Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 6 (46). С. 149-158 Pedagogical Review. 2022, vol. 6 (46), pp. 149-158
ПСИХОЛОГИЯ
Научная статья УДК 159 . 9
https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-6-149-158
СОВРЕМЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО: ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ольга Михайловна Вербианова1, Екатерина Владимировна Улыбина2
12 Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск,
Россия
Аннотация
Для осуществления психолого-педагогической поддержки в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста были проанализированы запросы родителей в Центр консультативной помощи, которые затрагивали вопросы воспитания и развития ребенка без явных отклонений в развитии. В качестве эмпирического метода использовался контент-анализ обращений. Были выделены две условные группы запросов. В первую группу вошли обращения, где родители хотели получить совет о том, как правильно воспитывать (развивать) ребенка. Во вторую группу вошли обращения, где родители хотели «исправить» сложившиеся неприемлемые формы поведения, общения, деятельности ребенка. Результаты позволили выявить наиболее востребованные запросы, проанализировать трудности родителей в воспитании, соотнести эти трудности с возрастными периодами и особенностями развития детей. Было выявлено, что основная доля обращений обусловлена следующим: а) родители не имеют представлений о возрастных особенностях детей; б) родители используют неадекватные приемы воспитания, которые приводят к негативным последствиям. Анкетирование родителей позволило установить их желание повысить компетентность в вопросах семейного воспитания, определить предпочтительные формы консультирования, выявить дефицит представлений о возможностях и функциях центров психологического консультирования. Полученные сведения позволили сформировать рекомендательные меры по совершенствованию родительских компетенций посредством организации психолого-педагогического просвещения.
Ключевые слова: психологическое консультирование, родители, дети раннего и дошкольного возраста, родительская компетентность, трудности в воспитании детей, формы консультирования, психолого-педагогическое просвещение
Источник финансирования: Публикация подготовлена по результатам работ с использованием средств гранта Красноярского краевого фонда науки № 2022031008473 «Разработка и апробация информационно-методического портала как средства психолого-педагогического сопровождения современных родителей на основе диагностики их потребностей и затруднений».
Для цитирования: Вербианова О. М., Улыбина Е. В. Современное родительство: трудности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 6 (46). С. 149-158. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-149-158
© О. М. Вербианова, Е. В. Улыбина, 2022
Olga M. Verbianova1, Ekaterina V. Ulybina2
12 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyeva, Krasnoyarsk, Russian Federation
In order to provide psychological and pedagogical support in the upbringing and development of children of early and preschool age, parents' requests to the Center for Counseling Assistance were analyzed, which touched upon the issues of upbringing and development of the child without obvious deviations in development. Content analysis of hits was used as an empirical method. 2 conditional groups of requests were identified. The first group included appeals where parents wanted to get advice on how to properly educate (develop) a child. The second group included appeals where parents wanted to «correct» the existing unacceptable forms of behavior, communication, and activities of the child. The results made it possible to identify the most popular requests, analyze the difficulties of parents in upbringing, correlate these difficulties with age periods and developmental characteristics of children. It was revealed that the main share of requests is due to: a) parents have no idea about the age characteristics of children, b) use inadequate upbringing methods that lead to negative consequences. Questioning of parents made it possible to establish their desire to increase their competence in matters of family education, to determine the preferred forms of counseling, to identify the lack of ideas about the capabilities and functions of psychological counseling centers. The information obtained made it possible to formulate recommendatory measures to improve parental competencies through the organization of psychological and pedagogical education.
Keywords: psychological counseling, parents, children of early and preschool age, parental competence, difficulties upbringing of children's, forms of counseling, psychological and pedagogical education
For citation: Verbianova O. M., Ulybina E. V. Modern parenting: difficulties in education of early and preschool children [Sovremennoye roditel'stvo: trudnosti v vospitanii detey rannego i doshkol'nogo vozrasta]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 6 (46), pp. 149-158. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-149-158
Одним из востребованных и современных направлений психологической помощи родителям в воспитании детей является повышение родительской компетентности, что подразумевает формирование у родителей необходимых знаний, эмоциональное принятие и уважение индивидуальности ребенка, обучение их навыкам общения с детьми, разрешение конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения [1, 2]. Известно, что уровень компетентности родителей напрямую оказывает влияние на эффективность воспитательных мер по обеспечению гармоничного развития ребенка [3, с. 111].
