Научная статья на тему 'Особенности выявления готовности обучающихся к самоопределению в процессе учебной деятельности'

Особенности выявления готовности обучающихся к самоопределению в процессе учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
349
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевырдяева Ксения Сергеевна

В статье представлены полученные в ходе исследования результаты, раскрывающие особенности профессионального и личностного самоопределения обучающихся в процессе учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности выявления готовности обучающихся к самоопределению в процессе учебной деятельности»

УДК 159.9.072.423

К. С. Шевырдяева

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены полученные в ходе исследования результаты, раскрывающие особенности профессионального и личностного самоопределения обучающихся в процессе учебной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное и личностное самоопределение, деятельность, личность, мотивация.

Перед школой XXI в. встает важная задача формирования инициативной и профессионально мобильной личности. Школа призвана создать условия для формирования у старшеклассников профессиональных интересов, склонностей и предпочтений.

Осознанность выбора профиля обучения, т.е. первого профессионального выбора, -одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того, чтобы учащиеся смогли сделать действительно самостоятельный и независимый выбор, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений [1].

В исследовании приняли участие учащиеся 9-х классов МБОУ СОШ № 30 г. Пензы в составе 47 человек.

В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что принятие решения о выборе профессии на начальном этапе профессионального и личностного самоопределения в школьном возрасте обусловлено влиянием ряда факторов (интересы и склонности подростков, их представление о мире современных профессий).

При выполнении психодиагностической работы были использованы следующие методики:

- тематическая беседа «Знакомство с миром современных профессий»;

- дифференциально-диагностический опросник Е. А Климова [2];

- опрос «Предпочитаемые школьные предметы»;

- «Структура интересов» по В. Хеннингу.

Анализ и результаты исследования

1. Тематическая беседа «Знакомство с миром современных профессий»

Учащимся 9-х классов в составе 47 человек, из них 19 мальчиков и 28 девочек, было предложено назвать 10-11 наиболее популярных и востребованных профессий. Девятиклассники назвали 51 профессию. Результаты представлены на диаграмме (рис. 1).

Из диаграммы видно, что учащиеся относят к числу наиболее востребованных такие профессии, как юрист, программист, экономист.

Они назвали довольно много разнообразных профессий, например биолог, инженер-строитель, лингвист, эколог, автомеханик, кинолог, биохимик, технолог и др. Большинство перечисленных профессий предполагают наличие высшего образования.

По результатам беседы можно сказать, что существуют гендерные различия профессиональных ориентиров подростков. Так, если мальчики чаще всего называли профессии программиста, юриста, а также бизнесмена, то для девочек наиболее выбираемой оказалась профессия дизайнера. Среди учащихся, сделавших выбор «дизайнер», были

только девочки, а ответ «программист» давали только мальчики. Профессию «журналист» назвали и девочки, и мальчики. Профессию переводчика также считают востребованной как мальчики, так и девочки.

Рис. 1. Типология современных профессий

Среди высказываний попадались и «не совсем серьезные», например «нефтяной магнат», «председатель "Газпрома"», «владелец "Челси"». В качестве профессий предлагались и такие варианты, как «начальник таможни», «мер», «президент», «губернатор». Трое учащихся в качестве одной из профессий указали «безработный».

2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (Е. А. Климов). Этот опросник позволяет выявить профессиональные склонности учащихся.

Результаты диагностики представлены в табл. 1 и на диаграмме (рис. 2), где Ч-П -Человек - Природа; Ч-Т - Человек - Техника; Ч-Ч - Человек - Человек; Ч-З - Человек -Знаковая система; Ч-Х - Человек - Художественный образ; Н.сфера - группа учащихся с недифференцированной сферой профессиональных интересов и предпочтений. Интерпретируя результаты, следует обратить внимание на то, что у некоторых учащихся одинаковые показатели по двум категориям ДДО (например, Человек - Природа и Человек -Человек - Человек).

Таблица 1

Учащиеся Ч-П Ч-Т Ч-Ч Ч-З Ч-Х Н.сфера

Мальчики (19 человек) 2 (11 %) 7 (42 %) 2 (11 %) 5 (26 %) 1 (5 %) 2 (10 %)

Девочки (28 человек) 4 (14 %) 1 (3,5 %) 10 (36 %) 1 (3,5 %) 12 (43 %) 1 (3,5 %)

Рис. 2. Результаты дифференциально-диагностического опросника Е. А. Климова

84

Из диаграммы видно, что самой многочисленной стала группа учащихся, выбравших сферу «Человек - Художественный образ». Далее следует «Человек - Техника», «Человек - Человек», «Человек - Знаковая система». Наименьшее количество приходится на группу «Человек - Природа». Показатель группы учащихся, выбравших несколько профессиональных сфер, - 7 %.

Анализ профессиональных склонностей учащихся показал, что наиболее предпочитаемой для мальчиков стала сфера «Человек - Техника». Второе место принадлежит группе «Человек - Знаковая система». На последнем месте группа «Человек - Художественный образ». Не выбрали для себя определенную профессиональную сферу 10 % девятиклассников.

Результаты девятиклассниц распределились в следующем порядке. Чаще других девочки выбирают сферы «Человек - Художественный образ» и «Человек - Человек». Наименьший интерес у девятиклассниц вызвала сфера «Человек - Техника». Оказалось, что группа девятиклассниц, выбравших для себя несколько профессиональных сфер, немногочисленна (3,5 %), так же, как и группа мальчиков (10 %).

