Научная статья на тему 'Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями: полидисциплинарный подход'

Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями: полидисциплинарный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАРТИРОВАНИЕ И НАВИГАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПОМОГАЮЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПОЛИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / ADVICE / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / INFORMATION AND METHODICAL SUPPORT / MAPPING AND NAVIGATION IN EDUCATION / SOCIAL AND EDUCATIONAL RESOURCES / PROFESSIONAL ADVISERS / MULTIDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова Елена Борисовна, Адамян Елена Игоревна, Адамян Луиза Игоревна

В современной действительности образовательные организации сталкиваются с необходимостью создания пространства, способного обеспечить включение в педагогический процесс детей с разными образовательными потребностями. В этом контексте повышенное внимание уделяется взаимодействию с семьями как полноправными участниками образовательных отношений. Данная статья посвящена вопросу подготовки специалиста новой формации, оказывающего комплексную консультационную помощь семьям, которые воспитывают детей с особыми образовательными потребностями и нуждаются в информационной, методической, психолого-педагогической поддержке. Рассмотрен профессиональный инструментарий современного помогающего практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосова Елена Борисовна, Адамян Елена Игоревна, Адамян Луиза Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED SUPPORT OF FAMILY RAISING CHILDREN WITH DIFFERENT SPECIAL NEEDS: MULTI-DISCIPLINARY APPROACH

In the present day reality educational organizations are faced with the need to create an educational space including work with children with different special needs. Particular attention is paid in this regard to the family support as a full participant of educational process. These types of families really need informational, methodological, psychological and pedagogical support. It thus required highly qualified specialist with wide range of professional working tools. The article deals to the issue of preparation of specialists of new generation, which provided advise and consultative assistance to families with special educational needs.

Текст научной работы на тему «Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями: полидисциплинарный подход»

Колосова Елена Борисовна,

Институт детства Московского педагогического государственного университета, старший преподаватель, специальный психолог, lencol@mail.ru

Адамян Елена Игоревна,

Институт детства Московского педагогического государственного университета, доцент кафедры, кандидат филологических наук, ellena.adamyan@gmail.com

Адамян Луиза Игоревна,

Институт детства Московского педагогического государственного университета, преподаватель, кандидат психологических наук, доцент, bahia@inbox. ги

КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ПОЛИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация

В современной действительности образовательные организации сталкиваются с необходимостью создания пространства, способного обеспечить включение в педагогический процесс детей с разными образовательными потребностями. В этом контексте повышенное внимание уделяется взаимодействию с семьями как полноправными участниками образовательных отношений. Данная статья посвящена вопросу подготовки специалиста новой формации, оказывающего комплексную консультационную помощь семьям, которые воспитывают детей с особыми образовательными потребностями и нуждаются в информационной, методической, психолого-педагогической поддержке. Рассмотрен профессиональный инструментарий современного помогающего практика. Ключевые слова:

особые образовательные потребности; консультирование; психолого-педагогическая поддержка; информационно-методическое сопровождение; образовательное картирование и навигация; социальные и образовательные ресурсы; помогающий специалист; полидисциплинарный подход.

Актуальность. Одна из стратегий развития внутренней социальной политики Российского государства - помощь семьям, воспитывающим детей с разными жизненными, в том числе образовательными, потребностями. Этому вопросу посвящается целый ряд актуальных исследований. Так, освещаются методологические аспекты деятельности педагога в новых условиях (И.Д. Демакова, Т.А. Соловьева) [1; 6], проблемы компетентностного подхода в работе специалиста с семьями (Л.Б. Шнейдер,

М.Н. Зыкова) [9], технологии комплексного консультирования в рамках профессиональной помощи целевым группам (Р. Кочюнас, О.В. Хухлаева, Л.Б. Шнейдер,) [2; 8; 9], а также вопросы построения взаимодействия с участниками образовательных отношений средствами навигации и картирования (А.С. Огнев, С.Е. Довбыш, Е.Б. Колосова) [4]. Важность включения родителей детей с особыми образовательными потребностями в процесс обучения и воспитания при создании специальной образовательной среды рассматривается в зарубежных исследованиях (B. Elbaum, E. Blatz, R. Rodriguez, M.D. MacKichan, M.J. Harkins, L. McGarry Kose, Marvin J. Fine, Anne Gardner, F. Russell) [11; 12; 14; 13; 15].

