Научная статья на тему 'Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию'

Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2042
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЛИЧНОСТЬ / НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / РОДИТЕЛЬСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / STATE / PERSONALITY / NON-PROFESSIONAL COMMUNITY / EDUCATION / SOCIETY / PARENTS' COMMUNITY / SOCIAL ORDER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скударёва Галина Николаевна

В статье актуализирована проблема взаимовлияния и взаимозависимостей ожиданий личности, потребностей общества и запросов государства в контексте социального заказа образованию, степень удовлетворения которого претендует на статус важнейшего показателя эффективности системы современного образования. Сформулированное понятие «социальный заказ образованию» позволило расставить акценты на смысловых единицах «социальная необходимость», «объективная потребность», «потенциальный фактор», «механизм реализации социальной необходимости». Содержательное наполнение социального заказа образованию коррелирует со стратегическими ориентирами российской образовательной политики и дифференцируется в зависимости от субъектных позиций личности, общества и государства. Концептуальное осмысление данного феномена базируется на понимании его полисубъектности, поликомпонентности и смысловом многообразии. Результаты научных исследований выявляют пока ещё слабую выраженность сформированного запроса родительской общественностью системе образования, некую разобщённость в потребностных ожиданиях родителей, отсутствие определённого вектора в их направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality, society and state as subjects of social order education

The article covers the problem of mutual influence and interdependence between the expectations of the individual, the needs of society and the state in the context of the social order education, the degree of satisfaction which claims to be the most important indicator of the effectiveness of the modern education system. The formulated concept of “social order for education” has allowed us placing the emphasis on the semantic units of “social necessity”, “objective need”, “potential factor”, “mechanism of realisation of social need”. The content of the social order education correlates with the strategic guidelines of the Russian educational policy and is differentiated depending on the subjective position of the individual, society and the state. The conceptual understanding of this phenomenon is based on the understanding of its polysubjectness, polycomponent and semantic diversity. The results of scientific studies express still weakly formed request of the parent community education, some disunity in the requirement of the expectations of parents, the lack of a single vector in their direction.

Текст научной работы на тему «Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию»

Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию

4. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для ХXI века. - М.: Логос, 1992. - 104 с.

5. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. - М.: Исследоват. центр, 1993. - 190 с.

6. Савицкий И.П. Философия глобального образования // Философия образования для XXI века. -М.: Логос, 1992. - 104 с.

7. Сагатовсий В.Н. Храм и путь к нему: О ключевых ценностях образования // Философия образования для XXI века. - М.: Логос, 1992. - 104 с.

8. СтепинВ.С. Перспективы цивилизации: От культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль: Материалы научно-публиц. чтений. - М.: Республика, 1992.

9. Crittenden B. Education for Rational Understanding-Hawthorn, 1981. - Р. 92-94.

10. Reboul O. La Philosophie de L'Educatin. -Paris, 1989.

УДК 316.4

Скударёва Галина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный областной гуманитарный институт

fdp@mgogi.ru

ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ОБРАЗОВАНИЮ

В статье актуализирована проблема взаимовлияния и взаимозависимостей ожиданий личности, потребностей общества и запросов государства в контексте социального заказа образованию, степень удовлетворения которого претендует на статус важнейшего показателя эффективности системы современного образования. Сформулированное понятие «социальный заказ образованию» позволило расставить акценты на смысловых единицах «социальная необходимость», «объективная потребность», «потенциальный фактор», «механизмреализации социальной необходимости». Содержательное наполнение социального заказа образованию коррелирует со стратегическими ориентирами российской образовательной политики и дифференцируется в зависимости от субъектных позиций личности, общества и государства. Концептуальное осмысление данного феномена базируется на понимании его полисубъектности, поликомпонентности и смысловом многообразии.

Результаты научных исследований выявляют пока ещё слабую выраженность сформированного запроса родительской общественностью системе образования, некую разобщённость в потребностных ожиданиях родителей, отсутствие определённого вектора в их направленности.

Ключевые слова: государство, личность, непрофессиональное сообщество, образование, общество, родительская общественность, социальный заказ.