Исходя из полученных данных можно порекомендовать профессию, связанную с физико-математическими науками, учащимся с направленностью «Человек - Знаковая система» и «Человек - Техника», с гуманитарными науками - «Человек - Художественный образ» и «Человек - Человек», с естественными - «Человек - Природа» и «Человек - Человек».

В процессе анализа данных было замечено, что часть учащихся показывают практически одинаковые результаты по двум, а иногда и по трем направлениям, например «Человек - Знаковая система» и «Человек - Техника» или «Человек - Знаковая система», «Человек - Художественный образ» и «Человек - Человек». При работе с такими подростками психологу важно дать учащимся время для выбора.

Необходимо также учитывать, что многие современные профессии, по сути, междисциплинарны. Для их освоения человек должен овладеть комплексом разнообразных умений, навыков, компетенций, включая знание современных технологий и высокий уровень развития коммуникативной сферы.

Некоторые различия в предпочтении той или иной сферы интересов связаны с уровнем преподавания, а также со стилем межличностных отношений подростков с учителями-предметниками. Талантливый, неравнодушный учитель способен заинтересовать учащихся своим предметом. Как правило, к 10-11 классу для учащихся на первый план выходит профессионализм учителя.

3. Результаты проведенного опроса «Предпочитаемые школьные предметы» представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результаты опроса «Предпочитаемые школьные предметы»: 1 - математика; 2 - русский язык; 3 - литература; 4 - иностранный язык; 5 - история; 6 - география; 7 - биология; 8 - химия; 9 - физика; 10 - информатика; 11 - экономика; 12 - физкультура

Из диаграммы видно, что мальчики в основном ориентированы на информатику и математику, а также на физкультуру. Девочки же предпочитают гуманитарные дисциплины (иностранный язык, историю).

4. «Структура интересов» по В. Хённингу. Данная методика позволяет получить информацию, связанную как со школьными предметами, так и с внеучебными интересами. Результаты, полученные при обследовании, представлены на рис. 4.

25

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Рис. 4. Сфера интересов учащихся девятых классов (В. Хеннинг «Структура интересов»): 1 - география; 2 - физика; 3 - биология; 4 - техника; 5 - политика; 6 - мораль; 7 - экономика;

8 - философия; 9 - психология; 10 - литература; 11 - легкая музыка; 12 - классическая музыка;

13 - мода; 14 - хореография; 15 - искусство, кино; 16 - путешествия; 17 - спорт

Из диаграммы видно, что для девочек наиболее предпочитаемыми оказались мода, путешествие, легкая музыка, психология. У мальчиков интересы несколько иные: путешествие, техника, политика, география.

Анализ результатов показал, что у большинства девятиклассников интересы не связаны со школьными предметами. Тем не менее данные о структуре интересов по В. Хен-нингу полезны на этапе консультативной работы с подростками. Некоторые внеучебные интересы могут стать импульсом для развития интереса к школьным дисциплинам. Интерес к технике может привести подростка к осознанию важности хорошего знания физики и математики; интерес к моде (как к будущей профессиональной сфере) может быть связан с необходимостью изучения черчения.

Рассмотрим пример. У девятиклассницы Д. наблюдается устойчивый интерес к музыке, искусству, в структуре интересов преобладают гуманитарные способности. Так же ярко выражены гуманитарные способности. По методике ДДО Е. А. Климова выявлена сфера «Человек - Художественный образ». Девочка практически самостоятельно смогла выстроить свою индивидуальную траекторию. Она приняла решение уйти из школы и поступить в музыкальное училище, где смогла бы получить образование в соответствии со своими интересами и профессиональными склонностями.

Но такой вариант построения своей профессиональной перспективы встречается нечасто.

Исходя из анализа результатов исследования были разработаны и даны рекомендации ученику, выбирающему профессию:

«Выбирая будущую профессию, ты, конечно, оцениваешь свой характер, интересы и способности, соотносишь их с требованиями конкретных профессий, пытаясь представить себе, способен ли ты стать профессионалом высокого уровня. Но это только первый шаг на пути выбора профессии.

Следующий шаг - самосовершенствование, работа над собой с целью достижения поставленной цели.

Основные правила выбора профессии:

1) изучи как можно больше профессий;

2) изучи самого себя (интересы, склонности, увлечения, способности);

3) выбери для себя профессии, изучи их подробнее, посоветуйся с родителями, учителями, специалистами, получи консультацию в профориентационном центре;

4) найди возможность на практике попробовать свои силы в избранной профессии.

Сравни свои знания о профессии с результатами практического знакомства с ней,

сделай окончательный выбор».

Таким образом, в ходе исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что принятие решения о выборе профессии на начальном этапе профессионального и личностного самоопределения в школьном возрасте обусловлено влиянием ряда факторов (интересы и склонности подростков, их представление о мире современных профессий). Данные факторы можно отнести к внешним условиям.

Для успешности выбора профессии необходима целенаправленная, опережающая работа, ориентированная на познание своих возможностей, на формирование у подростков готовности стать субъектом своего выбора. Очевидна необходимость создания в общеобразовательной школе продуманной системы профориентации, способствующей формированию у учащихся готовности к профессиональному самоопределению уже на начальном этапе выбора профессии.

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1998.

2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - М., 2007.

E-mail: ksenija-shev@yandex.ru

УДК 159.9.072.423 Шевырдяева, К. С.

Особенности выявления готовности обучающихся к самоопределению в процессе учебной деятельности / К. С. Шевырдяева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 1 (9). -C. 83-87.

Список литературы

Шевырдяева Ксения Сергеевна

лаборант,

Пензенский государственный университет

Shevyrdyaeva Kseniya Sergeevna

assistent,

Penza State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.