С опорой на обозначенные выше научные работы и на позиции исследователей можно сказать, что поставленная задача непростая. И прежде всего потому, что охват детей, попадающих в категорию тех, кто остро нуждается в особых образовательных условиях, поддержке, сопровождении, довольно широк. Это не только дети с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, как часто принято считать, говоря об особых образовательных потребностях [7], но и

• дети раннего и дошкольного возраста, не посещающие дошкольное образовательное учреждение;

• дети, находящиеся на семейном обучении или желающие перейти на данную форму получения образования;

• дети, оставшиеся без попечения родителей;

• дети с девиантным поведением;

• дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (например, внутри семейного конфликта);

• дети, в силу объективного состояния здоровья, регулярно находящиеся на длительном лечении;

• дети-билингвы (дети из семей мигрантов) и др.

Каждый из этих случаев требует от семьи владения высоким уровнем родительской компетентности [9], который включает в себя в том числе уверенное ориентирование родителей/законных представителей в собственных правах и обязанностях, образовательных и социальных ресурсах, способах планирования и реализации образования и воспитания детей с учетом особых индивидуальных условий и обстоятельств. Закономерно, что на практике семьи не всегда обладают необходимым знанием, опытом, пониманием возможностей решения ряда проблем с учетом образовательных потребностей ребенка. Кроме того, очевидно, что взросление особого ребенка на каждом новом этапе неминуемо ставит перед семьей иные, незнакомые прежде, задачи. Регулярно оказываясь в ситуации выбора и неопределенности, родители/законные представители объективно нуждаются в профессионально организованном консультативном, психолого-педагогическом и социальном сопровождении [2; 8; 9; 11; 12; 13]. К какому специалисту может обратиться за оперативной помощью семья, если специфика такого рода запросов отличается многообразием, а их

«предметное содержание» не всегда осознается самими вопрошающими? Кто мог бы осуществить консультирование, «навигацию и картирование» ресурсов образования у детей с учетом их разных образовательных потребностей? Какими профессиональными компетенциями должен обладать такого рода специалист? Какие знания ему необходимы? Каковы границы его профессиональных компетенций и возможностей?

Инициатива на уровне государства по подготовке специалистов, осуществляющих сопровождение таких семей, и официальный запрос на проведение и реализацию курсов повышения квалификации с целью подготовки помогающего специалиста-практика для всей территории Российской Федерации показывают, насколько актуальна и высока потребность в подобном специалисте.

Цель данной статьи: по итогам программы повышения квалификации проанализировать содержание и направление запросов специалистов, перед которыми поставлена задача оказания экспертного сопровождения, профессиональной консультационной поддержки родителей/законных представителей детей с особыми образовательными потребностями, а также семьям, желающим принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Выборка и материал исследования. Говоря о подготовке квалифицированного специалиста в сфере образования, который способен оказать комплексную помощь семье в разработке и реализации «образа будущего», связанного с образовательным, личностным и профессиональным маршрутом ребенка с разными потребностями, отметим, что до сего дня не существовало образовательной программы, в том числе дополнительного профессионального образования (по повышению квалификации), которая готовила бы специалиста такого уровня. По сути, программа повышения квалификации - «Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями и оказание им информационно-методической помощи (обучение специалистов организаций, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи и реализующих информационно-просветительскую поддержку родителей)» - первая в своем роде. Данный курс реализовывался с 27 мая по 26 августа 2019 года в Москве, Нижнем Новгороде, Томске. В нем приняло участие 1100 участников из 40 субъектов Российской Федерации, специалистов различных организаций (государственных, муниципальных, социально ориентированных некоммерческих), осуществляющих функции территориальных центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению. Количество желающих пройти данные курсы изначально составило более 3000 человек, но с учетом формального ограничения по условиям технического задания принять участие смогли 1100 специалистов.

