Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПОЛУЧЕНИИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»'

СПЕЦИФИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПОЛУЧЕНИИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ / РОДИТЕЛИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / УСЛУГИ / ЗАПРОСЫ / ПОТРЕБНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Е. И.

Актуальность исследования обусловлена важностью информационно-просветительской деятельности в среде родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Семья для ребенка с особыми потребностями - это один из самых главных социальных институтов, который способствует его развитию, формирует его личность. Необходимость оказания консультативной помощи родителям обучающихся с ограниченными возможностями подтверждена требованиями со стороны федеральных структур, направленными на стимулирование создания и развития сети «Родительских университетов». Открытие службы оказания консультативной помощи на базе университета призвано способствовать развитию родительских компетенций; осознанию родителями своей роли в воспитательном процессе; повышению благополучия семейной системы; направлено на предоставление достоверной и качественной информации по вопросам обучения, воспитания, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEEDS OF PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN RECEIVING COUNSELING IN THE “PARENT UNIVERSITY” PROJECT

The relevance of the study is based on the importance of education of parents of children with disabilities. A family for a child with disabilities is one of the most important social institutions that contributes to his/ her development. The need for parental counseling for parents of children with disabilities is confirmed by the requirements of federal structures aimed at the development of projects “Parent Universities”. The university-based counseling service will contribute to the development of parenting competencies; parents' awareness of their role in the educational process; improving the well-being of the family system; it is aimed at providing reliable and high-quality information on the education, upbringing, development and socialization of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПОЛУЧЕНИИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 232-236. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 232-236.

Научная статья УДК 376:159.9.07

https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.35

Специфика потребностей родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в получении консультативной помощи в рамках проекта «Родительский университет»

Елена Ивановна Андреева

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7569-4615

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена важностью информационно-просветительской деятельности в среде родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Семья для ребенка с особыми потребностями - это один из самых главных социальных институтов, который способствует его развитию, формирует его личность. Необходимость оказания консультативной помощи родителям обучающихся с ограниченными возможностями подтверждена требованиями со стороны федеральных структур, направленными на стимулирование создания и развития сети «Родительских университетов». Открытие службы оказания консультативной помощи на базе университета призвано способствовать развитию родительских компетенций; осознанию родителями своей роли в воспитательном процессе; повышению благополучия семейной системы; направлено на предоставление достоверной и качественной информации по вопросам обучения, воспитания, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: консультативная помощь, родители, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, Родительский университет, услуги, запросы, потребности родителей, образование

Для цитирования: Андреева Е.И. Специфика потребностей родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в получении консультативной помощи в рамках проекта «Родительский университет» // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 232-236. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.35.

Original article

The needs of parents of children with disabilities in receiving counseling in the "Parent University" project

Elena I. Andreeva

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7569-4615

Abstract. The relevance of the study is based on the importance of education of parents of children with disabilities. A family for a child with disabilities is one of the most important social institutions that contributes to his / her development. The need for parental counseling for parents of children with disabilities is confirmed by the requirements of federal structures aimed at the development of projects "Parent Universities". The university-based counseling service will contribute to the development of parenting competencies; parents' awareness of their role in the educational process; improving the well-being of the family system; it is aimed at providing reliable and high-quality information on the education, upbringing, development and socialization of children with disabilities.

Keywords: psychological counseling, children with disabilities, parents, Parent University, services, inquiries, parents' needs, education

For citation: Andreeva, E.I. (2021) The needs of parents of children with disabilities in receiving counseling in the "Parent University" project. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 232-236. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.35 (In Russian).

Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование» предполагает решение стратегической задачи, обозначенной в федеральном законе «Об образовании в РФ»: получение доступного и качественного образования всеми детьми без дискриминации, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В ключевых показателях данного проекта обозначена необходимость оказания родителям психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.

© Андреева Е.И., 2021

Оренбургский государственный педагогический университет, участвуя в реализации данного национального проекта, получил запрос на создание службы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) в рамках «Родительского университета» (Мусс, 2017).

Консультирование родителей является основным инструментом повышения их компетентности в вопросах обучения, воспитания, развития и социализации детей (Насибуллина, 2021; Любимов и др., 2021). Консультирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья способствует оптимизации условий их семейного воспитания, повышению эффективности родительско-детских отношений, что в свою очередь позитивно влияет на параметры социализации (Любимов и др., 2021; Fareo, 2015; Lawrence, 2013).

На современном этапе развития служб консультативной помощи работа специалистов выстраивается от установления контакта с родителями, сбора информации о ситуации и проблеме до оказания помощи в ее разрешении посредством различных форм взаимодействия (оффлайн, онлайн, смешанный формат общения) (Мусс, 2017; Насибуллина, 2021; Любимов и др., 2021).

Нами были проанализированы запросы родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, обращавшихся за услугами психолого-педагогической, методической и консультационной помощи на кафедру дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания в период с 13 сентября по 25 октября 2021 года.

Данные консультации предлагались родителям в рамках реализации проекта «Родительский университет». В рамках реализации проекта консультации предоставлялись только родителям (законным представителям) детей, гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В процессе консультаций дети не обследовались, работа осуществлялась непосредственно со взрослыми.