Тектонические сдвиги во всех сферах и на всех уровнях человеческого бытия в условиях интеграции России в мировое сообщество проецируются на сферу образования, ставя под вопрос его сущность, возможность рационального проектирования и удержания основных смыслов. В качестве одного из возможных условий преодоления инерции и перехода на воспроизводство новых приоритетов может рассматриваться социальный заказ. Степень его удовлетворения претендует на статус важнейшего показателя эффективности системы образования, гарантии её выживания и развития в условиях переориентации социально-исторического процесса, регулируемого и подготовленного характером и направленностью динамики современного социума.

В этой связи актуальность проблемы формирования социального заказа на образование не вызывает сомнений. На её научное осмысление и теоретическое обоснование нацелены философы, социологи, психологи, педагоги и просто прогрессивные современные мыслители: В.А. Четвернин, А.И. Адамский, О.В. Долженко, А.В. Золотарева, ТЮ. Калошина, О.В. Морева, А.О. Ченцов, С.Н. Косарецкий, Т.А. Фомина, Д.Л. Константи-новский, В.С. Вахштайн, Д.Ю. Куракин, Е.А. Лав-

рухина, Н.Н. Агафонова, Р.А. Брехач, Д.Н. Жада-ев, М.В. Захарченко, Г.Н. Швецова и др. Отвечая на вопрос «что такое социальный заказ образованию?», в настоящем формате представляется возможным выявить различные аспекты в выборе содержательных и структурных компонентов данного феномена и, определив его понятийно, сформулировать и расставить некоторые акценты на многоаспектности и многокомпонентности этого современного явления. Рассмотрим, в этой связи, различные авторские суждения.

О.В. Долженко трактует социальный заказ в образовании как практически осознанную, нередко теоретически сформулированную с учетом идеологической направленности официальной государственной политики объективную необходимость в строго определенных масштабах и качественных параметрах результатов образовательной деятельности [6].

Н.Н. Агафонова, Р.А. Брехач, Д.Н. Жадаев, Т.Ю. Калошина, опираясь на научную платформу О.В. Долженко, подчёркивают, что социальный заказ - это также общественные явления и процессы, характеризующие потребность в получении определенного образования людей, отдельных групп и слоев, субъектов хозяйствования, общества в целом [1; 9] .

© Скударёва Г.Н., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

11

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

По мнению Н.Л. Хананашвили, О.В. Зыкова социальный заказ - это конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определённой его части, которая может выражаться в необходимости решения ... общественно и индивидуально значимых вопросов [19].

Г.Н. Швецова рассматривает социальный заказ как запрос (или задание), исходящий от тех, кто наряду с государством предоставляет ресурсы сфере образования, т.е. родителей, общественных организаций, работодателей и т.д. [22].

По мысли Е.А. Лаврухиной, социальный заказ в образовании - механизм реализации социальной необходимости как формы отражения всеобщих закономерных связей, внутренне устойчивых, повторяющихся, обеспечивающих превращение возможности в действительность и регулирующих направленность образовательной деятельности на решение первоочередных приоритетных общественных проблем [10].

Обобщая представленные научные суждения, мы формулируем понятие «социальный заказ образованию» как общественное явление, закономерный процесс, потенциальный фактор и перспективный механизм реализации социальной необходимости - формы отражения всеобщих закономерных связей, внутренне устойчивых, повторяющихся, обеспечивающих превращение возможности в действительность и регулирующих направленность образовательной деятельности на решение первоочередных приоритетных общественных проблем в условиях переориентации социально-исторического процесса, регулируемого и подготовленного характером и направленностью динамики современного социума.

Вышеизложенное инициирует нас актуализировать проблему взаимовлияния и взаимозависимости запросов личности, потребностей общества и государства и, основываясь на различном научном понимании государственного и социального заказов образованию, выделить некоторые обобщённые подходы и проиллюстрировать их в контексте философской проблематики:

1. Государственный заказ и социальный заказ -самостоятельные явления. Государственный заказ представляет собой задание на производство определенных услуг, исходящее от государства и адресованное экономическим субъектам хозяйствования. Социальный заказ - это запрос (или задание), исходящий от тех, кто наряду с государством предоставляет ресурсы сфере образования, т.е. родителей, общественных организаций, работодателей и т.д.

