Научная статья на тему 'ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК / АНАЛИЗ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / ВЫПУСКНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабирова Райхан Шайхышевна

Данная научная статья посвящена анализу результатов исследования профессиональной направленности выпускников 9-х и 11-х классов средней школы в сопоставительном аспекте. Исследование базируется на использовании методики дифференциально-диагностического опросника. В результате исследования автор пришел к выводу, что аспекты профессионального самоопределения учащихся выпускных классов в значительной мере обусловлены наличием семьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабирова Райхан Шайхышевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF HIGH SCHOOL GRADUATES: COMPARATIVE ASPECT

This scientific paper is devoted to the analysis of the results of the research of professional orientation of graduates of the 9th and 11th grade of high school in comparative aspect. The study is based on the use of technique of differential diagnostic questionnaire. As a result of the research the author concluded that aspects of professional self-determination of students of graduating classes are largely due to the presence of the family.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

статки теоретических знаний. Он не обосновывает, а опровергает наше знание, основываясь на реальных событиях, тем самым продвигает теорию.

Основными причинами неэффективности развития разработок являются: системы воспитания и образования, ненаправленные на развитие творчества, условия деятельности и взаимоотношения в социуме, живучесть стереотипов, особенно приобретенных в той группе людей, к которой мы принадлежим.

Помимо вышеперечисленных, существует ещё ряд проблем, обусловленных спецификой деятельности, на которых необходимо остановиться отдельно.

Как было отмечено, для полноценной и качественной реализации производственного цикла необходимо, чтобы инженер связи обладал всем необходимым набором знаний. Некоторые считают, что чем более узким специалистом является инженер, тем он глубже способен освоить свою область знаний и достичь более высокого уровня творчества. Такие взгляды - отчасти заблуждение. При современном уровне развития технологий и техники необходимы интеграция знаний и целостный подход к решению сложных проблем на основе познания естественных законов. На нынешнем этапе развития техники даже творчество, направленное на решение каких-то узких проблем, преследующих только функциональные цели, тем не менее, иногда является безуспешным и даже может нести негативный эффект [3]. Поэтому очень важно в техническом творчестве, особенно при разработке и создании крупных коммуникационных объектов, учитывать, по возможности, все последствия, которые могут возникнуть в связи с решением той или иной сугубо технической программы. А для этого нужны разносторонние знания.

Однако в современном мире объем знаний, необходимых специалисту в области инфокоммуникаций, настолько велик, что порой человек просто не способен их освоить даже за всю жизнь. Это обстоятельство не позволяет в полной мере реализовать весь творческий потенциал инженера инфокоммуникаций и вынуждает идти на компромисс между полнотой знаний и временем обучения, что, конечно, негативным образом сказывается на результате творческого процесса.

К тому же важно отметить, что существующее предметное обучение и узкоспециальная подготовка специалистов недостаточно ориентируют на необходимость подготовки к нестандартным, сложным ситуациям в ра-боте[6].

Таким образом, у творческого подхода к проблемам в области инфокоммуникаций существуют свои преимущества, недостатки и особенности. Все это, несомненно, накладывает свой отпечаток на деятельность специалистов связи, однако практически все рассмотренные аспекты творчества лишь подтверждают его востребованность в том или ином объеме и виде.

Литература

1. Об утверждении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 210700 инфокоммуникационные технологии и системы связи (квалификация (степень) «Магистр»): приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. №238 // Российская газета. - 2010. - 28 апр.

2. Андреев, С.П. Методика подготовки современного инженера к профессионально-творческой деятельности в условиях конкурентной среды: дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ Андреев С.П. - Тамбов, 2003. -203 с.

3. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. / Н.А. Бердяев - М.: Москва: 1916. - 358 с.

4. Боно, Э. Серьёзное творческое мышление/ Э. Боно.

- М.: Минск, 2003. - 496 с.

5. Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб. пособие. Разд. 2, гл. 2, разд. 3, гл. 1, 2 / В. Г. Горохов. - М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Конюченко, Е.А. Творчество в инженерной деятельности / Е.А. Конюченко, Т.П. Линчук. - Иркутск: Национальный исследовательский Иркутский гос. техн. ун-т, 2010. - 5 с.

7. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1991. - 256с.

8. Моляко, В.А. Психология конструкторской деятельности / В.А. Моляко. - М.: Машиностроение, 1983.

