DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-359
УДК 159.9.07
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА)1
Е.В. Улыбина (Красноярск, Россия) О.М. Вербианова (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. Изменения, активно происходящие в обществе, отражаются на потребности населения в получении квалифицированной психологической помощи. Наметилась тенденция в повышении ориентированности современных родителей на просвещение по вопросам развития, воспитания и обучения детей. Встает вопрос о конкретизации содержания необходимой психологической помощи родителям, а также возможностях ее получения в условиях активно развивающегося города-миллионника. Цель - оценка объемов и содержания потенциально необходимой психологической помощи родителям города Красноярска и соответствие им реальных масштабов и возможностей ее получения.
Методологию исследования составляют концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, положение о внутренней картине семьи Э.Г. Эйдемиллера, теория структурной семейной терапии С. Минухина.
Материалы и методы. Анализ и обобщение теоретических источников зарубежных и отечественных ученых, мониторинг рынка психолого-педагогических услуг для родителей города Красноярска в информационных и навигационных системах, социальных сетях, анонимное анкетирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Результаты исследования. Выявлена низкая осведомленность родительской общественности Красноярска о возможных поводах обращения к специалистам-психологам, различных способах получения психологической помощи (очно, дистанционно), расположении организаций, оказывающих психолого-педагогические услуги. Уточнены основные каналы получения родителями информации, а также условия, определяющие их выбор в пользу конкретной организации или специалиста (место расположения, рекомендации, время ожидания приема, стоимость и формат услуги). Проведен обзор организаций Красноярска, оказывающих услуги психолого-педагогического спектра.
Заключение. Проанализированы возможности получения родителями психологической помощи в городе Красноярске, выявлены слабая осведомленность родителей о возможностях получения помощи в направлении психологического сопровождения детей, а также потребности и специфика данного вида помощи. Сделан вывод о том, что для удовлетворения потребности родителей, проживающих в городе-миллионнике, в услугах, связанных с обучением, воспитанием и развитием детей, необходимо создание единого организационного, научно-методического и информационно-аналитического пространства предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь, консультирование родителей, запрос на консультирование, родительская компетентность, психологическое здоровье, психологический центр, педагог-психолог.
Улыбина Екатерина Владимировна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики детства института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: [email protected] Вербианова Ольга Михайловна - кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: [email protected]
1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда науки по проекту № 2022031008473 «Разработка и апробация информационно-методического портала как средства психолого-педагогического сопровождения современных родителей на основе диагностики их потребностей и затруднений».
Постановка проблемы и цель. В ситуации активно происходящих в обществе политических, эпидемиологических и социально-экономических изменений все большее количество людей в нашей стране и мире испытывает личностный дискомфорт, трудности в межличностных отношениях, самореализации. Данная ситуация активно проникает в семейные отношения и процесс осуществления родительских функций. Эти изменения определяют вектор устремленности современных родителей к получению знаний, сведений психолого-педагогического характера, позволяющих повысить осознанность воспитательных воздействий; возрастает активность родителей в решении проблем посредством обращения в центры оказания консультативной психологической помощи. Таким образом, в контексте чрезвычайной необходимости получения родителями психологической, педагогической, методической помощи важно определить целевые ориентиры, содержание и формы такой помощи и ее доступности. Особый интерес приобретает изучение этого вопроса в условиях проживания населения в урбанистической среде, насчитывающей более 1 млн жителей. Цель исследования - оценка объемов и содержания потенциально необходимой психологической помощи родителям города Красноярска и соответствие им реальных масштабов и возможностей ее получения.
Теоретический обзор проблемы. Согласно докладу ВОЗ о положении дел в области охраны психического здоровья в мире, главным курсом современного общества является повышение уровня психического здоровья населения путем эффективной защиты психического здоровья и профилактики психических расстройств посредством сети оказания доступных, недорогостоящих и качественных услуг и поддержки [MhGAP..., 2022]. По мнению современных исследователей, около 20 % жителей Российской Федерации нуждаются в психологической помощи. Обостряется ситуация с нарастанием всеобщей тревоги и эмоционального напряжения, ввиду нестабильности
в политическом устройстве, социальных перемен и неблагоприятной эпидемиологической ситуации [Бузин, Бузина, 2022; Бойко и др., 2020]. При этом особо остро вопрос получения психологической помощи встает в городах-миллионниках [Бузин, Бузина, 2022].