В статье приводятся результаты опросов, полученных по итогам проведенных в Нижнем Новгороде курсов повышения квалификации в период с 23 по 29 июня 2019 года, в которых участвовало 500 человек.

Методы исследования: анкетирование, контент-анализ. После завершения курсов участникам было предложено в качестве обратной связи заполнить электронную форму анкеты, состоящую из 10 авторских вопросов, часть из которых требовала развернутых ответов. Всего приняло участие в опросе 217 человек. В целях качественной и количественной обработки анкетного опроса использовался контент-анализ.

О содержании программы подготовки помогающего специалиста-практика

Содержание программы повышения квалификации строилось исходя из понимания того, что, с одной стороны, деятельность специалиста по консультированию родителей детей с различными образовательными потребностями требует владения целым рядом компетенций: это и уверенное ориентирование в вопросах семейного права и нормативно-правовых аспектах образования, и понимание психолого-педагогических механизмов консультирования, и умение применять технологию комплексной навигации [4], которая представляет собой соорганизацию взаимодействия разных специалистов и привлечение вариативных образовательных и социальных ресурсов. С другой стороны, были обозначены категории семей, с которыми в первую очередь предстояло взаимодействовать специалисту-консультанту:

• семьи с детьми раннего и дошкольного возраста, не посещающие дошкольные образовательные организации;

• семьи, принявшие решения о реализации семейной формы образования;

• семьи, решившие принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей;

• семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью;

• родители, столкнувшиеся с проявлением девиантного поведения ребенка;

• семьи в состоянии внутрисемейного конфликта, а также в ситуации конфликта с другими участниками образовательных отношений.

Учитывая круг очерченных требований и условий, программа повышения квалификации включила в себя освещение следующих тем:

1) вопросы семейного и образовательного права;

2) специфика образовательных запросов и потребностей родителей в сфере консультирования; основные стратегии обнаружения, формулирования, корректировки и фиксации запросов и потребностей родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями; метод «картирования», его специфика в работе помогающего специалиста;

3) организация деятельности специалистов по навигации и консультированию родителей детей с различными образовательными потребностями; алгоритм работы специалиста с запросом семьи, обратившейся за консультацией; этические принципы помогающего специалиста;

4) рекомендации по навигации и картированию ресурсов образования и реабилитации детей с разными образовательными потребностями; вопросы системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; особенности взаимодействия специалистов образовательных, медицинских и социальных организаций в процессе сопровождения особого ребенка и его семьи;

5) консультирование родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;

6) рекомендации специалистам, консультирующим родителей школьников, которые желают перейти на семейную форму обучения: нормативно-правовые аспекты;

7) консультирование граждан, принявших решение взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: алгоритм действия, основные трудности, с которым сталкивается семья и ребенок;

8) взаимодействие с родителями (законными представителями), воспитывающими детей с девиантным поведением; консультирование родителей, оказавшихся в конфликтной ситуации со своими детьми; алгоритм работы специалиста внутри семейного конфликта и с другими участниками образовательных отношений.

Мы видим, что спектр знаний, умений, необходимых для формирования профессиональных компетенций специалиста, оказывающего консультационную, психолого-педагогическую и методическую поддержку, весьма обширен. И это с учетом того, что не все категории семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, были учтены в рамках реализации данной программы. По объективным причинам, в данный перечень не вошли дети, находящиеся на длительном лечении, дети-мигранты, так называемые дети с одаренностью - это все те, кому также необходима поддержка и сопровождение в выстраивании индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим неизбежно рождается вопрос: а каковы границы и зоны ответственности такого специалиста-консультанта? Если базовая компетенция помогающего практика - навигация (именно ее разработчики курса положили в основу программы), то в его трудовые функции не входит оказание психокоррекционной и психотерапевтической помощи. Кроме того, специалист-консультант не может и не должен совершать выбор за семью, настаивать на нем как на единственно правильном. Его задача «пронавигировать», то есть:

