$
Массовое медиаобразование в современной России: реальные достижения и трудности1
Александр Викторович Фёдоров,
проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова, президент Ассоциации медиапедагогики России, доктор педагогических наук, профессор, mediashkola@rambler.ru
• медиаобразование • учителя • школьники • медиаграмотность • медиакомпетентность •
«Большая российская энциклопедия» определяет медиаобразование (media education) как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиа-текстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности. ... Позитивным результатом медиаобразования следует считать медиакомпетентность личности (media competence of personality) — совокупность её мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный (оценочный), практико-операционный (деятельностный), креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме»2.
В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно подчёркивалась важность и поддержка массового медиаобразования (конференции ЮНЕСКО в Грюнвальде (l982r.); Тулузе (1990г.); Париже (1997г.); Вене (1999г.); Севилье (2002г.); Париже (2007г.); Москве (2012г.); Париже (2014г.) и др.).
Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления:
1) медиаобразование будущих и действующих профессионалов — журналистов (пресса, радио, телевидение, интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;
2) медиаобразование будущих и действующих педагогов в университетах, педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре;
3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, учащихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);
4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.);
1 Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 14-18-00014 «Синтез медиаобразования и медиакри-тики в процессе подготовки будущих педагогов».
2 Фёдоров А.В. Медиаобразование // Большая российская энциклопедия. Т. 17. М.: Большая российская энциклопедия, 2012. С. 480.
75
#
5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиакри-тика);
6) самостоятельное/непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека)3.
Медиаобразование тесно связано не только с педагогикой, но и с такими отраслями гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение, театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества), социология, политология и т.д. Отвечая нуждам современной педагогики в развитии личности, медиаобразова-ние расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися. А комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео, интернета, виртуального мира компьютера (синтезирующего черты практически всех традиционных средств
3 Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 176 с.; Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 1989. 32 с.; Фёдоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. 2004. № 4. С. 43-51; Фёдоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. 2006. № 4. С. 175-228; Федоров А.В. Методика анализа медиатекстов на занятиях со студентами: практика кинообразования. Saarbrücken, 2011. 188 c.; Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. 88 с.; Короченский А.П. Меди-акритика в теории и практике журналистики: дис. ... докт. филол. наук. СПб., 2003; Онкович А.В. Медиадидактика и преподавание русского языка как иностранного: история и современность // Русский язык и литература во времени и пространстве: Материал. XII Конгресса Международ. ассоциации преподавателей русского языка и литературы. М., 2013. Т. 3. С. 562-568; Bachmair B. (ed.) Medienbildung in neuen Kulturräumen: die deutschsprachige und britische Diskussion. Wiesbaden: VS Verlag, 2010. 359 p.; Baker F.W. Media literacy in the K-12 classroom. Eugene, Or.: International Society for Technology in Education, 2012. 197 p.; Baran S.J. Introduction to mass communication: media literacy and culture. NY: McGraw-Hill Higher Education, 2010. 450 p.; Hobbs R. Reading the media: media literacy in high school English. N.Y.: Teachers College, Columbia University, 2007. 190 p.; Hobbs R. Digital and media literacy: connecting culture and classroom. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2011. 214 p.; Hoechsmann M., Poyntz S.R. Media literacies: a critical introduction. Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2012. 233 p.; Potter, W.J. (2011). Media literacy. Los Angeles: Sage, 463 p.; Share J. Media literacy is elementary: teaching youth to critically read and: create media. N.Y.: Peter Lang, 2009. 165 p.; Tyner K. (ed.). Media literacy: new agendas in communication. NY: Routledge, 2010. 243 p.
массовой коммуникации) помогает исправить, например, такие существенные недостатки традиционного художественного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи, обособленное рассмотрение формы (так называемых «выразительных средств») и содержания при анализе конкретного произведения. При этом аудиовизуальное медиаобразование — в отличие, скажем, от школьного курса изучения классической литературы — даёт возможность строить обучение на актуальных медийных примерах, на материале того, что учащиеся ежедневно смотрят по телевидению, читают, слушают и смотрят в интернете.
