DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-316
УДК 159.9
АНАЛИЗ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ОБРАЩЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О.М. Вербианова (Красноярск, Россия) Л.В. Арамачева (Красноярск, Россия) Е.Ю. Дубовик (Красноярск, Россия)
Аннотация
Постановка проблемы и цель. Авторы изучают возможности организации и оказания психолого-педагогической, методической и консультационной помощи семьям с детьми с учетом новых социальных условий на основе анализа консультационных обращений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Цель статьи - выявить специфические затруднения современных родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и обосновать эффективные консультационные модели, в том числе превентивного характера, способствующие повышению родительской компетентности. .
Методологию исследования составляют научные концепции, отражающие общие и специфические за- я кономерности психического развития детей, представленные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; иссле- л дования Е.О. Смирновой, Р.В. Овчаровой, характеризующие общение и отношения детей дошкольного воз- <; раста с близкими взрослыми; работы А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, Ю.Б. Гиппенрейтер, обосновывающие q значимость психологического сопровождения семьи для обеспечения полноценного психического и личностного развития ребенка.
Основным методом исследования стал контент-анализ обращений родителей в психологическую службу КГПУ им. В.П. Астафьева для получения консультативной помощи по вопросам воспитания, обучения и ^ s развития детей. Был проведен анализ 335 дистанционных обращений родителей, воспитывающих детей до- S ^
м W
школьного возраста. Рч Н
Результаты исследования. Изучение запросов родителей позволило выявить типичные группы обраще- ffl ®
ний, а также их долевое соотношение. Наиболее типичные запросы связаны: с появлением у ребенка нега- О ^
тивных форм поведения, обеспечением развития позитивных личностных качеств ребенка, правильной ор- •<
ганизацией его жизнедеятельности, переходом ребенка в новые социальные условия. Велика доля обраще- Д
ний, когда родители просто проявляют интерес к особенностям возрастного развития ребенка и эффектив- ^ q
ным приемам его воспитания. ^
Заключение. Потребность современных родителей в профессиональной и некоммерческой помощи в £ ^
вопросах воспитания возрастает. На основе анализа типичных запросов родителей предлагается внести измене- 9 W
u ¡г1
ния в характер оказания консультативной помощи родителям, придать ей превентивный характер, что позволит ^ g
осуществлять психологическое просвещение родителей относительно основных особенностей возрастного раз- ^ ^
вития ребенка и предотвратить ошибочные и деструктивные действия в процессе воспитания детей. Я ^¡3
Ключевые слова: консультирование, родители, дети дошкольного возраста, обращения родителей, <J
воспитание, развитие, психологическое просвещение, дистанционные формы консультирования. ^ С
Вербианова Ольга Михайловна - кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: verbianova@kspu.ru
Арамачева Людмила Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; ORCID: 0000-0001-8484-6545; e-mail: ludvik_76@mail.ru
Дубовик Евгения Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; ORCID: 0000-0001-6249-8383; e-mail: duevur2015@mail.ru
S
к
н и
w
PQ
Постановка проблемы и цель исследования. Во все времена родители испытывают трудности при воспитании детей. Но сегодня эти трудности усугубляются социальными обстоятельствами современной жизни. К их числу следует отнести становление нового социально-экономического уклада «общества потребления», сопровождающееся возникновением материальных и этических трудностей в семьях [Свадьбина, Денисова, 2017; Орлов, 2020]. Основной приметой «общества потребления» является примат материальных ценностей над духовными, что сказывается не только на характере социальных, но и в первую очередь семейных взаимоотношениях. Фактическое отношение родителей к детям, их ценностные ориентиры в обеспечении развития личности, методы воспитания претерпевают существенные изменения [Немова, Свадьбина, 2013]. В этих условиях потребность в профессиональной и некоммерческой помощи родителям в вопросах воспитания возрастает.
Цель исследования - на основе анализа содержания обращений родителей за консультационной поддержкой в вопросах воспитания выявить наиболее характерные проблемы и определить возможность и степень унификации подходов к их решению.
Методологическую основу исследования составили научные концепции, отражающие общие и специфические закономерности психического развития детей, представленные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; специфику и характер детско-родительских отношений (Е.О. Смирнова, Р.В. Овчарова), значимость психологического сопровождения семьи для обеспечения полноценного психического и личностного развития ребенка (А.Я. Варга, А.С. Спи-ваковская, Ю.Б. Гиппенрейтер).