а) совместно с обратившейся семьей сформулировать запрос: выявить базовое затруднение, проанализировать нормативно-правовые аспекты и определить, к какой тематической области/проблеме относится актуальная задача;

б) выработать совместный план действий, предложив несколько вариантов выхода из ситуации и визуализировав алгоритмы действий; дать оценку сложности каждого из предложенного варианта, поскольку родители (законные представители) должны понимать последствия выбранной им стратегии, ведь выбор именно за ними;

в) обобщить: убедиться, что родители (законные представители) правильно поняли рекомендации. А для этого письменно зафиксировать варианты решения проблемы, чтобы семья имела на руках алгоритм действий в бумажном виде. Данный специалист четко и открыто разделяет ответственность за последствия сделанного семьей выбора.

Таким образом, можно выделить три направления консультирования:

а) информирование;

б) планирование;

в) навигация.

Под информированием в данном контексте понимается особая организация взаимодействия родителя с консультантом, в результате которого запрашиваемая информация становится ресурсом для семьи. В рамках планирования выполняется совместная алгоритмизация работы по решению запросов семьи. Комплексная навигация заключается в помощи семье в формулировании и реализации «образа будущего», связанного с образовательным, личностным и профессиональным маршрутом ребенка с особыми потребностями, а также предполагает соорганизацию взаимодействия разных специалистов, привлечение вариативных образовательных и социальных ресурсов.

В «методическом портфеле» помогающего-практика непременно должна быть «карта ресурсов» конкретного региона, включающая информацию об организациях образования, здравоохранения и социальной защиты; региональная база нормативных правовых актов, регламентирующих организацию семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста, школьного возраста; перечень организаций, осуществляющих консультативную помощь в конкретном регионе; список методических ресурсов, которые можно рекомендовать семье и т.д.

Результаты исследования. По завершении курсов в целях изучения дальнейшего запроса развития профессиональной компетенции специалиста, осуществляющего экспертное сопровождение и профессиональную консультационную поддержку родителей детей с особыми образовательными потребностями, участникам было предложено заполнить анкету обратной связи, состоящую из 10 вопросов, большая часть которых требовала развернутых пояснений. Опрос проводился анонимно, при помощи размещенной в Google форме анкеты. Из 500 участников в опросе приняло участие 217 человек из следующих регионов России: Нижегородской, Калининградской, Ярославской, Смоленской и Липецкой областей; из республик: Удмуртская, Татарстан, Чувашская, Башкортостан; из таких городов, как Нижний Новгород и Омск.

В рамках данной статьи мы анализируем вопросы, направленные не на оценку качества проведенных курсов повышения квалификации, а позволяющие нам понять основной тематический запрос тех специалистов, которым предстоит оказывать консультационную помощь.

Для начала надо понять, каково базовое образование участников курса. На это был нацелен соответствующий вопрос (результаты отображены на рис. 1):

Юридическое Экономическое Филологическое Социологическое Психолого-педагогическое I

Психологическое ^^В ^^В ^^В ^^В Педагогическое ^Н^^В^Н^Н^М Медицинское I

О 20 40 60 80 100 120

Рис. 1. Распределение ответов по теме базового образования участников курса

Ответы показывают, что у большинства имеется педагогическое или психологическое образование, и лишь очень малая часть из них обладает иными направлениями подготовки.

В одном из вопросов предлагалось перечислить темы, которые, по мнению участников, необходимо добавить для совершенствования содержания курса. Полученные ответы можно условно сгруппировать по следующим смысловым блокам (результаты отображены на рис. 2):

1. Темы, связанные с дошкольным возрастом.

2. Темы, связанные с детьми ОВЗ и инвалидами.

3. Девиантное поведение и работа с трудными подростками.

4. Организация работы специалиста-консультанта.

5. Конкретные примеры из консультационной практики.

6. Темы по работе с семьями, имеющими детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Семейные конфликты.

Мы видим, что самое большое количество запросов приходится на темы, имеющие отношение к дошкольному детству. Мы полагаем, что это может быть связано с некоторыми социокультурными представлениями, актуальными для современной отечественной реальности, где есть убеждение, что ребенка с нарушениями развития при раннем массированном коррекционно-развивающем воздействии можно вывести в нормотипичную категорию [5].