Медиаобразование предусматривает технологию проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и других продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре. При этом медиаобразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений меди-акультуры, то есть погружает аудиторию во внутреннюю лабораторию основных медиа-профессий, что возможно как в автономном варианте, так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы.
В 2008 и 2010 годах в МГУ прошли конференции и заседания круглых столов по проблемам медиаобразования, на которых были справедливо отмечены негативные тенденции развития медиаобразовательного процесса в России: «накопленный опыт и результаты исследований остаются недостаточно известными и используются в неполную силу вследствие того, что медиаоб-разование всё ещё не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения. Следует также признать, что в развитии медиаобразова-ния недостаточна роль факультетов журналистики, а также медиасообщества в целом. Слабо используются возможности дополнительного образования. Недостаточно
76
ФЁДОРОВ А.В. МАССОВОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РЕАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ТРУДНОСТИ
осуществляется взаимодействие с уже существующими центрами и многочисленными экспериментальными площадками в области медиаобразования, не в полной мере используется потенциал преподавателей и исследователей ведущих факультетов».
Основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских вузов и школ, прежде всего, связаны, на наш взгляд:
• с явным недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов;
• с определённой инертностью руководства университетов, педагогических вузов, школ (как известно, в рамках дисциплин регионального компонента и учебных курсов по выбору вузам предоставлены широкие возможности введения новых дисциплин разнообразной тематики, но учёные советы российских вузов пока крайне робко выделяют часы под медиаобразователь-ные дисциплины, столь необходимые будущим учителям);
• с традиционными подходами структур Министерства образования и науки России, концентрирующих своё внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям в области образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаоб-разования.
И всё-таки в деле медиаобразования на постсоветском пространстве в последние годы наблюдается явное продвижение вперёд. Так, в 2011 году Министерством образования и науки Украины, Национальной академией педагогических наук (НАПН) Украины была принята масштабная программа массового медиаобразования в средних школах. В эксперимент вовлечены в настоящее время десятки школ, во многих украинских городах активно проводятся медиа-образовательные семинары, курсы повышения квалификации для школьных учителей. В 2012 году в Киеве опубликован первый учебник по тематике медиаобразо-вания и медиаграмотности, написанный коллективом авторов из Украины и Рос-сии4. По-видимому, тогдашнего украинского министра образования убедили аргументы медиапедагогов, ссылавшихся на международный опыт ЮНЕСКО, на успешное внедрение обязательного медиаобразова-
ния с 1 по 12 класс в Канаде, Австралии, Венгрии, Чехии и других странах.
В России важным медиаобразовательным событием стала инициированная научно-исследовательским коллективом «Медиа-образование и медиакомпетентность» при Таганрогском государственном педагогическом институте (при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда — РГНФ, грант № 01-06-00027а) регистрация учебно-методическим объединением (УМО при Министерстве образования Российской Федерации по специальностям педагогического образования) вузовской специализации «Медиаобразование» — 03.13.30. Это решение, состоявшееся в 2002 году, на практике обозначило, что медиаобразование педагогов в России впервые за всю свою историю обрело официальный статус.
Шесть лет спустя — 17 ноября 2008 года — Правительство России утвердило «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Согласно распоряжениям Правительства, федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности руководствоваться положениями «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», а органам исполнительной власти — данными основными направлениями. Среди приоритетных направлений в Концепции называется «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиа-образования».
В январе 2013 года Министр образования и науки России Д.В. Ливанов поддержал идею массового кино/медиаобразования школьников: «По каждому фильму (вошедшему в рекомендованный для факультативных занятий по _
кинообразованию в школе список — А.Ф.) педагогами и психологами долж-
4 Медiаосвiта та медiаграмотнiстЬ: пщруч-ник / ред.-упор. В.Ф. 1ванов, О.В. Волоше-нюк; за науковою ред. В.В. РiзуHа. Кшв: Центр втьно'Т преси, 2012. 352 с.
