Научная статья на тему 'Роль темперамента в профессиональном самоопределении старшеклассников'

Роль темперамента в профессиональном самоопределении старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3466
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / АКТИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОДРОСТКИ / TEMPERAMENT / ACTIVITY / EMOTIONALITY / PROFESSIONAL PREFERENCES / LONGITUDE RESEARCH / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Велумян Наира Александровна

В статье анализируются результаты лонгитюдного исследования соотношения темперамента и профессиональных предпочтений у подростков 9-го и 10-го классов. Показано, что определенной модальности темперамента соответствует определенный предпочитаемый профессиональный тип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Велумян Наира Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temperament role in senior pupils professional selfdetermination

Temperament and professional preferences in Russian 9th and 10th forms pupils longitude research results are analyzed in the article. It is shown that certain professionally preferable type corresponds to certain temperament modality.

Текст научной работы на тему «Роль темперамента в профессиональном самоопределении старшеклассников»

6. Spreen O. MMPI-Saarbrucken. Handbuch zur deutschen Ausgabe des MMPI von S. R. Hathaway und J. C. McKinley. - Bern: Huber, 1963.

7. Wood D./Del Nuovo A., Bucky S./Steven F., Schein S./Michalik M. Psychodrama With an Alcohol Abuser Population // Group Psychotherapy, Psychodrama, Sociometry. - 1979. - 32. - S. 75-88.

8. Zielke M. Wirksamkeit stationarer Verhaltenstherapie. - Weinheim: Beltz, Psychologie Verlags Union, 1993.

9. http://www.testzentrale.de/programm/freiburger-personlichkeitsinventar.html (31.05.2011 12:20 h)

10. http://de.wikipedia.org/wiki/Minnesota_ Multiphasic_Personality_Inventory (31.05.2011 12:30 h)

УДК 159.922.736.4

Велумян Наира Александровна

Институт психологии Российской академии наук, г. Москва

naira_v@mail.ru

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье анализируются результаты лонгитюдного исследования соотношения темперамента и профессиональных предпочтений у подростков 9-го и 10-го классов. Показано, что определенной модальности темперамента соответствует определенный предпочитаемый профессиональный тип.

Ключевые слова: темперамент, активность, эмоциональность, профессиональные предпочтения, лонгитюдное исследование, подростки.

Профессиональное самоопределение поэтапно формируется на протяжении всей . жизни человека. Однако самым значимым периодом считается подростковый возраст, когда выбор будущей сферы деятельности и соответственно типа учебного заведения, определяют дальнейший жизненный путь юношей и девушек [3, с. 67].

Изучение закономерностей формирования профессионального самоопределения в подростковом возрасте особенно актуально в связи с комплексной программой в российской системе образования, основной задачей которой является создание условий для развития профессиональной компетентности. Однако в большинстве случаев выпускники общеобразовательных школ выбирают профессию «под давлением чисто внешних обстоятельств, которые могут не иметь ничего общего с индивидуальными особенностями и склонностями человека» [10, с. 5-6].

К числу таких особенностей относятся темпера-ментальные свойства старшеклассника. Анализ литературных данных показывает, что большинство исследований направлено на изучение влияния индивидуально-типологических (темпераментальных) особенностей на профессиональную направленность у лиц, которые уже приобрели профессиональный статус или находятся на стадии получения профессионального образования [1; 4; 6; 7].

Что же касается эмпирических исследований по теме нашей работы, посвященной изучению роли темперамента в профессиональном самоопределении старшеклассников, то такие данные отсутствуют. Однако в свете идей, развиваемых в рамках специальной теории индивидуальности В.М. Русалова, следует ожидать, что темперамент, являясь устой-

чивой природной характеристикой, играет важную роль на этапе формирования определенных интересов к той или иной профессии уже в школьном возрасте [8, с. 23-25]. В литературе имеются косвенные указания о возможной связи темпераменталь-ных свойств с особенностями профессионального самоопределения.

