Научная статья на тему 'Опыт массового медиаобразования в Венгрии: становление и тенденции развития'

Опыт массового медиаобразования в Венгрии: становление и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СМИ / СЕМЕЙНАЯ МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / MEDIA EDUCATION / AUDIO VISUAL CULTURE / NATIONAL EDUCATIONAL STANDARD / SOCIAL ROLE OF MASS MEDIA / MEDIA LITERARY IN FAMILIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдоров Александр Викторович, Левицкая Анастасия Александровна

В своей статье авторы анализируют уникальный опыт Венгрии — первого государства в Восточной Европе, которое ввело медиа образование в качестве обязательной школьной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of Mass Media Education in Hungary: formation and development tendency

In this article the authors describe the unique experience in Hungary — the first state in East Europe to adopt media education as compulsory school subject.

Текст научной работы на тему «Опыт массового медиаобразования в Венгрии: становление и тенденции развития»

Опыт массового медиаобразования в Венгрии: становление и тенденции развития1

Александр Викторович Фёдоров,

профессор, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова, президент Ассоциации медиапедагогики России, доктор педагогических наук

Анастасия Александровна Левицкая,

доцент Таганрогского института управления и экономики, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, кандидат педагогических наук

• медиаобразование • аудиовизуальная культура общества • национальный образовательный стандарт • социальная роль СМИ • семейная медиаграмотность •

Западные страны (особенно Канада, Австралия, Великобритания, Франция, Германия, Норвегия, Швеция) в последние годы активно развивали исследования и медиа-образовательные программы на уровне средней и высшей школы2. При этом заметно всё возрастающее влияние трудов англоязычных медиапедагогов на общую ситуацию медиаобразования. С 1990-х годов зарубежное влияние в медиаобразовании стало ощутимым и в таких странах, как Россия и Украина3.

1 Статья написана в рамках исследования, выполненного при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-пЬдагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, соглашение 14.B37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом» (2012-2013).

2 Bazalgette C., Bevort E., Savino J. (1992). L'Education aux medias dans le monde: Nouvelles orientations. Paris — London: BFI, CLEMI, UNESCO, 120 p.; Buckingham D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.; Hart A. (1998). Introduction: Media Education in the Global Village // Hart A. (Ed.). Teaching the Media. International Perspectives. Mahwah, New Jersey — London: Lawrence Erlbaum Assoc. Publishers, pp.1-21; Masterman L., Mariet F. (1994). L'Education aux medias dans l'Europe des annees 90. Strasbourg: Conseil de l'Europe, 180 p.; Pungente

O'Malley M. (1999). More Than Meets the Eye: Watching Television

J.J.,

Watching

Us. Toronto: McClelland & Stewart Inc., 255 p.

3 Fedoróv A. (2003). Media Education and Media Literacy: Experts' Opinions. In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO.

Светское и теологическое медиаобразова-ние (особенно в последние десятилетия) активно развивается и в странах Восточной Европы.

Особенно ценен для нас опыт Венгрии — первой страны Восточной Европы, где ме-диаобразование с 1990-х годов стало обязательным для массового школьного обучения.

Хронология событий

История развития медиаобразования в Венгрии обусловлена историческими процессами, происходящими в послевоенной Европе, политикой государства по отношению к СМИ. В условиях социализма власти формулировали задачи, стоящие перед образованием в целом и перед его отдельными сферами. Венгерское сообщество педагогов и специалистов в области кино в числе первых осознало роль аудиовизуальной культуры в обществе. Интеграция кинообразования началась в 1957 году с основанием первых киноклубов. В 1961 году был основан Молодёжный кинокомитет, куда входило несколько организаций и институтов, занимающихся проблемами образования. Однако в те годы деятельность даже

62

общественных организаций дирижирова-лась политической властью.

Второй этап начался в 1965 году и длился до 1978 года, когда был утверждён новый государственный стандарт. На этом этапе кинообразование фигурировало в учебных планах в содержательном блоке «Эстетика кино» в рамках дисциплины «Венгерский язык и литература». Исходя из этого, специального обучения для учителей не было, однако в 1970-х годах сформировались профессиональные рабочие группы, ставшие в дальнейшем основной силой педагогических инноваций.

Третий этап развития медиаобразования в Венгрии пришёлся на 1978-1988 годы. В это время прежний стандарт потерял свою легитимность, а вместе с ним приостановилось и кинообразование. В течение нескольких лет отдельные инициативы венгерских педагогов внедрить медиаоб-разование в учебных заведениях страны тормозились бюрократическими препонами.

Четвёртый этап продлился с 1989 по 1995 год. Во время и после крушения командно-административной системы (1989-1990 гг.) венгерские учителя, привыкшие следовать диктату учебных планов в течение многих лет, столкнулись с новыми вызовами — ответственностью за разработку авторских учебных программ. Причём период смены режима характеризовался стремительно варьирующимися желаниями правительства.

В 1992 году появилась третья редакция национального базового образовательного стандарта ^АТ-3). В 1994 году был издан документ, дополняющий стандарт. В нём подчёркивалась важность защиты высокой культуры: элитарный подход к культурным ценностям. Левое крыло правительства, пришедшее к власти в 1994 году, одобрило новую редакцию госстандарта (спустя три года он также изменился).

