УДК 37.0
Ю. В. Суханова
Структура социального заказа на дополнительное образование детей
В статье описывается структура социального заказа, которая раскрывает основных социальных заказчиков на дополнительное образование детей: государство, общественность и личности. Проанализированы основные понятия социального заказа как в системе образования в целом, так и в дополнительном образовании в частности.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, социальный заказ, государственный заказ; общественный заказ; личностный заказ.
Ju. V. Sukhanova
The Structure of the Social Order for Children's Further Education
In the article the structure of the social order is described which reveals the main social customers on children's further education: state, public and persons. The main notions of the social order as in the education system as a whole, and in further education in particular are analysed.
Key words: children's further education, a social order, a state order; a public order; a personal order.
Социальный заказ присутствует всегда и везде: во все времена у любых народов и наций, то есть у любого общества. В общем виде «социальный заказ» - это конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определенной его части. В современной литературе социальный заказ определяется как официальная ориентация общественных институтов на достижение в своей деятельности заданного результата, необходимого для дальнейшего развития общества в целом. Социальный заказ может выражаться со стороны государства, общественности, личности. Со стороны государства он выступает в необходимости решения таких общественно и индивидуально значимых вопросов, как помощь различным проблемным контингентам (бедные, инвалиды, престарелые, беженцы, заключенные, жертвы насилия, беспризорные и т. п.) и массовая социальная работа - с детьми, семьями, одинокими людьми, теми или иными группами риска. Социальная помощь и поддержка реализуются в организационном, материальном, медицинском, психологическом, правовом, информационном планах, в плане предоставления жилища, убежища, питания, возможности получения общего образования и профессиональной подготовки, в духовной работе. Общественный заказ может состоять в запросе одних организаций к другим, выражать общественное мнение, он более конкретен и характери-
зуется территориальными особенностями (региона, муниципального района, отдельных организаций). Личностный заказ - это потребность отдельных граждан на те или иные услуги, в том числе, услуги образования.
Для нас интересна интегральная сущность социального заказа, попытка соединить государственный заказ с личностным. Осознание государственного заказа на личностном уровне и сознательное стремление его реализовать играет большую роль в жизни общества. При этом особое значение для формулирования социального заказа имеет наличие социального идеала общества. Сегодня социальный идеал должен ориентироваться на права человека, и в первую очередь он связан с правом на выбор и свободу [1, с. 128]. Социальный заказ в образовании есть механизм реализации социальной необходимости как формы отражения всеобщих закономерных связей, внутренне устойчивых, повторяющихся, обеспечивающих превращение возможности в действительность и регулирующих направленность образовательной деятельности на решение первоочередных приоритетных общественных проблем [2].
Проблема социального заказа на дополнительное образование остается пока мало изученной. В основном она рассматривается в работах А. В. Золотаревой, Л. Г. Логиновой, О. В. Море-вой и др. Заказ на дополнительное образование, в
© Суханова Ю. В., 2012
отличие от школьного образования, который, прежде всего, выражается в форме государственных образовательных стандартов, определяется правом выбора личности. Не случайно К. Н. Вентцель упоминает, что творчество и право выбора - это главные принципы, на которых строится образование личности ребенка [3, с. 31]. В одном из самых древнейших текстов Древней Индии - Упанишады (1Х-У1 в. до н. э.) качество знаний человека характеризуется как «высшее» и «низшее». Человек вправе выбирать, но «поистине одно (дело) благое, другое приятное» [3, с. 50]. Право выбора - главная особенность дополнительного образования.
В отличие от советского периода, где господствовала государственная идеология, и внешкольное воспитание было призвано «помогать» обществу и школе решать задачи идеологического воспитания молодежи, ни о каком социальном заказе со стороны личности не упоминалось. Сегодня в современных условиях дополнительное образование способствует удовлетворению личностных, социокультурных, образовательных потребностей детей и их родителей.
Под социальным заказом на дополнительное образование следует понимать всю совокупность образовательных (и сопутствующих) запросов и требований, которые предъявляются, или могут быть предъявлены системе дополнительного образования детей любыми социальными субъектами [6].
