Научная статья на тему 'Роль йеменских племен в революции 2011 г'

Роль йеменских племен в революции 2011 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
223
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЙЕМЕН / ПЛЕМЯ / РЕВОЛЮЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ба Алави М.М.

Статья рассматривает роль йеменских племен в революции 2011 г, которая привела к свержению президента страны Али Абдуллы Салеха. Делается вывод о том, что присоединение племени к революции стало поворотным пунктом в ходе йеменской революции и одним из существенных факторов, ускоривших отстранение Салеха от власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль йеменских племен в революции 2011 г»

УДК 323.27

Ба Алави М.М. Роль йеменских племен

в революции 2011 г.

Статья рассматривает роль йеменских племен в революции 2011 п, которая привела к свержению президента страны Али Абдуллы Салеха. Делается вывод о том, что присоединение племени к революции стало поворотным пунктом в ходе йеменской революции и одним из существенных факторов, ускоривших отстранение Салеха от власти.

Ключевые слова: Йемен, племя, революция, государство, режим.

ЧУ

Йемен - самая большая страна в арабском мире с точки зрения влияния племенных вождей и их присутствия в составе государства. Племена в Йемене, которые на протяжении всей истории страны принимали активное участие в политической жизни страны и в посударственном строительстве, и в настоящее время имеют своих представителей в орпанах посударственной власти. Тем самым они ипрают существенную роль в принятии политических решений, хотя не имеют своих собственных проектов осуществления социальной трансформации. Тем не менее они способны противодействовать принятию политических решений и даже останавливать их реализацию, если те противоречат их интересам.

Племя является важным социально-политическим элементом в структуре йемен-скопо общества. Оно представляет собой пруппу людей, объединенных общими интересами и не обязательно проживающих на определенной территории с четко очерченными границами. Члены племенного социума в основном связаны узами родства, общим происхождением и семейно-клановой принадлежностью. В большинстве случаев члены племени имеют «общее этническое происхождение, единую культуру, сходные социальные нормы и неписаные законы»5.

В Йемене племена выступают довольно важными компонентами социально-политической системы посударства и общества. Выполняя двойную роль, они представляют собой «власть в племени и племя во власти», что возможно лишь в том случае, если пле-

мена находятся в дружественных отношениях с правящим режимом. Если же интересы племени ущемляются и епо члены подверпа-ются притеснению, если посударство начинает вмешиваться во внутренние дела племени, то племя, в свою очередь, вступает в противоборство с властью3.

Следует отметить, что еще в революции 1962 пода поднималась задача о необходимости интепрации посударства и племен, приспособлении племен к посударственной системе, а также использовании племен для топо, чтобы расширить возможности посу-дарства. С этопо момента племена по-прежнему сохраняют свою весомую политическую и социальную роль, но уже в рамках системы посударства. Однако со временем стало ясно, что посударство, по сути, оказалось под властью племен вместо топо, чтобы подчинить племена своей власти. Это обстоятельство оказало влияние на увеличение разрыва не только между племенами и посударством, но и между посударством и обществом.

Арабские политолопи считают, что отличительной чертой племени в Йемене является способность действовать в соответствии со своими интересами, а не в соответствии с посударственной идеолопией. Поэтому племя способно быстро изменить свое отношение к решению топо или инопо вопроса в соответствии со стратепией посударствен-ной системы, но лишь в случае, если это будет способствовать достижению наиболь-шепо успеха в интересах своих собственных сторонников.

№ 5 (35) 2014 г.

Молодежная революция, которая вспыхнула в 2011 году в Йемене, стала продолжением «арабской весны» и привела к падению режима Али Абдаллы Салеха. Салех был вынужден уйти в отставку в соответствии с инициативой Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) по урегулированию политического кризиса в Йемене. Однако нельзя не учитывать того факта, что существовало множество факторов, способствовавших успеху самой революции, и самый важный из них - это присоединение лидеров (шейхов) двух йеменских племенных конфедераций хашид и бакиль, а также и самих представителей конфедераций к требованиям демонстрантов.

Так, в марте 2011 г присоединился к революционному движению один из лидеров племенного союза хашид Али Мохсен аль-Ахмар, сводный брат президента Салеха, командующий северным военным округом и первой бронетанковой дивизией (одной из самых боеспособных в стране). Он заявил о своем выходе из Всеобщего народного конгресса - правящей партии, кандидатом от которой в свое время был президент Салех2.

Президент Фонда социальных исследований Ахмед Аль-Суди отмечает: «Присоединение племени к мирной революции привело к потере государственного контроля над многими провинциями, что заставило йеменского президента Салеха и его режиму искать мирный и безопасный выход из политической власти». При этом он добавляет: «Принятие президентом Салехом инициативы Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) отражает понимание того, что баланс сил уже не в его пользу, в том числе племени, которые вернулись на первый план событий против режима»4.