Так, в диссертационном исследовании Ю.А. Селезневой, отмечается, что в ранней юности предрасположенность к выбору определенной профессиональной деятельности (по Климову) связана с определенным набором осознаваемых темперамен-тальных свойств. Сочетание высокой общей активности и общей эмоциональности является значимой предпосылкой для работы в сфере «Человек-Человек». Для рекомендаций выбора профессиональной категории «Человек-Техника» предлагается сочетание высокой общей активности и низкой общей эмоциональности. Выбор профессиональной деятельности «Человек-Знак» и «Человек-Природа» благоприятен при низкой общей активности и общей эмоциональности. При низкой общей активности и высокой общей эмоциональности рекомендуются художественные профессии [9].

Психологические особенности выпускников средней школы, имеющие также косвенное отношение к темпераментальным свойствам, в свете профессионального самоопределения изучались в работе Т.В. Кудрявцева и А.В. Сухарева. Установлено, что подростки с более выраженным значением по фактору А (по Кеттелу) проявляют повышенный интерес к профессиям категории «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ». Школьники с более выраженными значениями по фактору I склонны к профессиям категории «Человек-Природа». Подростки с более низкими значениями

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Велумян Н.А., 2012

по фактору А предпочитали профессии категории «Человек-Техника» и «Человек-Знак» [5, с. 86-93].

В приведенных исследованиях авторами была использована классификация профессий Е.А. Климова, в основе которой лежат специфические для каждой категории предметы труда. Учитывая сходство определенных профессиональных категорий, обусловленных формально-динамическими характеристиками, мы считаем целесообразным выделить три основных профессиональных типа. Первый тип объединяет профессиональные категории «Человек-Природа» и «Человек-Техника». Этот тип мы объединяем под одним общим термином - «мануально-предметные профессии». Ко второму типу относится категория «Человек-Знак». Данный тип мы называем «знаковые профессии». Третий тип профессий включает категории «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ». Этот тип профессий мы определяем, как «социальные профессии».

Исходя из вышеизложенного литературного обзора, функционального значения темпераменталь-ных свойств и анализа психологического содержания профессий (по Климову) мы выдвигаем следующие гипотезы:

1. Старшеклассники, обладающие высокими значениями психомоторной активности (высокое мышечное напряжение, двигательная активность, подвижность), скорее предпочтут мануально-предметные профессии.

2. Учащиеся, обладающие высокими значениями интеллектуальной активности (тяга к умственным нагрузкам, гибкость мышления, способность к интеллектуальному обучению), по-видимому, будут чаще предпочитать знаковые профессии.

3. Школьники, с высокими значениями коммуникативной активности (потребность в общении, легкость в установлении социальных связей, речевая активность), с большей вероятностью будут предпочитать социальные профессии.

4. Старшеклассники с более высоким значением темпераментальной эмоциональности (впечатлительность, чувствительность к расхождению между задуманным действием и результатом, ранимость, эмоциональная неустойчивость) скорее всего, будут предпочитать социальные профессии в сравнении с подростками, проявляющими интерес к другим профессиям.

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи между темпераментальными особенностями подростков, измеренными с помощью современных методических средств, с особенностями профессиональных предпочтений. Данная работа является частью лонгитюдного трехлетнего исследования роли индивидуально-типологических особенностей при выборе профессии у подростков.

Методика и материал

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы г. Москвы. В исследовании первого года лонгитюдного проекта приняло участие 87 школьников, учащихся 9-х классов в возрасте 1516 лет (мальчики, девочки). В исследовании второго года приняли участие 61 школьник (мальчики, девочки), продолживших обучение в 10-м классе, в возрасте 16-17 лет (26 учащихся выбыли из исследования по независящим от нас причинам).

Для оценки темпераментальных особенностей был использован Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ, В.М. Руса-лов, 2004). Данный метод позволяет помимо шкальных оценок вычислить не только суммарные значения той или иной модально-специфической активности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной), но и общей эмоциональности, присущей отдельному индивиду. Выбор будущей профессии оценивался по модифицированному «Дифференциально-диагностическому опроснику» Климова (ДДО, Е.А. Климов, 1984). Опросник предназначен для определения категории профессии, которая наиболее подходит человеку в зависимости от его интересов, склонностей, темперамента.