В целом четвёртый этап развития медиаоб-разования в Венгрии характеризовался альтернативными, местными инициативами и экспериментами параллельно с начинающейся децентрализацией системы образования в целом. До 1995 года учебные про-

граммы были централизованы: ориентированы не на цели, а на предметы, одинаковые для всех школ и всех учащихся. В этих условиях киноэстетика сохранила своё место в курсе родного языка и литературы, но практически статус кинообразования снизился до факультатива.

Пятый, ключевой этап развития медиаобразования в Венгрии (1995 г. — настоящее время) начался с ратификации национального образовательного стандарта, принятого в 1995 году. Этот документ предоставил медиаобразованию место в дисциплине «Искусство», программа которой состояла из четырёх содержательных блоков («Киноискусство», «Живопись», «История искусств», «Коммуникационные системы»). Стандарт предписал изучение медиа в 7-10-х классах. В документе не указывалось конкретное количество «медиаобра-зовательных» часов, но предлагалось процентное соотношение учебных часов по каждому блоку.

1996 год ознаменовался созданием нового школьного предмета «Кинообразование и медиаобразование». Этот предмет был включён в государственный образовательный стандарт и, что уникально для Европы, введён в качестве обязательного предмета во все венгерские средние школы. С 2005 года курс «Медиаобразование» стал одним из предметов, по которым сдаются выпускные экзамены в школе, что повысило его престиж среди школьников, родителей и учителей.

После 1996 года в Венгрии были организованы региональные медиаобразовательные центры, объединившие различные организации (например, кинотеатры, местные газеты) в неформальную систему без внутренней иерархии и сохраняющие гармонию интересов и сотрудничество между школами и социумом (родительские комитеты, спонсоры, вузы, отдельные исследователи и т.п.). В 1996 году медиапедагоги основали Ассоциацию кино/медиапедагогов. Ассоциация организует национальные конференции, поддерживает работу сайта. Также важным источником инноваций стал спонсируемый правительством общественный кинофонд, который оказывает медиаобра-зованию финансовую поддержку в форме грантов.

63

Теоретические предпосылки

В современной концепции медиаобразова-ния в Венгрии можно отчётливо выделить две традиции: эстетическую и семиотическую. Как и во многих других странах, в 1960-х годах в Венгрии активно развивался так называемый эстетический подход в кинообразовании. Венгерские школы характеризовались сильной доминантой «высокой культуры». Эстетическая (художественная) теория медиаобразования нацелена на развитие понимания основных законов и языка медиатекстов, имеющих прямое отношение к искусству, эстетического восприятия и вкуса, способности к квалифицированному эстетическому анализу. Вот почему основное внимание уделяется анализу языка медиакультуры, критическому анализу авторской концепции художественного медиатекста.

В странах Восточной Европы (и, конечно, в России) эстетическая теория медиаобра-зования на протяжении многих десятилетий (с 1920-х до 1980-х годов) сочеталась с идеологической, ориентированной на коммунистический режим. При данном подходе киноискусство находилось в более привилегированном положении, чем пресса или телевидение, а внутри спектра кино в учебный процесс отбирались авторские, элитарные картины. Однако, начиная с 1 970-х годов, эстетический подход стал интенсивно вытесняться семиотической теорией, авторы и последователи которой считают, что медиатекст следует оценивать, прежде всего, не по его эстетическим качествам, а по сути содержания, по идеям, компонентам языка, символам и знакам.

Если изначально семиотика была ориентирована на лингвистику (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон), то постепенно семиотическая теория стала применяться для изучения медиатекстов массовой коммуникации (Р. Барт, У. Эко, Ю. Лотман). Любой медиа-текст рассматривается как совокупность знаков, основным содержанием медиаоб-разования становятся коды и «грамматика» медиатекста, то есть язык медиа, а педагогической стратегией — обучение правилам декодирования медиатекста, описания его содержания, ассоциаций, денотации и коннотации.

Семиотический анализ медиатекста тесно связан с изучением ключевого понятия ме-диаобразования «язык медиа». В этом смысле медиаобразование стремится развивать знания тех способов, с помощью которых медиатексты выражают свою идею, а также развивать эти знания, совершенствуя умения текстуального анализа, которые могут прилагаться к неподвижным или движущимся образам, записанным на носитель звукам или к любой комбинации вышеназванного. По отношению к понятию «язык медиа» обнаруживается единство подходов венгерских и российских медиа-педагогов (О.А. Баранов, С.Н. Пензин, Ю.Н. Усов, А.В. Фёдоров и другие) — и те, и другие на начальном этапе анализа меди-атекстов предлагают учащимся сконцентрироваться на внимательном восприятии аудиовизуальных образов, на описании их характерных особенностей. Аудитория учится понимать условные коды медиатекстов (к примеру, становятся «прозрачными» следующие коды: объекты и явления в медиа-тексте могут быть увидены «глазами персонажа», а каждая радио/телепередача имеет свою, как правило, постоянную заставку). И только после этого осуществляется плавный переход к интерпретации и оценке медиатекста.

Здесь также практикуются упражнения по изучению возможностей многомерного кодирования телевидения, фотографии и кино — кадрирование изображений и фотографий (изучение системы планов), съёмки видеокамерой под различными углами (изучение понятия «ракурс»), переход одного кадра в другой, ритм повествования (монтаж), ретроспекция, замедленное движение (манипуляция временем) и т.д. В итоге понимание учащимися языка медиа включает понятие о том, как можно обозначить изменения времени и места действия в медиатекстах, или как могут быть показаны типичные характеры и ситуации: например, каков «код» изображения типичных отрицательных персонажей, а каков — типичных положительных. Или в качестве более сложного варианта — как нарушаются или разрушаются стандартные «коды» медиатекста в пародии или в «экспериментальном авангарде», как обыгрываются в постмодернистской стилизации традиционные «коды» классических медиатекстов.