Теоретический обзор проблемы. В настоящее время в психологических исследованиях отмечается возрастание интереса к проблеме поиска эффективных способов оказания психолого-педагогической помощи семьям с детьми (К.А. Абульханова-Славская, А.М. Иваницкий,
А.В. Мудрик, 20001). Современные родители сталкиваются с большим количеством трудностей, с которыми им не всегда удается справиться без посторонней помощи [Сафонова и др., 2019]. Сегодня растет спрос населения на оказание психологической помощи и осознание того, что психологическая помощь является признанным в обществе средством, обеспечивающим достойное качество жизни [Арамачева, Дубовик, Захарова, 2021].
Исторически психологическая помощь родителям в зарубежной психологии рассматривается как эффективная форма обучения решению проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка (Т. Гордон, Х. Джайнотт, М. Джеймс, Д. Джонгвард). Психологические подходы в консультационной работе с родителями существуют, как правило, в рамках определенных теоретических концепций.
Впервые необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования по вопросам детского развития была декларирована в рамках психодинамического подхода. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической трав-матизации в детском возрасте (С. Холл, А. Фрейд, К. Хорни). Очень важным моментом в трансформации консультирования имеет гуманистическая направленность, где акцент делается на активности личности. Так, в работах Т. Гордона особое внимание уделяется умению родителей слушать и понимать детей. При этом понимание рассматривается не просто как техника или использование правильных слов, а как модель взаимоотношений взрослого с ребенком [Гордон, 2010].
Существенный вклад в изучение взаимодействия родителей с детьми внесли представители бихевиористского направления (Б. Скиннер, Б. Бухер, О. Ловаас, Дж. Тибо, Г. Келли), акценти-
1 Абульханова-Славская К.А., Иваницкий A.M., Мудрик A.B. Проблемы комплексного изучения человека, психологии и педагогики в грантах РГНФ // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2000. № 2. С. 43-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7icM1316267
рующие внимание на изучении техники поведения родителя и формировании навыков модификации поведения ребенка. Усилия практиков этого направления в работе с родителями сосредоточены в основном на обучении родителей способам изменения поведения ребенка [Smith, 2010; Kaplan, 2013; Mayuri, Divya, Kiran, 2017].
Описание форм и методов работы психолога с родителями широко представлены в работах отечественных психологов и психотерапевтов (А.Я. Варга, 1994; А.С. Спиваковская, 1995; А.И. Захаров, 1990). По мнению авторов, понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое происходит в процессе как индивидуальной, так и групповой консультационной работы, повышает эффективность психокоррекци-онных мероприятий с детьми.
Тем не менее проблемы родителей нарастают, особенно с учетом того, что увеличивается доля детей, имеющих особые потребности, которые требуют специального подхода. Это неизбежно приводит к росту нагрузки на психологические службы, которые уже сейчас ищут пути трансформации оказания психологической помощи, а также совершенствования подготовки специалистов [Арамачева, Дубовик, 2018; Вер-бианова, 2020].
Материалы и методы исследования. В условиях реализации национального проекта «Образование» сотрудниками Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева проводилось масштабное консультирование родителей, проживающих на территории России. Консультирование проводилось в очных и дистанционных формах. С целью определения типичных запросов родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, был проведен контент-анализ 335 обращений. Статистический анализ данных осуществлялся путем вычисления критерия углового преобразования (ф*) Фишера.
Результаты исследования, обсуждение. Изучение запросов родителей позволило выделить две группы обращений. Первую группу можно связать с обращениями, где родители ищут
ответы на вопросы: как правильно развивать ребенка? Как его воспитывать? («Как развивать у ребенка самостоятельность, лидерские качества?», «Какие развивающие игрушки следует приобрести для ребенка?»). С целью удобства обсуждения результатов анализа материала данная группа была идентифицирована как группа обращений развивающего характера с условным обозначением «Развивающая группа» (РГ).
Вторая группа обращений была посвящена поиску ответов на вопросы, где уже обозначена проблема в воспитании ребенка и родитель ищет пути ее решения («Как отучить ребенка от гаджетов?», «Что делать, если ребенок не слушается?»). Данная группа была идентифицирована как группа обращений коррекционного характера с условным обозначением «Коррек-ционная группа» (КГ).
