Научная статья на тему 'Современные представления об общественном участии в российском образовании'

Современные представления об общественном участии в российском образовании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1105
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / РОДИТЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / COMMUNITY / PARTICIPATION / PARENTS / STATE AND PUBLIC ADMINISTRATION / MODERN EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скударёва Галина Николаевна

Современные представления об общественном участии в российском образовании В статье актуализирована проблема участия общества в развитии и управлении современным образованием; теоретически осмыслены понятия «общественность», «общественное участие», «общественные объединения»; нормативно обоснованы общественно-педагогические ориентиры государственной образовательной политики; акцентирован аспект государственно-общественного управления образованием и обоснована значимость диалога государства и гражданского общества в данном контексте. Сформулированное понятие «общественное участие в образовании» понимается как непрерывный процесс взаимодействия активных, инициативных, ответственных граждан, осознающих свою роль в сфере политики, образования, реализации планов, программ, правовых инструментов и органов государственной власти, местного самоуправления и компаний по вопросам, непосредственно затрагивающих интересы сообщества, которое может не являться профессиональным в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern ideas about public participation in Russian education

The article raises the problem of the participation of society in the development and management of modern education; theoretically understood the concept of “public”, “public participation”, “social enterprises”; the normative is grounded sociopedagogic guidelines of the state educational policy; accents aspect of state-public education management and substantiates the importance of dialogue between the state and civil society in this context. The formulated notion of “public participation in education” is understood as a continuous process of interaction between active, initiative, responsible citizens, conscious of their role in politics, education, implementation of plans, programmes, legal instruments and state power bodies, local governments and companies on matters directly affecting the interests of the community that may not be a professional in the field of education.

Текст научной работы на тему «Современные представления об общественном участии в российском образовании»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37

Скударёва Галина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Государственный гуманитарно-технологический университет, Московская область, г. Орехово-Зуево

dp@mgogi.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ УЧАСТИИ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье актуализирована проблема участия общества в развитии и управлении современным образованием; теоретически осмыслены понятия «общественность», «общественное участие», «общественные объединения»; нормативно обоснованы общественно-педагогические ориентиры государственной образовательной политики; акцентирован аспект государственно-общественного управления образованием и обоснована значимость диалога государства и гражданского общества в данном контексте. Сформулированное понятие «общественное участие в образовании» понимается как непрерывный процесс взаимодействия активных, инициативных, ответственных граждан, осознающих свою роль в сфере политики, образования, реализации планов, программ, правовых инструментов и органов государственной власти, местного самоуправления и компаний по вопросам, непосредственно затрагивающих интересы сообщества, которое может не являться профессиональным в сфере образования.

Ключевые слова: общественность, общественное участие, родители, государственно-общественное управление, современная образовательная политика.

Современный период развития российского образования неотделим от геополитических событий, которые изменили представления о приоритетах и долгосрочных целях его развития и трансформации общества в этой связи. Каждый новый виток развития российского образования заставляет обращаться к процессам, происходящим в этой сфере на принципиально новых основаниях.

Образование в XXI веке призвано быть образованием для всех: многообразным, адекватным культурному разнообразию человечества и своей страны - удовлетворять всесторонние потребности этнокультурных, социально-профессиональных и конфессиональных групп, равно как и духовные запросы отдельной личности. От того, как мы строим сегодняшнее образование, во многом зависит наше актуальное будущее, наши налично-пред-стоящие формы общественной жизни [16].

В современных подходах к пониманию места образования в обществе образование рассматривается как механизм развития общества, которое, как отмечает А.Г. Асмолов, российский психолог, политик и учёный, призвано ориентироваться на конструирование прогрессивного будущего, нацеленного на нахождение способов выявления общественных изменений. Вместе с тем, ректор Федерального института развития образования, прогнозируя стратегию и методологию социокультурной модернизации образования, заключает: «.. .В настоящее время приходится констатировать, что, несмотря на наметившийся в государственной политике вектор движения к обществу, основанному на знаниях, в массовом сознании связь образования с социальными эффектами общественного развития и менталитетом населения России представлена весьма слабо. Отсюда следует, что общественное понимание стратегии социокультурной

модернизации образования и путей ее реализации могут стать одним из факторов, мотивирующих смену социальных установок населения по отношению к образованию» [2].

