Научная статья на тему 'РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЛЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЛЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
970
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ / ОБЪЕДИНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СЕМЬЯ РЕБЕНКА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макеева Т.В., Кокошникова П.А.

Статья посвящена особенностям организации родительского клуба для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Опираясь на практический опыт, авторы выделяют условия, необходимые для эффективного функционирования родительского клуба. На основе результатов исследования социального потенциала, психологических особенностей и актуальности данной формы работы для родителей составлена программа занятий и определены основные направления работы клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENT CLUB AS A REHABILITATION STRUCTURE FOR THE FAMILY OF A CHILD WITH DISABILITIES

The article is devoted to the peculiarities of organizing a parent club for families raising children with disabilities. Based on practical experience, the authors identify the conditions necessary for the effective functioning of the parent club. Based on the results of the study of the social potential, psychological characteristics and relevance of this form of work for parents, a program of classes was compiled and the main directions of the club’s work were determined.

Текст научной работы на тему «РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЛЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 2500-3585

DOI: 10.21626/]-Лг/2021-2(27)/7 Педагогические науки

УДК: 376

Родительский клуб как реабилитационная структура для семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

© Т.В. Макеева, П.А. Кокошникова

gg Макеева Т.В. - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий

кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» E-mail: makeeva.tatyana@inbox.ru

Кокошникова П.А. - магистрант по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» E-mail: kokoshnikova.pol@yandex.ru

Адрес: 150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена особенностям организации родительского клуба для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Опираясь на практический опыт, авторы выделяют условия, необходимые для эффективного функционирования родительского клуба. На основе результатов исследования социального потенциала, психологических особенностей и актуальности данной формы работы для родителей составлена программа занятий и определены основные направления работы клуба.

Ключевые слова: воспитание, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, детско-родительские отношения, родительский клуб, объединения родителей, семья ребенка с инвалидностью, программа родительского клуба, реабилитационный потенциал семьи

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается с невероятной скоростью. Согласно статистике, представленной «Федеральным реестром инвалидов» на 1 марта 2021 года, численность детей-инвалидов в России составляет около 707 239 человек, когда в январе 2021 года данный показатель был меньше на 2 743 [7]. Ухудшение состояния здоровья детей можно связать с множеством факторов, среди которых выделяют экологическую обстановку в регионе, условия воспитания и проживания, здоровье и самочувствие матери во время беременности и так далее. Соответственно, опираясь на данные Федерального реестра, мы можем сделать вывод о том, что с каждым годом все большее количество семей нуждается в сопровождении и помощи для полноценного развития и приспособления ребенка к окружающему миру.

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это «реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка» [6]. Данная группа населения нуждается в особой поддержке, начиная с момента диагностирования особенностей развития ребенка (в том числе, в дородовый период) и на протяжении всей дальнейшей жизни [2].

Е. И. Холостова утверждает, что специалист должен обеспечить поддержку семьи по таким направлениям, как просвещение и информирование родителей об особенностях развития ребенка, о приемах воспитания и обучения, организация встреч членов семьи с различными специалистами для консультаций. Важная роль принадлежит специалисту в объединении родителей в общественные организации, ассоциации для взаимной поддержки и взаимодействия в вопросах оказания помощи собственным детям путем создания для них родительских клубов [8].

Родительский клуб представляет собой организацию родительских объединений различной направленности, которая решает задачи общения, посреднического обмена между семьями, принятия социальных норм и ценностей, укрепления родительско-детских отношений. Клубы способствуют расширению жизненного пространства семей, осознанию и приобретению ими социальных и жизненных навыков, улучшению социального функционирования [3].

Родительский клуб для семей особых детей можно рассматривать как:

- сообщество людей, объединённых общими взглядами на роль семьи в воспитании и развитии детей, общностью интересов и потребностей в совместной деятельности;

- место для коллективной деятельности специалистов и семей, где взрослые получают возможность развиваться в вопросах воспитания и социализации детей. В такой среде у родителей появляется возможность проявить себя, получить эмоциональную и психологическую поддержку от других членов клуба, получить знания относительно воспитания ребенка и способов коррекции его нарушений. Занятия в родительском клубе создают условия для осознания членами семьи ответственности за развитие детей с ограниченными возможностями здоровья [1].