64

К концу 1990-х годов тема социальной роли СМИ стала звучать в различных концептуальных аранжировках на страницах научных изданий всё громче, но особенно выразительно, когда речь заходила о приобщении массовой аудитории к психологии кон-сьюмеризма, о воздействии рекламы, развлекательного контента и пр. Это отразилось как на теории, так и на практике ме-диаобразования. Ракурс социологической теории добавил в содержание дисциплины «Кино и медиаобразование» такие темы, как: «СМИ и гражданское общество», «Экономические взаимоотношения государства и массмедиа», «Медиа и политика», «Глобализация и глокализация» и др.

В современной Венгрии решения о культурном и креативном измерении образования производятся и на государственном (Министерством образования и культуры), и на школьном уровнях. На государственном уровне Национальный образовательный стандарт (NCC; Nemzeti Alaptanterv, NAT) определяет основные междисциплинарные цели и области знаний, список компетенций, которые необходимо развить. Национальный стандарт определяет следующие ключевые компетенции, которые должны приобрести учащиеся в ходе обучения: коммуникация на родном языке; коммуникация на иностранном языке; математическая компетенция; компетенция в естественных науках; информационная компетенция; умение самостоятельного и организованного обучения; инициатива; эстетически-художественное восприятие и выражение; экономическая компетенция; экологическое мышление; эстетически-художественное восприятие и выражение4.

Последнее включает понимание важности эстетического восприятия и творческого выражения идей, впечатлений, чувств в традиционных художественных формах и в медиа (включая литературу, музыку, хореографию, драматическое искусство, изобразительное искусство, визуальную культуру, фотографию и кино). В венгерских школах обычно предметы этого цикла носят названия «Изобразительное искусство и визуальная культура», «Музыка», «Драма и хореография», «Кино и медиаобразование». То, что область знаний «искусство» разделяется на эти предметы, производит синер-гетический эффект, т.к. все они нацелены

на овладение знаниями и приобретение опыта в различных формах создания, осмысления и коммуникации, что делает значительный вклад в развитие целого спектра умений и качеств личности.

Ключевыми понятиями предмета «Кино и медиаобразование» являются: наблюдение, понимание, коммуникация, интерпретация, анализ, толерантность, критическое мышление, кооперация, выбор, творчество. Предмет нацелен на развитие критического понимания медиа, понимание их социальной роли и функций. Он также даёт представление о аудиовизуальном языке, способствует тому, что школьники развивают рефлексию и толерантность к чужому восприятию и самовыражению через медиа-текст.

В 1996 году, как уже упоминалось выше, после 10 лет подготовки в новый национальный образовательный стандарт был введён новый предмет «Кино и медиаобра-зование» и с 1998-1999 учебного года эта дисциплина появилась в учебных планах всех венгерских школ с 7 по 12 класс (т.е. для школьников в возрасте 12-18 лет). Целью внедрения медиаобразования было заявлено совершенствование навыков и умений чтения и письма визуального языка как способ понимания медиа и образного мира вокруг нас.

Стратегический план развития медиаобразования

Для того, чтобы получить представление о современной венгерской образовательной политике в области медиа, остановимся на основных положениях Национального стратегического плана медиаобразования, утверждённого Министерством образования на 2004-2013 год5.

Цель плана — создание и внедрение программ, направлен- _

ных на развитие навыков избирательного, критического и интерактивного использования мас-смедиа, т.е. развитие медиаграмот-

4 Benyei-Fazekas J.

how and Why? Media In: Educating for the Age. Vienna: Federal and Cultural Affairs &

5 Hungarian National tegic Plan 2004-2013.

(1999). What, When, Education in Hungary. Media and the Digital Ministry of Education UNESCO, p.55-65.

Media Education Stra-Ministry of Education.

65

ности граждан, особенно учащихся и работающих в системе образования. Стратегия составлена в соответствии с документом Европейской комиссии от 1999 года «Принципы и рекомендации аудиовизуальной политики в эру цифровых технологий», который гласит, что «...аудиовизуальные медиа играют фундаментальную роль в развитии и передаче социальных ценностей. Не только потому, что они воздействуют в значительной степени на то, какие факты и какие образы окружающего мира мы воспринимаем, но и потому, что медиа представляют целые концепты и категории — политические, социальные, этнические, географические, психологические, — которые мы используем для интерпретации этих фактов и образов. Таким образом, массмедиа участвуют в определении не только того, что мы видим, но и как мы видим это».

В стратегический план входят школьные программы медиаобразования, программы, ориентированные на развитие семейной медиаграмотности, а также программы для функционирования в общественной сфере, затрагивающие гражданские права и права ребёнка. Программы нацелены на воспитание поколения ответственных граждан, также подразумевается, что эффективное медиаобразование обогащает человека необходимыми знаниями, умениями и опытом, повышающими его положение на рынке труда и делающими его более активным участником культурной жизни Венгрии и Европейского Союза.