По мнению В.И. Гусарова, современного исследователя феномена общественного участия в образовании, ключевой проблемой российского образования обозначена общественно-государственная проблема «разрыва между общественными потребностями, запросами и качеством образования. Общественное участие объективно может выступать системообразующим ресурсом преодоления данного разрыва, формулирования и реализации социального заказа; содействия созданию опережающего инновационного характера образования за счет внутренних и, благодаря межсекторному взаимодействию и социальному партнерству, дополнительных внешних ресурсов; формирования гражданского общества за счет апробации новых форм общественных взаимоотношений и приобретения опыта демократических практик, выращивания учащихся - будущих активных субъектов гражданского общества» [8].

В.Г. Боровик, актуализируя проблему интеграции общества и образования, в статье «Общественный контроль не заменяет контроля государственного» отмечает: «.Стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями» [5].

А.И. Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика», неоднократно в своих трудах подчёркивал: «.Включение общества в образовательную политику и в управление образованием, а именно, в определение его целей, при-

© Скударёва Г.Н., 2016

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

9

оритетных направлений, в контроль за качеством в данном алгоритме, в формирование гражданского заказа, интересов и потребностей различных гражданских групп, приведёт к какому-то общему видению результативности и выработке на этой основе норм, правил и регламента системы - все это позволит сделать нам шаг вперед в модернизации нашей системы образования» [1]. Далее учёный, руководитель подкомиссии по школе Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, резюмирует, что «сейчас уже никто не спорит с тем, что общество не только имеет право, но и обязано включаться в образовательную политику и в управление образованием: в определение его целей, приоритетных направлений, в контроль за качеством» [1].

Идеи расширения общественного участия в образовании обозначены в национальной инициативе «Наша новая школа», где констатировано: ... Сфера образования должна стать организатором и лидером в процессе консолидации общественных усилий в деле социализации, формировании социально-активной личности» [7].

Расширение общественного участия в формировании образовательной политики, управлении и оценке качества образования в последнее десятилетие определяется как приоритет развития образования в основных стратегических нормативах федерального уровня. «Несущими конструкциями» государственной образовательной политики в заданном контексте следует признать: Закон РФ № 273-Ф3 «Об образовании в РФ»; Национальную докторину развития российского образования; государственную программу «Развитие образования на 2013-2020 годы»; нормативное сопровождение реализации Национального приоритетного проекта «Образование»; федеральные государственные стандарты нового поколения, понимаемые как общественный договор между семьей, обществом и государством. Концепция модернизации российского образования в числе первоочередных задач определяет развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса.

Согласно закону РФ № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» в общеобразовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский, управляющий совет, наблюдательный совет и др., предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Как видно, участию общественности в развитии и функционировании современного российского образования отводится ключевая роль, что

инициирует нас исследовать теоретические основы данного феномена. В логике исследования обозначенной проблемы целесообразно теоретический анализ предварить рассмотрением сначала понятий «участие» и «общественность», уяснить их теоретическую сущность. Ссылаясь на толкование С.И. Ожегова, автора «Толкового словаря русского языка», участие - это совместная с кем-либо деятельность, сотрудничество в чем-либо [11].

Л.А. Каменщикова понятие «общественность» интерпретирует так: «общественность - это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчинённые органам управления образованием. Это могут быть структуры:

- непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения);

- объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей, ассоциация руководителей школ);

- объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся);

- обеспечивающие систему образования определёнными ресурсами (за счёт внебюджетных источников - проектные группы, исследовательские лаборатории, временные научно-исследовательские коллективы и так далее).

Перечисленные структуры могут быть постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнёрства) или временными (собрания, совещания, конференции). Выражать интересы определённых социальных групп в сфере образования могут также специалисты, изучающие образовательные запросы и проблемы населения (социологи, психологи, организаторы образования). Эту группу специалистов можно определить как группу экспертов по социальным проблемам образования» [9].

Принимая во внимание научную позицию В.И. Гусарова, значение понятия «общественность», на первый взгляд, представляется достаточно ясным: «.может показаться, что "общественность" - это все люди, народ, население страны. В тот момент, если отнестись к этому слову, исходя из убеждений описанных представлений о гражданском обществе, становится ясно, что не всегда можно поставить знак равенства между общественностью и всем населением. Видимо, точнее понимать общественность как активную, инициативную, ответственную, осознавшую свои интересы (в том числе, в области образования) и готовую к отстаиванию их в законном порядке, часть населения, граждан в неформальном значении этого слова. Чтобы быть услышанной и получить реальную возможность влиять на образование и управление образованием, общественность должна быть определенным образом структурированной, организованной, способной выступать

в качестве субъекта равноправного диалога с государством и профессионалами от образования» [8].