По философскому осмыслению В.М. Розина, применительно к данному подходу, «власть, гражданское общество и право чаще всего осознаются и обсуждаются отдельно друг от друга и понимаются, прежде всего, под углом соответствующих цеховых интересов» [13].

2. Государственный заказ - часть социального заказа, т.к. одним из основных социальных институтов любого современного общества является государство. Подтверждением сформулированного тезиса можно считать философское суждение В.А. Четвернина, признающего, что: «....Саморегулирующееся общество задает параметры и пределы государственного вмешательства, предопределяет функции и задачи государства. В этом и заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства. Пока общество еще не обладает такой независимостью, которая позволяет говорить о формировании гражданского общества: во многом сохраняется его сращенность с политической властью» [20, с. 43].

3. Государственный заказ - дополнение социального, что обеспечивает продуктивность данного процесса, сопрягающего социальный заказ практически со всеми аспектами образования, начиная от целей, содержания и форм до результатов его организации. При этом ожидания социальных групп могут касаться различных уровней и аспектов системы образования.

Проиллюстрируем данный вывод мнением современного философа Т.А. Алексеевой, убеждающей нас в том, что государство (власть) и гражданское общество равноправны и выступают условием становления друг друга: «.Почему-то в нашей стране получило распространенное однозначное понимание гражданского общества как антитезы государству. Сегодня это понятие заслуживает некоторой переоценки. акцент следует делать не на противопоставлении государству, а на интегрированности общества. Гражданское общество должно рассматриваться как основание и условие политического сообщества, а не как элемент раскола и в без того уже крайне эклектичной и противоречивой стране» [3, с. 26].

Как видно, единства во взглядах современных философов на обозначенную проблему не наблюдается. Принимая во внимание вышесказанное, таким образом, наиболее приемлемым для нашего осмысления являются подходы исследователей, интегрирующие социальную и государственную компоненты в социальном заказе, независимо, является ли государственный заказ частью социального заказа или является ли государственный заказ его дополнением, т.к. критериальные характеристики анализируемых подходов в некоторой степени «размыты». В этой связи, далее мы будем выстраивать логику изложения, основываясь на собственном суждении о том, что социальный заказ поликомпонентен и полисубъектен. Соответственно, субъектами его формирования в нашем понимании будут выступать личность, общество и государство, поэтому представляется возможным определить сущностные характеристики субъектов

12

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию

социального заказа и выявить их потребностные ожидания от системы российского современного образования.

Л.Л. Любимов правомерно замечает, что, ориентируясь на историческую цель, выраженную в движении образования к инновационной (зна-ниевой) экономике, всё более ощущается, что бессмысленно проектировать систему, не проектируя индивида (гражданина) для этой системы, «ибо или искомое общество будет состоять из искомых индивидов, либо это общество не возникнет» [11].

Выделяя личностную компоненту в социальном заказе, нельзя не акцентировать, ссылаясь на исследования учёных, интегративную сущность социального заказа, представляющую собой попытку соединения государственной компоненты социального заказа с личностными ожиданиями, которая приводит к выводу о том, что граждане не свободны в рамках государственной системы. С другой стороны, осознание государством собственного заказа на личностном уровне и стремление его реализовать играет значительную роль в жизни общества. При этом особое значение для формулирования социального заказа имеет наличие социального идеала общества. Сегодня социальный идеал, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентирован на права человека и, в первую очередь, связан с правом человека на выбор и свободу.

На каждом уровне идеалом развития личности является достижение гармонии социального и личностного факторов. Не осуществляя глубокого и детального анализа, согласно настоящему формату, мы заключаем, что современный социальный личностный заказ ориентирован на создание социального идеала общества - личности, способной самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способной к сотрудничеству, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовой к межкультурному взаимодействию, обладающей чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание, умеющей не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создающей их.