77
#
ны быть выработаны рекомендации, в том числе, по возрастным ограничениям. Многие школы, особенно продвинутые, смогут сами разобраться в этом вопросе, но министерство окажет помощь»
5
Обратимся к современному образовательному опыту в российских школах. Здесь, в первую очередь, хотелось бы отметить работу лабораторий координации экспериментальных исследований (зав. лаб. С.И. Гудилина) и медиаобразования (зав. лаб. Е.А. Бондаренко) Института содержания и методов обучения Российской Академии образования. В частности, стараниями лаборатории координации экспериментальных исследований (http://art.ioso.ru/index. php) совместно с Департаментом образования Москвы и другими организациями уже 14 лет ежегодно организуется научно-практическая конференция для учителей «Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразова-ние». На этой конференции традиционно собираются российские (а в последние годы и украинские) учителя, которые занимаются медиаобразованием школьников на своих уроках.
В 2014 году таких учителей собралось около пятидесяти. В частности, были представлены московские школы, гимназии № 185 (педагог-организатор Л.А. Сенина, учитель начальной школы Л.А. Хомич), № 515 (учитель географии Ф.С. Сагитов, учитель английского языка Н.И. Кириллова, учитель математики и ОБЖ В.И. Демидова), № 546 (учитель физики Ю.В. Казакова, учитель информатики и ИКТ О.И. Милешина), № 756 (учитель биологии О.В. Доценко), № 1183 (учитель истории Н.В. Давыдова), № 1213 (учителя русского языка и литературы Н.П. Петрова, А.В. Титова), № 1595 (учитель русского языка и литературы Ж.В. Красавина, учитель биологии Л.Е. Купцова), № 1623 (учитель русского языка и литературы Е.М. Матвеева), № 2006 (учителя английского языка И.О. Белова, И.С. Калмыкова) и др.
Следовательно, столичные учителя уже се_ годня могут обращаться за медиаоб-разовательными консультациями не только в лаборато-
5 Ливанов Д.В. Ливанов рассказал об оценке списка 100 фильмов для школьников. 2013. 17.01. http://news.mail.ru/culture/ 11642418/
рии координации экспериментальных исследований и медиаобразования Института содержания и методов обучения Российской Академии образования, но и непосредственно к своим коллегам <\#150> учителям-практикам.
Что касается российских учителей в целом, то, благодаря усилиям лаборатории координации экспериментальных исследований во главе с С.И. Гудилиной, они могут принимать участие в медиаобразовательных ви-бинарах, которые проходят ежегодно, в том числе и с участием американских медиапе-дагогов. Аналогичные обучающие вебина-ры для учителей, педагогов дополнительного образования, руководителей медийных студий организуются и коллективом под руководством Е. Ястребцевой.
Задачам медиаобразования школьников на материале прессы посвящены разнообразные мероприятия и конкурсы Лиги юных журналистов России (1п^р:// talentrussia.ru/liga-yunyx-zhurnalistov) и объединения ЮНПРЕСС (http://www.ynpress. сот/). Существенный вклад в развитие ме-диаобразования учащихся и в создание бесплатных интернет-библиотек и энциклопедий по медиаобразованию и меди-аграмотности вносит и Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России (http://mediaeducation.ucoz.ru/).
И здесь надо отметить, что медиаобразова-ние школьников активно развивается не только в Москве, но и в регионах. К примеру, тверскому учителю, одному из основоположников российского медиаобразования Олегу Александровичу Баранову удалось создать целый комплекс медиаобра-зовательных акций для школьников: киноклуб — киномузей — кинолекторий — кинофакультатив, который доказал свою эффективность на практике. При этом профессор О.А. Баранов постоянно анализировал этот опыт — в своей диссертации, в монографиях и учебных пособиях. Его известность давно уже пересекла границы нашего отечества, недаром он был специально приглашён в знаменитый пражский Карлов университет для написания там книги по кинообразованию. Не так давно мне стало известно, что труды О.А. Баранова изучают и в США в рамках исследований по истории развития медиаобразования в мире.