Общественность, имеющая отношение к сфере образования, может иметь разную степень зрелости и субъектности, поэтому одной из важнейших задач на пути к созданию системы государственно-общественного управления общим образованием можно определить переход от общественности «с ограниченной ответственностью» к ответственной и активной общественности». Общественность, связанная с образованием, как выделяет В.И. Гусаров, автор монографии «Государственно-общественное образование», может быть с определенной долей условности разделена на профессиональную и непрофессиональную.

С точки зрения такой классификации, к профессиональной общественности будут относиться работники сферы образования, создающие свои профессиональные объединения, сообщества, ассоциации. К непрофессиональной общественности относятся потребители образовательных услуг и продуктов, прежде всего - родители обучающихся, которые определены в старом Законе об образовании как полноправные «участники образовательного процесса», а в новом Законе - «участники образовательных отношений», т.е., были и остаются статусным полноправным лицом с законными правами и обязанностями, что актуализирует проблему определения их новой социальной роли, и, соответственно, обозначает потребность дифференциации их социально- педагогических функций как субъектов образования:

родители как потребители и заказчики образовательной услуги;

родители - эксперты качества образования; родители - общественные наблюдатели; родители - социальные партнёры; родители - соуправленцы школьным образованием (члены управляющих советов) [17].

Как отмечает Г.Н. Скударёва, проблеме удовлетворения содержательного запроса родительской общественности к школе, переводу фокуса внимания родителей с преимущественно финансово-экономического на сугубо содержательный компонент образования и на поиск способов его регулирования уделяется внимание на государственном уровне. Уже есть объективные свидетельства практических шагов по созданию условий для участия родительской общественности в управлении и оценке качества образования [15].

Профессиональная и непрофессиональная общественности в лице своих объединений могут во многих случаях противостоять государственной составляющей управления, часто склонной к консерватизму и продвигать различные инновационные идеи и инициативы.

Далее обратимся к теоретическому толкованию понятия «общественное участие». Под «обще-

ственным участием» А.С. Карпов понимает участие людей, не наделённых властными полномочиями, в подготовке и принятии решений органами государственной власти, местного самоуправления и компаниями по тем вопросам, которые непосредственно затрагивают интересы этих людей [10].

Общественное участие в образовании, как излагает в своих работах И.А. Вальдман, является одним из государственных приоритетов в современной образовательной политике России с целью выявления возможностей в согласовании позиций заинтересованных сторон, информировании и получении обратной связи.

А.Н. Поздняков, исследуя развитие государственно-общественных отношений как важнейшее направление модернизации современного российского образования, указывает на то, что «...участие общественности - это процесс всеобъемлющего вовлечения граждан, которых это касается, или которые заинтересованы в решениях в сфере политики, образования, планов, программ и правовых инструментов. Все участники осознают свои различные роли. Отношение друг с другом складываются на основе взаимного уважения. Это способствует сотрудничеству всех участников» [12].

По результатам исследований Центра экспертиз ЭКОМ, основной целью вовлечения общественности в процессы принятия государственных решений является повышение качества и эффективности процессов государственного управления. Участие общественности в формировании приоритетов государственной политики содействует обмену информацией и опытом, способствует пониманию различных точек зрения и координации интересов, повышает качество и прозрачность принимаемых решений, повышает приемлемость и прослеживаемость решений, в том числе, для тех, чья социальная выгода станет очевидной лишь в долгосрочной перспективе, усиливает идентификацию граждан и групп представительства интересов с решениями, а также с регионами, где они проживают, усиливает доверие людей к политикам и публичной администрации и обеспечивает расширенную основу для принятия решений политиками и администрацией, создает широкомасштабный подход к формированию мнений. Участие общественности помогает избежать задержек и дополнительных затрат при внедрении политики, планов, программ и правовых инструментов, оптимизируя, таким образом, использование ресурсов.

Обязательным структурным компонентом общественного участия, по мнению А.С. Карпова, российского писателя, переводчика и директора Центра экспертиз ЭКОМ, признаны общественные объединения: «.Общественные объединения -это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие организации, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности

интересов для реализации социально или лич-ностно значимых целей. Как субъект социально-культурной деятельности они характеризуются коллективным и целенаправленным характером действий или инициатив; единством ценностных ориентаций участников и наличием идеологии, фиксирующей ценности объединения; групповой идентичностью - осознанным самоопределением участников движения, их идентификацией с ценностями, целями, задачами, лидером. Основанием для групповой идентичности может выступать любая система ценностей: в нашем случае это образовательная система, все проблемы, которые с ней связаны» [10].

В качестве промежуточных выводов, основанных на обобщении мнений современных учёных-исследователей, под общественным участием мы понимаем непрерывный процесс взаимодействия активных, инициативных, ответственных граждан, осознающих свою роль в сфере политики, образования, реализации планов, программ, правовых инструментов и органов государственной власти, местного самоуправления и компаний по вопросам, непосредственно затрагивающих интересы сообщества, которое может не являться профессиональным в сфере образования.

