Научная статья на тему 'Государственный заказ системе дополнительного образования детей'

Государственный заказ системе дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1791
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ЛИЧНОСТЬ ВОСПИТАННИКА / A SYSTEM OF CHILDREN’S FURTHER EDUCATION / INSTITUTIONS OF CHILDREN’S FURTHER EDUCATION / A PUPIL’S PERSONALITY / A STATE ORDER / A LEGAL AND REGULATORY BACKGROUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедьярова Наталья Андреевна

В статье представлены результаты анализа актуальной нормативно-правовой документации в области модернизации системы образования РФ. Полученная в ходе изучения информация позволила определить три основных направления государственного заказа в системе дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Order to the System of Children’s Further Education

The paper presents an analysis of relevant legal documents in modernization of the education system of the Russian Federation. The information obtained during the course of the study allowed to identify three main areas to describe the state order in the system of children’s further education.

Текст научной работы на тему «Государственный заказ системе дополнительного образования детей»

УДК 37.0

Н. А. Мухамедьярова

Государственный заказ системе дополнительного образования детей

В статье представлены результаты анализа актуальной нормативно-правовой документации в области модернизации системы образования РФ. Полученная в ходе изучения информация позволила определить три основных направления государственного заказа в системе дополнительного образования детей.

Ключевые слова: государственный заказ, нормативно-правовая база, система дополнительного образования детей, учреждения дополнительного образования детей, личность воспитанника.

N. А. Mukhamediarova

The State Order to the System of Children's Further Education

The paper presents an analysis of relevant legal documents in modernization of the education system of the Russian Federation. The information obtained during the course of the study allowed to identify three main areas to describe the state order in the system of children's further education.

Key words: a state order, a legal and regulatory background, a system of children's further education, institutions of children's further education, a pupil's personality.

Система дополнительного образования детей занимает важное место в системе непрерывного образования РФ. Такое положение обязывает образовательные учреждения дополнительного образования детей (ОУДОД) отвечать требованиям всех заинтересованных субъектов образования, а для системы дополнительного образования детей - это заказ самих детей и их родителей, а также заказ различных общественных институтов - органов власти, различных организаций, учреждений и предприятий.

Одним из показателей эффективности деятельности всех современных образовательных учреждений является степень удовлетворения социального заказа на образование. Социальный заказ в системе дополнительного образования является отражением социально-педагогических целей общественных (государственных и частных) институтов.

Существуют различные взгляды на понимание государственного и социального заказов. Один из них рассматривает государственный заказ и социальный заказ как два самостоятельных явления. Государственный заказ представляет собой задание на производство определенных услуг, исходящее от государства и адресованное экономическим субъектам хозяйствования. Социальный заказ - это запрос (или

задание), исходящий от тех, кто наряду с государством предоставляет ресурсы сфере образования, то есть родителей, общественных организаций, работодателей и т. д. [1]

Существует и другое мнение, согласно которому государственный и социальный заказ разделять нецелесообразно: поскольку одним из основных социальных институтов любого современного общества является государство, государственный заказ можно считать частью социального заказа.

И, наконец, третье мнение, основывается на принципе дополнительности, согласно которому, можно считать, что социальный заказ может касаться практически всех аспектов образования - от целей, содержания и форм до результатов организации. При этом ожидания различных социальных групп могут касаться различных уровней и аспектов системы образования [2].

В рамках нашего исследования мы изучали государственный заказ как самостоятельное явление.

Особенностью системы дополнительного образования детей, в рамках нашей проблемы, является то обстоятельство, что она включает в себя: ОУДОД, дополнительное образование детей в школе, дошкольных учреждениях, начальном профессиональном образовании. По-

© Мухамедьярова Н. А., 2012

лучается, что, с одной стороны, деятельность ОУДОД не регламентируется никакими стандартами, а, с другой стороны, она должна подчиняться всем государственным требованиям, предъявляемым к системам дошкольного, начального школьного, общего, начального профессионального образования, касающиеся этого типа образования, поскольку оно дополняет все другие типы образования.

Данный аспект определил логику нашего исследования: мы проводили анализ актуальной нормативно-правовой базы, которая регламентирует не только систему дополнительного образования детей (следует отметить, что подобных документов немного), но и все остальные типы образования; тем самым мы определили аспекты государственного заказа, которые относятся ко всем образовательным учреждениям (в том числе и ОУДОД) и являются общими для всех в части дополнительного образования детей.

Нами было проанализировано более 20 нормативно-правовых документов, среди которых: Федеральные законы, Указы Президента РФ, акты Правительства РФ, Приказы Минобрнау-ки РФ, Федеральные государственные образовательные стандарты, Национальные Проекты, Федеральные целевые Программы, а также выступления Президента РФ, Премьер-министра РФ, Министра образования и науки РФ, Стенографический отчет заседания президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию.