Мы рассматриваем родительский клуб как место для коллективной деятельности специалиста и семьи, где родители имеют возможность развиваться в вопросах воспитания и социализации детей. В такой среде у родителей появляется возможность проявить себя, получить эмоциональную и психологическую поддержку от других членов клуба, получить знания относительно воспитания и социального обеспечения и поддержки ребенка.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей организации родительского клуба как реабилитационной структуры для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Методами

67

68

исследования стали анализ литературы, беседа, анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исследование проводилось на базе Государственного казённого учреждения «Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Лесная сказка»» и муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 117 «Электроник» комбинированного вида городского округа города Буй Костромской области. Временные рамки исследования: апрель - май 2021 года.

В начале работы мы определили основные условия, которые будут влиять на эффективность программы родительского клуба:

• реабилитационный потенциал семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

• тематика занятий, отвечающая интересам и потребностям родителей;

• смешанный формат проведения занятий: в очной форме и с использованием технологий интернет-коммуникаций.

Исследование особенностей организации родительского клуба проходило по трем этапам.

I. Изучение реабилитационного потенциала семей с целью составления социально-психологического портрета и определение актуальных вопросов в сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени интересующих родителей, а также желаемую форму организации занятий. Данное исследование включает изучение социального потенциала, психологических особенностей семьи, определение знаний родителей в сфере воспитания особого ребенка (знание нормативно-правовой базы, педагогические навыки и умения), установление актуальности проведения родительского клуба и информации, в которой нуждаются родители.

Исследование социального потенци-

ала семей происходило по таким критериям, как состав, количество детей, жи-лищно-бытовые условия, образование и занятость родителей.

В общем количестве семьи детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью полные - это 85% случаев (42 семьи). Неполные семьи представлены в 15% случаев (6 семей). Одна семья имеет статус опекунской, где воспитанием детей занимается бабушка. Согласно полученным данным в 72% семей воспитываются двое детей (35 семей). Статус «многодетная семья» имеют 18% (девять семей) от общего количества. Одного ребенка имеют лишь 5 семей (10%). В нескольких семьях воспитывается несколько детей с особенностями развития.

Общее количество семей, проживающих в удовлетворительных жилищно-бы-товых условиях составляет 89% (44 семьи). В хороших жилищно-бытовых условиях проживает 11% от общего количества семей. Семей, проживающих в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях, не выявлено.

Общее количество родителей, окончивших учреждения высшего образования, составляет 14% (14 человек). Учреждения среднего специального образования окончили 81 родитель. Среднее образование имеют трое родителей.

Общее количество трудоустроенных родителей составляет 74% (72 человека). Количество нетрудоустроенных родителей составляет 27 человек.

В исследовании психологических особенностей семей приняли участие родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в количестве 50 человек.

Для реализации цели исследования мы использовали опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, который представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понима-

ется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка (кооперация), отсутствие дистанции между родителем и ребенком (симбиоз), авторитарная гиперсоциализация, отношение к неудачам ребенка.

Анализ шкалы «Принятие-отвержение». 48% родителей положительно относится к своим детям. Взрослые принимают индивидуальность и особенность своего ребенка, уважают и признают его интересы и увлечения, поддерживают планы и проводят с ними достаточное количество времени. Это наиболее благоприятная среда для развития ребенка с ограниченными возможностями. 18% родителей испытывают по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такие взрослые критично относятся к будущему своего ребенка, низко оценивают его способности. Остальные 34% родителей получили средние баллы.

Анализ шкалы «Кооперация». 42% родителей проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком. 18% родителей занимают по отношению к ребенку противоположную позицию, не верят в способности своего ребенка, не стремятся поощрять его самостоятельность и инициативу, быть с ним на равных. Также 40% родителей заняли промежуточную позицию.

Анализ шкалы «Симбиоз». В данном случае позиции родителей разделились следующим образом: 20% взрослых устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботятся. 26% родителей не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда

быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности. 54% родителей заняли промежуточную позицию.

Анализ шкалы «Контроль». 30% родителей предпочитают вести себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и соблюдения строгих дисциплинарных рамок. Почти во всем они стараются навязывать ребенку свою волю. У 26% родителей контроль над действиями ребенка практически отсутствует. 44% родителей могут гармонизировать свои отношения с детьми, умело регулируя систему контроля: дети получают возможность принимать самостоятельные решения на уровне своих возрастных возможностей, что создает благоприятные условия для эмоционального благополучия.

