№ 5 (59)
A UN?
mV пси:
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
май, 2019 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ СЕЛЬСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Игнатович Инна Игоревна
канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области
«Институт развития образования», РФ, г. Мурманск E-mail: [email protected]
Линченко Наталия Михайловна
директор центра инновационного развития региональной системы образования, Государственное автономное
учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области
«Институт развития образования», РФ, г. Мурманск E-mail: [email protected]
AREAS OF ACTIVITY OF CONSULTING CENTERS FOR RURAL PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MURMANSK REGION
Inna Ignatovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pre-School Education, State Autonomous Institution of Further Professional Education of the Murmansk Region Institute for Educational Development
Russia, Murmansk
Natalia Linchenko
Director of the Center, innovative development of the regional education system, state autonomous institution of additional professional education of the Murmansk region "Institute for the Development of Education ",
Russia, Murmansk
АННОТАЦИЯ
В статье представлены основные виды профессиональной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, в том числе с особыми образовательными потребностями, в рамках консультационных центров, действующих на базе сельских дошкольных образовательных организаций Мурманской области
ABSTRACT
The article presents the main types of professional pedagogical assistance to families raising children of pre-school age, including those with special educational needs, within the framework of counseling centers operating on the basis of rural pre-school educational organizations of the Murmansk region
Ключевые слова: консультационный центр, сельская дошкольная образовательная организация, семейное дошкольное образование.
Keywords: consulting center, rural pre-school educational organization, family pre-school education.
Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, а также государственной про-
граммы Мурманской области "Развитие образования" выступает реализация инновационных проектов в системе дошкольного образования.
Библиографическое описание: Игнатович И.И., Линченко Н.М. Направления деятельности консультационных центров сельских дошкольных образовательных организаций Мурманской области // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2019. № 5(59). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/7326
№ 1 (55)
A UNivi
ЛгУ\ психо.
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
В статье 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273 подчеркивается, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психо лого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры [3].
В целях более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, повышения качества дошкольного образования в Мурманской области активно внедряются новые организационных модели консультационных центров, обеспечивающие методическую, психо лого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, в том числе детям с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время в Мурманской области функционируют около четырех десятков консультационных центров, оказывающих методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. В рамках деятельности консультационных центров Мурманской области за 2017-2019 гг. психолого-педагогическая поддержка была оказана более 6000 детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
В различных моделях организации консультационных центров на базе дошкольных образовательных организаций Мурманской области прослеживается понимание их социальной значимости, направленности на реализацию принципа доступности образования. Специалисты консультационных центров дошкольных образовательных организаций успешно осуществляют раннее выявление детей с риском развития нарушения здоровья, определяют пути дальнейшей коррекции, проводят комплексную профилактику различных отклонений в физическом, психическом, речевом и социальном развитии детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования.
Тесное взаимодействие дошкольных образовательных организаций с учреждениями здравоохранения, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи способствует выявлению семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями (не посещающих детские сады), и организации дальнейшей работы по оказанию помощи родителям в вопросах воспитания и образования детей. Специалисты консультационных центров дошкольных образовательных организаций Мурманской области успешно осуществляют раннее выявление детей с риском развития нарушения здоровья, определяют пути дальнейшей коррекции, проводят комплексную профилактику различных отклонений в физическом, психическом, речевом и социальном
январь, 2019 г.
развитии детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования.
В различных моделях организации консультационных центров на базе дошкольных образовательных организаций Мурманской области прослеживается понимание их социальной значимости, направленности на реализацию принципа доступности образования. Так, например, специфика функционирования дошкольной образовательной организации в сельской местности определяется особенностями сельского социума: определенная изолированность и территориальная отдаленность; значительное количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении; кадровый дефицит специалистов системы здравоохранения и специального (дефектологического) сопровождения и
др.
Цель создания консультационного центра на базе сельской дошкольной образовательной организации - обеспечить единство семейного и общественного образования, оказать методическую и психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного. В качестве примера, приведем деятельность консультационных центров на базе сельских дошкольных образовательных организаций различных муниципалитетов Мурманской области.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 16 п. Тулома Кольского района Мурманской области, является единственной дошкольной образовательной организацией в поселке. Данный детский сад посещают 165 детей, в том числе 35 детей из близлежащего поселка Мурмаши-3, в котором, на сегодняшний день, нет дошкольного образовательного учреждения. Исходя из возрастных категорий детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, и количественной вовлеченности семей во взаимодействие с педагогами, на базе консультационного центра МДОУ №16 п. Ту-лома осуществляется реализация инновационного проекта «Многофункциональная дидактическая студия как средство развития детей в условиях консультационного центра сельской дошкольной образовательной организации». Данный проект позволяет осуществлять качественное взаимодействие с семьями, воспитывающими детей от 0 до 7 лет, обеспечивающими дошкольное образование в форме семейного образования [1].
