Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЗДОРОВЫХ, ДЛИТЕЛЬНО И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЗДОРОВЫХ, ДЛИТЕЛЬНО И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
256
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЕНОК / ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЕНОК / СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫЙ РЕБЕНОК / ВОЛЯ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОКОНТРОЛЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ВЫДЕРЖКА / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / НАСТОЙЧИВОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вербианова Ольга Михайловна, Улыбина Екатерина Владимировна, Груздева Ольга Васильевна

Постановка проблемы и цель. Период дошкольного возраста является необходимым и значимым периодом для начала становления волевого аспекта личности, что предопределяет интерес к изучению этого вопроса. Актуальность изучения развития волевых качеств часто и длительно болеющих детей объясняется увеличением доли соматически больных детей и приобретает особую важность в связи с поиском эффективных способов воспитания этих детей. Данное исследование посвящено изучению системной характеристики развития волевых качеств здоровых и часто и длительно болеющих детей в сравнительном аспекте. Методологическую основу исследования составили: деятельностный подход, культурно-историческая концепция развития высших психических функций, теория интериоризации в становлении психических функций. Использовались теоретические методы исследования, эмпирические методы, методы статистического анализа. Результаты исследования, обсуждение. Исследование позволило выявить: особенности развития волевых качеств в группе здоровых и группе часто и длительно болеющих детей; динамику развития отдельных качеств; гетерогенность в характере развития отдельных волевых качеств. В статье приводится обсуждение выявленных особенностей в развитии волевых качеств часто и длительно болеющих детей. Заключение. Результаты позволяют оценить становление волевых качеств у здоровых и соматически больных современных детей дошкольного возраста. Представленные сведения помогают выстроить педагогическую работу по формированию волевых качеств детей-дошкольников и оказать эффективную психолого-педагогическую помощь ребенку и его родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вербианова Ольга Михайловна, Улыбина Екатерина Владимировна, Груздева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF VOLUNTARY QUALITIES DEVELOPMENT AMONG HEALTHY AND FREQUENTLY AND CHRONICALLY ILL CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Statement of the problem. The period of preschool age is a necessary and significant period for the beginning of the formation of the volitional aspect of the personality. This predetermines the interest in studying this issue. The relevance of studying the development of volitional qualities of frequently and chronically ill children is explained by an increase in the proportion of somatically sick children and becomes especially important in connection with the search for effective ways of raising these children. The purpose of this article is to study the systemic characteristics of the development of volitional qualities in healthy and frequently and chronically ill children in a comparative aspect. The methodological basis of the study includes the activity approach, cultural and historical concept of the development of higher mental functions, and the theory of internalization in the formation of mental functions. Theoretical research methods, empirical methods, and methods of statistical analysis were used. Research results. The study made it possible to reveal: the peculiarities of the development of volitional qualities in the group of healthy children and in the group of frequently and chronically ill children; the dynamics of the development of individual qualities; heterogeneity in the nature of the development of individual volitional qualities. The article provides a discussion of the revealed features in the development of volitional qualities of frequently and chronically ill children. Conclusion. The results allow us to assess the formation of volitional qualities in healthy and somatically sick contemporary preschool children. The presented information helps to build pedagogical work on the formation of volitional qualities in preschool children and to provide effective psychological and pedagogical assistance to children and their parents.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЗДОРОВЫХ, ДЛИТЕЛЬНО И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-321

УДК 159.947.35

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЗДОРОВЫХ, ДЛИТЕЛЬНО И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О.М. Вербианова (Красноярск, Россия) Е.В. Улыбина (Красноярск, Россия) О.В. Груздева (Красноярск, Россия)

Аннотация

Постановка проблемы и цель. Период дошкольного возраста является необходимым и значимым периодом для начала становления волевого аспекта личности, что предопределяет интерес к изучению этого вопроса. Актуальность изучения развития волевых качеств часто и длительно болеющих детей объясняется увеличением доли соматически больных детей и приобретает особую важность в связи с поиском эффективных способов воспитания этих детей. Данное исследование посвящено изучению системной характеристики развития волевых качеств здоровых и часто и длительно болеющих детей в сравнительном аспекте.

