Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ'

Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2395
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ СИНДРОМ / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / MOTIVATION / MOTIVATIONAL SYNDROME / GRADUATES OF SCHOOLS / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина В. М.

В статье рассматривается значение моти-вационных факторов при выборе профессии выпускниками школ в условиях современного рынка труда, обозначены основные подходы к профессиональной мотивации выпускников школ, приведены результаты исследования особенностей формирования профессиональной мотивации школьников 9-11-х классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of professional motivation of school graduates

In the article the value of motivational factors with the selection of profession is examined by the graduates of schools under the conditions of the contemporary labour market, the results of studies of the formation of professional motivation of schoolchildren of 9-11th grades are given.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ»

УДК 378 : 316.6 Кузьмина Виолетта Михайловна

кандидат исторических наук,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики

Курского института социального образования

(филиала) Российского государственного

социального университета

kuzmina-violetta@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

Kuzmina Violetta Mikhailovna

Candidate of History, Candidate of Psychology, associate professor of the chair of psychology and pedagogy, Kursk Institute of Social Education (affiliate) of Russian State Social University kuzmina-violetta@yandex.ru

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF SCHOOL GRADUATES

Аннотация:

В статье рассматривается значение мотивационных факторов при выборе профессии выпускниками школ в условиях современного рынка труда, обозначены основные подходы к профессиональной мотивации выпускников школ, приведены результаты исследования особенностей формирования профессиональной мотивации школьников 9-11-х классов.

Ключевые слова:

мотивация, мотивационный синдром, выпускники школ, профориентация.

The summary:

In the article the value of motivational factors with the selection of profession is examined by the graduates of schools under the conditions of the contemporary labour market, the results of studies of the formation of professional motivation of schoolchildren of 9-11th grades are given.

Keywords:

motivation, motivational syndrome, graduates of schools, professional orientation.

Современный рынок труда диктует все более высокие требования к качеству подготовки и уровню квалификации специалиста. Они неуклонно возрастают, поэтому важно сделать свой выбор осознанно, правильно сориентироваться в мире современных профессий и реально соотнести свои интересы, склонности, личностные особенности, состояние здоровья с требованиями и спецификой профессии. От того, насколько ответственно молодой человек подойдет к выбору учебного заведения и будущей профессии, зависит его жизненная перспектива. Сознательный выбор профессии каждым учащимся в значительной степени повышает качество учебного процесса в вузе и обеспечивает подготовку специалистов высокой квалификации.

Практика показывает, что наиболее успешно учатся те студенты, которые заранее познакомились с будущей профессией и у которых еще в школе определился интерес к ней. На V Всероссийской научно-практической конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов (14-17 октября 2010 г., Челябинск) отмечалось, что проблема выбора профессии, которая бы соответствовала собственным запросам и требовалась на рынке труда, сегодня встает перед многими. Поиск такой профессии -дело не простое. Для молодых, только вступающих в жизнь, это сложнее вдвойне. На сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения учащихся является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Молодой человек должен осуществить выбор профессии и соответствующего учебного заведения, а также быть готовым к возможным переменам на пути овладения профессией в связи с общими социально-экономическими изменениями страны [1, с. 17].

Выбор профессии - один из важных шагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

Помочь ученику верно решить проблему профессионального выбора призвана профориентационная работа в школе. Это и является основной задачей предпрофильной подготовки школьников. Перед выпускником средней школы стоит вопрос предварительного профессионального самоопределения. Уже в 9-м классе учащиеся должны получить конкретную информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение о выборе профиля обучения. Необходимым материалом для профориентационной работы являются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию.

С формирования мотивационных факторов и начинается выбор профессии и овладение ею. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом, как писал X. Хекхаузен, едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как психология мотивации. Разработка проблемы мотивации связана прежде всего с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет. Проблемы мотивации освещаются в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.Г. Асеева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Н.А. Карповой, М.Ш. Магомед-Эминова, А.В. Петровского, Б.А. Сосновского, Т.В. Корниловой, П.М. Якобсона и других. Вопросы профессиональной мотивации (виды, содержание, функции, механизмы и т. д.) разрабатываются в трудах В.Г. Асеева, Т.Л. Бадоева, В.К. Гербачевского, Г.А. Гусевой, Е.А. Климова, В.И. Ковалева, Е.В. Козиевской, И.Г. Кокуриной, А.С. Мельничука, Ю.В. Новоселова, И.М. Палея, Э.С. Чугуновой, А.Г. Шмелева [2, с. 10-11].

Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в девятом классе ребята должны решить: куда идти дальше - в десятый класс, ПТУ, техникум.

Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социальнопсихологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности - определенные цели, задачи, мотивы [3, с. 66].

