ПЕДАГОГИКА
УДК 37
Скударёва Галина Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Государственный гуманитарно-технологический университет, Московская область, г. Орехово-Зуево
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ УЧАСТИИ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье актуализирована проблема участия общества в развитии и управлении современным образованием; теоретически осмыслены понятия «общественность», «общественное участие», «общественные объединения»; нормативно обоснованы общественно-педагогические ориентиры государственной образовательной политики; акцентирован аспект государственно-общественного управления образованием и обоснована значимость диалога государства и гражданского общества в данном контексте. Сформулированное понятие «общественное участие в образовании» понимается как непрерывный процесс взаимодействия активных, инициативных, ответственных граждан, осознающих свою роль в сфере политики, образования, реализации планов, программ, правовых инструментов и органов государственной власти, местного самоуправления и компаний по вопросам, непосредственно затрагивающих интересы сообщества, которое может не являться профессиональным в сфере образования.
Ключевые слова: общественность, общественное участие, родители, государственно-общественное управление, современная образовательная политика.
Современный период развития российского образования неотделим от геополитических событий, которые изменили представления о приоритетах и долгосрочных целях его развития и трансформации общества в этой связи. Каждый новый виток развития российского образования заставляет обращаться к процессам, происходящим в этой сфере на принципиально новых основаниях.
Образование в XXI веке призвано быть образованием для всех: многообразным, адекватным культурному разнообразию человечества и своей страны - удовлетворять всесторонние потребности этнокультурных, социально-профессиональных и конфессиональных групп, равно как и духовные запросы отдельной личности. От того, как мы строим сегодняшнее образование, во многом зависит наше актуальное будущее, наши налично-пред-стоящие формы общественной жизни [16].
В современных подходах к пониманию места образования в обществе образование рассматривается как механизм развития общества, которое, как отмечает А.Г. Асмолов, российский психолог, политик и учёный, призвано ориентироваться на конструирование прогрессивного будущего, нацеленного на нахождение способов выявления общественных изменений. Вместе с тем, ректор Федерального института развития образования, прогнозируя стратегию и методологию социокультурной модернизации образования, заключает: «.. .В настоящее время приходится констатировать, что, несмотря на наметившийся в государственной политике вектор движения к обществу, основанному на знаниях, в массовом сознании связь образования с социальными эффектами общественного развития и менталитетом населения России представлена весьма слабо. Отсюда следует, что общественное понимание стратегии социокультурной
модернизации образования и путей ее реализации могут стать одним из факторов, мотивирующих смену социальных установок населения по отношению к образованию» [2].
По мнению В.И. Гусарова, современного исследователя феномена общественного участия в образовании, ключевой проблемой российского образования обозначена общественно-государственная проблема «разрыва между общественными потребностями, запросами и качеством образования. Общественное участие объективно может выступать системообразующим ресурсом преодоления данного разрыва, формулирования и реализации социального заказа; содействия созданию опережающего инновационного характера образования за счет внутренних и, благодаря межсекторному взаимодействию и социальному партнерству, дополнительных внешних ресурсов; формирования гражданского общества за счет апробации новых форм общественных взаимоотношений и приобретения опыта демократических практик, выращивания учащихся - будущих активных субъектов гражданского общества» [8].
В.Г. Боровик, актуализируя проблему интеграции общества и образования, в статье «Общественный контроль не заменяет контроля государственного» отмечает: «.Стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями» [5].
А.И. Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика», неоднократно в своих трудах подчёркивал: «.Включение общества в образовательную политику и в управление образованием, а именно, в определение его целей, при-
© Скударёва Г.Н., 2016
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
9
оритетных направлений, в контроль за качеством в данном алгоритме, в формирование гражданского заказа, интересов и потребностей различных гражданских групп, приведёт к какому-то общему видению результативности и выработке на этой основе норм, правил и регламента системы - все это позволит сделать нам шаг вперед в модернизации нашей системы образования» [1]. Далее учёный, руководитель подкомиссии по школе Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, резюмирует, что «сейчас уже никто не спорит с тем, что общество не только имеет право, но и обязано включаться в образовательную политику и в управление образованием: в определение его целей, приоритетных направлений, в контроль за качеством» [1].