Методологическую основу исследования составили: деятельностный подход, культурно-историческая концепция развития высших психических функций, теория интериоризации в становлении психических функций.

Использовались теоретические методы исследования, эмпирические методы, методы статистического анализа.

Результаты исследования, обсуждение. Исследование позволило выявить: особенности развития волевых качеств в группе здоровых и группе часто и длительно болеющих детей; динамику развития отдельных качеств; гетерогенность в характере развития отдельных волевых качеств. В статье приводится обсуждение выявленных особенностей в развитии волевых качеств часто и длительно болеющих детей.

Заключение. Результаты позволяют оценить становление волевых качеств у здоровых и соматически больных современных детей дошкольного возраста. Представленные сведения помогают выстроить педагогическую работу по формированию волевых качеств детей-дошкольников и оказать эффективную психолого-педагогическую помощь ребенку и его родителям.

Ключевые слова: часто болеющий ребенок, длительно болеющий ребенок, соматически ослабленный ребенок, воля, волевые качества личности, самостоятельность, самоконтроль, инициативность, выдержка, целеустремленность, настойчивость, воспитание волевых качеств ребенка дошкольного возраста.

Вербианова Ольга Михайловна - кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: verbianova@kspu.ru Улыбина Екатерина Владимировна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики детства института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: fyodorova_90@inbox.ru Груздева Ольга Васильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: gruzdeva@kspu.ru

Постановка проблемы и цель исследования. В документе, определяющем требования к современному образованию на дошкольной ступени (ФГОС ДО)1, одним

1 Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

из целевых ориентиров для детей 5-7 лет является воспитание инициативы, настойчивости и самостоятельности. Самореализация человека определяется его стержневыми характеристиками личности - волевыми качествами. В научной литературе представлены работы, раскрывающие особенности развития отдельных во-

левых качеств у детей дошкольного возраста [Вербианова, 2017; Мирошникова, 2017; Улы-бина и др., 2021; Anderson, 2002; Barkley, 2001]. Тем не менее исследований, системно раскрывающих развитие этих качеств в дошкольном возрасте, недостаточно. В особой степени это справедливо для соматически больных детей, число которых ежегодно возрастает. По данным статистического сборника «Здравоохранение в России. 2020» заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет (на 100 000 детей) увеличилась с 171774,8 (в 2005 г.) до 174694,0 (в 2018 г.) [Здравоохранение в России, 2019].

Нацеленность современного образования на развитие волевых аспектов личности, дефицит сведений о развитии волевых качеств часто и длительно болеющих детей раскрывает значимость и актуальность исследования.

Цель исследования - изучить системную характеристику развития волевых качеств личности у здоровых, а также часто и длительно болеющих детей дошкольного возраста. Сравнительный анализ позволит учитывать эти особенности в образовательно-воспитательном процессе и определить приоритетные направления педагогической работы для соматически больных детей в условиях образовательной организации и в семье.

Теоретический обзор проблемы. Значимость волевых качеств в деятельности человека, в построении траектории жизненного пути очевидна, и этим определяется научный и профессиональный интерес к изучению этого вопроса. Истоки развития воли лежат в дошкольном возрасте [Выготский, 1983; Рубинштейн, 1989; Смирнова, 1998]. Развитие волевых проявлений исходно определяется зрелостью мозговых структур [Vityaev, 2015] и тесно взаимосвязано с интеллектуальным развитием, рефлексией и другими психическими функциями [Смирнова, 2015].

По мнению Е.П. Ильина, волевые качества -это особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устой-

чивые личностные черты [Ильин, 2009, с.15]. Авторы выделяют следующие волевые качества: инициативность, самостоятельность, независимость, решительность, энергичность, настойчивость, самоконтроль, выдержка, самообладание [Ильин, 2009; Рубинштейн, 1989]. С.Л. Рубинштейн связывал волевые качества с этапами волевого действия [Рубинштейн, 1989, с. 205].

Н.А. Цыркун считает, что волевые качества -это конкретные проявления воли. По мнению автора, «...волевые качества функционируют не изолированно друг от друга, а во взаимной связи...». Тем не менее автор предполагает, что «...совокупность волевых качеств - это подвижная система» [Цыркун, 2019, с. 15-16].

