УДК 37
А. В. Золотарёва, Ю. В. Суханова
Результаты исследования социального заказа на дополнительное образование детей
В статье дано определение и показана сущность социального заказа на дополнительное образование детей в России как совокупности трех основных групп заказчиков: государства, общества и личности; описаны результаты исследования социального заказа на дополнительное образование в г. Ярославле.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, социальный заказ образованию, государственный заказ, общественный заказ, технологии изучения социального заказа на дополнительное образование.
A. V. Zolotariova, Ju. V. Sukhanova
Research Results of the Social Order for Children's Further Education
In the article the definition is given and the essence of the social order for children's further education in Russia as a set of three main customer groups is shown: states, societies and persons; research results of the social order for further education in Yaroslavl are described.
Keywords: children's further education, a social order to education, a state order, a public order, technologies to study the social order for further education.
Социальный заказ - это официальная ориентация общественных институтов на достижение в своей деятельности заданного результата как необходимого для дальнейшего развития общества в целом. Реализация социального заказа является смыслом функционирования организации как таковой. У каждой организации, коммерческой и некоммерческой, есть цель существования и реализация деятельности. Даже под распространенным мнением, что цель коммерческой организации - это получение экономической прибыли, стоит именно ориентация на социальный заказ: если продукция или услуги будут не востребованы, никакой прибыли организация не получит. Кроме того, социальный заказ определяет результат деятельности организации - продукт - и соответственно определяет технологию, ресурсы, требуемые для его достижения, порядок организации производства и многое другое.
Сегодня проблема формирования социального заказа на образование является весьма актуальной. Она рассматривается в работах современных исследователей, таких как Е.А. Лаврухина, Н.Н. Агафонова, Р.А. Брехач, Д.Н. Жадаев, М.В. Захарченко, Г.Н. Швецова и др. Социальный заказ в образовании - это практически осознанная, нередко теоретически сформулированная с учетом официальной проводимой государственной политики, объективная необходимость в строго определенных масштабах и качественных параметрах результатов образовательной деятельности, а также общественные явления и процессы, характеризующие потребность в получе-
нии определенного образования людей, отдельных групп и слоев, субъектов хозяйствования, общества в целом [2].
Социальный заказ образованию шире понятия «образовательный стандарт». Стандарты нормируют лишь минимально необходимый уровень образования. Содержание образования сверх стандарта должно определяться социальным заказом. Более того, социальный заказ определяет содержание инновационной деятельности в области образования. При этом инновационная деятельность способствует развитию 3-х взаимосвязанных процессов: развитие учреждения, развитие личности учащихся и развитие творческих способностей учителя. Следовательно, развитие педагогики может происходить через изучение и реализацию социального заказа и интересов личности ребенка.
Существуют различные взгляды на понимание государственного и социального заказов. Один из них рассматривает государственный заказ и социальный заказ как два самостоятельных явления. Государственный заказ представляет собой задание на производство определенных услуг, исходящее от государства и адресованное экономическим субъектам хозяйствования. Социальный заказ - это запрос (или задание), исходящий от тех, кто наряду с государством предоставляет ресурсы сфере образования, т.е. родителей, общественных организаций, работодателей и т. д .
Существует и другое мнение, согласно которому государственный и социальный заказ раз-
© Золотарёва А. В., Ю. В. Суханова, 2013
делять нецелесообразно: поскольку одним из основных социальных институтов любого современного общества является государство, государственный заказ можно считать частью социального заказа. И, наконец, третье мнение, основывается на принципе дополнительности, согласно которому можно считать, что социальный заказ может касаться практически всех аспектов образования - от целей, содержания и форм до результатов организации. При этом ожидания различных социальных групп могут касаться различных уровней и аспектов системы образования.
Особый интерес для образования представляет интегративная сущность социального заказа. Попытка соединить государственный заказ с личностным приводит к выводу о том, что граждане не свободны в рамках государственной системы. С другой стороны, осознание государственного заказа на личностном уровне и стремление его реализовать играет большую роль в жизни общества. При этом особое значение для формулирования социального заказа имеет наличие социального идеала общества. Сегодня социальный идеал, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентирован на права человека и, в первую очередь, связан с правом человека на выбор и свободу [3].