Полноценное развитие и основы поведения ребенка формируются в период раннего и дошкольного возраста, когда роль семьи имеет особое значение. При этом семейное воспитание зачастую осуществляется стихийно, интуитивно и родителям явно не хватает психолого-педагогических компетенций для разрешения вопросов, обеспечивающих развитие ребенка [4]. Каждый родитель обладает определенным педагогическим опытом, приобретенным из своего детства, который далее
Original article
MODERN PARENTING: DIFFICULTIES IN EDUCATION OF EARLY AND PRESCHOOL CHILDREN
Abstract
транслируется в воспитании собственных детей. Люди часто не осознают, рефлекторно копируют и воспроизводят модели воспитания родителей и прародителей [5, с. 107].
Следует признать, что современная жизнь вносит существенные коррективы в уклад семьи и ценностные ориентации взрослых. Развитие нового социально-экономического уклада «общества потребления» повлекло за собой возникновение материальных и этических трудностей в семьях [6]. Современная трансформация социальных отношений неизбежно приводит к существенным изменениям в системе семейных отношений, а также семейного воспитания, когда изменяются ценностные ориентиры и методы воспитания.
Очевидно, что сегодня «прародительские компетенции», которые интуитивно наследуют родители, в семейном воспитании не только не достаточны, не адекватны, но и зачастую не применимы к современным детям. Родители нуждаются в профессиональной помощи для осуществления полноценного воспитания детей. Современное состояние психолого-педагогической поддержки родителей имеет определенные, но весьма ограниченные возможности оказания помощи родителям в воспитании. Тем не менее даже «малыми силами», но при оптимальной организации возможно осуществление пропедевтики психолого-педагогических знаний в направлении воспитания и развития детей. Для этого необходимо выявить круг наиболее востребованных вопросов, которые сегодня определяют трудности, а также наиболее удобный формат оказания помощи как для родителей, так и для работников психологической службы.
С помощью контент-анализа было изучено содержание 345 обращений родителей, воспитывающих детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, которые обратились в центр психологической службы Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Следует пояснить, что из всех обращений родителей были исключены обращения, которые связаны с необходимостью осуществления помощи психиатрического характера и специальных видов помощи для детей с особыми возможностями развития или здоровья. Ресурсные возможности центра консультирования позволяли активно оказывать психолого-педагогическую поддержку родителей в дистанционном режиме. Осуществление консультативной помощи родителям не предполагало сбора дополнительных сведений относительно их возраста, состава семьи, образования, места проживания.
Кроме того, в детских садах города Красноярска было проведено анонимное анкетирование родителей (110 человек), воспитывающих детей дошкольного возраста, которые не обращались с запросами в центры психолого-педагогической помощи. В анкетировании были предусмотрены вопросы, которые позволяли выявить: а) степень осознания родителями значимости психологического консультирования; б) степень понимания сути и характера оказания консультативной помощи в вопросах воспитания или развития ребенка; б) наличие у родителей конкретных проблем в развитии и поведении ребенка; в) предпочитаемые формы и способы получения консультативной помощи.
Количественный анализ обращений по возрастным периодам детей показал, что 59 % обращений поступило от родителей, воспитывающих ребенка от 3 до 7 лет, 34 % обращений поступило от родителей, воспитывающих ребенка от 1 до 3 лет, и только 7 % обращений поступило от родителей, воспитывающих ребенка до 1 года.
Анализ содержания запросов родителей позволил условно выделить две группы обращений. В первой группе запросов родители хотели получить профессиональные советы по поводу эффективных приемов и методов воспитательных воздействий, адекватных способов развития ребенка с учетом его возрастных особенностей. В качестве примеров можно привести следующие обращения: какие игры следует использовать для развития ребенка двух лет? как правильно приучить ребенка к горшку? какие дополнительные занятия нужны для подготовки ребенка к школе? В целом такие обращения позволяли усилить родительские компетенции в вопросах воспитания и развития ребенка.
