Научная статья на тему 'Детско-родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада с семьей воспитанников (из опыта работы)'

Детско-родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада с семьей воспитанников (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
792
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / взаимодействие / детско-родительский клуб / family / interaction / parent-child club

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Евгения Ивановна

В статье представлен опыт работы педагогов детского сада по организации работы с родителями детей раннего возраста в рамках совместной деятельности в форме детско-родительского клуба. Педагогами определены цель и задачи, реализуемые в процессе данного вида деятельности. Так же представлена схема взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в процессе подготовки, организации и проведения клубных встреч. Приведено примерное тематическое содержание и обозначена структура практикумов. Данный опыт может быть интересен воспитателям и специалистам детских садов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданова Евгения Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENT-CHILD CLUB AS AN EFFECTIVE FORM OF INTERACTION BETWEEN THE KINDERGARTEN AND THE FAMILY OF PUPILS (FROM EXPERIENCE)

The article presents the experience of kindergarten teachers in organizing work with parents of young children in the framework of joint activities in the form of a parent-child club. Teachers defined the purpose and tasks implemented in the process of this type of activity. Also the scheme of interaction of the tutor and the musical Director in the course of preparation, the organization and carrying out club meetings is presented. The approximate thematic content is given and the structure of the workshops is indicated. This experience may be of interest to educators and specialists of kindergartens

Текст научной работы на тему «Детско-родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада с семьей воспитанников (из опыта работы)»

УДК 37

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Жданова Евгения Ивановна.

г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 280 комбинированного вида, старший воспитатель, jjdanova@mail.ru.

Аннотация. В статье представлен опыт работы педагогов детского сада по организации работы с родителями детей раннего возраста в рамках совместной деятельности в форме детско-родительского клуба. Педагогами определены цель и задачи, реализуемые в процессе данного вида деятельности. Так же представлена схема взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в процессе подготовки, организации и проведения клубных встреч. Приведено примерное тематическое содержание и обозначена структура практикумов. Данный опыт может быть интересен воспитателям и специалистам детских садов.

Ключевые слова: семья, взаимодействие, детско-родительский клуб.

PARENT-CHILD CLUB AS AN EFFECTIVE FORM OF INTERACTION BETWEEN THE KINDERGARTEN AND THE FAMILY OF PUPILS (FROM

EXPERIENCE)

Zhdanova Evgenia Ivanovna.

Novosibirsk, MKDOU kindergarten № 280 combined type, senior teacher, jj danova@mail. ru.

Abstract. The article presents the experience of kindergarten teachers in organizing work with parents of young children in the framework of joint activities in the form of a parent-child club. Teachers defined the purpose and tasks implemented in the process of this type of activity. Also the scheme of interaction of the tutor and the musical Director in the course of preparation, the organization and carrying out club meetings is presented. The approximate thematic content is given and the structure of the workshops is indicated. This experience may be of interest to educators and specialists of kindergartens.

Key words: family, interaction, parent-child club.

В детстве закладывается основа личности человека. Каждый родитель желает видеть в своем ребенке гармонично развитую личность во всех отношениях, но не все родители обладают тем спектром педагогических и психологических знаний, необходимых для достижения этой цели. Именно поэтому некоторые родители обращаются к воспитателям и специалистам детского сада с просьбой о повышении личной компетентности в вопросах познавательного, эмоционального и творческого развития ребенка. Такой запрос

от родителей поступил в адрес воспитателя группы младшего дошкольного возраста в нашем детском саду осенью 2016 года. В уточняющей беседе стало ясно, что родителям недостаточно только теоретических знаний о закономерностях физического и психического развития их малышей, необходимо научить их практическим способам взаимодействия с детьми. Перед педагогами встала задача, каким образом донести до родителей информацию о том, как нужно взаимодействовать с ребенком, чтобы это общение было увлекательным, занимательным и развивающим для ребенка, и полезным и информативным для его родителей. Так появилась идея создания родительского клуба, основанного на взаимодействии педагогов и родителей. А как же дети? Они непосредственные и главные участники каждой клубной встречи. Поэтому клуб получил статус именно детско-родительского. И название родилось само собой - «Ладушки», из детской песенки-потешки, которая в обязательном порядке и с большим удовольствием проигрывается практически на каждой встрече участников клуба.