- 134 с.

9. Нехаев, В. И. Философия инженерного творчества: метод. указ. / В. И. Нехаев. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. - 38 с.

10. Чугунова, Э.С. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера / Э.С.Чугуновой. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 184 с.

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Сабирова Райхан Шайхышевна

кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии, Карагандинский государственный

университет им. акад. Е.А. Букетова, город Караганда

STUDY OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF HIGH SCHOOL GRADUATES: COMPARATIVE ASPECT

Sabirova Raikhan, Ph.D., Professor of the Department of Psychology, the Karaganda State University of name of academician EA. Buketov, Karaganda

АННОТАЦИЯ

Данная научная статья посвящена анализу результатов исследования профессиональной направленности выпускников 9-х и 11-х классов средней школы в сопоставительном аспекте. Исследование базируется на использовании методики дифференциально-диагностического опросника. В результате исследования автор пришел к выводу, что аспекты профессионального самоопределения учащихся выпускных классов в значительной мере обусловлены наличием семьи.

ABSTRACT

This scientific paper is devoted to the analysis of the results of the research of professional orientation of graduates of the 9th and 11th grade of high school in comparative aspect. The study is based on the use of technique of differential diagnostic questionnaire. As a result of the research the author concluded that aspects of professional self-determination of students of graduating classes are largely due to the presence of the family.

Ключевые слова: профессиональная направленность, дифференциально-диагностический опросник, анализ, средняя школа, выпускник

Keywords: professional orientation, differential-diagnostic questionnaire, analysis, high school, graduate

Современный темп жизни требует от молодежи мобильности в образовательном пространстве, оперативности в принятии решений, конкурентоспособности на трудовом рынке. Эти требования обусолвливают, в свою очередь, скорого определения в профессиональном плане. Тема профессионального самоопределения выпускников школ наиболее актуальна для психологии.

Согласно мнению современных исследователей, профессией называется трудовая деятельность человека, для выполнения которой он имеет необходимые знания, уменяи, навыки и компетенции [1, с. 27].

Профессиональной направленностью называется форма отношения к профессиональной деятельности, которая определеляет уровень принятия целей образовательного процесса [2, с. 2]. Истоки профессиональной направленности закладываются в детском возрасте, в ходе игровой деятельности. Далее, в юношеском возрасте происходит окончательное формирование профессиональной направленности личности [3, С. 71-81], поскольку именно этот период характеризуется завершением становления личностных качеств [4, с. 1-9].

Целью настоящей научной статьи является выявление профессиональной направленности подростков-сирот, обучающихся в 9-х и 11-х классах, а также выпускников 9-х и 11-х классов, у которых есть родители.

Исходя из цели, можно выделить несколько частных задач, на решение которых было направлено исследование: анализ профессиональной направленности подростков-сирот, обучающихся в 9-х и 11-х классах, в сравнении с теми же критериями выпускников, у которых есть родители; изучение профессиональных интересов подростков-сирот, а также подростков, у которых есть родители. К проведению исследования на подобную тематику нас натолкнуло наблюдение касательно более низкой сформированности профессионального плана подростков-сирот, учащихся в 9-х и 11-х классах, чем профессионального плана учащихся выпускных классов, имеющих родителей.

Исследование было осуществлено с участием 30 подростков-сирот, учащихся 9-х классов (экспериментальная группа); 30 подростков, имеющих родителей, учащихся 9-х классов (контрольная группа); подростков-сирот, учащихся 11-х классов (экспериментальная группа); 30 подростков, имеющих родителей, учащихся 11-х классов (контрольная группа).

Исследование проводилось на базе средних школ №66, №16, №78 города Караганды, из учащихся которых была сформирована контрольная группа. Также в иссле-

дование были включены учащиеся областной школы-интерната №7 имени Жамбыла и школы-интерната №4. Из учащихся этих школ-интернатов была сформирована контрольная группа.

Обратимся к краткому описанию методики, использованной для поведения настоящего исследования. В экспериментальной части исследования авторами была использована методика дифференциально-диагностический опросник, являющийся разновидностью тестов личности [5, с. 151].

Поскольку главную ценность исследования представляют собой результаты анализа опросника, рассмотрим результаты использования методики ДДО. Для более удобного представления результатов мы обратились к попарному их рассмотрению с использованием наглядных схем.