Изначально предполагалось, что количество обращений КГ должно явно преобладать по сравнению с РГ. Тем не менее определение пропорциональности соотношения показало, что различия невелики. Так, количество обращений по КГ составило 56 %, по РГ - 44 %.Статисти-ческий анализ данных с использованием метода углового преобразования (ф*) Фишера указывает, что различия между процентными долями двух групп недостоверны (р<0,1). Известно, что семейные традиции воспитания достаточно ригидны, интуитивно присваиваются из опыта отношений со своими родителями и зачастую воспроизводятся без критического осмысления [Вербианова, 2016]. Данный факт указывает, что сегодня объективно велика доля родителей, которые увидели возможность повысить родительскую компетентность посредством современного дистанционного способа взаимодействия с психологом-консультантом.
Далее в рамках выделенных групп запросов изучались типичные подгруппы родительских обращений. Так, в РГ были выделены следующие подгруппы вопросов воспитания и развития ребенка:
а) воспитание личностных качеств - 24 % («Как воспитывать самостоятельность?», «Как воспитывать лидерские качества?»);
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и к
0
1
к
ш PQ Н
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S К
Н
и
w
PQ
б) воспитание в периоды перехода ребенка к последующим ступеням социальной жизни -22 % («Как подготовить ребенка к детскому саду, школе?»);
в) общие вопросы воспитания - 17 % («Как правильно наказывать ребенка?», «Как правильно определить границы требовательности?»);
г) воспитание конкретных навыков, умений деятельности и поведения - 17 % («Как научить правильно держать карандаш?», «Как приучить ребенка к опрятности?»);
д) вопросы обеспечения жизнедеятельности ребенка - 15 % («Как обеспечить процесс засыпания, просыпания?»);
е) половое воспитание - 5 % («Как правильно воспитывать мальчика, девочку?»).
В КГ были выделены следующие подгруппы проблем в вопросах воспитания и развития ребенка:
а) проблемы, связанные с устоявшимися негативными формами поведения, - 54 % («Как бороться с истериками ребенка?», «Что делать, если ребенок кусается?»);
б) проблемы эмоционально-волевого развития ребенка - 21 % («Как преодолеть плаксивость?», «Как преодолеть боязнь темноты?»);
в) проблемы, связанные с устоявшимися негативными формами бытового поведения, - 12 % («Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки?», «Что делать, если ребенок не слушается?»);
г) проблемы, связанные с осуществлением познавательной деятельности, - 10 % («Что делать, если ребенку ничего не интересно?», «Что делать, если ребенок не хочет заниматься?»);
д) проблемы, связанные с отношениями си-блингов, - 2 % («Как поделить игрушки между детьми, чтобы они не ссорились?»);
е) проблемы полового воспитания (по мнению родителей) - 1 % («Что делать, если мальчик играет в основном с девочками?»).
Анализ фактического материала позволяет сделать следующие выводы.
1. Современные родители проявляют заинтересованность в повышении родительских компетенций в вопросах воспитания и развития. Об этом свидетельствуют общее количество посту-
пивших запросов, а также количество обращений, где родители проявляли заинтересованность в воспитании и развитии детей при отсутствии каких-либо проблем. Очевидно, что, с одной стороны, родители испытывают потребность в такой информации, с другой - внедренная форма дистанционных консультирований является востребованной в условиях дефицита свободного времени у современных родителей.
2. Многие родители заинтересованы в воспитании личностных качеств ребенка уже в дошкольном возрасте. При этом предпочтения лежат в русле развития у детей волевых качеств, что, возможно, в некоторых случаях преждевременно для детей дошкольного возраста.
3. Традиционно велика доля родителей, которые проявляют родительскую активность (обеспокоенность) в периоды перехода ребенка в новые социальные условия: детский сад или школа.
4. Часть обращений родителей связана с вопросами правильной организации сна, питания ребенка, режима дня. Здесь важно подчеркнуть значимость режима дня для физического и психического развития ребенка [Борзенкова, 2015; Вербианова, Груздева, 2020]. Обращения по поводу развития волевых качеств, а также поведенческих проблем, которые обозначены в запросах родителей, нередко напрямую связаны с вопросами правильной организации жизнедеятельности детей, т.е. с организацией режима дня.