Вторая группа обращений характеризовалась тем, что родителей интересовали ответы на вопросы, где требовались пути решения уже сложившейся, очерченной проблемы в воспитании. Например: как отучить ребенка от гаджетов? что делать, когда ребенок не слушается? что делать, если ребенок сознательно манипулирует родителями посредством истерик?
Результаты качественного и количественного анализа по содержанию всех обращений, в соответствии с выделенными группами и возрастными периодами развития детей, отражены в табл. 1.
Таблица 1
Распределение обращений родителей, воспитывающих детей от 0 до 7 лет, в соответствии с возрастным периодом
Возрастной период ребенка Обращения, связанные с поиском адекватных способов развития и воспитания ребенка, % Обращения, связанные с исправлением сложившихся социально неприемлемых форм поведения, общения, деятельности, %
Младенчество (0-1 год) 100 0
Ранний возраст (1-3 года) 66 34
Дошкольный возраст (3-7 лет) 55 45
Результаты свидетельствуют о следующем:
1. Высока доля родителей, которые хотят повысить родительскую компетентность и получить профессиональный совет по поводу эффективных приемов воспитания и развития ребенка в семье.
2. Доля запросов коррекционного характера возрастает от младшего к более старшему возрасту. Далее по каждой группе обращений анализировалось содержание запросов родителей в соответствии с возрастными периодами. Результаты отражены в табл. 2, 3.
Таблица 2
Результаты изучения содержания обращений родителей, связанных с поиском адекватных способов развития и воспитания ребенка, в соответствии с возрастными периодами
Содержание обращений Количество обращений, %
Младенчество (0-1 год)
Организация развивающей деятельности 57
Организации жизнедеятельности и режима дня ребенка 38
Эмоциональное состояние ребенка 5
Ранний возраст (1-3 года)
Подготовка ребенка к детскому саду, успешное прохождение адаптации 35
Организация развивающей деятельности 19
Организации жизнедеятельности и режима дня ребенка 18
Обеспечение развития навыков практической деятельности 14
Обеспечение развития культурно-гигиенических навыков 10
Организация взаимодействия со взрослыми и сверстниками 4
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Подготовка ребенка к школе 25
Воспитание личностных качеств (усидчивости, самостоятельности, настойчивости и др.) 13
Общие вопросы воспитания (правила наказания ребенка, определение границ требовательности) 12
Развитие познавательных процессов 10
Воспитание определенных навыков, умений в деятельности и поведении 9
Взаимодействие со сверстниками 8
Организация и выбор дополнительного образования 8
Обеспечение жизнедеятельности ребенка 6
Организация бытового самообслуживания 6
Воспитание половой идентичности 3
Качественная характеристика по данной группе обращений позволяет выделить современные запросы родителей. Так, родители меньше сосредоточены на развитии интеллекта ребенка, а больше внимания уделяют развитию личности ребенка, его социальному взаимодействию. Практически во всех возрастных группах детей представлены запросы, отражающие поиск мер, обеспечивающих разностороннее развитие ребенка. В круге внимания родителей находится вопрос о формировании половой идентичности. Традиционными остаются обращения родителей за консультативной помощью в переходный период для ребенка. На начальных этапах возрастного развития велика доля обращений по поводу обеспечения жизнедеятельности ребенка, в более старшем возрасте доля таких запросов снижается, но интерес к этим вопросам сохраняется. Большинство обращений демонстрирует некомпетентность родителей по вопросам организации деятельности в определенном возрастном периоде, отсутствие знаний относительно возрастных особенностей детей.