В организации работы клуба задействованы творческие педагоги с большим опытом работы в дошкольном образовании: воспитатель группы О.Г. Ришко и музыкальный руководитель М.И. Иванова. Нами обозначены цели и задачи работы «Ладушек», разработан тематический план встреч и примерное содержание каждой из них.

Цель: оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста, формирование позитивных эмоциональных отношений в системе «Воспитатель - Родитель - Ребенок».

Задачи:

1. Учить налаживать эмоциональный, телесный контакт между взрослым и ребенком.

2. Обучать способам игрового взаимодействия между родителями и детьми, показать значение и возможности совместной игры для развития ребенка.

3. Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные движения.

4. Развивать речь детей, пополнять словарный запас.

5. Устанавливать доверительные отношения между педагогами и родителями.

6. Приобщать родителей к участию в жизни группы и детского сада.

7. Повышать родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития детей.

Для достижения поставленной цели и задач необходимо было выстроить взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, у нас вышло следующее:

- совместная разработка планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;

- совместная разработка практикумов для родителей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами музыки;

- совместная разработка тематики родительских собраний и их проведение;

- организация мастер-классов для коллег по организации взаимодействия с родителями;

- подбор и систематизация музыкальных произведений для фонотеки;

- обсуждение результатов мониторинга и выстраивание системы индивидуальной работы с детьми в процессе непосредственной образовательной деятельности, в режимные моменты, во время прогулок.

Ниже, в таблице 1 приведен Тематический план работы детско-родительского клуба «Ладушки» в первой младшей группе № 7, в которой данная форма взаимодействия с родителями прижилась и реализуется на протяжении последних трех лет.

Таблица 1

Тематический план работы детско-родительского клуба «Ладушки»

в первой младшей группе № 7

Месяц Тема встречи

сентябрь «Здравствуй, детский сад»

октябрь «Осень в гости просим»

ноябрь «С мамами играем, мам поздравляем»

декабрь «Веселый новый год»

январь «Зимние забавы»

февраль «Играем в военных»

март «Женский день»

апрель «Весна идет»

май «Посмотри, как подросли»

Кроме непосредственной практической деятельности, которую родители осваивают в процессе клубных встреч, была проведена работа по восполнению теоретических знаний по вопросам всестороннего развития и воспитания ребенка младшего дошкольного возраста. Проводились консультации на темы «Говорим с малышом по дороге в детский сад», «Влияние двигательного режима на физическое развитие ребенка», «Особенности речевой развития детей 2-3 лет»; также были разработаны буклеты для родителей «Рука развивает речь ребенка», «Играйте вместе с детьми». На родительских собраниях педагог рассказывала родителям о доступных и эффективных видах закаливания, о приемах игрового самомассажа, обучила изготовлению развивающих игрушек из подручных средств.

Ну и особое внимание уделяется игровым практикумам, которыми насыщены все клубные встречи.

Активизация познавательной деятельности одна из основных проблем сегодня в образовании. Известно, что творческая индивидуальность каждого ребенка реализуется не только в образовательном процессе, но и наиболее ярко в досуговой, свободной деятельности. Интерес стимулирует волю, внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Поэтому умение активизировать, побуждать, стимулировать, направлять ребят имеет наибольшее значение [2].

Можно сказать, что каждая встреча - это отдельный практикум. Для детишек 2-3 лет очень важно организовать деятельность таким образом, что бы

она была внешне привлекательной и эмоционально-насыщенной, вот тут-то и приходит на помощь педагогам репертуар русских народных песенок, потешек, пестушек, сказок, игр и забав. Сегодняшние мамы и папы - это, в подавляющем большинстве, дети, рожденные в 90-е г.г. прошлого столетия. События, произошедшие в стране в те годы, оставили свой отпечаток на всех сторонах жизни общества, затронули они и семью. Родители были вынуждены все силы тратить на приспособление к жизни в новых условиях, а их дети - лишены самого необходимого: родительского общения, тепла, внимания. Они не «пестовались» в своем детстве, поэтому не умеют этого делать со своими малышами. Современные гаджеты, в огромном количестве наводнившие нашу жизнь, не дают им шансов освоить этот полезный и необходимый для развития малыша навык.

Наш клуб - это полчаса полноценного полезного общения родителя с ребенком в непринужденной знакомой обстановке в процессе деятельности, являющейся для ребенка знакомой и доступной - в игре. Родители учатся играть в «Сороку-ворону», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам» и многие другие игры, призванные народной педагогикой развивать физические и психические качества ребенка на разных этапах его развития.