Неоспоримо и очевидно, что государство, как субъект социального заказа, доминантно влияет на определение целей и направлений стратегического развития системы образования в целом. В прошлом столетии в условиях единой и однообразной школы советского периода обеспечивался тоталитарно-государственный заказ на образование и воспитание новых поколений, инструментами которого являлись: профессионально подготовленные кадры, обязательные учебные программы, наличие необходимых условий и средств обучения, государственный контроль и официальная поддержка главенствующей позиции школы в отноше-

ниях с общественностью. Благодаря государству школа практически не нуждалась в экономической подпитке со стороны негосударственных структур. Так как же изменилось сущностное наполнение государственного компонента социального заказа на образование в XXI веке?

Прежде необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в стране целенаправленно укрепляются государство и его властные структуры, что оправдывает ожидания наших сограждан, связывающих современную политику с улучшением собственного правового, экономического и социального положения. Сфера образования при этом состоит в тесном конструктивном диалоге с государством, ожидания которого в отношении приоритетов образования в условиях укрепления государственности сконцентрировали в себе основные стратегические ориентиры государственной политики: Федеральный закон «Об образовании в РФ», Государственная программа «Развития образования на 2013-2020 годы», Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.

Концептуальные положения государственных нормативов, базируясь на ключевых направлениях государственной образовательной политики, задают её вектор развития в политическом, социальноэкономическом, социокультурном и педагогическом контекстах, приобретая вполне конкретные очертания целей:

- обеспечение образованием конкурентных преимуществ России;

- формирование научно-образовательной среды, соответствующей требованиям стратегических приоритетов развития России с использованием лучшего отечественного и мирового опыта;

- соответствие образования стандартам нового поколения, согласно требованиям современной инновационной экономики;

- расширение в образовании действия экономических механизмов: повышение инвестиционной привлекательности сферы образования; формирование эффективного рынка образовательных услуг и др.;

- повышение качества профессионального образования;

- обеспечение доступности качественного общего образования;

- развитие современной системы непрерывного профессионального образования;

- реализация политики в области образования, базирующейся на ином типе взаимоотношений между личностью, обществом и государством, основанных на принципе взаимного согласия, тесного партнерства с обществом.

Обозначенные стратегические государственные цели призваны реализовывать, прежде всего, субъ-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

13

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

екты государственного профессионального образовательного сообщества. В их лице, по нашему мнению, могут выступать: территориальные органы управления образованием, методические структуры, осуществляющие методическое сопровождение образовательного процесса, образовательные учреждения общего и профессионального образования, находящиеся в едином территориальном образовательном пространстве, управленческий и педагогический корпус и т.д. Профессиональная деятельность данных субъектов достаточно жёстко регламентирована государственными нормативами, инструкциями, положениями, порядками и др. Соответственно, строгой регламентации подчинено и содержание их социального заказа, точнее, его государственной компоненты. Поэтому мы не ставим своей целью его подробно рассматривать и как, следствие, пытаться сформулировать.

В качестве промежуточных выводов лишь сделаем ссылку на мнение Б.С. Гершунского, который расставил акценты на формировании государством собственной доли социального заказа и достаточно убедительно заключил, что «необходима серьезная, доказательная, прогностически сориентированная государственная образовательная политика, основанная на четком понимании ценностно-целевых приоритетов российского образования, необходимости его ориентации на поддержку построения в России свободного, демократического, гражданского общества и правового государства» [7, с. 189].

В.В. Путин, как гарант государственной политики, в том числе, и в сфере образования, озвучивая обозначенные государством приоритеты во взаимодействии с гражданским обществом, в своём выступлении в феврале 2013 года на первом съезде родителей России подчеркнул: «Мнение общества, безусловно, будет услышано и, безусловно, будет учтено... Скажу больше, это относится ко всем государственным решениям. Во всяком случае, должно относиться ко всем государственным решениям...» [12].

Вышеизложенное инициирует нас рассмотреть в обозначенном контексте содержание общественной компоненты социального заказа, базирующейся, по словам В.В. Путина на «мнении общества». Памятуя об увеличивающемся объёме «каналов» воздействия на образование со стороны общественности, приходится задуматься о характеристике тех социальных субъектов, которые фактически уже сложились и внесли определенную лепту в деятельность института образования и социальные ориентации его профессионального сообщества.

