Научная статья на тему 'Опыт изучения социального заказа на дополнительное образование детей'

Опыт изучения социального заказа на дополнительное образование детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ЗАКАЗ СО СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ / ЛИЧНОСТНЫЙ ЗАКАЗ / СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНЫЙ СПРОС / A SOCIAL ORDER / A STATE ORDER / THE ORDER FROM THE ORGANIZATIONS AND ESTABLISHMENTS / A PERSONAL ORDER / SOCIETY / A SOCIAL DEMAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лекомцева Елена Николаевна, Суханова Юлия Владимировна

В статье описывается опыт изучения социального заказа на дополнительное образование детей на примере семи федеральных округов РФ. Предлагается анализ основных понятий социального заказа, дана его структура как в системе образования в целом, так и в дополнительном образовании в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of Studying the Social Order for Children’s Further Education

In the article experience of studying the social order for children’s further education on the example of seven federal districts of the Russian Federation is described. The analysis of the main concepts of the social order is offered, its structure both in the education system as a whole, and in the further education in particular is given.

Текст научной работы на тему «Опыт изучения социального заказа на дополнительное образование детей»

УДК 37.0

Е. Н. Лекомцева, Ю. В. Суханова

Опыт изучения социального заказа на дополнительное образование детей

В статье описывается опыт изучения социального заказа на дополнительное образование детей на примере семи федеральных округов РФ. Предлагается анализ основных понятий социального заказа, дана его структура как в системе образования в целом, так и в дополнительном образовании в частности.

Ключевые слова: социальный заказ, государственный заказ; заказ со стороны организаций и учреждений; личностный заказ, социум, социальный спрос.

Е. N. Lekomtseva, Ju. V. Sukhanova

Experience of Studying the Social Order for Children's Further Education

In the article experience of studying the social order for children's further education on the example of seven federal districts of the Russian Federation is described. The analysis of the main concepts of the social order is offered, its structure both in the education system as a whole, and in the further education in particular is given.

Key words: a social order, a state order; the order from the organizations and establishments; a personal order, society, a social demand.

В настоящее время в отношении образования прослеживаются две противоречивые тенденции: объективное возрастание роли образования в жизни общества и общественная неудовлетворенность его состоянием, с одной стороны, с другой, - недостаточное осознание возросшей роли образования и неспособность государства и общества к адекватному ее обеспечению. Одним из возможных условий разрешения данного противоречия может быть организованное изучение социального заказа и учет его при организации и отслеживании результатов образования.

Обращение к социальному заказу можно увидеть еще в Древней Спарте, Вавилоне, которое выражалось в виде потребности в формировании определенных ведущих качеств у людей, их населяющих. Так, социальный заказ в Спарте заключался в потребности в воинах, а в Вавилоне - в ораторах. В СССР социальный заказ выражался в форме реализации определенной государственной идеологии. Словосочетание «социальный заказ» в нынешнем понимании стало употребляться в Российской Федерации с 1994 г. При этом в понимании сущности социального заказа в то время закладывалась идея о его предназначении для поддержки некоммерческих организаций.

© Лекомцева Е. Н., Суханова Ю. В., 2012

Сегодня понятие социального заказа в разных источниках трактуется по-разному. В Современном экономическом словаре под социальным заказом понимается выполнение интеллектуальной работы, например, в области искусства, культуры с учетом идеологической направленности официальной политики государства; желания органов власти; осуществление деятельности в соответствии с запросами и интересами общества, общественный заказ [7]. В общем виде социальный заказ - это общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определенной его части. Со стороны государства она может выражаться в необходимости решения таких общественно и индивидуально значимых вопросов, как помощь различным проблемным контингентам (бедные, инвалиды, престарелые, беженцы, заключенные, жертвы насилия, беспризорные и т. п.) и массовая социальная работа - с детьми, семьями, одинокими людьми, теми или иными группами риска.