5. Настораживает наличие запросов, связанных с низкой познавательной активностью детей дошкольного возраста. Наличие такого рода обращений родителей согласуется с современными данными о том, что познавательная активность детей дошкольного возраста сформирована недостаточно [Буракова, Матус, 2019; Ребане, 2020].
6. Самая большая группа родительских запросов связана с негативными поведенческими проявлениями ребенка. В запросах, требующих исправления сложившихся проблем, большая часть (86 %) связана с тем, что сами родители выбрали неправильные методы, приемы в вопросах воспитания. Родители изначально ищут легкие сиюминутные решения, которые в перспективе оборачиваются проблемами. По сути, они
хотят исправить свои ошибки, которых можно было бы избежать. Примеры такого рода обращений: «Как отказаться от использования гадже-та во время приема пищи?», «Как отучить от совместного сна с родителями в одной постели?».
7. Изучение типичных запросов приводит к выводу о необходимости продумать содержательные и организационные аспекты оказания консультативной помощи родителям в современных условиях. Учитывая востребованность психолого-педагогической помощи в вопросах развития и воспитания ребенка, следует шире информировать родителей относительно наличия центров и способов получения психолого-педагогического консультирования на региональном и муниципальном уровнях. Больше использовать современные способы пропедевтики психолого-педагогических знаний: дистанционные формы консультирования (индивидуальные запросы, вебинары), печатную продукцию (постеры, буклеты, брошюры, плакаты), которая была бы доступна для родителей в организациях, связанных с материнством и детством (поликлиники, родильные дома, образовательные организации, развивающие центры, центры досуга). Одной из инновационных форм взаимодействия педагога, психолога с родителями на сегодняшний день являются социальные сети («Инста-грам», «ВКонтакте»). Используя их функционал, специалисты могут в доступной форме предоставлять необходимую информацию родителям.
Заключение. Современные родители проявляют заинтересованность в повышении родительских компетенций в вопросах воспитания и развития, однако в силу ограниченных ресурсов (чаще временного и финансового) не готовы к продолжительному непосредственному сотрудничеству с психологом.
Следует внести изменения в характер оказания консультативной помощи. Сегодня консультативной помощи следует придать превентивный характер, что позволит, с одной стороны, снять ряд вопросов, которые касаются основных моментов возрастного развития ребенка, а с другой - предотвратить ошибочные и недальновидные действия родителей в вопросах воспитания и развития детей. Например, на сайте консультативной помощи, в медицинских, образовательных, досуговых организациях следует разместить информацию, которая, согласно проведенному анализу, является наиболее востребованной у родителей. Унифицированная информация может быть разработана по следующим вопросам: организация правильного режима, питания, сна детей раннего возраста; развивающий потенциал современных игрушек; об особенностях детей в кризисные периоды и способах разрешения кризисных ситуаций; о мерах подготовки ребенка к детскому саду, школе; о развитии навыков самообслуживания и гигиены; о последствиях использования гаджетов и прочее.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А., Иваницкий А.М., Мудрик А.В. Проблемы комплексного изучения человека, психологии и педагогики в грантах РГНФ // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2000. № 2. С. 43-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41316267
2. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю., Захарова А.А. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. № 3 (57). С. 77-89. URL: https://doi.Org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292
3. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Образ родительства в контексте представлений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Мир науки: интернет-журнал. 2018. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN418.pdf
4. Борзенкова Д.И. Роль семьи в физическом воспитании ребенка // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 88-92. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_27113871_99946114.pdf
С И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и к
0
1
к
ш PQ Н
и fc с
и
о
[-4
0
ё
и
Ин
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
5. Буракова И.С., Матус Е.В. Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами ИКТ // Междисциплинарный вектор развития современной науки: теория, методология, практика: сб. ст. Междунар. науч.-практич. конф. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука». 2019. С. 21-24. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41359134_39072244.pdf
6. Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие целеполагания детей 5-6-летнего возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 141-151. DOI: https://doi. org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-191
7. Вербианова О.М. К вопросу о воспитании ребенка в молодой семье // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 16-24. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26052818_95805642.pdf
8. Вербианова О.М. Современные акценты и проблемы в реализации коррекционной работы в образовании // Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия в процессе психолого-педагогической деятельности / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 53-59.