Статистическая обработка материала проводилась на базе стандартных программ из пакета SPSS-

10, для оценки достоверности различий использовался непараметрический метод Маппа^ЫШеу.

Результаты исследования

Полученные результаты выявляют закономерности взаимоотношений между степенью выраженности определенной модальности темпераменталь-ной активности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной) и общей эмоциональности, с одной стороны, и предпочтением школьников того или иного профессионального типа в девятом и десятом классах, с другой стороны.

Для мануально-предметного типа профессий, объединяющего категории «Человек-Природа» и «Человек-Техника», в девятом классе характерны более высокие показатели психомоторной и коммуникативной активности темперамента в сравнении с показателями активности в интеллектуальной сфере (р=0,01; р=0,001; соответственно). Аналогичная динамика сохраняется у подростков при переходе в десятый класс (р=0,01; р=0,004).

Девятиклассники, так же как и десятиклассники, предпочитающие знаковый тип профессий, не проявляли повышенной интеллектуальной активности. Полученные различия между интеллектуальной и другими сферами темпераментальной активности оказались недостоверными.

Социальный тип профессий, в который входят категории «Человек-Человек» и «Человек-Художе-

ственный образ», характеризует устойчивое преобладание коммуникативной активности в сравнении с активностью в психомоторной и интеллектуальной сфере, как в девятом, так и в десятом классе (р=0,001; р=0,000; р=0,06; р=0,000; соответственно). Также следует отметить высокие показатели психомоторной активности в сравнении с интеллектуальной активностью у девятиклассников, которые сохраняются у подростков при переходе в десятый класс (р=0,004; р=0,001).

У школьников, отдающих предпочтение социальным профессиям, уровень общей темперамен-тальной эмоциональности оказался существенно выше в девятом классе в сравнении с одноклассниками, проявляющими интерес к предметно-мануальному профессиональному типу (р=0,02).

Обсуждение результатов

Полученные результаты проведенного исследования подтверждают целесообразность предложенной нами типологии профессиональных категорий по Е.А. Климову. Вместо пяти категорий наша типология оперирует тремя типами профессий. Первый тип - мануально-предметные профессии, объединяет профессиональные категории «Человек-Природа» и «Человек-Техника». Ко второму типу относится категория «Человек-Знак». Третий тип профессий включает категории «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ».

Сопоставление выраженности специфических модальностей темпераментальной активности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной) и общей эмоциональности школьников в 9-ом и 10-ом классе со склонностью к определенному профессиональному типу подтвердило в целом правильность высказанных гипотез.

Выявленные связи между темпераментальными свойствами и профессиональными намерениями не являются с нашей точки зрения случайными, и могут быть объяснены в рамках специальной теории индивидуальности В.М. Русалова. Темперамент, являясь основой или необходимым энергетическим компонентом вышележащих психологических образований, в том числе профессиональных интересов, как индикаторов мотивационной сферы человека, влияет на формирование и успешность определенного вида активности, которая обуславливает выбор конкретного вида деятельности [8, с. 23-25].

Полученные результаты показывают, что у учащихся, отдающих предпочтение первому типу, отмечается высокий уровень психомоторных характеристик темперамента, как в девятом, так и в десятом классе. Согласно содержательной интерпретации показателей темпераментальных свойств и индексов высокие значения психомоторной активности отражают потребность в движении, избыток физических сил, высокую мышечную работоспособ-

ность, стремление к разнообразию физической деятельности (ОФДСИ, В.М. Русалов, 2004). Устойчивое преобладание психомоторной активности у школьников на протяжении двух лет, является, по-видимому, той самой детерминантой (природной предпосылкой) к мануально-предметному типу профессий, что поддерживает выдвинутую нами гипотезу.