Источники информации: Официальный сайт Министерства образования и науки РФ (http://mon.gov.ru); Официальный сайт Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. (http://www.fcpro.ru); Официальный сайт Федеральных государственных образовательных стандартов (http://standart.edu.ru); Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru).

Изучение нормативной базы позволило определить три основных направления государственного заказа системе дополнительного образования детей.

1. Государственный заказ на личность воспитанника ОУДОД. Это совокупность качеств, свойств, умений, навыков и способностей, которыми должен обладать современный воспитанник ОУДОД в соответствии с требо-

ваниями, заложенными в нормативных документах федерального уровня.

Так, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается, что ключевыми характеристиками личности ребенка являются: навыки критического восприятия информации, способность к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в команде, инновационная активность, способности к научно-техническому творчеству.

В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации говорится о том, какой должна быть современная молодежь, а именно: способная к эффективной самореализации, способная к самостоятельному и эффективному решению возникающих проблем, обладающая созидательной активностью, вовлеченная в общественную жизнь, способная реализовать свой потенциал, уверенная в своих силах, нацеленная на достижения в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. подчеркивает роль ребенка в системе образования, который должен выступать ведущим субъектом, выбирая цель, содержание и формы организации своего дополнительного образования, что позволяет ему развиваться, выстраивать собственную модель образования. В этом же документе говорится о необходимости формирования гражданской идентичности обучающихся.

Одними из важнейших документов, определяющих государственный заказ на личность, являются Федеральные государственные образовательные стандарты, которые представляют перечь необходимых компетенций, подлежащих формированию и развитию у детей.

2. Государственный заказ на деятельность ОУДОД. Следует отметить, что в нормативно-правовых документах значительное число требований к деятельности образовательных учреждений сформулированы обобщенно и относятся к ним ко всем - их мы отнесли к следующему разделу. В данном пункте мы рассмотрим только те требования, которые относятся к деятельности ОУДОД как к ведущему в системе дополнительного образования детей типу учреждений:

- ОУДОД отводится большая роль в работе с одаренными детьми. Деятельность современного ОУДОД должна способствовать раннему

раскрытию способностей детей к творчеству (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.). Должна вестись работа с одаренными детьми и молодежью из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Должны разрабатываться образовательные программы по раннему выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи. Необходимо совершенствовать методическую и материально-техническую базу для организации работы по развитию одаренности детей (Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов);

- должны разрабатываться электронные образовательные ресурсы для детей с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям дополнительного образования, в том числе по техническим видам творчества (Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов);

- одним из приоритетных направлений деятельности ОУДОД должна оставаться профессиональная ориентация и профильное обучение воспитанников (Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов);

- необходимо создавать на базе ОУДОД консультативные сервисы для родителей в целях оказания им методической помощи в обучении, воспитании и развитии детей (в том числе раннего возраста) и молодежи (Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов);

- предполагается финансирование организаций дополнительного образования детей в целях развития инфраструктуры ОУДОД (с упором на реализацию программ дополнительного образования естественно-научной и инженерно-технической направленности) (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.);

- ОУДОД должно стать одним из ведущих ресурсов для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка в процессе образования. Необходимо учитывать конкретные интересы и потребности ребенка, определять содержание дополнительного образования в соответствии с возможностями детей, педагогов и учреждений. При этом ребенок должен

выступать ведущим субъектом, выбирая цель, содержание и формы организации своего дополнительного образования, что позволяет ему развиваться, выстраивать собственную модель образования (Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.);

- должно произойти увеличение к 2020 г. числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 %, предусмотрев, что 50 % из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета; (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»);

- ОУДОД должны включаться в реализацию программ внеурочной деятельности, реализуемых в рамках новых ФГОС ООО. При этом могут использоваться возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, в том числе на основе государственного (муниципального) задания. В период каникул могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования обучающихся (Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).

3. Государственный заказ системе дополнительного образования детей. Он выражается через наличие определенных условий ее функционирования, через требования к ней как важнейшему компоненту непрерывной системы образования РФ. Проведенный нами анализ, позволил выявить различные аспекты государственного заказа, а именно государственные требования к программному обеспечению образовательных учреждений, к уровню и квалификации педагогических и управленческих кадров, требования в целом к сети образовательных учреждений и к направлениям их взаимодействия.

Государственный заказ на программное обеспечение:

- должно осуществляться развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных

программ углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.);

- необходимо создавать инновационные образовательные программы высокого уровня в области научно-технического творчества молодежи (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.);

- дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги должны реализовываться в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства (Закон РФ «Об образовании»);

- должны создаваться и внедряться новые образовательные и досуговые программы на всех уровнях системы образования (Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.);

- необходимо проводить общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ. Под общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ понимается аккредитация, которая проводится общественно-профессиональными объединениями (организациями работодателей, профсоюзами, саморегулируемыми и иными общественными организациями) (Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.);

- на конкурсной основе будет осуществляться поддержка организаций дополнительного образования детей и молодежи, реализующих инновационные образовательные программы высокого уровня в области научно-технического творчества молодежи (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. ).