При президенте Али Абдалле Салехе, накопившем большой опыт сотрудничества с племенами и понимавшим их роль и значение, государство попыталось включить племена в политическую жизнь, действуя следующим двум основным направлениям. Первое: предпринимались попытки наладить гибкую взаимосвязь власти и племен. При этом власти действовали с максимальной осторожностью, следуя политике со-

хранения «волоска Муавии»: «Клянусь Аллахом, если меня с моим врагом связывает еще хотя бы один волосок, я его не порву». Именно этот принцип в большинстве случаев действует в отношениях между президентом Али Абдаллой Салехом и племенами. Второе: были приняты меры, нацеленные на включение племенных вождей во власть с тем, чтобы обеспечить их интересы и гарантировать им полную неприкосновенность в обмен на недопущение вмешательства этих вождей в процесс принятия тех политических решений, которые президент сочтет необходимыми1.

Мы полагаем, что снижение поддержки со стороны племен Йемена Президента Йемена и его режима с момента начала революции 2011 года, а также их присоединение к революции значительно ослабило позиции самого президента Салеха в борьбе за выживание в резиденции правительства. Стоит при этом отметить, что в период правления Али Абдаллы Салеха взаимодействие и сотрудничество в общих интересах между ним и племенами усилилось: оно было распространено на различные области, в том числе и на выплату ежемесячных пособий племенным вождям. При этом Салех также предоставил возможность желающим племенным вождям заниматься торговлей и инвестициями.

Профессор политической социологии университета Саны Абдул Баки Шамсан полагает, что по-прежнему остается немало факторов, которые усиливают влияние племени и делают их существенной силой, которую невозможно преодолеть. Эти племена также затрудняют реализацию шансов на достижение перехода к гражданскому государству в ближайшей перспективе. При этом аналитики отмечают, что представленность племенных шейхов в парламенте в 1993 году составила 29 %, а в 2003 году достигла около 48%7. Следует принять во внимание тот факт, что последние парламентские выборы в стране состоялись в 2003 году. Последующие выборы должны были состояться в 2009 г, но были отложены до 2011 г Наконец, в 2011 г выборы также не состоялись из-за молодежной революции в феврале обозначенного года. Выходит, что

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

примерно половина парламента представлена племенными шейхами и по сей день.

На наш взпляд, сами племена, их обычаи и традиции начинают набирать свою силу на политической сцене топда, копда ослабляются позиции посударства и царит произвол. Мы считаем, что племенная структура йеменскопо общества представляет собой реальное препятствие не только для создания демократическопо режима, но и для формирования пражданскопо института, во-площающепо суверенитет посударственных учреждений и законность в Йемене.

Одной из ведущих причин, приведших к йеменской революции в 2011 поду, помимо тяжелых экономических условий, бурнопо роста населения и безработицы, стали разно-пласия и конфликты между племенами и президентом Али Абдаллой Салехом, в частности, из-за нежелания президента держать слово.

В Йемене есть две крупнейшие племенные конфедерации - бакиль и хашид. И именно вождь племени хашид шейх Абдал-ла аль-Ахмар в свое время привел к власти Салеха. Между Салехом и шейхом Абдалла аль-Ахмар была заключена доповоренность, что после ухода Салеха следующим плавой посударства станет представитель клана аль-Ахмаров Али Мохсен аль-Ахмар - командующий Первой бронетанковой дивизией и по совместительству сводный брат президента. Однако разнопласия между ним и шейхами племенной конфедерации хашид к тому времени уже стали слишком серьезными. И исход йеменской революции был предопределен переходом на сторону раз-пневанной молодежи братьев аль-Ахмаров с их племенными ополчениями и Али Мохсена аль-Ахмара с епо бронетанковой дивизией. Без них йеменскую молодежь просто раздавили бы силовые структуры детей Салеха6.

Присоединение племени к революции стало, по сути, поворотным пунктом в ходе йеменской революции и одной из наиболее важных причин, ускоривших отстранение Салеха от власти. Но, с друпой стороны, вступление племени в йеменскую революцию привело к ряду непативных последствий.

Во-первых, было получено подтверждение непрочности пражданскопо общества в Йемене, который так и не избавился от власти племени и епо контроля. Не удалось

получить хотя бы в первом приближении однородного общества, государство, по сути, превратилось в племенную конфедерацию конкурирующих и конфликтующих групп, претендующих на суверенитет, славу, богатство и власть. При этом следует иметь ввиду, что у членов племени на первый план всегда выходит племенная самоидентификация, а на второй - национальная.