С помощью пяти аргументов в плане обосновывается решение интеграции медиа-образования в систему среднего образования:

1. Качественные и количественные изменения в потреблении медиа. Система образования не смогла соответствовать изменившимся отношениям общества и медиа, отразить растущее медийное потребление детьми и молодёжью, так как традиционно в школьной системе главным и единственным представителем культуры считался «канонический» литературный текст. Более того, трансформационные процессы в массовых коммуникациях породили ранее неизвестные виды медиатекстов, такие как инфотейнмент, интерактивное радио, интернет-чат. В результате этих изменений

новое поколение социализируется в новых условиях, используя новые медиа новыми способами, отличными от практики своих родителей. Трансформация содержания понятия медиаграмотности предъявляет новые требования к содержанию лингвистической, литературной и коммуникационной культуры, с одной стороны, и визуальной культуры и методологии медиаобразова-ния — с другой стороны.

2. Социализирующий эффект медиа в мире детей, подростков и взрослых. Кроме ограничений, касающихся насилия и сексуального содержания в медиа, медиаобразование может играть главную роль в регулировании массмедиа за счёт того, что решения о противоречивом контенте должны приниматься не избранными комитетами, а зрителями. Другими словами, зрители должны решать (например, с помощью пульта дистанционного управления), что смотреть, на основе критического, избирательного отношения к медиатекстам, которое они приобрели в результате процесса медиаоб-разования. Более того, их решения — реализованные как рыночный спрос, основанный на ценностях — должны способствовать повышению качества медиавещания.

3. Роль медиаобразования в аудиовизуальной политике государства. Что касается содержания, методологии и структуры медиа-образования, точкой отсчёта должна быть комплексная роль медиа в социализации личности. Медиа несут значительную ответственность за формирование (а не только за информирование) понятий, системы ценностей и даже языков (визуальных и символических, наряду с вербальными), которые граждане используют для понимания и интерпретации окружающего мира. Следовательно, роль массовых коммуникаций распространяется и на влияние на самооценку человека и его представление о своём месте в мире. Другими словами, медиа играют важную роль в формировании нашей культурной идентичности.

4. Медиаобразование как путь к равным возможностям. Медиа играет активную роль в процессе представления социальных перемен. Для некоторых людей это трагические потери, а для других — пространство новых возможностей. Таким образом, идёт расслоение общества на победителей

66

и неудачников. Медиаобразование предоставляет равные возможности, ведь в социальное соревнование входит и то, насколько человек способен выбирать и использовать медийную информацию в своих интересах. Различия в моделях использования медиа разными социальными группами отражают традиционное неравенство, но они же расширяют эту пропасть. Миссия меди-аобразования — предоставить детям и молодёжи, населению в целом возможность приобрести компетенцию, т.е. знания и умения, которые сделают их активными пользователями медиа, а не пассивными ме-диапотребителями или медиажертвами.

5. Критическое использование медиа как предпосылка к демократическому гражданству и свободной прессе. Критическое использование медиа — необходимое условие демократического гражданства. Более того, медиа — ключевой элемент сохранения национальной культуры. Использование медиа — это важный компонент трансформации коллективной гражданской и политической культуры. Этот процесс преподал медиаобразовательному направлению важный урок: массовая культура не просто противостоит элитарной или «высокой» культуре, но и делает свой вклад в культурное гражданство. Через медиаобразование образовательная политика берёт ответственность за утверждение коллективных норм и ценностей свободы, чести и равных возможностей.

Далее авторы документа сопоставляют «вызовы» информационного общества и возможности медиаобразования для соответствия им.

Программы развития медиаграмотности нацелены на школьников и учителей и предназначены для обогащения медийных занятий развивающими заданиями, которые не вписываются в формат урока. Учитель даёт возможность ученикам узнать рынок местных СМИ, встретиться со специалистами местных теле/радиокомпаний, прессы, исследователями; выполнить творческий проект и поделиться опытом с ровесниками.

Цели программ «Медиа и Общество», «Ме-диаклуб» и «Медиалагерь» — развить ме-диаграмотность (т.е. способность критического, избирательного и творческого исполь-

зования медиа) детей в возрасте 12-18 лет, но структура и методология различны.

Например, программа «Медиа и Общество» представляет собой групповой проект, осуществляемый во внеурочное время по одной из тем на выбор группы (меньшинства, субкультуры, несовершеннолетние преступники, экологические проблемы, бездомные, и т.п.). Члены группы составляют рабочий план, собирают и готовят материалы, иллюстрирующие данную проблему. Они изучают литературные и художественные, а также типичные репрезентации выбранной темы в кино, на телевидении, радио и в прессе, и создают собственный медиапро-дукт/медиатекст (интервью, видеопроект, статья). Программа сфокусирована на анализе и сравнении различных медиатекстов, презентации собственного проекта.

Медиаобразование в рамках школьной программы и во внеурочной деятельности требует широкий спектр демонстрационных и обучающих материалов. Кроме доступных базовых материалов по медиаграмот-ности (учебники, методические указания), необходим доступ к программам, образовательным и демонстрационным материалам, связанным с ними. Для разработки таких материалов План предлагает проект «Медиа о медиа».

Цель проекта — создать качественные теле- и радиопрограммы, интернет-сайты, показывающие примеры, иллюстрации, факты, драматизацию, документалистику на тему типичных, проблематичных или спорных вопросов работы СМИ, таких как образ жизни, социализация, доступ к медиа, контент, глобализация, медиатизированный образ мира, манипуляция, репрезентация, медиаэтика. Итоговые продукты могут быть опубликованы в «среде обитания» СМИ, например, на интернет-форуме, и использованы в любой другой программе (курсах для учителей, школьных занятиях), нацеленной на развитие медиаграмот-ности.