Структура социального заказа на дополнительное образование детей включает в себя:
1) государственный заказ в лице органов управления образованием (министерство, отделы, департаменты, управления образованием), органов власти (правительства, администрации и т. д.).;
2) заказ общественности (заказ социума) в лице местных органов управления образованием, образовательных учреждений, учреждений и предприятий иных сфер деятельности, общественные организации и др.;
3) заказ личности - ее потребности на продуктивное решение задач в сфере образовательной, трудовой, общественной, культурно-досуговой и другой деятельности.
Рассмотрим более подробно каждую категория социальных заказчиков.
Государственный заказ. В своей работе И. Б. Резник дает следующее определение государственного заказа: это особая специфическая форма социального заказа, связанная с требованиями
государства, как органа управления, формирующего политическую систему [5]. Автор понимает государственный заказ как совокупность целей, способов и средств формирования и распространения государственной идеологии в социуме. Подобная государственная идеология прослеживается в нормативных документах федерального уровня.
Проанализировав материалы последних исследований проблемы социального заказа на дополнительное образование детей, мы увидели, следующие составляющие государственного заказа [4].
1. Заказ государства на личность воспитанника ОУДОД, современного ребенка, обладающего определенной совокупностью качеств, свойств, умений, навыков и способностей. На сегодняшний день для личности ребенка актуальны такие ключевые характеристики как: навыки критического восприятия информации, способность к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в команде, инновационная активность, способности к научно-техническому творчеству. Современная государственная политика подчеркивает роль ребенка в системе образования, он должен выступать ведущим субъектом, выбирая цель, содержание и формы организации своего дополнительного образования, что позволяет ему развиваться, выстраивать собственную модель образования. Важной задачей здесь также является духовно-нравственное развитие личности, ее оздоровление и социализация.
2. Государственный заказ на деятельность учреждения дополнительного образования детей (ОУДОД). В данном контексте речь идет о современном государственном заказе на цели, содержание, формы организации деятельности УДОД, ожидаемые результаты. Современные исследования указывают на особые требования со стороны государства к программному обеспечению, развитию техносферы УДОД, развитию инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, а также развитию инновационных образовательных программ. Кроме того, должны разрабатываться электронные образовательные ресурсы для детей с разными потребностями и возможностями (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и др.). Необходимо непрерывно совершенствовать методическую и материально-техническую базу
для организации работы по развитию детей. УДОД необходимо учитывать конкретные интересы и потребности ребенка, определять содержание дополнительного образования в соответствии с возможностями детей, педагогов и учреждения. В результате чего УДОД должны стать одним из ведущих ресурсов для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка в системе образования [1].
3. Государственный заказ на педагогические и управленческие кадры. В данном случае речь идет о государственном заказе, который предъявляется к педагогам, реализующим программы дополнительного образования детей, заказе на определенный уровень профессиональной и педагогической квалификации кадров, на личностные качества педагогов, их способность быть значимыми для детей и обеспечивать их выбор дополнительного образования.
4. Государственный заказ системе дополнительного образования детей. В данном случае государственный заказ выражается через наличие определенных условий функционирования системы дополнительного образования, через требования к ней как важнейшему компоненту непрерывной системы образования РФ, развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дошкольного и начального профессионального образования. Дополнительное образование детей должно быть ориентировано на задания со стороны государства и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий, удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.
Общественный заказ или заказа социума. Социум (от лат. «общее, совместное») - это большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и, вследствие этого, общностью культуры. Социум - разнообразное и многоликое сообщество, представленное конгломератом различных социальных групп. Каждая группа имеет свое мировоззрение, ценностные координаты, эстетические и этические нормы [5].
Общественный заказ характеризуется, как конкретная территориальная потребность в услугах дополнительного образования детей. Речь идет о конкретных запросах и требованиях конкретного социума к конкретным учреждениям,
реализующим программы дополнительного образования детей. Общегосударственные запросы адаптируются к конкретным условиям, требованиям, характерным для данных территорий, что и будет составлять общественный заказ. Формирование общественного социального заказа - это всегда результат коллективного творчества, общего представления о том, какой должна быть система дополнительного образования детей в целом, какими должны быть учреждения и как должен заниматься в них ребенок в частности.