Социальный заказ в сфере дополнительного образования детей имеет особое значение, так как он определяет его содержание и выступает главным критерием оценки качества его результатов. Он связан с условиями развития личности, ее способности к продуктивному решению задач в сфере трудовой, общественной, культурно-досуговой деятельности. С одной стороны, жизнь в обществе всегда предъявляет определенные требования к человеку через общественные институты, с которыми он взаимодействует, а с другой стороны, сам человек предъявляет к себе требования (или пожелания), чтобы вписаться в современную социальную жизнь. Таким образом, заказ на дополнительно образование может состоять из заказа самих детей и их родителей, а также из заказа различных общественных институтов - органов власти, различных организаций, учреждений и предприятий.
Вышеприведенные рассуждения позволяют определить инвариантный и вариативный компоненты социального заказа. Содержание инвариантного компонента может быть построено на общегосударственном заказе, а содержание вариативного компонента - на заказах детей и их
родителей. Тогда дополнительное образование, на наш взгляд, будет выполнять роль посредника между государством и ребенком, стремясь, с одной стороны, выполнить заказ общества на формирование социально-адекватной личности и, с другой стороны, удовлетворить конкретные потребности и запросы детей и их родителей [1].
Обобщая выше приведенные данные, можно выделить три основные группы социальных заказчиков на дополнительное образование детей:
- государство, заказ которого выражен в соответствующих документах: общественных докладах, законодательных актах, в разработке регламентов и стандартов образовательных учреждений, а также в формировании общих принципов политики в сфере дополнительного образования детей;
- сторонние организации и учреждения, заказ которых выражен в спросе на определенные виды дополнительных образовательных услуг со стороны различных организаций;
- личность, чей заказ выражен в конкретной потребности со стороны детей, родителей, учителей, в удовлетворении запросов, потребностей относительно деятельности в сфере дополнительного образования детей.
Нами был проведен анализ существующей нормативной базы функционирования дополнительного образования в России и выявлен государственный заказ на дополнительное образование детей. Было установлено, что государственный заказ выражен в соответствующих документах: общественных докладах, законодательных актах, в разработке регламентов и стандартов образовательных учреждений, а также в формировании общих принципов политики дополнительного образования. Государство как социальный заказчик в значительной степени влияет на определение целей и направлений стратегического развития системы образования в целом, в том числе и системы дополнительного образования детей.
Исследование позволило определить три основных направления государственного заказа системе дополнительного образования детей: государственный заказ на личность воспитанника в системе дополнительного образования, государственный заказ на деятельность УДОД как одного из типов образования, реализующего дополнительные образовательные программы, государственный заказ системе дополнительного образования детей в целом (заказ на программ-
ное обеспечение, на педагогические и управленческие кадры, на деятельность сети образовательных учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы) [4].
Таким образом, проведенное нами исследование позволило обобщить современные требования государства к системе дополнительного образования детей, увидеть его актуальные потребности и запросы в сфере воспитания и образования гражданина страны, определить роль, значение и основные приоритеты направлений деятельности в сфере дополнительного образования детей.
При анализе проблемы исследования социального заказа на дополнительное образование были выбраны три вида технологий - технология изучения документов, технология опроса основных заказчиков (детей, родителей, представите -лей органов власти, общественных организаций, бизнес-сообществ) и технология фокус-групп.
Технология изучения документов позволяет провести анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность системы дополнительного образования детей, и на его основе определить содержание государственного, регионального и муниципального заказа. Использование данной технологии позволит также выявить мнения и требования к системе дополнительного образования детей со стороны субъектов общественного заказа в пределах определенной территории (предприятий, организаций и других сообществ).
Технология опросов в виде анкетирования позволяет выявить мнение основных заказчиков на дополнительное образование: детей и их родителей, а также представителей общественности -бизнес-сообществ (предприятий, учреждений и др.), органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций.
Технология фокус-групп позволяет определить отношение участников к проблеме дополнительного образования детей и социальный заказ на него, а также причины восприятия дополнительного образования в социуме, получение информации о мотивации участников, их личном опыте, взглядах, суждениях, профессиональных знаниях относительно функционирования и развития данного типа образования.