Таблица 3
Результаты изучения содержания обращений родителей, связанных с исправлением сложившихся социально неприемлемых форм поведения, общения, деятельности, в соответствии с возрастными периодами
Содержание обращений Количество обращений, %
Младенчество (0-1 год)
Ранний возраст (1-3 года)
Проблемы в поведении (истерики, капризы) 26
Трудности в адаптации к детскому саду 26
Трудности в организации жизнедеятельности 17
Привязанность к матери 14
Пристрастие к гаджетам, мультфильмам 10
Эмоциональные проявления (страхи, тревожность, агрессивность) 7
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Проблемы в поведении (истерики, капризы, упрямство, непослушание) 31
Пристрастие к гаджетам, мультфильмам 18
Проблемы волевого развития ребенка (отсутствие самостоятельности, усидчивости и др.) 12
Проблемы в организации жизнедеятельности (гигиена, сон, питание) 8
Отсутствие познавательной активности 8
Проблемы взаимоотношений со сверстниками 6
Эмоциональные проявления (страхи, тревожность, агрессивность) 5
Проблемы взаимоотношений между сиблингами 5
Проблемы в воспитании половой идентичности 4
Трудности в адаптации к детскому саду 3
Во второй группе обращений (исправление сложившихся социально неприемлемых форм поведения, общения, деятельности) запросы от родителей, воспитывающих детей младенческого возраста, отсутствовали.
В остальных возрастных группах велика доля обращений родителей в связи с проявлением истеричного поведения, причем доля проблем такого содержания возрастает по мере взросления ребенка. Традиционно родители сталкиваются с трудностями в период адаптации ребенка к детскому саду. К проблемным запросам, которые сместились с подросткового возраста на дошкольный, следует отнести пристрастие детей к гаджетам. Возможно, что отсюда вытекает и другой очень тревожный запрос: ребенок не хочет заниматься, ничем не интересуется, снижена познавательная активность.
Большинство запросов отражает протестный характер поведения ребенка, который связан с кризисом или последствиями кризиса. Формулировка и описание проблемных ситуаций свидетельствуют о том, что родители не осознают причин поведения ребенка, не имеют представления о воз-
растных кризисах, считают, что ребенок действует наперекор требованиям родителей, и не могут реагировать на поведение ребенка адекватными способами. Нередко звучит вопрос: «Как научиться не кричать на ребенка?».
Беседы во время консультирования показали, что родители в трудных ситуациях ищут легкие способы решения, не задумываясь о последствиях. В дальнейшем они замечают возникающие проблемы и обращаются за профессиональной помощью корректирующего характера.
К типичным обращениям родителей следует отнести: «Как отучить ребенка смотреть мультики во время еды?». Общение с родителями по этому вопросу показало, что взрослые изначально были обеспокоены плохим аппетитом ребенка, что навело их на мысль использовать просмотр мультфильмов во время приема пищи. К тому же этот прием позволял сократить время приема пищи, так как ребенок изначально «очень медленно ел». Ситуация усугублялась тем, что пока ребенок смотрел фильм, родители сами кормили ребенка. Беседа во время консультирования обнаруживает ряд сопутствующих обстоятельств: родители не придерживаются режима в приеме пищи, не знают об особенностях пищеварения и правильного питания детей в дошкольном возрасте, не имеют представления об эстетике детского питания, не отмечают вкусовые предпочтения своего ребенка. Нетрудно догадаться обо всех отрицательных последствиях таких необдуманных и педагогически пагубных приемов воспитания. В аналогичном фокусе родительских затруднений встречается запрос: «Что делать, если ребенок ничего не ест, кроме чипсов, попкорна, сладостей?».
Еще один типичный пример: «Как отучить ребенка от совместного сна с родителями?». Если ребенок часто просыпается среди ночи, то родители принимают «легкое решение» и укладывают ребенка вместе с собой. Нередко родители поступают так и без особых причин. Поначалу такое решение проблемы очень устраивает родителей и ребенка. Но при этом родители не осознают последствия этого решения, не пытаются разобраться, с чем связан плохой сон ребенка, не пытаются найти приемы, которые могли бы укрепить сон ребенка, оптимизировать процесс засыпания. В дальнейшем приучение ребенка к отдельному сну приводит к возникновению протестных проявлений в поведении ребенка, манипулятивных истерик, может привести к нарушению супружеских отношений на почве разногласий по данному вопросу.