Получить услугу можно было в нескольких форматах: направив свой вопрос на корпоративную электронную почту; позвонив или отправив sms, сообщение на Viber, WhatsApp, Telegram на корпоративный телефон; обратившись к нам через портал «Растим детей.рф» или сайт вуза; написав в группу в VK; обратившись очно (по предварительной записи или в рамках специально выделенного времени в ходе очных мероприятий для родителей, с учетом соблюдения требований действующих региональных нормативных документов в сфере недопущения распространения новой коронавирусной инфекции).

Обязательными данными, которые необходимо было указать родителю при дистанционном обращении в Службу, были его контакты (адрес электронной почты, или номер телефона, или ссылка на аккаунт в социальных сетях). В остальном услуги могли предоставляться анонимно.

Наибольшей популярностью пользовался дистанционный формат оказания услуг (электронная почта, корпоративный телефон).

В целом в указанный выше период за консультативной помощью обратилось около сотни родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья. Несколько из них некоторое время назад взяли ребенка под опеку.

Большая часть запросов родителей сконцентрировалась вокруг четырех ключевых тем (данные были округлены до целого числа):

- требования нормативных документов (17 % запросов);

- проблемы обучения (18 %);

- речевое развитие ребенка (29 % запросов);

- психологические проблемы ребенка - эмоциональные, личностные, поведенческие (32 %).

Рассмотрим подробнее каждую из них.

1. Запросы родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связанные с потребностью в разъяснении требований нормативных документов. Одним их блоков вопросов, которые задавали родители, были вопросы о деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Оренбургской области. Родители, проживающие в небольших поселках Оренбургской области, интересовались преимущественно функциями психолого-медико-педагогической комиссии, своими правами при взаимодействии с ее сотрудниками. В общении с консультантом родители в целом выражали недоверие по поводу информации, предоставленной им в образовательной организации, которая рекомендовала им с детьми пройти обследование психолого-медико-педагогической комиссией. Некоторым из них понадобилось разъяснение текстов заключений после обследования.

Консультации по вопросам получения образования в различных формах также оказались востребованными у родителей. Алгоритмы перехода на семейное образование, выбор школы или детского сада для ребенка, вопросы пропусков занятий по болезни, по повторному обучению и оказания медицинской помощи в образовательных организациях лидировали в этой категории.

Наибольшее беспокойство родителей вызывали ситуации жизненного выбора. Самым болезненным вопросом являлся следующий: «В какую среду лучше отдать ребенка получать образование: в отдельный класс/группу, организацию или в условия инклюзивного образования?».

В рамках консультации мы рассказывали родителям о преимуществах того или иного варианта получения образования, отвечали на их вопросы, делали акцент на обязательности создания условий в детском саду или школе для их ребенка в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

«Неусвоение программы и попытки оставить на второй год» - еще одна тема, которая пугала родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Мы расширяли их представления о механизмах данного процесса, об их ответственности и правах в этом контексте.

Родителей опекаемых детей интересовали вопросы получения тех или иных медицинских услуг по полису ОМС и право на бесплатное санаторно-курортное лечение. Им были разъяснены общие основы оказания данного вида услуг, в дальнейшем они были перенаправлены в организации соответствующего профиля.

2. Запросы родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связанные с потребностью в получении консультативной и психолого-педагогической помощи в вопросах обучения. В данной категории преимущество было отдано вопросам усидчивости, мотивации на учебу, самостоятельной подготовки домашних заданий. Родители жаловались на гиперактивность, утомляемость, невнимательность, «плохую память», нежелание учиться, трудности взаимодействия с педагогами.

Отдельные запросы касались поддержки родителями усвоения ребенком системы альтернативной коммуникации, содержания образования ребенка с тяжелыми, множественными нарушениями развития, профилактики нарушений зрительного восприятия в процессе дистанционного обучения.

С каждым родителем обсуждались возможные алгоритмы действий в той или иной ситуации, высылались письменные рекомендации-памятки.

Несколько родителей просили рассказать им о варианте адаптированной основной образовательной программы, который был рекомендован их ребенку со стороны психолого-медико-педагогической комиссии. В первую очередь, их волновали выдаваемые в будущем документы об образовании, порядок прохождения ВПР, ГИА, преимущества программ, их отличия от программ типично развивающихся детей.

Пара родителей консультировалась по поводу выбора дополнительного образования (им рассказали об использовании навигатора программ), режима дня ребенка с ограниченными возможностями здоровья (им помогли его разработать с учетом потребностей).

3. Запросы родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связанные с потребностью в получении консультативной и психолого-педагогической помощи в вопросах речевого развития детей. Данный блок запросов родителей состоял преимущественно из вопросов, связанных с нормативами речевого развития ребенка, описания тревожащих родителей ситуаций, порядка, возраста и времени оказания логопедической помощи.

В описании ситуаций лидировали нарушения звукопроизношения: родители интересовались временем появления тех или иных звуков в речи ребенка (преимущественно сонорных и шипящих); уточняли, надо ли все-таки идти к специалисту или можно еще подождать. Помимо этого, пара родителей уточняла алгоритм выполнения домашних заданий по коррекции речи.