Нами было проведено исследование социального заказа на дополнительное образование детей в г. Ярославле. Метод исследования - анкетирование, в котором приняли участие около 6000 детей среднего и старшего школьного возраста, 800 родителей дошкольников и младших
школьников, 1000 представителей органов власти, общественных организаций, бизнес-сообществ.
В результате анализа заказа детей (школьного возраста) было установлено, что более половины старшеклассников волнует проблема организации дополнительного образования для собственного развития. Большинство детей младшего и среднего школьного возраста указывают на наличие у них свободного времени, в то же время более половины старшеклассников утверждают, что у них очень мало времени заниматься чем-то еще помимо школы. При этом прослеживается динамика уменьшения свободного времени в зависимости от возраста старшеклассников, а именно: чем старше респонденты, тем меньше свободного времени они имеют от школьных уроков и важных дел.
Сегодня система дополнительного образования, по мнению старшеклассников, не в полной мере удовлетворяет их интересы (полностью удовлетворены только 28,6 %). Дети младшего школьного возраста предпочитают в свободное время играть в компьютер (мальчики), а девочки - слушать музыку, рисовать и также играть в компьютер. Старшеклассники в основном предпочитают проводить свободное время в кругу близких и друзей и посещать секции, кружки по интересам в учреждениях спорта, культуры, дополнительного образования детей. Чем старше они становятся, тем больше акцент их предпочтений смещается с желания проводить время на улице в окружении сверстников к потребности посещать курсы по подготовке к поступлению в вуз.
Среди наиболее важных факторов, влияющих на выбор дополнительного образования школьниками младшего возраста, - желание заняться любимым делом, желание узнать что-то новое, интересное, желание провести свободное время с пользой. Среди наиболее значимых факторов, влияющих на выбор старшеклассниками занятий дополнительным образованием является надежда заняться любимым делом, желание узнать что-то новое, интересное, желание провести свободное время с пользой, подготовиться к выбору профессии, укрепить собственное здоровье.
Самыми популярными направлениями дополнительного образования у школьников являются: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое и спортивно-техническое. Наиболее популярными направлениями дополнительного образования у старшеклассников являются: спортивно-оздоровительное, художественно-
эстетическое, пользуются спросом также научно-техническое и туристско-краеведческое направления. Сегодня большинство школьников младшего и среднего звена посещают объединения дополнительного образования детей. Основной причиной, по которой старшеклассники перестали посещать объединения дополнительного образования, называют нехватку времени, в том числе и на выполнение школьных заданий.
На выбор учреждения, в котором дети младшего школьного возраста и старшеклассники хотят получать дополнительное образование, влияет, в основном, хорошие отзывы друзей и знакомых, решающим фактором также является близкое расположение к дому. Наиболее популярными рекламными носителями для старшеклассников являются: интернет, телевидение, журналы, дни открытых дверей. Более половины старшеклассников готовы оплачивать организацию своего свободного времени, понимают его важность и затратность.
В результате анализа заказа родителей дошкольников было установлено, что дети дошкольного возраста в свободное время любят, в основном, заниматься рисованием, танцами, конструированием, просмотром ТВ, слушать музыку, а также ходить в гости к друзьям. По мнению родителей, самыми распространенными кружками, где занимаются дети дошкольного возраста, являются: хореография, спортивные бальные танцы, спортивные секции, на основании чего можно сделать вывод, что родители стараются обеспечить физическое развитие своих детей, отдавая предпочтение подвижным видам деятельности.
Более половины родителей детей дошкольного возраста считают, что в г. Ярославле достаточно учреждений, где дети могут получить дополнительное образование. Наиболее востребованными являются спортивно-оздоровительное и художественно-эстетическое направления дополнительного образования. К факторам, побуждающим родителей и детей дошкольного возраста заниматься дополнительным образованием, можно в первую очередь отнести, желание детей узнать что-то новое и интересное, укрепление здоровья ребенка, развитие самостоятельности ребенка, желание провести свободное время с пользой. На выбор родителями дошкольников учреждения, предоставляющего дополнительное образование, влияют различные факторы, в большинстве случаев это желание самого ребенка, качество услуг и гарантируемый результат, рекомендации знакомых, друзей, которые уже
имеют опыт посещения конкретного учреждения.