В плане также присутствует и интеграция медиаобразования в среднее профессиональное образование ввиду того, что на рынке труда в информационной сфере появляется всё больше рабочих мест такого профиля.

67

Особый интерес представляют программы, направленные на построение взаимодействия учителей, родителей и школьников. Исследовательская часть направлена на изучение индивидуального и семейного контекста использования медиа. В итоге проводятся форумы и конференции, где родители и эксперты могут поделиться результатами исследования. Вторая часть включает разработку моделей для потенциального сотрудничества школы и семьи в вопросах использования и интерпретации медиатекстов и реализацию программ, основанных на этих моделях.

Цель программы «Медийное событие месяца» — создание и поддержка интернет-форума и образовательного архива, который значительно поможет в развитии критического мышления массовой аудитории. Это профессионально регулируемый и регулярный диалог с аудиторией о медиатек-стах, которые вызывают наибольший интерес в данное время. Затем редакторы сайта выбирают событие месяца, дополняют его материалами дискуссии и распространяют в 30-50 школах, чтобы те могли использовать эти материалы на медиаобра-зовательных занятиях. Программа завершается конференцией в конце каждого учебного года, где школы, критики и представители СМИ могут оценить работу общественного сайта.

Протекционистский фокус медиаобразова-ния отражён в программе по информационной защите детей, с помощью которой школы и детские сады обеспечиваются информационными материалами, касающимися прав ребёнка, родителей и учителей и медиа. В центре внимания — вопросы, касающиеся изображения детей в массовых ме-диатекстах и правовом регулировании защиты личной информации.

С исторической точки зрения, медиаобра-зование в Венгрии прошло путь от эксклюзивности эстетического подхода к семиотическому и социокультурному подходу: на первом-третьем этапах развития кино/медиаобразование было подчинено педагогическим целям художественного воспитания. Характерно, что на четвёртом и пятом этапах преобладает модель критического восприятия и анализа меди-атекстов.

Интеграция медиаобразования в систему среднего образования происходила следующим образом: на первом этапе основой был киноклуб, в то время как эксперименты и индивидуальные инициативы учителей изобразительного искусства и родного языка и литературы превалировали на четвёртом этапе. На 2, 3 и 5 этапе медиаобразо-вание — часть обычной школьной программы, массового образования в различных формах. Современная венгерская модель медиаобразования пытается выдерживать баланс между эстетическим и социологическим подходом. Основополагающая цель — понимание медиатекста как элемента культурной истории.

На вопрос, должно ли медиаобразование быть только профессиональным или массовым, венгерские специалисты ответили 15 лет назад, создав новый школьный предмет «Кино и медиаобразование». По прошествии шести лет этот предмет был включён в государственный образовательный стандарт и введён в качестве обязательного предмета во все венгерские средние школы.

Фактически эта дисциплина появилась в учебных планах 7-12 классов с 1998/99 учебного года. Исходя из профессионального опыта разработчиков программ в сфере киноискусства и богатой венгерской традиции художественного воспитания, 60% первой версии содержательного наполнения предмета «Кино и медиаобразование» было посвящено языку кино и истории кино, 30% — средствам массовой коммуникации и 10% — основам новых медиа и нелинейному мышлению. С течением времени предметное содержание претерпело изменения, сместились социальные акценты, многие темы, ранее базировавшиеся на материале киноискусства, теперь рассматриваются через телевизионные медиатексты, появились новые средства массовой коммуникации. Часть уроков посвящена изучению аудиовизуального языка, часть — медийным агентствам и аудиториям, их социальной роли.

Что касается необходимого технического оснащения, то практически все средние школы оборудованы базовыми инструментами медиаобразования: есть телевизоры, видеомагнитофоны, видеокамеры, проек-

68

торы, программы по видеомонтажу. Многие образовательные учреждения Венгрии имеют собственный фонд (средства от благотворительных концертов, сбора мусора, пригодного для переработки, индивидуальные пожертвования меценатов, помощь родителей), который помогает поддерживать школьные ресурсы. Ещё один источник — внешние национальные (Общественный фонд модернизации среднего образования, Венгерский общественный фонд кино) и региональные/муниципальные фонды.

Хотя национальный образовательный стандарт требует минимум медиакомпетентнос-ти от каждого выпускника, школы вольны выбирать между тремя уровнями подготовки: минимальным, средним или углублённым. При данном подходе в 8 классе из 980 учебных часов медиаобразованию отводится минимум 37 часов (т.е. 1 урок в неделю), в 11 классе из общего количества 762 часов — 18, а минимум для выпускного класса — 16 часов.

За всю историю развития медиаобразова-ния в Венгрии было издано три поколения учебников для школ. В таблице 1 дана их сравнительная характеристика6.

В настоящее время в школах используется учебник «Культура кино и медиаобразова-ние для школьников 12-18 лет» (1998). Весьма показательно, что его ведущим разработчиком является Ласло Хартаи — известный венгерский кинорежиссёр, председатель венгерской Ассоциации кино

и медиаобразования, глава оргкомитета конкурса по медиаграмотности для школьников. Этот учебник выходит за рамки национального стандарта и отражает основную идею дуализма медиатекста: технической репродукции и аудиовизуальной репрезентации. В отличие от предыдущих учебных материалов, в нём также представлены вопросы, связанные с изучением массовой информации, социальной коммуникации, медийной репрезентации, а примеры охватывают не только художественные фильмы, но и медиатексты других видов.