Анализ шкалы «Отношение к неудачам». Высокие баллы по шкале признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Такие баллы по этой шкале набрали 30% родителей. Низкие баллы по этой же шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. В нашем исследовании, эту точку зрения разделяют также 30% родителей (15 человек). Остальные 40% родителей (20 человек) по сумме баллов по этой шкале находятся между вышеуказанными результатами.

Результаты анкетирования «Родительский клуб».

Анкетирование родителей проводилось с целью определения актуальности занятий клуба для родителей особых детей, знаний в вопросах воспитания и коррекции нарушений, а также для установления приоритетных направлений и форм функционирования родительского клуба. Как указывают исследователи данной проблемы, «не каждая семья способна дать себе отчет в том, что она воспитывает особенного ребенка. Но все родители

69

70

детей с ограниченными возможностями сталкиваются с особой проблемой, пытаясь обеспечить им не только надлежащее образование, но и одновременно стремясь защитить их права» [5].

Выборка исследования составила 43 родителя, воспитывающих детей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья.

По результатам анкетирования родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями, мы можем сделать следующие выводы.

Отличными знаниями в области воспитания особых детей обладают 13 родителей (30%), 17 человек (40%) считают, что хорошо владеют информацией, 9 родителей (20%) оценивают свои знания на уровне «удовлетворительно», 10% (4 чел.) оценивают свои знания в области воспитания особых детей как «неудовлетворительные».

20 родителей (47%) считают, что недостаточно знакомы с нормативно-правовыми актами в сфере социальной защиты детей-инвалидов, 13 родителей (30%) достаточно разбираются в нормативно-правовой базе, также 10 (23%) родителей также не знакомы с законами.

Более всего родители знают о существовании таких нормативно-правовых актах, как Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (67%), Федеральный Закон №178 «О государственной социальной помощи» (54%), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (54%), Федеральный закон «О защите инвалидов в Российской Федерации» (40%), в меньшей степени о Конвенции «О правах ребенка» (33%) и Декларация «О правах инвалидов» (14%), не знакомы с нормативными документами в данной сфере 20% родителей.

40% родителей (17 человек) полностью информированы об образовательных, медицинских и иных организациях, которые оказывают услуги детям с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью, скорее не знают об учреждениях 33% родителей (14 чел.), не

знают об организациях или затрудняются ответить 14% родителей (12 чел.).

100% родителей считают, что роди-тельству нужно осознанно и целенаправленно учиться, как и другим жизненно важным знаниям.

Родители отметили наиболее важные проблемы относительно воспитания ребенка. Это профессиональная ориентация, будущее ребенка, отношения обществу к проблеме ребенка, роль родителя в реабилитации.

86% родителей (37 чел.) считают необходимым получить дополнительные знания в сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью. 7% родителей (3 чел.) не считают нужным получить необходимые знания, еще 7% затрудняются ответить.

40% родителей повышают родительскую компетентность посещая специально организованные мероприятия, в том числе и онлайн курсы, 53% иногда читают отдельные книги и статьи по педагогике и психологии, постоянно изучают специальные материалы для родителей 20% родителей, нет опыта повышения родительской компетентности у 27 % родителей.

Главным в деятельности родительского клуба, по мнению родителей, является преодоление психологических барьеров в общении с другими родителями, детьми, специалистами (74%), повышение родительской грамотности и компетентности (53%), осознание собственных трудностей в воспитании детей (27%).

Для 46% родителей (20 чел.) формат проведения занятий не важен, они готовы поучаствовать в онлайн или очной встрече. 40% родителей утверждают, что им будет удобно поприсутствовать на онлайн занятии (17 чел.). За занятия в традиционной форме выступили 14% родителей (6 чел.).

Наиболее популярными способами организации занятий для родителей в онлайн форме стали видеоконференции через специализированные приложения (80%), информация на сайте (73%), рассылка в мессенджерах и записи видео-у-

роков (по 27%), за традиционное посещение занятий проголосовало 46%.

Родителей в большей степени интересует правовое направление деятельности клуба (93%), образовательно просветительское (73%), культурно-досуговое (60%), в наименьшей степени - экономическое (36%) и медицинское направление (20%).