В виду многоуровневости общественной потребности следует детализировать структуру социального заказа и выделить следующие его уровни:

- государственный заказ - определение требований со стороны государства к организаци-

ям (учреждениям) в соответствии с запросами и интересами общества, регламентированное в соответствующих документах; совокупность целей, способов и средств формирования и распространения государственной идеологии в социуме;

- заказ со стороны организаций и учреждений - их потребность в определенных видах продукции или услуг данного учреждения;

- личностный заказ - конкретная общественная потребность личности в определенном виде продукции или услуг, актуальная для общества в целом или для определенной его части.

Социальный заказ всегда существует в двух ипостасях: во-первых, в виде декларируемых лозунгов и ценностей («все для человека, все во имя человека», «от каждого по способностям, каждому по труду» и т. д.), во-вторых, в виде предлагаемой системы реальных, фактических действий. От того, как сформулирован социальный заказ, зависит быстрота, точность и полнота его выполнения [2].

Социальный заказ изменяется, трансформируется в соответствии с целым рядом факторов, определяющих существование того или иного социума (временных, географических, религиозных и др.). Так, И. Б. Резник выделяет ряд подобных факторов: время (эпоха, столетие, десятилетие), политические и классовые трансформации, революции, войны, а также развитие науки и техники; место (географическое положение); исторические традиции (устои общества) - этические, эстетические, религиозные, правовые; национальные особенности, ментальность; политическая ситуация; экономическое состояние общества [7].

Социальный заказ на образование имеет важное значение в обществе. Он является наиболее движущей силой социально-экономических изменений, а также может выступать основным условием управления в сфере образовательных услуг.

Очень часто «социальный заказ на образование» подменяют понятием «социальный спрос». Социальный спрос в образовании - это, чаще всего, стихийная, вызванная сложной совокупностью трудно фиксируемых факторов, форма проявления общественных и индивидуальных потребностей, выраженная в теоретически неосмысленном наборе мнений, желаний, установок, требований относительно результатов образовательной деятельности [1].

Как отмечает Е. А. Лаврухина, социальный спрос является продуктом общественной психологии обыденного сознания и может быть изучен путем отслеживания общественного мнения. Однако практически не управляемый характер социального спроса на те или иные виды образовательных услуг поддаются только весьма приблизительным прогнозам.

Ориентация на социальный заказ - основа развития как системы образования в целом, так и дополнительного образования детей. Образовательные учреждения дополнительного образования детей (ОУДОД) функционируют на основе социального заказа государства, общества, семьи с учетом интересов и потребностей личности, микросоциума, района, национально-культурных традиций. Под социальным заказом на дополнительное образование следует понимать всю совокупность образовательных (и сопутствующих) запросов и требований, которые предъявляются или могут быть предъявлены ОУДОД любыми социальными субъектами [9].

В настоящее время рассматривается необходимость изучения и формирования социального заказа на дополнительное образование детей как условия преодоления диспропорции между различными направлениями услуг, предоставляемых дополнительным образованием. Такая же диспропорция наблюдается и по половому, и по возрастному признаку. В процентном соотношении девочек, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, гораздо больше, чем мальчиков, а подростков и старшеклассников гораздо меньше, чем детей младшего школьного возраста. Без изучения и формирования социального заказа эта диспропорция будет сохраняться, а значит, и социальные ожидания семьи и общества вряд ли будут удовлетворены.

На сегодняшний день интерес к изучению и формированию социального заказа в разных регионах страны на услуги в дополнительном образовании становится все более актуальным. В соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, его основное предназначение - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Нами было проведено исследование опыта изучения социального заказа

на дополнительное образование детей в семи Федеральных округах Российской Федерации: Центральном ФО; Северо-Западном ФО; Южном ФО; Приволжском ФО; Уральском ФО; Сибирском ФО; Северо-Кавказском ФО.