Идеи расширения общественного участия в образовании обозначены в национальной инициативе «Наша новая школа», где констатировано: ... Сфера образования должна стать организатором и лидером в процессе консолидации общественных усилий в деле социализации, формировании социально-активной личности» [7].
Расширение общественного участия в формировании образовательной политики, управлении и оценке качества образования в последнее десятилетие определяется как приоритет развития образования в основных стратегических нормативах федерального уровня. «Несущими конструкциями» государственной образовательной политики в заданном контексте следует признать: Закон РФ № 273-Ф3 «Об образовании в РФ»; Национальную докторину развития российского образования; государственную программу «Развитие образования на 2013-2020 годы»; нормативное сопровождение реализации Национального приоритетного проекта «Образование»; федеральные государственные стандарты нового поколения, понимаемые как общественный договор между семьей, обществом и государством. Концепция модернизации российского образования в числе первоочередных задач определяет развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса.
Согласно закону РФ № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» в общеобразовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский, управляющий совет, наблюдательный совет и др., предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Как видно, участию общественности в развитии и функционировании современного российского образования отводится ключевая роль, что
инициирует нас исследовать теоретические основы данного феномена. В логике исследования обозначенной проблемы целесообразно теоретический анализ предварить рассмотрением сначала понятий «участие» и «общественность», уяснить их теоретическую сущность. Ссылаясь на толкование С.И. Ожегова, автора «Толкового словаря русского языка», участие - это совместная с кем-либо деятельность, сотрудничество в чем-либо [11].
Л.А. Каменщикова понятие «общественность» интерпретирует так: «общественность - это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчинённые органам управления образованием. Это могут быть структуры:
- непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения);
- объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей, ассоциация руководителей школ);
- объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся);
- обеспечивающие систему образования определёнными ресурсами (за счёт внебюджетных источников - проектные группы, исследовательские лаборатории, временные научно-исследовательские коллективы и так далее).
Перечисленные структуры могут быть постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнёрства) или временными (собрания, совещания, конференции). Выражать интересы определённых социальных групп в сфере образования могут также специалисты, изучающие образовательные запросы и проблемы населения (социологи, психологи, организаторы образования). Эту группу специалистов можно определить как группу экспертов по социальным проблемам образования» [9].
Принимая во внимание научную позицию В.И. Гусарова, значение понятия «общественность», на первый взгляд, представляется достаточно ясным: «.может показаться, что "общественность" - это все люди, народ, население страны. В тот момент, если отнестись к этому слову, исходя из убеждений описанных представлений о гражданском обществе, становится ясно, что не всегда можно поставить знак равенства между общественностью и всем населением. Видимо, точнее понимать общественность как активную, инициативную, ответственную, осознавшую свои интересы (в том числе, в области образования) и готовую к отстаиванию их в законном порядке, часть населения, граждан в неформальном значении этого слова. Чтобы быть услышанной и получить реальную возможность влиять на образование и управление образованием, общественность должна быть определенным образом структурированной, организованной, способной выступать
в качестве субъекта равноправного диалога с государством и профессионалами от образования» [8].
Общественность, имеющая отношение к сфере образования, может иметь разную степень зрелости и субъектности, поэтому одной из важнейших задач на пути к созданию системы государственно-общественного управления общим образованием можно определить переход от общественности «с ограниченной ответственностью» к ответственной и активной общественности». Общественность, связанная с образованием, как выделяет В.И. Гусаров, автор монографии «Государственно-общественное образование», может быть с определенной долей условности разделена на профессиональную и непрофессиональную.
С точки зрения такой классификации, к профессиональной общественности будут относиться работники сферы образования, создающие свои профессиональные объединения, сообщества, ассоциации. К непрофессиональной общественности относятся потребители образовательных услуг и продуктов, прежде всего - родители обучающихся, которые определены в старом Законе об образовании как полноправные «участники образовательного процесса», а в новом Законе - «участники образовательных отношений», т.е., были и остаются статусным полноправным лицом с законными правами и обязанностями, что актуализирует проблему определения их новой социальной роли, и, соответственно, обозначает потребность дифференциации их социально- педагогических функций как субъектов образования:
родители как потребители и заказчики образовательной услуги;
родители - эксперты качества образования; родители - общественные наблюдатели; родители - социальные партнёры; родители - соуправленцы школьным образованием (члены управляющих советов) [17].