По сути, примеры показывают, что родители при возникновении затруднений в вопросах воспитания ищут простые решения, которые прежде всего экономят время, не пытаются разобраться в причинах, трудно осознают необходимость изменить характер отношений с ребенком, а тем более изменить себя. Часто в запросах звучит: как можно ребенка заставить заниматься? как отучить ребенка от плаксивости? Отец ребенка 4 лет задает вопрос: «Почему у ребенка нет воли? Что нужно сделать?». Родители не проявляют понимания, терпения и спокойствия, подгоняют ребенка под свой жизненный ритм, динамику и образ мыслей, не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей.
Анкетирование родителей показало, что 100 % респондентов осознают значимость и необходимость консультационной помощи для родителей. Интересно, что 68 % родителей связывают это с тем, что «дети стали другие», «детей стало трудно воспитывать» и тем самым родители не признают своего участия в происходящих изменениях.
Родители отвечают в анкете, что для них предпочтительной является форма личного взаимодействия с психологом. Тем не менее когда родители отвечали на вопрос: «Готовы ли вы сегодня пообщаться лично с психологом для получения консультативной помощи?», то чаще всего отвечали отказом. Возникло предположение, что при ответе на вопрос о предпочитаемых формах консультирования родители исходили из теоретической оценки оптимальности и эффективности оказания консультационной помощи, а не с практической точки зрения, применимой по отношению к себе. Дальнейшие ответы родителей указывают, что у них есть конкретные вопросы к психологу, они обозначают их в анкете и хотели бы получить ответ на свой запрос посредством видеосвязи, элек-
тронной почты или сообщения в мессенджерах и указывают e-mail или телефон. Это свидетельствует о том, что более удобной формой получения консультационной помощи для населения, проживающего в крупном городе, является дистанционная форма. Данный вывод подтверждается высокой активностью родителей с помощью дистанционных обращений в центр консультирования.
В анкете родители указали, что они не имеют информации относительно наличия и дислокации центров психологической помощи по месту проживания, но хотели бы, чтобы психолог был в штате образовательного учреждения. Анализ ответов показал, что население слабо информировано о деятельности центров консультирования. Так, родители считают, что психологическая помощь оказывается только при наличии существенных психических и психологических проблем в развитии ребенка (86 %), только на платной основе или по направлению (54 %). Часть родителей считают (83 %), что к психологу следует обращаться только при наличии серьезных проблем. При наличии частных вопросов в воспитании ребенка они обращаются за советом к друзьям, которые уже имеют детей (68 %), своим родителям (19 %), интернет-источникам (13 %).
Общение в режиме консультации показало, что родители подходят к воспитанию как к отдельной ситуации, отдельной мере, не осознавая системности и систематичности этого процесса. Взрослые ищут быстрое решение в конкретной ситуации с ребенком, не прогнозируя последствий, а далее ищут такой же быстрый способ решения возникшей проблемы. Именно такое понимание приводит к типичным и повторяющимся ошибкам современных родителей, когда трудности в воспитании ребенка возникают на основе отсутствия психолого-педагогических знаний.
Таким образом, анализ запросов позволяет сделать следующие выводы:
1. Большинство родителей демонстрируют желание и активность в повышении родительской компетентности. Считают важным иметь возможность получения профессиональной консультации по частным вопросам: а) в дистанционном формате или б) посредством обращения к психологу в образовательном учреждении, которое посещает ребенок.
2. Внимание родителей сосредоточено на негативных поведенческих проявлениях ребенка: истерики, привязанность к гаджетам. Здесь необходимо отметить, что по большей части сами родители являются источником сложившихся проблем в силу выбора неверных методов и приемов воспитания.
3. Традиционными запросами родителей являются вопросы организации жизнедеятельности ребенка и его воспитания в переходные периоды, обеспечение адаптации к детскому саду, школе.
4. Современные родители хотели бы получить профессиональные советы по следующим вопросам воспитания и развития детей: воспитание личностных качеств ребенка, востребованных в современном мире (лидерство, инициатива, самостоятельность, коммуникативность), воспитание волевых качеств (усидчивость, самостоятельность), приемы и методы осуществления эффективного развития и воспитания ребенка, правильная организация жизни и деятельности ребенка.