По мнению Т.В. Болотиной, Т.Г. Новиковой, Г.Н. Швецовой, социальный заказ представляют в лице его общественных субъектов национальные группы, конфессиональные общины, городские власти, общественные движения, сообщества родителей, работодатели, ожидания которых, по дан-

ным международных социологических опросов, примерно выражены одинаково в формуле «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Сходное содержание социального заказа имеют общественные организации, определяющие не столько конкретные образовательные результаты, сколько желаемые личностные качества выпускников, такие как самостоятельность, активность, ответственность и т.п. [4; 22] .

A. И. Адамский правомерно замечает, что: «.Не чиновники и власть, а местное сообщество и родители оказываются в роли основных «заказчиков» и устройства системы образования, и ее управления, и даже содержания образования» [2].

Авторские идеи В.Н. Зотова, А.О. Ченцова основаны на понимании того, что общественная компонента социального заказа реализуется большими и малыми социумами - семьёй, социокультурными группами, различными социальными сообществами, нацией и обществом как неким целым через общественное мнение, СМИ, литературу, искусство, науку, в интегрированном виде мнения этого сонма человеческих сообществ могут быть определены как социальный (общественный, негосударственный) заказ на развитие новых поколений [8; 21].

Заслуживает внимания авторская интерпретация понимания социального заказа через образовательные запросы и общественные потребности заинтересованных сторон - отдельных граждан, школ, бизнеса, общественных и частных организаций, т.е., всех субъектов, вовлечённых в сферу деятельности образовательной организации, часто имеющих разные, иногда даже противоречащие друг другу интересы и потребности, но объединённые общей идеей проектирования концептуально приоритетных перспектив для использования общественного потенциала в сфере современной образовательной политики [15].

B. Г. Боровик отмечает, что общественными субъектами социального заказа могут выступать представители экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, родители и работодатели, а стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе их постоянного взаимодействия в рамках образовательной системы [5].

Таким образом, обобщая авторские позиции, представляется возможным заключить, что субъектами общественной компоненты социального заказа можно считать представителей непрофессионального образовательного сообщества, всех, кто не имеет профессионального отношения к сфере образования, но личностно и социально заинтересован в его качестве, результатах обучения, реализации в полной мере его социокультурной миссии и признании его необходимости соответствия требованиям современной инновационной экономики [16].

14

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию

Самыми многочисленными субъектами общественной компоненты социального запроса могут быть признаны родители обучающихся, которые в системе российского образования вместе со школьниками, студентами, преподавателями и другими работниками сферы образования составляют почти половину населения России (по И.М. Ильинскому). Напомним, что родители определены в старом Законе об образовании как полноправные «участники образовательного процесса», а в новом Законе - «участники образовательных отношений», т.е., были и остаются статусным полноправным лицом с законными правами и обязанностями. Далее, актуализируя их статусное положение в системе российского образования, хотелось бы подчеркнуть, что традиционное и понятное каждому гражданину современного общества понятие «родители» трансформировалось сегодня в новые понятия «родительство», «родительское сообщество», «родительская общественность», которые уже социально подготовлены к новому осмыслению.

Вышеизложенное актуализирует проблему определения новой социальной роли родителей. В связи с этим, обозначается потребность определения их общественной позиции в формировании социального заказа и дифференцировании социально-педагогических функций. Сегодня можно вполне уверенно говорить о расширении спектра направлений участия родительской общественности в функционировании, развитии и управлении образованием в условиях усложнения его содержания. Кроме традиционных функций контроля и ресурсного обеспечения, уверенно развиваются общественная экспертиза, проектное управление, участие в стратегическом планировании, становление института общественного наблюдения, организация совместной коллективно-распределенной деятельности различных социальных групп на основе социального партнёрства. По сути, содержательно обозначены сферы образовательной политики, которые следует признать концептуально приоритетными [17].