В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.

Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности - лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований.

Для многих подростков время обучения в 9-м классе - период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие приме-

ривают себя к разным вариантам будущего, третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые - собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских».

Ю.М. Орлов впервые использовал термин «мотивационный синдром» для обозначения совокупности мотивов, соотнесенных с той или иной потребностью. При этом автор отмечает факт «перекрещивания» мотивов потребности в познании с мотивами достижения, аффилиации, доминирования, позволяющий путем стимулирования одного мотива воздействовать на мотивы других потребностей. Одними из форм появления мотивационного синдрома выступают познавательные и профессиональные мотивы. Они являются относительно независимыми составляющими единого, более широкого общего - мотивационного синдрома учебной деятельности, отражающего динамику взаимных трансформаций этих мотивов.

Отсюда учебно-профессиональный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность и лишь после осознается, т. е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности в контексте будущей профессиональной деятельности. Мотивация является как бы содержательным и «энергетическим» ядром структуры, от которого зависит устойчивость и особенности ее изменчивости.

По мнению Д. Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом своего образа «Я» как собственно образа человека, способа мыслей о самом себе и оценки себя; интеллекта как структуры общих способностей и способностей к обучению и научению; специальных способностей, интересов, ценностей личности - как внутренних (содержательных), так и внешних (сопутствующих процессу труда), отношения к труду, работе и профессии; потребностей, определяющих мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии, черт личности как наиболее общих моделей поведения человека, профессиональной зрелости, понимаемой достаточно широко.

Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:

• с формированием профессиональной направленности личности,

• с адекватной самооценкой способностей,

• с реалистичным уровнем притязаний,

• с устойчивыми профессиональными намерениями,

• с достаточной информированностью о профессиях.

Профессиональная мотивация - длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности [3, с. 64].

Поэтому на уровне школы работа по изучению и формированию мотивационных факторов личности учащегося должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школы, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и обязательно сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны принимать участие и родители школьников.

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится

принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем общества, в котором им предстоит жить.

В связи с этим при профессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределенное время или перекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых.

Психологи Ф. Седлак, Х. Бройер, Т.В. Нестер выделили 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию [4, с. 70]:

1 тип - безразличный, меркантильный;

2 тип - нерешительный, фантазирующий;

3 тип - послушный, безответственный;

4 тип - целеустремленный, уверенный.

Результаты исследования по методике «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова» среди учащихся 9-11-х классов МОУ СОШ № 43 г. Курска показали различия по классам, связанные с профессиональным выбором учеников. Среди учащихся 9-го класса преобладает соответствие типу профессий «Человек - человек» -36,4 % учащихся, которые предпочитают выбирать только профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; к ним относятся педагоги, врачи, психологи и т. п.

По типу «Человек - техника» было выявлено 25,2 % учащихся, которые выбирают технические профессии, такие как, например, автомеханик, мастер по ремонту и обслуживанию машин и т. п.

По типу «Человек - знаковая система» - 20,6 % учащихся, для которых характерен выбор профессий, связанных с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальных специальностей (инженер, графолог).

По типу «Человек - художественный образ» - 15 % учащихся, для которых рекомендованы профессии, связанные с творчеством (актеры, художники).

По типу профессий «Человек - природа» - 2,8 % учащихся, для которых предпочтительны занятия, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агроном, ветеринар, лесничий).

Среди учащихся 10-го класса преобладает соответствие типу профессий «Человек -человек» - 40 % учащихся. По типу «Человек - художественный образ» было выявлено 13,3 % учащихся, по типу «Человек - знаковая система» - 13,3 %, по типу «Человек - техника» - 26,8 %, по типу «Человек - природа» - 6,6 % учащихся.

Аналогичное исследование проведено в 11-х классах. Среди учащихся этой группы преобладает соответствие типу профессий «Человек - человек» - 46 %. По типу «Человек - художественный образ» было выявлено 11,2 % учащихся, по типу «Человек - техника» - 14,3 %, по типу «Человек - знаковая система» - 5 %, по типу профессии «Человек - природа» - 3,5 % учащихся.

Исследователями (Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев) установлено, что учащиеся, проявляющие интерес к сфере «Человек - человек» (по опроснику ДДО Е.А. Климова), больше нуждаются в общении, лучше работают в группе, чем каждый отдельно. Те, кто проявляет интерес к сфере «Человек - техника», обладают более высокой стойкостью аффекта и ригидным поведением, более реалистичны и независимы, более радикальны и склонны к экспериментам. Для выбравших сферу «Человек - художественный образ» характерна лабильность эмоций и потребность в общении, высокая импульсивность, большая эмоциональная чувствительность. Для учащихся, выбравших сферу «Человек -

знаковая система», характерны высокая ригидность поведения и стойкость аффекта, реалистичность и независимость.