Анализ полученных результатов позволил нам увидеть, что ОУДОД функционируют на основе социального заказа государства, общества, семьи с учетом интересов и потребностей личности, микросоциума, района, национально-культурных традиций. Кром того, ОУДОД выполняет свою социальную роль, исходя из определенных педагогическим коллективом целей, задач, видов деятельности и требований законодательства к системе образования. Все уровни социального заказа (государственный, общественный, личностный) связаны между собой, на каждом уровне идеалом развития является достижение гармонии социального и личностного факторов.

К сфере формирования социального заказа относятся: деятельность, направленная на оформление и предъявление обществу (родителям учащихся, населению муниципалитета, региона) стратегических целей и тактических задач в области образовательной политики соответствующего уровня, а именно: стремление обеспечить равные возможности и доступность в сфере образования для всех детей; обновление содержания дополнительного образования детей, использования инновационных технологий и активных методов обучения и воспитания; развитие потенциала дополнительного образования детей в профилактике правонарушений несовершеннолетних; использование ресурсов дополнительного образования для развития профильного образования детей.

Во всех исследуемых нами Федеральных округах с целью выявления социального заказа, адресованного ОУДОД, изучаются: требования, предъявляемые к ОУДОД со стороны органов управления образованием; потребности обучающихся и их родителей; мнения педагогов о путях обновления дополнительного образования; спектр дополнительных образовательных услуг, оказываемых населению другими образовательными учреждениями региона; комплекс образовательных и других услуг, которые способны предоставить ОУДОД.

На уровне регионов социальный (региональный) заказ выражается в виде общественных докладов, законодательных актов, в разработке регламентов и стандартов образователь-

ных учреждений. Например, в Пермской и Тамбовской областях принят Закон о государственном социальном заказе, который устанавливает порядок формирования и исполнения социального заказа на реализацию общественно значимых социальных проблем, выполнение областных социальных программ или их отдельных мероприятий, а также порядок получения областных грантов на осуществление социально значимых проектов в целях социально-экономического развития области. В Ставропольском крае закон «О социальном заказе» находится в стадии разработки, в Омске реализуется инновационный образовательный проект «Пути формирования социального заказа на дополнительное образование детей в локальном социокультурном пространстве».

Исследования показали, что сохраняется ведущая роль местных органов управления образованием в определении социального заказа, суть которого заключается в том, чтобы ОУДОД превратилось в ведущую организацию по формированию единого образовательного пространства района, в котором оно находится. Это конкретизируется в следующих направлениях деятельности ОУДОД:

- поиск новых форм поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в рамках системы воспитания и дополнительного образования;

- развитие детских общественных организаций, клубных объединений по интересам, штабов, лагерей актива;

- расширение многообразия и вариативности образовательных программ дополнительного образования детей через создание системы как внешней, так и внутренней оценки их качества;

- совершенствование управления учреждениями дополнительного образования детей не только через регулирование педагогического процесса, но и выход на новые результаты, отражающие индивидуальный прогресс и достижения каждого ребенка;

- совершенствование здоровьесберегающей (здоровьеразвивающей, здоровьеформирую-щей) образовательной среды, обеспечивающую атмосферу благополучия и успешности для каждого ребенка.

- совершенствование деятельности и усиление социальной направленности по организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков;

- пропаганда передового опыта педагогов среди педагогических коллективов, родителей, общественности, в средствах массовой информации;

- формирование методологической компетентности педагогического коллектива, сохранение и укрепление кадрового состава, повышение профессионального уровня каждого педагогического работника с учетом современных требований.

Во всех исследуемых нами Федеральных округах социальный заказ на уровне ОУДОД отражен в Программах развития учреждений, которые разрабатываются с учетом запросов основных представителей личностного заказа: детей, семьи, педагогов, а также потребностей образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. В ряде ОУДОД Астрахани, Москвы, Петербурга и других регионов для изучения социального заказа созданы отделы меркетинга.