Рис. 2. Распределение ответов в соответствии со смысловыми блоками

В таблице ниже приведены отдельные запросы из анкет участников.

Таблица 1

Отдельные запросы из анкет участников_

Тематические блоки

Содержание запросов

Дошкольный возраст Организация консультационного процесса с использованием практических материалов для родителей по вопросам развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста. Дошкольное образование и консультирование. Создание и развитие службы ранней помощи. Создание лекотек. «Больше тем о дошкольном возрасте!» Консультации с родителями детей дошкольного возраста: какую форму работы выбрать с родителями, которые говорят, что не могут справиться в воспитании детей дошкольного возраста. Особенности диагностики детей раннего возраста (от 0 до 3) и пр.

Дети с ОВЗ и инвалиды Профориентационная работа с детьми ОВЗ и инвалидами. Конкретная помощь родителю, имеющему ребенка с ОВЗ. Более подробно рассказать о содержании образования детей с ОВЗ. Дети с аутизмом и синдромом Дауна. Альтернативные коммуникации в работе с детьми аутистического спектра. Коррекционная педагогика и психология

Девиантное поведение и работа с трудными подростками Самоповреждающее поведение. Алгоритмы работы с «трудными подростками». Побольше про девиантное поведение. Девиантное и делинквентное поведение. Жестокое обращение, буллинг. Некоторые аспекты из клинической психологии. Что важно знать психологу из психиатрии

Организация работы специалиста-консультанта Ведение журналов, документация специалиста. Формы и документы для заполнения отчетности. Техники консультирования. Организация работы специалистов в рамках консультационного пункта. Проведение онлайн-консультаций. Границы ответственности. Механизмы защиты от психоэмоционального выгорания консультанта. Здоровьесбережение консультантов

В одном из вопросов анкеты участникам курсов повышения квалификации предлагалось перечислить те компетенции и навыки, которые могли бы быть им полезны из различных областей знаний: психологических, педагогических, социологических, организаторских, коммуникативных, медиативных. В каждом отдельном случае требовалось конкретизировать и перечислить необходимые знания. На основании анализа каждого отдельного параметра получены следующие данные (результаты отображены в таблице 2).

Таблица 2

Компетенции, которые могли бы быть полезны участникам курса

Области знаний Количество ответивших Перечень ответов с высокой повторяемостью

Психологические 57 Психология конфликтов. Внутрисемейные конфликты и способы их разрешения. Детская и возрастная психология. Психолого-педагогические аспекты семейного обучения. Консультирование родителей одаренных детей. Умение ориентироваться и оценивать ситуации в отношении детей или их родителей. Особенности поведения детей с ОВЗ

Педагогические 44 Особенности организации обучения и воспитания для детей, находящихся на семейном обучении. Особенности преподнесения материала для детей

разных категорий. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Построение вариативного развивающего пространства. Конкретные игры или приемы, методы работы с проблемами родителей и их детей в формате «Проблема - решение». Специальная педагогика. Коррекция поведения ребенка с РАС

Социологические 39 Этапы подготовки к усыновлению, опеке, приему детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные воспитательные группы. Работа с опекаемыми. Работа с приемной семьей круга специалистов. Структура-схема социальных органов. Знания основ делового общения

Организаторские 49 Навигация и картирование. Умение слушать и координировать действия. Умение работать с большой аудиторией. Правильный подход в организации консультаций. Самообладание, анализ информации, жесты, позы, умение строить речь. Умение организовать наиболее продуктивную работу. Не брать ответственность за клиента

Коммуникативные 38 Умение слушать и слышать. Установление доверительного контакта для конструктивного диалога. Общение с подростками. Приемы общения с родителями в процессе консультирования. Не навязывать своего мнения. Умение договариваться, выслушивать разные точки зрения. Алгоритм работы с многодетными семьями