78
ФЁДОРОВ А.В. МАССОВОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РЕАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ТРУДНОСТИ
Знаменательно, что богатый опыт О.А. Баранова сегодня активно развивается и приумножается представителем новой генерации в нелёгком деле развития медиакомпе-тентности школьников — директором Мед-новской санаторной школы-интерната Виталием Валериевичем Солдатовым, неутомимым организатором тверских кино/ медиаобразовательных фестивалей и конференций (http://fest.msshi.ru/).
Любопытен уже сам путь, которым В.В. Солдатов пришёл к медиаобразова-нию. Окончив Тверской государственный университет, пройдя стажировку в Ам-херст-колледже, в Гейдельбергском и Фрайбургском университетах, окончив магистратуру при факультете германских языков Университета Массачусетс, магистратуру при факультете славянских языков Торонтского университета, Виталий Валериевич, вопреки сложившимся стереотипам об «утечке мозгов», вернулся в Россию, стал преподавать на кафедре английской филологии Тверского государственного университета и с 2010 года возглавил Медновский интернат (с. Медное, Тверская область). При этом он параллельно руководил детской любительской видеостудией и, открыв для себя труды О.А. Баранова, занялся кино/медиаобразованием детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе Медновской санаторной школы-интерната.
Полагаю, что Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России может гордиться такими своими членами, как О.А. Баранов и В.В. Солдатов, которые, находясь в постоянном творческом поиске, на практике развивают кино/медиаобразование в нашей стране.
Ещё один яркий очаг массового медиаоб-разования в современной России — Пермь, где стараниями известного режиссёра-документалиста П.А. Печенкина и медиапеда-гога О.Н. Ахмедзяновой был создан уникальный медиаобразовательный проект «Пермская синематека» (http://www. permcinema.ru/reports/), которая осуществляет разнообразные проекты для родителей, учителей и школьников, включая кинопрограммы, уроки и факультативы, конкурсы для педагогов, студентов и учащихся средних образовательных учреждений.
Не могу не упомянуть и практический опыт внедрения медиаобразования в Таганрогском государственном педагогическом институте имени А.П. Чехова, ставшем первый вузом России, осуществляющим подготовку будущих учителей по специализации 03.13.30 «Медиаобразование». Не лишним будет вспомнить реальные достижения ме-диапедагогов Иркутска (коллектив медиа-педагогов под руководством Л.А. Ивановой), Самары (масштабные мероприятия киноведа и медиапедагога М. Куперберга), Уфы (медиапедагог В.Г. Жерехов), Бийска (коллектив медиапедагогов под руководством В.А. Возчикова), Омска (медиапедагог Н.Ф. Хилько), Саратова (медиапедагог, психолог М.В. Жижина), Екатеринбурга (меди-апедагоги А.Р. Кантор и Н.Б. Кириллова), Белгорода (коллектив медиапедагогов-жур-налистов под руководством А.П. Короченс-кого), Кирова (медиапедагог М.В. Кузьмина), Кургана (медиапедагог Н.А. Леготина), Челябинска (медиапедагоги И.А. Фатеева, Л.П. Шестёркина, А.В. Минбалеев, А.А. Морозова, Т.В. Харлампьева), Тамбова (медиапедагог В.А. Монастырский), Оренбурга (медиапедагог Т.И. Мясникова), Архангельска (медиапедагог О.В. Печинкина), Пензы (медиапедагог С.А. Старостина), Краснодара (музыковед и медиапедагог Т.Ф. Шак) и многих других городов.
Так что российским учителям, желающим перенять медиабразовательный опыт, задать интересующие их вопросы, есть к кому обратиться за помощью и советом.
Дело осталось за «малым» — получить, наконец, более существенную поддержку от Министерства образования и науки России, тем более, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций недавно подготовила для этого почву в специальном разделе «Стратегия, цели, задачи и методы информационного образова- _
ния детей и подростков»6 в «Концепции информационной безопасности детей». □
6 Стратегия, цели, задачи и методы информационного образования детей и подростков // Концпция информационной безопасности детей. М., 2013. http://rkn.gov.ru/ docs/Razdel_20_koncepcija_2901.pЬf
79