Как показывают результаты исследования, основными препятствиями посещения учреждений дополнительного образования дошкольниками является территориальная удаленность от фактического места проживания детей и несоизмеримая стоимость занятий в кружках и секциях с возможностями родителей. Чуть более половины родителей дошкольников хотят, чтобы дополнительное образование было предоставлено в самом дошкольном учреждении, а также в учреждении дополнительного образования, менее - в учреждениях культуры и спорта. Большинство родителей готовы оплачивать дополнительное образование своих детей.
Большинство родителей детей младшего и среднего школьного возраста хотели бы, чтобы их дети посещали учреждения дополнительного образования, и влияют на выбор увлечений и интересов детей. Чуть более половины родителей детей школьного возраста считают, что в г. Ярославле достаточно учреждений, предоставляющих такую образовательную услугу.
Родители детей младшего и среднего школьного возраста в большинстве своем стремятся привить детям спортивно-оздоровительные навыки и развить художественно-эстетические качества. Вероятно, этот спрос обусловлен реальным предложением, существующим сегодня в практике дополнительного образования. Именно художественное и спортивное направления больше всего представлены в системе дополнительного образования детей.
Больше половины родителей отметили, что они хотели бы, чтобы дети занимались дополнительным образованием в школе. Это объясняется неоспоримым удобством одновременного нахождения ребенка в школе и возможностью посещения интересующих кружков. Но достаточное количество родителей (около половины) считают, что дети должны посещать занятия в учреждениях дополнительного образования.
По итогам изучения общественного заказа (со стороны представителей власти, общественных организаций, бизнес-сообществ) на дополнительное образование были получены следующие данные.
Большинство респондентов считает важным получение ребенком дополнительного образования, они понимают значимость дополнительного образования для развития ребенка. Ведущими областями, в которых должны формироваться
качества личности выпускника учреждения дополнительного образования детей, по мнению большинства опрошенных, являются: развитие индивидуальных способностей ребенка в соответствии с возрастными особенностями; укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни и безопасности; трудолюбие; мотивация к обучению и познанию; развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка; мобильность, активность, инициативность; развитие нестандартных способов мышления; способность конструктивного социального взаимодействия; способность к осознанному профессиональному выбору. Кроме того, опрошенные отметили такие области формирования качеств личности, как правовая грамотность ребенка, бережное отношение к природе, гражданская позиция, информационная компетентность - качества, присущие любому гражданину, который занимается какой-либо деятельностью в своей стране.
Большинство респондентов считает, что учреждения дополнительного образования должны выявлять особые таланты, способности детей. Это говорит о том, что они понимают важность и актуальность работы с одаренными детьми как мощного потенциала для генерирования творческих, нестандартных бизнес-идей и реализации бизнес-проектов, социальных программ государственного и муниципального масштабов в будущем.
При этом только половина всех опрошенных представителей бизнес-сообществ, общественных организаций, государственной и муниципальной власти знают об учреждениях, которые реализуют программы дополнительного образования для детей, и осведомлены об их названиях. Самыми популярными источниками получения информации являются их знакомые, наружная реклама (вывески, баннеры), социальные сети, учителя в школе. Большинство опрошенных считают, что учреждениям дополнительного образования надо развивать рекламную деятельность.
Менее половины респондентов смогли оценить эффективность деятельности учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей. Это, возможно, связано с тем, что многие не задумывались об эффективности работы подобных учреждений и не знают, по каким критериям ее можно оценить. Около половины всех опрошенных считают, что учреждение дополнительного образования детей должно участвовать в жизни района: проводить соревнования, конкурсы, мастер-классы, выставки, праздники
на открытом воздухе, оказывать помощь району, участвовать в субботниках, проводить совместные мероприятия детей и родителей, а также мероприятия, объединяющие школьников данного региона, принимать участие в Днях города, проводить благотворительные концерты и дни открытых дверей, а также показательные мероприятия для привлечения граждан, открытые встречи (с родителями, ветеранами, тематические встречи), акции и др.
Наиболее перспективными направлениями деятельности в дополнительном образовании детей респонденты выделяют спортивно-оздоровительное и художественно-эстетическое. Также, по их мнению, важно развивать детей в научно-техническом, культурологическом, военно-патриотическом, социально-педагогическом, эколого-биологическом, спортивно-техническом, туристско-краеведческом, духовно-нравственном направлениях.