Несколько запросов касались стимуляции речи при негативизме, диагностики и коррекции заикания после психологической травмы у ребенка.

В данных случаях родителям (законным представителям) ребенка были рекомендованы очные консультации специалистов (невролога, учителя-логопеда, педагога-психолога) вне рамок проекта.

4. Запросы родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связанные с потребностью в получении консультативной и психолого-педагогической помощи в вопросах психологических проблем развития детей. В данной категории преимущество оказалось у вопросов, связанных с трудностями и конфликтами ребенка в общении со сверстниками. Родители указывали на трудности социализации, неуверенность в себе, комплексы, в отдельных случаях на агрессивное поведение со стороны сверстников. В паре случаев родители признавались, что конфликт с детей перекинулся на родителей. В данной ситуации с родителями прорабатывались алгоритмы действий в подобных ситуациях, подбирались варианты помощи, которые могут иметь положительный эффект с учетом характеристик обстоятельств, высылались контактные данные специалистов, которые могут повлиять на ситуацию (например, уполномоченного по правам ребенка).

Также родителей интересовали способы реагирования на агрессивное поведение детей, на отказ ходить в школу, побеги, страхи, которые затрудняют социализацию ребенка.

Оставшиеся 4 % родителей задавали частные вопросы, касающиеся проблем медицинского характера (в данном случае нами была выполнена диспетчерская функция - дана рекомендация обратиться к специалисту и пройти соответствующие обследования); перечня тех или иных организаций, в которых можно получить ту или иную помощь - психолого-педагогическую,

медицинскую, реабилитационную (родителям был предоставлен фрагмент разработанного нами каталога организаций Оренбургской области, оказывающих те или иные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям).

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что основные потребности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в получении консультативной помощи в рамках проекта «Родительский университет» сконцентрированы преимущественно на расширении их психолого-педагогических компетенций в вопросах, связанных с алгоритмами действий в ситуации нарушения регуляции эмоций, поведения, проблем социализации и общения со сверстниками, их речевым развитием.

Перспективы внедрения результатов нашего исследования видятся в следующем:

- подготовке просветительских материалов для родителей по актуальным вопросам, преимущественно в дистанционном формате (информация на сайте, в группе в VK после окончания проекта);

- включении в дополнительные образовательные программы повышения квалификации специалистов сопровождения и педагогических работников практических форм работы, связанных с решением тех или иных педагогических ситуаций по теме взаимодействия с родителями;

- расширении практической подготовки по дисциплине «Обучение лиц с ОВЗ» в основных профессиональных образовательных программах по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) работой с кейсами;

- обновлении примерных заданий для практической работы фонда оценочных средств программы по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение семей дошкольников с ОВЗ» в основной профессиональной образовательной программе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профилям Дошкольное образование и Специальная педагогика (инклюзивное образование).

Список источников:

Любимов М.Л., Приходько О.Г., Югова О.В., Захарова М.О. Создание модели комплексного сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством информационно-коммуникационных технологий // Специальное образование. 2021. № 2 (62). С. 125-141. https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_10.

Мусс Г.Н. Из опыта работы по проектированию деятельности "родительского университета" // Школьные технологии. 2017. № 6. 30-33.

Насибуллина А.Д. Влияние родительского отношения на процесс адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям инклюзивной среды дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. С. 356-360.

Fareo D.O. Counselling Intervention and Support Programmes for Families of Children with Special Educational Needs // Journal of Education and Practice. 2015. Vol. 6 (10). P. 103-110.

Lawrence K.C. Appraisal of Counselling Needs of Parents of Children with Special Needs // Journal of special education. 2013. Vol. 11-15 (1). P. 320-330.

References:

Fareo, D.O. (2015) Counselling Intervention and Support Programmes for Families of Children with Special Educational Needs. Journal of Education and Practice. (6:10). 103-110.

Lawrence, K.C. (2013) Appraisal of Counselling Needs of Parents of Children with Special Needs. Journal of special education. 11-15 (1). 320-330.

Lyubimov, M.L., Prikhodko, O.G., Yugova, O.V., Zakharova, M.O. (2021) Design of a model of integrated support for the parents of children with disabilities via information and communication technologies. Special education. (2). 125-141. Available from: https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_10. (in Russian).

Mousse, G.N. (2017) From the experience of designing the activities of the "parent university". Shkolnye tekhnologii[School technologies]. (6). 30-33. (in Russian).

Nasibullina, A.D. (2021) Vliyanie roditelskogo otnosheniya na protsess adaptatsii detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya k usloviyam inklyuzivnoi sredy doshkolnoi obrazovatelnoi organizatsii [Influence of parental attitude on the process of adaptation of children with disabilities to the conditions of an inclusive environment of a preschool educational organization]. Problems of modern pedagogical education. 71-3. 356-360. (in Russian).

Информация об авторе

Е.И. Андреева - кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекци-онного, дополнительного образования и проблем воспитания, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=672882.

Information about the author

E.I. Andreeva - PhD in Psychology, Assistant professor, Preschool, correctional, additional education and upbringing problems Department, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=672882.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.12.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.12.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.