ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ СЕВЕРНОГО И ЮЖНОГО ЙЕМЕНА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В.А. Анникова, М.К. Хусейн
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Авторы статьи предпринимают попытку многостороннего анализа политико-исторических причин противостояния Северного и Южного Йемена и невозможности полноценного их объединения, а также вероятные последствия дальнейшей эскалации конфликта для Аравийского полуострова и всего ближневосточного региона.
Ключевые слова: интеграция, дезинтеграция, политическое противостояние, политико-идеологические приоритеты, исламский фундаментализм, национально-религиозные группы, межконфессиональные конфликты, сепаратизм, международно-региональная безопасность.
Сегодняшний Йемен — одна из беднейших экономически, но богатых исто-рико-политическими событиями стран Ближнего Востока. С момента основания Йемен пережил множество революций, войн, переворотов. Более ста лет страна пребывала в расколотом состоянии, так как еще в 1839 г. британцы захватили и колонизировали ее южную часть, а на севере с 1872 г. царил сюзеренитет Османской империи.
С тех пор борьба за объединение стала смыслом существования множества национальных сил: от южан-социалистов до северян-монархистов. Поэтому процессы интеграции Севера и Юга, затянувшейся более чем на два десятилетия, даже после официального объединения все еще сопровождаются вооруженным противостоянием, вспышками агрессии и социально-экономическими потрясениями.
Для йеменцев раскол страны означал не только перманентное состояние войны, но и экономический кризис, нищету, социальное неблагополучие — все то, что они и так переживали на протяжении многих десятилетий. Начиная с 60-х гг. прошлого столетия в обеих частях государства произошло множество переворотов, пограничных столкновений, которые показали невозможность объединения государства насильственными методами и обусловили необходимость демократических преобразований для достижения единства.
Формальное объединение Йеменской Арабской Республики (ЙАР) и Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ) 22 мая 1990 г. не решило всех накопившихся проблем и не поставило окончательную точку в интеграционных процессах. Путь к становлению единого государства длился гораздо дольше, и события, сопровождающие годы после официального провозглашения Йеменской Республики (ЙР), носят далеко не мирный характер и указывают на наличие множества нерешенных проблем в государстве вплоть до сегодняшнего дня.
Одна из главных проблем интеграции современной Йеменской Республики состоит в том, что она была создана на основе двух разных государств — капита-
листического Севера и социалистического Юга, формировавших в течение десятилетий разные идейно-политические воззрения у своих граждан в силу дифференциации населявших эти страны племен и их религиозных предпочтений. После объединения двух государств в ЙР произошли заметные изменения в сфере идеологии. Несомненно, религиозно-племенной фактор сыграл большую роль в усложнении интегративных процессов.
Рассматривая роль ислама в формировании мировоззрения народа Йемена, оказавшего также влияние на процесс объединения, нужно учесть исторические предпосылки, которые поставили эту религию на главенствующее место в системе политико-идеологических приоритетов йеменцев. Есть несколько ключевых моментов, рассмотрение которых представляется важным для понимания сложностей, возникающих на пути интегративных процессов.
Первый фактор — это особенности распространения ислама на юге Аравийского полуострова, которые обеспечили возникновение межконфессионального конфликта между зейдитами и шафиитами. Второй фактор заключается в том, что в условиях доминирования племенных отношений ислам стал связующим звеном в социальной структуре общества. В-третьих, необходимо обратить внимание на идейно-политическое развитие каждой из частей Йемена до объединения и на роль ислама в формировании политической оппозиции в ЙР. Следующим важным аспектом распространения мусульманской религии стала политика ис-ламизации, проводившаяся в целях недопущения распространения идей социализма после объединения страны. И последней важной предпосылкой является изменение в начале 90-х социально-экономических условий жизни людей, повлиявшее на широкое распространение идей исламского фундаментализма.
На сегодняшний день политика, проводимая ЙР в отношении распространения идеологии исламского фундаментализма, вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества, влияя не только на внутригосударственные процессы, но и международно-региональную безопасность.