Государственный заказ на педагогические и управленческие кадры:

- развитие системы дополнительного образования детей России актуализирует новые требования к уровню квалификации работающего персонала. Необходимо повышение статуса педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, координация деятельности по повышению квалификации и подготовки кадров различной ведомственной принадлежности, внедрение новых моделей оплаты труда педагога, благодаря которому школьник добивается высоких ре-

зультатов. (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»); должна вестись работа по повышению качества подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей (Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг.); необходимо повысить социальный статус организаций и педагогов, занятых в сфере дополнительного образования, имеется в виду укрепление материально-технической базы организаций, повышение заработной платы педагогического состава (Стенографический отчет о заседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию от 22 апреля 2010 г.);

- необходимо привлекать к педагогической работе граждан, не имеющих педагогического образования, но любящих и умеющих работать с детьми; талантливых педагогов для работы в объединениях научно-технической направленности (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.);

- педагог, благодаря которому ребенок добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»);

- необходимо создавать условия, обеспечивающие формирование, своевременное обновление и востребованность у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений компетенций в области выявления, развития, сопровождения и поддержки одаренных детей и молодежи (Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов). Повышать квалификацию педагогических работников и руководителей образовательных учреждений в сфере педагогики и психологии одаренности, а также в сфере организации работы по развитию одаренности детей и молодежи, выявлению, обучению, воспитанию и развитию одаренных детей и молодежи; поддерживать образовательные учреждения и педагогических работников, наиболее успешно работающих с одаренными детьми и молодежью путем выделения субсидий и грантов (Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов);

- следует обновлять образовательные программы бакалавриата, магистратуры и допол-

нительного профессионального образования по педагогическим специальностям сферы дополнительного образования детей (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.);

- создавать сети консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.).

Государственный заказ на деятельность сети образовательных учреждений:

- создавать условия для развития заочных и очно-заочных школ детей и молодежи на базе учреждений высшего профессионального образования и учреждений дополнительного образования детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов);

- организовывать межведомственное взаимодействие в вопросах сопровождения одаренных детей; расширять сеть образовательных учреждений, в т. ч. в сфере культуры и спорта, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью; создавать общедоступную разветвленную инфраструктуру комплексной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи для одаренных детей и молодежи в целях обеспечения их профессиональной ориентации, планирования и сопровождения профессиональной карьеры (Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов);

- увеличивать объемы спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательного режима не менее 8 часов в неделю (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.);

- создавать многопрофильные и разнопрофильные образовательные центры, интегрирующие общее и дополнительное образование (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.);

- необходимо внедрить единую информационную систему сферы образования (Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.). В частности, размещение на Интернет-портале перечня интеллектуальных и творческих состязаний (Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов);

- следует внедрить в систему образовательных учреждений мониторинг состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. ).

Государственный заказ системе дополнительного образования детей в целом:

- дополнительное образование детей должно быть ориентировано на задания со стороны государства и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий, удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности (Закон РФ «Об образовании»);

- следует развивать дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта, создавать детские спортивные школы, а также секции и спортивные клубы для детей и взрослых (Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.);

- необходимо повышать качество и доступность дополнительного образования, разрабатывать модели оценки качества дополнительного образования, технологий и методик подготовки и проведения процедур контроля и оценки качества образования (Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.);

- необходимо повышать уровень научных исследований, разработок в области научных достижений и методических основ системы дополнительного образования детей, разработку моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности (Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 гг.);

- в рамках федеральных целевых программ запустить программы и гранты тем регионам и тем муниципалитетам, где самое лучшее дополнительное образование (Стенографический от-

чет о встрече с лауреатами конкурса «Учитель года России - 2011»).

Таким образом, проведенное нами исследование, позволило обобщить современные требования государства к системе дополнительного образования детей, увидеть его актуальные потребности и запросы в сфере воспитания и образования гражданина страны, определить роль, значение и основные приоритеты направлений деятельности ОУДОД. Совершенно очевидно, что в результате оформления государственного заказа в «фокусе» любой деятельности и образовательной программы становится ребенок, а ОУДОД совместно с другими образовательными учреждениями должны выполнять

роль посредника между государством и воспитанником.

Библиографический список:

1. Агафонова, Н. Н., Брехач, Р. А., Жадаев, Д. Н. Содержание общественного заказа системе образования [Текст] / Н. Н. Агафонова, Р. А. Брехач, Д. Н. Жадаев // Материалы социологического исследования. - Пермь : Изд-во ПГПУ, 2009. - 114 с.

2. Швецова, Г. Н. Социальная адаптация воспитанников учреждений государственной поддержки [Текст] : автореф. дис. ... канд. соц. Наук / Г. Н. Швецова. - Ростов н/Д., 2007. - 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.