Как отмечает Г.Н. Скударёва, проблеме удовлетворения содержательного запроса родительской общественности к школе, переводу фокуса внимания родителей с преимущественно финансово-экономического на сугубо содержательный компонент образования и на поиск способов его регулирования уделяется внимание на государственном уровне. Уже есть объективные свидетельства практических шагов по созданию условий для участия родительской общественности в управлении и оценке качества образования [15].
Профессиональная и непрофессиональная общественности в лице своих объединений могут во многих случаях противостоять государственной составляющей управления, часто склонной к консерватизму и продвигать различные инновационные идеи и инициативы.
Далее обратимся к теоретическому толкованию понятия «общественное участие». Под «обще-
ственным участием» А.С. Карпов понимает участие людей, не наделённых властными полномочиями, в подготовке и принятии решений органами государственной власти, местного самоуправления и компаниями по тем вопросам, которые непосредственно затрагивают интересы этих людей [10].
Общественное участие в образовании, как излагает в своих работах И.А. Вальдман, является одним из государственных приоритетов в современной образовательной политике России с целью выявления возможностей в согласовании позиций заинтересованных сторон, информировании и получении обратной связи.
А.Н. Поздняков, исследуя развитие государственно-общественных отношений как важнейшее направление модернизации современного российского образования, указывает на то, что «...участие общественности - это процесс всеобъемлющего вовлечения граждан, которых это касается, или которые заинтересованы в решениях в сфере политики, образования, планов, программ и правовых инструментов. Все участники осознают свои различные роли. Отношение друг с другом складываются на основе взаимного уважения. Это способствует сотрудничеству всех участников» [12].
По результатам исследований Центра экспертиз ЭКОМ, основной целью вовлечения общественности в процессы принятия государственных решений является повышение качества и эффективности процессов государственного управления. Участие общественности в формировании приоритетов государственной политики содействует обмену информацией и опытом, способствует пониманию различных точек зрения и координации интересов, повышает качество и прозрачность принимаемых решений, повышает приемлемость и прослеживаемость решений, в том числе, для тех, чья социальная выгода станет очевидной лишь в долгосрочной перспективе, усиливает идентификацию граждан и групп представительства интересов с решениями, а также с регионами, где они проживают, усиливает доверие людей к политикам и публичной администрации и обеспечивает расширенную основу для принятия решений политиками и администрацией, создает широкомасштабный подход к формированию мнений. Участие общественности помогает избежать задержек и дополнительных затрат при внедрении политики, планов, программ и правовых инструментов, оптимизируя, таким образом, использование ресурсов.
Обязательным структурным компонентом общественного участия, по мнению А.С. Карпова, российского писателя, переводчика и директора Центра экспертиз ЭКОМ, признаны общественные объединения: «.Общественные объединения -это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие организации, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности
интересов для реализации социально или лич-ностно значимых целей. Как субъект социально-культурной деятельности они характеризуются коллективным и целенаправленным характером действий или инициатив; единством ценностных ориентаций участников и наличием идеологии, фиксирующей ценности объединения; групповой идентичностью - осознанным самоопределением участников движения, их идентификацией с ценностями, целями, задачами, лидером. Основанием для групповой идентичности может выступать любая система ценностей: в нашем случае это образовательная система, все проблемы, которые с ней связаны» [10].
В качестве промежуточных выводов, основанных на обобщении мнений современных учёных-исследователей, под общественным участием мы понимаем непрерывный процесс взаимодействия активных, инициативных, ответственных граждан, осознающих свою роль в сфере политики, образования, реализации планов, программ, правовых инструментов и органов государственной власти, местного самоуправления и компаний по вопросам, непосредственно затрагивающих интересы сообщества, которое может не являться профессиональным в сфере образования.
Как изрёк в своё время, Жан Жак Руссо: «У нас есть физики, математики, астрономы,. но у нас нет граждан». Ибо гражданин - тот, кто является субъектом ответственности за себя и свою семью, за свою страну, за свою Землю. А ответственность, в свою очередь, заключается в готовности участвовать в принятии решений в проблемных ситуациях, отвечать за результаты своих действий [19].
Акцентируя внимание на актуальности проблемы включения всех уровней населения и гражданского общества в политику современного образования, в частности, в государственно-общественное управление образованием, представляется целесообразным определить его цель.
