Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАПРОСА РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ'

АНАЛИЗ ЗАПРОСА РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ / РОДИТЕЛИ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минюрова Светлана Алигарьевна, Брызгалова Светлана Олеговна, Тенкачева Татьяна Рашитовна

В данной статье авторы предлагают обобщенный анализ реализации мероприятий «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, от рождения до 18 лет, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» с целью обеспечения повышения компетентности родителей (законных представителей) детей, граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. Для достижения поставленной цели на базе Университета была организована Служба по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи. В ее работе было задействовано 87 специалистов, которые провели 84 000 консультаций. Анализ запросов родителей, обратившихся за консультациями в Службу УрГПУ, выявил наиболее актуальные проблемы, среди которых можно выделить следующие категории: «Особенности развития детей дошкольного и школьного возраста, в том числе речевого развития»; «Проблемы детско-родительских отношений» и др. Таким образом, родителей (законных представителей) больше всего интересуют возрастные особенности развития ребенка, вопросы социализации детей, проблемы, связанные с обучением детей. Самая активная часть родительской аудитории - родители детей в возрасте с 7 до 11 лет и с 12 до 15 лет. В статье представлен количественный и качественный анализ проведенных консультаций, получить которые могли родители (законные представители) детей от рождения до 18 лет из 8 субъектов Российской Федерации: Свердловская, Курганская, Мурманская, Тверская, Тюменская, Челябинская области, ЯНАО, респ. Дагестан. В заключении сделан вывод о том, что психолого-педагогическая компетентность рассматривается в контексте эффективного родительского поведения, проявляющегося в готовности и способности родителей на основе психолого-педагогических знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую среду для ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минюрова Светлана Алигарьевна, Брызгалова Светлана Олеговна, Тенкачева Татьяна Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE REQUEST OF PARENTS (LEGAL REPRESENTATIVES) ON EDUCATION AND EDUCATION OF CHILDREN

In this article, the authors offer a generalized analysis of the implementation of the measures “Providing services of psychological, pedagogical, methodological and consulting assistance to parents (legal representatives) of children from birth to 18 years of age, as well as citizens who wish to take up children left without parental care in their families” within the framework of the “Modern School” project of the national project “Education” in order to increase the competence of parents (legal representatives) of children, citizens who want to take children left without parental care into their families. To achieve this goal, a Service for the provision of services of psychological, pedagogical, methodological and consulting assistance was organized on the basis of the University. It involved 87 professionals who conducted 84,000 consultations. An analysis of the requests of parents who applied for consultations to the USPU Service revealed the most pressing problems, among which the following categories can be distinguished: “Peculiarities of the development of children of preschool and school age, including speech development”; “Problems of parent-child relations”, etc. Thus, parents (legal representatives) are most interested in the age characteristics of the child's development, the issues of the socialization of children, and the problems associated with the education of children. The most active part of the parent audience is the parents of children aged 7 to 11 and 12 to 15 years old. The article presents a quantitative and qualitative analysis of the consultations that parents (legal representatives) of children from birth to 18 years old from 8 subjects of the Russian Federation could receive: Sverdlovsk, Kurgan, Murmansk, Tver, Tyumen, Chelyabinsk regions, YaNAO, rep. Dagestan. In conclusion, it is concluded that psychological and pedagogical competence is considered in the context of effective parental behavior, manifested in the willingness and ability of parents, based on psychological and pedagogical knowledge, skills and experience in the field of education, to purposefully create an emotionally comfortable, developing environment for the child.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАПРОСА РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 37.018.26

ББК Ч420.5 ГРНТИ 14.01.11 Код ВАК 5.8.1

Минюрова Светлана Алигарьевна,

доктор психологических наук, профессор, ректор, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: rector@uspu.ru

Брызгалова Светлана Олеговна,

кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: fpk128@mail.ru

Тенкачева Татьяна Рашитовна,

кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: tenkahceva@mail.ru

АНАЛИЗ ЗАПРОСА РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: запросы родителей; родители; консультирование родителей; работа с родителями; семейное воспитание; воспитание детей; учебная деятельность; учебно--воспитательный процесс