Прерогатива в развитии волевых качеств принадлежит воспитанию. Для детей, регулярно посещающих дошкольную образовательную организацию (ДОО), создаются условия развития волевых аспектов личности посредством четкого планирования режима дня, содержания образовательно-воспитательной работы, системы отношений с педагогами и со сверстниками и организации предметно-пространственной среды. При этом воспитательный процесс в ДОО осуществляется специалистами в области дошкольной педагоги и психологии. Факторами развития волевых качеств длительно и часто болеющих детей, значительную часть календарного года не посещающих ДОО, выступают несистемные, стихийные воздействия родителей, происходящие на интуитивной основе. Нередко забота родителей о ребенке в ситуации его болезни блокирует развитие социально значимых качеств [Доманецкая, 2013; Волкова, 2013]. Очевидно, что сведения об особенностях развития волевых качеств представляют особый интерес с точки зрения конструирования воспитательно-образовательного процесса с часто болеющими детьми, которые сегодня составляют значимую долю контингента детей дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили: культурно-историческая концепция, утверждающая значимость взаимодействия со взрослым в процессе развития ребенка [Выготский, 1983]; теория интериоризации высших

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н и

w

PQ

психических функций [Выготский, 1983]; а также деятельностный подход [Рубинштейн, 1989], утверждающий, что отношения, складывающиеся в процессе деятельности, получают регуляцию при помощи сознания как высшего психического процесса.

Выборку исследования (159 детей дошкольного возраста) составили две категории детей: 73 здоровых ребенка 5-7 лет и 86 детей 5-7 лет, относящихся к категории часто и длительно болеющих. Основанием для присвоения статуса «часто болеющий» для детей 5 лет являются 4 и более эпизодов ОРЗ в год, для детей шести лет и старше - 3 и более эпизодов [Альбицкий, 1986]. К категории длительно болеющих следует отнести детей, которые пребывают в состоянии болезни (в условиях медицинского учреждения или на домашнем лечении) более 14 дней [Здравоохранение в Росии, 2019].

Использовались теоретические методы исследования, позволяющие проанализировать современное состояние изучаемого вопроса; эмпирические методы - эксперимент. Для изучения волевых качеств детей использовались: методика Р.М. Геворкян «Особенности проявления воли дошкольников» [Коломинский и др., 2004], методика Н.И. Гуткиной «Домик» [Гуткина, 2000].

Объективность выводов подтверждалась на основе вычисления достоверности разли-

чий с помощью непараметрического критерия Манна - Уитни.

Результаты исследования, обсуждение. Традиционно отмечается, что у часто болеющих детей показатели психического развития снижены по сравнению со здоровыми детьми [Eiser, 1989; Волкова, 2013; Treat et al., 2019; Улыби-на и др., 2021]. С другой стороны, часто болеющий ребенок, в силу длительного пребывания в домашней обстановке, при отсутствии сверстников, в силу занятости родителей вынужден чаще прибегать к самоорганизации своей деятельности, досуга. Кроме того, длительно болеющие дети нередко находятся в условиях режима медицинского учреждения, в определенной социальной изоляции и сосредоточены на себе, своих переживаниях. Вышесказанное усиливает интерес к изучению становления волевых качеств здоровых и соматически больных детей; подчеркивает значимость проведения сравнительного анализа с целью выявления особенностей в развитии волевых качеств у детей здоровых и детей часто и длительно болеющих.

Результаты количественного анализа полученных диагностических сведений отражены в табл. 1. Для выявления различий показателей в двух несвязанных выборках использовался непараметрический статистический критерий Манна - Уитни.