В процессе взаимодействия запланированы встречи один раз в месяц, продолжительностью 30 минут, на знакомой для детей территории, в группе. Темы встреч продиктованы сезонными явлениями и национальным праздничным календарем. В каждую встречу включается сюрпризный момент, тем самым вызывая у детей дополнительную мотивацию к предстоящей деятельности. С целью создания настроения во время сбора родителей в группе звучит фоном приятная расслабляющая музыка. Структуру занятия составляют такие компоненты как: приветствие, музыкально-ритмическая часть, включающая в себя хороводный танец, коммуникативные игры, игровые упражнения на развитие общей моторики, телесно-ориентированные игры, в заключении происходит прощание. Музыка и пение сопровождают все виды деятельности, используемые на занятиях, а именно: народные, подвижные, пальчиковые игры, игры-разминки, игры с предметами, игровые гимнастики (артикуляционные, зрительные, дыхательные), игровой массаж, танцы и хороводы.

Музыка используется как дополнительный метод в процессе преодоления многих психологических проблем у детей: заниженной самооценки, нарушений коммуникативных навыков, страхов, тревоги, чувства волнения и беспокойства. Использование музыки в воспитании детей не только помогает избежать проблем, но позволяет выявить одаренность, создать условия для развития гармоничной личности [1].

Приветственная песенка помогает установить контакт, создаёт положительный эмоциональный фон.

Игры-разминки способствуют активизации внимания, развивают чувство ритма, навыки общения, учат детей действовать по показу.

Пальчиковые и жестовые игры развивают мелкую моторику, речь, способствуют формированию концентрации и произвольности внимания.

Игровой массаж мамы своему ребёнку, коленная игра, т.е. контактные игры, способствует созданию положительного эмоционального фона, развитию

пространственной ориентировки и ориентировки в схеме собственного тела у детей, укрепляет детско-родительские отношения.

Игры с предметами, игры с подражательными движениями, игры с ловлей, игры на взаимодействие, игровая гимнастика, ритмика, танцы и хороводы развивают навыки основных и танцевальных движений, ориентировку в пространстве, дают возможность для активного движения, взаимодействия, учат детей согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, способствуют развитию самостоятельности, произвольности поведения, развивают музыкальные способности.

Игра (элементарное музицирование) на детских музыкальных инструментах (бубны, колокольчики, бубенчики, ложки и пр.), пение в сочетании с подражательными движениями активизируют внимание малышей, доставляет им массу положительных эмоций, способствуют развитию слуха, речи, голоса.

Так, например, умение воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпоритмические движения под музыку являются базовыми для развития речевого слуха, выразительной устной речи, пространственного слуха. Упражнения проводятся в игровой форме с использованием различных знакомых предметов (иллюстраций), которые, как наглядная опора, позднее исключаются и задания выполняются только по словесной инструкции Индивидуальный и дифференцированный подход к детям предполагает учет особенностей психофизического развития каждого воспитанника и создание максимально благоприятных условий для успешного овладения им ориентировкой в пространстве. Это позволит расширить возможности овладения речью, повысит способность к развитию его личности

[2; 3].

Вышеперечисленные методы работы на начальном этапе способствуют установлению наиболее тесного контакта педагогов с детьми, и развитию взаимодействия педагогов с родителями, что дает возможность ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада и впоследствии гармонично развиваться. Развивать взаимоотношения между родителями, детьми, что предупреждает их отчуждение.

И родители, и дети с нетерпением ждут этих встреч. Малыши радуются тому, что мама будет вместе с ним играть, танцевать, петь, а родителям предоставляется возможность увидеть своего ребенка в коллективе сверстников, почувствовать уровень его развития, окунуться в собственные детские воспоминания, и получить бесценный опыт воспитания и развития своего малыша в процессе общения, игры.

Библиографический список: 1. Одинокова Н.А. Использование музыки в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 июня 2016г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. - С. 113-120.

2. Одинокова Н.А. Условия развития слухового восприятия детей, имеющих ограниченные возможности // Современные направления педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара / Под ред. Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. - Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2016. -С. 175-178.

3. Одинокова Н.А. О необходимости формирования культуры слухового восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения // Специальные образовательные условия и качество профессиональной подготовки лис с ограниченными возможностями здоровья: сборник трудов научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. - С. 173-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.