АННОТАЦИЯ. В данной статье авторы предлагают обобщенный анализ реализации мероприятий «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, от рождения до 18 лет, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» с целью обеспечения повышения компетентности родителей (законных представителей) детей, граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. Для достижения поставленной цели на базе Университета была организована Служба по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи. В ее работе было задействовано 87 специалистов, которые провели 84 000 консультаций. Анализ запросов родителей, обратившихся за консультациями в Службу УрГ-ПУ, выявил наиболее актуальные проблемы, среди которых можно выделить следующие категории: «Особенности развития детей дошкольного и школьного возраста, в том числе речевого развития»; «Проблемы детско-родительских отношений» и др. Таким образом, родителей (законных представителей) больше всего интересуют возрастные особенности развития ребенка, вопросы социализации детей, проблемы, связанные с обучением детей. Самая активная часть родительской аудитории - родители детей в возрасте с 7 до 11 лет и с 12 до 15 лет. В статье представлен количественный и качественный анализ проведенных консультаций, получить которые могли родители (законные представители) детей от рождения до 18 лет из 8 субъектов Российской Федерации: Свердловская, Курганская, Мурманская, Тверская, Тюменская, Челябинская области, ЯНАО, респ. Дагестан. В заключении сделан вывод о том, что психолого-педагогическая компетентность рассматривается в контексте эффективного родительского поведения, проявляющегося в готовности и способности родителей на основе психолого-педагогических знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую среду для ребенка.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Минюрова, С. А. Анализ запроса родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей / С. А. Минюрова, С. О. Брызгалова, Т. Р. Тенкачева. -Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2022. - № 3. - С. 216-221.

Minyurova Svetlana Aligarevna,

Doctor of Psychology, Professor, Rector, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Bryzgalova Svetlana Olegovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Tenkacheva Tatyana Rashitovna,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

ANALYSIS OF THE REQUEST OF PARENTS (LEGAL REPRESENTATIVES) ON EDUCATION AND EDUCATION OF CHILDREN

KEYWORDS: parent requests; parents; parental counseling; work with parents; family education; parenting; educational activity; educational process

ABSTRACT. In this article, the authors offer a generalized analysis of the implementation of the measures "Providing services of psychological, pedagogical, methodological and consulting assistance to parents (legal representatives) of children from birth to 18 years of age, as well as citizens who wish to take up children left without parental care in their families" within the framework of the "Modern School" project of the national project "Education" in order to increase the competence of parents (legal representatives) of children, citizens

© Минюрова С. А., Брызгалова С. О., Тенкачева Т. Р., 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 3

217

who want to take children left without parental care into their families. To achieve this goal, a Service for the provision of services of psychological, pedagogical, methodological and consulting assistance was organized on the basis of the University. It involved 87 professionals who conducted 84,000 consultations. An analysis of the requests of parents who applied for consultations to the USPU Service revealed the most pressing problems, among which the following categories can be distinguished: "Peculiarities of the development of children of preschool and school age, including speech development"; "Problems of parent-child relations", etc. Thus, parents (legal representatives) are most interested in the age characteristics of the child's development, the issues of the socialization of children, and the problems associated with the education of children. The most active part of the parent audience is the parents of children aged 7 to 11 and 12 to 15 years old. The article presents a quantitative and qualitative analysis of the consultations that parents (legal representatives) of children from birth to 18 years old from 8 subjects of the Russian Federation could receive: Sverdlovsk, Kurgan, Murmansk, Tver, Tyumen, Chelyabinsk regions, YaNAO, rep. Dagestan.

In conclusion, it is concluded that psychological and pedagogical competence is considered in the context of effective parental behavior, manifested in the willingness and ability of parents, based on psychological and pedagogical knowledge, skills and experience in the field of education, to purposefully create an emotionally comfortable, developing environment for the child.

FOR CITATION: Minyurova, S. A., Bryzgalova, S. O., Tenkacheva, T. R. (2022). Analysis of the Request of Parents (Legal Representatives) on Education and Education of Children. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 216-221.

Проблема исследования. На развитие ребенка оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Однако главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В. А. Су-хомлинский говорил: «Главный замысел и цель семьи - воспитание детей...» [2].

Семья - первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа - первая школа жизни ребенка. Родители - первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нем в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребенок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всем [1]. На практике родители чаще всего демонстрируют достаточно низкий уровень педагогической компетентности, что подтверждается данными промежуточных результатов проекта по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2021 г.

Общая организация исследования. В настоящей работе анализируются данные, полученные в ходе реализации проекта по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в 2021 году. Всего было проведено

3 млн консультаций в 61 субъекте Российской Федерации. В Уральском федеральном округе данные услуги предоставлялись Службой по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, Уральского государственного педагогического университета (далее - Консультативная служба). Получить консультации могли родители (законные представители) детей от рождения до 18 лет, а также граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Уральского федерального округа (Свердловская, Курганская, Тюменская, Челябинская области и ЯНАО), Тверской и Мурманской областей, а также Республики Дагестан. С родителями (законными представителями) было проведено 78 541 консультация, из них 4 791 (6%) в очной и 73 750 (94%) в заочной формах. Консультации проводились как на базе Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 75), так и на базе организаций-партнеров.