Пятая часть опрошенного количества выпускников девятых классов, не имеющих родителей (6 человек), отдала предпочтение профессиональной сфере «Человек-Природа». Этот выбор объясняется относительной доступностью обучения по данному направлению. Отсутствие интереса к профессиональной сфере типа «Человек-Техника» было интерпретировано учениками недостаточной уверенностью в будущей профессиональной компетентности в данной сфере, в связи со сложностью и недостаточностью полученных знаний. Наиболее предпочтительной оказалась сфера «Человек-Человек», отмеченная двенадцатью респондентами (что составило 40% опрошенных). Данный выбор был объяснен убеждением об отсутствии сложности в работе с людьми. Область, известная как «Человек-Знаковая система», а данной группе учеников, в связи с низкой оснащенностью личными компьютерами, количество подростков-сирот, выбравших эту сферу составил 13,3% (4 человека). Последний тип профессий - «Человек-Художественный образ» была выбрана 26,7% подростков-сирот (8 человек).

Ситуация с первыми двумя направлениями противоположная в группе учащихся 9-х классов, у которых есть родители. К сфере «Человек-Техника» проявили интерес 13,3% девятиклассников, у которых есть родители (4 человека), тогда как тип «Человек-Природа» не пользуется вниманием в этой группе опрошенных. Количество предпочитающих работать в сфере «Человек-Человек» в данной группе опрошенных составило 33,3% (10 человек). Ввиду современного развития информационных технологий, типу профессий «Человек-Знаковая система» отдало предпочтение 53,3% опрошенных в данной группе (или 16 человек). Область профессиональной деятельности «Человек-Художественный образ» не была интересна для учащихся 9-х классов, у которых есть родители.

Подводя итог интерпретации данной схемы, можно отметить, что наиболее предпочитаемой сферой профессиональной деятельности для учеников 9-х классов, у которых нет родителей, является сфера «Человека-

Человек». В то же время в группе девятиклассников, у которых есть родители, наиболее часто была выбрана сфера «Человек-знаковая система».

Рисунок 1. Выбор профессиональных сфер деятельности по методике ДДО подростков-сирот, обучающихся в 9-х классах, и выпускников 9-х классов, у которых есть родители

Обратимся к интерпретации результатов использования методики дифференциально-диагностического опросника в исследовании профессиональной направленности учеников 11-х классов, являющихся сиротами, а также одиннадцатиклассников, у которых есть родители. Эти группы мы условно обозначили как Группа 3 и Группа 4 соответственно.

Представим результаты обработки выбора профессиональных сфер деятельности схематично на рисунках 3 и 4.

Тип профессиональной деятельности «Человек-Природа» заинтересовала 20% (6 человек) от опрошенного количества выпускников данной группы. Сфера «Человек-Техника» не представила интереса в данной группе респондентов. Профессиональную область «Человек-Человек» выбрали 40% опрошенных (12 человек). Причины предпочтения данных сфер профессиональной деятельности в данной группе аналогичны с причинами выбора соответствующих типов профессий группой девятиклассников-сирот. Для 40% опрошенных в данной группе представила интерес сфера профессиональной деятельности «Человек-Художественный образ».

Несколько иную картину наблюдаем в группе 4. Сфера «Человек-Природа» была выбрана только 6,7%

опрошенных (2 человека). Выбор в данной группе профессиональной области «Человек-Техника» составил в процентном соотношении 33,3% (или 10 человек). Для респондентов группы 4 сфера профессиональной деятельности «Человек-Человек» оказалась наиболее привлекательной, ее выбрали 53,3% опрошенных (16 человек).

В ходе исследования мы сделали следующее наблюдение. Несмотря на актуальность области программирования в жизни современной молодежи профессиональная сфера «Человек-Знаковая система» оказалась ни разу не выбранной ни в одном, ни в другом случае. Лишь 6,7% (2 человека) респондентов данной группы остановили свой выбор на области «Человек-Художественный образ», отдав предпочтение профессии актера и музыканта.

Подводя итог нашей интерпретации результатов, полученных в ходе исследования, можно обобщить, что в группе подростков-сирот, учащихся в 11-х классах, наиболее популярна сфера «Человек-Человек» в виду ее легко-доступности, а также сфера «Человек - Художественный образ» (выяснилось, что большинство девушек этой группы хотят стать актрисами, либо моделями). В группе подростков, имеющих родителей, наиболее популярной оказалась сфера «Человек - Человек».