При организации взаимодействия в условиях консультационного центра МДОУ №16 п. Тулома с семьями, обеспечивающими дошкольное образование в форме семейного образования, в том числе детям с ОВЗ, специалистами консультационного центра были разработаны гибкие маршруты сопровождения и индивидуального подхода.
Для успешной социализации детей, развития их творческих и познавательных способностей в многофункциональной дидактической студии МДОУ №16 п. Тулома создана полифункциональная, транс-
№ 1 (55)
A UNivi
ЛгУ\ психо.
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
формируемая мотивирующая предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО [1].
Консультационный центр МБДОУ №3 п.Умба Терского района Мурманской области представлен как инновационная модель социального партнерства. Необходимость консультационного центра обусловлена территориальной удаленностью небольших поселений и сел, точечно расположенных по побережью Белого моря Терского района Мурманской области (зачастую возможно только вертолетное сообщение с селами) Кашкаранцы, Кузомень, Чапома, Чаваньга, Тетрино.
Один из модулей деятельности консультационного центра на базе МБДОУ №3 п. Умба - «Консультационный центр на колесах», создан для сопровождения дошкольного образования в форме семейного в удаленных селах Терского района, а также для обеспечения условия для равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста при поступлении в школу. В рамках деятельности консультационного центра осуществляется ранняя диагностика нарушений развития детей, проживающих в удаленных селах; проведение комплексного обследование детей перед поступлением в школу; осуществление консультирования родителей по вопросам развития детей специалистами дошкольных образовательных организаций (учителем-логопедом, педагогом-психологом). К участию в организации консультативной помощи родителям (законным представителям) по мере необходимости и по запросам привлекаются специалисты других организаций: детской поликлиники, ГОАУСОН «Терский комплексный центр социального обслуживания населения», ГОБУ МО «Центр психо лого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 11 п. Ревда, Ловозер-ского района Мурманской области создан консультационный онлайн-центр, целью которого является обеспечение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи семей, воспитывающих детей (включая детей ОВЗ и детей-инвалидов), с использованием дистанционных технологий и интернет-ресурсов.
Во всех консультационных центрах созданы условия для осуществления комплексного (методического, психолого-педагогического) сопровождения семьи, выработаны механизмы взаимодействия с семьями, обеспечивающие позитивную социализацию, развитие способностей и возможностей детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию, разработана стратегия управления качеством образования в условиях консультационного центра, обеспечиваются необходимые условия для организации дистанционного (online и offline) консультирования родителей.
январь, 2019 г.
Консультационными центрами дошкольных образовательных организаций Мурманской области накоплен достаточный опыт работы по различным направлениям:
• оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам ухода, воспитания, полноценного развития и обучения детей дошкольного возраста;
• создание равных возможностей для получения современного качественного образования и позитивной социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации;
• предоставление диагностической помощи в выявлении возможных нарушений и отклонений в развитии детей дошкольного возраста;
• оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи и поддержки семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по профилактике эмоционально-личностных перегрузок и срывов у детей дошкольного возраста.
В целях обеспечения государственных гарантий на получение бесплатного общедоступного дошкольного образования Министерством образования и науки Мурманской области были подготовлены рекомендации по организации деятельности консультационных пунктов:
• Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей и родителей (законных представителей) в условиях консультационного центра дошкольной образовательной организации (письмо Минобрнауки Мурманской области от 16.10.2013 № 17-02/7523-НК);
• Методические рекомендации по организации оказания методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в условиях консультационного центра дошкольной образовательной организации (письмо Минобрнауки Мурманской области от 30.10.2013 № 17-02/7917- НК);
• Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в условиях консультационных центров, предоставляющих методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (Письмо Минобрнауки Мурманской области от 03.12.2013 № 17-02/8808-ИК).
Командная работа специалистов дошкольных образовательных организаций Мурманской области в сотрудничестве с институтами социального партнерства дает возможность реализации гибкой и динамичной политики сопровождения семьи в консультационных центрах.
№ 1 (55)
UNIVERSUM:
психология и
ОБРАЗОВАНИЕ
январь, 2019 г.
Список литературы:
1. Игнатович И.И., Пацера Е.А., Павлова Ю.Ю. Многофункциональная дидактическая студия как средство развития детей в условиях консультационного центра сельской дошкольной образовательной организации // Universum: Психология и образование: электрон.научн.журн. 2018. № 1 (55). URL: http://7univer-sum.com/ru/psy/archive/item/6792
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155. [Электронный ресурс] - Режим доступа: //https://pravobraz.ru// Государственные нормативные акты
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, в ред. от 02.03.2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // https://pravobraz.ru // Государственные нормативные акты