Вслед за высокой потребностью в получении психологической помощи возрастает и количество предложений по оказанию услуг. Высокая конкуренция на рынке влечет за собой изменение форматов психологических консультаций, расширение перечня услуг и способов их получения [Мальцева, 2018]. В практику специалистов активно входит интернет-консультирование. Самыми популярными сегодня являются консультации через сообщения и форум (46 %), на втором месте - консультации по Skype (37 %), на третьем - психологические тренинги (17 %) [Вилюжанина, 2020]. Современные технологии приближают консультацию онлайн к формату личного общения.
На фоне повышения количества обращений к специалистам, оказывающим услуги психологического профиля, наблюдаются специфические особенности категорий лиц, получающих услуги такого рода. Существуют культурные и гендерные различия готовности людей обращаться за помощью [Wong, 2016; Lei, Pellitteri, 2017; Taylor, Fitzsimmons-Craft, Graham, 2020; Аникина и др., 2020]. В целом, специфика обращений взрослого населения направлена на избавление от тревоги и стресса, работу с самосознанием, выработку механизмов адаптации к новым условиям [Ribeiro et al., 2021]. Повышение психологического напряжения населения прямым образом сказывается на семейном благополучии и детско-родительских отношениях.
Рост темпов жизни, с которым приходится мириться родителям, сокращение их свободного времени, усложнение материального положения семей приводят к ухудшению их физического и психологического здоровья. Данный факт отражается на качестве воспитания детей, а также благоприятности отношений детей и родителей. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и К
0
1
к
ш
PQ Н
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
н и
w
PQ
состояния родителей, что сказывается на их психологическом состоянии. В связи с этим все более актуальной становится потребность семьи в профессиональной психологической помощи [Баранова, 2012].
Современная семья во многом не справляется со своими социальными функциями. Установлены такие факты, как падение воспитательной функции семьи [Раззакова, Матчанова, 2016], престижа семейных ценностей, рост числа разводов [Wijayati et al., 2021], снижение рождаемости [Синельников, 2022], увеличение количества неблагополучных и так называемых проблемных семей [Olsson, Laftman, Modin, 2019; Khasmohammadi et al., 2020; Филатова, 2014] и т.д. Из указанных проблем следует вывод о необходимости оказания психологической помощи семье в выполнении различных ее функций, в том числе и в кризисных ситуациях ее развития [Lee, 2005; Володина, 2018; Акрамова, 2020]. Таким образом, можно наметить основные задачи психологической помощи семье. Они связаны в первую очередь с воспитанием родительской ответственности, повышением психолого-педагогической компетентности, популяризацией знаний по вопросам развития и обучения ребенка [Ланцбург, 2000].
Если провести анализ ключевых запросов родителей, то можно установить, что больше всего родителей волнуют особенности возрастного и индивидуального развития детей (кризисы, нормативность тех или иных поведенческих особенностей, интеллектуальных способностей) [Вербианова, Арамачева, Дубовик, 2022], вопросы, связанные с предупреждением вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим и нервно-психическим здоровьем [Лучшие... 2017]. Среди основных проблем, испытываемых родителями, - проблемы в обучении, поведении, коммуникативные трудности, проблемы адаптации и мотивации детей [Алеш-ко, 2015]. В законе об образовании РФ закреплено право семей на поддержку в направлении организации обучения, воспитания и развития детей, также гарантируется возможность получения родителями необходимой профессиональной
консультативной помощи2. Однако существуют серьезные противоречия между предписаниями и их реализацией на практике. Так, системе общего образования достаточно проблематично охватить всех субъектов помощью с учетом кадрового дефицита, уровня квалификации и функциональной загруженности педагогов-психологов на местах. При этом часть нагрузки от муниципальных, краевых и федеральных организаций берут на себя частные структуры, оказывающие спектр медико-психолого-педагогических, а также социальных услуг.
Возросло количество обращений за психологической помощью, однако многие акцентируют внимание на личностных проблемах [Бон-даренко и др., 2021], при этом дело с консультированием по вопросам, связанным с развитием и воспитанием ребенка, обстоит не так однозначно, отмечается низкий охват семей данного рода услугами [Шац, Овчинникова, 2019]. Для детального изучения данного феномена необходимо определить потребности родителей.