Рисунок 2. Выбор профессиональных сфер деятельности по методике ДДО в 11-х классах

Для определения различий в профессиональной направленности подростков-сирот и учащихся 9-х и 11-х классов, у которых есть родители, нами был использован

метод математической статистики «^критерий Стью-дента». Коэффициент ^критерия Стьюдента составил 2,48. Критическое значение, равное 2, и уровень значимости, равный 0,05, позволяет констатировать значительные

различия рассматриваемого аспекта между рассмотренными группами.

Таким образом, проанализировав результаты исследования профессиональной направленности выпускников 9-х и 11-х классов средней школы в сопоставительном аспекте, мы пришли к выводу, что между профессиональной направленностью выпускников-сирот и выпускников, у которых есть родители, имеются существенные различия. Так, у подростков-сирот наибольшей популярностью пользовалась профессиональная сфера «человек-человек», объясняющаяся интересом и относительной легкостью работы с людьми. Далее по частоте избираемости стоят сферы «человек-природа» и «человек-художественный образ», выбор которых объяснялся респондентами финансовой и информационной доступностью обучения по соответствующим специальностям. В силу же материальной недоступности и сложности в обучении по специальностям сфер «человек-техника» и «человек-знаковая система», эти сферы характеризовались наименьшим числом выборов. Иначе обстоит дело с выпускниками, у которых есть родители. У этих респондентов, как и у вышеописанных, наиболее популярной стала сфера «человек-человек». Далее по частоте избираемости располагаются сферы, предполагающие работу с техникой и технологиями. К сферам профессиональной деятельности «человек-природа» и «человек-художественный образ»

респондентами, у которых есть родители, интереса проявлено не было. На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что различия между профессиональной направленностью выпускников 9-х и 11-х классов, являющихся сиротами и выпускников, у которых есть родители, носят экстернальный характер.

Литература

1. Бутковская С.А. Профессиональное самоопределение: теория, методы активизации. - М.: Изд-во «Дизайн-Принт», 2007. - 50 с.

2. Нестерова Н.Б. Профессиональная направленность студентов технического вуза. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент. №1, 2014. Сс. 1-10.

3. Antonova, N. Economic Identity and Professional Self-Determination. Athens Journal of Social Sciences January 2014. Р. 71-81

4. E. Saskia Kunnen The Effects of Career Choice Guidance on Identity Development. Hindawi Publishing Corporation. Education Research International. Volume 2013, Article ID 901718.

5. Сабирова Р.Ш., Жансерикова Д.А., Тажибаева Э.Р. Методы психологии. Русско-казахско-английский терминологический словарь-справочник. Караганда: КарГУ, 2014. - 200 с.

РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ДОСТИЖЕНИИ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА

Саитова Магзанур Асисчановна

кандидат пед. наук, доцент, филиал Тюменского Нефтегазового Университета, г. Тобольск

Saitova Magzanur, Candidate of Pedagogics, assistant professor of branch of Tyumen State Oil-Gas University, Tobolsk АННОТАЦИЯ

Хорошая самооценка очень важна для достижения успеха в жизни. На самооценку влияет множество факторов. По тому, как человек относится к самому себе, мы можем определить, чего ждать от общения с ним. ABSTRACT

A good-self-appraisal is important to reach success in life. Many factors influence it. According to the way a person treats himself, we are able to define what to expect from cooperation with him. Ключевые слова: самооценка, успех, общение Keywords: appraisal, success, cooperation

В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Но следует признать, что, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения данного концепта.

В отечественной психологии исследование самооценки связано с именами С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского, К. А. Славской, И. Н. Семенова, А. М. Ма-тюшкина и др. Проблема самооценки в аспекте ее влияния на практическую деятельность человека отражена в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, И. С. Кона, В. В. Сто-лина, И. И. Чесноковой и др. В этих работах подчеркивается связь самооценки с "Я-образом", "Я-концепцией", средством формирования которых и выступает самооценка. В более узком смысле слова самооценка как бы совпадает с "Я-образом". Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие

стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. А. А. Реан, Н. В. Бордовская и др. подчеркивают, что самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.