На фоне других острых проблем ЙР как одной из беднейших арабских стран, таких как высокий процент нетрудоспособного населения и безработицы, нехватка природных ресурсов, пресной воды, особо выделяется одно из главных исторически сложившихся противоречий религиозного характера — наличие приверженцев разных исламских вероучительных школ — шиитов-зейдитов и суннитов-ша-фиитов. В настоящее время практически все население ЙР исповедует ислам: суннитами-шафиитами являются 60%, шиитами-зейдитами — около 40%, поэтому проблема взаимоотношений между последователями двух основных конфессий является традиционной для Йемена [5].
Как отмечает специалист по Йемену Адиль Рида, лицам, добивавшимся власти, всегда было выгодно поддерживать религиозную раздробленность, которую они зачастую только усиливали для сохранения своих привилегий [8].
Такого рода корыстные устремления всегда являлись движущими силами йеменской оппозиции, выступавшей под различными идеологическими лозунгами. Интересы южан-шафиитов были ущемлены северянами-зейдитами, занявшими
все ключевые посты в политической и экономической сферах жизни объединенного Йемена. Но противоречия присутствуют не только на религиозном, но и на племенном уровне, представленном сепаратизмом северных шиитов-хуситов [6].
Устойчивость племенных отношений, особенно на Севере, объясняется социально-экономическими особенностями развития этой части Йемена. Фактически до сегодняшнего дня можно говорить о каждом йеменском племени как об отдельном государственном образовании, обладающем своей территорией, обычаями, порой не совпадающими с законами шариата. Это ведет к хозяйственно-экономической замкнутости каждого племени, а значит, создает предпосылки для вооруженной борьбы за свою территорию и права.
И действительно, до настоящего момента племена в Йемене представляют собой внушительную вооруженную силу — еще до объединения ЙР совокупные северные племена превосходили численностью армию ЙАР.
Племенные лидеры контролируют наиболее прибыльные, не всегда легальные сегменты экономики, к примеру торговлю оружием; еще одним распространенным видом деятельности племен является похищение иностранных граждан с целью выкупа.
Огромное влияние на развитие идеологических доктрин оппозиционных и правящих сил, а также племенных йеменцев оказывает мусульманская религия. Отсюда вытекает и традиция использования ислама для выражения политического протеста на Севере, заложенная еще во времена борьбы против османского завоевания: сопротивление развернулось под духовным знаменем зейдизма, выступавшего против официальной религиозной доктрины Османской империи.
Влияние религиозного фактора на идейно-политические установки значительно возросло в 90-е гг. — в пору особой сложности интегративных процессов. Помимо смены официальной идеологии государства прибавилась проблема конфессионального притеснения части жителей, результатом которого явились рост оппозиционно настроенных граждан и усугубление отношений между зейдитами и шафиитами.
Во многом росту оппозиционных сил способствовали и ухудшившиеся социально-экономические и политические условия. Оппозиционные настроения нашли свое выражение в идеологии исламского радикализма. Не последнюю роль в распространении по территории Йемена радикальных исламистских организаций сыграла нерешенность межплеменных проблем.
Благодатной почвой для распространения исламистской идеологии является Юг Йемена, где до недавнего времени царил атеистический социализм, разрушивший традиционные принципы мусульманской веры, а ее последующее возрождение происходило под надзором радикальных исламистов. Вдобавок свойственная данным территориям неблагополучная социально-экономическая обстановка и переустройство родоплеменных отношений способствуют активизации маргинальных слоев населения, потребностям которых отвечает примитивная идеология исламского экстремизма.
Таким образом, борьба официальной власти против автономии и влияния племенных лидеров, проблема легитимности власти, религиозные конфликты между
шиитами и суннитами, множество различных политических сил, боровшихся за влияние на Севере; новая государственная идеология, кардинально изменившая экономическую систему и социальные роли в обществе, уничтожившая традиционные структуры власти и племенные формы организации общества на Юге — все эти факторы все больше и больше способствовали отдалению двух частей Йемена друг от друга.
Современный этап интеграции сопровождается возросшим количеством беспорядков, начавшихся еще весной 2009 г., и ожесточенным противостоянием между жителями северной и южной частей объединенного государства, пик которого пришелся на 2011—2012 гг.
Воодушевившись событиями «Арабской весны» [4] и воспользовавшись политическим хаосом вследствие накрывшей страну протестной волны против режима президента Салеха, движение мусульман-хуситов смогло нарастить свое влияние на севере ЙР.