5. Родители не осознают систематичности процесса воспитания, не имеют необходимых знаний относительно особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Перечисленные факты указывают на необходимость усиления просветительской работы с родителями. Значимость и необходимость просвещения родителей подчеркиваются в ряде современных публикаций [7, 8]. Более того, представители профессионального сообщества считают, что следует вводить «всеобуч» для молодежи по вопросам семьи и воспитания [9, с. 38]. К сожалению, практика психологической поддержки широко распространяется на замещающих родителей, которые хотели бы воспитывать приемного ребенка [10], но слабо касается молодых родителей, не имеющих опыта, которые воспитывают собственного ребенка самостоятельно.
В удовлетворении данной потребности хорошим подспорьем могут стать дистанционные формы консультирования (вебинары, лекции, мастер-классы и т. д.). Следует подчеркнуть, что в научных публикациях представлены факты, доказывающие эффективность дистанционных форм консуль-
тирования при оказании ранней помощи родителям в работе с детьми, имеющими особые возможности развития [11]. В части случаев дистанционное взаимодействие более удобно родителю, так как в домашней обстановке сохраняется чувство эмоционального комфорта, чувство приватности общения, данная форма позволяет экономить время. Использование функционала социальных сетей поможет специалистам в более доступной форме осуществлять пропедевтику психолого-педагогических знаний. Основная трудность здесь лежит в плоскости информирования родителей. Возможно, что в образовательных учреждениях родителям следует вручить памятку с указанием российских, муниципальных профессиональных сайтов, которые осуществляют просвещение и консультирование родителей. Необходимо усилить информирование родителей в отношении наличия центров и способов получения консультативной помощи на региональном и муниципальном уровнях.
Вполне уместно распространение традиционной печатной продукции (постеров, буклетов, брошюр, плакатов) в организациях, связанных с детством и материнством (поликлиниках и родильных домах, образовательных организациях, центрах досуга). В изданиях такого рода можно раскрыть особенности возрастного развития, педагогически верные решения типичных жизненных ситуаций в воспитании ребенка. Краткие печатные издания очень удобны для чтения в транспорте, на прогулке с ребенком, в ситуациях ожидания очереди в поликлинике.
Родители указывают, что наиболее комфортным для них является получение консультаций по вопросам воспитания ребенка в условиях образовательного учреждения. Педагогам следует активизировать просветительскую деятельность с родителями. Так, в литературе представлен материал, который раскрывает возможность повышения компетенций родителей и педагогов дошкольной организации на основе новых форм сотрудничества [12].
При организации просветительской деятельности следует учитывать актуальные затруднения родителей в вопросах воспитания, необходимость системного подхода к содержанию данного направления работы. Психологическое просвещение снимет ряд трудностей в решении типичных вопросов семейного воспитания, снизит нагрузку консультационных центров по оказанию психологической поддержки семьи. И главное: просветительская деятельность поможет преодолеть отсутствие общественно признаваемой нормы обращения за помощью к психологу.
Список источников
1. Грибанова Д. Я., Минина А. А. Компоненты родительской компетентности по отношению к детям раннего и дошкольного возрастов // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. 2018. № 4 (35). С. 52-57. URL: https://www.vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/146/124 (дата обращения: 23.10.2022).
2. Grk M., Cokorilo R. Pedagogical competence and pedagogical education of parents // Practice and Theory in Systems of Education. 2012. Vol. 7, № 3. P. 319-332.
3. Коваленко Т. В. Родительская компетенция как фактор современного содержания образования // Современные исследования социальных проблем. Modern Research of Social Problems. 2015. № 4 (48). С. 102-113. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/roditelskaya-kompetentsiya-kak-faktor-sovremennogo-soderzhaniya-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 18.06.2022).
4. Вербианова О. М. К вопросу о воспитании ребенка в молодой семье // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка. Красноярск, 2016. С. 16-24. URL: https://www.elibrary.ru/ downloadZelibrary_26052818_14487588.pdf (дата обращения: 18.06.2022).
