. Хади ознаменовалось принятием ряда ошибочных решений, имевших роковое значение для будущего страны. Так, в ходе военной реформы было решено избавиться от традиционной для республики системы военных округов. Данный шаг повлек фактический развал национальной армии. М. Хади также распустил Республиканскую гвардию из-за того, что ранее ее возглавлял сын А. Салеха, и новые власти опасались того, что данные военные части не проявят должной лояльности. В то же время шел процесс создания военизированных группировок всеми политическими силами Йемена. И новые власти этому не препятствовали. Таким образом, страна полным ходом шла к началу гражданской войны. Наиболее боеспособной силой к моменту ее начала стали формирования хуситов. В начавшейся гражданской войне им удалось выиграть несколько важных боев и закрепиться на территории северного Йемена. Несмотря на военные успехи хуситов и союз с Общим народным конгрессом, переворот, организованный ими, столкнулся с широкой внутренней и международной оппозицией. Коалиция арабских государств, входящих в организацию Совет сотрудничества стран Залива во главе с Саудовской Аравией, начали операцию «Буря решимости». Первый воздушный удар был нанесен по Йемену 26 марта 2015 г., вооруженным силам коалиции за несколько минут удалось захватить воздушное пространство Йемена. Силы коалиции объявили, что 75 % территории Йемена находятся под ее контролем, но самая важная область та, в которой находится столица страны Сана, оставалась в руках хуситов. Несмотря на полное превосходство саудитов в военной технике и вооружениях, хуситам, благодаря силе военного духа, удалось вытеснить саудовские войска с приграничных территорий и установить над ними контроль [Кириченко 2014, с. 163].

Что касается позиции великих мировых держав, то и США, и Россия занимают нейтрально-выжидательную позицию. РФ не желает вмешиваться в региональное соперничество Ирана и Саудовской Аравии, а США, скорее, поддерживает своего старого регионального союзника Саудовскую Аравию.

В последние несколько лет ситуация в Йемене лишь ухудшалась, что привело к усугублению национального противостояния, активизации экстремистских исламских партий и усилению террористических групп. Эти внутренние противоречия и проблемы были использованы некоторыми сильными региональными державами, чтобы утвердить свое господство в регионе. Саудовская Аравия прибегла к прямому военному вмешательству, приведшему Йемен на грань гуманитарной катастрофы. В противостоянии Саудовской Аравии и Ирана Йемен стал «разменной монетой».

Такое противостояние губительно для Йемена, учитывая его внутренние особенности и реалии, а именно: социально-экономический кризис, трайбализм, межконфессиональную рознь, противостояние Север - Юг, дезорганизацию органов центральной власти и силовых структур [Жерлицына 2018, с. 231]. Внешнее вмешательство лишь усугубляет и без того глубокие противоречия внутри йеменского общества, что может привести к весьма плачевным последствиям. Таким, как нарастание хаоса в отсутствии сильной государственности. Йемен может стать еще одной «несостоявшейся» страной, с очень благоприятным климатом для возникновения и процветания различных радикальных экстремистских террористических групп. Например таких, как АКАП, усилившее свое влияние с начала кризиса в Йемене [Roggio 2017], или ИГИЛ, ставшая угрозой мирового масштаба.

Последствия такого неблагоприятного развития событий станут плачевными не только для самого Йемена, но и для всего мира в целом, так как это приведет к расколу Йемена, к потере контроля над важным транспортным и торговым узлом, не говоря уже о гуманитарной катастрофе в стране и росте мирового терроризма. Перед народом и элитами Йемена стоит очень сложная задача - на основе всеобщего консенсуса создать правительство национального единства, которое обеспечит сохранение суверенитета страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Жерлицына Н. А., Костелянец С. В., Сидорова Г. М. Угрозы безопасности Африки: современные тенденции : учеб. пособие. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. 273 с.

Исаев Л., Коротаев А. Йемен: неизвестная революция и международный конфликт // Мировая экономика и международные отношения. М. : ИМЭМО РАН, 2015. № 8. С. 71-81.

Кириченко В. Политический кризис в Йемене: социально-экономический, религиозный и племенной факторы // Россия и мусульманский мир. М.,

2014. № 8 (266). С. 160-168.

Рябов П.П. Йемен: к конференции «Национального диалога» // Институт

Ближнего Востока. 14.05.2018. URL : www.iimes.ru/?p=16188_ Chatham House Yemen analysis. London. 2012-2013. P. 475. Hill G., Salisbury P., Northedge L., Kinninmont J. Yemen: Corruption, Capital Flight and Global Drivers of Conflict // Chatham House. 21.04.2018. URL : www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/public/Research/Mid-dle%20East/0913r_yemen.pdf Roggio B. Al Qaeda in the Sinai Peninsula // FDD's Long War Journal. 26 April 2017.

REFERENCES

Zherlicyna N. A., Kosteljanec S. V., Sidorova G. M. Ugrozy bezopasnosti Afriki: sovremennye tendencii : ucheb. posobie. M. : FGBOU VO MGLU, 2018. 273 s. Isaev L., Korotaev A. Jemen: neizvestnaja revoljucija i mezhdunarodnyj konflikt // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. M. : IMJeMO RAN,

2015. № 8. S. 71-81.

Kirichenko V. Politicheskij krizis v Jemene: social'no-jekonomicheskij, religioznyj i plemennoj faktory // Rossija i musul'manskij mir. M., 2014. № 8 (266). S. 160-168.

Rjabov P. P. Jemen: k konferencii «Nacional'nogo dialoga» // Institut Blizhnego

Vostoka. 14.05.2018. URL : www.iimes.ru/?p=16188 Chatham House Yemen analysis. London. 2012-2013. P. 475. Hill G., Salisbury P., Northedge L., Kinninmont J. Yemen: Corruption, Capital Flight and Global Drivers of Conflict // Chatham House. 21.04.2018. URL : www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/public/Research/ Middle%20East/0913r_yemen.pdf Roggio B. Al Qaeda in the Sinai Peninsula // FDD's Long War Journal. 26 April 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.