Уровень развития волевых качеств Здоровые дети, % Часто и длительно болеющие дети, %

1 2 3

Целеустремленность (различия достоверны (p<0,05)

Низкий 18 29

Средний 54 49

Высокий 28 22

Настойчивость (различия достоверны (p<0,05)

Низкий 13 23

Средний 45 44

Высокий 42 33

Таблица 1

Распределение детей 5-7 лет (группа здоровых и группа длительно и часто болеющих)

по уровням развития волевых качеств

Table 1

Distribution of 5-7 year-old children (a group of healthy children and a group of frequently and chronically ill children) according to the levels of development of volitional qualities

Окончание табл. 1

1 2 3

Выдержка (различия не достоверны)

Низкий 23 22

Средний 50 48

Высокий 27 30

Самостоятельность (различия достоверны (р<0,05)

Низкий 10 23

Средний 55 56

Высокий 35 21

Инициативность (различия достоверны (р<0,01)

Низкий 10 28

Средний 54 53

Высокий 36 19

Самоконтроль (различия не достоверны)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий 22 24

Средний 57 56

Высокий 21 20

< и

а

с

и'

О |

О 6 Э Е

е е ££ э

О

О О

Ъ 8

§ В

м №

« Й

« с «

К

Н

и

и

Изучение данных позволяет сделать ряд заключений. Прежде всего, отмечается факт дефицита развития волевых качеств в изучаемой возрастной когорте детей. Практически по всем изучаемым волевым качествам была выявлена доля детей с низким уровнем развития. Данный факт фиксируется как в группе здоровых, так и в группе болеющих детей.

В изучаемой возрастной когорте детей дошкольного возраста (независимо от состояния здоровья) менее развиты такие качества, как целеустремленность и самоконтроль. Указанные качества требуют значительного волевого усилия и находятся в стадии становления у детей дошкольного возраста [Смирнова, 1998; Чернокова, 2012; Бурухина, 2015]. Очевидно, что незрелость целеустремленности и самоконтроля можно связать с возрастными особенностями развития, а также с дефицитами воспитания.

Статистический анализ данных показал, что у часто и длительно болеющих детей по сравнению со здоровыми детьми отставание в развитии ряда качеств имеет значимые достоверные различия. К таким качествам следует отнести прежде всего инициативность, настойчи-

вость. В качестве объяснения этого факта следует указать на дефицит общения часто и длительно болеющих детей со сверстниками. Очевидно, что позиция «на равных» в общении со сверстниками позволяет проявлять инициативу и настойчивость детям с нормальными показателями здоровья.

Развитие иных волевых качеств, хотя их показатели снижены в группе длительно и часто болеющих детей, тем не менее имеют не столь значительные отличия. Например, такие качества, как выдержка и самоконтроль, отличаются незначительно в абсолютных величинах (достоверность различий не выявлена). Объяснение данного факта следует обосновать с учетом особенностей социальной ситуации развития соматически больных детей. Длительно и часто болеющий ребенок значительную часть времени находится в условиях регламентированного (нормированного) общения со взрослыми, а значит, в условиях, когда ребенку необходимо следовать правилам и нормам социального взаимодействия и соответствовать требованиям взрослых. Дети проявляют волевые усилия, чтобы быть «хорошими», чтобы заслужить расположение к себе взрослых [Высоцкий, 1979].

Превалирующее общение со взрослыми, вынужденное ограничение в двигательной активности, эмоциональные переживания создают условия для развития выдержки и самоконтроля у болеющих детей.

С целью понимания картины различий в развитии волевых качеств здоровых и часто и длительно болеющих детей проводился дополнительный анализ сведений по отдельным волевым качествам при помощи вычисления показателей стандартного отклонения, средней квадратической ошибки.

В предыдущих исследованиях было обнаружено, что у соматически ослабленных детей отмечается значительный разброс данных при изучении самостоятельности как волевого качества. Данный факт указывает на то, что траектория развития самостоятельности у таких детей имеет определенные особенности [Улыбина и др. 2021]. По аналогии в настоящем исследовании рассмотрены показатели развития инициативности и настойчивости, где обнаружены наибольшие различия в группах здоровых и часто и длительно болеющих детей.