5. Колесов В. И. Роль семьи и семейного воспитания в современном социуме // Инновационные научные исследования. 2022. № 3-1(17). C. 103-109. URL: https://zenodo.org/record/6613188#.Yr64jqhBzIU (дата обращения: 18.06.2022).
6. Лущенко Э. М. Проблемы и противоречия института родительства в российском обществе // Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. № 3. С. 174-176. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-i-protivorechiya-instituta-roditelstva-v-rossiyskom-obschestve/viewer (дата обращения: 18.06.2022).
7. Гумерова Р. Р. Педагогическое просвещение родителей посредством нетрадиционных форм работы ДОУ с семьей // Novaum.ru. 2020. № 23. С. 92-96. URL: http://novaum.ru/public/p1668 (дата обращения: 18.06.2022).
8. Ларина И. П. Основные направления психолого-педагогического просвещения родителей по профилактике нарушений развития детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2020. Вып. 66, ч. 4. С. 151-154. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-prosveschenie-roditeley-po-profilaktike-narusheniy-v-razvitii-detey-rannego-vozrasta/viewer (дата обращения: 18.06.2022).
9. Капнина Г. И. Трансформации в восприятии функций семьи в постиндустриальном обществе // Перспективы науки и образования. 2016. 2 (20). С. 34-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsii-v-vospriyatii-funktsiy-semi-v-postindustrialnom-obschestve (дата обращения: 18.06.2022).
10. Казьмин А. М., Словохотова О. В. Дистанционное консультирование родителей в ранней помощи: компе-тентностный подход // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 2. С. 159-184. URL: https:// psyjournals.ru/files/107553/Kazmin_et_al.pdf (дата обращения: 23.10.2022).
11. Колмогорова Л. С. Формирование основ психологической культуры супругов в процессе подготовки к замещающему родительству // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. 2015. № 6 (28). С. 131-139. URL: http://sciforedu.ru/system/files/articles/pdf/20kolmogorova6-15.pdf (дата обращения: 23.10.2022).
12. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Технология развития базовых компетенций педагогов и родителей дошкольников // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 9. С. 154-185. URL: https://www.elibrary.ru/ downloadelibrary_41367678_79556863.pdf (дата обращения: 23.10.2022).
Referenсes
1. Gribanova D. Yа., Minina A. A. Komponenty roditel'skoy kompetentnosti po otnosheniyu k detyam rannego i doshkol'nogo vozrastov [Components of parental competence in relation to children of early and preschool age]. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psikhologiya - Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2018, no. 4 (35), pp. 52-57 (in Russian). URL: https://www.vektornaukipedagogika.ru/ jour/article/view/146/124 (accessed 23 October 2022).
2. Grk M., Cokorilo R. Pedagogical competence and pedagogical education of parents. Practice and Theory in Systems of Education, 2012, vol. 7, no. 3, рр. 319-332.
3. Kovalenko T. V. Roditel'skaya kompetentsiya kak faktor sovremennogo soderzhaniya obrazovaniya [Parental competence as a factor of modern content of education]. Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). Modern Research of Social Problems, 2015, no. 4 (48), pp. 102-113 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskaya-kompetentsiya-kak-faktor-sovremennogo-soderzhaniya-obra-zovaniya/viewer (accessed 18 June 2022).
4. Verbianova O. M. K voprosu o vospitanii rebenka v molodoy sem'ye [On the issue of raising a child in a young family]. Psikhologo-pedagogicheskiye i sotsial'nyye usloviya razvitiya i vospitaniya rebenka [Psychological, pedagogical and social conditions for the development and upbringing of the child]. Krasnoyarsk, 2016. Pp. 16-24 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26052818_14487588.pdf (accessed 18 June 2022).
5. Kolesov V. I. Rol' sem'i i semeynogo vospitaniya v sovremennom sotsiume [The role of the family and family education in modern society]. Innovatsionnyye nauchnyye issledovaniya, 2022, no. 3-1 (17), pp. 103-109 (in Russian). URL: https://zenodo.org/record/6613188#.Yr64jqhBzIU (accessed 18 June 2022).
