Научная статья на тему 'Социальный заказ на антикоррупционное образование'

Социальный заказ на антикоррупционное образование Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА / СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / SOCIAL DEMAND / SUBJECT OF SOCIAL DEMAND / CONTENT OF SOCIAL DEMAND / ANTICORRUPTION EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Демкина Елена Владимировна

В статье раскрывается содержание запроса всех структурных элементов субъекта социального заказа на антикоррупционное образование: государства, личности и семьи (студентов и родителей), педагогической общественности, бизнес-сообщества, общественных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Демкина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social demand for anticorruption education

The article deals with the content of the request of all structural elements of the subject of social demand for anticorruption education: government, individual and family (students and parents), educational community, business community, public institutions.

Текст научной работы на тему «Социальный заказ на антикоррупционное образование»

УДК 378.1:328.185

Демкина Елена Владимировна

Dyomkina Elena Vladimirovna

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета

D.Phil. in Education Science, Assistant Professor, Head of Education Science and Social Psychology Department, Social Technologies and Tourism School, Adygea State University

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

SOCIAL DEMAND FOR ANTICORRUPTION EDUCATION

Аннотация:

Summary:

В статье раскрывается содержание запроса всех структурных элементов субъекта социального заказа на антикоррупционное образование: государства, личности и семьи (студентов и родителей), педагогической общественности, бизнес-сообщества, общественных институтов.

The article deals with the content of the request of all structural elements of the subject of social demand for anticorruption education: government, individual and family (students and parents), educational community, business community, public institutions.

Ключевые слова:

высшее образование, социальный заказ, субъект социального заказа, содержание социального заказа, антикоррупционное образование.

higher education, social demand, subject of social demand, content of social demand, anticorruption education.

Keywords:

В современном российском обществе наблюдаются модернизационные сдвиги, определяющие не только новые общественные цели и формы жизнедеятельности, но и морально-ценностные установки. В данных условиях объективно возрастает роль институтов образования как действенной движущей силы социально-экономических изменений, способной в полной мере удовлетворить запросы современного общества к его подрастающим членам только в том случае, если сама система образования соответствует динамике развития общества. Гарантировать данное соответствие возможно через выстраивание гибких и стабильных связей образования и социума. Основой таких связей является социальный заказ, представляющий собой механизм реализации потребностей общества в обеспечении собственного развития [1; 2].

Современная российская образовательная практика характеризуется обновлением структурных и содержательных характеристик социального заказа, эффективность которого основана на учете интересов субъекта данного процесса [3]. Структура социального заказа на высшее образование должна отражать интересы следующих элементов его субъекта: государства, личности и семьи (студентов и родителей), педагогической общественности, бизнес-сообщества (работодателей), общественных институтов [4].

Содержательные характеристики формируются всеми элементами субъекта социального заказа на высшее образование, при этом зачастую имеют признаки разноплановости и противоречивости, в полной мере отражая социальные интересы общества. В связи с этим необходимо отметить, что именно социальный заказ позволяет определить основные инновационные направления образовательной деятельности с учетом оценки перспектив общественного развития и основных проблем, стоящих перед современным социумом.

Сегодня одной из наиболее остро стоящих перед российским обществом проблем является увеличение числа коррупционных проявлений в различных сферах социальной и экономической жизни страны. Международная организация Transparency International в своем ежегодном исследовании «Индекс восприятия коррупции» расположила Россию на 119-м месте в рейтинге из 168 стран, размещенных по порядку возрастания уровня коррумпированности [5]. Несмотря на то что последнее десятилетие институциональные и законодательные механизмы противодействия данному негативному социально-экономическому явлению перманентно совершенствуются, обеспечивая реализацию антикоррупционной политики на государственном уровне, коррупция остается актуальной проблемой современной России [6; 7; 8].

Образовательные модели европейских стран являются наиболее эффективными признанными механизмами антикоррупционного просвещения, в основе которого лежит формирование системы знаний и навыков противодействия коррупции в бытовой и профессиональной

сфере [9]. Соответственно, важнейшим социальным институтом, способным повлиять на антикоррупционные процессы при корректной постановке соответствующих задач, является система российского высшего образования. Подтверждение сказанному находим в Программе по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг., где присутствует прямое указание Министерству образования и науки РФ на необходимость «включения в федеральные государственные образовательные стандарты... высшего образования элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения» [10].

Таким образом, государство, как элемент субъекта социального заказа на высшее образование, формулирует прямые требования формирования антикоррупционной компетентности студентов. В связи с тем, что для эффективной реализации социального заказа необходима непротиворечивость запросов всех элементов его субъекта, возникает потребность их дальнейшего детального рассмотрения.

Анализ содержания социального заказа на высшее образование родителей студентов проводился на основе изучения материалов ВЦИОМ, в ходе которого было выяснено, что большинство современных россиян (81 % респондентов) хотели бы видеть своих детей выпускниками вузов [11]. Подавляющее большинство считают (92 %), что воспитание не является основной задачей высшего учебного заведения. При этом четверть опрошенных (25 %) отметили, что необходимо воспитывать в своих детях такие актуальные для современного общества качества, как умение постоять за себя и учет собственных интересов [12]. Данные опросов ВЦИОМ подтверждаются и собственными исследованиями запросов родителей абитуриентов (п = 158). Большая часть опрошенных (82 %) не считают антикоррупционную образованность обязательной для современного профессионала и ожидают от вуза формирования у своих детей тех профессионально значимых качеств и умений, которые необходимы для построения карьеры (92 %). Основным критерием успешной карьеры, по мнению 84 % опрошенных, является высокий уровень доходов, и только 27 % отнесли признание общества и профессиональную репутацию к признакам современного успешного гражданина.