9. Гордон Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности / пер. с англ. Н. Усовой. М.: Ломоносовъ, 2010. 510 с. URL: https://www.chitalkino.ru/gordon-t/kurs-effektivnogo-roditelya
10. Немова О.А., Свадьбина Т.В. Семейное воспитание в условиях общества потребления // Социология. 2013. № 3. С. 35-42.
11. Орлов М.О. Общество потребления как источник социальных и духовных рисков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 43-46. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-43-461
12. Ребане Н.А. Особенности сформированности познавательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста // Вестник Белгородского института развития образования. 2020. Т. 7, № 3 (17). С. 115-123. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43988927_84158761.pdf
13. Сафонова М.В., Ковалевский В.А., Бочарова Ю.Ю., Новопашина Л.А. Современное родительство: психосемантический анализ // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 3 (49). С. 129-140. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-149
14. Свадьбина Т.В., Денисова Н.А. Духовно-нравственное самочувствие семьи в условиях роста прекариатизации российского общества // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 21-26. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/339/340
15. Kaplan E.A. Motherhood and representation: The mother in popular culture and melodrama. Rout-ledge, 2013. 268 p.
16. Mayuri K., Divya V., Kiran K. Parenting styles as perceived by parents and children // International Journal of Science and Research (IJSR). 2017. Is. 8, vol. 6. P. 978-982. URL: https://www.researchgate. net/publication/324522257_Parenting_Styles_as_Perceived_ by_Parents_and_Children
17. Smith R. Total parenting // Educational Theory. 2010. Vol. 60, No. 3. P. 357-369. DOI: 10.1111/j.1741-5446.2010.00363
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-316
ANALYSIS OF ADVISORY INQUIRIES FROM MODERN PARENTS RAISING PRESCHOOL CHILDREN
O.M. Verbianova (Krasnoyarsk, Russia) L.V. Aramacheva (Krasnoyarsk, Russia) E.Yu. Dubovik (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Statement of the problem. The authors study the possibilities of organizing and providing psychological, pedagogical, methodological and consulting assistance to families with children, taking into account new social conditions, based on the analysis of advisory inquiries from modern parents raising preschool children.
The purpose of the article is to identify the specific difficulties of modern parents in upbringing, education and development of preschool children and to substantiate effective consulting models, including preventive ones, contributing to the improvement of parental competence.
Research methodology. The research consists of scientific concepts reflecting the general and specific patterns of mental development of children, presented in the works of Vygotsky L.S., Leontiev A.N.; Smirnova E.O., Ovcharova R.V., characterizing the communication and relationships of preschool children with adults from their environment; the works of Varga A.Ya., Spivakovskaya A.S., Gippenreiter Yu.B., substantiating the importance of psychological support of the family to ensure the full mental and personal development of a child. The main method of research was
the content analysis of parents' inquiries to the psychological service of the KSPU named after V.P. Astafyev for ad- pq
w
vice on upbringing, education and development of children. The analysis of 335 remote inquiries of parents raising uq preschool children was carried out.
Research results. The study of parents' requests allowed us to identify typical groups of inquiries, as well as q their share ratio. The most typical requests are related to appearance of negative behaviors in a child, ensuring the development of positive personal qualities of a child, better organization of a child's life, transition of a child to new
social conditions. There is a large proportion of inquiries when parents simply show interest in the characteristics of ^
the age development of a child and effective methods of raising him/her. 2 s
Conclusion. The need of modern parents for professional and non-commercial assistance in raising children is grow- ^
ing. Based on the analysis of typical inquiries of parents, it is proposed to make changes in the nature of the provision W h
of advisory assistance to parents, to give it a preventive character, which will help to provide parents with psychological m ^
H
education on the main age characteristics of a child, to prevent destructive actions in the process of raising children. o S
p I
Keywords: counseling, parents, preschool children, parental inquiries, upbringing, development, psychological g education, remote forms of counseling. EJ ffi _ O ^
o o
Verbianova Olga М. - PhD (Biology), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Child- I-h b
hood, Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); ^ W
e-mail: verbianova@kspu.ru ^ W
Aramacheva Lyudmila V. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Child- ^ g
hood, Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); g ^
ORCID: 0000-0001-8484-6545; e-mail: ludvik_76@mail.ru K ^
Dubovik Evgeniya Yu. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department Psychology, Institute of Psychological <J gt
and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); ORCID: 0000-0001-6249-8383; ^ E e-mail: duevur2015@mail.ru
«
References ^
1. Abulkhanova-Slavskaya K.A., Ivanitsky A.M., Mudrik A.V. Problems of complex study of man, psychology and pedagogy in grants of RGNF // Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda (Bulletin
В
of the Russian Humanitarian Scientific Foundation). 2000. No. 2. P. 43-50. URL: https://www.elibrary. ^H ru/item.asp?id=41316267
2. Aramacheva L.V., Dubovik E.Yu., Zakharova A.A. Studying the ideas of older preschool children about parents // Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical
и
w
PQ
University named after V.P. Astafyev). 2021. No. 3 (57). P. 77-89. URL: https://d0i.0rg/https://d0i. org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292
3. Aramacheva L.V., Dubovik E.Yu. The image of parenthood in the context of the ideas of modern parents raising preschool children // Internet-zhurnal "Mir nauki", (Online magazine "World of Science").