Современная ситуация в практической педагогике сопряжена с введением новых федеральных государственных стандартов образования, когда назрела необходимость в адекватном понимании процессов возникновения, взаимоопределения и регуляции потребностей личности, общества и государства в общем образовании. В предложенной РАО Концепции государственного стандарта общего образования, образовательные стандарты понимаются как «общественный договор», закладывающий иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством - отношений, основанных на принципе взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования. Именно учет реальных ориентаций

субъектов образования (кто, кому и с какой целью адресует свой «социальный запрос») обеспечивает стандарту нового поколения статус «общественного договора» (по Д.Л. Константиновскому, В.С. Вахштайну, Д.Ю. Куракину).

Наряду с вышеизложенным, «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях» рассматривается как ведущее направление формирования современной модели образования, разработанной на основании решений, принятых на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года. Данный факт нашёл свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, утвержденной 25 ноября 2008.

Вместе с тем, отмечая достаточно определенные требования к школе, выступающие основанием для принятия «потребительского» выбора, Т.Ф. Фомина, О.К. Самарцева, М.И. Горшкова,

О.Н. Руссова указывают на пока ещё слабую выраженность сформированного запроса родительской общественности к системе образования. Исследователи отмечают некоторую разобщённость в потребностных ожиданиях родителей, отсутствие определённого вектора в их направленности. И.В. Селиверстова и С.Г Косарецкий, например, констатируют, что основные направления общественной компоненты социального запроса образованию проецируют создание здоровьесберегающих условий осуществления образовательного процесса, обеспеченность материально-технической базы, наличие высококвалифицированных педагогов, высокие шансы на вертикальную мобильность в результате обучения в средней школе [14].

Т.А. Фомина, представляя результаты проведённых исследований, выделяет в социальном заказе образованию отдельные ключевые положения, которые вполне могут обрести четкую формулировку общественных потребностей [18]:

- в родительской среде растет понимание необходимости переориентации образовательной системы с модели «человек знающий» на модель «человек социальный», а также на модель «человек - творческая индивидуальность»;

- выявляется потребность в прозрачности системы требований к обучающимся при переходе от одного уровня образования к последующему и адекватности этим требованиям качества подготовки детей с учётом преемственности образования;

- усиливается запрос родителей на предоставление возможностей обсуждения с общественностью «обязательного» содержания образования и дополнительных программ и вариативной его составляющей;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

15

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

- существует родительский запрос на чёткую расстановку акцентов в формировании содержания образовательных программ с учётом их практиоо-риентированности («полезности в будущем»);

- родительская общественность формулируют требования к упорядочиванию организации образовательного процесса с тем, чтобы уже на школьном уровне исключить выявляющиеся проблемы;

- выполнение требований реализации здоровьесберегающих технологий в компетентностной модели образования сегодня не оптимально, в связи с чем у родителей формируются потребности в иной организации образовательного пространства для своих детей;

- школа не воспринимается родителями как институт, способный оказывать какие-либо услуги и продавать их на рынке. Потребностные ожидания связаны с запросом на дополнительные услуги, которые школа могла бы предоставлять различным группам местного сообщества;

- родители ожидают от школы организации психолого-педагогического и коррекционного сопровождения образовательного процесса;

- родительское сообщество нуждается не только в комплексном, но и дискретном перечне критериев оценки образовательного учреждения;

- отдельные родители, получившие опыт работы в общественных органах управления образовательным учреждением, остро ощутили необходимость в технологической подготовке и обучении.

Таким образом, обобщая вышесказанное, следует заключить, что проблема формирования социального заказа актуализирует процессы взаимовлияния и взаимозависимости ожиданий личности, потребностей общества и запросов государства, предопределяя, тем самым, различные аспекты в выборе содержательных и структурных компонентов данного феномена. Ссылаясь на различные авторские концепции и позиции, мы сформулировали понятие «социальный заказ образованию», в котором смысловые акценты расставлены на общественном явлении, закономерном процессе, потенциальном факторе и перспективном механизме реализации социальной необходимости, сопряжённой с интеграцией России в мировое сообщество в условиях переориентации социально-исторического процесса, регулируемого и подготовленного характером и направленностью динамики современного социума.