Целью государственно-общественного управления образованием в этом случае будет оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей. В числе основных назовем следующие его задачи:
- реализация законодательно определенных прав педагогов, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательными учреждениями;
- демократизация государственного управления образованием;
- удовлетворение потребностей и интересов участников образовательного процесса;
- развитие согласительных механизмов разрешения противоречий и конфликтов между всеми субъектами.
Представители интересов государственного управленческого корпуса регионального уровня, в частности, О.И. Бетин, глава администрации
Тамбовской области, и Н.Г. Астафьева, руководитель Управления образования и науки Тамбовской области, призывают к расширению участия общественности в управлении образованием: «...Изменения в системе образования, новые задачи, стоящие перед школой, побудили нас пересмотреть взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса. Все более очевидной становится необходимость вовлекать общественность в управление образованием. Сегодня это требование звучит на государственном уровне: одна из задач приоритетного национального проекта (ПНПО «Образование») - расширить участие общественности в управлении образованием, сделать образование системой, открытой социуму. Общеобразовательная школа, как и другие уровни образования, выполняет социальный заказ, и педагоги должны слышать голос общественности, знать ее мнение о качестве образования. Самая массовая часть населения, тесно связанная со школой и другими образовательными учреждениями - родители учащихся» [3].
Наталья Третьяк, заместитель министра образования и науки РФ, представляя государственные интересы в Совете Федерации 11 декабря 2014 г., заявила: «Успешное решение ряда задач по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи невозможно без активного участия общественных организаций и населения» [4].
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что «.проблемой является то, что сегодня общество, в том числе, и наиболее активная его часть, которая участвует в создании некоммерческого сектора и территориального общественного самоуправления, не рассматривает образование как реальный ресурс своего развития и не встраивает партнёрство с образованием в стратегию своей деятельности...», - отмечает А.А. Седельников, автор научных работ по проблемам государственно-общественного управления образованием [14].
И.М. Реморенко, заместитель директора Департамента государственной политики в образовании министерства образования и науки РФ, официально комментирует: «.Общество по-прежнему не занимает активную позицию по отношению к школе, не имеет возможности влиять на качество образовательных ресурсов. Для развития идей общественно-активного образования в Министерстве образования и науки РФ создан отдел и координационная группа. Одна из задач работы группы -развивать общественные участия в управлении образованием, реализуя приоритетные направления развития образования: повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, развитие современной системы и непрерывного профессионального образования, повышение ин-
вестиционной привлекательности сферы образования, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.
При этом не менее важно видеть собственную логику развития партнерства образования и общества. Её содержание и успех во многом определяются общеизвестными ориентирами общественного развития: снижение бедности и удвоение внутреннего валового продукта, доступность жилья, увеличение продолжительности жизни, реформа власти. При создании социальных институтов общественного участия в управлении образованием необходимо учитывать, что предстоит отработать механизмы обсуждения образовательной проблематики с социальных позиций. При этом общественные интересы важно рассматривать как новые взаимные возможности и для системы образования, и для общества» [13].
Как видно, укоренилась точка зрения, что общество не готово к равноправному и полноценному сотрудничеству с государством. Однако сегодня, наряду со сформулированным, можно слышать и другое мнение: государство все чаще свои обязанности перекладывает на общество. По крайней мере, в сфере образования это отчетливо проявляется. Назрело время для их диалога, потому что при отсутствии активного взаимодействия государственных структур и общественности в сфере образования сложившаяся система его управления будет оставаться консервативной и тормозящей развитие [18].
В последние десятилетия российское образование вместе со всей страной стало ареной затрагивающих фактически каждого жителя России изменений. По мнению В.Г. Асмолова, российского психолога, политика и учёного: «..В современных подходах к пониманию места образования в обществе образование рассматривается как механизм развития общества, поддерживающий проявление индивидуальности личности в социальной системе» [2], поэтому, сегодня требуется образование, которое, являясь связующим звеном между ретроспективой и перспективой, призвано ориентироваться не столько на ретрансляцию прошлого, сколько на конструирование прогрессивного будущего, нацеленного на нахождение способов выявления общественных изменений и соотнесение с ними действующих образовательных ориентиров, установок и процессов [2].
