Крылова Т.В. учитель-дефектолог Детский сад № 9 «Кристаллик» Салехард, Россия
Реализация задач личностного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через работу родительского клуба
Аннотация: В статье представлен опыт работы по реализации задач личностного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через работу родительского клуба.
Автор подчёркивает, что выбранная и апробированная учреждением форма социального партнёрства с семьями воспитанников позволяет использовать педагогический и родительский потенциал как мощнейший ресурс социокультурного развития личности ребёнка.
Ключевые слова: ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, развитие личности, родительский клуб, социальное партнёрство.
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями является наиболее сложной и комплексной среди того круга проблем, которые сопровождают процесс становления личности.
Чтобы ребёнок с ограниченными возможностями смог приобрести жизненный опыт, потребность осознания собственного «Я» в системе общественных ценностей и потребность перспективы будущего детям необходима комплексная помощь, чётко скоординированная работа всех участников взаимодействия с ребёнком.
Наш детский сад посещают дети с заболеваниями глаз (амблиопия, косоглазие, слепые, слабовидящие), а так же есть группа компенсирующей направленности для детей - инвалидов с умственной отсталостью.
Процесс личностного становления дошкольника с ограниченными возможностями наиболее успешно происходит при тесном взаимодействии воспитателей, медицинских работников, специалистов разного профиля и, конечно же, родителей.
Семья с ребёнком с ОВЗ - это семья с особым статусом. Для которой характерны не только личностные особенности всех её членов, закрытость семьи для внешнего мира, дефицит общения, отсутствие одного из родителей, но главное - специфическое положение в семье ребёнка.
Задача, которая стоит перед педагогами - это, прежде всего, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки, все это позволит создать условия для полноценной социализации детей данной категории.
Педагоги нашего дошкольного учреждения в работе с семьями воспитанников используют: групповые собрания, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, открытые занятия, семинары - практикумы.
Новое направление в работе службы сопровождения - это участие специалистов в заседаниях родительского клуба «Растём вместе», созданного в детском саду. Работа педагога - психолога, учителей - дефектологов (тифлопедагога, олигофренопедагога), учителей - логопедов приобрела особую значимость.
Через выстроенную систему партнёрских взаимоотношений педагоги повышают грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробуждают в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка. Помогают родителям выработать уверенный и спокойный стиль общения, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и защищённо в семье.
Все мероприятия «Клуба» были организованы таким образом, что и дети и родители становились их активными участниками.
На первом заседании «Клуба» в непринуждённой обстановке семьи воспитанников познакомились друг с другом. Тематика заседания «Мы вместе!» позволила педагогам выяснить социальный запрос родителей, а так же выявить педагогический потенциал семей.
В канун новогодних праздников дошколята совместно с родителями и педагогами мастерили новогодние подарки - сюрпризы для своих сверстников - детей с ОВЗ, которые не посещают детские сады. Уроки творчества и мастерства одновременно стали для детей и родителей уроками доброты и милосердия.
Вручая подарки, Дед Мороз поздравил малышей и их семьи с наступившим Новым годом. Дети читали стихи, пели с родителями песни, фотографировались с гостем у домашней ёлки.
Прощаясь, Дед Мороз пожелал, что отныне их новогодние встречи станут доброй традицией. Об одном он пожалел, что его друзья - дети из детского сада «Кристаллик» не смогли сами увидеть каким светом загорались глаза ребятишек, которых осчастливили их подарки, сколько в них было счастья, радости и благодарности.
Спортивный праздник, организованный по инициативе родителей нашего клуба «Будь здоров!», сплотил детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками. Дружеская встреча спортивных команд показала, что физический недуг ребёнка не может быть причиной, которая ограничивает его стремление к победе и успеху.
Итоговое заседание клуба показало, как активно прошел год, а самое главное, что это все очень важно каждому, что мы вместе.
Целевое, деятельное, эмоциональное единство всех участников - членов «Клуба» позволило активизировать интерес у семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья к социально - значимым и общественно - полезным мероприятиям, а детям - приобрести конкретные практические навыки поведения в социуме.
Выбранная и апробированная нами форма социального партнёрства с семьями воспитанников позволяет использовать педагогический и родительский потенциал как мощнейший ресурс социокультурного развития личности ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии: Методическое пособие // И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва. - М.: Просвещение, 2008.
Смирнова Е.Р. Толерантность, как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. С. 51-56