Ко второму типу профессий мы отнесли категорию «Человек-Знак». Эта профессия, согласно Е.А. Климову, требует высокой интеллектуальной работоспособности. Однако в нашем исследовании у девяти- и десятиклассников мы не наблюдали более высокий уровень интеллектуальной темпера-ментальной активности.

Об отсутствии такой связи на данном возрастном этапе профессионального становления свидетельствует исследование, проведенное Т.В. Кудрявцевым и А.В. Сухаревым. В их работе были сопоставлены психологические характеристики школьников при выборе профессии «Человек-Знак» и индивидуальные особенности учащихся ПТУ, достигших успехов в обучении профессиям этой категории. Авторы не выявили ни одного совпадения [5, с. 8693]. Причиной несовпадения, по мнению Е.П. Ильина, являются неполные, а порою и неверные представления подростков о характере деятельности в данной профессиональной категории и требованиях, которые эта деятельность предъявляет к человеку [2, с. 24].

Третий тип профессий, который мы назвали социальным, включал профессиональные категории «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ». Результаты нашего исследования демонстрируют высокий уровень коммуникативной активности темперамента и в девятом, и в десятом классе у подростков, отдающих предпочтение социальному типу, что соответствует литературным данным. Так, Ф.Х. Уразаева с соавторами показали, что более высокие значения коммуникативной активности у старших подростков наблюдаются у тех из них, которые предпочитали профессии «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ» [11, с. 444-446].

Сопоставление эмоциональных характеристик темперамента с предпочтением того или иного профессионального типа показало, что у учащихся, проявляющих повышенный интерес к социальному профессиональному типу, в девятом классе в сравнении с их сверстниками, отдающими предпочтение мануально-предметным профессиям, уровень общей эмоциональности темперамента значимо выше. К сожалению, в десятом классе таких различий нами обнаружено не было. Можно полагать, что эмоциональность у десятиклассников претерпевает фазовые изменения, и еще не достигла своего дефинитивного уровня развития. У более старших подростков, выпускников школ 17-18 лет вновь выявляется связь между эмоциональностью и социальным типом про-

88

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

фессий, о чем свидетельствует исследование других авторов. В частности, Т.В. Кудрявцев и А.В. Сухарев выявили, что выпускники средней школы, предпочитающие профессии категории «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ», обладают повышенной впечатлительностью и эмоциональной лабильностью [5, с. 86-93].

Таким образом, полученные в нашем исследовании результаты лишь частично подтверждают гипотезу о связи общей эмоциональности с выбором профессий социального типа.

Выводы

1. Подростки с высокими значениями психомоторной активности темперамента проявляют повышенный интерес к мануально-предметным профессиям в девятом и десятом классе.

2. У старшеклассников, отдающих предпочтение знаковым профессиям, не выявлено значимых отличий в разных сферах темперамента.

3. Учащиеся с высокими значениями коммуникативной активности, проявляют повышенную склонность к социальным профессиям в девятом и десятом классе.

4. У школьников, предпочитающих социальные профессии, только в девятом классе отмечается высокая общая эмоциональность темперамента.

Библиографический список

1. Борисова Е.М. Проявление свойства лабильности нервной системы в формировании профессионально важных качеств ткачих // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: Тезисы докладов. - М., 1975. - С. 29-30.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969. - 278 с.

5. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 86-93.

6. Москалюк В.Ю. Темпераментальные факторы выбора профессии: Дис. ... канд. психол. наук. -М., 1999. - 176 с.

7. Пейсахов Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. - Казань, 1977. - 243 с.

8. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. - 1986. - Т. 7. -№ 4. - С. 23-25.

9. Селезнева Ю.А. Профессиональное самоопределение в ранней юности в зависимости от осознания темпераментально-обусловленных особенностей: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: 2001. - 159 с.

10. СобчикЛ.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. - СПб.: Речь, 2002. - 72 с.

11. Уразаева Ф.Х., Уразаев К.Ф., Дашкина А.А. Психофизиологические и психологические свойства личности и их учет в профориентационной работе со старшеклассниками // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. -Т. 12. - № 3 (2). - С. 444-446.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.