Вооруженные столкновения, осуществляемые боевым крылом движения — группировкой «Ансар Аллах», велись не только с официальной властью, представленной избранным в 2012 г. Президентом Абд Раббу Мансур Хади, но и с другими силами — основной оппозиционной партией страны «Аль-Ислах», одним из самых влиятельных северных племен Хашид, а также террористической организацией «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП) [12].
Первоначально оправданием шиитов была борьба против коррумпированной власти суннитского большинства и союза Йемена с США, а также требование автономии северной провинции Саада. Правительство, в свою очередь, опасалось их стремления восстановить свергнутую в 1962 г. теократическую власть при активной поддержке шиитского Ирана [2].
С сентября 2014 г. последовало радикальное изменение ситуации в стране, когда действующий руководитель Мансур Хади предпринял попытку покончить с влиянием бывшего президента Салеха и партии «Аль-Ислах». Хуситы, на стороне которых также выступают вооруженные отряды, лояльные Салеху [7], ответили на это захватом ряда государственных учреждений, столицы Йемена, городов Ибб, Дамар, некоторых северо-западных провинций, а также расположенного на Красном море города Ходейда [9].
В 2015 г. под контролем «Ансар Аллах» оказались премьер-министр, глава администрации президента, члены правительства и сам Президент, вынужденные подать в отставку.
В результате диалога сторон было достигнуто соглашение о создании новой конституции, предусматривающей трансформацию Йемена в федеративное государство и обеспечивающей всеобщее представительство в органах власти национально-религиозных групп, включая хуситов [1].
В это же время организация АКАП объявила о присоединении к «Исламскому государству» (ИГИЛ), а в Южном Йемене уже вовсю обсуждали восстановление независимости упраздненной в 1990 г. НДРЙ [3].
Мансур Хади по сей день остается признанным на международном уровне действующим главой государства, в то время как различные политические силы
Йемена при участии ООН ведут переговоры о формировании новых органов власти, мировое сообщество наблюдает полный провал интеграционных процессов и угрозу гражданской войны в ЙР [11].
Существуют весомые аргументы в пользу объединения, к которым можно отнести йеменский язык, представляющий собой смешанное гармонизированное продолжение языков Аравийского полуострова; общее арабское происхождение; единое географическое пространство — древние государства, возникавшие на территории Йемена, включали в себя земли и Севера и Юга, а иногда даже занимали всю территорию ЙР.
Независимо от того, что ЙР населяют множество племен, их всегда сближала идея единого государства и гордость за свою историю. Все же сегодня в Йемене не наблюдается краткосрочной перспективы разрешения политического кризиса. Отчасти это обусловлено невозможностью создания устойчивой власти, которая бы устраивала все конфликтующие силы: в любом случае кто-то из лидеров останется в стороне от управления государством, а каждый из них имеет как огромные амбиции, так и силовые ресурсы. К тому же Юг Йемена является не только основной территорией деятельности «Аль-Каиды», но и важной зоной контроля морских сообщений через Аденский залив и Красное море. Здесь проходит около половины мирового балкерного транзита, треть контейнерных и четверть танкерных перевозок мировой нефти [10].
Таким образом, полное отсоединение северных провинций может активизировать шиитский протест во всех близлежащих странах залива, который, несомненно, будет поддержан Ираном. В свою очередь, результатом автономизации шафиитских провинций на Юге и укрепления позиций ИГИЛ может стать значительное увеличение притока боевиков на мировую террористическую арену и расширение связей йеменских радикалов с их собратьями на африканском континенте. Такое развитие ситуации придаст новый импульс исламскому радикализму и мировому терроризму.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] В Йемене достигнуто предварительное соглашение о прекращении огня // Newsru.co.il. 21.01.2015. URL: http://newsru.co.il/mideast/21jan2015/yemen_711.html.
[2] В Йемене убиты 34 боевика «Аль-Каиды», планировавшие теракты против иностранцев // Newsru.com. 17.12.2009. URL: http://www.newsru.com/world/17dec2009/yemen.html.
[3] Возрождение оплота СССР на Ближнем Востоке: Южный Йемен взял курс на независимость // Orientalexpress.info. 27.01.2015. URL: http://orientalexpress.info/news/hirak_janub.
[4] Иванов В.Г. «Естественный уровень образования» как фактор стабильности политического режима. Часть II // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2012. № 1.