Содержание учебников дополнено антологией наиболее значимых текстов о кино и медиа («Век образов»). Это подборка 60 классических и современных текстов о кино и средствах массовой коммуникации иностранных и венгерских авторов. Методическое пособие для учителей содержит развёрнутый список литературы и список рекомендованных фильмов.

Уже на ранних этапах преподавания медийных дисциплин использовались программы школьного телевидения Sulinet. Сейчас коллекция примерных учебных программ доступна в каждом региональном медиаобра-зовательном центре и дистанционно через 'SULINET-IRISZ' (закрытую интернет-группу, разработанную специально для средних школ).

Среди более современных аудиовизуальных пособий выделяется серия видеофильмов и CD-ROM — «Практикум по киноязыку»,

Три поколения венгерских учебников по медиаграмотности

Автор Кино/телевидение Авторское и массовое киноискусство Художественный тек документалистика ст/

I.Balcs (1966, 1969) Кинообразование с фокусом на эстетическую функцию Касается только авторского кино, нормативных точек зрений Касается только художес ных медиатекстов ■вен-

P.Honffy (1979) Кинообразование с фокусом на эстетическую функцию Роль элитарного кино переоценена, точка зрения не нормативная Касается только художес ных медиатекстов ■вен-

L.Hartai-K.Muhi (1998) Кино и массмедиа Различные медиа Художественные и докум тальные медиатексты. Фу ональный подход эн- 'нкци-

6 Szijarto I. (2002). Motion Picture and Media Education in Hungary // Hart A., Suss D. (Eds.) Media Education in 12 European Countries. Zurich: Swiss Federal Institute of Technology. P. 67.

69

«Киноуроки», «Медиауроки», «Творчество Миклоша Янчо» (одного из наиболее значимых венгерских режиссёров).

Что касается технологии медиаобразова-ния, то вместе с разработкой учебников были опубликованы и методические пособия для учителей. Основная идея методики Ласло Хартаи, использующаяся в настоящее время: медиаобразование в качестве школьного предмета должно быть нацелено на развитие понимания языка медиа (кино, телевидения, видео, компьютерных игр, вебтекстов) и знания социальных функций и функционирования аудиовизуального материала. Дидактическая цель — овладение умениями понимания медийного языка и его создания, глубокое понимание процесса создания и восприятия медиатекстов.

Один из наиболее значимых этапов в истории медиаобразования в Венгрии — организация национального конкурса по меди-аграмотности для школьников, вызвавшего позитивный резонанс и в профессиональном сообществе, и у общественности. Этот конкурс существует уже десять лет. Чтобы попасть в число финалистов, необходимо пройти нескольких туров, а победители получают льготы при поступлении в университет.

Проблемы, с которыми сталкиваются оргкомитет и члены жюри, высвечивают ключевые вопросы, связанные с предметом «Медиаобразование» в целом. Например, с целью предоставления равных возможностей и социальной справедливости школьники должны вести дневник о процессе видеопроизводства. Таким образом, организаторы конкурса пытаются избежать ситуации, когда ребята из деревенских школ, обладающих более слабой материальной базой, изначально имеют меньшие шансы, или когда дети, которым помогают взрослые, имеют несправедливое преимущество. Если из дневника понятно, что ребёнок задумал замечательный фильм, он может участвовать в конкурсе, даже если реализация сценария была далеко от совершенства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценивание происходит на основе детализированного списка критериев. Члены жюри сначала индивидуально оценивают ра-

боты участников, затем коллегиально распределяют призовые места. Главные критерии: убедительная аргументация, знание киноязыка, знание теории медиа, умения аналитического мышления, устной коммуникации.

За пределами средних школ и вузов в Венгрии существует не так много медиаобра-зовательных программ или инициатив. Нельзя не отметить, что Венгрия активно сотрудничает с другими странами Евросоюза, но чаще в качестве участника, а не инициатора проектов. Так, Венгрия принимает участие в проекте «Сеть видеообмена» (Video Exchange Network (IVEN), цель которого — поддержка креативных и уникальных историй, созданных молодёжью в разных странах, развитие профессиональных связей с помощью конференций. Этот проект был задуман молодыми энтузиастами в международном летнем лагере кино и актёрского мастерства в Сеуле. Идеей было создание «видеодиалога» между подростками во всём мире с помощью средств кино. Каждая группа по очереди пишет сценарий короткометражного фильма, который размещается на сайте для обсуждения и принятия решения всем сообществом, чей сценарий будет реализован. Затем по сценарию, победившему в конкурсе, снимается фильм, который распространяется по сети и представляется к участию в молодёжных кинофестивалях. Страны-участники проекта — Корея, Венгрия, Австралия, Германия, Сербия, Норвегия и США.

Ключевую роль в лоббировании медиаоб-разования в академическом сообществе и в координации развития этого направления играет венгерская Ассоциация кино и медиаобразования. Ассоциация предлагает учителям и школьникам участие в различных проектах, поддерживает собственный вебсайт с теоретическими и методическими материалами. Основные направления деятельности включают: программы подготовки учителей; методическую поддержку и курсы повышения квалификации; работу региональных медиацентров.