Статистические сведения выборочной совокупности групп детей по развитию инициативности и настойчивости

Statistical information on the sample groups of children in terms of initiative and perseverance development

Таблица 2

Table 2

Группа детей Количество детей Среднее значение Стандартное отклонение Среднеквадратичная ошибка среднего значения

Инициативность

Здоровые 73 13,1016 2,30658 0,21061

Часто и длительно болеющие 86 11,1090 2,80113 0,32008

Настойчивость

Здоровые 73 15,2055 2,39768 0,28063

Часто и длительно болеющие 86 10,1096 2,80093 0,31608

Было обнаружено, что в группе здоровых детей вариабельность данных по изучению инициативности и настойчивости меньше, чем в группе длительно и часто болеющих детей. Другими словами, абсолютные показатели изучаемых волевых качеств в группе здоровых детей близки по значениям и в меньшей мере определяются индивидуальными особенностями развития изучаемого феномена. В группе часто и длительно болеющих детей отмечается значительный разброс данных. Этот факт указывает, что траектория развития инициативности и настойчивости у часто и длительно болеющих детей имеет специфические особенности и детерминанты развития. В научной литературе неоднократно подчеркивались специфика отношений в семье и влияние семьи на развитие ряда когнитивных и личностных качеств часто и длительно болеющего ребенка. Тип роди-

тельского отношения, стиль воспитания для соматически больного ребенка приобретают особое значение в воспитании волевых качеств [Доманецкая, 2013; Вербианова, 2017].

Заключение. Выводы исследования прямо указывают на необходимость поддержки детей и родителей в вопросах развитии воли и волевых качеств личности детей и особенно детей длительно и часто болеющих. Наиболее продуктивными направлениями оказания поддержки родителей в вопросах развития волевых качеств детей являются: организация пропедевтики знаний по вопросам воспитания волевых аспектов личности ребенка; обучение родителей эффективным игровым технологиям. Педагогам ДОО следует усилить поддержку родителей посредством рекомендаций для родителей по организации продуктивных видов деятельности в условиях домашнего воспитания, организации тру-

довых поручений и игр, способствующих развитию волевых качеств ребенка дошкольного возраста. Очевидно, что педагоги должны уделять особое внимание часто и длительно болеющим детям. Помимо вышеперечисленных мер, родителям и педагогам следует больше внимания уделять активизации общения и самостоятельной деятельности часто болеющих детей.

Полученные результаты позволяют рекомендовать формы работы, способствующие повышению родительской компетентности не только в области волевого развития детей, но и по вопросам эффективного родительского отношения в семье, воспитывающей болеющего ребенка. Родителям следует усилить акценты на воспитании инициативности и настойчивости.

Библиографический список

1. Альбицкий В.Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Изд-во Саратовского медуниверситета, 1986. 184 с.

2. Бурухина А.Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 51-56. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_20315591_327496

3. Василенко В.Е., Сергуничева Н.А. Семейные предикторы интерперсональной эмоциональной компетентности старших дошкольников // Консультативная психология и психотерапия. 2019. № 4 (106). С. 29-48. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41575267_33595559

4. Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие волевых проявлений детей до- <;

PQ

школьного возраста // Семья как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста / и

Н

Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. С. 7-30. 5

5. Вербианова О.М. Влияние стиля семейного воспитания на развитие саморегуляции детей 6-7 о лет // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 1 (39). С. 129-133. URL: https://www.elibrary.ru/ ^ download/elibrary_28839253_44388253

6. Волкова О.В. Психолого-педагогическая коррекция волевого развития старших дошкольников с О к

о ^

ослабленным здоровьем // Психология обучения. 2013. № 6. С. 44-61. S н

щ W

7. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т. 3: Проблема воли и ее развития в детском возрасте. и g

С. 454-465. Н U

U ц

8. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: учеб. пособие. Челя- § бинск, 1979. 68 с.

О ^

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2000. 3-е изд., пе- о О

1-н ^

рераб. и доп. 184 с. о 8

у п

10. Доманецкая Л.В. Родители и часто болеющий ребенок: общение в контексте психосоматиче- g д

ft ^

ского подхода / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. URL: http://www. gr к

s? (—i

kspu.ru/upload/documents/2013/12/23/3bb5398feb50e7fbe5fd56906f2273a4/domanetskaya-lv- О P

д H

roditeli-i-chasto-boleyuschij-rebenok-obschenie-v-kontekste-psih Cj ^

11. Здравоохранение в России 2019: статист. сб. M.: Росстат, 2019. 170 c. URL: https://resursor.ru/ д

statisticheskij-sbornik-zdravooxranenie-v-rossii-2019-polnaya-versiya/

12. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.