Практически все опрошенные понимают необходимость и важность оказания поддержки учреждениям дополнительного образования детей, считая, что основная роль в этом должна принадлежать государству и местному самоуправлению. Представители бизнес-сообществ при этом не отрицают и свою роль в данном процессе, которая касается финансовой и материальной поддержки. Представители же общественных организаций в этом процессе важную роль также отводят бизнесменам и родителям, не говоря ничего о себе. Соответственно далеко не все респонденты понимают важность своего вклада в развитие системы дополнительного образования детей в регионе.
Основными недостатками системы дополнительного образования детей на сегодняшний день опрошенные считают низкий уровень материально-технической базы, отсутствие необходимой полной информации об этой деятельности, недостаточную заинтересованность представителей общественности, недостаточную скоор-динированность длеятельности, недостаточное научно-методическое обеспечение, низкий профессиональный уровень кадров, несовершенство нормативно-правовой базы. Выявленные проблемы помогут принять меры по совершенствованию и дальнейшему развитию системы дополнительного образования детей в регионе.
Опыт сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей есть не у всех представителей бизнес-сообществ, общественных организаций и представителей власти, при этом не наблюдается ярко выраженного желания
сотрудничать. Те, кто имеет такой опыт, называют некоторые формы сотрудничества: участие в образовательных программах; участие и организация благотворительных акций; участие в организации и проведении общественных мероприятий; совместные проекты; личное участие в деятельности. Основной преградой при сотрудничестве организаций с учреждениями дополнительного образования детей респонденты считают финансовые проблемы, отсутствие законодательно-нормативного регулирования, плохую информированность о сотрудничестве и др.
Респонденты указывают на недостаточно сформировавшиеся модели государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей. В связи с этим необходимо определить пути развития такого сотрудничества, сформулировать рекомендации о совершенствовании форм взаимодействия, что упорядочит влияние местного сообщества на сферу дополнительного образования детей, будет способствовать модернизации дополнительного образования детей в регионе.
Результаты исследования, проведенного с использованием данных вопросов, по нашему мнению, помогут принять меры по развитию системы дополнительного образования детей.
По результатам исследования разработаны методические рекомендации по изучению и формированию социального заказа на дополнительное образование детей. Предложенные рекомендации и методические указания могут быть использованы в учебном процессе при подготовке кадров сферы дополнительного образования и в практической деятельности по организации дополнительного образования на уровне региональной или муниципальной системы образования, образовательного учреждения, реализующего дополнительные образовательные программы.
Библиографический список
1. Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей [Текст] : дис. ... докт. пед. наук. -Ярославль, 2007. - 450 с.
2. Калошина, Т. Ю. Социальный заказ как условие управления сферой образовательных услуг: На примере подготовки специалистов экономического профиля вузами Читы [Текст] : дис. ... канд. соц. наук. -Чита, 2006. - 193 с.
3. Морева, О. В. Выявление и педагогическая интерпретация социального заказа системе образования [Текст] : дис. . канд. пед. наук. - Тюмень, 1996. -186 с.
4. Мухамедьярова, Н. А. Государственный заказ системе дополнительного образования детей [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - № 2. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 234-239.
Bibliograficheskij spisok
1. Zolotareva, A. V. Integrativno-variativny'j podkhod k upravleniyu uchrezhdeniyem dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Tekst] : dis. ... dokt. ped. nauk. -Yaroslavl', 2007. - 450 s.
2. Kaloshina, T. Yu. Social'ny'j zakaz kak usloviye upravleniya sferoj obrazovatel'nykh uslug: Na primere podgotovki specialistov ekonomicheskogo profilya vuzami Chity' [Tekst] : dis. ... kand. soc. nauk. - Chita, 2006. - 193 s.
3. Moreva, O. V. Vy'yavleniye i pedagogicheskaya in-terpretaciya social'nogo zakaza sisteme obrazovaniya [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk. - Tyumen', 1996. - 186 s.
4. Mukhamed'yarova, N. A. Gosudarstvenny'j zakaz sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Tekst] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - Yaroslavl' : Izd-vo YaGPU, 2012. - № 2. - Tom II (Psikhologo-pedagogicheskiye nauki). - S. 234-239.