Подготовка педагогов

На профессиональном педагогическом уровне введение нового предмета измени-

70

ло требования к самому педагогу. Современные профессиональные требования к учителям дисциплины «Кино и медиаоб-разование» предполагают к 2013-2014 учебному году обязательное наличие специальной квалификации, а до этого времени — по крайней мере сертификат о пройденном 120-часовом курсе переподготовки. Начало профессионализации подготовки медиапедагогов было положено в 1998 году, когда 30 учителей на конкурсной основе были отобраны для прохождения 600 часовых курсов переподготовки по специальности «Медиаобразование» для того, чтобы стать модераторами в разных областях страны. Их задачей стала организация региональных медиацентров, менеджмент интеграции медиаобразования в их регионе, консультативная поддержка и организация курсов для учителей. И в 1998 году таких центров было уже 23, по одному в каждом регионе и 3 в столице. Начиная с этого времени в медиацентрах проводятся курсы повышения квалификации для учителей с целью ознакомления с примерными программами медиаобразования и оказания методической помощи в разработке собственных программ, включая примеры методики обучения киноязыку, креативной медиапедаго-гики, анализу и пр.

Но подготовка учителей не ограничилась курсами переквалификации. В высших педагогических учебных заведениях было введено новое направление «Медиаобра-зование». Впервые набор по этому направлению был сделан на факультете эстетики крупнейшего венгерского университета им. Э. Лоранда (ELTE, Будапешт) в 1994-1995 учебном году. Первые дипломированные медиапедагоги начали свою трудовую деятельность с 1998 года. Курс обучения по медиаобразованию состоит из 8 семестров, а дисциплины включают историю и теорию киноискусства, теорию массовой культуры, кино/медиакритику, телевизионные жанры, методы обучения. Аналогичные программы существуют теперь и в шести других высших учебных заведениях Венгрии. К 2002 году 200 учителей получили степень бакалавра по направлению «Медиаобразование» и ещё 500 прошли курсы переподготовки.

Студенты, обучаемые по педагогическому направлению бакалавриата «Кино/медиа-

образование», знакомятся с генезисом медиа, основополагающими аспектами функционирования массовых коммуникаций, изучают практические аспекты обучения медиаграмотности.

Естественно, программа бакалавриата служит основой для дальнейшего обучения в магистратуре по программе «Учитель ки-но/медиаобразования» (профессиональный цикл).

Например, в результете изучения предмета «Методология преподавания кино/медиаоб-разовании» студент должен:

— знать: венгерскую и зарубежные модели медиапедагогики; государственную образовательную политику в области медиаобра-зования; необходимый тематический минимум дисциплины для средней школы.

— уметь: отличать венгерские особенности медиапедагогики, оценивать международные тренды, а также исторические и структурные предпосылки этих отличий; создавать развивающую образовательную среду.

В результате изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции: способность проектировать и реализовы-вать учебные программы; готовность применять современные технологии медиаоб-разования.

Цель дисциплины: ознакомить студентов с системой и требованиями венгерского среднего образования, требованиями дисциплины и местом дисциплины в венгерской системе общего образования.

Содержание: кинообразование в Венгрии с 1960-х до наших дней; модели кинообразования в мире; цели кино/медиаобразова-ния; базовые документы медиаобразования (национальный образовательные стандарт, типовые учебные планы); возможности и ограничения интеграции предмета; фундаментальные и детальные требования итогового экзамена; оценивание; исследования по потреблению медиа школьниками; роль учителя в медиаобразовании (начало и конец урока, работа с учебником, типовые программы, разработка собственной программы, планов уроков); педагогические инновации в методике медиаобразова-

71

ния; различные подходы к анализу уроков; дети, нуждающиеся в особом внимании; роли учителя и типы учителей; вопросы творческой медиапедагогики; внешкольные занятия (посещение студий, участие в программах, походы в кино); роль школьных олимпиад в обучении; роль общественных организаций в медиапедагогике; практическое медиаобразование; международное сотрудничество.

Предмет: кинопедагогика

В результате изучения дисциплины студент должен:

— знать: культуру киноискусства (история, теория и анализ кино, знания жанров, и т.д.); место кино в дисциплине «Медиаобразование»; соотношение контента кино и массмедиа (общий язык, идеология, культурная история);

— уметь: интегрировать знания, полученные в ходе обучения, в школьную практику.

В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: способность проектировать и реализовывать учебную программу дисциплины; готовность к дальнейшему профессиональному самообразованию.

Цель дисциплины: расширить методологические умения студентов. Студенты должны ознакомиться со специальной литературой по методологии предмета.

Содержание: вопросы преподавания истории кино, анализа кинофильмов; жанры кино в учебной программе; массовая и элитарная культура; ключевые темы учебной программы (феномен звёзд, история кино); преподавание языка кино; методология ведения киноклуба.

Требования к итоговой аттестации по предмету включают тесты, эссе (дидактическая разработка по работе с короткометражным фильмом), фрагменты учебной программы, посвящённые конкретной теме (например, теория кино, история кино), разработка упражнений, оценка мультимедийного продукта, создание видеопродукта с обучающей целью на основе синопсиса и утверждённого сценария.

Предмет: медиапедагогика

В результате изучения дисциплины студент должен:

— знать: содержание медиакомпонента учебной программы; значение медийных исследований в предмете.

— уметь: интерпретировать исследования массовых коммуникаций; использовать ключевые понятия медиаобразования (репрезентация, ритуал, жанры медиа); применять контент исследований массовых коммуникаций к содержанию и требованиям к освоению дисциплины в целом.

В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: способность проектировать и реализовывать учебную программу дисциплины; готовность к дальнейшему профессиональному самообразованию.

Цели дисциплины: студенты должны освоить содержание медиакомпонента курса «Кино/медиаобразование», ознакомиться со специальной литературой по теориям массовых коммуникаций и применять полученные знания в своей преподавательской практике.