14. Лукьянова О.Л., Пасечник О.С. Роль игры в формировании волевых качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. ^Н С. 43-47. URL: //www.elibrary.ru/download/elibrary_42341155_72691781

15. Мирошникова О.А. Самостоятельность младшего дошкольника как интегративное качество личности // Материалы II Международного форума работников образования. М.: Перо, 2017. С. 54-56.

S

к

и

w

PQ

16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 322 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/SRv-1998/SRV-001.HTM#$p1

18. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 3. С. 9-15. URL: https://www.researchgate. net/publication/283541034_On_the_Problem_of_Will_and_Self-Regulation_in_Cultural-Historical_ Psychology/. DOI: 10.17759/chp.2015110302

19. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с. URL:http://psychlib. ru/mgppu/SRv-1998/SRV-001.HTM#$p1

20. Улыбина Е.В., Вербианова О.М., Груздева ОВ. Сравнительный анализ развития самостоятельности здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 2 (36). С. 181-188. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_45540394_54631631; DOI: 10.23951 / 2307-6127-2021-2-181-188

21. Цыркун Н.А. Социально-психологические закономерности развития воли у дошкольников. М.: НМЦентр, 2019. 200 с. URL: https://library.by/portalus/modules/psychology/ readme. php?subaction=showfull&id =1487439139&archive=&start_from=&ucat=&

22. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2012. № 4. С. 62-67.

23. Adler N., Stewart J. Health disparities across the lifespan: Meaning, methods, and mechanisms // Annals of The New York Academy of Sciences. 2010. Vol. 1186. P. 5-23. DOI: 10.1111/j.1749-6632.2009. 05337.x

24. Anderson P. Assessment and development of executive function (EF) during childhood // Child Neuropsychology. 2002. Vol. 8. P. 71-82. DOI: 10.1076/chin.8.2.71.8724

25. Barkley R.A. The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective // Neuropsychology Review. 2001. Vol. 11. P. 1-29. DOI: 10.1023/A:1009085417776

26. Eiser C. Coping with chronic childhood diseases: Implications for counselling children and adolescents // Counselling Psychology Quarterly. 1989. Vol. 2 (3). P. 323-336. DOI: 10.1080/09515078908256686

27. Montroy J.J., Bowles R.P., Skibbe L.E., McClelland M.M., Morrison F.J. The development of self-regulation across early childhood // Developmental Psychology. 2016. Vol. 52 (11). P. 1744-1762. DOI: 10.1037/dev0000159

28. Treat A.E., Morris A.S., Williamson A.C., Hays-Grudo J., Laurin D. Adverse childhood experiences, parenting, and child executive function // Early Child Development and Care. 2019. Is. 189 (6). P. 926-937. DOI: 10.1080/03004430.2017.1353978

29. Vityaev E.E. Purposefulness as a principle of brain activity // Cognitive Systems Monographs. 2015. Vol. 25. P. 231-254. URL: https://DOT.org/10.1007/978-3-319-19446-2_13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-321

COMPARATIVE ANALYSIS

OF VOLUNTARY QUALITIES DEVELOPMENT AMONG HEALTHY AND FREQUENTLY AND CHRONICALLY ILL CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

O.M. Verbianova (Krasnoyarsk, Russia) E.V. Ulybina (Krasnoyarsk, Russia) O.V. Gruzdeva (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The period of preschool age is a necessary and significant period for the beginning of the formation of the volitional aspect of the personality. This predetermines the interest in studying this issue. The relevance of studying the development of volitional qualities of frequently and chronically ill children is explained by an increase in the proportion of somatically sick children and becomes especially important in connection with the search for effective ways of raising these children.

The purpose of this article is to study the systemic characteristics of the development of volitional qualities in healthy and frequently and chronically ill children in a comparative aspect.

The methodological basis of the study includes the activity approach, cultural and historical concept of the development of higher mental functions, and the theory of internalization in the formation of mental functions. pq Theoretical research methods, empirical methods, and methods of statistical analysis were used.