Авторские различия в научном осмыслении содержательного компонента данного феномена позволили выделить некоторые обобщённые подходы в интеграции личностной, общественной и государственной компонент, представленных в различном объёме и степени в структуре социального заказа и, вместе с тем, констатировать некоторую «размытость» его сущностных характеристик. Этот факт не помешал охарактеризовать

данный феномен с позиций полисубъектности, поликомпонентности и смыслового многообразия.

Приведённые результаты практических исследований потребностных ожиданий родительской общественности от системы образования, как самого многочисленного субъекта социального заказа, свидетельствуют о некоторой, на сегодня, разобщённости в формулировке потребностей и, соответственно, об отсутствии определённого вектора в их направленности.

Библиографический список

1. Агафонова Н.Н., Брехач Р.А., Жадаев Д.Н. Содержание общественного заказа системе образования: эффективные механизмы способов оформления профессиональной среде и механизмы предъявления результатов выполнения общественного заказа профессиональным сообществам. -Пермь: ПГПУ, 2009. - 114 с.

2. Адамский А.И. Оценка качества образования невозможна без участия гражданских институтов // Народное образование. - 2007. - № 4. - С. 24-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Алексеева Т.А. Демократия: государство и общество. - М.: Дрофа, 1997. - 190 с.

4. Болотина Т.В., Новикова Т.Г. Модель управления демократизацией школьного сообщества // Народное образование. - 2013. - № 7. - С. 71-77.

5. Боровик В.Г. Общественный контроль не заменяет контроля государственного // Народное образование. - 2012. - № 6 - С. 33-38.

6. Долженко О.В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования: Дис. ... д-ра социол. наук. - М., 1995.

7. ГершунскийБ.С. Философия образования для XXI века. - М.: Пед. общ-во России, 2002. - 512 с.

8. Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореф. ... канд. экон. наук. - М., 1997.

9. Калошина Т.Ю. Социальный заказ как условие управления сферой образовательных услуг: На примере подготовки специалистов экономического профиля вузами Читы: Дис. ... канд. социол. наук. - Чита, 2006. - 193 с.

10. Лаврухина Е.А. Социальные спрос и заказ в образовании. Lap LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG. - Germany, 2011. - 141 с.

11. Любимов Л.Л. Общество и образование в России // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 16.

12. Путин В.В. Приветственное слово 1 съезду родителей // Российская газета. - 2013. - 11 февраля. - Столичный выпуск № 6004 (28).

13. Розин В.М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти. - М.: МПСИ, 2005. - 352 с.

14. Селиверстова И.В., Косарецкий С.Г. Родители и школа: знакомые незнакомцы // Народное образование. - 2010. - № 2. - С. 152-156.

16

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию

15. Скударёва Г.Н., Харитонова А.Ю. Новое понимание участия родителей в жизни школы // Студенческая наука Подмосковью: Мат-лы международной научной конференции молодых учёных. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014. - С. 252-255.

16. Скударёва Г.Н., Шишова Г.Г. Социальный заказ образованию как феномен современной педагогической действительности // Воспитание школьников. - 2013. - №8. - С. 3-10.

17. Скударёва Г.Н. Современные родители как субъекты формирования социального заказа и эксперты качества образования // Семейное воспитание в отечественном образовании. - Орехово-Зуево: Изд. центр МГОГИ, 2014. - С. 98-113.

18. Фомина Т.А. Оценка образовательного учреждения общественностью: потребности и критерии (результаты социологического исследова-

ния). - Самара: Центр «Социальная Механика»; АНО «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов», 2008. - 35 с.

19. Хананашвили Н.Л, Зыков О.В. и др.: Государственный социальный заказ. - М.: РБФ НАН, 1995. - 32 с.

20. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. - М: Наука, 1993. - 142 с.

21. Ченцов А.О. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России - 1999. -№ 2. - С. 120-123.

22. Швецова Г.Н. Образовательная политика в условиях модернизации региональной образовательной системы. - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2008. - 172 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.