Анализ запросов студентов как важнейшего элемента социального заказа к высшему образованию (п = 306) показал невостребованность антикоррупционных знаний на этапе получения высшего образования. Так, 75 % респондентов не считают, что основы антикоррупционных знаний пригодятся им в их профессиональной деятельности, однако 64 % хотели бы получить навыки противостояния так называемой «бытовой» коррупции. При этом 84 % опрошенных студентов либо сталкивались лично, либо слышали о коррупционных ситуациях от своих родителей и родственников. Основная масса опрошенных (69 %) связывает коррупцию исключительно с государственным сектором, не имея представления о возможных коррупциогенных ситуациях в своей будущей профессиональной деятельности.

Изучение запроса представителей профессорско-преподавательского корпуса высшей школы (п = 64), участвующих в подготовке бакалавров и магистров неюридических направлений, позволило выявить следующее: большинство опрошенных указывают на необходимость формирования антикоррупционной компетентности студентов (72 %), однако не видят для этого достаточных возможностей в рамках учебного процесса, поскольку введение государственных образовательных стандартов нового поколения остро ставит проблему лимита аудиторного времени (85 %). Для решения проблемы предлагается использование только воспитательных средств. При этом лишь 26 % преподавателей изъявили желание получить методическую поддержку по вопросам формирования такого вида компетентности студентов.

Еще одним не менее значимым элементом социального заказа на высшее образование является бизнес-сообщество, предъявляющее ряд обоснованных нерентабельностью коррупционного поведения требований к антикоррупционной компетентности своих сотрудников. Данные требования отражаются в регламентирующих корпоративную культуру документах - кодексах и корпоративных стандартах поведения - и имеют следующий вид: правила поведения в ситуациях конфликта интересов, система запретов на использование служебного положения в личных целях, а также на какие-либо действия, не соответствующие антикоррупционным законам. Отметим, что наиболее пристальное внимание антикоррупционному поведению сотрудников уделяют социально ответственные компании, согласующие свои коммерческие интересы с общественными.

Изучение социального заказа на антикоррупционное образование невозможно без анализа запросов различных общественных институтов, аккумулирующих и объективизирующих требования к современному члену российского гражданского общества. В последние годы наблюдается значительный рост числа различных общественных объединений: Общероссийский народный фронт, общественные палаты федерального и регионального уровней, общественные советы и специализированные некоммерческие организации антикоррупционной направленности, союзы представителей бизнеса.

Подробное рассмотрение программных и отчетных документов таких объединений свидетельствует о высоком уровне обеспокоенности проблемами коррупции и необходимости совершенствования методологии борьбы с данным системным явлением. Одним из важнейших направлений деятельности таких общественных объединений является антикоррупционное образование. Активное взаимодействие с вузами в формате организации проблемных круглых столов, приобщения студенчества к тематическим социальным проектам, проведения исследовательской работы и научно-практических конференций свидетельствует о высоком уровне интереса общественных антикоррупционных организаций к взаимодействию со студенчеством как социальной группой, способной в своей дальнейшей профессиональной и социальной деятельности транслировать антикоррупционные установки на все гражданское общество.

Резюмируя вышеизложенное, еще раз подчеркнем сложность и комплексность социального заказа современному высшему образованию как эффективному инструменту решения многих задач, стоящих перед современным обществом. Анализ запросов элементов субъекта социального заказа на антикоррупционное образование показал определенную рассогласованность их интересов. Данные обстоятельства актуализируют поиск механизмов согласования запросов всех элементов субъекта социального заказа высшему образованию на формирование антикоррупционных установок будущих профессионалов с целью обеспечения устойчивых предпосылок к качественной реализации этого сложного и многоаспектного процесса.

Ссылки:

1. Аксютина З.А. Отражение потребностей государства, общества и личности в социальном заказе на профессиональное образование // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 2. С. 66-70.

2. Скударёва Г.Н. Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 3. С. 11-17.

3. Петьков В.А., Филоненко В.А. Проблема целевой направленности образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 51. С. 119-123.

4. Петьков В.А. Институционализация и тенденции развития социального образования на юге России в контексте Бо-лонского процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 7. С. 48-50.

5. Индекс восприятия коррупции - 2015: Россия поднялась на 119-е место [Электронный ресурс] // Исследования Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International. URL: http://transparency.org.ru/indeks-vospri-iatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto (дата обращения: 26.01.2017).

6. Носакова Е.С. Формирование антикоррупционного правосознания в системе мер противодействия коррупции // История государства и права. 2012. № 9. С. 23-29.

7. Романенко Е.А. Антикоррупционное образование студентов неюридических вузов // European Social Science Journal. 2015. № 6. С. 296-301.

8. Российская коррупция: уровень, структура, динамика. Опыты социологического анализа / под ред. Г.А. Сатарова. М., 2013. 752 с.

9. Петьков В.А. Указ. соч. ; Система образования в России: 1991-2016 [Электронный ресурс] : пресс-выпуск № 3022. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115556 (дата обращения: 26.01.2017).

10. Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 14 мая 2014 г. № 816-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Силайчев П.А. Философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании // Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина. 2015. № 4 (68). С. 12-17.

12. Попов Н. Кусок хлеба для крошки сына [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3108 (дата обращения: 26.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.