Research results. The study made it possible to reveal: the peculiarities of the development of volitional quali- •<

E—i

ties in the group of healthy children and in the group of frequently and chronically ill children; the dynamics of the o development of individual qualities; heterogeneity in the nature of the development of individual volitional qualities. The article provides

a discussion of the revealed features in the development of volitional qualities of frequently and pQ chronically ill children.

Conclusion. The results allow us to assess the formation of volitional qualities in healthy and somatically sick ^ ^

contemporary preschool children. The presented information helps to build pedagogical work on the formation of ffi ^

volitional qualities in preschool children and to provide effective psychological and pedagogical assistance to children ® fc

GQ ^

and their parents. H ^

Keywords: frequently ill child, chronically ill child, somatically weakened child, will power, volitional personality p^ gjj

traits, independence, self-control, initiative, endurance, purposefulness, perseverance, upbringing of volitional quali- ^ S ties in a preschool child.

__(-H b

o a

Verbianova Olga M. - PhD (Biology), Associate Professor, Department of Childhood Psychology and Pedagogy of Child- ^ Q

hood, Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); M ^

e-mail: verbianova@kspu.ru pl, S

Ulybina Ekaterina V. - Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy of Childhood, Institute of Psychologi- O P

hrj i

cal and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: fyodorova_90@inbox.ru o

Gruzdeva Olga V. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Childhood Psychology and Pedagogy of pq w Childhood, Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: gruzdeva@kspu.ru

w a «

S К

References

1. Albitsky V.Yu. Frequently ill children. Clinical and social aspects. Ways of recovery. Saratov: Publishing house of the Saratov Medical University, 1986. 184 p. ^H

2. Burukhina A.F. The development of goal-setting skills in preschool children // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii (Pedagogical Education in Russia). 2015. No. 4. P. 51-56. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_20315591_32749612.pdf

[ 113 ]

U

Ш

PQ

3. Vasilenko V.E., Sergunicheva N.A. Family predictors of older preschoolers' interpersonal emotional competence // Konsultativnaya psikhologiya i psikhoterapiya (Counselling Psychology and Psychotherapy). 2019. Vol. 27, No. 4. (106). P. 29-48. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_41575267_33595559

4. Verbianova O.M., Gruzdeva O.V. The influence of the family on the development of volitional manifestations in preschool children. In: Family as a factor in the development of the personality of a preschool child. Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev. Krasnoyarsk, 2018. P. 7-30.

5. Verbianova O.M. The influence of family education style on the development of self-regulation in 6-7 year-old children // Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev). 2017. No. 1 (39). P. 129-133. URL:https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_28839253_44388253

6. Volkova O.V. Psychological and pedagogic correction of will development in children of senior preschool age having poor health // Psikhologiya obucheniya (Psychology of Learning). 2013. No. 6. P. 44-61.

7. Vygotsky L.S. The problem of will and its development in childhood. Selected works: In 6 volumes. Vol. 3. Moscow: Pedagogika. 1983. P. 454-465.

8. Vysotsky A.I. Volitional activity of schoolchildren and methods of its study: educational manual. Chelyabinsk: Chelyabinsky GPI, 1979. 68 p.

9. Gutkina N.I. Psychological readiness for school. Moscow: Akademicheskiy Proekt, 2000. 184 p.

10. Healthcare in Russia 2019. Statistical collection of works. Moscow: Rosstat, 2019. 170 p. URL: https:// resursor.ru/statisticheskij-sbornik-zdravooxranenie-v-rossii-2019-polnaya-versiya/

11. Domanetskaya L.V. Parents and a frequently ill child: communication in the context of a psychosomatic approach. Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev. Krasnoyarsk, 2013. 126 P. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2013/12/23/3bb5398feb50e7fbe5fd56906f227 3a4/domanetskaya-lv-roditeli-i-chasto-boleyuschij-rebenok-obschenie-v-kontekste-psih

12. Ilyin E.P. Psychology of will. St. Petersburg: Piter, 2009. 368 p.

13. Kolominskiy Ya.L., Panko E.A., Igumnov S.A. Mental development of children in health and disease: psychological diagnostics, prevention and correction. Saint-Petersburg: Piter, 2004. 480 p.