Родители определили основные условия, при которых они стали бы участниками родительского клуба -это регулярность встреч, полезная информация, квалифицированные специалисты, дружеская и теплая атмосфера коллектива.

Исследование реабилитационного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, показало актуальность организации для них занятий родительского клуба. Согласно результатам изучения социально-психологических особенностей, мы можем сделать вывод о том, что внутрисемейный климат оказывает благотворное влияние на развитие особого ребенка, но существуют определенные потребности в информации, которые мешают созданию наиболее эффективной развивающей среды внутри семьи. Родительский клуб как реабилитационная структура сыграет важную роль в развитии воспитательного потенциала семьи, что в свою очередь положительно отразится на развитии особого ребенка и коррекции его нарушений.

II. Создание и реализация программы родительского клуба с учетом социально-психологических особенностей и результатов анкетирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведение занятий при очном присутствии родителей и с использованием технологий интернет-коммуникаций.

Исходя из результатов анкеты и опираясь на результаты социально-психологического исследования, мы составили программу родительского клуба «Счастливы вместе», которая рассчитана на проведение занятий в период реабилитационной смены для особых детей в ГКУ ОРЦ «Лесная сказка».

Согласно результатам исследования реабилитационного потенциала семей, в рамках родительского клуба, работа специалистов будет основываться на информировании членов клуба об основах правовой защиты детей-инвалидов, об учреждениях и организациях, оказывающих помощь данным семьям, об основных приемах повышения реабилитационного потенциала семьи и педагогической компетенции. Смешанная форма организации занятий подразумевает очное участие родителей в собраниях клуба и дистанционные встречи со специалистами с использованием технологии интернет-коммуникации.

По результатам анкетирования и исследования социально-психологических особенностей родителей особых детей нами определены следующие направления работы клуба:

- правовое направление;

- образовательно-просветительское направление;

- культурно-досуговое.

Занятия правового направления отвечают потребностям родителей особых детей, которые мы определили в ходе анкетирования. Большинство родителей считает, что недостаточно знакомы с нормативно-правовыми основами социальной защиты детей-инвалидов, и исходя из этого нами были проведены занятия данного направления на следующие темы:

• «Международное законодательство в сфере защиты детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». На занятии мы рассмотрели основные нормативные акты международного уровня, в которых указаны права детей-инвалидов в различных сферах жизнедеятельности;

• «Законодательство Российской Федерации в сфере социальной защиты детей-инвалидов». Данное занятие включает в себя обзор нормативных документов Российской Федерации и знакомство родителей с полезными информационными сайтами, созданными для поддержки детей с ограниченными возможностями

71

72

здоровья и их семей;

• «Льготы и пособия для семей с детьми-инвалидами в 2021 году». На занятии мы проинформировали родителей об актуальных изменениях условий, размерах и видах пособий и льгот.

Образовательно-просветительское направление основывается на результатах социально-психологического исследования и нацелено на приобретение родителями опыта в сфере общения с особыми детьми и знаний в области эмоционального благополучия семьи в целом. Направление включает следующие занятия:

• «Правила общения». Занятие состоит из теоретического материала и упражнений, направленных на просвещение родителей в области корректного и правильного общения с детьми;

• «Эмоциональный климат в семье». Занятие нацелено на осознание родителями того факта, что отношения и климат в семье влияют на благоприятное развитие и коррекцию нарушений особого ребенка;

Культурно-досуговое направление основывается на просвещении родителей в сфере организации полезного досуга для детей с ограниченными возможностями здоровья в сети интернет и состоит из занятий на темы:

• «Интернет-туризм». Данное занятие предполагает знакомство родителей с развивающимся и популярным направлением проведения досуга в сети интернет - онлайн-экскурсии лучших музеев, выставок, зоопарков России и мира;

• «Полезный интернет». Занятие предполагает разбор сайтов, полезных не только родителям, но и детям с ограниченными возможностями здоровья.

После каждой встречи, независимо от формата проведения занятия, родители получат памятки с основной информацией. Это позволит участникам встреч закрепить основные положения интересующей темы и при необходимости, в будущем, обращаться к тексту.