В процессе изучения опыта различных Федеральных округов были выявлены приоритетные направления личностного заказа. Анализ образовательных потребностей детей говорит о необходимости разработки специальных программ по формированию у обучающихся комплекса личностных свойств, необходимых для развития творческих способностей: активности мышления, воли, организованности, самостоятельности, коммуникативности; повышения уровня этического, мировоззренческого, эстетического развития обучающихся через содержательное общение, воплощение идей в практическую созидательную творческую деятельность.

Анализ запросов родителей показал приоритет ценности высокого уровня дополнительного образования в общекультурном развитии детей, их оздоровлении, социальном и волевом развитии. Кроме того, родители делают заказ на раннюю диагностику и определение способностей учащихся; совершенствование индивидуального подхода к детям; организацию работы в выходные дни; привлечение мужчин в качестве преподавателей; расширение тематики развивающих и досуговых программ.

Опрос педагогов позволил включить в перспективы развития дополнительного образования детей следующие положения: повышение

психологической и правовой компетентности педагогов, расширение форм профессионального общения; совершенствование методов стимулирования их творческой деятельности; радикальное обновление материальной базы ОУДОД; установление связей (договоров) ОУДОД со школами по проблемам профильного обучения и организации внеурочной деятельности; возрождение традиции выездов детских творческих коллективов в профильные оздоровительные лагеря.

Анализ особенностей образовательного заказа учреждениям дополнительного образования в Москве, Екатеринбурге, Саратове и других городах показывает, что, несмотря на различия в содержании предъявляемых к их деятельности требований со стороны местных властей, родителей, педагогов, самих учащихся, существует основа для выделения ведущих направлений работы ОУДОД в современных условиях:

Во-первых, необходимо существенно увеличить количество студий, кружков, секций, которые должны соответствовать содержанию основных видов образовательной деятельности детей разного возраста и способствовать выявлению и развитию задатков и способностей к профессиональному выбору. Эту задачу по силам решить только местной власти, создавая новые центры или расширяя существующие.

Во-вторых, требуется обеспечить сочетание трудового, эстетического и нравственного воспитания детей на занятиях в любом образовательном объединении дополнительного образования. В формировании навыков самоорганизации, воли, самоконтроля, уважения к окружающим людям заинтересованы как родители, педагоги, учащиеся, так и все общество.

В-третьих, следует организовать на базе ОУДОД совместно со школами психолого-педагогическую помощь родителям в решении воспитательных проблем семьи.

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что социальный заказ в образовании - это обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении полноценного образования; достижение нового, современного качества общего (школьного, профессионального и дополнительного) образования; формирование механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение

социального статуса и профессионализма работников образования.

Библиографический список:

1. Лаврухина, Е. А. Социальный заказ и спрос в образовании [Электронный ресурс] / Е. А. Лаврухина. - Режим доступа : http//:education.recom.ru/

2. Маврин, А. С. Социальный заказ: настоящее и будущее [Текст] / А. С. Маврин // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири. - № 10. - 2008.

3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях [Текст] : Внешкольник, 2002. - № 9. - С. 1-8.

4. Осипов, А. Н., Балдантайн, Дж. Социология образования [Текст] / А. Н. Осипов, Дж. Балдан-тайн. - СПб. : Образование. - 2002. - С. 23.

5. Ощехина, О. В. Дополнительное образование как предмет педагогических исследований [Текст] /

О. В. Ощехина // Объединенный научный журнал. -2004. - № 4. - С. 23-25.

6. Программы дополнительного образования детей: варианты, авторские идеи, пути реализации [Текст] / сост. О. В. Ощехина. - Владимир, 2001. -98 с.

7. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.

8. Резник, И. Б. Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х гг. [Текст] : авореф. дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / И. Б. Резник. - Магнитог. гос. консерватория.

9. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей [Текст]. - М. : ЦРСДОД Минобразования РФ, 2002. - 192 с.

10. Чеков, М. О. Общее и дополнительное образование: проблемы корреляции [Текст] / М. О. Чеков : Внешкольник. - 2000. - № 10. - С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.