Во-вторых, существенную опасность представляют повстанческие племена. Если эти племена не ощущают себя в качестве основных участников и партнеров в политическом процессе, то они превращаются в наемников, которые могут быть использованы против самого государства.

В-третьих. Стоить также отметить, что племена, как правило, больше ориентированы на решение локальных задач. Кланам довольно трудно объединиться, потому что их интересы носят локальных характер, а не национальный.

Таким образом, роль йеменских племен в революции 2011 г. оказалась довольно существенной. Она стала очевидной именно тогда, когда военные ведомства были разделены, когда несколько военачальники заявили о своей поддержке революции на основе племенной принадлежности, что и произошло на более позднем этапе революции. Говорить о возможности построения гражданского общества при весомом представительстве племени во власти просто невозможно, так как создание гражданского общества для них не является приоритетным. Тем самым вероятность реализации проекта современного гражданского государства в Йемене является довольно низкой. Соответственно будущее самого государства при наличии племен и столь сильном их влиянии на власть для йеменцев остается по-прежнему неопределенным.

References

1. Abdulvahab Mohammed Ali al'-Rauhani. Jevoljucija tradicionnyh form institutov vlasti v Jemene [Evolution of traditional forms of institutes of the power in Yemen], Azija i Afrika segodnja, 2007, № 9, p.p. 48-54. (In Russ.)

2. Isaev L.M. Plemennaja «revoljucija» po-jemenski [Breeding «revolution» in Yemen], Neprikosnovennyj zapas. Debaty o politike i kul'ture, 2012, № 4, p.p. 178-187. (In Russ.)

№ 5 (35) 2014 г.

3. Nechitajlo D.A. Jemen: «Al'-Kaida» i rol' piemen, Institut Blizhnego Vostoka [«Al-Qaeda» and role of tribes, Institute of the Middle East], [e-resource], Rezhim dostupa: http://www. iimes.ru/?p=14328 (Data obrashhenija: 06 marta 2012 g.). (In Russ.)

4. Citat po: Dolmov S. Strana bez perspektivy [It is quoted on: Dolmov S. The country without prospect], Jekspert, № 30-31, 30 ijulja -12 avgusta (2012 g.), p. 84. (In Russ.)

5. Abdel' Munim al'-Hifni. Jenciklopedija filosofskih terminov [Encyclopedia of philosophical terms], B.m.: Maktabat Madbuli, 2000, p. 641. Na arabskom jazyke. (In Arabic)

6. Plemja i igra politicheskih balansov v Jemene [A tribe and game of political balances in Yemen], Kitajskaja gazeta «Zhjen'min' zhibao»: arabskij variant [e-resource]. Rezhim dostupa: http://arabic.people.com.cn/31662/7582367. html (Data obrashhenija: 29 avgusta 2011 g.). Na arabskom jazyke. (In Arabic)

7. Samir Hasan Al'-Dzhazira. Polemika o vlijanii plemeni v Jemene [Polemic about influence of a tribe in Yemen], [e-resource]. Rezhim dostupa: http://www.aljazeera.net/ news/pages/d6cb6b69-952c-406a-b6ff-

295cd5a39a92. (Data obrashhenija: 02 maja 2013 g.). Na arabskom jazyke. (In Arabic)

1 Абдулвахаб Мохаммед Али аль-Раухани. Эволюция традиционных форм институтов власти в Йемене // Азия и Африка сегодня. (2007). -№ 9. - C. 48-54.

2 Исаев Л.М. Племенная «революция» по-йеменски // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. - 2012. - № 4. - С. 178-187.

3 Нечитайло Д.А. Йемен: «Аль-Каида» и роль племен, Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс]. URL: http://www.Nmes.ru/?p=14328 (06 марта 2012 г)

4 Цитат по: Долмов С. Страна без перспективы // Эксперт. - № 30-31, 30 июля -12 августа (2012 г) - С. 84.

5 Абдель Муним аль-Хифни. Энциклопедия философских терминов. Б.м.: Мактабат Мадбули, (2000). - С. 641. На арабском языке.

6 Племя и игра политических балансов в Йемене // Китайская газета «Жэньминь жибао»: арабский вариант [Электронный ресурс]. URL: http:// arabic.people.com.cn/31662/7582367.html (29 августа 2011 г.). На арабском языке.

7 Самир Хасан Аль-Джазира. Полемика о влиянии племени в Йемене [Электронный ресурс]. URL: http://www.aljazeera.net/news/pages/ d6cb6b69-952c-406a-b6ff-295cd5a39a92. (02 мая 2013 г.). На арабском языке.

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.