Методологию исследования составляют концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, позволяющая выполнить анализ истории и современного состояния детства; положение о внутренней картине семьи Э.Г. Эйде-миллера, раскрывающее различие представлений и взглядов членов семьи на структуру семьи, ее ценности, отношения; а также теория структурной семейной терапии С. Минухина, где работа с семьей рассматривается как активный способ решения проблем каждого из ее членов.
Материалы и методы исследования. В качестве процедуры сбора данных в детских садах города Красноярска с целью определения потребностей семей в получении психологической помощи было проведено анонимное анкетирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, в количестве 110 человек (77 % - матери и 23 % - отцы). Анкетирование проводилось с горожанами, проживающими в пяти территориальных муниципальных единицах (районах города), достаточно
2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЭ.
разнородных по численности и составу населения, а также профессиональной занятости. Одновременно проводился мониторинг рынка психолого-педагогических услуг для родителей города Красноярска в информационных и навигационных системах по поисковым запросам «консультирование родителей», «детский психолог», «психологическая помощь родителям».
Результаты исследования, обсуждение. Большинство родителей (около 75 %) отмечают, что они не имеют информации относительно наличия и дислокации центров психологической помощи по месту проживания, но хотели бы, чтобы психолог был в штате образовательного учреждения. Содержательный анализ ответов показал, что население Красноярска слабо информировано о деятельности центров консультирования. 86 % родителей считают, что психологическую помощь можно получить только при наличии существенных психических и психологических проблем в развитии ребенка, этим они объясняют отсутствие фактов собственного обращения к специалистам психолого-педагогического профиля. Более половины (54 %) родителей предполагают, что консультацию педагога-психолога возможно получить только на платной основе или по направлению врача или педагогического совета при образовательном учреждении.
Также в процессе анкетирования изучались наиболее популярные среди родителей каналы получения помощи в вопросах обучения, воспитания и развития ребенка. Так, большинство респондентов (68 %) предпочитают получать советы и рекомендации по воспитанию ребенка от друзей, коллег, которые уже имеют детей, собственных родителей (19 %), активным ресурсом помощи матерям и отцам (отмечают 13 % опрошенных) служит интернет-пространство: форумы, социальные сети, тематические сайты, чаты, каналы в мессенджерах. При этом стоит отметить, что опрошенные имеют скудную и разрозненную информацию о национальных и государственных проектах поддержки родителей, всероссийских сайтах психологической помощи.
Проанализированы важные, по мнению родителей, условия выбора места получения первичной психологической консультации. Респондентам предлагалось проранжировать позиции по степени значимости.
1. Близость места получения услуги к адресу проживания семьи. В качестве ключевого условия территориальный признак выбрали 29 % родителей.
2.Наличие рекомендаций референтного окружениях (педагогов воспитателей, учителей, родственников, знакомых). Таким мнением руководствуется 24 % опрошенных.
3. Доступность получения услуги (простота записи, короткий срок ожидания). Решающим фактором получение консультации от специалиста «здесь и сейчас» определяют 20 % респондентов.
4. Стоимость услуги (ценовая политика) и материальное положение семьи в данный период считают главным основанием для обращения в центр оказания психологической помощи 8 % опрошенных.
5. Большинство родителей, вопреки всеобщей тенденции переноса консультирования в онлайн, ориентировано на личные очные встречи со специалистами. Лишь только 7 % родителей высказали предпочтения в пользу дистанционного формата получения услуги.
Примечательно, что мало кто из участников анкетирования отметил, что в первую очередь ориентируется на профиль и квалификацию специалиста, стаж и опыт его работы (7 %). Также в комментариях родителей отмечается, что вероятность повторной консультации будет определяться их личным впечатлением от первой встречи - доверием, которое вызвал психолог, установившимся контактом со взрослым и ребенком.
Помимо анкетирования родителей относительно необходимости получения психолого-педагогической поддержки в воспитании детей, параллельно были проанализированы имеющиеся ресурсы оказания такой помощи семье в городе-миллионнике. Наиболее популярными средствами информирования населения об услугах являются информационные сайты в сети
< И
а
с
и'
к
м н К
и ^
д и 8
0
1
к
м 00 н и л
с и
о
[-4
0
ё и л
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
к
н и
И
Интернет, доступные по поисковым запросам, страницы в социальных сетях, каналы в мессен-джерах, телевидение, пресса, а также так называемое «сарафанное радио», когда информация передается «из уст в уста».