14. Lukyanova O.L., Pasechnik O.S. The role of the game in the formation of strong-willed qualities in the personality of a child of senior preschool age // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki (Scientific Review. Pedagogical Sciences). 2019. No. 6. P. 43-47. URL: http://www.elibrary.ru/download/ elibrary_42341155_72691781

15. Miroshnikova O.A. Independence of a younger preschooler as an integrative quality of personality. In: Proceedings of the II International Forum of Educators. Moscow: Pero, 2017. P. 54-56.

16. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013, No. 1155 "On approval of the Federal State Educational Standard for preschool education". Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on November 14, 2013, Registration No. 30384.

17. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. Vol. 2. Academy of pedagogical sciences of the USSR. Moscow: Pedagogika, 1989. 322 p.

18. Smirnova E.O. To the problem of will and self-regulation in cultural and historical psychology // Kultur-noistoricheskaya psikhologiya (Cultural and Historical Psychology). 2015. Vol. 11, No. 3. P. 9-15. URL: https://www.researchgate.net/publication/283541034_0n_the_Problem_of_Will_and_Self-Regula-tion_in_Cultural-Historical_Psychology/ DOI: 10.17759/chp.2015110302

19. Smirnova E.O. The development of will and volition in early and preschool ages. Moscow: Institut prakticheskoy psikhologii. Voronezh: NPO "MODEK", 1998. 256 p. URL: http://psychlib.ru/mgppu/ SRv-1998/SRV-001.HTM#$p1

20. Ulybina E.V., Verbianova O.M., Gruzdeva O.V. Comparative analysis of the development of independence in healthy and frequently ill children of older preschool age // Nauchno-pedagogicheskoe oboz-renie (Scientific and Pedagogical Review). 2021. No. 2 (36). P. 181-188. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_45540394_54631631; DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-181-188

21. TsyrkunN.A.Socio-psychologicalpatternsofwilldevelopmentinpreschoolers. Moscow:NMTsentr,2019. 200 p. URL: https://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id =1487439139&archive=&start_from=&ucat=&

22. Chernokova T.E. Features of the processes of self-regulation of cognitive activity in older preschool children // Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie: teoriya i praktika (Modern Preschool Education: Theory and Practice). 2012. No. 4. P. 62-67.

23. Adler N., Stewart J. Health disparities across the lifespan: Meaning, methods, and mechanisms // Annals of The New York Academy of Sciences. 2010. Vol. 1186. P. 5-23. DOI: 10.1111/j.1749-6632.2009. 05337.x

24. Anderson P. Assessment and development of executive function (EF) during childhood // Child Neuropsychology. 2002. Vol. 8. P. 71-82. DOI: 10.1076/chin.8.2.71.8724

25. Barkley R.A. The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective // Neuropsychology Review. 2001. Vol. 11. P. 1-29. DOI: 10.1023/A:1009085417776

26. Eiser C. Coping with chronic childhood diseases: Implications for counselling children and adolescents //

Counselling Psychology Quarterly. 1989. Vol. 2 (3). P. 323-336. DOI: 10.1080/09515078908256686 <;

PQ

27. Montroy J.J., Bowles R.P., Skibbe L.E., McClelland M.M., Morrison F.J. The development of self- g regulation across early childhood // Developmental Psychology. 2016. Vol. 52 (11). P. 1744-1762. ^ DOI: 10.1037/dev0000159 U

28. Treat A.E., Morris A.S., Williamson A.C., Hays-Grudo J., Laurin D. Adverse childhood experienc- ^ es, parenting, and child executive function // Early Child Development and Care. 2019. Is. 189 (6).

P. 926-937. DOI: 10.1080/03004430.2017.1353978

29. Vityaev E.E. Purposefulness as a principle of brain activity // Cognitive Systems Monographs. 2015. § н

Vol. 25. P. 231-254. URL: https://DOT.org/10.1007/978-3-319-19446-2_13

Рн W « И

s к

Ш PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.