Основные результаты. Согласно докладу руководителя Университетского многопрофильного психологического центра Московского государственного психолого-педагогического университета (федерального оператора проекта) Березкиной Анны Витальевны, в 2021 г. наиболее актуальными и популярными запросами родителей были запросы, связанные с развитием и воспитанием ребенка. Они составили 49,8% от общего количества обращений родителей (1 496 400 из 3 000 000) из 61 субъекта Российской Федерации (табл. 1)1.

1 Цифры и факты. Достижения университета в 2021 году.

Анализ запросов родителей, обратившихся в Консультативную службу Уральского государственного педагогического университета, выявил как общность, так и различие в выборе тематики обращений со стороны родителей Уральского федерального округа (УрФО) с общероссийскими данными. Так, наиболее актуальными и популярными запросами стали, как и во всей России, запросы, которые можно объединить в общую категорию проблем, связан-

ных с развитием и воспитанием ребенка, -35 760 (45,4%). В этой категории родители как УрФО, так и Российской Федерации в целом больше всего нуждались в консультациях по вопросам особенностей развития детей дошкольного и школьного возраста, в т. ч. речевого развития детей дошкольного и школьного возраста. Эти вопросы составили 25,6% и 30,4% от общего количества обращений соответственно.

Таблица 1

Проблемы, связанные с развитием и воспитанием ребенка

Уральский ФО в % (в абс. ч.) Субъекты РФ в % (в абс. ч.)

Особенности развития детей дошкольного и школьного возраста, в т. ч. речевое развитие детей дошкольного и школьного возраста 25,6 (20 111) 30,4 (914 400)

Детско-родительские отношения 13,6 (10 732) 5,4 (162 359)

Сопровождение развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью 6,2 (4 869) 12,4 (372 753)

Взаимоотношения братьев и сестер 0,05 (40) -

Особенности психосоматических проявлений у детей (психические причины заболеваний и методы работы с ними) 0,01 (13) -

Разрешение конфликтных ситуаций с ребенком в семье - 1,6 (47 436)

Всего 45,4 (35 7бо) 49,8 (1 496 400)

Согласно данным, представленным в таблице 1, наибольший процент расхождений в тематике запросов родителей УрФО и субъектов РФ наблюдается в вопросах дет-ско-родительских отношений (8,2%) и в вопросах сопровождения развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью (6,2%). При этом родители (законные представители), проживающие в Уральском федеральном округе, в большей степени нуждаются в консультативной помощи по вопросам гармонизации детско-родительских отношений и в меньше степени (относительно запросов родителей из 61 Субъекта РФ) -по вопросам сопровождения развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью. Данные результаты можно объяснить, с одной стороны, активной информационной политикой в области обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, успешным функционированием образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для различных категорий обучающихся с ОВЗ. С другой стороны, недостаточное количество организаций, предоставляющих психологическую помощь в вопросах

Проблемы, связа

организации взаимодействия ребенка и родителей внутри семьи на территории Уральского ФО. По данным Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, на территории области в 2019 году функционировали 69 общеобразовательных организаций, являющихся отдельной общеобразовательной организацией для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 211 образовательных организаций имеют отдельные классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и всего 11 центров психолого-медико-социального сопровождения1

На втором месте по количеству обращений родителей как Уральского ФО в частности, так и субъектов РФ в целом стоят обращения, связанные с проблемами образования детей и подростков. Они составили 33,9% и 45,8% от общего количества запросов соответственно (табл. 2).

1 Сведения об общеобразовательных организациях Свердловской области на начало 2018-2019 учебного года (по отчету № ОО-1 суммарно по городской и сельской местности по организациям государственной и частной собственности, предварительные данные на 29.01.2019).

Таблица 2

с образованием

Уральский ФО в % (в абс. ч.) Субъекты РФ в % (в абс. ч.)

Занятия в системе дополнительного образования, в т. ч. различными видами спорта детей различных категорий 12,75 (10 016) 0,59 (17 755)

Проблемы школьной неуспеваемости и адаптации детей и подростков, в т. ч. за счет нарушения чтения и письма у младших школьников 4,9 (3 868) 18,9 (567 077)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 3 219

Продолжение таблицы 2

Уральский ФО в % (в абс. ч.) Субъекты РФ в % (в абс. ч.)