Согласно изучению интернет-сайтов, страниц в социальных сетях организаций города следует отметить, что предлагаемые форматы оказания услуг достаточно разнообразны: индивидуальные консультации для родителей, индивидуальные занятия с детьми, групповые коррекционно-развивающие занятия, работа с парами «родитель - ребенок», видеолекции, онлайн- и офлайн-мероприятия для семей и детских коллективов. У родителей явно имеется возможность подобрать наиболее удобный формат с учетом индивидуальных особенностей проблем и вопросов, режима и графика занятости. В ходе анализа оказываемых услуг выявлены наиболее популярные направления: подготовка детей к школе, коррекционная работа (психологическая, а также логопедическая, дефектологическая помощь), развивающая деятельность, консультирование.
В штат государственных и частных психологических центров помощи семье в разном составе входят, помимо педагогов-психологов, такие специалисты, как семейный психолог, клинический психолог, нейропсихолог, репетитор, реаби-литолог, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-олигофренопедагог. В качестве сопровождения предлагаются юридические услуги, социальная помощь семье и детям. Из представленного перечня следует, что технически у родителей присутствует возможность обращения за консультативной помощью к разнопрофильным специалистам, получения рекомендаций комплексной направленности. Однако не всегда данного рода помощь оказывается доступной. Территориальное расположение центров психолого-педагогической помощи в городе очень неоднородно. При наличии муниципальных организаций в каждом районе центры получения внеочередной помощи (преимущественно коммерческие организации) все же сконцентрированы ближе к центру города.
В геоинформационной системе 2ГИС на июнь 2022 г. представлена информация о следующем распределении центров психолого-педагогической помощи по районам города: Ленинский - 4, Кировский - 3, Свердловский - 9, Октябрьский - 8, Центральный и Железнодорожный - 12, Советский - 7. Однако при детальном рассмотрении причин такой неравномерности, становится очевидно, что количество центров помощи определяется такими факторами, как: численность населения, наличие новостроек и, соответственно, количество молодых семей, воспитывающих детей. Так, в районах с низкой долей населения и отсутствием активного строительства видимо наблюдается меньшая потребность родителей в психолого-педагогической помощи.
Также можно отметить некоторые территориальные и организационные различия в цене, которые традиционно наблюдаются в сфере услуг. Более дорогими являются частные услуги, которые расположены в центральных районах города. Так, муниципальные организации оказывают услуги населению чаще всего на безвозмездной основе. В частных организациях ценовой диапазон оплаты астрономического часа работы специалиста (из публично опубликованных прайсов) начинается от 250 рублей за участие в групповой форме, от 650 рублей за индивидуальный формат. Стоимость услуги варьируется с учетом территориального расположения организации, квалификации и профиля специалиста, стажа работы, финансовых издержек.
Заключение. Родители отмечают потребность в психологическом консультировании и просвещении, имеют актуальные запросы, но в настоящий момент считают, что у них нет серьезного основания для беспокойства, и не хотят тратить на это время. Тем не менее практика консультирования показывает, что из незначительных проблем со временем могут появиться и более серьезные трудности в развитии и воспитании ребенка. Родители, с одной стороны, не видят перспективы развития проблемы, а с другой - не считают возможным обратиться за консультативной помощью, в силу малой осведомленности о работе центров консультирования.
Следовательно, необходимо активно подключать систему популяризации психологического просвещения, повышения доступности и разнообразия услуг психолого-педагогического спектра. В вопросе обеспеченности населения Красноярска возможностями получения помощи можно выделить ряд особенностей: все районы города в разной степени охвачены услугами, как правило, они сконцентрированы в центральной части города, в районах новостроек, где присутствует большое количество молодых семей; присутствуют организации муниципального и государственного ведомства, осуществляющие психологические услуги бесплатно, то есть эти услуги доступны для населения; есть ряд частных учреждений, которые включают широкий спектр психолого-педагогических услуг; стоимость коммерческих услуг варьируется, но в определенной удаленности от центра города можно найти более дешевые тарифы, что тоже обеспечивает их доступность.
Также согласно потребностям современных семей необходимо реализовать работу в следующих направлениях: просвещение родителей в
направлении возрастных особенностей развития ребенка; популяризация необходимости повышения родительской компетентности, самообразования; информирование о работе и функциях имеющихся центров консультативной помощи районов, города, края, России, о важности и своевременности получения разноплановой консультативной помощи по вопросам развития, воспитания и обучения детей. Таким образом, для концентрации внимания к проблемам, связанным с психологическим сопровождением детей и родителей, важно ведение планового просвещения населения. Родителей следует мотивировать не только к проявлению активности по поводу поиска возможностей и получению психологической помощи, но и к осознанию, конкретизации собственных потребностей, связанных с сопровождением ребенка. Для удовлетворения данных потребностей необходимо создание единого организационного, научно-методического и информационно-аналитического пространства предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи родителям.