Как изрёк в своё время, Жан Жак Руссо: «У нас есть физики, математики, астрономы,. но у нас нет граждан». Ибо гражданин - тот, кто является субъектом ответственности за себя и свою семью, за свою страну, за свою Землю. А ответственность, в свою очередь, заключается в готовности участвовать в принятии решений в проблемных ситуациях, отвечать за результаты своих действий [19].

Акцентируя внимание на актуальности проблемы включения всех уровней населения и гражданского общества в политику современного образования, в частности, в государственно-общественное управление образованием, представляется целесообразным определить его цель.

Целью государственно-общественного управления образованием в этом случае будет оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей. В числе основных назовем следующие его задачи:

- реализация законодательно определенных прав педагогов, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательными учреждениями;

- демократизация государственного управления образованием;

- удовлетворение потребностей и интересов участников образовательного процесса;

- развитие согласительных механизмов разрешения противоречий и конфликтов между всеми субъектами.

Представители интересов государственного управленческого корпуса регионального уровня, в частности, О.И. Бетин, глава администрации

Тамбовской области, и Н.Г. Астафьева, руководитель Управления образования и науки Тамбовской области, призывают к расширению участия общественности в управлении образованием: «...Изменения в системе образования, новые задачи, стоящие перед школой, побудили нас пересмотреть взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса. Все более очевидной становится необходимость вовлекать общественность в управление образованием. Сегодня это требование звучит на государственном уровне: одна из задач приоритетного национального проекта (ПНПО «Образование») - расширить участие общественности в управлении образованием, сделать образование системой, открытой социуму. Общеобразовательная школа, как и другие уровни образования, выполняет социальный заказ, и педагоги должны слышать голос общественности, знать ее мнение о качестве образования. Самая массовая часть населения, тесно связанная со школой и другими образовательными учреждениями - родители учащихся» [3].

Наталья Третьяк, заместитель министра образования и науки РФ, представляя государственные интересы в Совете Федерации 11 декабря 2014 г., заявила: «Успешное решение ряда задач по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи невозможно без активного участия общественных организаций и населения» [4].

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что «.проблемой является то, что сегодня общество, в том числе, и наиболее активная его часть, которая участвует в создании некоммерческого сектора и территориального общественного самоуправления, не рассматривает образование как реальный ресурс своего развития и не встраивает партнёрство с образованием в стратегию своей деятельности...», - отмечает А.А. Седельников, автор научных работ по проблемам государственно-общественного управления образованием [14].

И.М. Реморенко, заместитель директора Департамента государственной политики в образовании министерства образования и науки РФ, официально комментирует: «.Общество по-прежнему не занимает активную позицию по отношению к школе, не имеет возможности влиять на качество образовательных ресурсов. Для развития идей общественно-активного образования в Министерстве образования и науки РФ создан отдел и координационная группа. Одна из задач работы группы -развивать общественные участия в управлении образованием, реализуя приоритетные направления развития образования: повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, развитие современной системы и непрерывного профессионального образования, повышение ин-

вестиционной привлекательности сферы образования, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

При этом не менее важно видеть собственную логику развития партнерства образования и общества. Её содержание и успех во многом определяются общеизвестными ориентирами общественного развития: снижение бедности и удвоение внутреннего валового продукта, доступность жилья, увеличение продолжительности жизни, реформа власти. При создании социальных институтов общественного участия в управлении образованием необходимо учитывать, что предстоит отработать механизмы обсуждения образовательной проблематики с социальных позиций. При этом общественные интересы важно рассматривать как новые взаимные возможности и для системы образования, и для общества» [13].

Как видно, укоренилась точка зрения, что общество не готово к равноправному и полноценному сотрудничеству с государством. Однако сегодня, наряду со сформулированным, можно слышать и другое мнение: государство все чаще свои обязанности перекладывает на общество. По крайней мере, в сфере образования это отчетливо проявляется. Назрело время для их диалога, потому что при отсутствии активного взаимодействия государственных структур и общественности в сфере образования сложившаяся система его управления будет оставаться консервативной и тормозящей развитие [18].