6. Lushchenko E. M. Problemy i protivorechiya instituta roditel'stva v rossiyskom obshchestve [Problems and contradictions of the parent institute in the Russian society]. Nauchnyye vedomosti. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo - NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 2016, no. 3, pp. 174-176 (in Russian). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-protivorechiya-instituta-roditelstva-v-rossiyskom-obschestve/viewer (accessed 18 June 2022).
7. Gumerova R. R. Pedagogicheskoye prosveshcheniye roditeley posredstvom netraditsionnykh form raboty DOU s sem'yey [Pedagogical education of parents through non-traditional forms of work of preschool educational institutions with the family]. Novaum.ru. 2020, no. 23, pp. 92-96 (in Russian). URL: http://novaum.ru/public/ p1668 (accessed 18 June 2022).
8. Larina I. P. Osnovnyye napravleniya psikhologo-pedagogicheskogo prosveshcheniya roditeley po profilaktike narusheniy razvitiya detey rannego vozrasta [The main directions of psychological and pedagogical education of parents on the prevention of developmental disorders in children of early age]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Sbornik nauchnykh trudov. Vypusk 66. Chast' 4 [Problems of modern teacher
education: a collection of scientific papers. Vol. 66. Part 4]. Yalta, RIO GPA Publ., 2020. Pp. 151-154 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7psihologo-pedagogicheskoe-prosveschenie-roditeley-po-profilaktike-naru-sheniy-v-razvitii-detey-rannego-vozrasta/viewer (accessed 18 June 2022).
9. Kapnina G. I. Transformatsii v vospriyatii funktsiy sem'i v postindustrial'nom obshchestve [Transformations in the perception of family functions in post-industrial society]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. Mezhdunarodnyy elektronnyy nauchnyy zhurnal - Perspective of Science and Educatioin. International Scientific Electronic Journal, 2016, no. 2 (20), pp. 2307-2334 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/ntransformatsii-v-vospriyatii-funktsiy-semi-v-postindustrialnom-obschestve (accessed 18 June 2022).
10. Kaz'min A. M., Slovokhotova O. V. Distantsionnoye konsul'tirovaniye roditeley v ranney pomoshchi: kompetentnostnyy podkhod [Remote counseling of parents in early intervention: a competency-based approach]. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya - Clinical Psychology and Special Education, 2019, vol. 8, no. 2, pp. 159-184 (in Russian). URL: https://psyjournals.ru/files/107553/Kazmin_et_al.pdf (accessed 23 October 2022).
11. Kolmogorova L. S. Formirovaniye osnov psikhologicheskoy kul'tuiy suprugov v protsesse podgotovki k zameshchayushchemu roditel'stvu [Formation of the foundations of the psychological culture of spouses in the process of preparing for foster parenthood]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015, no. 6 (28), pp. 131-139 (in Russian). URL: http://sciforedu.ru/system/files/articles/ pdf/20kolmogorova6-15.pdf (accessed 23 October 2022).
12. Veretennikova V. B., Shikhova O. F., Shikhov Yu. A. Tekhnologiya razvitiya bazovykh kompetentsiy pedagogov i roditeley doshkol'nikov [Technology for the development of basic competencies of teachers and parents of preschoolers]. Obrazovaniye i nauka - Education and Science, 2019, vol. 21. no. 9, pp. 154-185 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41367678_79556863.pdf (accessed 23 October 2022).
Информация об авторах
Вербианова О. М., кандидат биологических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. Дубенского, 8, Красноярск, Россия, 660032).
E-mail: [email protected]
Улыбина Е. В., старший преподаватель, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. Дубенского, 8, Красноярск, Россия, 660032). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Verbianova O. M., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyeva (ul. Ada Lebedeva, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049). E-mail: [email protected]
Ulybina E. V., Senior Lecturer, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyeva (ul. Ada Lebedeva, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049). E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.07.2022; принята к публикации 25.10.2022 The article was submitted 05.07.2022; accepted for publication 25.10.2022