III. Определение эффективности родительского клуба путем анкетирования родителей особых детей, прошедших про-

грамму. Анкета «Эффективность родительского клуба» состоит из 12 вопросов, которые направлены на выявление приобретенных родителями знаний и определения эффективности работы клуба в смешанном формате. В анкетировании приняли участие 12 родителей, посещающих занятия клуба и воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Проанализировав ответы родителей, мы можем сделать следующие выводы.

На вопрос об уровне знаний в сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью 50% родителей ответили «отлично», 33% считают, что хорошо информированы в данной теме, неудовлетворительных ответов нет. По сравнению с анкетой по определению актуальности родительского клуба данные изменились в лучшую сторону.

Согласно результатам анкетирования, приобретенные в ходе проведения клуба знания будут полезны 67% родителей, 25% родителей затрудняется ответить на данный вопрос, а 8% скорее всего не будут использовать полученные знания.

Эффективность направлений родительского клуба родители оценили таким образом:

• Информация, полученная в ходе занятий образовательно-просветительского направления, была полезна и пригодится в будущем 50% родителей, показалась полезной для 34% родителей, затруднились ответить 16%, родителей считающих, что информация была совершенно не полезна для них, нет.

• Занятия правового направления 67% родителей сочли полезными для будущего, 25% родителей информация показалась полезной, 8% затруднились ответить на данный вопрос. Родителей, которые посчитали бы информацию не полезной нет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Культурно-досуговое направление родительского клуба родители посчитали полезным и пригодным для использования в будущем (59%), информация показалась полезной для 25% родителей, но 16%

затрудняются ответить на этот вопрос.

По сравнению с анкетой на выявление актуальности родительского клуба, результаты ответов на вопрос о знании основных нормативно-правовых актов изменились в лучшую сторону. Родители отметили что знают все законы, указанные в вопросе.

92% родителей приобрели знания в сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, они узнали новую и полезную информацию, а для 8% знания в данной сфере не изменились.

Все родители отметили, что будут использовать полученные знания в сфере организации досуга в сети интернет. Это означает, что занятия культурно-досуго-вого направления оказались эффективными для данных родителей.

Вновь стать участником подобного родительского клуба согласились бы 84% родителей. Для 16% родителей данный вопрос вызвал затруднение. Нет родителей, которые ответили бы отрицательно на данный вопрос, это говорит о том, что клуб соответствует потребностям и ожиданиям семей.

Для 50% участников клуба дистанционная форма проведения занятий оказалась удобнее и привлекательнее. Вариант ответа «форма организации не важна» выбрал 42% родителей. Для 8% родителей занятия в дистанционной форме показались не удобными.

Согласно мнению родителей обе формы организации занятий (очная и дистанционная) эффективны для них. Такой вариант ответа выбрало 68% родителей. Для 16% родителей наиболее эффективным оказался дистанционный формат работы, также для 16% более привлекателен очный формат работы.

Организация родительского клуба в смешанной форме (в очной и дистанционной форме) эффективна для 67% родителей. 25% родителей испытали затруднение при ответе на данный вопрос, а 8% родителей не считают смешанную форму эффективной.

В заключении мы узнали мнение родителей об изменениях в программе и организации родительского клуба. Так, родители посоветовали использовать в занятиях больше интерактивных приемов, игр, различных тестов и опросов, организовать встречи и мини-лекции от различных специалистов учреждения (медицинский работник, психолог, дефектолог, логопед), по возможности организовать больше онлайн занятий и лекций, так как это позволяет получать информацию, не отрываясь от домашних дел и обязанностей.

Обобщив теоретические исследования и практический опыт, можно с уверенностью утверждать, что ключевой технологией взаимодействия посредством родительского клуба должно выступать сотрудничество, к основным характеристикам которого относятся:

1. Совместное определение целей деятельности всеми ее участниками.

2. Взаимоположительное отношение участников взаимодействия к интересам друг друга.

3. Субъектная позиция участников взаимодействия [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследование особенностей организации родительского клуба для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью показало важность соблюдения таких условий как реабилитационный потенциал семей, тематика занятий, отвечающая интересам и потребностям родителей, смешанный формат проведения занятий: в очной форме и с использованием технологий интернет-коммуникаций. Организованный родительский клуб оказался полезным для участников занятий. Родители особых детей приобрели новые знания в правовой, педагогической и досуговой сфере и смогут применить их в процессе воспитания, что положительно повлияет на развитие и коррекцию нарушений особого ребенка и позволит поддерживать более благоприятную обстановку внутри семьи.