Профориентация подростков и старшеклассников 3,85 (з 024) 0,59 (17 756)

Подготовка к школе детей, в т. ч. с нарушениями речи и ОВЗ 3,82 (з 005) 3,7 (111 764)

Психолого-педагогическая помощь родителям и детям при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 3,1 (2 445) 1,7 (51 340)

Взаимоотношения с педагогами (ДОУ, школа) 3,0 (2 339) -

Организация комплексного психолого-медико-педагогического обследования (ПМПК) 2,34 (1 840) -

Проблема в составлении образовательного маршрута 0,1 (94) 16,1 (483 529)

Адаптация детей в образовательных организациях - 4,23 (127 179)

Всего 33,9 (26 632) 45,8 (1 376 400)

Сравнительный анализ количества и содержания запросов родителей, посвященных вопросам образования детей, показывает достаточно большое расхождение показателей в Уральском ФО и в субъектах РФ. В отличие от первой группы запросов, посвященных проблемам развития и воспитания детей, во второй группе запросов наиболее востребованными в Уральском ФО стали консультации, раскрывающие возможности, особенности выбора, содержание занятий в системе дополнительного образования, в т. ч. различными видами спорта детей различных категорий. На долю данной категории запросов родителей пришлось 12,75% от общего числа консультаций. При этом в целом по стране проблемы дополнительного образования интересовали менее одного процента обратившихся (0,56%). Повышенный интерес к системе дополнительного образования со стороны родителей (законных представителей) Уральского ФО можно объяснить развитием системы персонифицированного дополнительного образования (система ПДО), которая внедряется в Свердловской области с 2019 года и является одним из мероприятий национального проекта «Образование» и ряда региональных проектов в области

Повышенный интерес к вопросам адаптации и социализация детей дошкольного и школьного возраста, в т. ч. с двуязычием среди родителей Уральского ФО, можно

культуры, физической культуры и спорта (Инновационный проект «Спорт-лидер», «Творческие люди», «Культурная среда» и др.). Анализ количества запросов родителей по проблемам школьной неуспеваемости и адаптации детей и подростков, в т. ч. за счет нарушения чтения и письма, проблемам в составлении образовательного маршрута показал, что в Уральском ФО они составили 4,9% и 0,1%, а в субъектах РФ - 18,9% и 16,1% от общего числа консультаций. Такая картина может быть объяснена, с одной стороны, наличием в Уральском федеральном округе высших учебных заведений, выпускающих педагогов-психологов и специалистов в области специального (дефектологического) образования и, как следствие, достаточным количеством квалифицированных кадров в регионе, способных оказать родителям психолого-педагогическую поддержку в решении вопросов неуспеваемости, с другой стороны, низким уровнем вовлеченности родителей в решение данного вида проблем.

На третьем месте по количеству обращений родителей стоят обращения, связанные с проблемами социальной адаптации ребенка. Они составили 14,9% в Уральском ФО и 1,7% в 61 субъекте РФ (табл. 3).

объяснить изменениями в национальном составе населения федерального округа, в частности увеличением количества обучающихся, являющихся носителями еще од-

Таблица 3

Проблемы социальной адаптации ребенка

Уральский ФО в % (в абс. ч.) Субъекты РФ в % (в абс. ч.)

Адаптация и социализация детей дошкольного и школьного возраста, в т. ч. с двуязычием, в т. ч. с девиантным и аддик-тивным поведением 6,1 (4 814) 1,02 (30 727)

Взаимоотношения сверстников 5,6 (4407) 0,2 (6 079)

Проблемы и адаптации ребенка в приемной семье - 0,28 (8 435)

Агрессивное поведение детей дошкольного и школьного возраста, в т. ч. буллинг 2,7 (2 148) 0,13 (3 988)

Вопрос о принятии на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей 0,45 (356) 0,04 (1 285)

Уход ребенка / подростка из дома - 0,01(418)

Взаимоотношения с сектами, группами, исповедующими экстремистские взгляды - 0,002 (71)

Всего 14,9 (11 724) 1,7 (51 000)

ного языка (помимо русского), в образовательных организациях. Так, в Свердловской области проживает более 150 национальностей. Основная часть населения - русские (88,7%), татары (3,9%), украинцы (1,8%), башкиры (0,9%), немцы (0,7%), марийцы (0,7%), белорусы (0,6%), удмурты (0,5%), чуваши (0,3%), мордва (0,3%), и практически все они являются носителями двух языков: национального и русского [3]. Помимо перечисленных национальностей в последние десятилетия среди населения Свердловской области значительно увеличилось

Другие кат

количество носителей языков, являющихся государственными в странах СНГ. Такое многообразие культур обуславливает возникновение неизбежных трудностей в адаптации и социализации носителей разных культур в едином пространстве, в том числе среди детей и подростков.