[5] ЙЕМЕН. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энцик-лопедия. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/EMEN.html?page=0,1#part-8.
[6] Коротаев А.В. Социальная история Йемена, X в. до н.э. — XX в. н.э.: вождества и племена страны Хашид и Бакил. М.: Ком Книга, 2006.
[7] Новая «арабская весна» или мятежники против исламистов: что происходит в Йемене // Tass.ru. 23.03.2015. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1847523.
[8] Рида Адиль. Мухавалят ли фахм ас-саура аль-йаманийя (Попытка понять йеменскую революцию). Каир, 1974 (на араб. яз.).
[9] Салех: победа хуситов не приведет к росту влияния Ирана в Йемене // Ria.ru. 13.11.2014. URL: http://ria.ru/arab_ye/20141113/1033157816.html.
[10] Сатановский E. Детонатор будущего катаклизма на Ближнем Востоке // Военное обозрение. 14.09.2010. URL: http://vpk-news.ru/articles/6248.
[11] СМИ: сторонники движения «Ансар Аллах» в Йемене объявили всеобщую мобилизацию // Tass.ru. 21.03.2015. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1846257.
[12] Шиитское движение хоуситов в Йемене. Досье. Биографии и справки // Tass.ru. 20.01.2015. URL: http://tass.ru/info/1709704.
PROBLEMS OF INTEGRATION OF NORTH AND SOUTH YEMEN IN THE CONTEXT OF REGIONAL POLITICAL PROCESSES
V.A. Annikova, M.K. Hussein
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The authors of the article attempt the analysis of multilateral political and historical reasons for the opposition of North and South Yemen and the complete as well as the probable consequences of further escalation of the conflict on the Arabian Peninsula and the entire Middle East region.
Key words: integration, disintegration, political opposition, political-ideological priorities, Islamic fundamentalism, national-religious groups, religious conflicts, separatism, international regional security
REFERENCES
[1] V Jemene dostignuto predvaritel'noe soglashenie o prekrashhenii ognja. Newsru.co.il. 21.01.2015. URL: http://newsru.co.il/mideast/21jan2015/yemen_711.html.
[2] V Jemene ubity 34 boevika «Al'-Kaidy», planirovavshie terakty protiv inostrancev. Newsru.com. 17.12.2009. URL: http://www.newsru.com/world/17dec2009/yemen.html.
[3] Vozrozhdenie oplota SSSR na Blizhnem Vostoke: Juzhnyj Jemen vzjal kurs na nezavisimost'. Orientalexpress.info. 27.01.2015. URL: http://orientalexpress.info/news/hirak_janub.
[4] Ivanov V.G. «Estestvennyj uroven' obrazovanija» kak faktor stabil'nosti po-liticheskogo rezhima. Chast' II. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija. 2012. № 1.
[5] JEMEN. Jenciklopedija Krugosvet. Universal'naja nauchno-populjarnaja onlajn-jenciklopedija. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/EMEN.html?page=0,1#part-8.
[6] Korotaev A.V. Social'naja istorija Jemena, X v. do n.je. — XX v. n.je.: vozhdestva i plemena strany Hashid i Bakil. M.: Kom Kniga, 2006.
[7] Novaja «arabskaja vesna» ili mjatezhniki protiv islamistov: chto proishodit v Jemene. Tass.ru. 23.03.2015. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1847523.
[8] Rida Adil'. Muhavaljat li fahm as-saura al'-jamanijja (Popytka ponjat' je-menskuju revoljuciju). Kair, 1974 (na arab. jaz.).
[9] Saleh: pobeda husitov ne privedet k rostu vlijanija Irana v Jemene. Ria.ru. 13.11.2014. URL: http://ria.ru/arab_ye/20141113/1033157816.html.
[10] Satanovskij E. Detonator budushhego kataklizma na Blizhnem Vostoke. Voennoe obozrenie. 14.09.2010. URL: http://vpk-news.ru/articles/6248.
[11] SMI: storonniki dvizhenija «Ansar Allah» v Jemene ob#javili vseobshhuju mobilizaciju. Tass.ru. 21.03.2015. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1846257.
[12] Shiitskoe dvizhenie housitov v Jemene. Dos'e. Biografii i spravki. Tass.ru. 20.01.2015. URL: http://tass.ru/info/1709704.
© Анникова В.А., Хусейн М.К., 2016.