Таким образом, можно констатировать, что актуальность проблемы участия общественности в образовании и его управлении сегодня весьма значима. Этот вопрос волнует не только представителей общественных структур и организаций, но и государственную власть, которая, обозначая государственные приоритеты, расставляет акценты на наиболее актуальных аспектах данной проблемы.
B.В. Путин, как лидер государственной политики, в том числе, и в сфере образования, озвучивая обозначенные государством приоритеты во взаимодействии с гражданским обществом, в своём выступлении в феврале 2013 года на Первом съезде родителей России подчеркнул: «Мнение общества, безусловно, будет услышано и, безусловно, будет учтено. Скажу больше, это относится ко всем государственным решениям. Во всяком случае, должно относиться ко всем государственным решениям...» [7].
Исходя из вышеизложенного, участие общества в образовании сегодня представляется возможным считать стратегическим ориентиром современной образовательной политики, нацеленным на достижение социальных эффектов общественного развития и конструирование прогрессивного будущего России.
Библиографический список
1. Адамский А. Оценка качества образования невозможна без участия гражданских институтов // Народное образование. - 2007. - № 4. - С. 24.
2. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. - 2010. - № 4. - С. 4-18.
3. Бетин О.И., Астафьева Н.Г. Школа и семья -величины равноответственные и равнозаинтересо-ванные // Народное образование. - 2008. - № 1. -
C. 61-66.
4. Блог инспектора народного образования // Общественность и образование - пути взаимодействия. - 15.12.2014 г. - Режим доступа: http:// eduinspectorra/2014/12/15/obshhestvennost-i-obrazovanie-puti-vzaimodejstviya/ (дата обращения: 06.02.2016).
5. Боровик В.Г. Общественный контроль не заменяет контроля государственного // Народное образование. - 2012. - № 6. - С. 33-38.
6. Бочкарев В.И. Государственно-общественное управление школой // Народное образование. -2003. - № 7. - С. 69-82.
7. Выступления и стенограммы // Официальные сетевые ресурсы Президента России. -09.02.2013 г. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru/events/president/news/17469 (дата обращения: 11.04.2016).
8. Гусаров В.И. Взаимодействие общества и государства в управлении школой // Народное образование. - 2007. - № 8.- С. 126-134.
9. Каменщикова Л.А. Сущность государственно-общественного управления в образовании // Проблемы, ресурсы и механизмы демократизации управления общим образованием: теория и практика. Материалы 10-ой междунар. науч.-практ. конф., 24-26 апреля 2006. - М.: ИСМО РАО, 2006. - 125 с.
10. Карпов А.С. Формы общественного участия в принятии решений. - М.: РАНХиГС, 2012. - 115 с.
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.
12. Поздняков А.Н. Развитие государственно-общественных отношений как одно из важнейших направлений модернизации российского образования // Государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании: Сб. избр. статей Всерос. науч.-практ. конф. 20-21 февраля 2002 года / под науч. ред. Н.В. Акинфиевой. - Саратов: СГУ, 2002. - С. 167-182.
13. Реморенко И.М.Государственно-обще-ственное управление образованием как один из путей к новому качеству образования // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности. -Красноярск, 2002.
14. Седельников А.А. Социально активное образование как институциональный партнер территориально общественного самоуправления // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 75-81.
15. Скударёва Г.Н. Общественное участие родителей в формировании оценки качества обра-
зования // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2012. - № 2. - С. 151-154.
16. Скударёва Г.Н. Общественно-ориентированное образование: от теоретических интерпретаций к феномену // Воспитание школьников. -2015. - № 10. - С. 58-64.
17. Скударёва Г.Н., Шишова Г.Г. Российское образование в системе отношений «общество-государство» // Известия Южного федерального университета: Педагогические науки. - 2015. - № 4. - С. 23-25.
18. Скударёва Г.Н. Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Соци-окинетика. - 2015. - Т. 21. - № 3. - С. 11-18.
19. Сорокина Н.С., Халикова З.Я. От социальной грамотности к гражданским действиям // Проблемы, ресурсы и механизмы демократизации управления общим образованием: теория и практика. Материалы 10-ой междунар. науч.-практ. конф., 24-26 апреля 2006. - М.: ИСМО РАО, 2006. - 125 с.