В последние десятилетия российское образование вместе со всей страной стало ареной затрагивающих фактически каждого жителя России изменений. По мнению В.Г. Асмолова, российского психолога, политика и учёного: «..В современных подходах к пониманию места образования в обществе образование рассматривается как механизм развития общества, поддерживающий проявление индивидуальности личности в социальной системе» [2], поэтому, сегодня требуется образование, которое, являясь связующим звеном между ретроспективой и перспективой, призвано ориентироваться не столько на ретрансляцию прошлого, сколько на конструирование прогрессивного будущего, нацеленного на нахождение способов выявления общественных изменений и соотнесение с ними действующих образовательных ориентиров, установок и процессов [2].

Таким образом, можно констатировать, что актуальность проблемы участия общественности в образовании и его управлении сегодня весьма значима. Этот вопрос волнует не только представителей общественных структур и организаций, но и государственную власть, которая, обозначая государственные приоритеты, расставляет акценты на наиболее актуальных аспектах данной проблемы.

B.В. Путин, как лидер государственной политики, в том числе, и в сфере образования, озвучивая обозначенные государством приоритеты во взаимодействии с гражданским обществом, в своём выступлении в феврале 2013 года на Первом съезде родителей России подчеркнул: «Мнение общества, безусловно, будет услышано и, безусловно, будет учтено. Скажу больше, это относится ко всем государственным решениям. Во всяком случае, должно относиться ко всем государственным решениям...» [7].

Исходя из вышеизложенного, участие общества в образовании сегодня представляется возможным считать стратегическим ориентиром современной образовательной политики, нацеленным на достижение социальных эффектов общественного развития и конструирование прогрессивного будущего России.

Библиографический список

1. Адамский А. Оценка качества образования невозможна без участия гражданских институтов // Народное образование. - 2007. - № 4. - С. 24.

2. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. - 2010. - № 4. - С. 4-18.

3. Бетин О.И., Астафьева Н.Г. Школа и семья -величины равноответственные и равнозаинтересо-ванные // Народное образование. - 2008. - № 1. -

C. 61-66.

4. Блог инспектора народного образования // Общественность и образование - пути взаимодействия. - 15.12.2014 г. - Режим доступа: http:// eduinspectorra/2014/12/15/obshhestvennost-i-obrazovanie-puti-vzaimodejstviya/ (дата обращения: 06.02.2016).

5. Боровик В.Г. Общественный контроль не заменяет контроля государственного // Народное образование. - 2012. - № 6. - С. 33-38.

6. Бочкарев В.И. Государственно-общественное управление школой // Народное образование. -2003. - № 7. - С. 69-82.

7. Выступления и стенограммы // Официальные сетевые ресурсы Президента России. -09.02.2013 г. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru/events/president/news/17469 (дата обращения: 11.04.2016).

8. Гусаров В.И. Взаимодействие общества и государства в управлении школой // Народное образование. - 2007. - № 8.- С. 126-134.

9. Каменщикова Л.А. Сущность государственно-общественного управления в образовании // Проблемы, ресурсы и механизмы демократизации управления общим образованием: теория и практика. Материалы 10-ой междунар. науч.-практ. конф., 24-26 апреля 2006. - М.: ИСМО РАО, 2006. - 125 с.

10. Карпов А.С. Формы общественного участия в принятии решений. - М.: РАНХиГС, 2012. - 115 с.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.

12. Поздняков А.Н. Развитие государственно-общественных отношений как одно из важнейших направлений модернизации российского образования // Государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании: Сб. избр. статей Всерос. науч.-практ. конф. 20-21 февраля 2002 года / под науч. ред. Н.В. Акинфиевой. - Саратов: СГУ, 2002. - С. 167-182.

13. Реморенко И.М.Государственно-обще-ственное управление образованием как один из путей к новому качеству образования // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности. -Красноярск, 2002.

14. Седельников А.А. Социально активное образование как институциональный партнер территориально общественного самоуправления // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 75-81.

15. Скударёва Г.Н. Общественное участие родителей в формировании оценки качества обра-

зования // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2012. - № 2. - С. 151-154.

16. Скударёва Г.Н. Общественно-ориентированное образование: от теоретических интерпретаций к феномену // Воспитание школьников. -2015. - № 10. - С. 58-64.

17. Скударёва Г.Н., Шишова Г.Г. Российское образование в системе отношений «общество-государство» // Известия Южного федерального университета: Педагогические науки. - 2015. - № 4. - С. 23-25.

18. Скударёва Г.Н. Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Соци-окинетика. - 2015. - Т. 21. - № 3. - С. 11-18.

19. Сорокина Н.С., Халикова З.Я. От социальной грамотности к гражданским действиям // Проблемы, ресурсы и механизмы демократизации управления общим образованием: теория и практика. Материалы 10-ой междунар. науч.-практ. конф., 24-26 апреля 2006. - М.: ИСМО РАО, 2006. - 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.