Содержание: вопросы преподавания истории массовых коммуникаций; полемика на тему реальности телевидения (ток-шоу, реалити-шоу, документальные и новостные программы); обучающие материалы по печатным СМИ. Вопросы преподавания новых медиа.

Предмет: оптимизация использования мультимедиа

В результате изучения дисциплины студент должен:

— знать: задачи и способы применения мультимедиа в учебном процессе;

— уметь: использовать мультимедийную аппаратуру; отбирать и использовать медиа иллюстрации, соответствующие целям занятий; создавать собственные медийные продукты.

В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: спо-

72

собность проектировать и реализовывать учебную программу дисциплины; готовность к дальнейшему профессиональному самообразованию; способность организовывать коммуникацию и сотрудничество с коллегами.

Цель дисциплины: студенты знакомятся с идеологией мультимедиа, теоретическими и практическими основами их использования в обучении, специфические характеристики отдельных средств; изучают особенности фотографии и кино, такие как планы, ракурсы, монтаж и пр. Знакомятся с процессом кинопроизводства (подготовительный этап, съёмка, пост-продакшн). В результате студенты могут создать собственный кинофильм (на основе синопсиса или сценария).

Содержание: теоретические знания о мультимедиа; использование мультимедиа в обучении; разработка учебных материалов с использованием компьютерных технологий (от подбора ресурсов к их созданию); звук в кино; формы выражения в кино; композиция; особенности жанров; креативность, рабочие фазы создания видео; планирование сцен; виды письменных материалов (синопсис, литературный и режиссёрский сценарий); студийный пост-про-дакшн; линейные и нелинейный монтаж.

Во время 60-часовой педагогической практики магистранты знакомятся с нормативными документами, регламентирующими работу учителя в школе (в Венгрии это, в первую очередь, Закон об образовании и Национальный образовательный стандарт. Его новая редакция вступит в силу с 1 сентября 2013 года), выявляют, какое место предмет «Кино/медиаобразование» занимает в учебном плане конкретной школы, и учатся применять медиаобразо-вательные технологии на практике. Они также изучают возможности интеграции и междисциплинарных проектов с дисциплинами «Венгерский язык и литература», «Социология», «Информационные технологии», «Искусство» и пути сотрудничества с организациями, поддерживающими медиаобразование, используют возможности социальной среды города/региона для внешкольных занятий (экскурсии на теле/радиостанции, походы с классом в кинотеатр, участие в научно-исследовательских

программах вузов, участие в творческих конкурсах).

При сопоставлении компетенций, которыми должен обладать магистрант направления «Кино/медиаобразование» после прохождения курса обучения, можно сделать вывод о том, что центральная общекультурная компетентность в венгерской модели меди-аобразования — культура мышления специалиста, понимание универсальных человеческих ценностей, принципов толерантности и диалога. Важнейшие профессиональные компетенции включают:

• способность проектировать и реализовы-вать учебную программу дисциплины «Ки-но/медиаобразование» (автономно или ин-тегрированно);

• готовность применять современные технологии медиаобразования;

• умение использовать методы научного исследования;

• способность к профессиональному взаимодействию с коллегами (на школьном, региональном и международном уровне);

• готовность к дальнейшему профессиональному самообразованию.

Образование учителя дисциплины «Кино/ медаобразование» в Венгрии нацелено не только на развитие конкретных навыков и умений, но и ориентирует студентов на аналитическое мышление. Несмотря на разный статус медиаобразования в Венгрии (обязательный предмет в средней школе) и в России, профессионалы обеих стран сходятся во мнении о необходимых компетенциях, таких как фундаментальное знание истории и теории массовых коммуникаций, владение медиаобразовательны-ми технологиями и стремление к профессиональному росту.

Таким образом, мы видим, что медиаобра-зовательная мотивация на современном этапе развития венгерского медиаобразо-вания проявлена и на уровне общественных организаций, и на уровне образовательных учреждений, и на государственном уровне системы образования в целом. К настоящему времени в Венгрии сформировалась национальная модель массового ме-диаобразования. Этот опыт, безусловно, представляет значительный интерес и для нас в России.

73

Венгерская модель массового медиаобразования

Таблица 2

Цель • Формирование умений и навыков «чтения» аудиовизуального языка киноискусства • Формирование умений навыков самовыражения через медиатекст • Развитие критического понимания массмедиа, понимание их социальной роли и функций в медиатизированной общественно-культурной жизни

Адресанты Медиапедагоги, библиотекари, журналисты, режиссёры, операторы, медиаменеджеры, кинокритики, исследователи в области массовой коммуникации и медиаобразования, специалисты в области рекламы и связей с общественностью

Адресаты Медиапедагоги и учителя других дисциплин, учащиеся 7-12 классов общеобразовательной школы, студенты педагогического направления «Медиаобразование», творческая молодёжь

Теоретическая база Эстетическая, семиотическая и социологическая теории медиа

Содержание • Киноведение • Основы социологии массовых коммуникаций

Формы • Интеграция в базовое образование с 7 по 12 класс, факультативные уроки, кружки, меди-аклубы, выпуск ученических газет, журналов, теле- и радиопрограмм, создание интернет-сайтов • Проведение ежегодного национального конкурса по медиаграмотности для школьников • Высшее педагогическое образование в области медиа • Курсы переподготовки и повышения квалификации для учителей • Организация научно-практических конференций, медиафестивалей, участие в международных медиаобразовательных проектах

Результат Формирование медиаграмотности массовой аудитории

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.