Общественный заказ (или заказ общественности) выражается в форме общественного мнения. Общественность в данном случае следует рассматривать как группу людей, которые объединены общим интересом в какой-то определенной области, в нашем случае этой областью будет являться система дополнительного образования определенной территории. И здесь требования, мнения и т. д. общественности могут быть зафиксированными в различных формах. Субъекты общественного заказа, которые могут выражать определенные представления о функционировании и развитии системы дополнительного образования детей на определенной территории могут быть: региональные органы власти (законодательные и исполнительные); муниципальные органы власти (органы местного самоуправления, представительные и исполнительные); жители территории - общественность; работодатели, прежде всего, представители бизнес сообщества, общественные организации.
Социальный заказ со стороны личности. Социальный заказ со стороны личности - детей и их родителей, наиболее значим для системы дополнительного образования детей. Анализ образовательных потребностей детей, говорит о их запросах на организацию содержательного досуга и общения, помощь в освоении школьных программ, на формирование комплекса личностных свойств, развитие интеллектуальных и творческих способностей, организованности, самостоятельности, коммуникативности, воплощение идей в практической созидательной деятельности и др. Исследование социального заказа детей на дополнительное образование позволяет дифференцировать заказчиков по возрасту, полу, социуму, в котором они живут и учатся. Кроме того, можно определить рейтинг видов деятельности, которыми предпочитают заниматься дети, и то, какие из них вызывают наибольший интерес среди мальчиков или девочек. Исследование позволяет также увидеть, насколько осознанно и
самостоятельно дети осуществляют свой выбор, выявить оценку удовлетворенности деятельностью дополнительных образовательных объединений разных учреждений образования. Важно также получить информацию о том, какими видами деятельности дети хотели бы заниматься еще и по какой причине в настоящий момент перестали заниматься в кружках, секциях, студиях или вообще не хотят нигде заниматься в свободное время [1].
Заказ родителей выражается в потребности оздоровления детей, их саморазвития в досуго-вой деятельности, развития их общей культуры, творческих способностей, профессиональной ориентации и помощи в профессиональном самоопределении. В сфере воспитательной деятельности ожидания родителей связаны с ранней диагностикой и определением способностей учащихся; совершенствованием индивидуального подхода педагога к детям; расширением диапазона предметных кружков. Кроме того, исследование социального заказа поможет узнать об информированности детей и родителей о деятельности в системе дополнительного образования, а также степени ее привлекательности.
На сегодняшний день интерес к изучению и формированию социального заказа в разных регионах страны на услуги дополнительного образования становится все более актуальным. В условиях решения проблем повышения качества образования, совершенствования процессов индивидуализации образования, важности развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных
программ и услуг должна осуществляться на основе изучения интересов и потребностей личности, заказа общества и государства.
Библиографический список:
1. Золотарева, А. В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей [Текст] : учебно-методическое пособие / А. В. Золотарева. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2010.
- 327 с.
2. Калошина, Т. Ю. Социальный заказ как условие управления сферой образовательных услуг: На примере подготовки специалистов экономического профиля вузами Читы [Текст] : диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.08 / Т. Ю. Калошина. -Чита.
3. Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент [Текст] / Л. Г. Логинова. - М. : Агентство «Мегаполис», 2008. - 392 с.
4. Мухамедьярова, Н. А. Государственный заказ системе дополнительного образования детей [Текст] // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - № 2. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 234-239.
5. Резник, И. Б. Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х годов [Текст] : авореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / И. Б. Резник. - Магнитогорск.
6. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. О некоммерческих организациях. [Текст] : федеральный закон : [принят Гос. Думой 24 ноября 2006 г. : одобр. Советом Федерации 8 декабря 2006 г.]
- ст. 2 п.1. - 232 с.