73

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажук, О.В. Социально-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов, в процессе социальной интеграции в условиях социально-психологической службы «LIFE»: метод. пособие / О.В. Бажук, Г.В. Дербенева. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2015. - 71 с.

2. Беляева, М.А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида: учеб. пособие / М.А. Беляева, И.Е. Кузнецов. - Екатеринбург, 2001. - 120 с.

3. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. Н. Исаева. - М.: Институт социальной работы, 1996. - 121 с.

4. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями : учебное пособие / Л. В. Байбородова, Е. Б. Кириченко, М. П. Кривунь [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 256 с.

5. Ситникова, Н. Г. "Будем вместе познавать!" (из опыта взаимодействия специалистов с родителями детей с расстройствами аутистического спектра) / Н. Г. Ситникова, Н. В. Торбеева // Сибирский вестник специального образования. - 2017. - № 1(19). - С. 8284. - URL: https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_28822935_54477822.pdf (дата обращения: 20.05.2021). - Текст: электронный.

6. Ткачёва, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачева. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 114 с.

7. Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов». - URL: https://sfri. ru/ (дата обращения: 20.05.2021). - Текст: электронный.

8. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Холостова. -М.: Изд-во «Дашков и К», 2006. - 240 с.

PARENT CLUB AS A REHABILITATION STRUCTURE FOR THE FAMILY OF A CHILD WITH DISABILITIES

© Tatiana V. Makeeva, Polina A. Kokoshnikova

Tatiana V. Makeeva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social Pedagogy and Organization of Work with Youth, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky E-mail: makeeva.tatyana@inbox.ru

Polina A. Kokoshnikova - Master's student in the Direction of Training 44.03.02 "Psychological and Pedagogical Education", profile "Psychology and Social Pedagogy", Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky E-mail: kokoshnikova.pol@yandex.ru

Address: 150000, Russia, Yaroslavl, Republican street, house 108/1

75

REFERENCE

ABSTRACT

The article is devoted to the peculiarities of organizing a parent club for families raising children with disabilities. Based on practical experience, the authors identify the conditions necessary for the effective functioning of the parent club. Based on the results of the study of the social potential, psychological characteristics and relevance of this form of work for parents, a program of classes was compiled and the main directions of the club's work were determined.

Keywords: education, disabled children, children with disabilities, child-parent relations, parent club, parent associations, family of a child with disabilities, parent club program, family rehabilitation potential

1. Bazhuk O.V. Social and pedagogical support of families raising children with disabilities in the process of social integration in the conditions of the socio-psychological service "LIFE": method. Allowance / O.V. Bazhuk, G.V. Derbeneva. - Omsk: Printing Center KAN, 2015. - 71 p.

2. Belyaeva, MA Social and pedagogical work with the family of a disabled child: text. Manual / M.A. Belyaeva, I.E. Kuznetsov. -Yekaterinburg, 2001. - 120 p.

3. Dementyeva, N. F. Social work with families of a child with disabilities / N. F. Demen-tyeva, G. N. Bagaev, T. N. Isaev. - M.: Institute of Social Work, 1996. - 121 p.

4. Pedagogy of additional education. Working with children with special educational needs : A textbook / L. V. Bay-borodova, E. B. Kirichenko, M. P. Krivun [et al.]. - 2nd ed., ispr. and add. - Moscow:

Yurayt Publishing House, 2018 - - 256 p.

5. Sitnikova, N. G. " Let's learn together!" (from the experience of interaction of specialists with parents of children with autism spectrum disorders) / N. G. Sitnikova, N. V. Torbeeva / / Siberian Bulletin of Special Education. - 2017. - № 1(19). - Pp. 8284. https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_28822935_54477822.pdf

6. Tkacheva, V.V. Family of a child with disabilities: diagnosis and counseling / V.V. Tkacheva. - M.: National Book Center, 2014. -114 pages.

7. Federal State Information System «Federal Register of Disabled Persons»: https://sfri.ru/

8. Kholostova, E.I. Social work with people

with disabilities: textbook for students of №2 (27) 2021 higher educational institutions/E.I. Kholos- www.j-chr.com tova. - M.: Publishing house "Dashkov and K," 2006. - 240 pages. "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.