Медиативные 35 Умение найти компромисс и довести до сторон конфликта. Проведение переговоров, правила постановки вопросов, управление процессом коммуникации, метод мозгового штурма, поддержка любых результатов переговоров разрешение конфликтов. Умение слушать, метод открытых и закрытых вопросов. Умение находить варианты решения в сложных ситуациях

Таким образом, процессы инклюзии, происходящие в социуме и в образовании, требуют системного сопровождения детей с особыми потребностями и их семей. Одним из компонентов такого сопровождения и помощи является появление особой профессиональной позиции: специалиста, обладающего набором компетенций, позволяющих оказывать информационную, методическую, психолого-педагогическую поддержку семьям целевых групп. В связи с тем что семья становится реальным участником образовательных отношений, оказывающим влиянием на различные образовательные институции, востребованность такого рода специалиста будет только возрастать.

Литература

1. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в условиях парадигмального сдвига: методологический аспект // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №5(20). С. 137-151.

2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование: учебное пособие для вузов. 10-е изд. М.: Академический проект, 2017. 222 с.

3. Модели социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования: условия и инструменты реализации. Ч. 1 / Б.В. Беляковский, И.Д. Демакова, Х.Т. Загладина, И.Н. Попова, Н.Ю. Синягина. М.: ООО «Новое образование, ООО «Образование 300» 2019. 80 с.

4. Огнев А.С., Довбыш С.Е., Колосова Е.Б. Навигация: жизненная, образовательная, профессиональная: учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2018. 128 с.

5. Речицкая Е.Г., Кулакова Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2019. 199 с.

6. Соловьева Т.А. Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03. М., 2019. 42 с.

7. Староверова М.С., Кулакова Е.В. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие / под ред. М.М. Любимова и др. М.: ВЛАДОС, 2019. 167 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 208 с.

9. Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Компетентное родительство. М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2018. 126 с.

10. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 219 с.

11. Elbaum B., Blatz E., Rodriguez R. Parents' Experiences as Predictors of State Accountability Measures of Schools' Facilitation of Parent Involvement // Remedial and Special Education. 2016. 37:115-27.

12. MacKichan M.D., Harkins M.J. Inclusive Education: Perceptions of Parents of Children with Special Needs of the Individual Program Planning Process // Electronic Journal for Inclusive Education. 2013. Vol. 3(1). Pp. 71-75.

13. Marvin J. Fine, Anne Gardner. Collaborative Consultation With Families of Children With Special Needs: Why Bother? // Journal of Educational and Psychological Consultation. 1994. 5:4, Pp. 283-308.

14. McGarry Kose L. Special Education: A Guide for Parents // National Association for School Psychologists. 2010. 202 p.

15. Russell F. The expectations of parents of disabled children // British Journal of Special Education. 2003. Vol. 30. Pp. 144-149.

Kolosova Elena Borisovna,

The Institute of Childhood of The Moscow Pedagogical State University, the Senior teacher of the Chair, the Special Psychologist, lencol@mail.ru

Adamyan Elena Igorevna,

The Institute of Childhood of The Moscow Pedagogical State University, the Associate professor of the Chair, Candidate of Philology, ellena.adamyan@gmail.com

Adamyan Luiza Igorevna,

The Institute of Childhood of The Moscow Pedagogical State University, the Educator, Candidate of Psychology, Assistant professor, bahia@inbox.ru

INTEGRATED SUPPORT OF FAMILY RAISING CHILDREN WITH DIFFERENT SPECIAL NEEDS: MULTI-DISCIPLINARY APPROACH

Annotation

In the present day reality educational organizations are faced with the need to create an educational space including work with children with different special needs. Particular attention is paid in this regard to the family support as a full participant of educational process. These types of families really need informational, methodological, psychological and pedagogical support. It thus required highly qualified specialist with wide range of professional working tools. The article deals to the issue of preparation of specialists of new generation, which provided advise and consultative assistance to families with special educational needs. Keywords:

special educational needs; advice; psycho-pedagogical support; information and methodical support; mapping and navigation in education; social and educational resources; professional advisers; multi-disciplinary approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.