У выбравших сферу «Человек - природа» ярко выражена сензитивность, высокая эмоциональная чувствительность в сочетании с большой уравновешенностью.

Эти и другие данные позволяют, на наш взгляд, утверждать, что за результатами диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии. Профессиональные интересы кристаллизуются и четко определяются частично по механизму позитивного подкрепления. Успешные начинания личности в тех или иных видах деятельности способствуют развитию и закреплению интереса к этим видам деятельности.

Результаты исследований по ориентировочно-диагностической анкете интересов С.Я. Карпиловского (ОДАнИ) подтвердили ранее полученные результаты исследования.

Учащиеся 9-х классов проявляют интерес и склонности к гуманитарным и точным наукам, отдают предпочтение профессиям типа «Люди», «Знаковая система», «Техника» и др. Сфера бизнеса и предпринимательства занимает одно из первых трех ранговых мест: в первой выборке - 3-е место (40 %); во второй - 2-е место (21,05 %). Ранговое место наиболее обобщенно характеризует направление интересов и склонностей испытуемого. Можно утверждать, что прослеживается взаимосвязь интересов, склонностей и профессиональных предпочтений. Сочетание этих показателей обусловливает предварительный выбор профессии. Для испытуемых характерен узкий спектр избираемых профессий. Большинство из них останавливают свой выбор на профессиях юриста (13,33 %, 31,58 %), экономиста (46,67 %, 31,58 %), бухгалтера (10,53 %), программиста (6,67 %, 15,79 %). Самостоятельная активность играет ведущую роль в выборе профессии. В профессиональных намерениях о продолжении обучения преобладает ориентация на получение высшего образования.

В 10-х и 11 -х классах обнаруживается более широкий диапазон профессиональных интересов: в гуманитарной сфере, искусстве, спорте. У учащихся преобладают склонности к гуманитарным наукам и предпочтения к профессиям типа «Люди», «Художественный образ», «Техника». Испытуемые данной выборки также проявляют интерес к предпринимательству (5-е ранговое место). При этом чаще всего называются профессии юриста, экономиста, бухгалтера. Это можно объяснить влиянием социально-экономической ситуации, новой образовательной ситуации, ориентирующей на усиление экономической подготовки учащихся общеобразовательных школ за счет включения в содержание обучения экономических знаний. Отчетливо прослеживается педагогическая направленность в выборе профиля обучения в вузе (45 %). Анализ данных, полученных по методике ОДАнИ в 9-11-х классах говорит о предпочтительном отношении этих учащихся к управленческой деятельности (57,80 % и 50,70 %). В 11-м классе наблюдаем большее многообразие интересов (к филологии и журналистике, искусству, спорту и пр.), что не исключает появления интереса к бизнесу и предпринимательству (6-е ранговое место).

Особенности выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие - наоборот. Своевременная помощь, оказанная школьнику в выборе профессии, не только помогает ему организовать непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные

предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Именно такой подход к изучению мотивационных факторов при выборе профессии учащихся позволяет активно участвовать в этом процессе как педагогам, так и психологам общеобразовательных учреждений.

Ссылки:

1. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, 1.

или путеводитель выпускника. М., 2007. 160 с.

2. Сорокина Н.В. Формирование мотивации про- 2.

фессионального самоопределения. Тула, 2004.

90 с.

3. Лежнина Л.В. Подготовка старшеклассников к 3.

учебно-профессиональной деятельности в вузе // Воспитание школьников. 2009. № 3.

С. 50-55 ; № 4. С. 64-66.

4. Усачев Л.В., Усачева О.Л. Особенности моти- 4.

вационной сферы и временной перспективы старшеклассников // Ананьевские чтения : тезисы научно-практической конференции. СПб.,

1999. а 66-78.

References (transliterated):

Rezapkina G.V. Sekrety vybora professii, ili putevoditel' vypusknika. M., 2007. 160 p.

Sorokina N.V. Formirovanie motivatsii profes-sional'nogo samoopredeleniya. Tula, 2004. 90 p.

Lezhnina L.V. Podgotovka starsheklassnikov k uchebno-professional'noy deyatel'nosti v vuze // Vospitanie shkol'nikov. 2009. No. 3. P. 50-55 ; No. 4. P. 64-66.

Usachev L.V., Usacheva O.L. Osobennosti moti-vatsionnoy sfery i vremennoy perspektivy starsheklassnikov // Anan'evskie chteniya : tezisy nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb., 1999. P. 66-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.