Библиографический список
1. Акрамова Ф.А. Психологическая помощь семье как необходимый фактор поддержки и укрепления семей // Институты развития человеческого потенциала в условиях современных вызовов: сб. ст. XI Уральского демографического форума: в 2 т. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2020. Т. II. С. 5-10.
2. Алешко В.С. Становление и региональная специфика деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Хабаровского края // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования: матер. Всерос. науч.-практ. конференции (Новосибирск, 23-25 сентября 2015 г.) / под ред. С.В. Алехиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т.; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. 196 с.
3. Аникина В.О., Попова А.Г., Васильева Н.Л. Субъективные факторы обращения за психологической помощью мужчин // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 5. С. 26.
4. Баранова Е.В. Психологическая помощь семье, находящейся в кризисе // Теория и практика общественного развития. 2012. № 5. URL: https://cybeHeninka.ru/artide/n/psihologicheskaya-pomosch-semie-nahodyascheysya-v-krizise
5. Бойко О.М., Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы. Психологические исследования 2020. № 13 (70). URL: http://psystudy.ru
6. Бондаренко Ю.С., Килинская Н.В., Бучкова А.И. Опыт психодиагностической и консультативной работы горячей линии в условиях пандемии в Приднестровье // Психология и психотехника. 2021. № 3. С. 58-73. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36238
<
PQ £ а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и К
0
1
к
ш PQ Н
и ft с
и
о
[-4
0
ё
и
Ин
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
7. Бузин В.Н., Бузина Т.С. Оценка населением доступности психологической помощи: социологическое исследование // Социальные аспекты здоровья населения. 2022. Т. 68, № 1. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-13
8. Вербианова О.М., Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Анализ консультативных обращений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. № 1 (59). С. 47-54.
9. Вилюжанина Т.А. Особенности психологического консультирования онлайн // Вестник Донецкого национального университета. Сер.: Д: Филология и психология. 2020. № 1. С. 123-132.
10. Володина Ю.А. Модели психологической помощи в работе с «трудными» детьми в неблагополучных семьях // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2018. № 1 (10). С. 111-113.
11. Кириченко М.В. Анализ потребностей населения в психологических услугах // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 4 (17). С. 128-136.
12. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация: мат. Росс. конф. 26-28 мая 1999, СПб.; Иваново, 2000. С. 312-320.
13. Лучшие практики субъектов Российской Федерации по развертыванию сети центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, и детьми с особыми образовательными потребностями: сб. матер. / сост. Э.Ф. Алиева, Т.В. Гаврикова, О.Р. Радионова. М.: Федер. ин-т развития образования, 2017. 414 с.
14. Мальцева Т.В. Анализ востребованности психологической помощи у сотрудников органов внутренних дел // Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава: состояние, проблемы и пути решения: сб. матер. Первой Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 30 ноября 2017 г. М.: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 399-404.