2018. No. 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN418.pdf
4. Borzenkova D.I. The role of a family in the physical education of a child // Obrazovanie i nauka bez granits: sotsialno-gumanitarnye nauki (Education and Science Without Borders: Social and Humanitarian Sciences). 2015. No. 1. P. 88-92. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27113871_99946114.pdf
5. Burakova I.S., Matus E.V. Development of cognitive activity of senior preschoolers by means of ICT. In: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Interdisciplinary vector of development of modern science: theory, methodology, practice". Petrozavodsk: Mezhdunarodnyy tsentr nauchnogo partnerstva "Novaya Nauka", 2019. P. 21-24. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_41359134_39072244.pdf
6. Verbianova O.M., Gruzdeva O.V. Influence of a family on the development of goal-setting of 5-6-year-old children // Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva (Bulletin of the KSPU named after V.P. Astafyev). 2020. No. 1 (51). P. 141-151. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-191
7. Verbianova O.M. On the question of raising a child in a young family. In: Psychological, pedagogical and social conditions for the development and upbringing of a child. Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astafyeva, 2016. P. 16-24. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26052818_95805642.pdf
8. Verbianova O.M. Modern focuses and problems in the implementation of correctional work in education. In: Psychology and pedagogy of childhood: vectors of interaction in the process of psychological and pedagogical activity. Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astafyeva, 2020. P. 53-59.
9. Gordon T. The course of an effective parent. How to instill a sense of responsibility in children. Translation from English by N. Usova. Moscow: Lomonosov, 2010. 510 p. URL: https://www.chitalkino.ru/ gordon-t/kurs-effektivnogo-parentlya
10. Nemova O.A., Svadbina T.V. Family education in a consumer society // Sociology. 2013. No. 3. P. 35-42.
11. Orlov M.O. Consumer society as a source of social and spiritual risks // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika (News of the Saratov University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy). 2020. Vol. 20, is. 1. P. 43-46. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-43-461
12. Rebane N.A. Features of the formation of cognitive activity in pupils of senior preschool age // Vestnik Belgorodskogo instituta razvitiya obrazovaniya (Bulletin of the Belgorod Institute of Education Development). 2020. Vol. 7, No. 3 (17). P. 115-123. URL: https://elibrary.ru/download/eli-brary_43988927_84158761.pdf
13. Safonova M.V., Kovalevsky V.A., Bocharova Yu.Yu., Novopashina L.A. Modern parenthood: psychose-mantic analysis // Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva (Bulletin of the KSPU named after V.P. Astafyev).
2019. No. 3 (49). P. 129-140. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-149
14. Svadbina T.V., Denisova N.A. Spiritual and moral well-being of the family in the context of the growing precariatization of Russian society // Vestnik Mininskogo universiteta (Bulletin of Mininsky University). 2017. No. 1 (18). P. 21-26. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/339/340
15. Kaplan E.A. Motherhood and representation: The mother in popular culture and melodrama. Rout-ledge, 2013. 268 p.
16. Mayuri K., Divya V., Kiran K. Parenting styles as perceived by parents and children // International Journal of Science and Research (IJSR). 2017. Is. 8, vol. 6. P. 978-982. URL: https://www.researchgate. net/publication/324522257_Parenting_Styles_as_Perceived_ by_Parents_and_Children.
17. Smith R. Total parenting // Educational Theory. 2010. Vol. 60, No. 3. P. 357-369. DOI: 10.1111/j.1741-5446.2010.00363