Количество обращений родителей, проживающих у Уральском ФО и в субъектах РФ, по оставшимся двум группам вопросов в целом совпадает и отражает общемировые тенденции (табл. 4-5).

Таблица 4

и проблем

Уральский ФО в % (в абс. ч.) Субъекты РФ в % (в абс. ч.)

Вопросы безопасности в сети Интернет 3,4 (2 706) 1,87 (56 280)

Зависимости у ребенка 2,2 (1 701) 0,03 (1 188)

Проблемы здоровья ребенка - 0,08 (2 532)

Всего 5,6 (4 407) 2 (60 000)

Кризисные категории проблем Таблица 5

Уральский ФО в % (в абс. ч.) Субъекты РФ в % (в абс. ч.)

Помощь родителям детей, склонных к суицидальному поведению и самоповреждениям 0,01 (12) 0,18 (5 634)

Кризисное состояние ребенка (страхи, тревога и пр.) - 0,09 (2 774)

Насилие и жестокое обращение с детьми вне семьи - 0,07 (2 287)

Насилие и жестокое обращение с детьми в семье - 0,04 (1 305)

Всего 0,01 (12) 0,4 (12 000)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержательные выводы. Сравнительный анализ количества и содержания запросов родителей, проживающих на территории Уральского ФО и остальных субъектов РФ, полученных в ходе реализации проекта по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в 2021 году позволил нам сделать следующие выводы. В большей степени все

Популярные з

принявшие участие в проекте родители нуждались в консультациях при решении вопросов, касающихся особенностей развития детей дошкольного и школьного возраста. Количество запросов по данной проблематике составило большую часть от общего количества в обеих группах участников (25,6%, 30,4%). Дальнейшее распределение запросов по популярности среди родителей Уральского ФО и отличие этих показателей от общероссийских в полной мере отражают специфику региона (табл. 6).

Таблица 6

ы родителей

Уральский ФО в % (в абс. ч.) Субъекты РФ в % (в абс. ч.)

Особенности развития детей дошкольного и школьного возраста, в т. ч. речевое развитие детей дошкольного и школьного возраста 25,6 (20 111) 30,4 (914 400)

Детско-родительские отношения 13,6 (10 732) 5,4 (162 359)

Занятия в системе дополнительного образования, в т. ч. различными видами спорта детей различных категорий 12,75 (10 016) 0,59 (17 755)

Взаимоотношения сверстников 5,6 (4407) 0,2 (6 079)

Сопровождение развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью 6,2 (4 869) 12,4 (372 753)

Адаптация и социализация детей дошкольного и школьного возраста, в т. ч. с двуязычием, в т. ч. с девиантным и аддиктивным поведением 6,1 (4 814) 1,02 (30 727)

Проблемы школьной неуспеваемости и адаптации детей и подростков, в т. ч. за счет нарушения чтения и письма у младших школьников 4,9 (3 868) 18,9 (567 077)

Проблема в составлении образовательного маршрута 0,1 (94) 16,1 (483 529)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 3

221

ЛИТЕРАТУРА

1. Сорокин, П. А. То, о чем часто забывается / П. А. Сорокин // Социология революции. - М., 2005. -С. 433-435.

2. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М. : КВАНТА+, 2001. - 436 с.

3. Тенкачева, Т. Р. Формирование коммуникативных умений младших школьников в условиях поликультурной среды на уроках русского языка: субъектный подход / Т. Р. Тенкачева // Стратегические ориентиры современного образования : сборник научных статей. - Екатеринбург, 2020. - С. 45-50.

REFERENCES

1. Sorokin, P. A. (2005). To, o chem chasto zabyvaetsya [What Is Often Forgotten]. In Sotsiologiya revoly-utsii. Moscow, pp. 433-435.

2. Sukhomlinsky, V. A. (2001). O vospitanii [About Education]. Moscow, KVANTA+. 436 p.

3. Tenkacheva, T. R. (2020). Formirovanie kommunikativnykh umenii mladshikh shkol'nikov v usloviyakh polikul'turnoi sredy na urokakh russkogo yazyka: sub"ektnyi podkhod [Formation of Communicative Skills of Junior Schoolchildren in a Multicultural Environment at Russian Language Lessons: Subjective Approach]. In Strategicheskie orientiry sovremennogo obrazovaniya: sbornik nauchnykh statei. Ekaterinburg, pp. 45-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.