15. Раззакова Р.С., Матчанова Д.Ю. Семья и ее основные функции в воспитании здорового поколения // Теория и практика образования в современном мире: матер. IX Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: Свое издательство, 2016. С. 133-136. URL: https://moluch. ru/conf/ped/archive/192/10656/
16. Синельников А.Б. Обособление поколений в семьях как фактор снижения рождаемости // Социологические исследования. 2022. № 5. C. 36-48. DOI: 10.31857/S013216250020195-7
17. Филатова О.В. Влияние неблагополучной семьи на ребенка // МНКО. 2014. № 4 (47). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-neblagopoluchnoy-semi-na-rebenka
18. Шац И.К., Овчинникова Т.С. Психологическое консультирование в коррекционной педагогике: особенности, возможности и обучение // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-konsultirovanie-v-korrektsionnoy-pedagogike-osobennosti-vozmozhnosti-i-obuchenie
19. Khasmohammadi M., Ehsaei S.G., Vanderplasschen W., Dortaj F., Farahbakhsh K., Afshar H.K., Ja-hanbakhshi Z., Mohsenzadeh F., Noah S.M., Sulaiman T., Brady C., Hormozi A. The impact of addictive behaviors on adolescents psychological well-being: The mediating effect of perceived peer support // The Journal of Genetic Psychology. 2020. Vol. 2-3, No. 181. P. 39-53. DOI: 10.1080/00221325.2019.1700896
20. MhGAP Humanitarian Intervention Guide (mhGAP-HIG) training of health-care providers: training manual. Geneva: World Health Organization, 2022. URL: https://www.who.int/publications-detail-redirect/9789240045361
21. Lee Y.H. The meaning of early intervention: A parent's experience and reflection on interactions with professionals using a phenomenological ethnographic approach // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. 2005. Vol. 10. DOI: 10.3402/qhw.v10.25891
22. Lei N., Pellitteri J. Help-seeking and coping behaviors among Asian Americans // The Roles of Asian Values, Emotional Intelligence, and Optimism. 2017. Vol. 8 (3). P. 224-234. DOI: https://doi.org/10.1037/ aap0000086
23. Ribeiro E., Sampaio A., Gongalves M.M., Taveira M., Cunha J., Maia A., Matos M., Gongalves S., Figueiredo B., Freire T., Soares T. Telephone-based psychological crisis intervention: the Portuguese experience with COVID-19 // Counselling Psychology Quarterly. 2021. Vol. 34 (3-4). P. 432-446. DOI: 10.1080/09515070.2020.1772200
24. Olsson G., Laftman S.B., Modin B. Problematic familial alcohol use and adolescents' heavy drinking: can conditions in school compensate for the increased risk of heavy drinking among adolescents from families with problematic alcohol use? // International Journal of Adolescence and Youth. 2019. Vol. 24 (3). P. 307-318. DOI: 10.1080/02673843.2018.1532918
25. Taylor C.B., Fitzsimmons-Craft E.E., Graham A.K. Digital technology can revolutionize mental health services delivery: The COVID-19 crisis as a catalyst for change // International Journal of Eating Disorders. 2020. Vol. 53 (1). P. 1155-1157.
26. Wijayati M., Abdullah I., White S., Rosadi A., Yamin A., Larasati Y.G. Justice brokers: Women's experiences with injustice and dependence in the divorce process // Cogent Social Sciences. 2021. Vol. 7 (1). <;
DOI: 10.1080/23311886.2021.1966208 W
H
27. Wong K. Gender differences in mental health literacy of university students. // Western Undergradu- 5 ate Psychology Journal. 2016. Vol. 4 (41). URL: http://ir.lib.uwo.ca/wupj%0Ahttp://ir.lib.uwo.ca/wupj/ o
vol4/iss1/11
a
PQ
Ph W
« с
s
К
Ш PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-359
EXPERIENCE OF STUDYING THE NEEDS
AND POSSIBILITIES OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE
FOR PARENTS IN THE URBAN ENVIRONMENT
(ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF KRASNOYARSK)
E.V. Ulybina (Krasnoyarsk, Russia), O.M. Verbianova (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Statement of the problem. The changes that are actively taking place in society are reflected in the needs of the population in obtaining qualified psychological assistance. There has been a tendency to increase the focus of modern parents on education in terms of development, upbringing and education of children. The question arises of specifying the content of necessary psychological assistance to parents, as well as the possibilities of obtaining it in the conditions of an actively developing million-plus city.
The purpose of the study is to assess the volume and content of potentially necessary psychological assistance to parents in the city of Krasnoyarsk and the correspondence to their real scale and possibilities for obtaining it.
Methodology (materials and methods). Analysis and generalization of theoretical data of foreign and Russian scientists, monitoring of the market of psychological and pedagogical services for the city of Krasnoyarsk in the field of information and navigation resources, social networks, anonymous questioning of parents raising preschool chil-
Research results. The low awareness of the Krasnoyarsk parent community about the possible reasons for contacting psychologists, about the various ways of obtaining psychological assistance (in-person, remotely), about the location of organizations providing psychological and pedagogical services was revealed. The main channels for parents to receive information about the possibilities of obtaining help from a psychologist, as well as the conditions that determine their choice in favor of a particular organization or specialist (location, recommendations, waiting time for an appointment, cost and format of the service) are clarified. A review of the organizations represented in the city of Krasnoyarsk providing services of a psychological and pedagogical spectrum was carried out.
Conclusion. The possibilities for parents to receive psychological assistance in the city of Krasnoyarsk were analyzed, parents were found to be poorly aware of the possibilities of obtaining assistance in terms of psychological support for children, as well as the needs and specifics of this type of assistance. The authors concluded that in order to meet the needs of parents living in a million-plus city in services related to education, upbringing, and development of children, it is necessary to create a single organizational, scientific, methodological and informational-analytical space for the provision of psychological, pedagogical, medical, and social assistance.
Keywords: psychological and pedagogical assistance, counseling of parents, request for counseling, parental competence, psychological health, psychological center, educational psychologist.
Ulybina Ekaterina V. - Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy of Childhood, Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: [email protected] Verbianova Olga M. - PhD (Biology), Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Childhood, Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: [email protected]
References
1. Akramova F.A. Psychological assistance to the family as a necessary factor in supporting and strengthening families. In: Proceedings of the 11th Ural Demographic Forum "Institutes for the Development of Human Potential in the Conditions of Modern Challenges". In 2 volumes. Yekaterinburg: Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2020. Vol. 2. P. 5-10.
2. Aleshko V.S. Formation and regional specifics of the activities of psychological, medical and pedagogical commissions in the Khabarovsk Territory. In: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical
Conference "Activities of psychological, medical and pedagogical commissions in modern conditions for development of education" (Novosibirsk, September 23-25, 2015) / ed. by S.V. Alekhina. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2015. 196 p.
3. Anikina V.O., Popova A. G., Vasilyeva N. L. Subjective factors of seeking psychological help for men // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya (World of Science. Pedagogy and Psychology). 2020. Vol. 8, No. 5. P. 26.
4. Baranova E.V. Psychological assistance to a family in crisis // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya (Theory and Practice of Social Development). 2012. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskaya-pomosch-semie-nahodyascheysya-v-krizise
5. Boyko O.M., Medvedeva T.I., Enikolopov S.N., Vorontsova O.Yu., Kazmina O.Yu. The psychological state of people during the COVID-19 pandemic and the targets of psychological work // Psikhologicheskie issledovaniya (Psychological Research). 2020. Vol. 13 (70):1. URL: http://psystudy.ru
6. Bondarenko Yu.S., Kilinskaya N.V., Buchkova A.I. Experience of psychodiagnostic and advisory work of the hotline in Pridnestrovie during a pandemic // Psikhologiya i Psikhotekhnika (Psychology and Psy-chotechnics). 2021. No. 3. P. 58-73. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36238
7. Buzin V.N., Elder T.S. Assessment by the population of the availability of psychological assistance: a sociological study // Sotsialnye aspekty zdorovya naseleniya (Social Aspects of Public Health). 2022. Vol. 68, No. 1. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-13
8. Verbianova O.M., Aramacheva L.V., Dubovik E.Yu. Analysis of advisory appeals of modern parents raising children of preschool age // Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva (Bulletin of the Krasnoyarsk State <;
Pedagogical University named after V.P. Astafyev). 2022. No. 1 (59). P. 47-54. w
H
9. Vilyuzhanina T.A. Features of psychological counseling online // Vestnik Donetskogo natsional'nogo 5 universiteta. Seriya D: Filologiya i psikhologiya (Bulletin of the Donetsk National University. Series D: o Philology and Psychology). 2020. No. 1. P. 123-132. ^
10. Volodina Yu.A. Models of psychological assistance in working with "difficult" children in dysfunctional W
families // Ezhegodnik NII fundamentalnykh i prikladnykh issledovaniy (Yearbook of the Research In- p s
hi ^
stitute of Fundamental and Applied Research). 2018. No. 1 (10). P. 111-113. S H
HH W
11. Kirichenko M.V. Analysis of the needs of the population in psychological services // Aktualnye pq g problemy psikhologicheskogo znaniya (Topical Problems of Psychological Knowledge). 2010. No. 4. H ^ P. 128-136.
12. Lantsburg M.E. Psychological assistance to the family during the period of expectation of a child and the ®
O ^
first year of child's life. In: Proceedings of the Russian conference "Psychotherapy and clinical psychol- o O
(-H tn
ogy: methods, training, organization". May 26-28, 1999. St. Petersburg-Ivanovo, 2000. P. 312-320. o 8
^H r \
13. Best practices of the regions of the Russian Federation in deploying a network of centers (services) for g q
r) t^1
providing psychological, pedagogical, diagnostic and counseling assistance to parents with preschool a; ¡sj children, including 0-3-year-old children and children with special educational needs: Collection of O P articles / Compiled by E.F. Alieva, T.V. Gavrikova, O.R. Radionova. Moscow: Federal Institute for the ^ ^ Development of Education, 2017. 414 p. ^ C
14. Maltseva T.V. Analysis of the demand for psychological assistance among employees of internal affairs bodies. Proceedings of the First International Scientific and Practical Conference "Psychological work in the system of moral and psychological support for the operational activities of personnel: state of the art, problems and solutions". Moscow, November 30, 2017. Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2018. P. 399-404.
15. Razzakova R.S., Matchanova D.Yu. Family and its main functions in the upbringing of a healthy genera- ^H tion. In: Proceedings of the 9th International scientific conference "Theory and practice of education in the modern world". St. Petersburg, July 2016. St. Petersburg: Svoyo izdatelstvo, 2016. P. 133-136. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10656/
« S
к
и
w
PQ
16. Sinelnikov A. B. Isolation of generations in families as a factor in reducing the birth rate // Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological Research). 2022. No. 5. P. 36-48. DOI: 10.31857/S013216250020195-7
17. Filatova O.V. Influence of a dysfunctional family on a child // Mir nauki, kultury, obrazovaniya (World of Science, Culture, and Education). 2014. No. 4 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-neblagopoluchnoy-semi-na-rebenka
18. Shats I.K., Ovchinnikova T.S. Psychological counseling in correctional pedagogy: features, opportunities and training // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina (Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin). 2019. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-konsultirovanie-v-korrektsionnoy-pedagogike-osobennosti-vozmozhnosti-i-obuchenie
19. Khasmohammadi M., Ehsaei S.G., Vanderplasschen W., Dortaj F., Farahbakhsh K., Afshar H.K., Jahan-bakhshi Z., Mohsenzadeh F., Noah S.M., Sulaiman T., Brady C., Hormozi A. The impact of addictive behaviors on adolescents psychological well-being: The mediating effect of perceived peer support // The Journal of Genetic Psychology. 2020. Vol. 2-3, No. 181. P. 39-53. DOI: 10.1080/00221325.2019.1700896
20. MhGAP Humanitarian Intervention Guide (mhGAP-HIG) training of health-care providers: training manual. Geneva: World Health Organization, 2022. URL: https://www.who.int/publications-detail-redirect/9789240045361
21. Lee Y.H. The meaning of early intervention: A parent's experience and reflection on interactions with professionals using a phenomenological ethnographic approach // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. 2005. Vol. 10. DOI: 10.3402/qhw.v10.25891
22. Lei N., Pellitteri J. Help-seeking and coping behaviors among Asian Americans // The Roles of Asian Values, Emotional Intelligence, and Optimism. 2017. Vol. 8 (3). P. 224-234. DOI: https://doi.org/10.1037/ aap0000086
23. Ribeiro E., Sampaio A., Gongalves M.M., Taveira M., Cunha J., Maia A., Matos M., Gongalves S., Figueiredo B., Freire T., Soares T. Telephone-based psychological crisis intervention: the Portuguese experience with COVID-19 // Counselling Psychology Quarterly. 2021. Vol. 34 (3-4). P. 432-446. DOI: 10.1080/09515070.2020.1772200
24. Olsson G., Laftman S.B., Modin B. Problematic familial alcohol use and adolescents' heavy drinking: can conditions in school compensate for the increased risk of heavy drinking among adolescents from families with problematic alcohol use? // International Journal of Adolescence and Youth. 2019. Vol. 24 (3). P. 307-318. DOI: 10.1080/02673843.2018.1532918
25. Taylor C.B., Fitzsimmons-Craft E.E., Graham A.K. Digital technology can revolutionize mental health services delivery: The COVID-19 crisis as a catalyst for change // International Journal of Eating Disorders. 2020. Vol. 53 (1). P. 1155-1157
26. Wijayati M., Abdullah I., White S., Rosadi A., Yamin A., Larasati Y.G. Justice brokers: Women's experiences with injustice and dependence in the divorce process // Cogent Social Sciences. 2021. Vol. 7 (1). DOI: 10.1080/23311886.2021.1966208
27. Wong K. Gender differences in mental health literacy of university students. // Western Undergraduate Psychology Journal. 2016. Vol. 4 (41). URL: http://ir.lib.uwo.ca/wupj%0Ahttp://ir.lib.uwo.ca/wupj/ vol4/iss1/11